Рефераты
 

Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии

оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих

доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью.

К сожалению, большинство оздоровительных систем (аэробика, шейпинг,

ритмическая гимнастика и прочее) методически разработаны для взрослых

людей, но, безусловно, использование этих систем для оздоровления детей и

подростков возможно с внесением элементов игры и соблюдением принципа

индивидуализации.

Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на

здоровье человека, к проблеме питания.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как

правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и

развития организма, а также сохранение здоровья.

Правильная организация питания имеет большое значение для развития

детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую

очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными

веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении

и лечении многих заболеваний.

При организации питания необходимо учитывать особенности развития и

функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного

возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах,

поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям как в

количественном, так и в качественном составе пищи.

В основу правильной организации питания детей в различные возрастные

периоды должны быть положены следующие основные принципы:

1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное

условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.

2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным

возможностям организма в конкретный возрастной период.

3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм

вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между

собой.

4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка,

состояния здоровья, реакции на пищу и другое.

Существует много взглядов (порой противоположных) на питание: по

П.Брэггу, Г.Шелтону (сторонник раздельного питания), по Г.П.Шаталовой,

К.П.Бутейко; многие люди придерживаются вегетарианской ориентации питания,

одни предпочитают сыроедение, другие – макробиотики, третьи являются

сторонниками энергетического питания.

Сторонники натуропатического питания – проповедники ограниченности

приема калорийной пищи за счет отказа от продуктов живого происхождения,

основных источников белка и жира. Основная идея натуропатичсекого питания и

сыроедения – очень ценна. Она обусловлена стремлением использовать

оздоравливающие силы естественного питания в сочетании со здоровым образом

жизни, специальными дыхательными и физическими упражнениями, закаливанием

организма.

Таким образом, в каждом доме, семье науке о питании должны следовать

постоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Знание законов

питания должно приобретаться с детства. Правильное, полноценное и

рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китов

фундамента здорового человека.

Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Практически всем

известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И

действительно, использование этих естественных сил природы, использование

разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным,

успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую

очередь переохлаждению и перегреву.

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека.

Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные

люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также

неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным

заболеваниям, усиливая иммунные реакции.

Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование

терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической

устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении

ряда принципов, которыми являются:

- постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и

продолжительность процедуры нужно постепенно);

- систематичность (закаливание будет эффективным, когда осуществляется

не от случая к случаю, а ежедневно и без перерывов);

- комплексность – закаливание будет наиболее эффективным, если в

комплексе используются все естественные силы природы: солнце, воздух

и вода;

- учет индивидуальных особенностей при закаливании необходимо принимать

во внимание и рост, и пол, и состояние здоровья, а также местные

климатические условия и привычные температурные режимы.

При закаливании детей необходимо в первую очередь помнить, что у них

каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном

эмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие. Положительные

эмоции полностью исключают негативные эффекты охлаждения. Наилучшим

способом достижения положительных эмоций при закаливании детей является

введение в закаливающую процедуру элементов веселой игры. Привлечение детей

к закаливанию служит пример родителей, отсюда понятна важность

действенность пропаганды закаливания среди слоев населения.

Существуют закаливание воздухом (воздушные ванны); закаливание солнцем

(воздушно-солнечные ванны); закаливание водой (обтирание, обливание, душ,

купание, купание в проруби); хождение босиком является одним из древнейших

приемов закаливания, оно широко пропагандируется и практикуется во многих

странах.

Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена.

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной

гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью

рта, одеждой и обувью.

Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем

и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна)

должны стать естественной и неотъемлемой процедурой , посещение бани,

должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активного

отдыха.

Там, где отсутствует централизованное горячее водоснабжение, желательно

использовать перед сном местные обливания теплой водой и ежедневное мытье

ног. Необходимо ежедневно менять носки, чулки, колготки.

В руководстве по гигиене детей и подростков рекомендуется мыть голову 1-

2 раза в 1-10 дней. К решению этого вопроса подходить нужно индивидуально и

моющие средства для волос следует подбирать индивидуально, в зависимости от

характера волос и личными вкусами.

Уход за зубами является неотъемлемой частью поддержания хорошего

здоровья. Распространенный по всему миру кариес отрицательно сказывается на

деятельность системы пищеварения, кариозные зубы являются местом скопления

различных патогенных микроорганизмов.

Большинство стоматологов рекомендуют чистить зубы 2 раза в сутки –

утром и вечером (утром – после завтрака). После каждого приема пищи

желательно прополоскать рот слегка теплой водой, один раз в полгода следует

осуществлять санацию полости рта.

Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первую

очередь на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма с

окружающей средой, оптимального уровня температуры тела и кожи, влажность

кожи, кожного дыхания. Достижение этих требований может быть обеспечено

использованием для одежды материалов с определенными физическими

свойствами, такими как, воздухопроницаемость, теплопроводность,

влагопроводность, электроизуемость.

Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические

навыки ухода за своей одеждой.

Подбирать обувь лучше всего точно по размеру: не слишком тесную, но и

не на вырост. Тесная обувь причиняет боль, затрудняет походку, нарушает

рост и форму стоп. Необходимо воспитывать у детей бережное отношение к

одежде и обуви.

Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового

образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое

закаливание, суть которого – в радости к жизни.

Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики

самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и

силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные

механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и

наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению

самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике

поощерение считается более эффективным рычагом возздействия на ребенка,

чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощеряя

ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни

сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным

обучающим и формирующим возздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни

формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о

собственном здоровье как основной ценности станет естесственной формой

поведения.

1.3. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа

жизни среди детей.

В настоящее время в стране присходят резкие изменения в экономической,

политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых

социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании,

развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с

этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогической

службы по оказанию помощи детям и подросткам.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность

профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в

процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание

условий для его самореализации.

Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный

педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических

и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание

следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и

юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройска

функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося

организма. Обязательными также являются научно обоснованные представления о

стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеет

и правильная оценка психологической ситуации в семье, группе детского сада,

классе школы, неформальном объединении и клубе подростков.

Анализ проведения комплексных мероприятий по формированию и реализации

здорового образа жизни в ряде стран (Финляндия, Япония, США, Щвейцарии,

Скандинавских государств и других) позволяет выделить основные направления

в деятельности социальных педагогов или “сотрудников службы социальной

помощи в школе”, работающих на районном уровне в тесном взаимодействии с

другими специалистами, прежде всего с медицинскими работниками и

подготовленнвми непрофессионалами, пропагандирующими и воплощающими

здоровый образ жизни.

В их программы направленные на формирование здорового образа жизни,

входят следующие направления работы: рациональный режим труда (учебы) и

отдыха, оптимальная и ситематическая физическая активность; эффективное,

научно обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии с

концепцией адекватного питания; комплекс психологических и

психопрофилактических воздействий; учет и коррекция влияния на здоровье

окружающей среды; вред и польза самолечения; пропаганда вредных для

здоровья факторов – алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;

формирование правильных представлений у детей и подростков о половом

созревании, знание и мер профилактики СПИДа, обучение мерам по

предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

Из других разделов здорового образа жизни большое внимание в

деятельности социальных педагогов следует уделить пропаганде необходимости

закаливания – эффективного средства профилактики респиратурных и других

заболеваний. Большие и трудные задачи возникают при проведении с детьми и

подростками по борьбе с вредными привычками.

Рассмотрим содержание социально-педагогической деятельности с детьми,

склонными к употреблению алкоголя.

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога

при работе, склонным к употреблению спиртных напитков:

1) деятельность по повышению уровня социально й адаптации ребенка,

склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного

развития;

2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую

противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них

отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее

быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего

алкогольную психическую или физическую зависимость;

5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим им социумом

по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение

социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая,

нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, -

реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению

спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его

личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников

негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению;

определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов,

провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на ребенка

микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного)

самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости

других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное

интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального

диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации,

определение конкретных задач, определение конкретных задач социально-

педагогической деятельности. Ими могут: профилактика, коррекция,

реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на

основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-

педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму,

которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной

адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор

содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее

осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны

быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации;

обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и

деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и

образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование

социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная,

обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на

правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав

ребенка.

Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-

педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует

участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от

глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и

досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых,

общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки,

воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция – коммуникативная. ЕЕ сущность заключается в том, что в

ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает

необходимость установления множественных контактов между ее участниками с

целью обмена информацией.

Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая

обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и

предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что

достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в

экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных

ролях:

- советника, информирующего семью о важности и возможности

бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье,

рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические

советы;

- консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового,

административного и уголовного законодательства, а также вопросы,

касающейся области психологии, педагогики, социальной педагогики;

консультирует по вопросам разрешения проблем жизненных ситуаций, по

вопросам воспитания детей в семье;

- защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны

родителей или ближайщего окружения.

Центральное место в деятельности социального педагога с детьми,

склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию,

являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на

формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к

алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с

отклоняющимся поведением является возврат их к норме, Для социальной нормы

характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее

целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки,

а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно

эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной

зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной

воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности,

нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у

них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность

употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать

акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько

на безнравственности самого факто употребления алкоголя. Необходимо

обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающим

людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление

алкоголя – это признак взрослости и возмужания.

Деятельность социального педагога должна быть нацелена на формирование

здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и

внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай

употребления алкоголя детьми. Противоалкогольная работа с родителями должна

строиться в зависимости от возраста ребенка, но конечным результатом этой

деятельности должно служить привлечение родителей к антиалкогольному

воспитанию детей.

В обязанности социального педагога может входить также совместная с

родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и

торжеств без употребления алкоголя.

Основным методом работы социального педагога по формированию здорового

образа жизни является семейная профилактика, проводимая в форме бесед,

консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии.

Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный

досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков

алкоголем. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков,

секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбрать

занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и

увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.

В силу психологических особенностей возраста важно развивать для

подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что

наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют

не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому

необходимо всячески поощерять занятия в спортивных секциях, организовывать

походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.

Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже

является функцией социального педагога. Ему необходимо стремиться к тому,

чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам и были примером

трезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всех

ситуациях школьной и внешкольной жизни.

В заключении необходимо подчеркнуть, что проблема алкоголизма детей –

проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные

результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не

только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.

Таким образом, роль социального педагога в воспитании культуры здоровья

трудно переоценить. Однако, успешная реализация этой важнейшей социальной

задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности

педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.

Глава 2. Социально – педагогическая деятельность по формированию

здорового образа жизни, среди учащихся Амгинской педагогической гимназии.

2.1. Исследование о состоянии здоровья среди

старшеклассников.

Логика нашей дипломной работы обусловила проведение опытно-

экспериментальной работы. В эксперименте участвовало 20 учащихся старших

классов (табл. 1 “Список детей, участвующих в исследовании”) Амгинской

аедагогической гимназии Амгинского улуса.

Гимназия открылась в 1993 году на базе Амгинской восьмилетней школы им.

Ю.С.Широких-Полянского. По указу Президента РС(Я) М.Е.Николаева от 3 марта

1997 года гимназия включена в сеть Президентских школ Республики Саха

(Якутия).

Гимназия участвует в формировании интеллектуального потенциала улуса,

республики, ориентируя учащихся на получение престижных профессий,

необходимых для развития улуса, республики; является творческой

лабораторией, организующей поиск; разработку и внедрения нового содержания

развивающего обучения, форм и методов ее реализации.

Гимназия осуществляет профильное и углубленное обучение по

естественному, физико-математическому, гуманитарному направлениям;

ориентирует 15-20 % выпускников на получение педагогических специальностей,

необходимых улусу.

Всего в гимназии обучается 315 учащихся; учителей, руководителей студий

– 52. Среди них: Заслуженный учитель РС(Я) – 3; Отличников народного

образования – 6; учителей высшей УПД - 11; стипендиатов фонда “Дети Саха-

Азия” – 8. Соискателей на научную степень – 5; учатся в аспирантуре в

городах Москва и Санкт-Петербург – 2.

На констатирующем этапе мы преследовали цель: выявить причины в

отклонении состояния здоровья учащихся.

Проводился с мая 1999 года по декабрь 1999 года.

Нами ставились следующие задачи:

1. Изучить состояние здоровья старшеклассников.

2. Выявить уровень состояния здоровья.

3. Выявить отношение учащихся к своему здоровью.

Исходя из этого, нами использовались следующие методы исследования:

1. Анкетные тесты по скрининг – программе

2. Анкета с целью выяснения отношения школьников к своему здоровью, его

места среди других жизненных ценностей

3. Анкета выяснения отношения учащихся к курению, алкоголю

1. Нами проведено исследование состояния здоровья старшеклассников с

использованием специальной скрининг-программы, разработанной НИИ

гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи

Госкомнаэпиднадзора Российской Федерации.

Вся скрининг-программа состоит из тестов и дифференцирована для

обследования детей и подростков разного возраста.

Провели анкетный тест-опрос учащихся с помощью специальной анкеты

(см.приложение). Опрос направлен на выявление отклонения со стороны

нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной,

эндокринной систем, аллергические заболевания и реакции.

Анкета-опрос содержит 21 вопрос (с ответами “да”; “нет”)

Цель: выявить отклонения в состоянии здоровья.

В опросе участвовало 20 учащихся старших классов (10 девушек; 10

юношей).

По итогам анкетных данных у учащихся на первом месте отклонения со

стороны нервной системы (вопросы 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7) –50 %; у 80 %

учащихся бывает слабость, утомляемость после занятий в школе; наблюдаются

жалобы на головные боли беспричинные, после школы - 60%; бывает нарушение

сна (плохое засыпание, чуткий сон, трудное вставание) – 55%; при волнении

отмечается потливость, красные пятна – 35 %; бывает слезливость – 30 %.

Отсюда следует, что, оклонения в состоянии нервной системы могут быть:

- вследствие переутомления насыщенностью учебной программы;

- учащиеся практически не дышат свежим воздухом, целый день находясь в

плохо проветриваемом, закрытом помещении;

- под влиянием длительно действующих отрицательных социально-бытовых

факторов (конфликты в семье, развод родителей, алкоголизм родителей,

существенные нарушения суточного режима дня, частая смена школ,

школьного коллектива, учителей);

- изменения связаны также с повышенной реакцией некоторых детей на

гормоны в период полового созревания;

- органические или функциональные нарушения центральной нервной системы

могут возникнуть у детей, перенесших родовую травму

В связи с этим, учащиеся с функциональными нарушениями нервной системы

страдают раздражительностью, головными болями, нарушенями сна, у

старшеклассников возникают боли в области сердца, повышенная потливость.

В сложных ситуациях школьной жизни проявляют невротические реакции,

тяжело реагируют на получение плохой оценки. По мере уменьшения учебной

нагрузки невротическое состояние и повышенная утомляемость проходят.

Учащиеся требуют очень внимательного врачебно-педагогического подхода

и общения. Этим детям особенно важно выполнять правильный режим труда и

отдыха. Им необходимы сон достаточной продолжительности и прогулки на

свежем воздухе.

Далее на втором месте у учащихся отмечаются отклонения со стороны

пищеварительной системы (вопросы 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17) – 45 %, жалобы

на боли в животе у 45 %; бывают нарушения стула – 20 %; боли после приема

пищи, до еды – 15%; бывает отрыжка, изжога, тошнота – 5 %. Нарушения со

стороны пищеварительной системы могут быть обусловлены:

- нарушением режима питания (отсутствие 5 разового питания);

- неправильное соотношение белков, жиров, углеводов;

- однообразной, низкокалорийной пищей (дефицит достаточного количества

употребления фруктов, овощей);

- гиподинамией, так как дети большую часть времени проводят в школе, за

рабочим столом;

- стрессовые ситуации в школе и дома, которые ведут к нарушению нервной

регуляции пищеварительного тракта, что приводит к недостаточному

перевариванию, плохой усваиваемости пищи;

- из-за психических перегрузок возникают боли в животе, тошнота, рвота.

В связи с этим школьникам с отклонениями в пищеварительной системе

необходимы:

- оздоровительные мероприятия;

- психотерапия;

- прогулки;

- плавание;

- лечебная гимнастика;

- частое питание малыми дозами в спокойной обстановке;

- соблюдение рационального режима в школе и семье;

- сон и прогулки на свежем воздухе достаточной продолжительности.

На третьем месте отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы

(вопросы 8; 9) - %; бывают боли, неприятные ощущения в области сердца,

сердцебиение - 45% учащихся; отмечалось повышение артериального давления у

30% детей.

У школьников отмечается вегетососудистая дистония. Развитию сосудистой

дистонии способствуют следующие неблагоприятные факторы:

- наследственная отягощенность по гипертонической болезни;

- снижение двигательной активности (гиподинамия) школьников;

- хронические инфекционные процессы в организме (кариес зубов,

гастрит, ревматизм, хронический тонзиллит);

- ведущий фактор, в нарушении сердечно-сосудистой деятельности –

умственное переутомление.

Дети с нарушениями сердечно-сосудистой системы отличаются

раздражительностью, повышенной утомляемостью. Они жалуются на головные

боли, боли в области сердца, одыжку, плохо спят.

Для профилактики сосудистых нарушений необходимо правильно

организовывать режим дня школьников, увеличивать двигательную активность,

широко применять средства закаливания, снимать чрезмерную умственную

нагрузку.

На четвертом месте у учащихся отклонения со стороны дыхательной системы

(вопрос 10). Бывают часто: насморк, кашель, потеря голоса у 70% учащихся.

Болезни органов дыхания в основном формируются в дошкольном и младшем

школьном возрасте, но у неоторых впервые могут развиваться в период

полового созревания.

Развитию заболеваний способствуют:

- недостаточность витаминов и микроэлементов для растущего организма,

что снижает защитные силы организма, ослабляет иммунитет;

- низкий температурный режим в школе и дома, невозможность

проветривания помещений, где застой воздуха способствует размножению

болезнетворных микробов;

- хронические очаги инфекции (кариозные зубы, хронический тонзиллит).

Для предупреждения широкого распространения болезней органов дыхания в

школе необходимо выполнять ряд гигиенических мероприятий:

организовывать перемены на свежем воздухе;

профетривать учебные и рекреационные помещения;

проводить оздоровительные занятия физкультурой;

не переполнять классы.

На пятом месте отклонения со стороны мочевыделительной системы (вопросы

18;19). На вопрос “Бывают ли боли в пояснице” положительный ответ дали 55%

учащихся;”Были боли при мочеиспусканиях” учащимся дали отрицательный ответ.

У девушек отмечаются заболевания почек.

На шестом месте аллергические реакции на пищу, запахи (вопросы 20; 21).

Реакции на пищу, запахи отмечаются у 40 % учащихся, реакций на лекарства,

прививки нет.

Аллергия проявляется при:

неблагоприятной экологической обстановке;

наследственной предрасположенности (бронхиальная астма, экземы,

аллергические дерматиты);

отсутствии грудного вскармливания в раннем возрасте;

активном и пассивном курении;

употреблении в пищу консервированных продуктов, импортных

продуктов в большом количестве (цитрусовые, шоколадные конфеты,

морепродукты, колбасные изделия);

широком рапространении и использовании в большом количестве

химических аэрозолей (лаки, краски, дезодоранты).

Детям рекомендуется усиленное питание и закаливающие организм

процедуры.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ