|
Глобализация и антиглобализация как основной феномен современного мира
p align="left">Д). Глобализация не преодолевает, а закрепляет периферийный характер отдельных стран, что обусловливается ее внутренней логикой. На всех этапах расширения пределов влияния той или иной цивилизации возникало хорошо известное историкам противоречие между метрополией, стремившейся навязать свою волю, и колониями или провинциями, желавшими бульшей самостоятельности и автономии. Если обратиться к опыту империй прошлого, мы увидим, что все они -- от восточных деспотий и Древнего Рима до Британской империи и Советского Союза -- распались именно в силу невозможности оптимизировать отношения между центром и периферией. В этой связи следует еще раз подчеркнуть, что европейская модель расширения границ своей цивилизации базировалась не столько на покорении иных народов и их инкорпорировании в зону своего влияния, сколько на создании новых обществ европейского типа, в которых сами же европейцы составляли либо абсолютное большинство, либо значительную их часть (как в государствах Латинской Америки). Именно поэтому современную глобализацию схематически можно представить в виде нескольких концентрических кругов, идущих от центра к периферии.[25]- Первый из них охватывает Западную Европу, США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. - Второй включает в себя страны с сильным европейским культурным влиянием и значительной ролью выходцев из Европы; сюда относятся Россия, Латинская Америка и некоторые государства Ближнего Востока, в первую очередь Израиль. - В третий круг входят страны, бывшие колониями европейских метрополий и воспринявшие многие из западных ценностей; это, прежде всего, Индия, а также некоторые страны Северной Африки, ЮАР, ряд азиатских государств. - Для стран четвертого круга обретение независимости стало скорее проблемой, чем достижением -- к ним относится большинство африканских государств. - Совершенно отдельное место занимают страны Азии -- Япония, Корея, Тайвань, Малайзия и Сингапур, -- которые успешно копируют западный образ жизни, сохраняя собственную систему ценностей, а также мусульманские страны, по сей день остающиеся малопонятными выходцам с Запада. Сохранение разделенности современного мира на центр и периферию обусловлено не столько различиями в параметрах экономического развития тех или иных стран, столько глубиной проникновения европейской культуры и европейских традиций в жизнь их народов. Сегодня как никогда очевидно, что перенос культурных достижений предполагает, по словам Т. фон Лауэ, не меньше, чем непрерывную “революцию окультуривания” (revolution of reculturation); возможность подобной революции не подлежит даже обсуждению в условиях, когда одно лишь предположение о перспективе массовой миграции из центра в направлении периферии вызывает улыбку. Таким образом, единый и унифицированный мир не был и не может быть целью глобализационного процесса. Дальнейшее развертывание процессов глобализации вряд ли может дать повод для исторического оптимизма. Вовлеченность той или иной страны в процессы глобализации безусловно способствует ее экономическому, социальному и культурному развитию. Но интерес к культурным и социальным традициям стран периферии в наши дни, как и прежде, носит в развитых странах подчеркнуто антропологический характер, не предполагающий восприятия таковых в качестве значимого источника общецивилизационного прогресса. Глобализация в ее современном виде способствует решению ряда проблем, стоящих перед странами периферии; она не является причиной нарастающего неравенства и нищеты; между тем, и это необходимо четко сознавать, она не способна исправить недостатки и пороки современной системы, неотъемлемым элементом которой сама является. [13] Раздел II. Антиглобализация как политический и социокультурный феномен § II.1 Сущность антиглобализации Как показывает история, на всем протяжении существования человечества от разложения первобытнообщинного строя и до возникновения классов эксплуатируемое большинство вело борьбу с эксплуататорским меньшинством за более справедливое распределение общественного дохода. Причем временами эксплуатируемому большинству удавалось одерживать серьезные, но всё же непродолжительные по историческим меркам победы. Однако парадокс состоит в том, что итогом этой многотысячелетней борьбы между эксплуатируемыми и эксплуататорами является совершенно нетерпимое положение, сложившееся в наши дни, в эпоху прогрессирующей глобализации. Если в 60-х годах ХХ в. разница в доходах между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения нашей прекрасной планеты (по 10% с каждой стороны) достигала 36 раз, то в настоящее время этот показатель вырос более чем вдвое, взлетев до 86 раз. Несмотря на формирование благополучного среднего класса в развитых капиталистических странах, верховенство в них закона, появление иных атрибутов постиндустриального общества, степень и масштабы социального неравенства, даже на Западе, не могут не впечатлять. Политическая и социальная стабильность поддерживается там, прежде всего, благодаря применению власть предержащими хитроумных и одновременно исключительно жестких форм и методов доминирования над личностью, и, прежде всего, экономического доминирования. Человек, даже того не замечая, оказывается опутанным тысячами незримых нитей зависимости либо от государства, по-прежнему, несмотря на формирование гражданского общества, являющегося надежным инструментом в руках крупного капитала, либо непосредственно от этого самого крупного капитала в виде банков, страховых компаний и т.д. Говоря другими словами, даже искренне верящие в свою независимость, а потому неуязвимость граждане развитых капиталистических государств очень сильно заблуждаются на этот счет. Они просто привыкли не замечать того, что постоянно живут под прессом самоцензуры и самоконтроля, когда элементарный здравый смысл, который они путают со свободой выбора, удерживает их от действий, способных поставить их в конфликтные отношения с государством и, прямо или косвенно, крупным капиталом. Для многих прилично питаться, иметь дом и машину, купленные в кредит, карточку социального и медицинского страхования, обладать другими атрибутами современного западного общества, которыми крупный капитал делится с массами во имя собственного спокойствия, гораздо важнее, чем ввязываться в социально-политические баталии, которые могут завершиться потерей работы и вышеперечисленных элементов благополучия, что равносильно выбрасыванию из комфортной жизни на улицу. При этом следует отметить, что законы современного развитого капиталистического общества в США и Западной Европе, несмотря на их общность по сути, имеют известные различия по форме. В Западной Европе законы несколько более либеральные, я бы даже сказал социализированные. Все же столетия целенаправленной борьбы угнетенных классов за свои права и свободы не могли остаться совсем безрезультатными. Европейская политическая палитра вмещает в себя все привычные цвета и оттенки партий и движений, которые конкурируют друг с другом в пределах строго определенного правового поля. В США дела обстоят сложнее. Там описанный выше экономический диктат над личностью доведен до совершенства, в результате чего политическая "картина" упростилась до состояния, близкого к примитивному. На ней осталось место только для двух чисто буржуазных партий - республиканской и демократической, сущностную разницу между которыми способен определить разве что эстет от политики. Даже для умеренных социал-демократов в Соединенных Штатах не нашлось уголка. Именно поэтому антиглобализм как политическое течение ярче и выразительнее проявился первоначально в Западной Европе, где у конкретного гражданина больше политических, правовых, социальных и иных гарантий, и поэтому он реально более свободен и независим. Но это, конечно, не значит, что антиглобализм обойдет США - лидера глобализации - стороной. Всему свое время. [20] Антиглобализм возник как форма стихийного протеста широких масс населения, в число которых входят и представители мелкого и среднего бизнеса, против неолиберальной модели экономического развития, которая методично насаждается повсюду в мире крупным транснациональным капиталом и связанными с ним властными кругами ведущих западных держав и ведет к дальнейшему расширению пропасти между бедными и богатыми, между развитым и развивающимся мирами. Одним из побочных проявлений этой политики является удушение мелкого и среднего предпринимательства, которое не в состоянии противостоять в конкурентной борьбе на общерыночном пространстве крупному капиталу. Чтобы понять, сущность антиглобализма, надо понимать, что стоит за расплывчатым понятием «глобализация». Одной из тенденций глобализации является процесс все нарастающего экономического объединения мира, ставший очевидным после распада Советского Союза. Антиглобалисты считают, что их протест и деятельность в первую очередь направлен именно на противостояние данной насажденной мировым капиталом глобальной тенденции.- Антиглобалисты осуждают западные компании и правительства за их неоимпериалистическую политику, цель которой -- любым путем увеличить собственную власть над миром. Недовольство антиглобалистов в первую очередь вызывает то, что крупные западные компании перенесли значительную часть производства в страны, где людей легче эксплуатировать, и тем самым вызвали волну безработицы в развитых странах, где труд оплачивается выше. Кроме того, антиглобалистов возмущает ситуация, при которой нерегулируемые денежные потоки распространяются по всему миру, что уже не раз приводило к значительным финансовым кризисам, в свою очередь создававшим социальную нестабильность. И наконец, антиглобалисты выражают свою крайнюю озабоченность по поводу неопределенного будущего западной демократии, поскольку отдельные демократические государства Европы и Америки соединяются в Европейский союз и NAFTA, которые не считаются демократическими организациями. Антиглобалисты также критикуют условия жизни в западных странах, где строгая экономическая дисциплина и интересы бизнеса подавляют заботу о социальных нуждах и культурных потребностях населения.- Немаловажной характерной особенностью антиглобализма является противодействие капиталистическим структурам и объединениям, чьи центры расположены, как правило, в западных странах -- в Северной Америке и в странах Западной Европы. В особенности это касается так называемых транснациональных корпораций, к которым антиглобалисты относятся как к главным врагам демократии. Возмущение вызывают и многочисленные случаи немыслимой эксплуатации рабочих в бедных странах Азии, и бесчеловечное убийство жителей стран Африки, населяющих земли, богатые полезными ископаемыми, и возрастающее количество навязчивых маркетинговых технологий в развитых странах. С последним хорошо знакомы и жители России, где демонстрация любого фильма по телевидению десять раз прерывается рекламой, а звонящего в справочную службу заставляют выслушивать кучу ненужных объявлений.- Кроме того, антиглобалисты осуждают (хотя и в меньшей степени) такие международные организации, как МВФ (Международный валютный фонд) и Всемирный банк, главным образом за то, что эти организации навязывают бедным странам -- своим должникам собственную волю, определяя их экономическую политику, что уже не раз приводило к плачевным для этих стран результатам. Волнения в Аргентине в 2001 году -- живой тому пример. И МВФ, и Всемирный банк -- не благотворительные организации, за каковые они порой пытаются себя выдавать, это, напротив, организации, стремящиеся исключительно к достижению своей выгоды и получению все большей власти, что соответствует интересам их хозяев -- стран Запада.- Антиглобалисты прославились прежде всего своими кампаниями против Всемирной торговой организации (ВТО), в которой состоят почти все западные и индустриально развитые страны. Назначение ВТО -- налаживание международных торговых связей, но этим ее деятельность отнюдь не ограничивается. Антиглобалисты особенно возмущены тем, как ВТО пыталась навязать особые международные правила, гарантирующие сохранность иностранных вложений, что неизбежно привело бы к нарушениям иностранными компаниями социальных и экологических законов отдельных стран. На заседании ВТО в Сиэтле в 1999 году эти честолюбивые планы не удалось воплотить в жизнь из-за внутренних разногласий, в то же время за стенами зала заседаний проходила массовая антиглобалистская демонстрация протеста.- Антиглобалисты несомненно правы, утверждая, что современная экономическая система капитализма наносит вред экологии в любой точке планеты и разрушает традиционные социальные связи почти во всех сообществах. Антиглобалисты отмечают ограниченность современной экономической системы капитализма. Во многом этот анализ не нов -- часть постулатов была сформулирована десятки лет назад. Движение антиглобалистов отличается от прежней критики капитализма в основном отношением к современному обществу. Их политика -- прежде всего и главным образом противостояние. Антиглобалисты сумели добиться того, что их взгляды получили известность как в средствах массовой информации, так и в руководящих структурах компаний и международных организаций.За годы упорной борьбы с мировым капитализмом антиглобалисты выработали основные положения своей деятельности, выраженные в следующих пунктах:- для восстановления баланса в мировой системе западным странам необходимо списать долги развивающихся и бывших коммунистических стран, выработать новые правила международного кредита, запрещающие выдвигать условия, ограничивающие суверенитет;- заменить МВФ и Мировой банк системой региональных банков, построенных на демократической основе, подотчетных всем странам-участникам в равной степени;- западному миру отказаться от уничтожения цивилизаций, альтернативных западной, остановить, начавшийся процесс, уничтожения национальных государств. [26] В силу существования множества негативных последствий глобализации, некоторые из которых перечислены выше, в мире образовалось движение антиглобалистов. Одни из них выступают вообще против глобализации, как таковой, считая государство - важнейшей силой в обществе, другие говорят о несогласии с американскими условиями, с пропагандой американского образа жизни, американской массовой культуры. Идейными предшественниками антиглобалистов можно считать «новых левых» 1960-х -- 1970-х годов. В Западной Европе первые проявления антиглобализма в начале 90-х годов ассоциировались с перевернутыми трейлерами, доставлявшим дешевые испанские овощи на рынки других государств-членов ЕС. Рождением антиглобалисткого движения можно считать апрель 94-го года, когда на юге Мексики в штате Чиапас, поднялось индейское восстание под предводительством субкоманданте Маркоса. В своих публичных заявлениях и открытых письмах Маркос, адресованных всем более или менее известным людям планеты, приговаривал к смерти империю ТНК, утверждал, что идет четвертая мировая война (третья закончилась разрушением СССР и уничтожением соцлагеря), развязанная ТНК, международной организованной преступностью и ее легальным прикрытием против человечества, поскольку правительства, военное руководство, спецслужбы и масс-медиа большинства стран мира являются марионетками вышеперечисленных поджигателей войны. Тогда же, на первый съезд поддержки в Испании приехали пять тысяч добровольцев, создавших Сапатистскую армию освобождения (Сапата - народный герой времен гражданской войны 1917 года), которая быстро доказала, что умеет воевать. В апреле 2001 года Маркос, демонстрируя свою силу и решимость, возглавил мирный поход на Мехико. К этому маршу присоединились режиссер Оливер Стоун, нобелевский лауреат Хосе Самаранго, вдова президента Франции Ф. Миттерана, редактор "Монд Дипломатик" Игнасио Рамоне, несколько модных писателей, в т.ч. Г.Г.Маркес, и ряд депутатов Европарламента. В такой компании Маркос собрал в мексиканской столице митинг в триста тысяч человек и заявил, что не намерен довольствоваться компромиссами. Именно с Маркосом в середине 90-х ассоциировали себя те, кто попал потом в антиглобалисты. Тем не менее, принято считать, что антиглобализм зародился во Франции. В июне 1998 года нескольких французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, «АТТАК-Франция» (ATTAC -- Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens). Главным требованием АТТАК является установление «Налога Тобина» (налога, предложенного в 1972 году нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином). Его суть состоит в том, что 0,1 % от всех финансовых операций направляется на борьбу с бедностью и поднятия экономики стран третьего мира. Сегодня, после долгих и тернистых исканий антиглобалисты, особенно после прошедшего с 31 января по 5 февраля 2005 г. в столице бразильского штата Рио-Гранде-до-Сул г. Порто-Алегре II Всемирном социальном форуме (его вполне можно рассматривать в качестве съезда конструктивных антиглобалистов), высказались в пользу коренного реформирования современных международных экономических отношений, сделав упор на недееспособность главных международных финансовых институтов, продемонстрировавших свое полное бессилие предотвратить крупные социально-экономические катаклизмы. [5] Успех антиглобалистов постоянно привлекает к их делу новое поколение активистов по всему миру, что укрепляет движение как коалицию различных политических групп и направлений. Среди антиглобалистов продолжается дискуссия о стратегии борьбы в будущем, однако одновременно становится ясно, что недостаточно лишь следовать первоначальному импульсу объединения с единственной целью противостояния властям предержащим западного мира. Внутри движения антиглобалистов существует множество направлений и групп по интересам, не объединенных ни общими идеями, ни действиями. Люди старшего поколения, чей активизм укоренен в левом движении XX века, считают, что антиглобализм дает им возможность построить новый левый фронт против капитализма. Однако многие другие находят такой подход догматичным и устаревшим. Националисты, борющиеся не за «формальную», а действительную независимость своих стран, вносят весомый вклад в антиглобалистическое движение, имея за собой огромный опыт в борьбе с империями и мощную идеологическую базу, основанную на многообразии теорий национализма. Фашистов же привлекает движение антиглобалистов, потому что они считают его борьбой со всемирным заговором каких-то темных сил под предводительством американских властей и ТНК, корни которых тянутся к деньгам еврейских кланов.Как не странно, немаловажную роль в движении играют антифашисты, выступающие как и антиглобалисты, против злоупотребления властью и за демократию. Другой общей характеристикой следует признать склонность и тех и других к идеалистическим и утопическим идеям и стремление изменить мир к лучшему. И наконец, равнодушие, насилие и циничный антигуманизм являются общими врагами как антиглобализма, так и антифашизма. Хотя и разногласии между ними достаточно. Позднее в ряды «антиглобалистов» влились: пацифисты, защитники животных, анархисты, «зелёные», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодежных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека, защитники прав потребителей, противники абортов, безработные, хиппующие студенты. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций. Сегодняшние антиглобалисты в чем-то очень напоминают участников первых стихийных выступлений трудящихся в первой половине XIX в. против находившегося в ту пору еще в юношеском возрасте капитализма, когда объектом народного гнева зачастую становились станки и машины, в которых рабочие видели главный источник своих бед и страданий. Возможно мы являемся свидетелями некой спирали в развитии общества, когда через почти две сотни лет в нем вновь зарождается мощная стихийная волна, способная как цунами пройтись по устоям капитализма, который (будем к нему справедливы) стал мудрее, изощреннее и, безусловно, демократичнее, однако при этом так и не избавился от своих "родимых пятен", на которые обращал внимание еще К.Маркс. Выбранные антиглобалистами способы сопротивления - демонстративное хулиганство, преднамеренные стычки с полицией - пока действуют успешно (хотя апрельский саммит стран «Большой восьмерки» показал, что правоохранительные органы научились справляться с манифестациями антиглобалистов). Все эти, бесспорно, неприглядные, а временами и просто варварские действия и поступки не должны, однако, уводить в сторону от понимания антиглобализма как вызревшего народного протеста против растущей несправедливости современного мира, всепроникающего в него засилья крупного капитала, стремящегося, оседлав постоянно ускоряющийся процесс интернационализации мирохозяйственных связей (глобализация), навязать человечеству свои законы игры и навечно закрепить деление мира на бедных (развивающиеся страны) и богатых (страны "золотого миллиарда"), а внутри "мира богатых" - на очень богатую элиту, обслуживающий ее средний класс и абсолютных маргиналов, вынужденных не жить, а прозябать в совершенно неприемлемых для человека, тем более человека XXI в., условиях. § II.2 Тенденции, модели процесса антиглобализации В силу существования множества негативных последствий глобализации, многие из которых перечислены выше, в мире образовалось и постоянно расширяется и модернизируется движение антиглобалистов. Их деятельность разнообразна: от проведения манифестаций и срывов встреч правительств ведущих мировых государств, погромов офисов, отделений международных корпораций до проведения продуктивных встреч, семинаров, форумов, результатами которых являются изучение тенденций развития глобализации, выработка методов противостояния ей. Деятельность антиглобалистского движения постоянно активна и разнообразна. Со времени своего создания в 1994 году было проведено большое количество мероприятий по борьбе с мировым капитализмом и его инструментом - глобализацией.В 1996 году по инициативе сапатистов была проведена первая встреча, в которой приняли участие представители движений и организаций, выступающих за справедливое и гуманное мироустройство. В 1998 году было создано Глобальное народное действие - широкая неформальная и децентрализованная коалиция гражданских инициатив и социальных движений. В мае 1998 года прошли первые скоординированные акции в разных странах. После успешных акций протеста в Бирмингеме и Женеве, все последующие встречи ВТО, МВФ, ВБ, правительств стран Большой Семерки сопровождались активным вмешательством со стороны противников глобализации. 18 июня 1998 года - успешно прошел Всемирный карнавал против капитализма более чем в 40 городах мира. 30 ноября 1999 год - был парализован демонстрациями и фактически сорван саммит Всемирной Торговой Организации в Сиэтле. Это были наиболее активные и массовые протесты в США с начала семидесятых годов, долгожданное возвращение прямого действия: анархисты, выступавшие отдельной колонной, громили офисы крупных корпораций, "Макдональдсов" и т.д. 16 апреля 2000 года в Вашингтон прошли массовые выступления против МВФ и ВБ. В демонстрациях приняло участие около 20 тысяч человек. 1 мая 2000 года состоялся Всемирный день борьбы против капитализма, проходивший повсеместно. В Лондоне и Париже антиглобалисты устроили беспорядки рядом со зданиями Всемирного банка и Международного валютного фонда. 11 сентября 2000 года - Мельбурн - многотысячные протесты во время очередной встречи Международного экономического форума, демонстранты снова достаточно успешно пытались заблокировать все подходы к месту проведения форума. В Праге осенью 2000 года антиглобалистам удалось прорваться к зданию, где заседали мировые олигархи, в результате чего последним также пришлось наглотаться слезоточивого газа. В 2001 году в Генуе под флагами антиглобалистов собрались аж 200000 антиглобалистов! [5] В 2004 г. под эгидой антиглобалистов в г. Вашингтоне и г. Нью-Йорке прошли массовые акции протеста против американской агрессии в Ираке.Ежегодно проводятся попытки встреч глав государств «G-8» и постоянно ведется попытки срыва работы мировых корпораций. Постоянно проводятся персональные кампании против отдельных "монстров". Наиболее успешной была борьба с Nike, в результате которой фирма улучшила рабские условия труда и копеечную оплату своих двенадцатилетних рабочих вМалайзии, приносящих Nike основной доход. В настоящее время ведется борьба, в т.ч. судебная, с "Кока-колой", которая обвиняется в найме бандитов для подавления забастовки на одном из своих заводов.Параллельно банкирским саммитам регулярно проводятся альтернативные форумы, самый значительный из которых - "Антидавос" в бразильском ПортоАлегро. После первой встречи пресса утверждала, что "больные утописты" обсуждали методы введения двоевластия и обменивались опытом"распространения нестабильности" по всему миру. Несмотря на то, что приверженность демонстративному вандализму как "фирменному знаку" антиглобализма до сих пор характерна для ультрарадикальных представителей этого течения, с годами оно приобретает все большую зрелость и даже некую респектабельность. В прошедшем с 31 января по 5 февраля 2005 г. в столице бразильского штата Рио-Гранде-до-Сул г. Порто-Алегре II Всемирном социальном форуме (его вполне можно рассматривать в качестве съезда конструктивных антиглобалистов) только в качестве аккредитованных делегатов приняло участие 15 тыс. чел. из 131 страны мира. А всего же в этом южном бразильском городе собралось более 60 тыс. антиглобалистов. На Форум прибыли такие заметные фигуры международного политического пространства, как бывший президент Португалии М.Соареш; лауреаты Нобелевской премии гватемалец Р.Менча и аргентинец А.Перес Эскивель; индийский философ В.Шиву; непримиримый борец с коррупцией, наркобизнесом, нарушением прав человека испанский судья Бальтасар Гарсон, по чьему ордеру британским правосудием в течение нескольких месяцев задерживался чилийский диктатор А.Пиночет. Своим присутствием почтили Форум Верховный комиссар ООН по правам человека М.Робинсон и Генеральный директор Международной организации труда Х.Сомавиа. Приветствие участникам слета в Порто-Алегре направил Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. В то же время организаторы Форума отказали в аккредитации тем персоналиям, которые были рьяными приверженцами неолиберализма, а посему "генетически" несовместимы с антиглобализмом. В их числе, в частности, оказался президент Всемирного банка могущественный Д.Вулферсон. За годы своей деятельности, движение антиглобалистов расширилось и приобрела разносторонний характер. Произошло разделение на меньшие течения и группы, объединенные общей деятельностью и идейно. Самые мощные антиглобалистские проекты в данный момент:Европа:- "Глобальное действие людей": заявило о себе раньше всех - в 99-м году, знаменито регулярными столкновениями в Лондоне и по всему миру, издает бюллетень "Следим за корпорациями";- "Аттак" - наибольшие интеллектуалы, в лидерах французский фермер Жозе Бове, прославившийся тем, что рушил "Макдональдсы" на личном тракторе, и писательница Сюзен Джордж, в романе "Рапорт Лугано" предсказавшая мрачное будущее, в котором ТНК избавляются от большинства населения Земли как от ненужного им балласта. Требуют для начала списать все долги "третьего мира" и России и обложить биржевых спекулянтов такими налогами, которые позволят уравнять уровень жизни во всех "мирах" (проект Нобелевского лауреата экономиста Тобина,). В декабре 1998 года активисты «АТТАК-Франция» провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации «Движения безземельных» (Бразилия), «Политического и информационного центра международной солидарности» (Южная Корея), «Женского движения» (Канада), «Фермеров крестьянской организации Karnathaka» (Индия), «Международного форума альтернатив» (Бельгия); - "Ya Basta" - самый воинственный отряд движения, напоминающий армию, есть даже своя униформа. Если поезд с "ябастовцами" задерживают на границе, они захватывают и поезд, и вокзал и "отменяют границу";США:- "Антикапиталистический блок", который чаще называют "черным блоком" из-за преобладания в нем анархистов;- Радикальные экологи считают, что избежать тотальной экологической катастрофы, неизбежно ждущей "общество растущего потребления", можно только при помощи антирыночной революции. Их лидер Ральф Найдер и теоретик Мюррей Букчин пользуются огромной популярностью среди молодежи;- Маоистский интернационал, призывающий срочным и насильственным образом выровнять "стандарты труда и оплаты" для всех стран и опрокинуть мировую корпоративную власть, заменив ее "народным социализмом";- "Редскинс", т.е. та часть бритоголовых, которая далека от расизма и больше озабочена восстановлением классовой справедливости;- "Хактивист", объединение хакеров, во время последнего Давосского форума ими были легализованы номера кредитных карточек всех участников, включаяБилла Гейтса и Клинтона, что вызвало настоящую панику среди банкиров.Для сплоченности и успешной работы движения постоянно публикуются исследовательские материалы, изучающие глобализацию, выпускаются периодические издания. Из авторитетных и многотиражных газет антиглобалистскими считаются "Монд Дипломатик" и "Нью-Лефт ревю" (Франция).[5]Сегодня намечаются тенденции укрепления глобализационных процессов, и это начинает волновать сторонников антиглобализма. Как поведет себя «идея сохранения разновекторного мира» в борьбе с уже прижившейся у империалистов скрытой колонизационной политикой и идеей мирового господства? Общая тенденция развития антиглобализма видна уже сегодня, и она в главном, вероятно, повторит опыт эволюции классовой борьбы и протестного движения XIX в. Постепенно антиглобализм, как можно полагать, станет более солидным политическим течением, откажется от своего нынешнего нарочито варварского имиджа, который ему в будущем будет только вредить. Уже в наши дни политический эпатаж характерен только для антиглобалистов - радикалов, эдаких ничего и никого не боящихся бунтарей, у которых, возможно, кроме вандализма за душой нет ничего серьезного. Главные же силы антиглобалистов будут, как можно судить, продолжать формировать наднациональное, может даже быть, общемировое движение, невольно в чем-то напоминающее Первый Интернационал, созданный в середине XIX в. основоположниками марксизма. Своеобразной неформальной столицей цивилизованного антиглобализма уже можно считать Порто-Алегре, где в начале 2005 г. прошел очередной - уже третий по счету - Всемирный социальный форум. Пойдут ли антиглобалисты своим особым путем, или рано или поздно прямо или косвенно примкнут к какому-то традиционному политическому течению, покажет время. Во всяком случае, уже сейчас заметно, что к ним пытаются подобраться социал-демократы. Естественно, их левое крыло, поскольку правые социал-демократы, типа британских лейбористов, шагают в первых колоннах как раз глобалистов, во всем равняясь на оплот антинародной, империалистической глобализации - США. На данном этапе у движения антиглобалистов нет ярко выраженного, харизматичного, идеологически и политически яркого лидера, каким, будь он помоложе, мог бы стать Фидель Кастро. Нет у них и сложившегося аналитического ядра. А ведь потребность в глубоком осмыслении произошедших за последнее столетие процессов - огромная. Возвращаясь к антиглобализму, следует подчеркнуть, что будущее этого движения как нового социально-политического феномена во многом будет зависеть от того, обретет ли оно в ближайшее время признанного и авторитетного лидера и удастся ли ему стать состоятельным с идеологической точки зрения. [20] Конечно, современная, наполненная скрытыми и явными противоречиями жизнь будет постоянно подбрасывать в реактор антиглобализма протестное топливо. Только идя путем идеологического и политического взросления антиглобализм сумеет оформиться в мощную силу общепланетарного масштаба, способную к развитию левой идеи, включая, разумеется, и марксизм, к ведению предметного диалога с ООН, национальными правительствами, международными финансовыми институтами, транснациональными монополиями, широкими слоями гражданского общества в целях создания более справедливого и гуманного миропорядка. Иначе антиглобализм будет рано или поздно раздавлен западной государственно-монополистической машиной. Заключение В заключение можно с уверенностью сказать, что сегодня глобализация - реальность, мощная трансформирующая мир сила, ответственная за массовую эволюцию обществ и экономик, за изменение форм правления и всего мирового порядка. Она постепенно разрушает различия между отечественным и иностранным, между внутренними и внешними проблемами. Глобализация является длительным процессом, исполненным противоречий, подверженный всевозможным конъюнктурным изменениям. По мнению эволюционистов, мир постепенно и безвозвратно разделится на богатые и бедные страны, причем это разделение будет очень четким, однако не будет ни второго, ни третьего мира, эта стратификация будет сложнее. Под эгидой строительства качественно нового объединенного мира, в котором человечество будет уверено в своей безопасности и счастливом будущем происходит сближение экономик, открытие границ, внедрение, а вернее сказать насаждение социальных, культурных, и духовных ценностей Западной цивилизации остальному миру, давление на политику стран, окованных цепями западного капитала - эти явления мы не только наблюдаем, но независимо от нас становимся участниками.Западный мир, под предлогом глобализации, обещает нам доступ к мировым благам и достояниям, однако если посмотреть повнимательнее, то обнаружится, что все эти блага распределены в небольшом, относительно остальной части планеты, регионе мира - Западной Европе и США. Например, Шенгенские соглашения хоть и открыли границы стран Западной Европы друг для друга, однако плотно закрыли для остальной части мира. Создаются новые технологии, позволяющие связываться с любой точкой планеты в считанные секунды, однако и они доступны только населению развитых стран, для населения же развивающихся стран все еще актуальна проблема голода и нехватки чистой питьевой воды. Мы говорим о повышающейся роли международных организаций, однако США могут запросто, даже не поставив в известность ООН, начать военную операцию против суверенного государства. Из вышесказанного можно сделать вывод, что глобализация - это процесс длительный, неоднозначный. Если понимать глобализацию, как слияние общемировой экономической, политической и социальной жизни, то процесс этот еще только на начальном своем этапе. Объективно глобализация сейчас существует только для стран Западной Европы. Проблема связана с вопросом, кто оказывается в выигрыше от глобализации, на сегодня является ведущей. Фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды. Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях. Некоторые оппоненты говорят о возможности глобальной конвергенции доходов, аргументируя это тем, что экономика бедных государств развивается более высокими темпами, чем богатых. На самом же деле быстрый рост характерен лишь для небольшой группы стран Юго-Восточной Азии (так называемых“азиатских тигров”), тогда как наименее развитые в экономическом отношении страны отличаются гораздо более низкими темпами роста, чем богатые государства. Их выгоды от глобализации минимальны.В результате происходит не конвергенция или выравнивание доходов, а скорее их поляризация. В процессе глобализации быстроразвивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них.Растущий разрыв в доходах вызывает недовольство с их стороны, чреватое международными конфликтами, поскольку государства стремятся присоединиться к клубу богатых стран и готовы бороться с ними за свою долю в мировом производстве. За последние 15 лет доход на душу населения понизился в более чем 100 странах, потребление на душу сократилось в более чем 60.Около 150 млн. человек, население равное совокупному населению Франции,Нидерландов и скандинавских стран впало в нищету после развала Советского Союза. Среди 4,4 млрд. людей, живущих в развивающихся странах, три пятых находятся в условиях, не соответствующих минимальным санитарным требованиям, одна треть лишена нормальной питьевой воды, одна пятая не доедает.Вторая проблема связана с потенциальной региональной или глобальной нестабильностью из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия. Такая возможность носит не только теоретический характер, а является вполне реальной, что подтверждает финансовый кризис в Азии, начавшийся летом 1997 г. в Таиланде, а затем перекинувшийся на другие страны Юго-Восточной Азии, дойдя и до Южной Кореи. Или мировой финансовый кризис, начавшийся в США, из которого мировое сообщество не смогло выйти по сегодняшний день. Подобные явления свидетельствуют о большой уязвимости взаимосвязанных экономик.Мировой спад или депрессия способны повлечь за собой призывы разорвать взаимные связи и зависимости, созданные в ходе глобализации, как это произошло во времена Великой депрессии 30-х годов в США. Результатом может стать экономический конфликт с угрозой превращения в экономическую войну или даже военное столкновение.Третий круг порождаемых глобализацией проблем вызван опасением, что контроль над экономикой отдельных стран может перейти от суверенных правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным государствам, многонациональным или глобальным корпорациям и международным организациям.В силу этого некоторые усматривают в глобализации попытку подрыва национального суверенитета. По данной причине глобализация может вызвать у национальных лидеров чувство беспомощности перед ее силами, а у электората - антипатию к ней. Такие настроения могут легко перейти в крайний национализм и ксенофобию с призывами к протекционизму, повлечь за собой рост экстремистских политических движений, что потенциально чревато серьезными конфликтами.Иногда в разряд издержек глобализации относят безработицу в экономически развитых странах с высоким уровнем заработной платы. Но это утверждение опровергается низкой нормой безработицы во многих из них и ее высоким уровнем в государствах с низкой заработной платой. Национальная политика и технологический прогресс являются более важными детерминантами занятости, чем факторы глобализации. С глобализацией увязывают и миф о том, что она угрожает социальному благосостоянию некоторых стран, однако значительно большее влияние на эту сферу оказывают другие факторы - налоговая политика и демографические тенденции. Однако нельзя отрицать тог факта, что в последнее время во многих развитых странах уменьшается процентная доля среднего класса.Важно отметить, что экономические аспекты являются лишь одним компонентом результатов глобализации, которая имеет последствия и неэкономического характера, сопряженные с огромными рисками, потенциальными издержками и даже возможностью катастрофы. Одной из таких областей является сфера безопасности, где глобализационные процессы могут привести к возникновению конфликтов. Другая область - это политические кризисы, способные перерасти из локальных в крупномасштабные события, а если их вовремя не устранить, то привести к катастрофе. В качестве третьей сферы можно назвать экологию и здравоохранение. Глобальные взаимосвязи чреваты и глобальными экологическими бедствиями, связанными, например, с всеобщими потеплением и изменением климата, широкомасштабными эпидемиями.Нельзя не сказать еще об одном, на мой взгляд, негативном явлении современного мирового сообщества - о т.н. «двойных стандартах». Это явление - прямое следствие увеличивающейся взаимозависимости государств. Например,США посчитали Югославию зоной своих интересов и даже без санкции ООН сочли возможным применить военную силу. [16]На мой взгляд спасти мировое сообщество от надвигающейся глобальной катастрофы могут только объединившиеся антиглобалистские организации отстаивающие интересы различных, и, подчас, широких слоев населения, реагирующие на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации. Они выдвигают свои требования к национальным правительствам и международным организациям, влияющим на положение граждан. Антиглобалистское движение отличается от социальных движений прошлых лет и во многом представляет новый тип политического фактора. Группы и объединения, составляющие его, имеют своеобразную организацию. Ими применяется сравнительно новая тактика социального действия. Движение выдвигает альтернативы современным формам общественного развития.Итак, глобализация представляет собой процесс, который в значительной мере будет определять историческое развитие в новом веке. Этот процесс связывает все стороны жизни национальных обществ в единой мировой системе, меняется значение национальных и интернациональных интересов. Глобализация открывает перед человечеством невиданные возможности процветания и одновременно таит в себе колоссальные опасности, ставящие под угрозу само существование нашей цивилизации. Поэтому глобализация, пути ее развития стали предметом острых дискуссий. Возникли общественные движения, выступающие с требованиями предотвратить отрицательные последствия этого процесса. Их участники используют слово "глобализация" как ругательное. Президент Венесуэлы Х.Чавез заявил, что "дикая неолиберальная" экономическая политика превратила мир в "царство сатаны". Глобализация - объективная закономерность, и воспрепятствовать ее развитию можно только трансформировав ее. Задача состоит в том, чтобы поставить ее на службу человеку. А это требует существенного повышения уровня управляемости международной системой, чтобы использовать позитивные возможности глобализации и предотвратить ее негативные последствия. Сегодня проблема управления - ключевая глобальная проблема, от ее решения зависит урегулирование иных крупных проблем. Ее актуальность находит все более широкое признание в выступлениях государственных деятелей, в актах межправительственных и общественных организаций. Список использованной литературы 1. Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. Пер. с англ. М.: Международные отношения, 2004. 2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и ее геостратегические императивы). М., 1999. - с. 37 [2] 3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. 4. Братимов О. В., Горский Ю. М., Делягин М. Г., Коваленко А. А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000. 5. Бузгалин А. В. Глобализация, антиглобалистские движения и Россия // Альтернатива.- 2001.- №4 [5] 6. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире.- Спб., 2001. - с. 54 [6] 7. Ващекин Н.П., М.А. Мунтян, А.Д. Урсул. Глобализация и устойчивое развитие. М.: 2002. 8. Глобализация и локализация: тенденции и проблемы // Первый Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество».- 27-30 сентября 2000г.- СПб., 2000. - с. 38-74 [8] 9. Глобализация как стержневая проблема грядущего мира (круглый стол) // Международная жизнь.- 2000.- №11. - с. 22-23 [9] 10. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме) / Ред. А.Н. Неклесса.- Спб., 2000. 11. Глобализация: многостороннее измерение. / Под общецй ред. В.А. Михайлова, В.С. Буянова.- М.: Книга и бизнес, 2004.- с. 44[11] 12. Иноземцев В.Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль -XXI.- 2000.- № 1.- с. 26-36 [12] 13. Иноземцев В.Л. Глобализация -- наивная мечта ХХ века // Человек.- №5.- 2003.- с. 38-39 [13] 14. В.Л.Иноземцев, Е.С.Кузнецова. Глобальный конфликт ХХI века. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий // ПОЛИС.- 2001.- № 6.- с. 131-139[14] 15. Кузнецов В.И. Что такое глобализация? // МЭиМО.- 1998.- № 2. - с. 9-12 [15] 16. Максименко В.И. Происходит ли глобализация? // Pro ее Contra.- Т. 4.- № 4.- с. 18-24[16] 17. Мартин Г., Шуманн X. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. М., 2001 18. Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. Учебное пособие. М., 2003.- с. 65-69 [18] 19. Проблемы глобализации: реальность, тенденции, прогнозы. // Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М., 2001. 20. Сентябрев А. Антиглобализм - настоящее и будущее // Обозреватель.- 2007.- №8.- с. 23-25 [20] 21. Сорос Дж. Тезисы о глобализации // Вестник Европы.- 2001.-№ 2. 22. Тоффлер Э. Третья волна // США - экономика, политика, идеология.- 1982.- № 7-11. 23. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис.- 1994.- №1.- с.33-48. [23]24. Удовик С. Л. Глобализация: семиотические подходы. М., 2002. [24]25. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001.- [25]26. Эльянов А.Я. Проблемы и противоречия глобализации. СПб., 2000.- с. 43-47 [26]
Страницы: 1, 2
|
|