Рефераты
 

Тестовые задания

наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то

неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это

главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно

рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего

учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать

отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-

первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения

темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается

полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых

учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах

необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений,

культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.

Существует множество методов проставления, исправления отметок:

каждый учитель может предложить свое. Однако, мне кажется, что т.к. отметки

отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть

доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся

к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их

улучшению. Окончательными же являются лишь итоговый отметки, т.е. отметки,

полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по

окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.

Выводы по главе 1.

В главе 1 я рассмотрел сложившееся на сегодняшний день понимание

контроля, а также сформулировал некоторые свои замечания по этой проблеме.

Тем самым, в этой главе я выполнил первые три цели, поставленные передо

мной при написании этой работы. Результаты моей работы в главе 1 можно

кратко изложить в следующей таблице:

|Цели контроля |1. подготовить учащихся, убедившихся в том, |

|знаний и умений |что усвоенные ими новые биологические знания |

|учащихся |и умения отвечают предъявляемым требованиям; |

| |2. получить информацию о том, усвоены или нет|

| |каждым учащимся биологические знания, |

| |указанные в образовательной цели изучения |

| |темы (цикла знаний); научились ли учащиеся |

| |видам деятельности, указанным в цели по |

| |разлитию изучения темы (цикла знаний). |

|Формы контроля |биологический диктант |

|знаний и умений |тестовое задание |

|учащихся |краткая самостоятельная работа |

| |письменная проверочная работа |

| |лабораторная работа |

| |устный зачет по изученной теме |

| |Текущий контроль: |

|Место различных |Биологический диктант |

|форм контроля в |Тестовые задания |

|процессе обучения |Кратковременная самостоятельная работа |

| |Итоговый контроль: |

| |Письменная проверочная работа |

| |Лабораторная работа |

| |Тестовые задания |

| |Устный зачет по теме |

Естественно предположить, что глава 2 этой работы будет посвящена

достижению оставшихся целей, т.е. разработки контрольных мероприятий

непосредственно для темы «Тип Простейшие».

2. Контрольные мероприятия при изучении темы «Тип Простейшие» на основе

деятельности теории обучения.

1. Содержание знаний и умений учащихся по теме «Тип Простейшие».

Прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель

должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся

целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверить

те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме или в

течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были

сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому

выводу приходят все учителя и методисты, а следовательно есть необходимость

сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и умения учащихся,

которыми они должны овладеть на данном этапе обучения.

Указанные в целях знания и умения учащихся должны, в свою очередь

соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому

предмету.

2. Цели изучения темы «Тип Простейшие».

При изучение темы решаются следующие задачи:

Образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях

строения жизнедеятельности одноклеточных животных, их взаимосвязях со

средой обитания, сходстве с одноклеточными водорослями, о значение

простейших в природе, жизни человека;

Воспитательные: продолжать формирование научно-материалистического

мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях одноклеточных животных со

средой обитания, показа познаваемости биологии паразитических простейших и

использование этих знаний для профилактике заболеваний; осуществлять

патриотическое воспитание (на примере раскрытия достижений биологической

науки нашей страны в борьбе с болезнями, вызываемыми паразитическими

простейшими);

Развивающие: совершенствовать умения работать с микроскопом,

распознавать изученных простейших на рисунках, таблицах, сравнивать их

между собой, составлять общую характеристику группы одноклеточных животных,

продолжать формирование умений работать с учебником, ориентироваться в нем,

находить в тексте главные мысли, составлять план частей параграфа, знать

необходимые сведения необходимые сведения для ответов на вопросы.

3. Циклы усвоения знаний.

Календарный план.

Как уже говорилось ранее, текущий контроль знаний и умений

учащихся проводится после каждого цикла усвоения знаний. Следовательно,

необходимо данную тему «Тип Простейшие» разбить на логические циклы

усвоения знаний и умений учащихся. Я предлагаю три цикла усвоения знаний:

6. - Обыкновенная амеба. Особенности строения и жизнедеятельности.

7. - Многообразие одноклеточных животных. Зеленая эвглена, вольвокс.

8. - Инфузория – туфелька. Лабораторная работа «Наблюдение за строением и

передвижением инфузории – туфельки.

Данную тему можно провести за 4 урока. Календарный план темы будет

выглядеть следующим образом:

Урок 1. Обыкновенная амеба. Особенности строения и

жизнедеятельности.

Урок 2. Многообразие одноклеточных животных. Зеленая

эвглена, вольвокс.

Урок 3. Инфузория – туфелька. Лабораторная работа

«Наблюдение за строением и передвижением инфузории – туфельки».

Урок 4. Итоговый урок. Многообразие, значение и общая

характеристика одноклеточных животных.

Из предложенного календарного плана видно, что на каждый цикл

усвоения знаний приходится по одному уроку и, следовательно, текущий

контроль целесообразно проводить в конце 1-го, 2-го и 3-го урока. Место

итогового контроля – на 4-ом итоговом, уроке.

4. Контроль знаний и умений учащихся в конце каждого цикла усвоения знаний.

В этом параграфе мне предстоит определить оптимальную форму и

содержание контрольного этапа в конце каждого цикла усвоения знаний темы

«Тип Простейшие». Для того чтобы выбрать форму контрольного мероприятия,

необходимо установить, какие знания и умения, которыми овладели учащиеся,

можно проверить, используя ту или иную форму контроля. Приведенная ниже

таблица позволяет это сделать.

|Форма текущего |Проверяемые знания уч-ся. |Проверяемые умения |

|контроля | |учащихся |

|1. Биологический |Особенности строения и | |

|диктант |функции клетки | |

| |одноклеточного организма. | |

| |Обыкновенная амеба, среда | |

| |обитания, передвижение, | |

| |питание, дыхание, выделение,| |

| |размножение, образование | |

| |цисты. | |

| |Возможные трудности, которые| |

| |могут возникнуть при | |

| |составлении диктанта: | |

| |отбор материала (самое | |

| |существенное) | |

| |постановка вопросов, | |

| |требующих кратких | |

| |односложных ответов. | |

|2. Тестовые задания |Все знания из | Сравнивать эвглену и|

| |образовательной цели. |растения. |

| |Трудности при составлении |Распознавать эвглену |

| |теста: |в конкретных условиях|

| |Отбор и тщательная обработка|обитания. |

| |материала для теста |Сравнивать амёбу и |

| |Учет особенностей класса и |эвглену. |

| |отдельных групп учащихся |Распознавать |

| | |одноклеточные и |

| | |колониальные формы. |

| | |Объяснять способы |

| | |питания и размножения|

| | |простейших. |

| | |Распознавать |

| | |одноклеточных по |

| | |внешнему виду. |

|3. Лабораторная работа|Все знания образовательной |Отвечать на вопросы: |

| |цели. |чем питается |

| |Трудности: |инфузория туфелька; |

| |- Цели и о содержание работы|как захватывает корм;|

| |следует сообщить учащимся | |

| |заранее. |как происходит |

| | |пищеварение, дыхание,|

| | |удаление не |

| | |переваренных |

| | |остатков. |

Проанализировав, таким образом, формы текущего контроля применительно

к конкретной теме, учитель может выбрать оптимальную для каждого класса

форму. Я собираюсь предложить примеры всех трех форм контроля знаний и

умений учащихся, каждая из которых будет идей после своего цикла усвоения

знаний.

Достоинство биологического диктанта, односложные краткие ответы,

наиболее важно в младших седьмых классах, где ребята медленно пишут и с

трудом формируют свои мысли. Поэтому многие учителя, возможно, отдают

предпочтение именно такой форме контроля знаний и умений учащихся. Из

приведенной выше таблицы видно, что биологический диктант целесообразнее

всего проводить после 1 цикла усвоения знаний, т.к. в этом цикле он

позволяет охватить все знания из образовательной цели, а также оставляет

без внимания наименьшее количество умений учащихся. Можно предложить

следующий пример подобного биологического диктанта:

Пример биологического диктанта при проверке 1-го цикла усвоения

знаний.

Цели проведения биологического диктанта:

1) подготовить учащихся, убедившись в том, что усвоенными ими новые

биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

2) получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся биологические

знания, указанные в образовательной цели; научились учащиеся видам

деятельности, указанным в цели по развитию.

Содержание биологического диктанта.

1. Вырост тела амеба … (ложноножка)

2. Содержимое пищеварительной вакуоли … (пищеварительный сок)

3. Вакуоль, удаляющая продукты обмена … (сократительная)

4. Поступление в организм амебы пищи, воды и кислорода и вывод вредных

веществ называется … (обменом веществ)

5. Защитная оболочка у амебы … (циста)

6. Есть ли у амебы пищеварительная вакуоль? (есть)

На этот биологический диктант уйдет не более 5 минут, учитывая

организацию деятельности учащихся и переход к другой деятельности после его

окончания. За эти 5 минут можно проверить все знания из образовательной

цели цикла усвоения знаний.

В данном биологическом диктанте проверяются известные факты, что не

требует отдельного размышления, поэтому оцениваться он должен с

максимальной строгостью как наиболее легкая форма работы.

После 2-го цикла усвоения знаний учащимся можно предложить тест.

Тестом можно проверить умение сравнивать амебу и эвглену, таким

образом, проверить многочисленные умения по распознаванию конкретных

ситуаций соответствующих полученным знаниям. Такой объем материала

наилучшим образом и с минимальной затратой времени сможет охватить и

проверить именно тест.

Пример тестового задания при проверке 2-го цикла усвоения знаний.

Цели учителя при проведении теста:

1) подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые

биологические знания и умение отвечают предъявляемым требованиям;

2) получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся биологические

знания, указанные в образовательной цели; научились ли учащиеся видам

деятельности, указанным в цели по развитию.

Содержание теста:

А – амеба; Э – эвглена

1. Имеет жгутик.

2. Во время неблагоприятных условий образует цисту.

3. Не имеет постоянной формы тела.

4. Размножается простым делением пополам.

5. Имеет светочувствительный глазок.

6. Образует ложноножки.

7. Относится к типу Простейшие.

8. Имеет хлоропласты.

9. Покрыта оболочкой.

10. Дышит растворенным в воде кислородом.

11. Этому простейшему свойственен обмен веществ.

12. Имеются вакуоли.

13. Имеет постоянную форму тела.

14. Питается как животное и как растение.

15. Имеет ядро.

Ключ: 1 – Э; 2 – А; 3 – А; 4 – А, Э; 5 – Э; 6 – А; 7 – А, Э; 8 – Э; 9 –

А, Э; 10 – А, Э;

12 – А, Э; 13 – Э; 14 – Э; 15 – А, Э.

Критерии оценок:

15 правильных ответов - «5»

13 – 14 правильных ответов - «4»

12 – 8 правильных ответов - «3»

7 – 0 правильных ответов - «2»

Следует отметить, что хотя задания, представленные в данном тесте,

являются более сложными, нежели в биологическом диктанте т.к. требуют

анализа ответов и самостоятельного размышления, они соответствуют целям

данного цикла усвоения знаний.

Пример кратковременной лабораторной работы при проверке 3-го цикла

усвоения знаний.

Цели работы: показать особенности строения и процессов

жизнедеятельности инфузории – туфельки, как более сложно организованного

простейшего по сравнению с обыкновенной амебой, продолжить формулирование

умений работать с микроскопом и наблюдать за живыми объектами.

Содержание работы:

1. Поставьте микроскоп в рабочее положение. Для этого поверните его

штативом к себе на расстояние 5 – 8 см. от края стола, с помощью зеркала

направьте свет в отверстие предметного столика.

2. Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки

капните культуру туфельки и в нее положите несколько волокон ваты;

накройте каплю покровным стеклом.

3. Положите микропрепарат на предметный столик и с помощью винта плавно

опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии,

близком от препарата.

4. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию – туфельку. Для этого с

помощью винта медленно поднимайте тубус до тех пор, пока не появится

четкое изображение туфельки на препарате.

5. Определите форму тела туфельки, ее передний (тупой) и задний

(заостренный) концы тела, предротовое углубление.

6. Пронаблюдайте за передвижением инфузории – туфельки и определите при

этом роль ресничек.

7. Зарисуйте инфузорию в тетради и подпишите увиденные вами части тела.

Эта кратковременная самостоятельная работа займет около 20 минут –

значительное время на уроке, но она позволяет проверить и знания, и

умения, усвоенные в данном цикле знаний. Как и в случае биологического

диктанта и теста, задания данной работы не новы, а поэтому легки для

учащихся. Я считаю, что и эту работу следует оценивать с максимальной

строгостью.

5. Итоговый контроль по теме «Тип Простейшие».

При планировании итогового контрольного мероприятия по данной

теме первоначальная наша задача состоит в выборе оптимальной формы

контроля, в этом основная трудоемкость таких мероприятий. Здесь

однако, выбор сделать намного легче, действуя методом исключения.

В распоряжении учителя четыре основные формы итогового контроля:

письменная, проверочная работа, устный зачет, лабораторная работа и

тестовые задания. Однако, устный зачет, как отмечалось ранее,

проводится в основном в старших, 10 – 11 классах; тестовые задания,

по моему мнению, не в состоянии охватить требуемого количества

материала: необходимо проверить виды деятельности, связанные с

воспроизведением знаний в конкретных ситуациях; лабораторная работа

как отдельная самостоятельная форма контроля также не подходит, т.к.

при изучении темы встречается всего одна лабораторная работа

«Наблюдение за строением и передвижением инфузории – туфельки», она

занимает немного времени и ее целесообразно включать в текущий

контроль как очередное задание. Остается последняя форма – урок, где

комбинируются все формы контроля, в том числе и нетрадиционные,

игровые. Я предлагаю видоизменить эту форму итоговой проверки и

сделать ее более похожей на большую (на целый урок) самостоятельную

работу, различные задания которой будут проверять различные знания и

умения учащихся. Виды деятельности можно сделать разнообразными и не

очень утомительными для ребят, а сами задания достаточно интересными.

Несмотря на это, трудность логически верно изложить свои мысли

на бумаге является, наверное, основной при выполнении письменных

заданий учащимися седьмых классов, и поэтому учителю придется либо

закрывать глаза на речевые и логические ошибки ребят, либо искать

новые формы или способы итогового контроля. Примером итогового

контроля по теме «Тип Простейшие» может служить урок – аукцион

знаний, где скомбинированы все формы контроля, в том числе и

нетрадиционные.

Обобщающий урок

по теме «Простейшие»

(аукцион знаний)

Тема: «Многообразие, значение и общая характеристика одноклеточных

животных».

Цели: - обобщить и закрепить знания о типе Простейшие, об отдельных

его представителях (обыкновенная амеба, эвглена зеленая, вольвокс,

инфузория – туфелька, паразитические и морские простейшие);

- совершенствование умений и навыков логического мышления, анализа

изучаемого материала, тренировка образного и абстрактно-логического

мышления;

- воспитание познавательного интереса и любви к изучаемому предмету.

Оборудование: набор таблиц «Простейшие», цветные мелки, сигнальные

карточки, музыкальный инструмент, клубки с нитками.

Ход урока.

I Приветствие класса (10 сек.)

Начинается урок

Точно, вовремя и в срок.

Все готовы отвечать и «пятерки» получать?

Сели правильно, красиво,

Чтоб на урок хватило силы.

А теперь, работы ради,

Открывайте-ка тетради!

II Запись темы урока (10 сек.)

Сообщение целей и плана урока.

III План

П – 60 сек. интересной информации.

Р – Игра «Подними карточку».

О – Биологические раскраски.

С – Игра «Закончи фразу».

Т – Музыкальные загадки.

Е – «Клубок знаний».

Й – Разминка «С песней – в предмет».

Ш – Тест.

И – Закрепление.

Е – Д/з §§ 3; 4; 5; 6 (кроссворд).

П – 60 секунд интересной информации.

1. Простейших насчитывается около 70 тыс. видов. Живут они не только в

воде, но и в почве. Многие паразитируют в организме человека и животных.

2. Простейшие являются основной пищей китов. За сутки один кит поедает их

несколько тонн.

3. Простейшие помнят еще динозавров, поскольку появились задолго до них.

4. Известно ли вам, что в желудке коровы содержится около 3 кг. инфузорий.

5. Из простейших фораменифер образовался известняк, а лучевиков используют

для шлифовки металлов.

Р – Игра «Подними карточку».

Каждый ряд – команда. 3 команды: «Эвглены», «Амебы», «Туфельки».

Участники команд должны поднять карточки, когда говорится о животном,

название которого носит команда.

Помощник на доске отмечает штрафные баллы.

1. Вода и вредные продукты у этого простейшего собираются из цитоплазмы по

приводящим канальцам. – Т.

2. Имеет хлоропласты – Э.

3. Их относят к группе «корненожек» - А.

4. Их тело состоит из множества клеток –

5. Часть названия этого простейшего означает в переводе «настойка»

(инфузум) – Т.

6. Это простейшее имеет вакуоли – А, Э, Т.

7. Название этого простейшего переводится как «изменчивая» - А.

8. Имеет отверстие «порошицу» - Т.

9. Имеет светочувствительный глазок – Э.

10. Имеет два ядра – Т.

11. Имеет запас питательных веществ – Э.

12. Размножается делением пополам – А, Э, Т.

13. Достигает размеров 10 – 15 см. –

14. Постоянно меняет форму тела – А.

О – Биологическая раскраска.

На доске – изображение амебы. Ученик должен раскрасить цветными

мелками органоиды, слушая стихотворные подсказки, остальные учащиеся

выполняют эту работу в тетрадях.

- Вспомним амебу.

Амеба

Пищеварительная вакуоль,

Зеленой ей побыть изволь.

Станет синее ядро,

В нем хроматин и в нем темно.

Станет желтой вакуоль,

Запомнить это ты изволь.

Лишь цитоплазма с оболочкой

Бесцветны, и на этом – точка!

С – Игра «Закончи фразу». (хором отвечают)

- Вспомним туфельку.

Она на туфельку похожа,

Обитает в грязных … (лужах)

Передвигается по водичке

Помогают ей … (реснички)

Огромную играет роль

Сократительная … (вакуоль)

И так, как от ладони пальцы,

Отходят от нее … (канальцы)

Припомнить нам уже пора,

Она имеет два … (ядра)

И вдруг, на удивленье нам,

Вмиг разделилась … (пополам)

Т – Музыкальные загадки.

(на мелодию песни «Как упоительны в России вечера»)

Необходимо отгадать о каком животном идет речь.

1. Под микроскопом я увидел их вчера,

Одни животные, расправив ложноножки,

Хватили пищу ими словно мышек кошки

Под микроскопом я увидел их вчера.

(амебы).

2. В пруду родилась клеточка,

В пруду она росла.

И как простая веточка

Зеленою была.

(эвглена зеленая).

3. (На мелодию песни «Ковыляй потихонечку»)

Ранним солнечным утречком

На воде все круги.

Я увидел животное

С отпечаток ноги.

Вся покрыта ресничками

Я таких не видал.

7 «а» рассмотрел ее

И тихонько сказал:

«Инфузория – туфелька,

Нам тебя не забыть,

Ты плыви потихонечку,

Нам уроки учить».

Е – «Клубок знаний».

2 человека у доски. Каждому задаются одинаковые вопросы. Когда один

отвечает, другой слушает музыку в наушниках. В руках – по клубку ниток. При

правильном ответе, наматывается нитка на клубок.

1. Сколько секунд проходит между сокращениями вакуолей у инфузории –

туфельки? (20 – 25 сек.)

2. Каким свойством обусловлено то, что туфельки собираются в каплю

воды, где много пищи? (раздражимость).

3. Сколько видов инфузорий насчитывается? (7000).

4. Чем соединены между собой клетки колонии вольвокс?

(цитоплазматические мостики).

5. Вырост цитоплазмы на переднем конце тела эвглены называется?

(жгутик).

Й – Разминка «С песней – в предмет!» (на мелодию песни: «Ой, лопнул обруч».

Раз, два, три, четыре, есть у туфли оболочка.

Раз, два, три, четыре, есть у туфли вакуоль.

Раз, два, три, четыре, есть у туфли цитоплазма.

Раз, два, три, четыре, есть у туфельки ядро.

Раз, два, три, четыре, есть у туфельки реснички.

Раз, два, три, четыре, все похожи, как сестрички.

Раз, два, три, четыре, есть у туфельки ядро.

Раз, два, три, четыре, даже два, а не одно.

Ш – Тест.

А – амеба.

Т – инфузория – туфелька.

Э – эвглена зеленая.

П – Простейшие.

1. Имеет жгутик.

2. Не имеет постоянной формы тела.

3. Сверху покрыта оболочкой.

4. Имеет постоянную форму тела.

5. Может питаться как растение и как животное.

6. Дышит кислородом.

7. Размножается делением пополам.

8. Имеет отверстие «порошица».

9. Образует ложноножки.

10. Ему свойственен обмен веществ.

11. Имеются вакуоли.

12. Относится к типу «Простейшие».

13. Имеет светочувствительный глазок.

14. Имеет хлоропласты.

15. Покрыта оболочкой.

Ключ: 1 – Э; 2 – А; 3 – П; 4 – Э; 5 – Э; 6 – П; 7 – П; 8 – Т; 9 – А; 10 –

П; 11 – П; 12 – П;

13 – Э; 14 – Э; 15 – П.

И – Закрепление.

Продолжите фразы:

- на сегодняшнем уроке мне больше всего понравилось …

- на сегодняшнем уроке мне больше всего запомнилось …

- я никогда не думал, что …

- теперь я буду знать, что …

- наиболее трудным на уроке было …

Е – Д/з. §§ 3; 4; 5; 6. составить кроссворд.

Как видно из итогового урока, тест является логическим завершением

контроля знаний учащихся. Именно тест дает сведения учителю о том, что

усвоено и что не усвоено учениками. И, наконец, многие педагоги считают

тест универсальным и в тоже время быстрым способом контроля за качеством

знаний. Исходя из этого, я счел необходимым изучить подробнее этот способ

проверки знаний.

3.1 ТЕСТИРОВАНИЕ – как метод педагогического контроля.

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы,

которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами ус-

пешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними

могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики

профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А. Анастази, по

численности этот тип тестов занимает первое место.

В литературе встречается следующее определение тестов достижений.

Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не

стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие

промежутки времени

оценить преподавателями результативность познавательной деятельности

учащихся т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей

обучения (целей изучения).

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность

овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных

дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем

оценка.

Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов

(способно-стей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во-

первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным

ограниченным определенными рамками, учебным материалом, например, разделом

биологии или курсом естествознания. На формирование способностей (например,

пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно не является

единственным фактором, определяющим уровень их развития.

Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения.

Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными

знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов

обучения, осо-бенностей работы отдельных учителей, педагогических

коллективов и т.д., т.е. с по-мощью этих тестов диагностируют прошлый опыт,

результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в

определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или

иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или

невысокий уровень ов-ладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем

процессе обучения.

Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест

достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный

ученик, обладающий

хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста

достижений.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения

знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более

широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных

навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения

умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например,

навыки работы с учебником, биологическими таблицами, энциклопедиями и

словарями.

Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на

формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы

на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей

степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко

коррелируют с последними. Поскольку тесты достижений предназначены для

оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным

участником формулирования отдельных заданий должен стать преподаватель.

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые батареи, что

позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным

дисциплинам. Обычно тестовые батареи предназначаются для разных

образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые

можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности

обучения от курса к курсу. Однако в последнее время созданы батареи,

позволяющие получать и такие данные.

По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми,

устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и

компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет

несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую

тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру,

лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.

В руководстве приводятся данные о целях тестирования, выборке, для

которой тест предназначен, результатах проверки на надежность, способах

обработки и оценки результатов. Задания теста, сгруппированные в субтесты

(группы заданий, объединенные одной инструкцией), помешены в специальной

тестовой тетради (тестовые тетради могут быть использованы многократно,

поскольку правильные ответы отмечаются на отдельных бланках). Если

тестирование проводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название

индивидуальных, если с несколькими - групповых. Каждый тип тестов имеет

свои достоинства и недостатки. Преимуществом групповых тестов является

возможность охвата больших групп испытуемых одновременно (до нескольких сот

человек), упрощение функций экспериментатора (чтение инструкций, точное

соблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможность

обработки данных на ЭВМ и др.

Основным недостатком групповых тестов является снижения возможностей у

экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать их.

Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным

состоянием испытуемых таким, как тревожность, утомление и др. Иногда для

того, чтобы понять причины низких результатов по тесту какого-либо

учащегося, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование.

Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.

Тестирование широко используется в учебных заведениях для

тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для

обучения и самоподготовки учащихся.

Как уже указывалось, результаты тестирования могут выступать и как

оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных

материалов.

Не меньший интерес представляет изучение результатов тестирования для

определения качества урока. Например, учитель работает с учащимися,

разделенными на группы по успеваемости.

В тесте имеется определенное количество теоретических вопросов и

практических задач. Каждый вопрос соответствует какой-либо теме. По этой же

теме в тесте прилагается практическая задача. Если учащиеся во всех группах

плохо справились с каким-либо теоретическим заданием и практической задачей

к этому вопросу, следовательно, на уроках не уделено достаточного внимания

этой теме, хотя необходимо учитывать, что группы неравномерны по

контингенту.

После проведения статистических исследований по изучению тестирования

как метода педагогического контроля, было выявлено, что в тесте должно быть

15-20 заданий. Они помогают определить, владеет ли ученик основными

понятиями, закономерностями, умеет ли правильно записать термины, а также

как полученные знания помогают ему при решении практических задач.

Задания предлагаются, как правило, с ответами в «закрытой форме»,

когда нужно вставить пропущенное слово. В этом случае, когда ответ

однозначен, он оценивается по двухбальной системе – 1 или 0, ели задание

имеет несколько правильных ответов, возможны три оценки – 0; 0,5; 1.

Введение в тест заданий с многовариантными ответами развивает у учащихся

потребность в поиске разных путей решения задачи, что необходимо для

достижения основной цели обучения в школе – умения самостоятельно выбирать

способ выполнения поставленной задачи.

Анализ полученных результатов показал, что в течение четверти у

учащихся, способных к обучению от теста к тесту увеличивается число полных

ответов на задания с многовариантными ответами.

Можно, конечно, вместо одного задания с многовариантным ответом дать

несколько с альтернативным, но это значительно увеличит число заданий в

тесте и позволит проверить только уровень знаний, но не будет

способствовать использованию тестов для развития навыков.

По мнению исследователей такой методики раздел курса считается

проработанным, если выполнено 70% заданий.

2. Формирование оценочной шкалы тестового контроля.

При создании тестов возникают определенные трудности в части

формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий учащимися.

Оценка знаний – один из существенных показателей, определяющих степень

усвоения учащимися учебного материала, развития мышления,

самостоятельности.

Оценка должна побуждать учащихся к повышению качества учебной деятельности.

В существующих системах тестирования предлагается, что учитель заранее

выбирает определенную шкалу оценок, т.е. устанавливает, например, что

испытуемый набирает то 31 до 50 баллов, то он получает оценку «отлично», от

25 до 30 баллов – «хорошо», от 20 до 24 – «удовлетворительно», менее 20 –

«неудовлетворительно».

Очевидно, что при формировании такой шкалы оценок велика доля

субъективизма, поскольку здесь многое будет зависеть от опыта, интуиции,

компетентности, профессионализма учителя. Кроме того, требования,

предъявляемые разными учителями уровню знаний учащихся, колеблются в очень

широких пределах.

На сегодня еще часто встречается метод «проб и ошибок» при

формировании шкалы оценок. Поэтому реальные знания учащегося не получают

объективного отражения.

3.3 Требования, предъявляемые к преподавателю при

составлении тестовых заданий.

При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил,

необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки

успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами.

Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной

представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тест

не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями

с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в

тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.

Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно,

чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них

спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло

служить подсказкой для ответа на другое.

Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом,

чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо

неподходящего ответа.

Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая,

что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также

кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная

форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных

решений "да-нет", "верно-неверно".

Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или

несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не

могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для

устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не

менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее

типичные ошибки.

3.4. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕСТИРОВАНИЯ.

Одним из недостатков тестового метода контроля знаний учащихся

является то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большая

кропотливая работа.

Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо

несколько лет собирать статистические данные.

Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто

встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих

тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от

конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль

знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

Но не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода

педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о

целесообразности использования такой технологии в курсе изучения биологии.

К достоинствам следует отнести:

- как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее

позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность

учащегося;

- исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования

таких факторов как настроение, уровень квалификации и др.

характеристики конкретного преподавателя;

- ориентированность на современные технические средства на использование

в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

- универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

Отметим другие достоинства. Тестированный опрос многофункционален. Он

позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.

В итоге следует заметить, что использование с 5 класса тестирования

учащихся

поможет объективно провести аттестацию школы, которая проводится с целью

установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки учащихся

требованиям государственных образовательных программ.

Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью

составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет школам

формировать подготовленных учеников в различных областях знаний, готовых

применять накопленный багаж знаний в любую минуту.

Именно в таких выпускниках и в настоящее время, и в будущем нуждается

наша страна, чтобы с их помощью провести быстрое оздоровление экономики.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ