Рефераты
 

Социальный работник - новая профессия в России

обнаруживаются у ребёнка. Эмпатия способствует сбалансированности

межличностных отношений, она делает поведение человека социально

обусловленным, развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех

видах деятельности, которые требуют чувствования в мир партнера по общению

и прежде всего в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как

профессионально-важное качество педагога.

Внутренние миры людей отличаются вследствие многообразия форм

жизнедеятельности людей ( культурной, материальной). 0 несходстве этих

миров все чаще говорит современная наука – история, этнография, социальная

психология и т.п. Вот почему эмпатия как психологическое явление, в котором

отражается возможность эмоционального познания другого человека посредством

чувствования, вхождения, включения в данное состояние и данные

обстоятельства, является профессионально значимым свойством для

специалистов психолого-педагогического профиля.

Эмпатия в педагогическом общении стала предметом нашего

экспериментального исследования.

Глава. 2. Методы и организация исследования 2<»L Цели и задачи

исследования.

Учитывая имеющиеся в литературе сведения об особенностях проявления

эмпатической способности у человека и важность обладания ею как

профессионально значимым свойством для специалистов психолого-

педагогического профиля была поставлена следующая цель: изучить особенности

проявления эмпатической способности человека и продиагностировать эм-патию

у педагогов детского сада.

Исходя из этого были сформулированы нижеперечисленные задачи:

1. Подобрать методики для диагностики змпатии.

2. Провести психодиагностическое исследование ( определить наличие

эмпатии).

3. Выявить различия показателей по эмпатиил

4. Определить уровень эмпатии по оценке ее другими людьми ( по методике

Гавриловой).

5.Проверить связь уровня эмпатии по методике Мехрабиана с оценкой другим

человеком

( Посчитать корреляцию).

6. Составить программу по развитию эмпатической способности.

Предложить варианты игр и упражнений тренинга для коррекции и развития

эмпатии.

Характеристика организационных методов обследуемой группы.

В процедуре исследования участвовали 29 испытуемых.

Состав группы по полу был однородным ( все испытуемые женского пола).

различный по возрастным параметрам ( от 20 до 60 лет), средний возраст

испытуемых - 30 лет ( точнее от 35 до 40 лет).

Представитель группы имеют разное образование ( среднее, высшее).

работая в одном педагогическом коллективе детского сада испытуемые занимают

разнообразные должности, учителя, воспитатели, помощники воспитателей,

логопеды, руководители: хореографии, и изостудии дни. музыкальный.

Фитодизайнер, медсестры, психолог, заведующая детским садом.

Контингент испытуемых различный и по стажу работы, в частности, в работе с

детьми.

Процедура исследования включала в себя как индивидуальные, так и групповые

методы проведения.

Вначале испытуемые работали по группам ( 1ая – воспитатели, учителя, 2ая -

помошники воспитателей). Выполняли задания экспресс диагностики эмпатии (

им. И. М. Юсупова) было проведено групповым методом. Перед тем как был

предложен опросник каждому предлагался бланк ответов к нему, затем

испытуемым сообщалась подробная инструкция.

После соответствующей инструкции испытуемые, знакомясь с вопросами

опросника, заполняли бланк ответов, проставив плюсы в тех в клеточках,

которые соответствовали предпочитаемым им высказываниям.

На следующем этапе исследования каждому индивидуально предлагалась методика

Гавриловой T7IL " Измерение действенного сочувствия в диад-ном общении,

перед выполнением задания испытуемому сообщалось подробная, точная

инструкция, затем зачитывались вопросы на карточках, которые он раскладывал

под двумя карточками ответов. «Да» , «Нет». В этом задании каждый по

предложенной схеме оценивал эмпатийную способность своего напарника по

работе.

Для изучения индивидуальных особенностей точности идентификации эмоций

знакомства с методами изучения наблюдательности был предложен набор

фотографий ( лица детей, переживающих различные эмоции). Чтобы затем каждую

фотографию назвать одной из эмоций Ответы в определенней порядке

записывались в приготовленном бланке. Время выполнения задания было не

ограниченным.

На следующем этапе после оценки эмоций детей каждому испытуемому

предлагалась анкета для получения дополнительных сведений об особенностях

жизненного пути испытуемого, его поведении характере об условиях воспитания

и обучения, о ближайшем социальном кружении участников испытуемой группы.

Данные анкет нужны были для объективных описаний уровней эмпатичности по

разным разделам теста эмпатических тенденций Мехрабиана.

На завершаемом этапе исследования каждому испытуемому давалась оценка по

умениям проявить свою эмпатическую способность двумя экспертами: заведующей

детского сада и человеком с большим стажем.

Оценка давалась по десятибалльная системе всему коллективу (29чел).

Методы исследования

Тест эмпатических тенденций Мехрабиана. Это методика (опросник) для

измерения эмпатической способности.

Эмпатия является специфической формой психического отражения и играет

важную роль в познании человеком окружающего мира.

При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует

учитывать. что для эмпатии характерно то. что она может возникать и

проявляться с большой силой не только в отношении людей ( животных),

реально существующих, но и в изображенных, в художественных произведениях

литературы кино театра живописи, скульптуры.

Для выявления наличия эмпатии и определения её уровня была использована

специальная методика Мехрабиана - тест эмпатических тенденций,

адаптированная и, М Юсуповой. Её цель - овладение методом экспресс--

диагностики с помощью оригинального опросника. Опросник содержит б

диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным,

старикам, детям, знакомым и незнакомым людям.

В опросчике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить

в какой мере он с ним согласен или не согласен используя вариантов

ответов: «Не знаю». «Никогда или нет» «Иногда». «Часто», «Почти всегда»,

«Всегда или да».

Каждому варианту ответа соответствует числовое значеиие:0,1,2,3,4,5.

Определив достоверность данных, подсчитав количество ответов определенного

пита на указанные номера утверждений опросника ведется обработка данных,

которая направлена на получение количественных показателей эмпатии и её

уровня.

Единая метрическая униполярная окала интервалов позволяет, пользуясь ключом-

дешифратором получить общую характеристику эмпатии на основании данных,

которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристики

отдельных составляющих эмпатии.

На основании полученных бальных оценок, диагностируется уровень эмпатии по

каждой из составляющих и в целом.

Анализ результатов проводят, представив их в виде круговой диаграммы. В

круге выделяется шесть равных секторов по числу диагностических шкал,

обозначенных римскими цифрами от 1 до 6, соответственно тому порядку, в

каком они перечислении в ключе - дешифраторе.

В площади круга вычерчивается окружность с таким расчетом, чтобы оси

диаграммы

( линии разграничивающие соседние секторы) были разделены на 15 равных

отрезков, каждый отрезок соответствует одному баллу, нулевая точка в центре

круга. На этой координатной сетки в каждом секторе наносится выделяющаяся (

цветом) очерковая дуга с радиусом, соответствующая числу баллов, полученных

по определенной диагностической шкале в исследованиях.

Очевидно, что чем ближе очерковые дуги расположены к центру круга. тем

ниже уровни составляющих эмпатию. Ступенчатость расположение очерковых дуг

- свидетельство неравномерного развития отдельных составляющих эмпатии (

см. приложение I) результаты исследования одного из испытуемых.

Полученные данные при исследовании эмпатии дают возможность сделать

обоснованное психологическое заключение. Поскольку эмпатия является одним

из профессионально-значимых свойств. диагноз уровня её развития может быть

основанием для оценки степени пригодности к профессии психолого-

педагогического профиля, оказание помощи в поддержке личности.

В целях самовоспитания и самокоррекции можно предложить письменный

анализ собственных данных с последующим обсуждением с руководителем

практикума.

Методика Т.П. Гавриловой "Измерение действенного сочувствия в диадном

общении.

Для определения уровня эмпатии использовалась методика диадного

общения, автор которой Гаврилова Т.П.

В основе этой методики - оценка своего партнера по работе в общении с

ним,

Испытуемому предлагался опросив из 32 высказываний о возможных таким

образом, анализируя приведенные результаты, можно сделать вывод, что

выбранные для эксперимента характеристики эмпатии в целой оказались

взаимосвязанными между собой. Это позволяет говорить о верном выборе

средств диагностики и развития эмпатий у педагогов детского сада,» о

соответствии методов целям исследования и характерной группе испытуемых.

Следует отметить. что эмпатия - явление сложное я все эти разнообразные

методики, измеряя уровень этой способности характеризуют с разных сторон

следовательно, нельзя выбрать средств изучения эмпатии и диагностики

ограничить одной-двумя методиками.

1. Для создания полной картины всестороннего изучения этой сложной

многогранной способности, а также и для её развития, на мой взгляд,

необходимо использовать все предложенные методы в комплексе.

Глава 44 Рекомендации и коррекция развития эмпатии.

Среди испытуемых участвовавших в эксперименте были выделены группы людей

у которых обнаружилось расхождение между своей оценкой уровня эмпатии по

Мехрабиана, идентичности эмоций/ и оценкой эмпатической способности другими

людьми / по методике Гаврилова Т.П. и по методу экспертных оценок .

Вероятно, что это расхождение свидетельствует о том, что люди в общении

с другими окружающими людьми«не могут показать на невербальном и вербальном

уровнях понимание чувств и мыслей другого, дать обратную связь столь же

эмоционально заряженную и сформулированную созвучий языку собеседника,

постигнуть эмоциональное состояние другого смысла его сообщения.

Выявлено несколько вариантов такой дисгармонии.

У одних педагогов к которым относятся Мельникова H.B.Федченко Ю.Г. Зырянова

Л.Г. .Меркурьева , Т.В.Михайлова И.В.,, Серегина С.А .Климова Н.В. при

низкой оценке другими наблюдается значительное расхождение между оценкой

своей эмпатической способности, что свидетельствует, вероятно, о сильней,

осознаваемой уверенности в себе, а может быть и о неумении проявлять себя в

акте коммуникации, так чтобы окружающие адекватно воспринимали его.

Другая группа сотрудников, состоящая из людей, которых оценили по

достоинству, дав высокую оценку и сами проявили высокий уровень эмпатии,

либо средний уровень к границе высокого. ( Буруяева Н.А. Нивзева Н.А.

Петунина Н.В. Домашева В.П., Лоретус Е.З.,

Буслаева Р.А.В другу, группу, которая характеризуется сочетанием

среднего уровня эмпатии в оценке другим и невысокого уровня по свое оценке

вошли следующие сотрудники детского сада: Маляр О.Н., А.Р.Ахматова,

А.Р.Дыдрова, Т.В.Сапожникова, Т.В. Стрельникова Н.Я.Андреева, О.В.

Андреева, предположить, что у таких людей надо развивать уровень эмпатии и,

тренируя их через упражнения, игры тренинга индивидуальные задания.

Расхождение между своей оценкой уровня эмпатии, которая оценена невысоко

и высокой оценкой другими может считаться или свидетельствует о том, что

имеет чувство «малоценности» своей личности, что человек в себе не уверен и

считает, что не следовало бы так ярко проявлять своё отношение в акте

коммуникации.

В эту группу вошли следующие сотрудники детского сада: МызниковаВ. И.,

Корнеева Н.В., Иванова Г.Л.,. Галакева В.И., Попова Н.В., Малых О.Д.,

Козырева Н.В.,

Лесина 0.К. С этими людьми необходимо организовать работу в виде

психологического факультета, где в ненавязчивой и занимательной форме

провести цикл занятий по определенной тематике, раскрывающей смысл и

значение эмпатии и её роль появления во взаимопонимании других.

Поэтому очевидной является необходимость работы по развитию эмпатии у

педагогов этого коллектива.

Прежде чем приступить к коррекционной работе. Необходимо было

ознакомиться с рекомендациями специалистов по этому вопросу просмотреть

литературу в этом ключе, подобрать игры и упражнения для развития

эмпатической способности и её тренировки, разработать программу развития

эмпатии.

Итак названные Рудестамом, 6 указаний, способствующих обучению эмпатии:

1. Сосредоточено на вербальных и невербальных сообщениях и формах

эмоциональной экспрессии другого человека.

2.Попытка стадиях обучения эмпатии и использования парафразом

выражения, по значений и эмоциональному заряду взаимозаменяемые с теми,

которые употреблялись во время акта коммуникации. Это называется

парафразом.

3. Формулирование ответов на языке, который наиболее созвучен

собеседнику.

4. Использование эмоционального тона, соответствующему типу, взятому

собеседником.

5. Глубокие постижения эмоционального состояния другого, старания

уточнить и расширить смысл его сообщения. Помочь собеседнику выразить

чувства, которые до этого он выразить не мог.

8. Попытки осознать и понять чувства и мысли, которые не были прямо

выражены собеседником , но видимо, подразумевались в сообщении. Попытки

восполнить то, что упущено в сообщении, чтоб была дана просто обратная

связь собеседнику.

Анализируя современные исследования американских ученых, Рудестам выделяет

несколько методов, которые развивают? Эмпатию и могут ускорить развитие

эмпатии - это и методика обмена ролями, используемая в процессе

психодранматического действия, где играя роль другого человека, человек

может взглянуть на себя глазами другого человека и таким образом лучше

понять проблему и конструктивно разрешить межличностные проблемы,

конфликты; это и терапия искусства ( элементы совладения в художественном

творчестве членов группы приводит к ускорению развития эмпатий); это и

тренинги умений - терапия улучшения в заимо- отношений.

Итак программа коррекционной работы по развитие эмпатии должна

начинаться прежде всего с тренировки невербального проявление этой

способности и тренировка умения читать по лицу - выражение гнева, мимику,

умения читать жесты, позы, .так как человек говорит не только языком, но и

глазами, лицом, всем тело?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

I . Фамилия, Имя, Отчество

2. Возраст

3. Стаж работы с детьми

4. Должность

5. Образование

6. Состав семьи в которой воспитывался

7. Являясьпо счету… ребенком в семье

8. В детстве посещал ,(не посещал) детский сад

9. Число друзей со школьного возраста

10.Основные интересы и увлечения в настоящее время

11. Профессия отца

12. Профессия матери

13. Какие животные были у вас дома, и каких держите сейчас

14. Что хотите о себе еще сообщить

Уровни эмпатии / по методике Мехрабиана/

|Уровень |Количество баллов |

| |по шкалам |в целом |

|Очень высокий |15 |82-90 |

|Высокий |13-14 |63-81 |

|Средний |5 -12 |37-62 |

|Низкий |2 - 4 |12-36 |

|Очень низкий |0-1 |5-11 |

История развития теорий об эмпатии.

Сам термин пришел в научную психологию в начале XX века из филосо

фии словом " эмпатия',

Э.Титченер перевел немецкое слово-.. "вчувствоваться в … Он обобщил

развивающиеся в философской традиции идеи о эмпатии с теориями

вчувствования Э. лиффорда и Т.Липпса Затем термииом » эмпатия" Т.Липпс в

своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания

произведений искусства.объектов пр ир оды, а позже и человека.

К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно

много обзоров литературы по проблемам эмпатии.истории развития

представлений о ней в философии и психологии ( Борисенко.Гаврилова.

Джркаэян и др.)

Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и

подходов к ее изучению,различают эмоциональную эмпатию,основанную на

механизмах проекции и подражания моторным и эффективным реакциям другого

человека.когнитивную эмпатию.базирующуюся на интеллектуальных процессах (

сравнение,аналогия и т.п.. и предикативную эмпатию »п роявляющуюся как

способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных

ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание -

переживание субъектом тех же эмоциональных состояний,которые испытывает

другой человек,через отождествление с ним, и сочувствие - переживание

собственных эмпатийных состояний по поводу чувств другого.

Предлагаются модели эмпатийного процесса.

стадии.этапы,уровни.механизмы.Многозначимость термина " Эмпатия4 порой

заставляет исследователей использовать более однозначные,по их мнению

понятия п идентифи-

кация " сопереживание", "конгруэнтная эмпатия" и др.

Первоначальный смысл термина " Эмпатия" был буквальным. он означал

процесс вчувствования.т.е. эмоционального проникновения в состояние

другого.

В концепциях эмоциональной эмпатии ( Гавриловой Т.П.. Стрелковой Л.П. и

др.) говорят о различных видах эмпатии,которые иногда интерпретируются как

уровни эмпатии:

L Ответная эмоциональная реакция по типу заражения,примитивная

эмоциональная идентификация.

Z, Сопереживание и сочувствие как более сложнее формы сочувствия в

эмоциях другого,разделения их.

Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время

немного. Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.

В советской психологии термин «эмпатия» был введен только в начале 70-х

годов Т.П.Гавриловой. Специальные исследования её были посвящены роли

эмоционального компонента в общении и социальном познании. В контексте

целостного акта общения

Т.П. Гавриловой был изучен феномен эмпатии, как способности человека

сопереживать, откликаться на эмоциональное состояние другого. Она выделила

две формы эмпатии:

сопереживание ( низшую. первичную форму) и сочувствие ( высшую форму).

Более непосредственной и более импульсивной формой эмпатии является

сопереживание личностью чувствам человека, с которым она общается, более

опосредованной раздумьями по поводу состояния другого человека и несущей в

себе большое желание действенно помочь ему оказывается другая сторона

эмпатии – сочувствие. Сочувствуя человеку ,личность осознает не только знак

и модальность, но и содержание своего переживания. и свое отношение к

объекту эмпатии ,а также и способ выхода из ситуации ,которую она

наблюдает. Сочувствие, помимо его большой осознанности и обобщенности

отличается от простого сопереживания ещё и большей инициированностью его

мотиваций, за которой стоят усвоенные личностью нормы гуманистической по

своей сути морали.

Очень часто роль эмпатии , в которой необходим интуитивно-эмоциональный

элемент, оценивается невысоко и даже негативно. Иногда эмпатию

расценивают, как «эффективное подражание».Отмечают ,что она может вызвать

пагубные последствия, если она настолько сольется в своих чувствах, с

другим, что утратит способность сохранять в то же время свое личное

отношение к происходящему .Но человек никогда не станет раскрывать свой

внутренний мир перед равнодушным наблюдателем. Необходимым началом

процесса эмпатии является презумпция тайны. Но эмпатия не расшифровка

подлинного содержания души

человека на основе результатов регулируемой деятельности ( совместный труд,

учение, совместная игра, разговор).

В зависимости от того насколько велик и систематизирован опыт общения

человека с другими людьми и насколько он сам сформирован как личность,

образы, мысли и чувства, которые у него возникают, когда он пытается

представить состояние другого человека, в различной степени соответствуют

действительности.

В исследовании по проблеме общения и межличностного познания известного

советского психолога А.А. Бодалева обнаружилось, что у лиц даже достаточно

интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с другими людьми.

Эмпатия может проявляться недостаточно ,и не у всех, и при этом может быть

неадекватная оценка и понимание переживания тех, с кем они взаимодействуют.

И в то же время встречаются люди, обладающие ярко выраженной

способностью проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать

ему, ставить себя на его место.

Современное состояние изучения проблемы диагностики и развития эмпатии.

Что же происходит с понятием эмпатии по мере его утверждения в

психологии. В 1934 г. в. одной из своих работ Дж. Мид дает определение

эмпатии как способности принять роль другого человека. Постепенно акцент

смещается с эмоциональной реакции на понимание другого определенным

образом: через «воображаемое перевоплощение» .Интроспекция, принятие точки

отсчета другого. (Банщиков В.М. .,Короленко Ц.П. ,Борисенко С.Б., Вербова

и др.)

Процесс .понимаемый таким образом, уже не может быть чисто эмоциональный. К

эффективному элементу здесь добавляется когнитивный, как реагирование

чувствами на чувства к эффективно когнитивному процессу понимания

внутреннего мира другого в целом.

Первоначальные экспериментальные исследования эмпатии и организовывались

в рамках лабораторных и полевых экспериментов. Однако со временем схемы

экспериментов стали критиковаться за их искусственность, за невозможность

воспроизведения в специально конструируемых условиях всей полноты и

тонкости процессов общения.

Новый импульс к развитию представлений об эмпатии и её исследований в

последние десятилетия был дан гуманистической психологией, в первую очередь

К. Роджерсом , эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед

за этим в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса

семейной жизни и т. д. К. Роджерс определял эмпатию, как «способ

существования с другим человеком. Это значит войти во внутренний мир

другого и быть в нем как дома, это значит быть сензитивных к изменениям

чувственных значений. Непрерывно происходящих в другом человеке, это

означает временное проживание жизни другого продвижение в ней осторожно,

тонко , без суждения о том, что другой едва ли осознает…». С точки зрения

гуманистической психологии слушание с пониманием (слышание) лечит, а не

объяснение, интерпретация как, например, в психоанализе.

Эту главную идею гуманистической психологии повторяет интерсубъективный

подход в отечественной социальной психологии: понятие диалога как слушания

– слышания, подтверждения ( Хараш А.Л.).

В последствии К. Роджерс распространил свое понимание эмпатии на другие

сферы человеческого общения: учение – учитель ,ребенок-родитель и т. д .К.

Родждерс говорит об эмпатии, как о важнейшей установке, свойстве

фасилитатора / ведущего/. Фасилитатором. т.е. способствующим процессу /

личностного роста, учения,общения/ может быть, по его мнению, не только

психотерапевт, .но и учитель, родитель, супруг.

В сфере образования К .Роджерсом и его последователями проведены

масштабные / 600 учителей,10000 учеников/ исследования ,показывающие роль

эмпатии в обучении и воспитании.

Так у учеников учителей- фасилитаторов , демонстрирующих более высокий

уровень эмпатии .по сравнению с детьми, обучающимися у "традиционных"

учителей,наблюдалось:

1) меньше пропусков занятий в учебном году;

2) больше личностной автономности; меньше физической и вербальной

агрессии;

3) более развитое "Я-концепция", более позитивное самоуважение,

4) более высокие академические успехи;

5) меньше дисциплинарных проблем;

6) меньше актов вандализма;

7) рост творчества в течении года;

8) большая спонтанность, свобода проявления, более высокий уровень

мышления.

Опыт проведения психологических тренингов для учителей, школьных

психологов, родителей , студентов , полученный многими практическими

психологами, и , том числе

( Гипперейтер Ю. Б, Карягиной Г.Д., Козловой Е.И.) обнаружен важнейший

психологический феномен, он состоит в том, что освоение казалось бы,

внешних способов выражения эмпатии оказывается мощным средством ,

запускающим глубокие личностные трансформации самих участников тренинга,

освоение эмпатической способности в конечном счете приводит к её

личностному присвоению. Не всегда , однако, сама идея эмпатии и попытки

освоения .этой способности связываются со специальными дополнительными

личностными свойствами. Поверхностно понятая эмпатия только как манера

поведения., как способ общения с партнером превращается в псевдоэмпатию

этот термин введен группой психологов вышеназванных. Они наблюдали за

работой учителей в школе и особенно часто там встречались с феноменов

псевдоэмпатии. Возникла идея специального анализа и изучения случаев как

истинной эмпатии, так и псевдоэмпатии.

Эмпатия важна для педагогов, чтобы проявить её в общении с учениками

почувствовать их и показать свои чувства им. А.С. Макаренко по.

57

1.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение института социальных педагогов является закономерным

процессом. Данный институт был введен в нашей стране в начале 90-х годов.

Необходимость создания в России института социальных педагогов, их

профессиональной подготовки обосновали исследователи В. Г. Бочарова, М. А.

Галагузова, Р. А. Литвак и

др.

В исследованиях Б. 3. Вульфова, И. А. Зимней, В. С. Ма-гун, А. В.

Мудрик, Т. Д. Шевеленковой и др. разработаны базовые характеристики,

квалификационные требования и функции деятельности социальных педагогов.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволили нам определить

основные направления деятельности, базовые характеристики и профессионально

значимые качества личности социального педагога.

М. А.Галагузова определяет социального педагога как «специалиста,

организующего воспитательную работу с детьми в разных социокультурных

средах. Социальный педагог изучает • психолого-педагогические особенности

личности и окружающей его микросреды, выявляет интересы и потребности,

отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную

социальную помощь в поддержке обучающимися и воспитанникам, выступает

посредником между лич-

ностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти».

(55)

Исследователь Р. А.Литвак дает следующую характеристику деятельности

социальных педагогов: «Он как бы ставит социальный диагноз, изучает

психологические и возрастные особенности детей, вникает в их микросоциум,

мир интересов, круг общения, в условия их жизни... выявляет положительные и

отрицательные факторы социализации личности ребенка, психологические,

медицинские, правовые, экологические проблемы... обеспечивает в работе с

личностью своевременную превентивную профилактику различного рода отношений

- нравственного, физического, психического, социального плана».

Модель деятельности социального педагога в учреждениях начального

профобразования была разработана исследователем Литвак Р.А. в ходе опытно-

экспериментальной работы в 1.993-1995 гг. Специфика деятельности

социального педагога в данных учреждениях заключается в многообразии

функций, выполняемых учреждениями начального профессионального образования:

гуманистической, образовательной, профессиональной (112).

В основу концепции деятельности социального педагога в

профессиональных училищах была взята идея, базирующаяся на следующих

положениях:

- во-первых, социальный педагог, как подчеркнуто в квалификационной

характеристике, призван реализовать функции развития и социально-

педагогической защиты и поддержки детей в социуме;

59

- во-вторых, как показывает практическая деятельность, социальные

педагоги существенным образом влияют на изменение психолого-педагогического

климата в социуме.

Основу профессиональной деятельности социального педагога составляет

социальная работа.

По определению Национальной Ассоциации социальных работников СМА (1972

г.) социальная работа - это «профессиональная деятельность по оказанию

помощи отдельным людям, группам или коллективам в повышении или

восстановлении способности к социальному функционированию и создание

благоприятной общественной ситуации в их целях».

Анализ отечественной и зарубежной литературы (И.А. Зимняя,

В.Н.Лавриненко, Е.И.Холостова, Дж.О.Билланс, Р.Рамзес и др.), позволил

определить цель социальной работы, заключающейся в материализации, о

предмечивании интересов и потребностей, человека, достижении социально и

личностно значимых результатов, закреплении или изменении социального

положения личности, группы.

Социальная работа (в прошлом - простая благотворительная

непосредственная помощь отдельным социально ущемленным, обездоленным людям)

становится сегодня деятельностью, предполагающей социальную защиту каждого

человека, его потребностей, интересов, человеческого достоинства, права на

полноценное развитие.

Необходимость защиты ребенка от неблагоприятных факторов развития в той или

иной мере затрагивалась педагогами - гуманистами И. Г.Песталоцци, К.

Д.Ушинским, теорети-

60

ком свободного воспитания Л. Н. Толстым и др. Защищенность ребенка в

воспитательном коллективе отстаивали

А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Понятие «защита» в

общенаучном плане (исходя из словарей) имеет весьма широкий спектр

употребления:

1. Охрана, ограждение, заступничество (кого-либо от чего-либо). В этом

смысле защита выступает как средство психической, физической и душевной

охраны.

2. Отстаивание интересов, прав (защита законных прав и интересов

личности, закон как защита прав и свобод граждан).

3. Способ сохранения жизни. Согласно концепции гуманистической

психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) стремление человека к защищенности

- одна из жизненно важных потребностей человека. А. Маслоу, выделяя

потребность в безопасности в качестве одной из базовых потребностей

человека, включает сюда стремление человека чувствовать себя защищенным,

избавиться от страха и жизненных неудач.

Исследователи О. С.Газман и А. В.Иванов определили понятие «педагогической

защиты», которое представляет собой «систему педагогических действий,

обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую

безопасность воспитанника в образовательном процессе, отстаивание его

интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для

свободного развития его духовных и физических сил» (80).

61

На сегодняшний день в отечественной литературе (А.В.Иванов и др.)

выделено три основных вида педагогической защиты:

- физиолго-педагогическая защита - обеспечение физического здоровья,

безопасности жизни и развитие организма путем удовлетворения витальных

потребностей.

Данная деятельность предполагает: во-первых, выявление заболеваний у детей

и своевременное направление на лечение;

во-вторых - помощь в овладении основами физической культуры;

- психолого-педагогическая защита - совокупность способов и мер,

направленных на оказание помощи в психологической стабилизации личности, на

поддержание положительных эмоций, на развитие психологической устойчивости,

творческой активности личности, способность к самопознанию и

самореализации;

- социально-педагогическая защита - это система средств, мероприятий,

которая:

а) способствует предотвращению межличностных конфликтов, формирует

позитивные отношения между людьми;

б) способствует развитию способностей и интересов личности, защите его

прав;

в) формирует и развивает личностные качества индивида, необходимые для

позитивной жизнедеятельности.

Педагогическая защита ориентирована не только на то, чтобы создавать

личности внешнюю защищенность, но и на то,

62

чтобы формировать у ребенка способность к самостоятельному решению

собственных проблем.

Важным направлением деятельности социального педагога в работе с

детьми - сиротами является их защита. Направленность работы социального

педагога на защиту ребенка соответствует жизненной потребности человека в

защищенности и в защите, тем самым реализуется гуманистический смысл

процесса, направленного на создание условий для развития личности. Задача

социального педагога заключается и в том, чтобы помочь детям-сиротам

научиться самим решать трудные ситуации, создавать условия для нормального

физического, психического и социального развития.

К ведущим функциям деятельности социального педагога в

профессиональном училище следует отнести:

- диагностическую - направленную на диагностику личности ребенка и

социальной среды (учебного заведения, семьи, друзей, учреждений досуга и

спорта и т.д.) во взаимодействии с которой он находится.

Понятие «диагностика» имеет несколько толкований. В широком смысле под

диагностикой понимается не только выявление факторов, детерминирующих

процесс формирования личности, но и определение медико-биологических,

психолого-педагогических и социально-педагогических параметров изучаемого

объекта. Диагностика является важным и необходимым средством в деятельности

социального педагога, от качества диагностики зависит характер дальнейшего

взаимодействия с личностью.

63

Важным компонентом диагностирования, по убеждению исследователя

Л.М.Кустова, является собственно педагогическая деятельность, которую он

рассматривает в контексте новой отрасли научного знания - квалиметрия

(педагогической диагностики). Суть его заключается в том, что педагог

должен овладеть основами двух методологий: методология педагогической

деятельности и методология педагогической диагностики. Последняя включает

анализ-проектирования и воплощения. (102)

Данная теория обогащает и расширяет приведенную функцию социального

педагога;

- прогностическую - заключающуюся в прогнозировании характера развития

личности и среды, с целью выявления позитивных и негативных факторов

данного процесса;

- превентивно-профилактическую и социально-терапевтическую -

направленную на разработку мер по предупреждению развития и преодоления

негативных явлений, способных нарушить или затруднить ход позитивного

процесса развития личности ребенка.

Асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою биологическую

природу. В основе данного поведения лежат социально-психологические,

психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых

необходимо для эффективной превентивно-профилактической деятельности.

Особое место в данной деятельности занимают создание и разработка

педагогических коррекционных программ, направление на выявление отклонений

и их коррекцию. Анализ раз-

64

работки такой программы, сориентированной на деятельность социального

педагога, выполняющего превентивно-профилактическую функцию, содержится в

работах ученых В.П.Кащенко (86), И. Ф. Мягкова (23);

- охранно-защитную - включающую создание условий, обеспечивающих

защиту и реализацию прав ребенка и среды формирования личности на основе

международной и государственной нормативно-правовой базы.

Функция оказания социальной помощи и поддержки ориентирует социального

педагога на изучение: различных социо-культурных сред (семья, социальная

группа, микроколлектив);

процесса формирования и развития личности (четырех ее аспектов -

медицинского, психологического, социального и педагогического);

взаимовлияния личности и микросреды ее обитания; теории отклонений; условий

и способов социальной помощи и поддержки; нормативно-правовой базы охраны

детства и семьи;

- компенсаторную и реабилитационную, заключающиеся в создании условий,

необходимых подростку для более полного удовлетворения личностных и

социально-значимых потребностей и интересов;

- организаторскую - направленную на организацию социальной творческой

деятельности.

Таким образом, социальный педагог в системе учреждений начального

профессионального образования осуществляет педагогическую, психологическую,

исследовательскую, диагностическую, прогностическую и другие формы

деятельности в

65

области развития, коррекции, социальной адаптации и реабилитации личности

учащегося.

Целью деятельности социального педагога в профессиональном училище

является социально-педагогическая адаптация личности учащегося, создание

психолого-педагогических условий данного процесса.

Для осуществления данной цели необходимо определить квалификационные

требования к специалисту. В их основу были положены разработанные

отечественными учеными профес-сиограммы. Исследователями Н.Ю.Васильевой,

Л.Г.Гусляко-вой, И.А.Зимней, В.С.Магун, Т.Д.Шевеленковой предложены

следующие компоненты составляющие основу базовой характеристики социального

педагога (79):

- психолого-педагогическая компетентность;

- способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество,

выполнять своеобразную роль «третьего человека»;

- умение влиять на общение, отношения между людьми;

- умение стимулировать, побуждать человека к той или иной деятельности

для решения его собственной проблемы;

- способность работать в условиях неформального общения, в позиции

неформального лидера, способствующего проявлению инициативы, активной

субъективной позиции личности подопечного;

- умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;

66

- осознание социальным педагогом само ценности человеческой личности,

ее индивидуальности и творческой сущности;

- умение способствовать саморазвитию личности ребенка, создавать

условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта;

- способность воспринимать, различать, интерпретировать и

анализировать, а также вырабатывать профессиональные суждения;

- способность ситуативного разъяснения нескольких социальных

процессов;

- знание и умение применять психологические приемы диагностики и

изучения личности ребенка, его семьи и социума;

- способность к разработке конкретных методик социально-педагогической

деятельности и т.д.

Определение данных критериев позволило сформулировать квалификационные

требования, предъявляемые к социальному педагогу как профессионалу,

включающие в себя:

1. Требования к личностным особенностям: гуманистическая

направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство

собственного достоинства и уважение достоинства другого, эмпатийность,

готовность понять другого и оказать ему психологическую помощь и поддержку,

эмоционально-позитивная направленность, эмоциональная устойчивость,

установка на психическое здоровье, личностная адекватность по самооценке,

уровню притязаний и социальной адаптированности.

2. Требования к деятельности:

67

а). К должностным обязанностям: организация социально-значимой

деятельности среди подростков; социально-правовая защита клиента;

координация деятельности различных государственных, общественных и

клерикальных организаций для оказания действенной помощи клиенту и т.п.

б). К профессиональным знаниям и умениям: умение вычленять проблемы

клиента, диагностировать их; уметь определять характер требуемой

психологической помощи; к навыкам психологического консультирования,

коррекции и реабилитации и т.п.

• в). К уровню сформированности деятельностно-ролевых умений: умению

устанавливать равно партнерские отношения с клиентом, умению формировать

новые социальные роли у клиента и т.п.

3. Требования к особенностям социального взаимодействия социального

педагога и клиента: к умению координировать социальные связи и отношения

(горизонтальные и вертикальные), умение координировать свои собственные

действия на основе навыков наблюдения, отбора и анализа социально-значимой

информации и т.д.

4. Требования к коммуникативным навыкам и умениям:

владение культурой общения, фасилитативные умения и пр.

Таким образом, становится очевидной и необходимой целесообразность

создания системы отбора претендентов на роль социального педагога и их

профессиональной подготовке.

В 1990 г. с целью организации научных исследований и подготовки

специалистов по социальной педагогике в ряде пе-

68

дагогических вузов России были открыты отделения, факультеты социальной

педагогики, а позднее была разработана концепция научно-методического

обеспечения процесса подготовки социального педагога (В.Г.Бочарова,

Г.М.Брагин, М.А.Га-лагузова). Были разработаны и приняты к реализации более

тридцати учебных программ и специальных курсов по подготовке социальных

педагогов более чем по десяти специализациям. К сожалению, на сегодняшний

день недостаточно внимания в педагогических вузах уделяется подготовке

педагогов, работающих с категорией детей-сирот, тем более социальных

педагогов данной специализации. Специфика становления и развития личности

детей-сирот, особенности организации жизнедеятельности данной социально

незащищенной категории детей, требует специальной подготовки социальных

педагогов к работе с детьми-сиротами.

• Как отмечалось во втором параграфе данной главы, категория детей-сирот

отличается специфическими особенностями такими как:

- отставание в интеллектуальном развитии, наглядно-образном мышлении;

- недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением,

самостоятельно выполнять определенные правила при отсутствии контроля со

стороны взрослых, что ведет к неорганизованности, ситуативности поведения;

- худшие, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье, здоровье детей-

сирот, как физиологическое, так и психическое, высокий уровень

заболеваемости;

69

- проблемами в формировании навыков продуктивного общения;

- конфликтность, высокий уровень тревожности, высокая интенсивность

мотива страха отвержения;

- низкой самооценкой и ориентацией на оценку себе другими и т.д.

Все это позволяет определить основу подготовки социального педагога и

работе с детьми-сиротами.

На наш взгляд, основу профессиональной подготовки должны составлять

знания и умения в таких областях как:

- специфика становления и развития личности детей-сирот;

- социальное и нормативное сиротство, история вопроса и перспективы

развития проблемы;

- деривация и деривационный синдром;

- система социальных учреждений, оказывающих помощь ребенку;

- проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и т.д.;

- основы теории, методики и авторских педагогических технологий по

работе с детьми-сиротами;

- методы управления, диагностики, прогнозирования, социально-

педагогического исследования.

Специфика деятельности социального педагога по работе с детьми-сиротами

заключается в том, что при решении проблем в жизнедеятельности данной

категории подростков он (социальный педагог) органически входит в

общественные от-

70

ношения со многими социальными институтами. Выявление проблем, их решение

осуществляется прежде всего через установление и поддержание контактов с

представителями этих институтов - детского дома, отдела, опеки,

правоохранительных и административных органов, центров социальной защиты,

что требует, в свою очередь, высокого уровня развития у социальных

педагогов социально-перцептивных, коммуникативных способностей для

эффективного выполнения своих профессиональных функций.

Успех деятельности социального педагога в значительной мере зависит от

его коммуникативной компетенции - компетенции в межличностной коммуникации,

межличностном взаимодействии. Кроме того, связанные с этим психологические

нагрузки, создают напряженность в процессе общения. Именно поэтому в ходе

профессиональной подготовки необходимо уделить особое внимание формированию

коммуникативной компетенции, что даст возможность специалисту быть более

подготовленным и защищенным в условиях интенсивного межличностного общения.

Таким образом, можно выделить две группы подготовки к

профессиональному общению: вооружение знаниями о социально-психологических

особенностях общения, обучение вербальным и невербальным техникам, и вторая

группа проблем -развитие способностей, предполагающих развитие эмпатии и

рефлексии, . .

На наш взгляд, на эффективность деятельности социального педагога по работе

с детьми-сиротами влияет качество

71

его профессиональной подготовки, в которой существенное место отводится

психолого-педагогической компетенции и формированию профессионально

значимых качеств и умений, которые способствуют гибкому реагированию на

постоянно изменяющиеся условия социума и способности к созданию личностно

ориентированной модели деятельности с детьми-сиротами.

В данном параграфе мы осветили функции деятельности социальных

педагогов, требования к профессиональным и личностным качествам. Особое

место в деятельности социального педагога по работе с детьми-сиротами

занимает разработка и создание педагогической коррекционных программ, целью

которых является социально-педагогическая адаптация в условиях начального

профессионального образования.

Мы рассматриваем специфические особенности развития детей-сирот в условиях

учреждений НПО, к которым мы относим: отставание в интеллектуальном

развитии и наглядно-образном мышлении также им свойственна конфликтность,

высокий уровень тревожности, . интенсивность мотивации страха и низкий

уровень самооценки; что и позволило нам разработать комплексную программу

индивидуальной работы с детьми-сиротами, которая направлена на решение

указанных проблем в жизнедеятельности детей-сирот.

72 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

• В данной главе исследования мы проанализировали проблемы социально-

педагогической адаптации детей-сирот в условиях учреждений НПО в

философской, социальной и педагогической литературе.

Для совершенствования процесса социально-педагогической адаптации

детей-сирот в учреждениях НПО первостепенное значение имеют:

1. Конкретизация и развитие понятия «социально-педагогическая

адаптация детей-сирот», определяемое как педагогически организованный

процесс восприятия детьми опыта социальной жизни и познания ими

.многообразных социальных ролей, способствующий активному включению их в

существующую социальную среду.

2. Определение и учет особенностей социально-педагогической адаптации

детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования,

необходимые для эффективной организации данного процесса и выявления

психолого-педагогических условий его протекания, к которым относятся:

возрастающая степень самостоятельности в освоении социального опыта по

сравнению с периодом пребывания в детском доме; освоение, наряду с бытовыми

функциями, профессиональных функций, социальной роли рабочего.

3. Выявление психолого-педагогических условий становления и развития

личности детей-сирот; проблем, возникающих в учреждениях начального

профессионального образова-

73

ния и затрудняющих процесс социально-педагогической адаптации детей-сирот в

данных учреждениях.

4. Необходимость введения должности социального педагога по работе с детьми-

сиротами.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ