Теории обучения в высшей школе
Теории обучения в высшей школе
В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и умения,
происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности обучающихся и
их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу - умственную
деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание,
запоминание и другие психические процессы. В результате мыслительного
функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного
действия высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности
создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного
познания, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями
объективного мира.
Условием построения теории обучения в высшей школе является
взаимосвязь трех формирующих начал:
1) накопление опытного эмпирического материала исходя из оценки практики
учебного процесса, его типизации, классификации и группировки;
2) установление эмпирических связей и элементов, составляющих учебный
процесс;
3) формирование теоретических, обобщенных, объективных отношений,
составляющих учебный процесс, выявление их причин и развития.
Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучения содержательную основу,
достаточную научную определенность и объективность.
Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие-
это понятия неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому
широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения.
Весьма существенным является также и то обстоятельство, что обучение
происходит направленным, организованным путем. А это значит, что сам
процесс обучения как процесс мыслительного развития требует опоры на
основополагающие данные науки о функциях и природе мышления, опоры на
физиологию высшей нервной деятельности и психологию. То есть, теория
обучения должна находиться в самой тесной связи с психофизиологией и
психологией учения. Это требует от преподавателей обращения к активной
психической деятельности студентов, влияющей на развитие их творческой
мыслительной работы, обоснованного психологического подхода к каждому
занятию и, что особенно важно, умению моделировать студенческую аудиторию,
управлять ее познавательной деятельностью.
Педагогический смысл связи теории обучения в высшей школе с
закономерностями психофизиологии и психологии заключается главным образом в
обосновании путей всестороннего развития творчески мыслящей и творчески
действующей личности специалиста высшей квалификации. Это обоснование
требует предварительного рассмотрения некоторых общих связанных между собой
понятий учения о высшей нервной деятельности и психологии. К таким
понятиям, прежде всего, относятся сознание, мышление, разум и психика.
Сознание в психофизиологии рассматривается как свойство человека
отражать действительность в ощущениях, восприятиях, представлениях,
представлениях, суждениях и понятиях. Сознание позволяет нам оценивать и
устанавливать взаимоотношения людей друг с другом, окружающей средой и
совершенствовать его в процессе многообразной деятельности. Сознание
человека в значительной мере индивидуально и самостоятельно, оно позволяет
нам воображать, изобретать, обобщать явления и события, строить догадки и
предположения и т.д. Сознание человека отражает субъективный образ
объективного мира в определенном творческом представлении.
Мышление - это свойство мозга человека, особым образом организованной
материи, отражать объективную действительность в понятиях, суждениях,
образах обобщенных представлений. Мышление и его развитие имеют неразрывную
связь с трудовой деятельностью и языком людей. Для мышления свойственны
такие процессы, как анализ и синтез, гипотетический поиск, абстракция,
формулирование понятий и законов, доказательств, умозаключений,
моделирование и т. д. К мышлению активно примыкает понятие «разум» -
активный процесс мышления, характеризующий глубокое понимание явлений
окружающего мира, путей и форм их развития.
Психика – специфическая функция мозга человека, обеспечивающая его
многообразное приспособление к изменяющимся условиям окружающей
действительности. Психические функции включают оперирование ощущениями,
восприятием, представлениями, чувствами и мыслительной деятельностью.
Психика, так же как сознание, выражает субъективный образ объективного
мира, понятие психики шире понятий сознания и мышления, так как психика
рассматривает не только сознательное, но чувственное и подсознательное.
В высшей школе наиболее существенными прикладными задачами
психологии являются:
- психологическое обоснование путей приобретения знаний и навыков;
- организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности;
- психологическое обоснование путей совершенствование методов преподавания;
- обоснование особенностей возрастного развития студентов;
- оценка психических свойств студента;
- выявление и развитие индивидуальных творческих особенностей и склонностей
студентов;
- оценка душевного и морального состояния студентов.
Выявление закономерностей психологической теории обучения в высшей
школе теснейшим образом связано с рассмотрением особенностей психологии
студенческого возраста (в среднем 17-23 года). Это возраст расцвета
физического и умственного развития человека. Но расцвет - еще не
зрелость.
С приближением зрелости происходит непрерывное нарастание
работоспособности, динамики активной деятельности, продуктивности. В то
же время моменты повышения динамики одной функции сменяются моментами
понижения других функций. В этом возрасте наблюдается развитие
вербального интеллекта, динамичность возбуждения. Повышается уровень
наблюдательности и общая культура наблюдения. Совершение действий,
поступков преобладает над их обоснованием. В этом возрасте характерны
проявление максимализма, стремление к скорейшему проявлению себя в
сложных жизненных ситуациях без достаточно глубокой оценки вероятных
последствий совершенных поступков, эгоцентризм. Наблюдается безразличное
отношение к опыту других людей, советы, замечания, указания старших
воспринимаются как необоснованное вторжение в личную жизнь. Характерно
стремление к независимости, самостоятельности, увлечение новым (не всегда
прогрессивным). Наряду с самоуверенностью возникает неуверенность в своих
возможностях, что часто проявляется в развязности, небрежности,
негативизме и даже в агрессивности. В этом возрасте весьма заметны мотивы
товарищества и дружеской солидарности.
Наряду с любознательностью, стремлением к новому, проявлением
интереса к определенной деятельности и области знаний имеет место отрицание
и скептицизм как следствие поверхностных взглядов. Категоричность мнений в
этом возрасте легко может измениться, особенно под влиянием «авторитетных»
друзей.
Возраст 17-23 года наиболее плодотворный для формирования знаний,
научного и профессионального развития, совершенствования всесторонней
мыслительной культуры.
Наряду с возрастными особенностями необходимый интерес представляет
оценка свойств личности по темпераменту.
Среди студентов, как и вообще среди людей, различаются:
холерики (темпераментны, активны, общительны, энергичны);
сангвиники (легковозбудимы, настойчивы, активны, уравновешены, общительны);
меланхолики (медлительны, замкнуты, склонны к устойчивым настроениям и
состояниям, застенчивы, болезненно чувствительны, не уверены в себе);
флегматики (с наиболее сильным, уравновешенным типом характера,
неторопливы, настойчивы, необидчивы).
В отношениях к учебной и научной работе выявились специфические
студенческие типы: эмпирики, аналитики, рационализаторы, логики,
исполнители, организаторы, систематики, эрудиты, генераторы идей,
романтики, подражатели и даже перехватчики мыслей.
Существенным является использование психологических обоснований для
управления познавательной деятельностью студентов, путем организации
интересов, мотивов, установок, активной мыслительной деятельности и
применения методов рефлексивного воздействия.
Мотиву, установка, интересы. Большое значение для учебного процесса имеет
интерес к познанию, возникающий на основе осознанной мотивировки. Интерес и
мотивировка неразрывно связаны с физиологическими процессами высшей нервной
деятельности. С позиций нейрофизиологии создание интереса и мотивировки
характеризуется возникновением в коре больших полушарий очага сильного
раздражения. То, что вступает во взаимодействие с ним, включается во
временные связи и соответствующим образом закрепляется.
Мотивация познавательной деятельности характеризует собой отношение
человека к тому или иному проявлению действительности и связана с
возникновением потребности к познанию. Интерес есть выражение
направленности сознания человека в силу наличия у него взаимосвязанных
систем отражения действительности. Если такая связь существует, процесс
познания совершается активно, если она нарушается, то интерес к учению
ослабевает, а затем может исчезнуть совсем.
Интерес и мотивы являются для учебного процесса основой, на которой
возникают, закрепляются и развиваются знания, навыки и практический опыт
студентов. Мотивация, интерес, потребность познания – все это необходимые
условия учебной деятельности. Учебная информация более активно
воспринимается тогда, когда у студентов возникает потребность в ее
восприятии. Одно и тоже содержание изучаемого предмета одинаковой степени
сложности, в одном и том же объеме может усваиваться по-разному, в
зависимости от способа его подачи, мотивов восприятия и интереса студентов.
Учебный процесс совершается более активно в тех случаях, когда он связан с
решением задач проблемных ситуаций, а проблемы имеют мотивационную основу,
включая живой интерес к предмету изучения. Мотивы стимулируют, организуют и
направляют учебную деятельность. Значительный интерес представляет
мотивация для организации процесса обучения и направления мыслительной
деятельности студентов.
Существенный интерес представляет выяснение того, какие мотивы направляют
познавательную деятельность студентов, что они имеют в своей основе.
Значительный интерес при этом представляет выяснение конкретных причин,
вызывающих проявление интереса, мотивов и потребности изучения.
Современная нейрофизиология и психология считают весьма существенным, что
человек всегда действует по установке, возникающей в результате внешнего
воздействия, которая и настраивает его на получение ожидаемого результата.
Установка в обучении является условием организации и направления
мыслительной деятельности и исходит из целей и задач обучения. Когда
существует четкая установка, опирающаяся на цели и мотивы обучения, то
мыслительная деятельность оказывается сосредоточенной, а энергия этой
деятельности – сконцентрированной, стало быть, и результат обучения в этом
случае оказывается более эффективным.
Восприятие и понимание. Значительное место психология уделяет такому
важному для обучения психологическому качеству, каким является восприятие.
Психология рассматривает восприятие как процесс отражения в сознании
человека предметов и явлений.
Весьма существенным для процесса обучения является и то обстоятельство, что
в состав восприятия входит речевая деятельность, определяющая содержание
восприятия. Физиология высшей нервной деятельности рассматривает восприятие
как аналитикою - синтетическую деятельность коры головного мозга,
характерную тем, что она вызывается совокупным воздействием свойств
предметов и явлений на органы чувств человека. Поэтому восприятие
представляет собой не просто ряд ощущений, а целостный образ предмета как
модель той или иной совокупности признаков объекта восприятия
Психологически каждое восприятие рассматривается как синтез входящих в него
ощущений и представлений со своей определенной структурой и выделением роли
и места каждого компонента в этом целом.
Процессы восприятия находятся в тесной связи с представлениями, которые
психология рассматривает как воспроизведенные образы восприятия. В отличие
от восприятия представления возникают на основе памяти, без
непосредственного участия органов чувств. В учебном процессе представления
обычно возникают под влиянием направленной мыслительной деятельности, речи
и условного языка науки.
Внимание. Психология указывает пути раскрытия важнейшего для обучения
свойства мышления – внимания. Внимание является начальной ступенью
понимания. При возникновении внимания происходит разделение реального и
воображаемого, возникает предложения, догадки. Организация внимания и
наблюдения есть одно из главных условий успеха обучения. Если преподавателю
удастся привлечь внимание студентов к предмету изучения, то это значит, что
он добился половины успеха.
Память. Учебный процесс высшей школы теснейшим образом связан с
рациональным использованием психофизиологической теории памяти. Психология
рассматривает память как устройство умственной деятельности сохранять и
воспроизводить то, что было в сознании. Память, запоминание и забывание
находятся в функциональной связи с прошлым содержанием, опытом,
впечатлениями и активной мыслительной деятельности человека.
********************************************************************
Теория обучения в высшей школе немыслима без обращения
преемственности своего исторического развития и учебно-познавательной
деятельности, обращения к методам и средствам обучения в определенной их
роли, возможностей и путей их развития.
Существенным показателем развития учебно-воспитательного процесса
является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций
совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, - на
основе которых возникают новые теоретические положения, дающие обоснование
и направление для оптимальных педагогических действий.
ЛИПЕЦКИЙ ГОCУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
Педагогические основы проектирования вузовских технологий обучения
СТУДЕНТ ФАУСТОВ В.В.
ГРУППА МОД - 97
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОКОЛЕЛОВ О.П.
ЛИПЕЦК - 1998
|