Рефераты
 

Алгоритм разработки и реализации федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России

p align="left">Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления.

Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.

По вопросам формирования специальных фондов, требующим решения Правительства Российской Федерации или Федерального Собрания, государственным заказчиком целевой программы вносятся соответствующие предложения.

Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.

Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты.

Государственные заказчики (государственные заказчики -координаторы) целевых программ с учетом хода реализации этих программ в текущем году, проведения с исполнителями предварительной проработки вопроса о размещении заказов для федеральных государственных нужд уточняют объем средств, необходимых для финансирования программ в очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки проекты бюджетных заявок по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и субъектам бюджетного планирования в установленном порядке Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. С. 206..

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с государственными заказчиками (государственными заказчиками - координаторами) целевых программ подготавливают и направляют в Министерство финансов Российской Федерации предложения по перечню федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам их финансирования.

Министерство финансов Российской Федерации при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, доводит до Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм).

При подготовке перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), представленных государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм), определяют объемы государственных капитальных вложений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие текущие расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год, направляют в Правительство Российской Федерации перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.

Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством Российской Федерации на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. В федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикам программ ассигнований для финансирования государственных капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат.

По утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным и межгосударственным целевым программам государственным заказчикам открывается финансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятыми по целевой программе на очередной финансовый год, после заключения ими государственных контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.

При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по целевой программе по сравнению с предусмотренными утвержденной программой государственный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий целевой программы в установленные сроки.

В случаях, когда государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) в отчетном году не принял меры по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий целевой программы за счет средств внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных утвержденной целевой программой, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участием государственного заказчика (государственного заказчика - координатора), Министерства финансов Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации подготавливает и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о сокращении доли финансирования указанных мероприятий за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год, о корректировке их целей и срока реализации или о целесообразности дальнейшей реализации программы.

В случае несоответствия результатов выполнения целевой программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным утвержденной целевой программой, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации организует проведение специализированной и независимой экспертиз этой программы, по результатам которых подготавливает с участием Министерства финансов Российской Федерации и вносит в Правительство Российской Федерации предложения:

а) о корректировке целей и срока реализации целевой программы, перечня программных мероприятий;

б) о смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) целевой программы, об изменении форм и методов управления реализацией целевой программы;

в) о сокращении финансирования целевой программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год;

г) о досрочном прекращении реализации целевой программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);

д) о принятии в установленном порядке мер к руководителю целевой программы Теория и практика государственного регулирования на переломных этапах экономического развития. С. 71..

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Кроме того, контроль за ходом реализации целевой программы может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей государственного заказчика, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, определенного государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы, является руководителем целевой программы. Руководитель целевой программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы, возглавляет научно-координационный совет программы (при его наличии).

Текущее управление реализацией целевой программы осуществляется государственным заказчиком и (или) дирекцией, создаваемой в установленном порядке Правительством Российской Федерации в виде государственного учреждения или имеющей иную организационно-правовую форму, если это предусмотрено целевой программой.

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы может на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение следующих функций:

а) организация и (или) проведение конкурсов (торгов) по отбору исполнителей программных мероприятий;

б) отбор на конкурсной основе исполнителей программных мероприятий;

в) сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;

г) мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

д) организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;

е) внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом программных мероприятий, контентное обеспечение специализированного сайта по целевой программе Теория и практика государственного регулирования на переломных этапах экономического развития. С. 80..

Условия передачи функций государственного заказчика целевой программы утверждаются Правительством Российской Федерации одновременно с утверждением государственного заказчика (государственного заказчика - координатора) целевой программы.

До начала реализации целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) целевой программы утверждает и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации положение об управлении реализацией целевой программы, определяющее:

порядок формирования организационно-финансового плана реализации целевой программы;

механизмы корректировки программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации целевой программы;

процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации целевой программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.

Финансирование деятельности дирекции целевой программы осуществляется в установленном порядке. Для финансирования деятельности дирекции могут быть использованы средства, предназначенные для реализации целевой программы, если средства на содержание дирекции предусмотрены в федеральном законе о федеральном бюджете.

Реализация целевой программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает осуществление государственным заказчиком контроля за ходом работ по выполнению государственного контракта Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. С. 122..

Государственные заказчики (государственные заказчики -координаторы) целевой программы сообщают в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации о заключенных со всеми исполнителями программных мероприятий государственных контрактах (договорах) на ее финансирование из внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд. Государственный заказчик целевой программы, с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств ежегодно, уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.

При необходимости государственный заказчик либо государственный заказчик - координатор вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году. Срок реализации целевой программы может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока реализации целевой программы более чем на один год разрабатывается новая целевая программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. Корректировка действующей целевой программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. С. 134..

Обоснование продления срока реализации целевой программы или подготовки новой целевой программы должно включать в себя кроме требований, изложенных в пункте 5 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация., данные о результатах ее реализации за отчетный период, подтверждение актуальности нерешенных проблем, а также сведения об источниках финансирования затрат, предусматриваемых на реализацию целевой программы. Разработка новой целевой программы должна осуществляться на основе новых подходов к решению технологических, финансово-экономических и организационных проблем Проблемы комплексного регионального развития России. С. 173..

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации подготавливает заключение о продлении срока реализации целевой программы, разработке новой целевой программы или о нецелесообразности ее дальнейшей государственной поддержки и направляет его в Правительство Российской Федерации Алгебова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. С. 159..

Механизм формирования, разработки, утверждения, реализации, корректировки и досрочного прекращения реализации подпрограмм определяется в порядке, установленном для целевых программ Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. С. 87..

Федеральная служба государственной статистики совместно с государственными заказчиками (при наличии нескольких государственных заказчиков - с государственными заказчиками - координаторами) организует ведение ежеквартальной статистической отчетности по реализации утвержденных целевых программ. Перечень показателей и порядок представления отчетности устанавливаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Требования к представляемой статистической отчетности по реализации утвержденных целевых программ являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.

В случае непредставления государственными заказчиками (государственными заказчиками - координаторами) в установленный срок государственной статистической отчетности, в том числе об использовании средств бюджетных и внебюджетных источников на финансирование целевых программ, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации сообщает об этом в Правительство Российской Федерации.

За непредставление в установленный срок государственной статистической отчетности должностные лица государственных заказчиков (государственных заказчиков-координаторов), ответственные за представление государственной статистической отчетности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, государственных заказчиков целевых программ, заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализации отдельных целевых программ. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и бюджетов субъектов Российской Федерации, конечные результаты программы.

По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство Российской Федерации о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или об их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации программ.

Государственные заказчики, а при наличии нескольких государственных заказчиков и государственные заказчики-координаторы целевых программ направляют:

в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и в Министерство образования и науки Российской Федерации (в части НИОКР гражданского назначения) статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации федеральных целевых программ, необходимую для выполнения возложенных на министерства функций;

ежегодно до 1 февраля в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а в части целевых программ, которые содержат разделы по НИОКР гражданского назначения, - в Министерство образования и науки Российской Федерации, доклады о ходе работ по программам и эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Доклады должны содержать:

· сведения о результатах реализации целевых программ за отчетный год;

· данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

· сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию целевых программ;

· сведения о соответствии фактических показателей реализации целевых программ показателям, установленным при утверждении программ Правительством Российской Федерации;

· информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;

· сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;

· сведения о результативности НИОКР;

· сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;

· оценку эффективности результатов реализации целевых программ;

· оценку влияния фактических результатов реализации целевых программ на различные сферы экономики страны (мультипликативный эффект по результатам реализации целевых программ) Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. С. 110..

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, государственных заказчиков программ и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта каждого года подготавливает и представляет в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, за отчетный год.

По целевой программе, срок реализации которой завершается в отчетном году, государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик-координатор подготавливает и до 1 марта текущего года представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации доклад о выполнении целевой программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Доклад должен включать информацию о результатах реализации целевой программы и подпрограмм за истекший год и за весь период реализации программы, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей. В случае непредставления отчетности в надлежащей форме и в надлежащие сроки Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации предложения:

о принятии в установленном порядке мер к руководителю целевой программы;

о смене государственного заказчика (государственного заказчика -координатора) целевой программы;

об изменении форм и методов управления реализацией целевой программы;

о досрочном прекращении реализации целевой программы Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. С. 118..

Основные сведения о результатах реализации целевой программы, выполнении целевых показателей, об объеме затраченных на выполнение целевой программы финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не реже двух раз в год.

Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) целевой программы организует размещение в сети Интернет текста целевой программы, утвержденной Правительством Российской Федерации, нормативных правовых актов по управлению реализацией целевой программы и контролю за ходом выполнения программных мероприятий, а также информации о ходе реализации целевой программы, программных мероприятиях на ближайшие 2 - 3 года, фактическом финансировании целевой программы, заключенных государственных контрактах, об объемах их финансирования и исполнителях, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализации целевой программы, результатах мониторинга реализации целевой программы, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей, в том числе по результатам независимой экспертизы. Информация о проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы должна содержать:

· условия их проведения;

· порядок участия в них юридических лиц;

· составы конкурсных комиссий, создаваемых государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ для проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;

· протоколы заседаний конкурсных комиссий;

· порядок обжалования решений, принятых государственными заказчик Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. С. 121..

Глава II. Реализация федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Кроме того, контроль за ходом реализации целевой программы может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей государственного заказчика, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации Теория и практика государственного регулирования на переломных этапах экономического развития. С. 95..

Руководитель федерального органа исполнительной власти, определенного государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы, является руководителем целевой программы. Руководитель целевой программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы, возглавляет научно-координационный совет программы.

Текущее управление реализацией целевой программы осуществляется государственным заказчиком или дирекцией, создаваемой в установленном порядке Правительством Российской Федерации в виде государственного учреждения или имеющей иную организационно-правовую форму, если это предусмотрено целевой программой.

Государственный заказчик целевой программы может на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение следующих функций:

а) организация или проведение конкурсов по отбору исполнителей программных мероприятий;

б) отбор на конкурсной основе исполнителей программных мероприятий;

в) сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;

г) мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

д) организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;

е) внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом программных мероприятий, контентное обеспечение специализированного сайта по целевой программе Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.О7.1995 г. №115-ФЗ..

Условия передачи функций государственного заказчика целевой программы утверждаются Правительством Российской Федерации одновременно с утверждением государственного заказчика целевой программы.

До начала реализации целевой программы государственный заказчик целевой программы утверждает и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации положение об управлении реализацией целевой программы, определяющее:

- порядок формирования организационно-финансового плана реализации целевой программы;

- механизмы корректировки программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации целевой программы;

- процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации целевой программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей Там же..

Финансирование деятельности дирекции целевой программы осуществляется в установленном порядке. Для финансирования деятельности дирекции могут быть использованы средства, предназначенные для реализации целевой программы, если средства на содержание дирекции предусмотрены в федеральном законе о федеральном бюджете.

Реализация целевой программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает осуществление государственным заказчиком контроля за ходом работ по выполнению государственного контракта.

Государственные заказчики целевой программы сообщают в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации о заключенных со всеми исполнителями программных мероприятий государственных контрактах на ее финансирование из внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд. Сведения о проектах, содержащих НИОКР гражданского назначения, государственные заказчики сообщают также в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Государственный заказчик целевой программы, с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств ежегодно, уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.

При необходимости государственный заказчик либо государственный заказчик-координатор вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году. Срок реализации целевой программы может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока реализации целевой программы более чем на один год разрабатывается новая целевая программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. Корректировка действующей целевой программы осуществляется в соответствии с настоящим порядком.

Обоснование продления срока реализации целевой программы или подготовки новой целевой программы должно включать в себя кроме требований, изложенных в пункте 5 настоящего порядка, данные о результатах ее реализации за отчетный период, подтверждение актуальности нерешенных проблем, а также сведения об источниках финансирования затрат, предусматриваемых на реализацию целевой программы. Разработка новой целевой программы должна осуществляться на основе новых подходов к решению технологических, финансово-экономических и организационных проблем.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации подготавливает заключение о продлении срока реализации целевой программы, разработке новой целевой программы или о нецелесообразности ее дальнейшей государственной поддержки и направляет его в Правительство Российской Федерации.

Механизм формирования, разработки, утверждения, реализации, корректировки и досрочного прекращения реализации подпрограмм определяется в порядке, установленном для целевых программ.

Федеральная служба государственной статистики совместно с государственными заказчиками организует ведение ежеквартальной статистической отчетности по реализации утвержденных целевых программ. Перечень показателей и порядок представления отчетности устанавливаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Требования к представляемой статистической отчетности по реализации утвержденных целевых программ являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.

В случае непредставления государственными заказчиками в установленный срок государственной статистической отчетности, в том числе об использовании средств бюджетных и внебюджетных источников на финансирование целевых программ, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации сообщает об этом в Правительство Российской Федерации.

За непредставление в установленный срок государственной статистической отчетности должностные лица государственных заказчиков, ответственные за представление государственной статистической отчетности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, государственных заказчиков целевых программ, заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализации отдельных целевых программ. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и бюджетов субъектов Российской Федерации, конечные результаты программы.

По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство Российской Федерации о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или об их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации программ.

Государственные заказчики, а при наличии нескольких государственных заказчиков и государственные заказчики-координаторы целевых программ направляют:

В Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и в Министерство образования и науки Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации федеральных целевых программ, необходимую для выполнения возложенных на министерства функций;

Ежегодно до 1 февраля в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а в части целевых программ, которые содержат разделы по НИОКР гражданского назначения, - в Министерство образования и науки Российской Федерации, доклады о ходе работ по программам и эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Доклады должны содержать:

- сведения о результатах реализации целевых программ за отчетный год;

- данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

- сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию целевых программ;

- сведения о соответствии фактических показателей реализации целевых программ показателям, установленным при утверждении программ Правительством Российской Федерации;

- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;

- сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;

- сведения о результативности НИОКР;

- сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;

- оценку эффективности результатов реализации целевых программ;

- оценку влияния фактических результатов реализации целевых программ на различные сферы экономики страны (мультипликативный эффект по результатам реализации целевых программ) Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.О7.1995 г. №115-ФЗ..

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, государственных заказчиков программ и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта каждого года подготавливает и представляет в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, за отчетный год.

По целевой программе, срок реализации которой завершается в отчетном году, государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик-координатор подготавливает и до 1 марта текущего года представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации доклад о выполнении целевой программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации Там же..

Доклад должен включать информацию о результатах реализации целевой программы и подпрограмм за истекший год и за весь период реализации программы, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей. В случае непредставления отчетности в надлежащей форме и в надлежащие сроки Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации предложения:

- о принятии в установленном порядке мер к руководителю целевой программы;

- о смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) целевой программы;

- об изменении форм и методов управления реализацией целевой программы;

- о досрочном прекращении реализации целевой программы Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.О7.1995 г. №115-ФЗ..

Основные сведения о результатах реализации целевой программы, выполнении целевых показателей, об объеме затраченных на выполнение целевой программы финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не реже двух раз в год.

Государственный заказчик целевой программы организует размещение в сети Интернет текста целевой программы, утвержденной Правительством Российской Федерации, нормативных правовых актов по управлению реализацией целевой программы и контролю за ходом выполнения программных мероприятий, а также информации о ходе реализации целевой программы, программных мероприятиях на ближайшие 2 - 3 года, фактическом финансировании целевой программы, заключенных государственных контрактах, об объемах их финансирования и исполнителях, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализации целевой программы, результатах мониторинга реализации целевой программы, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей, в том числе по результатам независимой экспертизы. Информация о проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы должна содержать:

- условия их проведения;

- порядок участия в них юридических лиц;

- составы конкурсных комиссий, создаваемых государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ для проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;

- протоколы заседаний конкурсных комиссий;

- порядок обжалования решений, принятых государственными заказчиками Там же..

Заключение

Проведенный анализ разработки и реализации программно-целевого метода в практике регулирования и прогнозирования территориального развития Российской Федерации показал, что к настоящему времени этот метод занял прочное место в системах государственного управления. Если при этом дополнительно учесть многочисленные работы по региональному программированию, которые разворачиваются во многих регионах - от уровня субъекта Федерации до отдельных муниципальных образований (и городов), то следует признать, что этот метод оказался вполне работоспособным для современных условий формирования системы государственного управления и местного самоуправления при господствующих рыночных отношениях. Однако внедрение методов регионального программирования в практику работы исполнительных органов власти на всех территориальных уровнях государственного управления и местном уровне проходило в сложных экономических условиях, которые, несомненно, сказались на результативности программного метода. В их числе:

-обширный и глубокий экономический кризис на фонде резкого падения производства, потери конкурентоспособности отечественного производителя,

-резкого снижения уровня жизни практически всех слоев населения; резкое сокращение материальных и финансовых возможностей государства по проведению активной структурной политики (вопреки сложившейся тенденции “утяжеления” отраслевой структуры и “вымывания” наукоемких продуктов среди отечественной продукции, включая и производимую на предприятиях ВПК);

-кризис бюджетной, налогово-кредитной и инвестиционной политики государственного долга; завышенные требования внешних инвесторов к работе на внутреннем российском рынке; нарастание резких различий в уровнях социально-экономического развития регионов на фоне сокращения межрегиональных производственно-экономических связей;

-нарастания тенденций к региональному экономическому, а в ряде случаев и политическому сепаратизму; обострению в ряде регионов межэтнических конфликтов;

-резкое сокращение возможностей государства по проведению неотложных мер государственной поддержки кризисных, депрессивных и остальных регионов, регионов со сложными природно-климатическими и транспортными условиями, особенно на Крайнем Севере, а также регионов, имеющих важное геостратегическое значение; сохранение на высоком уровне расходов на преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, обострившихся на фоне непрерывного “старения” основных производственных фондов, отсутствие резервных мощностей и потери устойчивости в работе отечественных топливно-энергетических и электроэнергетических систем.

Все это, несомненно, оказывало негативное влияние на масштабы работы по разработке, финансированию и реализации конкретных программ. Особое значения при этом имела фактическая потеря, начиная с 1997 года, возможности устойчивого финансирования программных мероприятий федерального уровня в соответствии с принятыми решениями. Поиск дополнительных путей финансирования региональных программ, помимо бюджетных источников, не всегда приводил к положительным результатам на фоне кризисного положения большинства предприятий.

Список использованной литературы

1. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.О7.1995 г. №115-ФЗ./ Сборник законов РФ, 1995 .

2. Закон РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от24.06.1999 . №119-ФЗ./ Сборник законов РФ 2000.

3. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации» (Указ Президента РФ № 608 от 19.04.1996.)/Интернет-сервис.

4. «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» (Указ Президента РФ № 909 от 15.06.1996.), /Интернет-сервис.

5. «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (Указ Президента РФ № 440 от 1.04.1996.)

6. «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». Постановление правительства Р.Ф. от 23.03.1996. № 327 / Российская газета 23.03.96.

7. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. - М.: Наука. 2008.

8. Алгебова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. редакцией проф. Сидоровича А.В. -М.: Дело и сервис, 2008.

9. Полынев А.О., Савельев В.К., Штульберг Б.М. Кризисные ситуации в регионах и экономическая безопасность России / Федерализм. 2007. № 2.

10. Проблемы комплексного регионального развития России. Кн. 1 и 2. М.: СОПС и ЭС, 2006.

11. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения /Лексин В. Ануреев Е. Ситников А. Швецов А./ Российский экономический журнал М, 2003г. № 9.

12. Регионы России. Информационно - статистический сборник. Т. 1 и 2. М., Госкомстат России, 2006.

13. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза./Отв. ред. акад. РАН А.Г. Гранберг -М.: «Экономика», 2000 .

14. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос, 2009.

15. Теория и практика государственного регулирования на переломных этапах экономического развития. -М.: Изд-во Ин-та МЭ и МРАН, 2003.

16. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации./ Сб. науч. тр.отв. ред. д.э.н. Любовный В.Я ., к.г.н. Зайцев И.Ф. , к.э.н. Ушаков А.К. , к.э.н. Пчелинцев Т.А. / МОНФ-2000

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ