Учебное издание: характеристика и подготовка рукописи
создавать яркие сенсорные образы, вызывающие эмоциональный отклик, в душе
визуала, аудиала и кинестетика.
Если изучается, например конструкция насадной фрезы, то ее сенсорные
образы можно описать следующим образом.
Визуальный сенсорный образ. Представьте себе насадную фрезу. Она
черного цвета и имеет зубья с режущими кромками. Посмотрите, какие они
острые. А если зубья затупятся, то на их режущих кромках можно увидеть
зазубрины, заоваленные места.
Кинестетический сенсорный образ фрезы. Представьте себе, что вы
держите в руках насадную фрезу. Чувствуете какая она холодная и тяжелая?
Осторожно! Можно порезаться! Пощупайте, ее посадочное отверстие.
Чувствуете, как проходит в него рука? Туго? Если фрезу надеть на запястье,
то это будет браслет.
Такие упражнения развивают внимание и память.
Проблемность. Проблемное обучение – один из способов, который
позволяет вызвать и поддерживать познавательную активность [14]. Обучение
начинается с формулировки проблемы. Проблема есть форма развития знания,
форма перехода от старого знания к новому. Она возникает тогда, когда
старое знание обнаруживает свою недостаточность, а новое еще не приняло
развитой формы. Проблема – это знание о незнании.
Проблема появляется с возникновения проблемной ситуации, т.е.
противоречия между знанием о потребности в каких-то действиях и незнанием
путей осуществления этих действий. Правильная формулировка проблемной
ситуации есть одновременно начало решения проблемы.
Проблемная ситуация разрешается методом доказательств.
При проблемном обучении преподаватель ставит проблему и сам ее
решает, показывая методом доказательств все пути, все особенности. Кроме
того, проблема может быть расчленена на несколько подпроблем, одни из
которых решаются преподавателем, а другие или часть подпроблемы
рекомендуется для решения студентам.
При проблемном изложении учебного материала преподаватель или автор
книги методом доказательств показывает путь, который ведет к данному выводу
[10]. Проблемные ситуации ставят студента перед необходимостью
анализировать явление, устанавливать причинно-следственные связи между
параметрами. Обучающийся сравнивает новое знание с ранее полученным.
Проблемный подход усиливает познавательный интерес, но требует от
преподавателя огромной методической работы, высокой научной компетенции,
умения системно и доказательно излагать материал.
Учебный материал становится более доказательным. Студент учится
мыслить научно, творчески. Эмоциональность проблемного обучения
способствует формированию интереса к учебной дисциплине. Забывание
закономерностей, открытых самостоятельно путем доказательств, ниже, чем
знаний, полученных другими методами.
1.8. Мотивация обучения
1.8.1. Потребность
В теории управления учебным процессом введено понятие "потребность".
Потребность – это физиологическое или психологическое ощущение недостатка
чего-либо [15]. Потребность нельзя непосредственно наблюдать или измерять.
О ее существовании можно судить только по поведению людей. Так, еще в
период учебы в школе у некоторых молодых людей возникло желание поступить
учиться в вуз. Такое желание вызвало дискомфорт, беспокойство и побудило
людей к действиям: они стали старательнее учиться в школе, стремились
хорошо сдать выпускные экзамены, а затем и вступительные экзамены, прошли
по конкурсу и стали студентами.
Таким образом, потребность побуждает людей к совершению определенных
действий. При удовлетворении потребности человек ощущает чувство
облегчения, благополучия, снятия напряжений.
В своей жизни человек может испытывать различные потребности. При
классификации по А. Маслоу [16] потребности можно разделить на пять
категорий, расставленных по уровням (рис. 1).
На первом уровне расположены физиологические потребности (потребности
в еде, одежде, жилье, зарплате, в условиях работы и другие потребности,
необходимые для выживания).
Когда достигнуты потребности первого уровня, у человека возникают
потребности безопасности. Рождается желание сохранить уже достигнутое,
защитить себя от опасности, вреда, травм, физического и психического
нападения и т.д.
На третьем уровне расположены социальные потребности. Внимание
человека перемещается к потребности в любви, дружбе, принадлежности к
какому-нибудь коллективу, поддержке коллектива. Люди испытывают желание
нравиться другим.
Потребности в уважении (личностные потребности) принимают две формы.
Во-первых, потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Оно
связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и т.д.
Во-вторых, потребность в уважении другими людьми. Она связана с репутацией,
общественным признанием, статусом внутри группы.
На верхнем уровне расположены потребности в самореализации и в
самовыражении. Стремясь удовлетворить эти потребности, люди стараются
реализовать свой потенциал, показать свои способности и быть лучшими в
группе. Потребность в самовыражении проявляется в становлении человека, как
личности.
1.8.2. Стимулирование учебы студентов
Под стимулированием понимают совокупность информации учебной книги и
действий преподавателей вуза, побуждающих студентов делать то, что
необходимо для учебного процесса.
При реализации стимулирования учитывается, что вся деятельность
студентов обусловлена их потребностями. Обучающиеся стремятся чего-либо
достичь или избежать, но мотивы их действия направлены на достижение своих
целей.
Все теории мотивации основываются на побуждении людей к
активным действиям в результате применения различных вознаграждений. При
этом под вознаграждением понимается все то, что человек считает ценным для
себя.
Чтобы сформулировать мотив учебы автор учебной книги и преподаватель
должны иметь набор рекомендаций для достижения благ, соответствующих
потребностям студентов. Каждому студенту надо объяснить, какие трудовые
усилия необходимы для получения этих благ. Надо убедить, что предлагаемые
трудовые усилия – это наикратчайший путь для получения благ. Студент должен
быть уверен, что его труд будет вознагражден.
Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, благам и
затратам труда.
Мотивация по потребностям. Для вуза главными являются мотивы по
потребностям. У студентов большой вес имеют такие мотивы учебы, как
"стремление расширить свой кругозор и эрудицию" и "стремление повысить свой
общекультурный уровень". Тяга к культурным ценностям и знаниям делает
молодеж более активной в своей деятнльности.
Большое значение имеет также потребность хорошо делать свое дело
(начатое хочется делать на отлично) и желание стать настоящим специалистом.
Поступая учиться в вуз, человек стремится получить такие знания,
умения и навыки, которые обеспечили бы в перспективе достижение успеха,
благополучия, самостоятельности. Потребность в знаниях поддерживается
долгое время. Она рождает уверенность, что знания пригодятся для достижения
материального благосостояния, помогут реализовать профессиональные цели или
позволят организовать свое дело.
1.9. Этапы учебно-воспитательного процесса
Учебно-воспитательный процесс реализуется в несколько этапов:
мотивация, входной контроль, изучение нового материала, закрепление
изученного материала и промежуточный контроль, завершающий контроль [3].
Мотивация. При самостоятельной работе с книгой студент должен четко
понимать, чему ему следует научиться, зачем это нужно и как надо изучать
материал, чтобы получить гарантированный, воспроизводимый результат. При
этом путь овладения знаниями, умениями и навыками должен быть коротким.
Ответы на поставленные вопросы обучающийся должен найти в учебной книге.
Входной контроль. Известно, что изучение нового материала возможно
только тогда, когда предыдущий материал надежно усвоен и получены
необходимые умения и навыки. Для того чтобы убедиться в этом, обучающийся
должен провести входной самоконтроль: вспомнить пройденный теоретический
материал, ответить на контрольные вопросы, выполнить упражнения и т.д.
Изучение нового материала. Самостоятельное обучение студентов по
книге предполагает, что они систематически контактируют с преподавателем.
При этом взаимоотношения с преподавателем осуществляются на паритетных
началах. Функции преподавателя сводятся к формулированию мотивации
занятий, организации их, консультациям и контролю.
В процессе самостоятельной работы студент должен добывать знания сам
в своем индивидуальном темпе. Для этого учебная книга, с которой работает
студент, должна быть понятна, доступна, интересно и грамотно оформлена.
Кроме того, студента необходимо обеспечить различной методической
литературой.
Закрепление изученного материала и промежуточный контроль. На этом
этапе происходит осознание того, что учебный материал усвоен. Достигается
это путем ответов на вопросы, выполнения упражнений, решения задач.
Контрольные вопросы, упражнения и задачи, составленные для данного этапа
обучения, должны быть ранжированы по уровням сложности, учитывающим степень
освоения учебного материала. Знания и умения первого уровня должны
соответствовать базовому стандарту, оцениваться оценкой "удовлетворительно"
и обязательны для всех успевающих студентов. Знания и умения второго уровня
оцениваются на "хорошо" и "отлично". Уровень третий – творческий.
Промежуточный контроль – это самоконтроль, который указывает
студенту, чего он достиг. Далее студент решает, сам остановиться ему на
достигнутом или продвинуться на вышестоящий уровень знаний и умений.
Завершающий контроль. Это конечный этап изучения учебной дисциплины,
раздела, темы. Проводится он в форме зачета, экзамена.
Применяемая технология обучения должна найти отражение во всех
учебных изданиях. Учебные издания, в свою очередь, обеспечивают современную
технологию обучения в действии.
2. Учебная книга
2.1. Роль преподавателя и учебника
В центре образовательного процесса всегда находятся преподаватель и
студент, которые используют в качестве средства обучения учебную книгу.
Если цель обучения заключается в сообщении сведений по учебной
дисциплине, то задача преподавателя состоит в наиболее удобопонятном
изложении своего предмета, Сообщение должно быть интересно, живо, подробно,
снабжено иллюстрациями, связано с предыдущими сведениями. Сообщение должно
ярко запечатлеться в памяти студентов.
Поскольку учебная информация изложена в учебнике, то преподаватель
незаменим лишь постольку, поскольку устное сообщение по живости и
наглядности всегда превосходит письменное. Учебник в данном случае
выступает в качестве книги для чтения. Конечно, он должен быть хорошо
издан, написан живым языком, снабжен разъясняющими и способствующими
запоминанию предмета иллюстрациями.
Если преподаватель хорошо владеет содержанием учебника, то его задача
сводится к сообщению сведений. Этому служит специальная, основанная на
психологии техника преподавания, знание и владение которой составляет
основу педагогической подготовки [17]. Зачастую такая подготовка значимее
хорошего знания преподаваемой учебной дисциплины. Преподаватель, который
меньше знает предмет, но умеет живо и интересно передать его учащимся,
лучше преподавателя, прекрасно знающего свой предмет, но не владеющего
техникой его изложения. Поскольку преподаватели могут быть разными, то в
передаче учебной информации между преподавателем и учебником нет
принципиального, существенного различия. Учебник к тому же выполняет
организующую роль в проведении самостоятельной работы и расширяет
возможности преподавателя.
2.2. Общие требования к учебной книге
Учебная книга – это особый вид издания, предназначенный для
реализации образовательного процесса. Это источник знания, в котором
материализовано содержание образования в виде конкретного учебного
материала.
Для осуществления своего назначения к учебной книге предъявляются
следующие общие требования [10].
Высокий научно-методический уровень содержания. В учебной книге
излагается содержание материала конкретной учебной дисциплины, которая
базируется на выводах одной или нескольких наук. Основные направления и
итоги развития науки, ее современное состояние должны найти отражение в
книге. При этом огромный объем научной информации должен быть методически
обработан – систематизирован, классифицирован и сведен к минимуму, текст
должен быть удобен для понимания и запоминания.
Задачей учебной книги должно быть раскрытие и ориентация студентов на
овладение методов науки. От простой передачи сведений усвоение метода
научного знания отличается тем, что всякое отдельное знание передается в
учебнике как бы не ради себя, а ради некоего более высокого начала
побуждающего знание [17]. Так, например, можно двояко изложить закон Ома,
устанавливающий взаимосвязь между силой тока, напряжением и сопротивлением
проводника. Можно изложить так, что кроме содержания закона Ома студент
ничего не усвоит. Но можно изложить материал так, что студент почувствует
тот метод, которым этот закон был получен и доказан. Этот закон будет
говорить больше того, что он с виду говорит. Увидев путь, которым была
доказана закономерность, человек сможет уже сам продолжить полученное
движение мысли, самостоятельно придти к нахождению и доказательству новых
взаимосвязей аналогичного типа. Это будет обучение методу научного
познания.
Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее, а
в том, чтобы сделать его культурнее, облагородив его методами научного
знания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий
к их решению.
Владеть методом научного знания означает умение применять его к
решению самых разнообразных вопросов, способность приходить самому к новому
знанию.
Высокий дидактический уровень. Дидактический уровень учебной книги
характеризуют такие ее признаки, как наличие грифа учебно-методического
объединения (УМО) министерства образования Российской Федерации, указание
направления (специальности), учебной дисциплины, соответствия программе,
наличие дидактического аппарата. Указанные признаки должны быть четко
сформулированы. Что касается грифа УМО, то это не формальный момент, а
определенная проверка учебного издания на качество, т.к. выдача грифа
предполагает рецензирование и рассмотрение работы на научно-методическом
совете соответствующей специальности. Содержание и система построения
должна иметь педагогическое и психологическое обоснование.
Высокая культура издания. Под культурой издания понимают, прежде
всего, наличие всех структурных единиц аппарата и авторского текста учебной
книги, а также соблюдение действующих стандартов по издательскому делу.
Соответствие собственной научной и педагогической концепции
преподавателя. Учебная книга должна без особых затруднений вписываться в
научную и педагогическую концепцию преподавателя, быть инструментом,
соотносимым с рабочей программой по учебной дисциплине и графиком учебного
процесса. Объем учебного материала должен соответствовать объему времени,
выделяемому ГОСом на изучение теоретической части курса.
Структурно-логическая связь с компьютерными технологиями.
Компьютерные технологии быстро проникают в учебный процесс, и это должно
найти отражение в учебной книге. Реализуется это путем алгоритмизации
учебного материала. Алгоритмы выявляются для решения задач, для обучения и
контроля знаний.
2.3. Функции учебной книги
Все учебные книги, построенные на принципах развивающего и
воспитывающего обучения, осуществляют следующие функции [12].
Информационная функция. Учебная книга вводит человека в мир культуры,
приобщает его к главным ценностям цивилизации, к результатам высших
достижений человечества. В результате методической обработки материал книги
становится пригодным для обучения и книга превращается в учебную.
Трансформационная функция. Теоретические знания, методы наук,
характеристики профессиональной деятельности в учебную книгу прямо не
переносятся. Они перерабатываются, преобразуются в целях усвоения с
минимальными затратами. Для этого они отбираются, дозируются, группируются
для лучшего понимания, запоминания и применения.
Систематизирующая функция. Необходимость полного, целостного и
прочного усвоения требует, чтобы материал книги был систематизирован.
Функция организации межкурсовых и межпредметных связей. Всякая
учебная книга опирается на базовые элементы содержания образования. В своем
дальнейшем развитии элементы содержания учебной дисциплины
совершенствуются, становятся универсальными и соединяются с элементами
других учебных дисциплин.
Функция закрепления и самоконтроля. Эта функция необходима для
усвоения материала, рациональной организации учебной работы ,
самостоятельного овладения знаниями и умениями.
Функция самообразования. Материал книги должен быть так подобран и
структурирован, чтобы с ним было удобно работать самостоятельно.
Подобранные задачи и упражнения должны вызывать интерес к новым знаниям,
поиску и усвоению их.
Организационно-процессуальная функция. В реальной жизни содержание
образования живет и действует в процессе обучения, в его определенных
организационных формах. Содержательная форма и организационно-
процессуальная тесно взаимосвязаны.
Через учебную книгу осуществляется повсеместное внедрение и
утверждение организационных форм обучения. Соответствие учебной книги
требованиям определенной структуры учебного процесса является одним из
основных критериев оценки книги, ее практичности и инструментальности.
В книге ведется настоящая борьба за читателя, за его внимание, за его
интерес, за его понимание, за его убеждения. Оружие этой борьбы –
постоянное видение читателя.
В борьбе за своего читателя автор старается предвидеть все его
вопросы, сомнения и возражения. Автор сам ставит и развивает такие вопросы.
Это позволяет ему освещать предмет всесторонне и избавиться от монотонного
изложения материала.
Постоянное собеседование с читателем активизирует мысль автора,
заставляет обдумывать текст, открывать новое в том, что он раскрывает
читателю. Собеседование с читателем в процессе обучения наилучшим образом
организует образовательный процесс.
2.4. Типы учебных изданий
Для обеспечения учебного процесса вузу необходима учебная литература
– программная, теоретическая, методическая, информационная
(библиографическая) и популярная. Первые три типа изданий используются в
вузе широко и не нуждаются в дополнительном пояснении. К информационной
литературе согласно ГОСТ 7.0-84 относят библиографические списки,
библиографические указатели, библиографические обзоры. К популярным учебным
изданиям относят литературу для профессоров и преподавателей технических
вузов по педагогике, психологии и др.
Ниже приведены определения применяемых в учебном процессе изданий
[18]. Определения соответствуют ГОСТ 7.60-90.
Учебное издание – издание, содержащее систематизированные сведения
научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для
изучения и преподавания.
Учебник. Учебное издание, содержащее систематизированное изложение
учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и
официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие. Учебное издание, дополняющее или частично
(полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного
вида издания.
Учебная программа. Учебное издание, определяющее содержание, объем, а
также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее
раздела, части).
Пособие. Издание, предназначенное в помощь практической деятельности
или овладению учебной дисциплиной.
Практикум. Учебное издание, содержащее практические задания и
упражнения, способствующие усвоению пройденного учебного материала.
Основные разновидности практикумов: сборник упражнений, сборник задач,
сборник иностранных текстов, сборник описаний лабораторных работ, сборник
описаний практических работ, сборник планов семинарских занятий, сборник
контрольных заданий.
Практическое пособие. Производственно-практическое издание,
предназначенное практическим работникам для овладения знаниями (навыками)
при выполнении какой-либо работы .
Практическое руководство. Практическое пособие, рассчитанное на
самостоятельное овладение какими-либо производственными навыками.
Учебный комплекс. Полный набор всех видов учебных изданий,
необходимый для проведения всех видов занятий по определенной дисциплине.
Отдельная лекция. Учебно-теоретическое издание, содержащее текст
одной лекции, отражающее содержание, объем и форму изложения лекции,
читаемой определенным преподавателем.
Тексты лекций. Учебно-теоретическое издание, полностью или частично
освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной
программы, отражающее материал, читаемый определенным преподавателем.
Курс лекций. Учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных
лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины, отражающее
материал, читаемый определенным преподавателем.
Конспект лекций. Учебно-теоретическое издание, в компактной форме
отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.
Сборник описаний лабораторных (практических) работ. Учебно-
практическое издание, содержащее тематику, задания и методические
рекомендации по выполнению лабораторных (практических) работ в объеме
определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного
материала и проверке знаний.
Учебно-методическое издание (указание). Учебное издание, содержащее
систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной
дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления
знаний (контрольные работы, курсовые и дипломные проекты, курсовые работы),
изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения.
Разновидности учебно-методических изданий: методические рекомендации
по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных,
курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.
Справочник. Учебно-справочное издание, содержащее сведения по
определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу
дисциплин, предусмотренных учебной программой, помогающее изучению и
освоению предмета.
Справочник включает комплекс сведений, имеющих прикладной
практический характер.
2.5. Структура учебной книги
В настоящем параграфе рассматривается один из самых важных вопросов,
который решается автором в начальный период работы над книгой. Он относится
к конструированию структуры планируемой книги. От того, насколько удачно
будет решен этот вопрос, определится спрос читателя на будущую книгу.
Структура – это схема расположения взаимосвязанных тем произведения с
четким проявлением связей и взаимодействий между ними.
Структура характеризуется строгим, установленным автором, порядком
размещения учебного материала. Она создается автором на основе материала,
подготовленного для написания книги, к работе над которой автор приступает.
Она позволяет упорядочить и осмыслить материал [19].
Построение структуры начинается с определения цели книги и главной
темы, характеризующей цель. Остальные темы должны быть логически подчинены
главной теме и размещены вокруг нее. Темы определяются рубриками и
заголовками. Темы, связи и взаимодействия между темами проявляются через
составляющие структуры. Составляющие в произведении накладываются друг на
друга, переплетаются, сливаются, образуя единое целое. Имеются в виду
следующие составляющие.
Информационная составляющая. К ней относится та информация, которая
способствует достижению цели, которая должна быть усвоена учащимися. Без
этой составляющей не может быть книги.
Логическая составляющая связывает во едино информацию, выстраивает ее
в произведение. Проявляется она в анализе текста, синтезе, подведении
читателя к выводам, идеям. Она делит, развертывает структуру, в результате
чего появляются новые рубрики, заголовки текста.
Психологическая составляющая обеспечивает восприятие произведения
читателем. Она привлекает его внимание, поддерживает интерес, активизирует
мышление. Она постоянно наталкивает думающего читателя на новые и новые
вопросы, снимает его сомнения, формирует его оценку.
Эстетическая составляющая структуры. Эстетическая составляющая
возникает в результате интуитивной оценки читателем целесообразности
построения структуры. Оценивается она пропорциональностью, ритмом,
соразмерностью, гармонией.
Пропорциональность означает соответствие объема текста его смысловой
значимости. Если важные вопросы раскрываются небольшим объемом текста, то
читатель либо не обратит на них внимания, либо посчитает их
незначительными. Чрезмерно сжатый текст вызывает чувство
неудовлетворенности от недостатка информации.
Ритм выражается в чередовании противоречий, различий, например, в
следующем предложении: “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и
бессильная – Матушка Русь!”
Соразмерность проявляется, прежде всего, в соответствии структуры
требованиям памяти, в возможности обозреть и запомнить структуру сразу от
начала и до конца.
Психологами показано [20], что человек способен без затруднения
воспринимать 5 – 9 связей, оперировать одновременно 5 – 9 предметами.
Наиболее просто воспринимается три связи.
Согласно указанному закону памяти в структуре книги целесообразно
выделить не более трех частей. в каждой части предусмотреть не более 5 – 9
глав и в каждой главе – не более 5 – 9 параграфов. Так, если на стадии
конструирования структуры в книге предполагается выделить 48 рубрик, то их
следует сгруппировать следующим образом: три части, в каждой части примерно
по 5 – 9 глав и в каждой главе примерно по 2 – 3 параграфа.
При такой конструкции структура будет удовлетворять требованию
соразмерности.
Структура учебной книги рассматривается системно. В общем виде она
состоит из двух подсистем – структуры аппарата книги и структуры авторского
текста [21] (рис. 2). Каждый элемент аппарата книги имеет свою структуру,
которая часто регламентирована ГОСТами. Структура авторского текста
отражена частично в оглавлении.
3. Элементы аппарата книги
3.1. Заглавие и другие титульные элементы
Все учебные издания снабжаются титульными элементами. Титульные
элементы – это комплекс элементов аппарата книги, предназначенных для ее
характеристики и идентификации среди других книг. К ним относятся заглавие
и другие элементы, которые приводятся на обложке, титуле и листе с
выпускными данными.
Заглавие – основной титульный элемент. Заглавие в концентрированной
форме отражает содержание книги.
Помещается заглавие на обложке и основном титульном листе и
выделяется полиграфическими средствами, чтобы отличать его от смежных с ним
титульных элементов.
Обложка. Рекомендуемая форма обложки приведена в примере 1
[1, 18]. На обложке книги можно привести характерный рисунок и эмблему
университета.
Титульный лист – обязательная часть книги, наиболее точно и полно
отражающая необходимые титульные элементы.
Титульный лист состоит из лицевой и оборотной сторон (страниц).
Рекомендуемые формы титульного листа приведены в примерах 2, 3 и 5, 6 .
Образец выполнения листа с выпускными данными показан в примере 4.
3.2. Издательская аннотация (реферат)
Аннотация – это краткая характеристика содержания, целевого
назначения, читательского адреса, формы и других особенностей учебного
издания. Обычно в аннотации учебного издания рекомендуется раскрыть
содержание предмета с указанием дисциплины и специальности студентов.
Аннотация дает возможность установить основное содержание учебного
издания и решить следует ли обращаться к полному тексту документа. Она
используется также при организации рекламы, поэтому информация, включенная
в нее, должна иметь рекомендательный характер.
Аннотация учебной книги помещается на обороте титульного листа.
Структура и содержание аннотации регламентированы ГОСТ 7.9-95
"Реферат и аннотация. Общие требования".
Пример 1
Рекомендуемая форма обложки книги или
методического указания
И.Т. Глебов
В.Г. Новоселов
|Оборудование |
|для |
|склеивания |
|древесины |
|[pic] | |
Пример 2
Рекомендуемая форма титульного листа для книги
|МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|Уральская государственная лесотехническая академия |
| |
|В.Г. Уласовец |
| |
|ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ |
|ЛЕСОПИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА |
| |
| |
|Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию |
|в области лесного дела в качестве учебного пособия для |
|студентов высших учебных заведений, обучающихся по |
|специальности 260200 "Технология деревообработки" |
| |
| |
| |
| |
|Екатеринбург |
|2000 |
Пример 3
Рекомендуемая форма оборота титульного листа для книги
|УДК 674.023 : 621.9 |
| |
|Рецензенты: |
|кафедра производственного обучения Уральского |
|государственного профессионально-педагогического университета,|
| |
|Рысев В.Е., директор ООО Проектсервис |
| |
|Глебов И.Т. |
|Резание древесины: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Урал. гос. |
|лесотехн. университет, 2001. 151 с. |
|ISBN 5–230–56690–7 |
| |
|В учебном пособии излагаются основные положения теории резания|
|древесины, разработанной школой А.Л. Бершадского. |
|Приведены сведения о резании одиночным лезвием, |
|рассмотрены процессы обработки древесины на станках: пиление, |
|фрезерование, строгание, лущение, точение, сверление, |
|шлифование. Описана методика расчетов и выбора рациональных |
|режимов резания с примерами. |
|Для студентов специальностей 170402 и 260200. |
|Ил.74. Табл.14. Библиогр.: 12 назв. |
| |
|Печатается по решению редакционно–издательского совета |
|Уральского государственного лесотехнического университета. |
| |
|УДК 674.023 : 621.9 |
| |
| |
|ISBN 5–230–56690–7 ( Уральский |
|государственный |
|ЛР N020371 от 12. 02. 97 лесотехнический университет, |
|2001 |
Пример 4
Рекомендуемая форма листа с выпускными данными для книги
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Иван Тихонович Глебов, |
|Владимир Геннадиевич Новоселов |
|Оборудование для склеивания |
|древесины |
| |
|Учебное пособие |
| |
| |
| |
| |
| |
|Редактор Р.В. Сайгина |
|Корректор Е.Л. Михайлова |
|Подписано в печать 17. | |Формат 60 ( 84 |
|12. 99 |Печать |1/16 |
|Бумага тип. №1 |офсетная |Уч.– изд. л. 7,6 |
|Усл. печ. л. 7,9 |Тираж 300 |С№1. Заказ |
| |экз. | |
|Уральская государственная лесотехническая академия |
|620032, Екатеринбург, Сибирский тракт, 37 |
|Цех №4 АООТ "Полиграфист" Екатеринбург, Тургенева, 20 |
Пример 5
Рекомендуемая форма титульного листа
для методических указаний
|Министерство образования Российской Федерации |
| |
|Уральская государственная лесотехническая академия |
| |
|Кафедра "Станки и инструменты" |
| |
| |
|И. Т. Глебов |
|Д. В. Неустроев |
| |
| |
|Оборудование отрасли |
| |
|Методические указания |
|по курсовому проектированию |
|для студентов специальности 260200 |
|очной и заочной форм обучения |
| |
| |
|2-е издание, переработанное и дополненное |
| |
| |
| |
| |
|Екатеринбург |
|2001 |
Пример 6
Рекомендуемая форма оборота титульного листа
для методических указаний
|Рассмотрены и рекомендованы к изданию |
|методической комиссией факультета МТД |
|Уральского государственного лесотехнического |
|университета |
|Протокол № 2 от 15 октября 2001 г. |
| |
| |
| |
| |
| |
|Рецензент – канд. техн. наук, доцент кафедры станков и |
|инструментов Л.Г. Швамм |
| |
| |
|Раздел экономической оценки проектных решений подготовлен |
|канд. эконом. наук, проф. Тихомировой Т. П. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Редактор Давлятова Т. В. |
|Подписано в печать 12.01.02| |Формат 60(84 1/16 |
| |Печ. л. 1,65| |
|Плоская печать | |Тираж 100 экз. |
|Поз. 145 |Заказ № |Цена 4 руб. |
|Редакционно-издательский отдел УГЛТУ |
|Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ |
Окончание книги (с. 45-92) в не приводится.
-----------------------
В самореали-зации, само-выражении
Уровни
5
4
3
2
1
Рис. 1. Иерархия потребностей
Потребность в уважении
Аппарат книги
Социальные
[pic]
[pic]
Учебное произведение
Рис. 2. Структура учебной книги
Заглавие, титульные элементы
Издательская аннотация (реферат)
Оглавление (содержание)
Предисловие
Дидактический материал
Вспомогательные указатели
Библиографический список
Учебная книга
Заключение
Основная часть
Введение
[pic]
УРАЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
УГЛТУ
Потребность в безопасности
Физиологические
Страницы: 1, 2
|