Женское образование в России
образованием, в надлежащей мере ума и сердца, воспитанницы могли
приготовиться к будущему важному их значению». С другой стороны,
выставлялось на вид, что «образование свыше состояния учащихся не всегда
для них полезно, иногда обращается им во вред». Задача состояла в
согласовании средств с целями, не выпуская в то же время из вида и
состояния будущих жен материй. Образование женщины должно было резко
отличаться от образования в мужских заведениях. В инструкции
высказывалось следующее: «По предназначению женщины не для службы
государственной или общественной, подобно мужчине, не для ученного поприща,
а для круга семейного, и само воспитание и образование девицы должно быть
направлено к иной цели, чем воспитание юношей».
* * *
Из написанного выше следует, что одной из главных задач
воспитательного процесса была подготовка девушек к семейной жизни, к
осознанию роли матери и жены.
Большой акцент в воспитании личности девушки делался на формирование в
ней качеств, необходимых ей в дальнейшей жизни, при создании семьи и
воспитании детей.
Уделяя особое внимание именно на формирование в девушках женственности
и воспитании в них всех качеств, которые являются составляющими этого
широкого понятия, общество в результате имело хороших матерей, жен, как
говорится, хранительниц семейного очага, которые не только прекрасно
справлялись со своими обязанностями, но и создавали уют и тепло в своих
домах, дарили любовь всем его обитателям.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВУШЕК.
2.1. ПОНЯТИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТОЙ РОЛИ.
В предыдущей главе мы ознакомились с историей женского образования в
различные исторические периоды. Из прочитанного и проанализированного мною
материала по этому вопросу, можно сделать вывод, что воспитание и
формирование личности девушки шло в определенном направлении. Основной
задачей воспитания - было раскрытие в девушке тех качеств, которые были
необходимы ей в семейной жизни. Но следует отметить, что в образовании и
воспитании уделялось очень мало внимания развитию умственных способностей
девушки, получению ей научных знаний. Акцент делался на формирование в ней
роли матери, жены, поэтому ей давались только те знания и умения, которые
ей были нужны в будущей семейной жизни. Такое положение женщин в
образовательной системе объясняется скорее всего её социальным положением и
общественным значением.
Интересно будет проследить в чём видело само общество основную роль и
назначение женщины и как женщина воспринимала эту роль на протяжении всего
времени.
На протяжении многих лет, согласно морали, обычаям и нравам, женщина в
средневековье на Руси всегда находилась под покровительством мужчины: отца,
старшего брата, свекра, мужа. Большую часть жизни женщина в то время
проводила дома, в семье. В течение нескольких столетий (XI-XVII) русские
женщины вели замкнутый, затворнический образ жизни, им не полагалось
показываться на глаза посторонним людям, посещать общественные места.
Девушкам полагалось жить в дальних покоях и во всем подчиняться воле
родителей.
Наиболее важным событием в жизни женщины являлось вступление в брак.
С X века церковь присваивает себе монопольное право утверждения брака.
Церковь старалась придать браку силу священного нравственного союза мужчины
и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь.
Многоженство и браки с близкими родственниками категорически
запрещались. Дети признавались только в том случае, если они рождены в
браке, освященном церковью. Ограничивалось и число замужеств: нормы
христианской морали позволяли не более двух. Повторный брак или замужество
благословлялось церковью лишь в случае смерти одного из супругов. Развод
практиковался крайне редко. Однако, в этом вопросе церковь демонстрировала
двойную мораль: мужчине разрешался повторный брак, а женщине
рекомендовалось пострижение в монахини.
До выхода замуж, девушке предстояло пройти школу воспитания в своей
родной семье. Будучи девочкой, она находилась под неусыпным контролем своих
родителей, которые должны были обеспечить ее и «воспитать в доброй науке:
учить страху божию и вежливости, и всякому порядку». Со временем родители
были обязаны учить своих детей ремеслу.
Ведение домашнего хозяйства, было прямой обязанностью замужней
женщины. Утром, «поднявшись с постели, умывшись и помолясь», жене следовало
распорядиться по дому. Кому «еду на день готовить, кому хлеб печь». Кроме
того, «сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить,
замесить… знала сколько муки возьмут и сколько испекут». Сама хозяйка,
«разве что занедужит», не должна весь день сидеть без дела: «Люди ли
придут, простая ли гостья – всегда б за делом сидела».
Хозяйка при этом должна была уметь хорошо готовить еду «мясную,
рыбную, всякие пироги… любые блюда», знать, как хранить, обрабатывать
продукты, делать различные запасы. Помимо этого она должна была быть
отчасти и экономистом, чтобы «дом свой по добру устроить».
Испокон веков считалось само собой разумеющимся, что девушка рано или
поздно станет матерью. Осознание человечеством, что дети - это благо,
повлекло за собой уважение к женщине. И женщина желала стать матерью, чтобы
снискать себе почет и уважение. Материнство считалось священным долгом
каждой женщины.
* * *
Из вышеизложенного, ясно вырисовывается картина того, в каком
направлении шло воспитание девочек, на чем акцентировалось внимание. Мы
видим, что уже в те далекие времена понималась вся важность и необходимость
в подготовке девочек к будущей семейной жизни, формированию в ней
правильной роли матери и женщины. Но ничто не стоит на месте, всё
подвержено изменениям. Со временем стали меняться женские идеалы, а в
следствие и сам образ женщины. Женщина стала бороться за равные права с
мужчиной, доказывать, что она ничем не хуже «сильной половины» общества.
Женская эмансипация привела к тому, что женщина стала отождествлять себя с
мужчиной. Её сферы деятельности стала намного шире, и она старалась войти
в неё на равных правах с мужчиной.
Круг интересов стал настолько широк, что постепенно, незаметно для
себя, стал удаляться от семьи и своих материнских обязанностей. Борьба
женщин за равные с мужчиной права, желание ни в чем не уступать и быть
равной с ним во всем отразились на воспитательном процессе в
общеобразовательной системе.
Воспитание девочек и мальчиков на сегодняшний день не ориентировано на
половые особенности и их дальнейшие жизненные роли. Школа дает равное
образование и тем и другим, это, в принципе, не совсем плохо, а наоборот -
хорошо. Интеллектуальное развитие мальчиков и девочек ничем не отличается.
А что касается воспитания и подготовки школьников к семейной жизни - этот
вопрос остается нерешенным, школа не готовит детей к их дальнейшим
жизненным ролям. В девочках не воспитывается роль матери, не формируется
женственность. Учебные заведения не учитывают психологические особенности
подростков при организации образовательного и воспитательного процесса, а
знать эти особенности должен каждый педагог, и учитывать их при воспитании
личности как мальчиков, так и девушек. Ведь не зная этих особенностей
нельзя добиться положительных результатов при воспитании и формировании
необходимых качеств для любой девушки, поэтому хотелось бы обратить
внимание на психологические особенности девочек подросткового возраста.
2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕВУШКИ
И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ АСПЕКТЫ ИХ ВОСПИТАНИЯ.
Изучение психологических особенностей представителей мужского и
женского пола является важным научным и практическим вопросом. Знание этих
особенностей поможет нам правильно воспитать личность ребенка, сделать
акцент на формирование именно тех качеств, которые помогут ему в дальнейшей
жизни. Одной из важнейших задач, которая должна стоять перед педагогом -
это подготовка ребенка к самостоятельной жизни, помочь ему быть в этой
жизни счастливым и успешным. По мере развития психологической науки всё
более дифференцируются психологические особенности мальчиков и девочек,
юношей и девушек. Я считаю, что исходя из этого на сегодняшний день, будет
достигнут определенный прогресс в развитии педагогики, если принцип
индивидуального подхода в воспитании не будет больше игнорировать важнейший
фактор индивидуальности человека - половую принадлежность. В этой главе,
хотелось бы более подробно остановиться на некоторых психологических
особенностях девочки ( подростка (девушки.
Всестороннее и гармоничное развитие личности – сложный диалектический
процесс, в котором воедино слито развитие общечеловеческого и
специфического, мужского и женского, социально-типического и
индивидуального. Поэтому не случайно педагогика в последние годы все чаще
стремится внести определенные коррективы в половое воспитание учащихся,
конкретизируя свои рекомендации, вычленяя его наиболее актуальные проблемы.
Вопрос о природе и характере этих различий нельзя рассматривать вне их
общественной оценки. Биологическая равноценность мужского и женского пола
не означает их идентичности, напротив, именно в различиях между ними и
заключается смысл существования полов.
Даже вполне нормальное биологическое развитие, по справедливому
замечанию известного психолога И.С.Кона, само по себе еще не делает
человека мужчиной или женщиной. Чувство и сознание своей половой
принадлежности формируется только через общение с другими людьми, под
влиянием воспитания и широкого круга социальных условий.
Осуществление юридического социально-политического равенства мужчин и
женщин совсем не означает равенства их семейных ролей. Сама природа
сформировала различия, которые в процессе жизни за много веков определили
их роли и обязанности. Одно из основных призваний женщин – материнство, и
это не может не накладывать глубочайшего отпечатка на всю ее личность.
Некоторые зарубежные психологи ревностно выступают за уравнительство
полов. Они считают, что представители обоих полов имеют огромное сходство в
поведении и во всех областях трудовой деятельности. Но на самом деле
различия огромны. Равенство не означает тождество. «Их равенство, - считает
Ю.В.Рюриков, - это равенство разных, это одинаковая для человечества
важность мужского и женского вклада в жизнь».
Отличаться не значит стоять ниже и, если, вследствие особого склада
нашей психики, мы иначе мыслим, чувствуем и поступаем, чем мужчины, то это-
то отличие и составляет преимущество, являясь дополнением мужской половины
человеческого рода и обогащая содержание жизни общества.
Идеалы женственности постоянно трансформировались. Но, издревле,
женщина должна была быть нежной, красивой, ласковой, доброй, искренней,
естественной, способной понять другого человека, сопереживать ему. Многие
из этих качеств уже заложены в девочку самой природой, поэтому родители и
педагоги должны раскрыть эти прекрасные качества в ней и обращать на них
больше внимания при воспитании девушек.
Особенно велика разница между мальчиками и девочками в период
полового созревания. У девочек он начинается на два года раньше и
заканчивается к 16-17 годам. Девушка становится степенной, поведение ее
менее импульсивно, появляется выдержка, то есть наступает период накопления
сил, как физических, так и духовных.
Девочки развиваются быстрее мальчиков, обгоняют последних на полтора-
два года. Это создает специфическую ситуацию в классе, так как уровень
физического развития девушек, как и юношей, накладывают серьезный отпечаток
на стиль поведения, интересы, ценностные ориентации и образ жизни
школьников.
Вследствие акселерации происходит скачок в мускульном развитии, что
приводит к перегрузке организма в целом и, особенно, к перегрузке нервной
системы. Поэтому на смену повышенной энергии, порой бьющей через край,
приходит усталость, потеря сил, юноши и девушки не высыпаются, ходят как бы
в полусне.
Современные старшеклассницы – это девушки 14-18 лет. При этом
восьмиклассницу мы относим к группе девушек не случайно: в данном возрасте
у большинства из них заканчивается пубертатный период и налицо все качества
физически сформировавшейся женщины. Очевидно, что педагогические задачи в
работе с восьмиклассницами особенно сложны и ответственны: ни в одном
возрасте индивидуальные колебания и своеобразие развития не выражены так
резко, ни в одном возрастном периоде начало и завершение его находятся в
такой зависимости от самых разнообразных условий (социальных,
экономических, культурных, бытовых, климатических и т.д.), как в этот
период. В этом же возрасте происходит бурная перестройка деятельности всех
физиологических систем организма. Меняются психика, поведение и социально-
бытовые ориентации девушек. Этот период труден для родителей и педагогов,
но еще в большей степени он сложен и труден для самих девушек.
В дальнейшем у них постепенно формируется «внутренняя позиция
женщины», что совпадает с повышением самооценки, - они начинают уже
внутренне чувствовать себя женщиной. Возникает потребность нравиться, а
отсутствие успеха в этом зачастую болезненно переживается. Девочки высоко
ценят успех, которым пользуются их подруги. Они остро переживают недостатки
своей внешности, а у некоторых даже наблюдается дисморфобия – чувство
острого недовольства своей внешностью – и внутренний протест против
происходящих изменений.
Разница в физическом развитии юношей и девушек сказывается на
особенностях их психики, обусловленных социальными позициями мужчин и
женщин.
Более раннее физиологическое созревание организма девушек позволяет
им раньше пройти стадию становления личности по сравнению с их ровесниками-
юношами и способствует тому, что они раньше начинают проявлять интерес не
только к внешности, но и к своей женской роли, к мужскому полу. Эти
интересы не всегда поняты ревесниками-мальчишками, поэтому девушки более
охотно общаются с юношами старше себя. Они намного раньше переживают первое
чувство влюбленности и, соответственно, более эмоционально воспринимают
внимание юношей. У юношей период влюбленности начинается спустя два, а
иногда и три года.
Психологи отмечают, что помимо общей основы человеческой психики, у
мужчин и женщин имеется свое «вечно женственно» и «вечно мужественное». Это
определено самой природой и складывалось в течение многих веков в
зависимости от социального положения мужчин и женщин.
Существует особый мир чувств, присущий женской природе, обусловленный
особенностями женского организма, особым назначением женской природы –
материнством, которое определяет не только физиологию женского организма,
но и все многообразие ее ощущений, восприятий, переживаний и т.д. Это
вечное женское начало, преломляясь через социальные требования, и
обусловило специфическую психологию женщины. Природа вложила в женщину
огромный запас материнской любви, и эта любовь не только к детям, но и к
любимому человеку, к родителям, распространяется на все окружающее. Эта
любовь, доброта, сострадание, сопереживание обогащают все чувства женщины,
вносят в ее внутренний мир душевную тонкость, нежность, глубокое
интуитивное понимание эмоционального состояния других людей.
Психологические особенности половых различий проявляются у человека с
самого раннего детства. Уже девочки дошкольницы имеют психологическую
ориентацию на роль будущей женщины и матери. Они играют с куклами, кормят
их и лечат, водят в садик, учат их хорошо себя вести и т.д. А мальчики
дошкольники предпочитают занятия более мужские: водят машины, строят дома и
крепости, проявляют интерес к конструкции игрушек, а для этого часто
разбирают их.
У женщин более развит инстинкт попечительства, обусловленный
материнством, ответственность за продолжение рода. Уже в раннем возрасте у
девочек проявляется большая потребность заботы о ком-нибудь, в объект их
внимания и опеки попадают все: котята, цыплята, куклы, чужие маленькие
дети. Материнство обусловило в психологии женщины развитей особого чувства
ответственности за потомство. Поэтому не случайно с детства ей запрещают
бегать по лужам (застудит ноги!), поднимать лишние тяжести (надорвется!) и
т.д. Все это связано с грядущим материнством, которое давлеет над девочкой.
Подобная забота проявляется и в духовном плане: какая же она будет мать,
если нет в ней мягкости, нежности, терпимости, как без этих качеств сможет
поднять на ноги своего малыша, беспомощного и хрупкого? Осознаем мы или не
осознает, но вся система воспитания девочек подчинена этой далекой
перспективе: ее будущему материнству. Недаром древние говорили: мальчики –
это настоящее нации, девочки – ее будущее.
Известно, что существуют различия в психологическом развитии,
формировании девочек и мальчиков. Еще в младенчестве девочки раньше
начинают говорить, а в дошкольном возрасте, когда мальчики усиленно
осваивают материальный мир, девочки уже «исследуют» духовный: кто и что
сказал? Кто с кем дружит? Девочки намного больше озабочены и тем, что о них
думают другие, особенно подростки и старшеклассницы. Так, по данным
С.И.Голода и И.С.Кона, у девочек раньше возникают сложные формы
взаимоотношений со всеми теми, кто их окружает, у них сильнее потребность
во взаимоотношении, психологической близости. Традиционная мужская роль
запрещает мальчикам проявлять страх, слезливость. Девочки же идут по линии
показа женских начал: стремление одеться, как взрослые, произвести приятное
впечатление, опека над младшими, желание стать более привлекательными.
Мальчики более подвижны, непоседливы, смелее ведут себя на уроках. В
младших классах они чаще поднимают руку, не боясь ошибиться, а девочки,
если сомневаются, делают это реже.
Девочки быстрее приобретают навыки чтения и правописания, артикуляции
и использования слов. У мальчиков выше результаты по математике. Девочки
более собраны, замкнуты. Мальчики более активны, подвижны. Девочки более
склонны к внушаемости, более послушны, чаще, чем мальчики преклоняются
перед авторитетами.
Уже с самого раннего детства интересы девочек концентрируются в сфере
их непосредственного бытия. Их интересуют прежде всего окружающие условия
жизни и предметы (дом, соседи, квартира, обстановка, одежда). Значительно
больше интереса по сравнению с представителями мужского пола девушки
проявляют к межличностным отношениям людей. В связи с этим у них сильнее
развит интерес и к внутреннему миру человека, к его переживаниям, чувствам,
образу мыслей. К переживаниям других они проявляют большую чуткость и
тактичность, нежели юноши и мужчины.
Заметны различия и в учебных интересах. Как правило, мальчики больше
любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю. Девочки
предпочитают гуманитарные предметы – литературу, историю, а среди нелюбимых
у них, чаще всего, оказываются физика, математика, биология. В ответах на
экзаменах девочки чаще пользуются заученными фразами и менее склонны к
собственным формулировкам. При рассказе любят описывать детали в
подробностях. Мальчики предпочитают передавать содержание более сжато,
придерживаясь основы рассказа. Как показывают наблюдения, круг интересов у
мальчиков шире, чем у девочек. Девочки же лучше и легче воспринимают то,
что в силу непосредственного интереса привлекает их внимание: конкретные и
близкие им явления. В частности, в центре внимания оказывается человек и
сферы его взаимоотношений, одежда, обувь, утварь, дом. В пространственном
восприятии, а также в восприятии цвета и различии оттенков девочки обычно
превосходят мальчиков, уступая им в восприятии времени.
Известный английский психолог Г.Айзенк, разработавший тесты
умственного развития, пришел к выводу, что мужчины и женщины обладают
примерно одинаковым уровнем умственного развития. Он утверждает, что очень
умных, сверх умных среди мужчин больше, чем женщин (видимо, крайние трудно
постижимые качества – больше мужские области, чем женские). Зато просто
умных, обычно умных среди женщин больше, чем среди мужчин: средние, самые
массовые области ума, его экваторы преимущественно, видимо, женские
области.
Отрицательные проявления своих чувств у девочек носят более скрытый
характер. Трудные девочки не всегда ведут себя так шумно, как мальчики, но
зато они труднее поддаются перевоспитанию. Девочки более терпеливы (испокон
веку в женщине было гораздо больше женственности и терпения, чем в
мужчине), аккуратны, добросовестны. Необъяснимые тоска и скука – болезни
роста. Они характерны для девочек в большей степени, чем для мальчиков,
потому что их психика более чувствительна, а потому и легко ранима.
Юноши лучше решают цифровые и пространственные задачи, девушкам легче
даются словесные задачи, связанные с запоминанием. Мужской пол легче
усваивает механические навыки, у мальчиков быстрее двигательные реакции,
лучше согласуются между собой простые движения. Женщины выносливы,
терпеливы физически и терпимее. У них быстрая речь, лучше механическая
память, им легче даются требующие внимания и аккуратности работы.
В свободное время виды деятельности у девочек менее разнообразны, но
зато более организованы. Все дома, в непривычной обстановке девочки быстрее
теряются, с трудом находят себе занятие. Мальчики же легче ориентируются в
незнакомой обстановке и воспринимают ее спокойнее.
Отношение к учебе у мальчиков и девочек тоже различно. Из бесед с
учителями, наблюдений за школьниками в течение ряда лет и анкетирования
установлено, что в 1-7 классах лучше относятся к учебе девочки: они
серьезнее и ответственнее, чем мальчики, более добросовестны, более
старательны и усидчивы. Количество девочек, которым нравится учеба почти
всегда в два раза превышает количество мальчиков. Это отражается и на
учебной активности. Более активны в учении, по оценке учителей, девочки.
Выход активности у мальчиков явно не в учении, а в деятельности, где более
конкретно проявляется внутренне мужское «я».
Исследования показывают, что девочки в 3-4 раза лучше, чем мальчики,
ведут дневники, в среднем, лучше пишут сочинения и изложения. Хотя фантазия
у них не такая богатая, как у мальчиков, девочки более способны к
описательности, к установлению связей между отдельными незначительными
элементами окружающего мира.
Женщины более склонны к попечительской деятельности (ухаживать,
покровительствовать, проявлять заботу).
Формирующиеся у ребенка личностные качестве приобретают особенности,
обусловленные половой дифференциацией. Так, мальчики, начиная с детства,
все больше отождествляют себя с отцами, подражая, в первую очередь,
мужчинам. Девочки подражают больше матери, женским качествам, женской
психологии, с характерной для нее эмоционально-альтруистической
окрашенностью, которую Ю.Б.Рюриков называет «женским феноменом»: добротой,
гуманностью, бережным отношением к людям, к жизни, к природе.
В этом плане показательно отношение девочек и мальчиков к домашнему
труду. Проведенный опрос 170 семиклассников показал, что их отношение к
труду зависит от стереотипной роли отца и матери, от той установки, которая
дается ребенку в семье. Так как в подавляющем большинстве семей, по
традиции, ведением домашнего хозяйства занимается мать, ее помощницами, как
правило, являются девочки. Отношение же мальчиков к труду во многом
определяется отношением отца к домашнему труду. В зависимости от этого, мы
все семьи условно разделили на три группы. В первую группу вошли такие
семьи, где отец помогает матери в ведении домашнего хозяйства. Таких семей
оказалось 30%. В этих семьях все девочки и мальчики помогают родителям в
домашнем труде. Ко второй группе семей мы отнести те, в которых отец не
оказывает матери помощи в ведении хозяйства. Таких семей оказалось 50%, и
лишь 5% девочек в этой группе не оказывают помощи матери. Мальчиков же, не
участвующих в ведении домашнего хозяйства в 4 раза больше, чем в группе
семей, где отец помогает матери и подает тем самым положительный пример
сыну. К третьей группе мы отнесли семьи, в которых нет отца. И мальчики, и
девочки здесь, как правило, активно помогают своим мамам. В целом же
девочки больше мальчиков занимаются домашним трудом, глубже осознают
ответственность за любое дело, которое им поручают родители. Если девочка
может выполнить поручение, работу, которая ей не совсем по душе, то, как
правило, мальчики выполняют только то, что их привлекает. Девочки
отличаются большей усидчивостью, они терпеливы, хотя быстрее утомляются.
Особенно заметно различие в общественной работе. Девочки выполняют
почти всю ответственную работу. В этом у них проявляется более раннее
стремление к общению, к серьезной коллективной работе.
Мальчики охотно занимаются в школьных мастерских, различных кружках,
спортивных секциях. Их больше, чем девочек, интересует спорт, туризм.
Вообще юноши больше девушек увлекаются спортом, но девушки больше юношей
читают, больше времени уделяют беседам. Различны у них и спортивные
интересы: у юношей на первом месте стоят спортивные игры, связанные с
движением, силой, мужеством (футбол, волейбол, хоккей), а девушек больше
привлекают такие виды спорта, в которых преобладает эстетическая сторона,
где необходима гибкость, пластичность, красота движений. Глубоко заложенный
у женской природе культ физического совершенства отражается и на психике
девушек, не только стремящихся к грациозным движениям, изящным манерам, но
и глубже увлекающихся всем прекрасным.
Юноши тоже способны ценить красоту и тонко чувствовать ее, но диапазон
этих переживаний у девушек значительно шире, глубже, богаче. Вследствие
своего более раннего физического и психологического развития девушки
опережают своих одногодков-юношей и в чтении. Они читают лирические стихи в
том возрасте, когда мальчики все еще остаются верны детективам и
приключенческой литературе. Юноши ищут в книгах действия, девушки более
интересуются психологией героев, описанием жизни с ее радостями и
горестями. Их больше привлекают книги, где герои нередко страдают, требуют
участия, сочувствия. Психологи отмечают у женщин богатый «внутренний опыт»,
т.е. ведущую роль подсознательной и эмоциональной сферы. Женщина скорее
сошлется на свое «сердце», «женское чутье», чем мужчина. По образному
выражению В.А. Сухомлинского, если мир мальчика окрашен семью цветами
радуги, то у девочки это целая палитра переживаний.
Психологи отмечают у девочек повышенный интерес к «хорошему отношению»,
к чуткости, заботливости. Девочки больше страдают от суровости,
безразличного отношения к ним, чем мальчики. Они очень возмущаются мерами,
унижающими их достоинство, и это не только по отношению к себе, но и по
отношению к кому бы то ни было.
При опросе наиболее отличительными чертами у мальчиков учителя называли
подвижность, прямоту, доверчивость, самостоятельность, безответственность,
позицию «моя хата с краю», тщеславие и др.; у девочек - стремление быть
взрослой, любой ценой обратить на себя внимание, аккуратность, послушание,
исполнительность, склонность к «перемыванию косточек», желание поговорить и
др. Некоторые учителя указывают иногда и на такие противоречивые черты, как
самостоятельность и безответственность (у мальчиков), откровенность и
скрытность (у девочек) и т.п. Все это, безусловно, закономерно, так как
противоречия юношеского возраста - одна из ярких характерных средств. С
другой стороны, наличие в одном коллективе мальчиков и девочек с их
психологическими особенностями помогает учителю корректировать,
«выравнивать» проявления отдельных отрицательных черт характера, таких как
грубость, безответственность, тщеславие, склонность к болтливости,
жеманность, кокетство.
В последствии присущие женщине интуицию, эмоциональность делают ее
незаменимой там, где требуется сформировать межличностные отношения. В
любом коллективе женщины больше, чем мужчины, уделяют времени и душевной
теплоты созданию отношений взаимопомощи, взаимоподдержки, подлинного
взаимопонимания. В этом проявляется особенность их социально-
психологического склада - выбранное историей стремление опекать, помогать,
умение понять «причину причин», поставить себя на место другого.
Девочки более требовательны к своим родителям, чем мальчики. В
отношении к отцу и матери многое зависит от пола. Для большинства юношей
характерна тяга к отцу, что является вполне естественным и оправданным:
общие интересы, взаимопонимание и т.д. Близость с матерью для девочек
благотворна: девочки чувствующие наибольшую близость с матерью, отличаются
высокой доверчивостью в общении с людьми, большей уверенностью в себе, они
менее тревожны и резе испытывают чувство фрустации.
Анализ жизненных планов показал существенные различия между юношами и
девушками. Последние несколько «заземлены», проявляют больше озабоченности
своим будущим, нежели юноши, которые в большей степени склонны переложить
эту ответственность на плечи родителей, обстоятельства и т.д.
Во многом различны и профессиональные интересы юношей и девушек. Здесь
налицо «чисто мужские» - летчик, моряк, физик, радиотехник , механик и т.д.
и чисто «женские» - врач, учитель, воспитатель детского сада, продавец,
модельер и т.д.
Характер полового влечения также различается у юношей и девушек.
Половое влечение - это специфическое отношение представителей одного
пола к представителям другого пола. Стимулом к такому отношению являются
специфические половые особенности представителей противоположного пола,
именно как таковых, а не просто общечеловеческие их особенности. Половое
влечение сначала проявляется в относительно малоспецифичных формах, но
затем специфичность его нарастает. Следует отметить, что само понятие
«половое влечение» отнюдь не одиозно, оно относится к совершенно
нормальному явлению сексуального развития. Не следует лишь, половое
влечение, понимать в завершенной, развитой его форме, которая свойственна
взрослому человеку. Оно есть и у маленького ребенка, у подростка.
У юноши более выражено эротическое чувство, а у девушек - духовный
компонент влечения. Поэтому юноши всегда оценивают у девушки сначала
внешние сексуально привлекательные черты: красоту лица, гармоничное
развитие фигуры. Однако, надо оговориться, что в этой оценке выражается
лишь внешнее проявление юношеской симпатии к девушке. В целом же во
взаимоотношениях с девушкой юноша отдает предпочтение не ее внешним данным,
а нравственным качествам, о чем мы будем говорить ниже.
Отчасти от того, что внешняя привлекательность имеет существенное
значение в установлении отношений с юношами, девушки уделяют много внимания
своей внешности. И к оценке своей внешности другими людьми они очень
чувствительны. Причем необходимо отметить, что повышенная чувствительность
женщин к оценке своей внешности другими развивается и проявляется у них с
самого раннего детства. А бестактные замечания сверстников и взрослых по
поводу внешности девочки могут привести к различного рода ложным
представлениям о своей физической неполноценности.
В некоторой взаимосвязи с интересом к своей внешности находится и
другая психологическая особенность выражения полового влечения у девушек -
кокетство.
В основе кокетства лежит стремление привлечь к себе внимание
представителей мужского пола. Каждая нормальная женщина испытывает
стремление нравиться, быть замеченной представителями мужского пола. Дело
заключается в том, что женщине принадлежит в общении с мужчиной внешне
пассивная роль. Не принято, чтобы женщина сама начинала ухаживать за
мужчиной. Это противоречит и женской природе, и конкретно-историческим
особенностям женской психики. Однако для того, чтобы мужчина мог проявить
свою активность, женщина должна привлечь его внимание, а для этого ей
необходимо в достаточной степени продемонстрировать свою специфически
женскую восприимчивость (рецептивность).
Следует отметить, что потребность нравиться, хорошо выглядеть выражена
у женщины значительно больше, чем у мужчины. В соответствии с характером
мужской половой роли, мужской психики, мужчина обычно хочет понравиться
конкретной женщине и имеет при этом конкретную цель. Женщина же испытывает
потребность нравиться вообще, что, разумеется, нисколько не исключает ее
желания понравиться конкретному мужчине.
У каждого человека постепенно складывается внутренняя идеальная модель
(или некоторое количество моделей) представителя другого пола, и каждый
конкретный человек с ней более или менее осознанно сопоставляется. С
возрастом идеальная модель становится все более абстрактной и вместе с тем
ожидается все большее соответствие ей конкретного человека, что не всегда
реально. Это может расцениваться как признак ослабления полового влечения
или же, напротив, его зрелости.
При всем этом индивидуальность неизменно является одним из наиболее
притягательных свойств. Как отмечал немецкий ученый Блох: «Действие
выраженной индивидуальности гораздо сильнее, чем действие физической
красоты». Известно, что формально не слишком красивые женщины нередко
пользуются значительно большим успехом, чем их более красивые подруги.
Содержательное и оживленное выражение лица, приятная жестикуляция,
эмоциональность, мелодичный голос, специфически женская чуткость — все это
привлекательно в женщине. При этом правильные черты лица, красивая
внешность не всегда еще означают что-то хорошее. Отсутствие признаков так
называемого «сексуального резонанса» делает красоту пустой,
непривлекательной, попросту скучной. Именно это, кстати, лежит в основе
всем известных расхождений в оценке внешности женщин теми, кто знает их
лично, и теми, кто судит только по фотографии: фотокарточка не передает
богатства и разнообразия мимики, оживленности и многого другого, что
составляет интегральный образ женщины и определяет ее привлекательность.
Любопытны данные, полученные нами, касающиеся оценок качеств своих
будущих «спутников» и «спутниц». Так оценивая юношу как будущего семьянина,
девушки на первые места ставят такие его качества, как верность, доброту,
ум, мужественность.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|