Рефераты
 

Форма государственного устройства Японии в историческом и правовом аспектах

ченые, занимающиеся исследованием японской государственно-политической модели, неизменно увязывают внушительные успехи, которые Япония демонстрирует в последние годы, прежде всего в экономической сфере, с эффективным функционированием бюрократического аппарата этого государства. Так, профессор социологии Гарвардского университета Э. Вогель в своей книге "Япония на первом месте. Уроки для Америки" наделяет японское чиновничество всеми теми чертами, которых, по его мнению, недостает американской бюрократии, - высоким профессионализмом, преемственностью, глубоким чувством ответственности

Уникальность и неповторимость японской бюрократии объясняются прежде всего особенностями японской культуры, повлиявшей на специфику национального характера (трудолюбие, коллективизм, преклонение перед авторитетом, потребность в гармонизации межличностных отношений, стремление к самосовершенствованию и т.д.).

Назначение на государственную службу производится на основе конкурсных экзаменов. Японская Конституция закрепила принцип равного доступа граждан к государственной службе. Закон о государственных служащих (ст.33) уточняет, что набор на государственную службу осуществляется в соответствии с личными заслугами кандидата, его профессиональной подготовкой и деловыми качествами, выявить которые и должны конкурсные экзамены.

Система приемных экзаменов на государственную службу, введенная в конце XIX в., действует без существенных изменений до настоящего времени. Экзамены могут быть письменными или устными. Допускается проведение экзамена по физической подготовке, оценка специальных навыков.

Конкурсные экзамены организуются по принципу "открытых дверей". Время и место их проведения объявляются в средствах массовой информации.

Содержание конкурсных экзаменов идентично для большинства государственных учреждений. Лишь немногие министерства готовят собственные письменные и устные экзамены. Среди них японский МИД. Кандидаты в. карьерные дипломаты (они должны быть не моложе 20 и не старше 28 лет) в течение трех-четырех дней в июне сдают письменные экзамены по следующим предметам: японская Конституция, международное право, экономическая теория, история дипломатии и иностранный язык. Кроме того, соискатель по собственному усмотрению выбирает для сдачи административное или частное право, а также один из разделов теории и практики денежно-финансовых отношений. Проводится также "общий экзамен" в виде групповой дискуссии по одному из предметов с целью определить способность кандидатов быстро схватывать суть различных мнений, вырабатывать свой подход, использовать убедительные аргументы при изложении собственной позиции.

Через конкурсные экзамены происходит и повышение в должности. Каждое лицо, занятое на государственной службе, формально имеет равное право на повышение в должности (ст.37 Закона о государственных служащих). В то же время Совету по делам персонала предоставлено право предъявлять к претендентам на ту или иную должность дополнительные ограничительные требования и заменять экзамены назначением по выбору с учетом показателей предшествующей служебной деятельности. К ежегодно проводимым экзаменам на повышение в ранге допускаются все желающие. Конкурс на таких экзаменах традиционно очень высокий (25-40 человек на одно место). Успешная сдача экзамена не означает автоматического назначения на должность. Сдавшие экзамен заносятся в особый список, из которого соответствующее ведомство производит назначение. Назначение на должность или повышение в должности, как правило, происходит с испытательным сроком (не менее шести месяцев), по истечении которого при положительных результатах и происходит официальное назначение.

При продвижении по государственной службе учитываются как стаж работы, так и деловые качества служащего, являющиеся предметом постоянного изучения кадровыми структурами. Работа сотрудника ежегодно оценивается его непосредственным начальником (заведующим отделом в министерстве), который направляет соответствующее заключение (доклад) директору департамента на утверждение. Если последний не согласен с содержащейся в докладе оценкой деятельности сотрудника, то он может подготовить собственное письменное заключение. На практике подобное случается крайне редко, поскольку, как правило, перед написанием доклада его составитель консультируется с вышестоящим начальником.

Государственная служба в Японии сопряжена со значительными физическими перегрузками, частыми переработками, вызванными, среди прочего, ограниченностью штатов. В связи с этим была утверждена система выплаты компенсаций за ущерб здоровью, понесенный в период выполнения служебных обязанностей. По данным опроса, проведенного в 2005 г. управлением экономического планирования, выяснилось, что 75% чиновников недовольны тем, что приходится работать чрезмерно много. Оказалось также, что никто из них не может полностью использовать положенный раз в году 15-дневный отпуск.

Государственные служащие сильно ограничены в отношении политической деятельности. Им не запрещено вступление в политические партии, но они не могут быть политическими консультантами и функционерами, играющими значительную роль, не могут баллотироваться на выборные публичные должности и т. л. Совет по делам персонала может запретить государственным служащим любые политические действия, кроме тех, что связаны с осуществлением избирательного права.

Основанием для отнесения государственных должностных лиц к "особой службе" (току бэцусёку) является то обстоятельство, что они направляются на работу без экзамена на чин и получают жалованье в размерах, не связанных со стандартной шкалой жалований, установленный для служащих, занятых на "обычной службе".

В Законе о государственных служащих четко определен круг должностных лиц, находящихся на "особой службе". На них не распространяются предписания и правовые нормы, регулирующие прохождение "обычной службы". На "особой службе" состоят: премьер-министр, министры, советники, возглавляющие Совет по делам персонала и Ревизионный совет, генеральный секретарь кабинета (най-каку камботёкан) и его заместители, заместитель главы канцелярии премьер-министра по общим вопросам (сорифусому фукутёкан), начальник законодательного бюро кабинета (хосэйкёку тёкан), парламентские вице-министры (сэйму-текан), личные секретари премьер-министра, министров и генерального секретаря кабинета. Кроме того, состоящими на "особой службе" считаются все государственные должностные лица, избираемые парламентом либо утверждаемые обеими или одной из палат парламента; начальник и некоторые чиновники Управления императорского двора. В группу лиц, состоящих на "особой службе", входят также чрезвычайные и полномочные послы, посланники, члены направляемых за рубеж правительственных делегаций, а также члены Академии наук Японии, судьи, служащие управления обороны, секретари депутатов парламента и др.

3.4 Судебная власть

Все судьи независимы и связаны только Конституцией и законами; они действуют, следуя голосу своей совести (часть третья ст.76). Данный принцип служит дополнительной гарантией объективности судей при выполнении служебных обязанностей. Равно как и принцип несменяемости, получивший выражение в ст.78, согласно которой судьи не могут быть освобождены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда судья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Административные органы не могут применять к судьям дисциплинарные взыскания. К числу конституционных гарантий независимости относится принцип, согласно которому размер вознаграждения судей не может быть уменьшен в период их пребывания в должности (часть шестая ст.79, часть вторая ст.80).

Заседатели в японском судопроизводстве не участвуют.

Конституция также гарантирует публичность судебных действий: разбирательство дел в судах и объявление решений производится в открытых заседаниях. Однако если суд единогласно решает, что гласность представляет опасность для публичного порядка или морали, разбирательство может вестись при закрытых дверях. Таким образом, для проведения закрытого судебного законодательства необходимо обязательное сочетание двух обстоятельств: установление наличия опасности публичного судебного разбирательства для публичного порядка или морали и единогласного голосования по этому вопросу всех судей. При этом дела о политических преступлениях, о преступлениях, связанных с печатью, или дела, в которых затрагиваются права граждан, гарантированные главой III Конституции, ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться при закрытых дверях. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 258.

В конце 2010г. будет отмечаться 120-летний юбилей рождения современной юстиции в Японии. Как уже упоминалось, возглавляет судебную систему Японии Верховный суд, который состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом министров. Это суд высшей инстанции, который полномочен решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта. Главный судья Верховного суда назначается Императором по представлению Кабинета. Выше мы уже обращали внимание на такую особенность статуса членов Верховного суда Японии, как пересмотр назначения их народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторный пересмотр - при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии 10 лет; эта процедура повторяется в дальнейшем в таком же порядке. Если большинство избирателей выскажется за смещение какого-либо судьи, то он смещается немедленно (ст.79, 81 Конституции).

Народному пересмотру в ходе всеобщих парламентских выборов обычно подлежат кандидатуры более 6 судей. Например, в ходе парламентских выборов 20 октября 1996 г. процедуру пересмотра проходили 9 судей, которые были назначены за должность после всеобщих парламентских выборов 1993 г. после первого общенационального пересмотра назначения членов Верховного суда в 1949 г. через этот своеобразный тест прошло 115 верховных судей. Однако ни один из них не был уволен от должности в результате волеизъявления избирателей. Видимо, сам факт возможности публичного голосования "против" в ходе парламентских выборов для очень многих способен выступать сдерживающим фактором.

Наиболее распространенный способ прекращения полномочий, предусмотренный для членов Верховного суда Конституцией и Законом о Верховном суде, - уход в отставку по достижении 70-летнего возраста. Поскольку большинство членов Верховного суда на момент их назначения на должность имеют возраст более 60 лет, то продолжительность их карьеры в этом качестве редко превышает десятилетие. Изучение предшествующего опыта работы судей до момента их назначения в верховный судебный орган показало, что треть (шесть судей в данное время) были так называемыми карьерными или профессиональными судьями нижестоящих судов, треть (четверо в настоящее время) были частнопрактикующими юристами. Из остальных пяти судей двое были карьерными государственными прокурорами, один был карьерным дипломатом в ранге посла, один служил в качестве генерального директора в законодательном бюро Кабинета министров и последний был профессором права.

Компетенция Верховного суда распространяется на всю территорию страны и условно может быть разделена на три основные сферы: рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел; судебное управление; осуществление конституционного контроля.

Высший судебный орган Японии является последней инстанцией для рассмотрения всех гражданских, уголовных и административных дел. Суд окончательно разрешает по второй инстанции дела о преступлениях против государства, а по третьей инстанции - остальные уголовные и гражданские дела. При этом простые дела рассматриваются членами любого из трех отделений.

Верховный суд также осуществляет определенные полномочия судебного управления в соответствии с традициями судебного централизма данной страны. В этом качестве он обобщает судебную практику, издает руководящие указания для нижестоящих судов, а также положения о прокуратуре при судах, акты о судебной дисциплине и об управлении судами (акты, имеющие административный характер). Он наделен также властью устанавливать правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами.

Важную административную роль в управлении судебной системой играет генеральный секретариат Верховного суда. При Верховном суде действуют на постоянной основе юридические курсы, имеющие исключительно большое значение для подготовки кадров не только для судебных, но и для других юридических органов.

Решения, касающиеся принципиальных положений руководящих указаний и других важных вопросов управления, принимаются особой коллегией, состоящей из членов Верховного суда и других высших судов Японии. При этом Верховный суд может делегировать судам низших инстанций право устанавливать правила своей процедуры.

Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством главного судьи или в составе отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляют 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Эта практика основана на англосаксонской системе права, но не соблюдается нижестоящими судами.

Верховный суд вправе решать вопрос о конституционности любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 8 судей. В случае признания закона неконституционным, копия решения посылается в Парламент и в Кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск о неконституционности акта подается в суд первой инстанции.

Верховный суд Японии, в отличие от большинства европейских конституционных судов, не имеет дела исключительно с конституционным контролем, а также не имеет специальной схемы выбора дел. Он не вправе по своему усмотрению истребовать у другого суда дело для проверки и исправления решений по вопросам права в порядке certiorari, как это имеет место у Верховного суда США. Загруженность делами членов Верховного суда чрезвычайно велика, и поэтому Верховный суд определяет себе около 30 "научно-исследовательских судей" из числа весьма опытных судей нижестоящих судов. Для подготовки дел к слушанию имеется 20 "исследовательских секретарей". Почти все они должны иметь опыт судейской работы в течение нескольких лет. В отличие от практики США, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работают на суд в целом.

Японские юристы отмечают большую консервативность Верховного суда. Так, профессор Е. Нода отмечает: "В первые двадцать пять лет своей деятельности он признал неконституционным только одно положение закона. С 1948 по 1956 гг. он рассмотрел в общей сложности 41 991 иск о конституционности - более чем 5000 исков в год!" Noda Y. Introduction to Japanese Law. Tokyo, 1984. P. 76--78.

Исследовательские секретари имеются также в высших и окружных судах. В окружных судах они проводят расследование только в отношении дел, касающихся налогов и промышленной собственности. Исследовательские секретари, избранные из числа судей, приостанавливают свой судейский статус на весь срок нахождения в этом качестве.

В рамках традиционной для Японии централизации в отношении "управления правосудием" Конституция (часть первая ст.80) устанавливает, что судьи судов низших инстанций назначаются Кабинетом министров из списка лиц, предложенных Верховным судом. Все такие судьи занимают свою должность в течение 10 лет и могут быть затем назначены вторично. Однако при достижении возраста, установленного законом, они выходят в отставку.

Высшие суды (всего 8, имеют 6 отделений) суды первой инстанции по делам о государственной измене и другим преступлениям против государства, а также апелляционной инстанции по гражданским и уголовным делам, рассмотренным нижестоящими судами. Дела рассматриваются коллегией из трех судей, коллегия из пяти судей рассматривает дела о некоторых государственных преступлениях.

Окружные суды (всего их 50, имеют 242 отделения) рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел, а также являются апелляционной инстанцией по решениям, вынесенным дисциплинарными судами. Они расположены в каждой из 47 префектур. Дела рассматриваются чаще всего судьей единолично либо коллегией из трех судей, если дело касается большой суммы иска или обвинения в преступлении, которое наказывается лишением свободы" на срок более одного года. Законодатель стремится вывести судей этих судов, насколько возможно, из-под влияния местных властей. В этих целях границы судебных округов построены таким образом, чтобы они не совпадали с границами территориальных единиц местного самоуправления Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 262..

Суды по семейным делам имеют такую же структуру, как и окружные суды, и действуют при окружных судах и их отделениях. Они выполняют примирительные функции и выносят решения по делам, связанным с семейным правом, спорами о наследстве, рассматривают мелкие уголовные преступления, совершенные несовершеннолетними (в возрасте до 20 лет). Как вспомогательные органы для разрешения отнесенных к их компетенции определенных законом категорий гражданско-правовых дел при семейных судах существуют примирительные комиссии, в каждую из которых входят судья и представители населения. В штатах семейных судов для подготовки к рассмотрению дел несовершеннолетних действуют так называемые исследователи (тёсакан), в обязанности которых входит изучение на научной основе личности несовершеннолетнего, окружающей его социальной среды, обстоятельств совершения им преступления или иного антиобщественного деяния и т.п. При необходимости получить более полную и глубокую характеристику личности несовершеннолетнего семейный суд направляет его в классификационный пункт для несовершеннолетних (сёнэн камбэцусё). Эффективность семейных судов достаточно высока, однако их перегруженность мешает индивидуализации подхода к несовершеннолетним.

Дисциплинарные суды (всего 575) рассматривают незначительные гражданские дела с ценою иска не свыше 900 тыс. иен и мелкие уголовные дела. Дела рассматриваются одним судьей, который не обязательно должен иметь юридическое образование.

Прокуратура действует на основе Закона о прокуроpax 1947 г. Определенное противоречие между принципом независимости прокуратуры и субординационными отношениями с министерством юстиции формально разрешается тем обстоятельством, что относительно конкретных дел министр может давать указания лишь Генеральному прокурору, но не нижестоящим прокурорам.

Прокуроры должны следовать правилам, установленным Верховным судом. Согласно этим правилам, основные функции прокуратуры включают следующее: предварительное (досудебное) расследование наиболее важных и сложных уголовных дел; разрешение ряда уголовных дел без передачи их на судебное рассмотрение (эта процедура, именуемая "отсрочкой возбуждения обвинения", применяется даже при наличии улик, достаточных для направления дела в суд); возбуждение судебного преследования; поддержание обвинения в суде; надзор за разрешением мелких дел полицией; общий надзор за следствием в органах полиции; надзор за исполнением наказаний, назначенных судом. Курицын В.М. Конституционный строй Японии.- М., 1998. С. 81

Существуют комиссии по контролю за деятельностью прокуратуры. Они создаются из представителей населения и имеют ограниченную компетенцию: прокурор "учитывает" мнение комиссии, которое, однако, его не обязывает.

3.5 Местное самоуправление

Как уже говорилось, в стране существует двухзвенная иерархическая система территориально-административных образований: верхнее звено образуют префектуры, нижнее - муниципалитеты, к которым относятся города, поселки, сельские общины. В стране 47 префектур, три города (Токио, Осака, Киото) выделены в особые городские префектуры, а остров Хоккайдо образует провинцию, разделенную на округа. Муниципалитетов более 3200.

Граждане Японии избирают сроком на четыре года органы самоуправления политико-территориальных единиц - губернаторов префектур, мэров городов, старост общин, а также префектуральные, городские и общинные собрания, состоящие как из профессиональных, так и неосвобожденных депутатов. Последние осуществляют свою депутатскую деятельность, не оставляя своих основных занятий. Избираются также некоторые другие местные должностные лица, определенные законом.

Согласно ст.94 Конституции местные органы публичной власти имеют право управлять своим имуществом, вести дела и осуществлять административное управление, издавая в пределах закона свои постановления. В таких постановлениях они могут не только устанавливать определенные правила поведения, обязательные в пределах соответствующей территории, но и предусматривать различные виды наказания за их нарушение, в том числе и уголовные. Помимо этих так называемых собственных полномочий центральные ведомства вправе делегировать местному самоуправлению осуществление некоторых государственных дел. Таким образом, органы местного самоуправления обладают как собственной компетенцией, так и делегированными полномочиями.

Установленные Конституцией общие положения о компетенции органов местного самоуправления в дальнейшем были конкретизированы и сформулированы в виде полномочий по конкретным направлениям и сферам деятельности. В частности, собственную компетенцию органов местного самоуправления составляют: поддержание общественного порядка на своей территории, обеспечение безопасности, здоровья и благополучия населения и иных лиц, временно находящихся на данной территории, устройство и управление парками, площадями и дорогами, ведение коммунального хозяйства, устройство и управление школами, больницами и многое другое.

В отличие от парламентариев депутаты представительных органов местного самоуправления иммунитетом не обладают. Депутаты-профессионалы получают жалованье из муниципального бюджета, а также некоторые доплаты, связанные с ведением депутатских дел, в том числе ежегодные доплаты на исследовательскую работу по вопросам местного самоуправления.

Особое внимание в Японии уделяется обмену опытом, взаимным посещениям официальных представителей органов местного самоуправления аналогичных органов других населенных пунктов или префектур. На указанные цели специально предусматривается выделение финансовых средств из местного бюджета. В частности, на ознакомительные поездки в другие префектуры для изучения опыта работы депутаты получают ежегодные доплаты в размере 380 тыс. иен (около 4,7 тыс. долл.).

Местные собрания работают в сессионном порядке. Ежегодно созываются четыре сессии. На весенней сессии утверждается местный бюджет, подготовленный исполнительным органом (такая сессия обычно длится 20-28 дней). На осенней сессии заслушивается отчет губернатора, мэра, старосты по итогам минувшего финансового года и об исполнении местного бюджета.

Для подготовки целого ряда документов, экспертных заключений, проверок и выполнения других функций по обеспечению работы представительных собраний местного самоуправления создаются вспомогательные органы, прежде всего небольшие секретариаты.

Руководство исполнением общегосударственных и местных законов, а также аппаратами местных чиновников осуществляют губернаторы префектур и мэры городов, имеющие двойной правовой статус. С одной стороны, будучи избранными местным населением, они осуществляют местную исполнительную власть конкретной политико-административной единицы. С другой стороны, они рассматриваются и как органы государства, так как ряд функций государственного управления им делегирован центральными ведомствами.

В отличие от многих других демократических государств в Японии в течение длительного периода времени не было четко отлаженных отношений между центральным правительством и местными властями. Последние имели свою компетенцию в пределах, предусмотренных местной автономией, и центральные органы власти не имели возможности эффективно влиять на местные дела и через координацию и другие рычаги воздействия проводить государственную политику в масштабах всего государства. В частности, в Японии долгое время не было государственных органов, подобных по своему правовому статусу префектам Франции и представляющих государство на местном уровне. Придание губернаторам и мэрам двойного статуса позволило решить эту проблему.

Местная администрация имеет достаточно сложную структуру, особенно на префектуральном уровне. В префектуре губернатор с согласия префектурального собрания назначает вице-губернатора. Мэр города также с согласия городского собрания назначает себе заместителя. Кроме того, у губернатора и мэра имеются и функциональные помощники, например, главный казначей в префектуре и казначей в городах, поселках и общинах. В небольших поселках и общинах его обязанности обычно возлагаются на помощника старосты.

Помимо указанных должностных лиц в администрации префектур имеются структурные подразделения: департаменты, отделы. Так, в столичной префектуре создано 10 департаментов, на Хоккайдо - 9 отделов. Численность отделов остальных префектуральных администраций зависит от численности населения. В префектурах с населением свыше 2,5 млн. человек учреждается 8 отделов, с населением от 1 до 2,5 млн. - 6 отделов, с населением до 1 млн. - 4 отдела.

Наиболее типичны в администрациях префектур с населением свыше 2,5 млн. жителей отделы:

1) общих дел, занимающийся кадрами, общими вопросами функционирования префектурального собрания и префектуры, бюджетом, налогами и прочими финансовыми вопросами, а также вопросами, касающимися единиц местного самоуправления, статистики и информации;

2) народной жизни, занимающийся социальным благосостоянием и социальным обеспечением;

3) здравоохранения, ведающий страховыми центрами и страховой медициной;

4) торговли и промышленности, занимающийся распределением ресурсов и регулированием цен;

5) сельского и лесного хозяйства, в чьей компетенции регулирование земельных отношений, освоение земель и переселение, а также распределение сельскохозяйственной продукции;

6) труда, ведающий трудовыми вопросами, включая вопросы профсоюзов;

7) инженерный, занимающийся дорогами, городским планированием, портовыми и другими инженерными сооружениями;

8) строительный, занимающийся вопросами жилищного и иного строительства.

Глава местной администрации имеет целый ряд прав в различных сферах местного самоуправления. В законодательной сфере он созывает местное собрание на очередные и внеочередные сессии, имеет право вето по отношению к решениям собраний (вето преодолевается вторичным принятием решения собранием большинством в 2/3 голосов), право досрочного роспуска собраний при определенных условиях (в этом случае он обязан назначить дату новых выборов).

В исполнительной сфере он руководит аппаратом местной администрации и исполнением местных решений и общегосударственных законов и актов центральной исполнительной власти. Именно в ходе осуществления полномочий в этой сфере в максимальной степени проявляется двойное назначение главы местной исполнительной власти. Списки порученных полномочий, включенные в качестве приложений в Закон о местном самоуправлении, достаточно внушительны. В них все четко расписано. В частности, губернаторы ведают решением 126 вопросов, мэры крупных городов - 28, главы других городов и поселков - 51 вопроса.

За осуществление делегированных полномочий главы местной администрации несут ответственность перед соответствующими министрами. Это нельзя рассматривать как ограничение местной автономии, во-первых, потому, что каждое из подобных поручений центра должно основываться на положении закона, в котором установлена процедура разрешения конфликтов между министром и губернатором префектуры (включая судебное разбирательство), а во-вторых, потому, что губернатор префектуры, мэр города имеет право отменять или приостанавливать действие актов государственного органа, учрежденного на территории данного политико-территориального образования. Само учреждение государственного органа на местах должно согласовываться с местными властями.

Исполняя вышестоящие законы и указания правительства или же местные законы и постановления, губернатор префектуры или мэр города издает собственные решения, обязательные к исполнению на территории местного политико-территориального образования. Если какие-то решения требуют одобрения местного собрания, то он обязан представлять последнему проекты таких документов.

В финансовой сфере глава местной администрации вправе формировать и исполнять местный бюджет, устанавливать и собирать местные налоги и прочие денежные сборы, передавать на одобрение местному собранию отчет об исполнении бюджета, назначать ревизию счетов.

В хозяйственной сфере он вправе приобретать в муниципальную собственность имущество, осуществлять контроль и управление им, контролировать создание и эффективность деятельности муниципальных предприятий коммунального хозяйства, местной промышленности и сельского хозяйства.

Все должностные лица общей компетенции (губернаторы, мэры и др.) вправе на своей территории приостанавливать исполнение актов центральных органов администрации (но не правительства).

Кроме того, закон о местной автономии предусматривает возможность для избирателей непосредственно участвовать в управлении соответствующей административно-территориальной единицей:

1) не менее 1/15 избирателей имеют право потребовать от главы администрации соответствующей единицы представить в местное собрание проект определенного решения, если оно не касается налогов и финансов. Для рассмотрения этого проекта глава администрации должен в течение 20 дней созвать собрание;

2) если должностные лица исполнительной власти выполняют свои обязанности недостаточно активно, избиратели в таком же порядке могут потребовать от главы администрации обеспечить лучшее выполнение ими обязанностей;

3) не менее 1/3 избирателей могут войти в комиссию по контролю за выборами с предложением о роспуске собрания. Комиссия должна вынести этот вопрос на народное голосование. Если требование инициаторов будет одобрено абсолютным большинством голосов избирателей, собрание распускается;

4) в таком же порядке могут быть отозваны выборные должностные лица исполнительной власти. Как и досрочный роспуск собрания, этот вопрос может быть решен только по истечении одного года с момента начала их деятельности.

Заключение

Используя знания исторического прошлого, в данном случае историю государства и права зарубежных стран, в познании современного - есть важный способ приобретения правоведческих знаний с учетом специфики различных режимов и стран континента. Например, свобода вероисповедания в Японии - это синтоизм, очень оригинальная идеология - "религия", как слияние идей Конфуция и буддизма на основе культа предков Японцев.

Между тем, в работе главное внимание уделено не только истории, но и последней Конституции Японии 1947 года, согласно которой эта страна имеет свой Парламент, отказывается от войска и создания регулярных вооруженных сил. Вместе с тем, страна имеет хорошо экипированный и резервной полицейский корпус, по расходам на который Япония занимает 7 место в мире. В Японии парламентарная монархия (1947 г.). До этого года была дуалистической монархией. Сейчас полномочия императора сведены до минимума. Существенным выводом нашей работы является то, что форма правления оказывает огромное влияние на взаимоотношения между органами власти. Но исторически сложилось так, что сначала возникает форма правления. Эта форма правления эволюционирует, когда принимается новая Конституция, где дается характеристика измененный формы правления.

Японская династия (125-ый император) - самая древняя в мире. Салическая система престолонаследия (императорская система)

престолонаследия (император - только мужчина), в отличие от английской, например, где существует кастильская система престолонаследия (трон короля может занимать женщина).

В настоящие время 80% населения Японии поддерживает монархическую форму правления. На наш взгляд, фигура императора в Японии более, чем символична: личная жизнь его и семьи ограждены от публичности.

Избирательная система в Японии отличается большим своеобразием. Особо выделен вопрос о контроле Парламента за исполнительной властью. Это, на наш взгляд, самое большое место в политической системе Украины - вопрос контроля над исполнением решений. Высшая палата парламента Японии (советники), часто копирует низшую палату (представителей), что есть недостатком, видимо в будущем будет одна палата.

На наш взгляд, очень интересным является положение о депутатах парламента Японии, в частности, о нарушении дисциплины депутатами. Хотя они неприкосновенны, но подлежат наказаниям:

1) предупреждение, оглашаемое в зале заседания;

2) предложение принести извинения;

3) при остановка посещений заседаний;

4) исключение из палаты.

Если сравнить с Парламентом Украины, то причины блокирования, оскорблений, хулиганства (бросание яиц, дымовые шашки) и т.д. - это не только украинский менталитет, но это прежде всего, недостаток законодательства о депутатской ответственности и долге.

Депутат должен быть примером толерантности, не должен нарушать дисциплину в парламенте, подрывать достоинства выборного органа.

На наш взгляд, очень интересным является пункт ст.73 Конституции Японии об исполнительной власти, где первоочередной функцией Кабинета Министров Японии есть: добровольное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел, руководство внешней политикой". Украину парализовала коррупция, одной из причин которой является именно недобросовестное проведение в жизнь принятых законов и т.д. Надо отметить, что в Японии эти вопросы на практике также не всегда решаются на высоком уровне и в этой стране готовятся реформы правовой системы, ибо коррупция стала глобальной проблемой современного мира.

Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственной службы по делам персонала (дзиндзиин) при совете Министров, действует как орган, осуществляющий контроль за кадровой политикой, вопросы жалоб на госслужащих, кадров и т.д.

Характерным для Японии является особенность государственной службы чиновников: а) система "пожизненного найма", предполагающая длительную (до ухода на пенсию) службу в одной организации. За это - увеличения размера вознаграждения от непрерывного стажа работы, т.е. Отсутствуют межведомственные перемещения чиновников, (только внутри ведомства); б) традиционное почитаемость чиновника, одна из слагаемых успехов Японии в экономической сфере. Большое значение имеет японский менталитет: трудолюбие, коллективизм, преклонение перед авторитетом, потребность в гармонизации межличностных отношений, стремление к самосовершенствованию и т.д. Чтобы стать чиновником, надо сдать обязательно конкурсной экзамен. Только, кто на "особой службе" - экзамены не сдают.

Если сравнить с Украиной, то здесь все по-другому. После развала СССР многие представители советской и партийной номенклатуры сменили власть на собственность. Отсутствие законодательных актов, способных предотвратить использование власти в интересах обогащения привели к следующему: приватизация пошла по наиболее невыгодному для основной массы населения схеме. Эти чиновники, используя связи, народу принесли огромные потери. Чиновники и вся исполнительная власть сформирована за счет купли-продажи должностей, семейных связей или же личной преданности.

Что касается судебной системы власти в Японии, то она характеризуется традиционным консерватизмом. В 2010 году отмечается 120летний юбилей рождения современной юстиции Японии. Главное в традициях - высокая степень требования морали в судебном деле.

В отличие от многих других демократических государств, в Японии в течение длительного периода времени не было четко отлаженных отношений между центральным правительством и местными властями. Центральные органы не могли эффективно влиять на местные дела и проводить единую политику в масштабах всего государства. Такое состояние, с одной стороны давало положительные результаты по развитию регионов. С другой - был недостаток координации государственной политики. Сейчас этот вопрос решен губернатором и мэром, определён двойной статус.

На Украине - всё наоборот. Чрезмерная центральная власть "закрепощает регионы". Необходима реформа местного самоуправления с приданием регионам творческой самостоятельности, как это есть в Японии и других государствах, например, во Франции, где префекты предоставляют государство на местном уровне.

Таким образом, предоставленный в курсовой работе материал, дает возможность углубить знания по дисциплине "Государственное право зарубежный стран", рассмотреть в деталях феномен Японии с ее оригинальной спецификой.

Материал частично дает ответ на вопрос о том, как Япония, потерпев катастрофическое поражение во второй мировой войне, в исторически короткое сроки послевоенного развития, достигла колоссальных успехов в деле модернизации экономики и обществе в целом, обеспечив себе место среди ведущих стран мира.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ