Рефераты
 

Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучение

образовательного процесса;

- владеет основами разработки учебно-программной документации и умеет

использовать их для формирования содержания обучения;

- знает основы организации опытно-экспериментальной и

исследовательской работы в сфере образования;

- умеет организовать внеучебную деятельность учащихся;

- владеет системой знаний и методов технологической подготовки

учащихся и организации предпринимательской деятельности.

Требования по дисциплинам предметной подготовки. Специалист:

- знает основы естественно-научных и технических дисциплин;

- знает основы проектирования, конструирования; владеет графической

грамотностью;

- знает структуру и особенности функционирования современного

производства;

- умеет анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы

технических объектов;

- знает основы рыночной экономики и предпринимательства;

- знает закономерности природосообразности развития производственно-

технической сферы;

- знает технику и технологию обработки различных материалов;

- умеет организовать учебно-материальную базу по обработке материалов,

ее эксплуатацию и обслуживание;

- умеет выполнять проектные и конструкторские расчеты для объектов

учебного, бытового и производственного назначения;

(применительно к предпринимательской деятельности)

- знает нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую

деятельность;

- умеет выполнять необходимые экономические расчеты в своей

профессиональной деятельности;

- имеет представление об основах экономики и организации современного

производства предприятий с различной формой собственности;

- умеет организовать предпринимательскую деятельность на базе школьных

мастерских;

- знает основы метрологии и обладает навыками работы с различной

измерительной аппаратурой;

- знает основы инженерно-технического обеспечения безопасного труда

учащихся и безопасности своей профессиональной деятельности.

По дисциплинам общекультурной подготовки:

- знает историю мировых цивилизаций, менталитет человека, его

эволюцию, глобализацию цивилизационного процесса.

По концепциям современного естествознания

- знает естественнонаучную и гуманитарную культуру, историю

естествознания, порядок и беспорядок в природе. Биосферу, ноосферу.

По эстетике:

- знает эстетику, специфику творческого художественного процесса.

По экономике:

- знает спрос, потребительский выбор, структуру бизнеса, конкуренцию и

т.д.

По информатике:

- знает аппаратные и программные средства персональных ЭВМ,

предназначенные для обработки информации. Компьютерные технологии и

возможности новых электронных технологий в сфере культуры образования.

По экологии:

- знает экологические проблемы современности: изменение природных

процессов, уменьшение биологического разнообразия, загрязнение окружающей

среды, демографические проблемы. Экологические основы рационального

природопользования. Концептуальные основы и принципы экологического

образования.

По педагогической психологии - концепции педагогического процесса и их

психологические основания. Проблемы профессиональной подготовки и

личностного развития. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические

способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение.

Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология

педагогического коллектива. Структура педагогической деятельности.

Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления

учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические

механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных

технологий. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения.

Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и

индивидуализации обучения.

Требования по дисциплинам специализации устанавливаются учебным

заведением.

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной

программы по специальности.

Дисциплины:

Дисциплины предметной подготовки.

Естественно-математические дисциплины (математика, физика, химия).

Общетехнические дисциплины (теоретическая механика, ТММ, сопротивление

материалов, детали машин, гидравлика, теплотехника, ТКМ, ОВЗ, резание

материалов, основы производства, электротехника, радиоэлектроника, ТСО).

Технологические дисциплины:

ТКМ (Кристаллическое и аморфное состояние. Чугун, сталь, медь и

сплавы. Алюминий и его сплавы. Пластмассы. Древесина. Методы и виды

обработки материалов. Основы техники безопасности при обработке

материалов);

ОВЗ (Технологические способы соединений. Взаимозаменяемость и

стандартизация. Допуски и посадки. Шероховатость. Основы технических

измерений);

Резание материалов, станки и инструменты (Методы обработки резанием.

Общие сведения о станках, оснастке, инструментах).

Основы производства (Структура и тенденции развития современного

производства. Перспективные технологии. Производство и окружающая среда).

Графические дисциплины.

Творческо-конструкторские дисциплины.

В связи с этим инженер-педагог должен быть подготовлен к проведению

занятий с учащимися по ручной обработке древесины, металлов и пластмасс,

механической обработке материалов на станках и механизированным

инструментом, электротехническим работам и другим прогрессивным видам

труда.

Материал в программах специальных предметов нередко располагается

концентрически и изучается сначала элементарно, в форме общего знакомства,

а затем более систематически и углубленно. Например, в специальной

технологии для станочников вначале изучаются общие сведения о токарном

деле и о технологических процессах механической обработки резанием

материалов, устройстве станков, технике безопасности и т.д. как

первоначальные знания, позволяющие выполнять практические работы. А далее

изучаются более основательно углубленные сведения о станках, инструментах,

оснастке и т.д.

Специальная общетехническая подготовка преподавателя, подготовка к

учебной проектной деятельности с учащимися и конструкторско-технологическая

подготовка охватывают одни и те же блоки и модули дисциплин предметной

подготовки (рис. 2).

Рис. 2

Вопросы для самопроверки:

Что называется профессией?

Специальности профессии преподавателя.

Специальная подготовка преподавателя.

Методическая подготовка преподавателя.

Общие требования государственного образовательного стандарта к подготовке

рабочих в отрасли.

Требования по дисциплинам общекультурной подготовки.

Требования по психолого-педагогической подготовке.

Требования по дисциплинам предметной подготовки.

Блоки и модули общетехнических дисциплин в цикле предметной подготовки

образовательного стандарта.

Концентричность содержания учебного материала.

3. Сущность, задачи и характеристика общего

политехнического и специального образования;

общетехническая, общетехнологическая и

специальная подготовка как элементы содержания профессионального

образования; факторы,

определяющие содержание специальной подготовки

Академик С. Я. Батышев в системе профессионального образования

выделяет как эффективный блочно-модульный принцип обучения. Блочно-

модульный подход позволяет выделить конкретный "носитель" содержания

обучения, с помощью которого обеспечивается гибкость системы

профессионального образования, настраиваемость ее на адаптивность к

изменяющимся социально-экономическим условиям. Блоки и модули реализуют

одну или несколько целей обучения. Формирование блоков содержания обучения

по профессии широкого профиля при отраслевой и межотраслевой интеграции

профессий может быть следующим:

1. Общеобразовательная подготовка: гуманитарный блок,

естественнонаучный блок.

2. Профессиональная подготовка: общетехнический, общепрофессиональный,

профессиональный блоки (профессия, специальности).

3. Специальные блоки подготовки (1, 2, 3-й). В общем виде содержание

профессионального образования включает общеобразовательную и

профессиональную подготовку.

Содержание блоков профессиональной подготовки: общетехнический блок,

отраслевой блок, общепрофессиональный блок (для группы родственных

профессий), профессиональный блок (учебный материал освоения

соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне).

Специальный блок содержит теоретический и практический учебный

материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии,

с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации в соответствии с

типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ.

Разновидностью специального блока является общепрофессиональный блок.

Этот блок выделяется в том случае, если профессия (учитель) включает

разветвленную сеть специальностей (технология и предпринимательство),

охватывающих широкое технико-технологическое поле, и значительно

различающихся по содержанию труда (технология обработки конструкционных

материалов и техническое творчество, технология обработки тканей,

технология обработки пищевых продуктов, технология сельскохозяйственного

производства). Но для нескольких специальностей профессии можно выделить

общее содержание обучения, которое оформляется в виде общеспециального

блока.

Кроме того выделяются блоки перепрофилирования, которые позволяют на

основе имеющейся профессии (специальности) получить новую, часто - с

переходом в другую сферу экономики:

- блок повышенного профессионального образования;

- бизнес-блок для вхождения в рынок (работа по найму и организация

самостоятельного дела - экономическая, правовая, финансовая,

управленческая, психологическая и маркетинговая подготовка).

- блок опережающей профессиональной подготовки - включает сведения о

новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной

профессии, подготовку специалистов, способных освоить работу в новейшей

технико-технологической среде.

Для нового содержания функциональной грамотности населения и бизнес-

подготовки вводятся бизнес-блоки:

- основы компьютерной грамотности, основы рыночной экономики и

предпринимательства, основы финансовой грамотности, основы правовой

грамотности;

- блок основы санитарно-медицинской грамотности и основы экологической

грамотности (жилища, питания, поездок, общения, рабочего места и т.д.).

Специальная подготовка учителя труда слагалась из общенаучной,

общетехнической, теоретической и практической подготовки по специальности,

связанной с тем разделом труда, по которому учитель обучал школьников.

По В. С. Ледневу процесс обучения непосредственно направлен на

усвоение учащимися опыта. Воспитание и развитие осуществляются

опосредованно. Усвоение опыта, воспитание и развитие в реальном процессе

образования выступают в единстве как “сквозные” линии, не проявляясь в

качестве целостных обособленных единиц, подобных, например, отдельным

курсам или дисциплинам. В качестве основных “сквозных” отраслей образования

выступают общее и специальное образование, а также область их пересечения -

политехническое образование.

Под общим понимается образование, результат которого - способность

человека к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов

деятельности.

В педагогической энциклопедии специальное образование трактуется как

профессиональное образование (среднее, высшее). Специальные технические

предметы, в отличие от общетехнических дисциплин, (общие основы техники,

технологии, экономики и организации производства) содержат сведения об

устройстве и применении различного оборудования, станков, транспортных и

др. рабочих машин, механизмов, приспособлений, инструментов, и др.

характерных для определенных разновидностей производства и выполняемых

работ для более углубленной трудовой подготовки. Базируется специальная

подготовка на общеобразовательных знаниях и является основой практической

подготовки работников по определенной специальности или профессии. Материал

в программах специальных предметов нередко располагается концентрически и

изучается сначала элементарно, в форме общего знакомства, а затем более

систематически и углубленно. Например, в специальной технологии для

станочников вначале изучаются общие сведения о токарном деле и о

технологических процессах механической обработки резанием материалов,

устройстве станков, технике безопасности и т.д. как первоначальные знания,

позволяющие выполнять практические работы. А далее изучаются более

основательно углубленные сведения о станках, инструментах, оснастке и т.д.

Специальная подготовка учителя исследовалась В. А. Сластениным и

изложена в его книге[1].

Объем и состав специальной подготовки включают:

- знание объекта, предмета, места и связи "своей" науки, с наукой в

целом;

- владение категориальным строем научных знаний;

- знание методологии и логики научного исследования;

- понимание теоретико-познавательного и практического значения науки;

- знание закономерностей, истории, современного состояния и основных

направлений дальнейшего развития науки;

- понимание пропедевтического характера школьного курса основ науки;

- углубленное знание одной из областей науки, первоначальные навыки

самостоятельного научного исследования;

- умение пользоваться библиографическими справочниками указателями,

проспектами, тематическими каталогами для самостоятельного пополнения

знаний.

В пределах каждой специальности общенаучная подготовка студентов

получает дальнейшую конкретизацию и детализацию.

Содержание методической подготовки студентов модифицируется в

зависимости от конкретной специальности. Она может включать в себя

владение методикой и техникой общетехнической подготовки всех видов, умение

решать теоретические и практические задачи обучения любой трудности, умение

оборудовать на современном уровне учебно-производственные мастерские,

умение выполнить любую технологическую операцию и изготовить изделие,

знание правил безопасности и умение применять и выполнять их в мастерских.

Продвигаясь от основной стадии обучения к специальной, обучающиеся

постепенно обогащают свою память новыми знаниями, у них возникает

потребность в пополнении своих знаний, а это облегчает им решение конечной

цели - овладение профессией.

Проводя аналогию специальной профессиональной производственной

подготовки, для специальной подготовки учителя технологии и

предпринимательства можно утверждать следующее. На специальной стадии

обучения осуществляется дифференцированная специализация студентов с

учетом избранной профессии. При этом студенты вооружаются такими знаниями,

которые отвечают требованиям развития техники и технологии данной отрасли

производства. Однако, разрабатываемые в централизованном порядке учебные

программы не могут в одинаковой степени удовлетворять все требования даже

одной отрасли. Подготовка студентов по одним и тем же профессиям по

различным отраслям промышленности имеет свои особенности.

На специальной стадии технологической подготовки студентов они

опираются на те знания, которые они приобрели на основной стадии обучения.

Функции преподавателя - помочь студентам усвоить теоретические знания и

научить применять эти знания на практике.

Среди существующих систем обучения наиболее актуальны инвариантно-

модульная и проблемно-аналитическая системы С. Я. Батышева. Основой

первой является стадийная теория профессионального обучения. В ней учебный

процесс делится на две стадии: основную (стабильную) и специальную

(динамичную). Во второй системе весь учебный материал делится на отдельные

учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение: определяются элементы,

из которых складываются в процессе труда по данной проблеме, и функции

умственной деятельности обучающихся, необходимые для выполнения работ по

регулированию технологических процессов и оборудования. Цели образования в

педагогическом процессе воплощены в содержание образования, которое

определяет формы, методы и средства обучения.

Основными принципами разработки содержания обучения являются:

- отражение в программах современных достижений науки, техники и

передовой технологии;

- отражение политехнического принципа;

- отражение взаимосвязи общего и профессионального технологического

образования;

- определение основных идей учебных предметов применительно к учебной

деятельности (специфические для каждого предмета, сопоставив с другими

предметами);

- отражение опыта новаторов;

- ориентация на дальнейший рост квалификации; - отражение развития

технического мышления;

- отражение в программах Федерального компонента (основного и

специального) в содержании обучения.

Блочно-модульный характер обучения предусматривает автономность

каждого блока, замены или модернизации, присоединение новых блоков и

модулей. Личностно ориентированное содержание образования предоставляет

возможность выбора дидактически автономных учебно-профессиональных блоков и

комплексов, то есть самостоятельного проектирования содержания своего

профессионального образования, ориентируясь на разные варианты моделей

учебно-программной документации. Роль педагога при этом трансформируется в

роль консультанта, наставника.

Вопросы для самопроверки:

Сущность блочно-модульного принципа построения содержания академика С. Я.

Батышева.

Виды и содержание блоков.

Сущность бизнес-блока.

Специальный блок, специальная и контекстная подготовка преподавателя

профессионального обучения.

4. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального

образования

Внедрение и бурное развитие системы "Интернет" вызвало потребность

отбора и использования научного содержания предметных и образовательных

областей знаний в различных сферах человеческой деятельности.

Новые экономические отношения делают содержание и результат его

освоения в виде образования товаром на рынке труда. Поэтому резко

возрастает качественно-количественная характеристика содержания

образования, эффективность отбора в соответствии с потребностями и методики

овладения содержанием.

Содержание образования как правило устанавливается образовательными

стандартами и направлено на формирование достаточного минимума знаний,

умений и навыков основ наук.

Современные теории обучения, в частности, проектно-созидательная,

ориентированы в первую очередь на приобретение умений конструирования

целостной мировоззренческой картины бытия. Накопленный багаж знаний в

предметно ориентированной системе образования становится зачастую

невостребованным в новых рыночных отношениях. Поэтому возникла потребность

реформирования сложившейся системы образования.

Содержание образование трактовалось ранее как педагогически

обоснованные основы наук, изучаемые в школе [2]. Существовавшие концепции

оставляли в стороне такие качества личности как способность к

самостоятельному творчеству, умение реализовать свободу выбора,

справедливое отношение к людям и направлены были на приобщение школьников к

науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в открытом

обществе. Это с точки зрения мировоззренческой ориентации сциентистское

определение, так как абсолютизирует роль науки в системе культуры

человеческого общества.

Личностно ориентированное образование с конструктивно-деятельностным

подходом ориентирует на всестороннее развитие, проблемное обучение,

внимание к философскому, методологическому и теоретическому развитию

педагогической науки и практики. Сюда же относится и культурологический

подход, концепция которого рассматривается как педагогически адаптированный

социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по

структуре человеческой культуре во всей его структурной полноте.

Содержание, помимо готовых знаний и опыта осуществления деятельности по

привычному стандарту, по образцу, включает и опыт творческой деятельности и

опыт эмоционально-деятельностных отношений.

Таким образом, новое содержание образования и соотнесенные с ним

методы обучения (проблемного изложения, эвристический, исследовательский)

образуют систему педагогической деятельности, открывающую возможности

формирования личности человека, приобщенного к гуманистической культуре.

Дидактика различает две стороны обучения: процессуальная (динамика) и

содержательная, которая реально может быть реализовано в педагогической

деятельности.

Построение содержания образования осуществляется на основании общих

целей образования, выраженных в терминах философии и социологии. Затем эти

цели конкретизируются в психологических представлениях о тех качествах

личности, которыми должен обладать образованный человек. Наконец, цели

образования и описание пути их достижения переводятся на язык каждой науки.

Таким образом, содержание образования выступает как социально и

личностно детерминированное, фиксированное в педагогической науке

представление о социальном опыте, подлежащем усвоению подрастающим

поколением.

Этапы построения модели содержания образования могут быть следующими.

1. Уровень общего теоретического представления, на котором системно

отражаются все педагогические цели в виде состава (элементов) и структуры

(связях) и функциях передаваемого социального опыта в его педагогической

трактовке. В общем виде устанавливается, чему нужно и возможно научить

учащихся, выделяется каждый крупный элемент содержания, воплощающий

определенную цель (В. В. Краевский).

Содержание, изоморфное социальному опыту, состоит из четырех основных

структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в

форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов

деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой

деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных

ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме

личностных ориентаций.

Итак, структура содержания образования - знания, умения действовать по

образцу, умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях,

личностные ориентации. В ней каждый предшествующий элемент служит

предпосылкой к последующему.

На первом уровне устанавливается, какие социального опыта необходимо

включить в содержание образования, намечается в общем виде минимум знаний и

умений, которыми должен обладать выпускник средней школы согласно

образовательному стандарту: основные исторические сведения, чтобы их

применять, минимум общих умений, допредметные связи, переходящие в

межпредметные на втором уровне.

2. Второй уровень содержания образования - уровень учебного предмета.

Конкретно излагается материал, чему нужно учить, то есть те участки

социального опыта, которыми должен овладеть учащийся.

При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его

функция в общем образовании. При формировании учебного предмета учитывается

не только логика науки, но и условия протекания, и закономерности процесса

обучения, в котором учебный предмет реализуется, доводится до каждого

ученика.

Знания и умения распределяются по предметам и принимают более

конкретную форму.

3. Третий уровень - уровень учебного материала. Реально наполняются

элементы состава содержания, которые обозначены на первом уровне, и

представлены в форме, специфической для каждого предмета, - на втором.

Выделяются конкретные знания, умения и навыки, познавательные задачи,

упражнения, которые и составляют содержание учебников, задачников, пособий

и других материалов для учащихся и преподавтелей.

Знания и умения включаются в учебник и другие материалы в виде учебных

текстов, заданий, упражнений, творческих проектов.

Эти три уровня и составляют проектируемое содержание общего среднего

образования как педагогическую модель социального опыта.

Дидактика - научная дисциплина, призванная целостно отображать

обучение в единстве всех его сторон, составных частей, в единстве

содержания и процесса.

Реализуется содержание образования на четвертом и пятом уровнях - на

уровне процесса обучения и на уровне структуры личности учащегося или

студента.

Принципы построения содержания образования:

- соответствие на всех уровнях его конструирования общим целям

современного образования - гуманистической и личностной ориентации как

отражения опыта творческой деятельности;

- структурное единство на разных уровнях его формирования и

определение межпредметных связей;

В соответствии с энциклопедией профессионального образования

критериями отбора содержания учебного материала общетехнической подготовки

на региональном уровне могут быть:

- компетентность (содержание различных трудовых и технологических

операций для формирования профессиональных навыков и умений);

- разноматериальность;

- разносложность;

- профессиоемкость;

- товарность;

- технологичность;

- безопасность.

Критериями отбора учебного материала общетехнической подготовки на

федеральном уровне могут быть:

- типичность (для основных отраслей и видов деятельности);

- относительная стабильность;

- полное соответствие основным направлениям развития науки и техники;

- возможность организации учебного материала в целостную систему

взаимосвязанных знаний;

- тесная взаимосвязь учебного материала с будущей практической

деятельностью;

- достаточный объем политехнических знаний.

Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет содержание образования и подготовки в

профессиональном обучении?

2. Этапы проектирования содержания профессионального образования.

3. Содержание уровня общего теоретического представления.

4. Содержание уровня учебного предмета.

5. Содержание уровня учебного материала.

6. Принципы отбора содержания учебного материала.

7. Критерии отбора содержания учебного материала профессионального

обучения.

5. Методы, средства и формы теоретического и практического

профессионального обучения:

понятия, сущность и характеристика

(СУМО, УМК, ТСО и др.)

Доминантой профессионального обучения является информационно-предметное

обеспечение (ИПО), которое включает средства обучения (СО) и учебное

оборудование (УО) и представляет компоненты технологий обучения.

Средствами профессионального обучения являются: учебная литература

(книги, наглядные пособия, таблицы, плакаты); информационные материалы к

индивидуальным средствам обучения (кинофильмы, видеофильмы, диафильмы,

пленки с изображениями); программно-методическое обеспечение учебного

процесса (компьютерные технологии, обучающие и контролирующие программы,

программы для ПЭВМ, задания для графических работ); специальное

оборудование (тренажеры, триммеры); дидактические материалы (обучающие

программы, сценарии игр, опросники).

Учебное оборудование: ТСО (кинопроектор, магнитофон, кодоскоп,

компьютер); лабораторное оборудование (приборы, устройства, микроскопы,

измерительные средства, чертежное оборудование); учебная мебель и

приспособления (столы, доски, плакатницы).

Таким образом, средства информационно-предметного обеспечения

профессиональной подготовки представляют средства информации и учебно-

технические средства.

Средства учебно-методического обеспечения учебного процесса

общетехнической подготовки (СУМО) содержат учебно-методический комплект

(УМК) и учебно-материальную базу (УМБ).

УМК содержит программу, учебник, опорный конспект (ОК) и печатный

раздаточный материал (ПРМ), аудиовизуальные средства и носители информации,

магнитные ленты, объекты изучения и образцы, тесты; методические

рекомендации к изучению курса, лабораторный практикум, курсовой проект,

атласы конструкций, ГОСТы, справочники, программы ПЭВМ, мультимедиа

технологии.

УМБ включает: аудитории, кабинеты, лаборатории, оборудование,

технические средства обучения (ТСО); технические средства учебной

деятельности (ТСУД), технические устройства обучения (ТУО): приспособления,

приборы, машины, стенды, станки; информации контроля, тренажеры.

Компонентами СУМО являются такие носители информации как учебник,

опорный конспект, печатный раздаточный материал, методические рекомендации.

Опорный конспект - система в виде ключевых слов и фраз, активизирующая

познавательную деятельность студентов. При его разработке обычно вначале

составляются матрицы связей между дисциплинами и внутри дисциплины, затем

строятся графы интегрирования и обобщена логика изучения (гносеология)

дисциплины, лист основного содержания и, наконец - опорный конспект.

По основному содержанию дисциплины составляется массив кадров, затем

производится анализ кадров, кодирование, составляется эскиз опорного

конспекта, оригинал. Наконец составляется смысловой блок полноты алгоритма

и система связей блоков.

В последнее время практикуется освоение учебного материала, особенно

технического характера, на основе видеотерминалов - демонстрации материалов

из памяти ПЭВМ.

Программные средства (ПС) могут быть обучающими (приобретение ЗУН) и

контролирующими: тренажеры, информационно-поисковые, имитационные,

моделирующие, демонстрационные, игровые. Дидактические требования к ним:

научность, доступность, адаптивность, систематичность и последовательность,

сознательность обучения (самостоятельность и активность), прочность ЗУН,

интерактивность диалога (выбор варианта), развитие интеллекта (мышление).

Учебно-методический комплект (УМК) на базе новых информационных

технологий включает учебно-методическую литературу и средства обучения:

обеспечения преподавания - учебно-наглядные пособия, таблицы, раздаточный

материал, кинофильмы, диафильмы, транспоранты, программы, модели, приборы,

электронные конструкции, электрические схемы и т. д.; средства развивающего

характера - система искусственного интеллекта для самообразования;

информационные - текстовый, музыкальный и графический редакторы, базы

данных, электронные таблицы, информационные датчики в объектах.

В модели профессиональной педагогической культуры (ППК) инженерной

преподавательской деятельности преподавателя рассматриваются следующие

компоненты:

- аксеологический как совокупность ценностей: знания, идеи, концепции,

умения, которые и составляют гуманистическую технологию педагогических

действий;

- технологический как способы и приемы педагогической деятельности,

формирующие ценности и культуру педагога;

- личностно-творческий как способность преобразовывать и

интерпретировать личностью осваиваемые ценности.

ППК - мера и способ творческой самореализации в различных видах

педагогической деятельности по усвоению, передаче и созданию педагогических

ценностей и технологий. Формирование ППК - овладение педагогическими

технологиями общения, импровизации, приемами и способами учебной, научной,

инженерной деятельности студентов, управление собственной деятельностью.

Присущие творческой личности в инженерной деятельности преподавателя

черты: риск, независимость суждений, познавательная активность,

находчивость, проблеморешаемость, критичность, самобытность, смелость, юмор

и т. д.

Критерии качества педагогического творчества и культуры:

- ценностные отношения к педагогической реальности (субъект-субъектные

отношения);

- технолого-педагогическая подготовленность (умения);

- интегративность видов педагогической культуры;

- развитость педагогического мышления (проблемный поисковый характер,

гибкость, вариативность, самостоятельность решений);

- самосовершенство (частная педагогическая система, оценка своего опыта

и опыта коллег).

Профессиональные и личностные качества преподавателя оцениваются по

следующим показателям: логика, доступность и ясность изложения учебного

материала, разъяснение сложных мест, выделение главного, активность,

интерес аудитории и слежение за ее реакцией, дискуссия, взаимность вопросов

и ответов, культура речи, темп, снятие усталости аудитории, профориентация,

создание дидактических средств обучения, доброжелательность, терпение,

требовательность, объективность, эрудиция, внешний вид и многие другие.

Вопросы для самопроверки:

Структура информационно-предметного обеспечения (ИПО) учебного процесса

профессионального обучения.

Средства преподавания общетехнических дисциплин в профессиональном

обучении.

Учебное оборудование для профессионального обучения.

Содержание инженерного учебно-методического комплекта.

Структура и содержание учебно-материальной базы (УМБ) преподавания

дисциплин профессиональной подготовки.

Опорный конспект, его структура, содержание.

Программные средства профессионального обучения.

Компоненты профессионально-педагогической культуры преподавателя

профессионального обучения (аксеологический, технологический, личностно-

творческий).

Критерии качества педагогического творчества и культуры.

Профессиональные и личностные качества преподавателя профессионального

обучения.

6. Дидактическая деятельность педагога

профессиональной школы:

сущность, функции, структура, содержание

Цель профессионального обучения рабочих в отрасли обусловлена

условиями: требованиями времени, требованиями научно-технического

прогресса, социальным заказом общества, Законом РФ об образовании, связью с

мировой наукой и мировыми достижениями науки и техники, социально-

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ