Рефераты
 

Социально-педагогический комплекс как условие минимизации личностной тревожности ребенка

разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность,

боязливость, страх).

Опираясь на опыт работы с заикающимися разного возраста и общие принципы

системного подхода в психологии (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А. Н.

Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, П. Я. Гальперин, В.

Д. Небылицын, Д. Б. Эльконин и др.), можно представить психологическую

модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции

интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и

действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно говорящими

выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в

специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального

реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое

отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в

волевых усилиях (действиях и поступках) и самостоятельной и безуспешной

борьбе с заиканием.[8,c.3]

Понятие феномена фиксированности в данном случае можно определить так:

это есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых

судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это

результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях

(или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в

психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся

в его взаимодействии с окружающей социальной средой.[12,c.71]

Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных

уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого критерия

могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к

своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и безнадежно-отчаянное) и

3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и

перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим оправдано

введение рабочего термина «болезненная фиксация » для выделения

соответственно трех групп заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от

сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы

стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к

преодолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки

переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным

уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании,

испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой

недостаток.

3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по

поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство

неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму

речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание

на речевых» неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в

болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми,

ситуациями и пр.[9,c.27]

Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило

установить следующее:

1. Фиксированность является одним из основных факторов, усложняющих

структуру дефекта и эффективность его преодоления,

2. Имеется прямая зависимость его от возраста детей (или стажа

заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных факторов окружающей

среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в

связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в нервной и

эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.

3. Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений.

Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка

заикающегося бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у

заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением ребенка к дефекту.

4. Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в

зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте: чем больше

фиксированность, тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя

бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические

особенности, как-то: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость,

внушаемость и многое другое.

В настоящее время делаются попытки не только глубже Изучать

индивидуальные психологические особенности заикающихся, но и

комплектовать по этому признаку группы для обоснованной

психотерапевтической направленности логопедической работы с ними.

В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в

которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных

особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно

проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические

состояния и свойства личности, определяя в целом уже

психологическиеособенности заикающихся. Попытки замаскировать речевые

Трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки,

которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом,

головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка,

нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование

звуков). Различают три степени заикания: легкая — заикаются лишь в

возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае

задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего

дефекта; средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят

легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное

заикание; тяжелая— заикаются в течение всей речи, постоянно, с

сопутствующими движениями.

Выделяются следующие типы течения заикания: постоянный — заикание,

возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи,

ситуациях ; в о л н о о б р а з н ы й — заикание то усиливается, то

ослабевает, но до конца не исчезает; рецидивирующий— исчезнув, заикание

появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат заикания после довольно

длительных периодов свободной, без запинки речи.

Классификация заикания

В большинстве существующих классификаций учитываются общие

закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста.

Первые попытки создания классификации относятся к 1937 году. A. Allister

(1937, 1958) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с

учетом клинической картины нарушения на 4 группы: 1) заикание,

сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в

речи; 2) связанное с левшеством; 3) по подражанию; 4) сопровождающееся

эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями,

чувством неполноценности и др. По этиологическому признаку классифицировали

заикание Ф. Досужев (1957, 1963), Ю. Берендес (1963).

По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С.

Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей: 1) дети с

паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность,

скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети

становятся мрачными, не принимают участия в играх; 2) дети со стриарным

синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические

нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко

вступают в контакт.

По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В.

С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958).

Так, В. С. Кочергина выделяет детей, у которых неуравновешенность

поведения появилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное

поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их

личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и

появлению черт общей детской нервности; а также детей с повышенной

возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия

внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые

и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные

расстройства, дистрофии, и, наконец, детей, у которых до заикания имелись

признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн,

учитываются в первую очередь форма заикания (тоническая, клоническая),

некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень

успешности логопедического воздействия.

Изучение заикающихся младших школьников представлено в классификации А.

Ф. Шельтинг (50-е годы XX в.). Ею выделяется заикание, возникающее на фоне

задержанного развития моторики и речи, связанное с алалией, при наличии

общей слабости, мышечной вялости, повышенной нервности, нередко осложненное

«косноязычием», у невротиков.

В работах, посвященных изучению заикания у подростков и взрослых,

показана корреляция между спецификой нервно-психического заболевания и

особенностями заикания.[20,c.43]

М. Е. Шуберт (1928) исследовала заикание у эпилептоидных психопатов

(строение тела астеническое), у психастеников (астенико-атлетический тип),

у шизоидных личностей, у больных истерией, у лиц с циклоидными

компонентами.

М. С. Лебединский, Ф. П. Янович и Г. П. Платонова (1960) изучали заикание

при различных формах неврозов; у психопатов и лиц с патологическим

развитием личности; при различных органических поражениях центральной

нервной системы.

Заикающихся как нозологически разнородную группу рассматривают в своих

исследованиях Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков (1967, 1970) и др. Ими

выделяются 4 группы: резидуальные явления органического поражения

центральной нервной системы различного генеза; невротические расстройства;

психопатии; вялопрогредиентмая шизофрения.

Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с разных

позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое научное

обоснование.

Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом

деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто оно

возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития

речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем

склонность к заиканию понижается, и в течение последующих десяти лет (от 4

до 14) случаев возникновения заикания примерно столько же, сколько в первые

три года. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает

при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено

сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышением

требований к ребенку, к его речевым умениям, общению со сверстниками,

взрослыми, с коллективом. Обострение заикания возможно и в период полового

созревания.

Количество заикающихся дошкольников составляет 1,4% (по К. П. Беккер), 2%

(по М. Е. Хватцеву); заикающихся младших школьников — 1,6% (по М. Соваку).

Среди взрослых заикающихся немногим более 1%(по М. Е. Хватцеву).

Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у

городских сверстников. Некоторые авторы отмечают влияние климатических

условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М.

Зееман).[20,c.46]

2.Практическая часть исследования

2.1Обследование заикающихся

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом,

невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других

специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста, отоларинголога и

др.

Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений,

педагогической, психологической и медицинской документации и исследование

самого заикающегося.

Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события,

происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего,

моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст

матери (менее или более 35 лет) при рождении ребенка, нервно-психическое

здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье

отца и матери

до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его

соматическом и нервно-психическом состоянии. Выявление неблагоприятных

факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние

на последующее речевое развитие ребенка.

Выявленные отклонения, различные отрицательные факты на-

тального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и

оцениваются специалистами с целью наиболее полного

изучения этиологии и патогенеза заикания.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка:

когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким

темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты

речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка

(не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку

люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к

нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот,

неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания);

помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в

заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля

за развитием его правильного произношения, грамматически правильного

речевого общения и т. д.

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно

выражалось? Какие, предполагаемые причины могли его вызвать? Как

развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание

родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог,

постукивания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи

(лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.)?

Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от

разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими

игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок

относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает,

безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить )?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было

рекомендовано, какие результаты?

Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном

случае выбрать основную форму лечебно-педагогического воздействия. Наличие

сопутствующих нарушений моторики указывает на необходимость двигательных

упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре.

Особенности психологических проявлений у заикающегося

требуют от логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь

от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к

своей речи, научить его слышать свою правильную речь.

После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей

протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и

внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую

деятельность.

В логопедическом заключении учитывается:

форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог

(дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания

(легкая, средняя, тяжелая), темп речи (замедленный, ускоренный,

скороговорение, наличие тахилалии), сопутствующие заиканию дислалия,

стертая форма дизартрии.общее недоразвитие речи, состояние моторной

функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи

(логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля

речи и др., наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение.

Фиксация внимания на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние

сложности речевой ситуации на заикание, индивидуально-психологические

особенности заикающегося, характер игровой деятельности, отношение к

учебной деятельности, круг ситуаций, в которых проявляется заикание (во

всех, в большинстве, в некоторых).

Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную

диагностику и отличить заикание от других речевых расстройств (тахилалии,

дизартрии, от спотыкания физиологического характера), а также отделить

разные формы заикания друг от друга. Данные комплексного изучения

заикающегося позволяют установить его природу.

Наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и

поведение каждого заикающегося определяют и особенности выбора средств,

приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого

заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей

группой.

2.2Обоснования выбора методики исследования

Одна из центральных задач воспитания состоит в том ,чтобы сформировать у

растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит ,что

в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения ,мотивы

социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над

эгоистическими мотивами.

Другая важнейшая задача воспитания растущих детей – это формирование

их устойчивых учебно-познавательных интересов.Полноценное воспитание

предполагает развитие у детей познавательной потребости ,которая направлена

не только на содержание учебных предметов ,но и на всю окружающую их

действительность. Ребенок должен насвоем личном опыте убедиться ,что мир

познаваем , что человек , т.е. он сам может открывать законы , управляющие

окружающим миром , предсказывать события и проверять ,произойдут ли они на

самом деле ,находить единую скрытую основу , казалось бы разнородных

явлений. Эта радость познания , радость собственного творчества превращает

первоначальное любопытство в любознательность , присущую ребенку ,делает ее

более устойчивой. Познавательная потребность находится в непосредственной

зависимости от развития речи ребенка.

В нашем исследовании применялись следующие методики :

1. Тест -опросник родительского отношения (А.Я.Варга , В.В.Столин

2. Составлена карта демографического среза семьи.

3. Анкета «Речевое развитие детей в ДОУ».

4. При изучении взаимодействия ребенок-взрослый использовался тест. «Моя

семья» .

2.2. Результаты исследования Диагностическое

исследование проводилось

на базе Начальной школы –детского сада №36 г. Новокуйбышевска.

Испытуемые – родители детей старшей логопедической группы с диагнозом

«заикание» в возрасте 5-6 лет.

Тест- опросник родительского отношения

| |Тип отношения |Отношение |

| | |ребенка к |

|Инициалы | |родителям |

|родителей | | |

| | | | | | | | |

| |Принятие |Кооперация|Симбио|Авторитарная |Маленьки|Эмоцион|Негат|

| |отвержения | |з |гиперсоциализа|й |ально.б|ив-но|

| | | | |ция |неудачни|лагопол|е |

| | | | | |к |учное |отнош|

| | | | | | | |ение |

| | | | | | | | |

|Ч.С. |+ |- |+ |+ |- |+ |- |

| | | | | | | | |

|Р.А. |+ |- |+ |+ |+ |+ |- |

| | | | | | | | |

|С.А. |+ |- |+ |+ |+ |+ |- |

| | | | | | | | |

|Л.Д. |- |- |+ |+ |+ |+ |- |

| | | | | | | | |

|П.Д. |- |- |+ |- |+ |+ |- |

| | | | | | | | |

|А.А. |- |- |+ |+ |+ |+ |- |

| | | | | | | | |

|Л.В. |- |- |+ |- |+ |+ |- |

| | | | | | | | |

|М.Ю. |- |- |+ |- |+ |+ |- |

Карта демографичского среза семьи

|№ п\п|Показатели |Количество | |

|1. |Общее количество семей |8 | |

| |из них: | | |

| |семья с одним ребёнком |3 | |

| |семья с двумя детьми |4 | |

| |семья с тремя детьми |1 | |

| | | | |

|2. |Типы семей: | | |

| |полные |4 | |

| |воспитывает одна мать |0 | |

| |потеря кормильца |0 | |

| |в разводе |2 | |

| |мать одиночка |2 | |

| |воспитывает один отец |0 | |

| |мать и отчим |0 | |

| |отец и неродная мать |0 | |

| |ребёнок в семье опекуна |0 | |

| | | | |

|3. |Уровень образования родителей | | |

| |количество семей , где: | | |

| |оба родителя имеют высшее образование |0 | |

| |высшее только у мамы |1 | |

| |высшее только у папы |0 | |

| |оба имеют средне-специальное |3 | |

| |образование | | |

| |средне-специальное образование имеет |1 | |

| |мать | | |

| |средне-специальное образование имеет |1 | |

| |отец | | |

| |среднее образование у обоих родителей |2 | |

| | | | |

|4. |Режим работы: | | |

| |родители работают оба |4 | |

| |работает одна мать |3 | |

| |работает один отец |1 | |

| |родители пенсионеры оба |0 | |

| |мать на пенсии |0 | |

| |отец на пенсии |0 | |

| | | | |

|5. |Малообеспеченные семьи |6 | |

| |Обеспеченные семьи |1 | |

| |Имеющие средний доход |1 | |

| | | | |

| | | | |

2.4.Выводы по диагностической части

Проведенное диагностическое исследование \по опроснику родительского

отношения Д.А.Варга , В.В Столина\ позволяет увидеть следующие результаты:

В семьях Ч.С. ,Р.А. , С.А. ребенок нравится таким ,какой он есть.

Родители уважают его индивидуальность , симпатизируют ему , стремятся

проводить с ребенком много времени , одобряют его интересы и планы. Однако

не позволяют ребенку проявлять самостоятельность , стремятся удовлетворить

все его потребности , оградить от трудностей и неприятностей жизни .

Постоянно ощущают тревогу за ребенка.

В семьях Л.Д. , П.Д. , А.А. ,Л.В. ,М.Ю. родители стремятся к симбиотическим

отношениям с ребенком . Они ощущают себя с ребенком единым целым ,

стремятся удовлетворить все его потребности , оградить от трудностей и

неприятностей жизни . Постоянно ощущают тревогу за ребенка . Он кажется

родителям маленьким и беззащитным . Они не позволяют ребенку проявлять

самостоятельность . В этих семьях преобладает также стремление приписать

ребенку личную и социальную несостоятельность . Ребенок воспринимается

неприспособленным , открытым для дурных влияний .

Во всех семьях , кроме П. Д. , Л. В. , .М. Ю. Просматривается авторитаризм

по отношению к детям . Родители хорошо знают своего ребенка , его привычки

, мысли и чувства .

Таким образом тип отношений родителей к детям – смешанный .

Исследуя детей старшей логопедической группы на взаимоотношения «родитель-

ребенок» \рисуночный тест «Моя семья» \ ,прослеживается ,что во всех

представленных рисунках , дети изображены рядом со взрослыми .

В основном дети использовали для рисования ЖЕЛТЫЙ , ЗЕЛЕНЫЙ , КРАСНЫЙ цвет

.Рисунки детей радостные , веселые , Это говорит об эмоционально-

благополучных связях детей с родителями .

Также в нашу задачу входило выявление условий для речевого воспитания в

семье. В результате опроса и обработки полученной информации установленно,

что у 75% семей созданы условия для речевого развития ребенка ,но этот

показатель не является основополагающим ,даже несмотря на то, что 54% семей

читают художественную литературу детям , 20% семей проводят беседы по

содержанию произведений,30% принимают участие в разучивании стихов с детьми

и 79% родителей прислушиваются к рекомендациям специалистов.

Домашние задания с детьми выполняют только 75% родителей.

Результатом такого подхода и является тот факт, что только 20% семей

приобретают специальную литературу по речевому развитию.

Таким образом напрашивается вывод- специалистам необходимо дать

рекомендации родителям по приобретению специальной литературы для речевого

развития детей.

Тематический план работы образовательного учреждения Начальной школы

–детского сада №36 с

родителями , имеющего ребёнка с нарушением речи

|Наименование мероприятий |Цель |

|Сентябрь |Дать представление о видах |

|Тема: «Речевые нарушения и |речевых нарушений |

|причины их возникновения» . | |

|\лекция\ | |

|Октябрь |Обучить родителей приемам работы|

|Практический семинар на тему: |с рукой по методике |

|«Обучение родителей речи с |Л.З.Андроновой |

|руукой».\методика | |

|Л.З.Андроновой\ | |

|Ноябрь |Познакомить родителей с работой |

|День открытых дверей |образовательного учреждения |

|Декабрь |Познакомить родителей с |

|Тема: «Психологические |особенностями развития личности |

|особенности детей с |заикающегося ребенка |

|заиканием».\круглый стол с | |

|участием социального педагога | |

|психолога ,учителя-логопеда | |

|врача-невропатолога\ | |

|Январь |Рекомендовать родителям |

|Тема: «Как мы встречаем |соблюдать речевой режим в период|

|праздники».\лекция\ |праздников |

|Февраль |Научить использовать |

|Тема: «Нетрадиционные формы |разнообразные обучающие игровые |

|работы с ребенком в процессе |упражнения и задания в процессе |

|домашних заданий и игоровой |общения с ребенком |

|деятельности» .\клубный час\ | |

|Март |Познакомить родителей с видами |

|Тема: «Подвижные игры в системе |коррекционных игр , привлечь |

|коррекционной работы».\открытое |родителей к участию |

|мероприятие\ | |

|Апрель |Дать представление о ключевых |

|Тема: «Психологическое здоровье |звеньях , входящих в термин |

|ребенка» \конференция\ |«здоровье» . Познакомить со |

| |статистикой уровня здоровья |

| |воспитанников образовательного |

| |учреждения .Организация вопросов|

| |и ответов по данной теме . |

|Май |Рекомендовать родителям наиболее|

|Тема: «Психологическая |приемлемую организацию летнего |

|готовность ребенка к обучению в |отдыха с использованием заданий |

|школе.\встреча родителей со |для подготовки к школе. |

|специалистами и учителями\ | |

Заключение:

На основе курсовой работы можно с уверенностью сказать , что родители

играют очень важную роль в воспитании и становлении личности ребенка. Их

активная заинтересованность, участие в общественной жизни, помогают

вырастить ребенка.

Применение либеральных, демократических методов и стилей семейных

взаимоотношений приводят к результатам, которые удовлетворяют моральным и

нравственным стандартам общества, в котором предстоит жить уже взрослому

человеку.

Несомненно, что помочь правильно воспитать ребенка сегодня, когда

вокруг столь много отрицательных тенденций может именно ДОУ, как

образовательное учреждение, в задачу которого также входит воспитание. В

ДОУ опытный воспитатель может обратить внимание на проблемы, а точнее на их

симптомы, проявляющиеся в характерных чертах поведения ребенка, возникающие

в семье. Воспитатель, педагог и наставник могут помочь справиться с ними.

Конечно, это в идеале, но при правильной постановке вопроса, можно многого

добиться, и особенно избежать проявлений психологических затруднений в

отношениях между родителями и детьми. Ранняя диагностика, а точнее ее

своевременное осуществление помогает предотвратить массу проблем ребенка.

Гипотеза курсовой работы подтвердилась, но необходим более

продолжительный срок для работы с родителями. Однако я считаю, что мне

удалось цели и решить задачи, которые я поставила перед собой в начале

курсовой работы.

Мне было очень интересно работать над этой темой поскольку, как мне

кажется, ее актуальность в наше время не представляет сомнений.

Работа не является законченной, так как в дальнейшем я хотела бы

продолжить теоретическое и практическое изучение данной темы.

Список литературы:

Абелева И.Ю. В помощь взрослым заикающимся.- М.,1969

1. Андронова Л.З. Способ лечения заикания. Авт. Свидетельство №1337085

2. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками.-М.,1959

3. Волкова Л.С. и др. Логопедия .Книга1.-М.Просвещение .,1995

4. Власова Н.А., БеккерК.П. Заикание.-М.,1983

5. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников.- М.,1984

6. Жинкин Н.И. механизм заикания./тезисы докладов конференциипо речевым

расстройствам/.- М.,1957

7. Ковшиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических

расстройствах //Педагогические пути устранения речевых нарушений у

детей/.- Л.,1976

8. Кальчин В. Если ребенок заикается.СПб:Питер Ком.1998

9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии.-М.,1968

10. Ляпидевский С.С. Расстройства речи у детей и подростков.-М.,1969

11. Поварова И.А. Практикум для заикающихся.-СПб.: Союз,1998

12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании

13. Родина Л.И .,Воронова Л.И. и др. социальный педагог в

образовании//Учебно-методическое пособие/.Самара,2001-202 стр.

14. Селиверстов В.И. Заикание у детей. М.,1979

15. Тяпугин И.П. Заикание.М.,Просвещение.1966

16. Хватцев М.Е. Логопедия. М.,1969

17. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников.-М.,1965

18. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения

логоневрозов.// руководство по психотерапии /М.,1974

19. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся в общеобразовательной

школе.- М.,1980.

Опросник родительского отношения

С помощью этого теста вы можете определить характер своего отношения к

ребенку, те способы поведения, которые предпочитаете в общении с ним,

особенности своего восприятия и понимания его личности и поступков.

Обработка результатов

Авторы теста (Я. А. Варга, В.В. Столин) выделяют пять типов отношения к

своему ребенку: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная

гиперсоциализация, маленький неудачник. Степень выраженности каждого из

типов зависит от количества положительных ответов, данных вами на

соответствующие вопросы. Ниже приведены номера вопросов для каждого из

типов отношения.

1. Принятие-отвержение: 3, 4, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26,

27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51. 52, 53, 55,

56,60.

2. Кооперация: б, 9, 21. 25, 31. 33, 34, 35, 36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. Маленький неудачник: 9, 11,13, 17, 22, 28, 54. 61.

Подсчитайте количество положительных ответов по каждому показателю и

обратитесь

к следующим описаниям.

1. Принятие-отвержение

Если вы получили высокое значение (11 баллов и выше) по этому

показателю, можно 'сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой он

есть. Вы уважаете индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь

проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.

Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю,

то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным,

неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за

низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете

к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяете ему и не

уважаете его.

2. Кооперация

Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно

предположить вашу заинтересованность делами и планами ребенка. Вы

стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете

интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываете чувство

гордости за него. Поощряете инициативу и самостоятельность ребенка,

стараетесь быть .с ним на равных. Доверяете ребенку, стараетесь встать на

его точку зрения в спорных вопросах.

Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности

такого типа отношения.

3. Симбиоз

При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю можно считать,

что вы стремитесь к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что

вы ощущаете себя с ребенком единым целым, стремитесь удовлетворить все его

потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно

ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется вам маленьким беззащитным. По своей

воле вы никогда не позволяете ему проявлять самостоятельность.

Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю говорят о наличии

межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима

в любом взаимоотношении между людьми.

4. Авторитарная гиперсоциализация

При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю в вашем

отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители

обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в

состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему

свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за

социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой

сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и

чувства.

Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателем отсутствия

авторитаризма в отношении к ребенку.

5. Маленький неудачник

При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в вашем

родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать

ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его

инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы,

увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьезными.

Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний.

Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В

связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго

контролировать его действия.

При низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к

минимуму.

Обратите внимание на то, что приведенные описания касаются крайних

случаев. Чаще всего вы можете обнаружить у себя только склонность вести

себя тем или иным образом, например контролировать ребенка, считать его

неуспешным или глупым. Но и этого уже достаточно для того, чтобы

постараться по-новому осмыслить свои с ним отношения, осознать, что причина

конфликтов или непонимания не только и не столько в ребенке, сколько в

принятом вами стереотипе поведения, который, может быть, уже не актуален,

поскольку дети обладают способностью расти, развиваться и становиться

вполне самостоятельными личностями.

Вопросы:

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от

нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем,

если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку расположение.

7. Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему

реальную пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения,

ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастит

хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку липнет все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компаниях знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что

мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне

взрослее и по и по суждению.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время-

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью

вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось

в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать

этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу ошибаться.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство,

все остальное - приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка-

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и

сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от

него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся

его родителям.

Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию анкету на тему: "Речевое

развитие детей вне ОУ". Заранее благодарны!

|Вопросы |часто |иногда |редко |

|Чтение художественной литературы | | | |

|Беседы по содержанию рассказа или | | | |

|картинки. | | | |

|Рассматривание книг | | | |

|иллюстраций, сюжетных картинок. | | | |

|Заучивание стихов. | | | |

|Беседы во время прогулки. | | | |

| | | | |

|Просмотр познавательных развивающих| | | |

|телепередач | | | |

|Развитие воображения /придумывание | | | |

|сказок-рассказов и т.д./ | | | |

|Выполнение домашних заданий | | | |

|Прислушиваетесь ли Вы к | | | |

|рекомендациям специалистов | | | |

| | | | |

| | | | |

|Приобретение специальной литературы| | | |

|по развитию речи и психических | | | |

|процессов. | | | |

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ