Рефераты
 

Государство как политический институт

период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея пра-вовой организации государственной жизни, исключающей монополи-зацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную сво-боду посредством права. Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII-XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. Иеринг, Еллинек, Дюги, Ориу, Паунд, Спенсер и другие мыслители конца XIX в. также внесли в теорию правового государства немалый вклад. Они сходились во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражда-нин. Лишь при господстве права процветает национальное благосо-стояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу «умственные и нравственные силы».

В русской политико-правовой мысли тема правового государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей. В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в работах видных правоведов и философов предоктябрь-ского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чиче-рина, Н.А. Бердяева и других. Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во вто-рой половине XIX в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития.

Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, все-общее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности. Наиболее известной фигурой либеральных мыслителей второй по-ловины XIX в. является Б.Н. Чичерин. Он обладал необычайной ши-ротой научных интересов, и его работы в области права не потеряли своего теоретического и практического значения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из необходимости приоритета государства в осуществлении общественных преобразований, выступал за парла-ментский и конституционный строй, считал, что правом определяется область свободы человека. По его мнению, начала права вытекают из природы человеческой личности и определяют взаимные отношения свободы разумных существ. Но, как и нравственность, - это формаль-ное начало. Его содержание дается экономическими отношениями. Они, в свою очередь, только тогда покоятся на твердой почве, когда ограждаются принудительными определениями права. Тут есть взаи-модействие, в котором право является господствующим нача-лом, ибо оно устанавливает обязательные формы.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: для устранения произвола необходимо установление норм общественного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идет идея господства права в управлении; если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма идею правового государ-ства не воспринимала, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовым концепциям государства. В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал про-шлого и настоящего, практический опыт построения и функциониро-вания правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль на-метили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе. Правовое государство является одним из существенных достижений чело-веческой цивилизации. Как считает один из известных российских правоведов Воротилин Е.А., суть правового государства в том, что оно охраняет правопорядок, обеспечивающий свободу и равенство чле-нов общества, отнюдь не навязывая им общеобязательных представле-ний об общем благе и путях его достижения Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология: Курс лекций. - М., 1997. - С. 85..

Соответственно соотно-шение права и государства в гражданском обществе с точки зрения правового режима определяется: как законопослушность (законопокорность) населения; как законность действий государства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих ту границу, за которой граждане осуществляют свои свободы.

Профессор B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее вза-имоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и сво-бод человека и гражданина» Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - С. 198..

Итак, правовое государство - это такая форма организации госу-дарственной жизни, которая строится на основе норм права.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

· верховенство права, юридическая защищенность всех обществен-ных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;

· принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполни-тельной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;

· приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязан-ностей;

· взаимная ответственность государства и личности.

1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридичес-кой силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение зако-нов - это основа нормального функционирования государства, и защи-ты прав граждан.

2. Разделение власти на законодательную, ис-полнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить про-извол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направ-лено против авторитаризма в государственном строе и служит разви-тию демократии в государственном управлении. В правовом государ-стве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализу-ется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учреди-тельная. Некоторые российские специалисты полагают, что если существует законодательное закрепление принципа независимости тех или иных общественных структур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:

· власти общественного мнения, представляемой независимой прессой и партиями;

· постоянной законодательной власти;

· исполнительной власти, которую осуществляют президент и пра-вительство;

· судебной власти;

· материальной власти, воплощенной в так называемых матери-альных придатках государства (армия, полиция, тюрьма);

· власти федерации в целом, представляемой ее высшими органа-ми (в федеративных государствах), или власти органа конфеде-ративного сообщества государств;

· власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие ор-ганы власти и управления (в федеративных государствах) Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. - М., 1994. - С. 297..

3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак право-вого государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юри-дическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закреп-ленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах. Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновность или не виновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции РФ.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 г., состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Далее в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказания. В ст. 6 Декларации признается право каждого человека на признание его правосубъектности, т.е. предоставления человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством. Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п. Она закрепляет и другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, на достойную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т.д.).

Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации. Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается принятием и проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.

Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного гражданского общества нужно выделить то, что права и свободы человека не только все более становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий при определении правомерности того, или иного поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования государственных актов в международные правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод. Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные способы расовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозгла-шая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государст-венные органы несут ответственность за нарушение законов или ненад-лежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государст-венных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за наруше-ние прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должност-ных лиц и т.д.

Некоторые авторы к признакам права также добавляют верховенство закона в системе права, прямое действие конституции, возвышение суда. Разумеется, возможность реализации этих принципов - призна-ков правового государства зависит от наличия ряда объективных ус-ловий.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочая социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.

Политическая природа правового государства наиболее четко проявляется в суверенитете народа, который означает, что только народ - источник государственной власти, именно он выбирает выс-шие органы государственной власти Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. - М., 1993. - С. 56-57..

В целом правовое государство - это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все госу-дарственные институты и правовые акты (конституция, законы, подза-конные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия.

4.2 Гражданское общество: содержание, структура, основные

характеристики и признаки

Понятие «гражданское общество» очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других, гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. Они уже не отождествляли граждан-ское общество с существующим государством или реальными форма-ми государственного правления. При этом они исходили из теории договорного происхождения государства, в основе которой лежала идея общественного договора. Согласно этой теории, законно то правительство, учредить которое и повиноваться которому все граж-дане согласились по своей воле. Сторонники теории договорного происхождения государства отождествляли гражданское общество и государство, если последнее, основанное на общественном договоре, выражает интересы граждан. Но они понимали, что в действительности государство, как правило, подавляет гражданское общество, что, в частности, абсолютная монархия, которую некоторые считают единственной формой прав-ления в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления.

Значит понятие «гражданское общество», появившееся в XVII в., уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализацию интересов граждан.

Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству, народ имеет право на свержение абсолютизма.

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: свобода каждого члена общества; равенство его с каждым другим как подданного; самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей, и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

Более четко провел различия между государством и гражданским обществом видный представитель немецкого просвещения XVIII в. В. фон Гумбольт. Он пришел к мысли о том, что сама госу-дарственная деятельность должна быть подчинена удовлетворению интересов и потребности человека. Несмотря на то, что эта мысль не получила у него развернутого обоснования, сам факт постановки подобной проблемы является чрезвычайно важным в истории изуче-ния гражданского общества.

Исследованию надстроечных явлений гражданского общества уделял большое внимание А. Грамши. Анализируя механизм господ-ства буржуазии в первой половине XX в., он выделил три его состав-ные части, три «общества», следуя его терминологии: экономическое (экономическая основа господства буржуазии - ее владение средст-вами производства и распределения), политическое и гражданское. Совокупность тех частей надстройки, которые осуществляют функцию принуждения и прямого господства (военного, полицей-ского, правового), составляет «политическое общество». Однако в чистом виде, полагал Грамши, такое общество, соответствующее системе «охраны общественного порядка и соблюдения законов», не существует. Оно переплетается с той частью надстройки, которая у него выступает под понятием «гражданское общество». Это совокуп-ность всех тех рычагов и органов в государстве, позволяющая буржу-азии осуществлять идейное и нравственное руководство подчинен-ными классами, т.е. идеологическая надстройка общества.

В 80-е годы прошлого столетия появилась новая трактовка понятия «гражданское общество», связанное с именами таких европейских политических мыслителей, как В. Гавел, Дж. Кин и др. Эти авторы ввели понятие «социалистическое гражданское общество». Например, английский политолог Дж. Кин предлагает более широкое представление о граж-данском обществе, которое не сводится только к проблеме взаимоот-ношения между ведущими классами в рамках одной формации. Он выходит на более общие, общецивилизационные проблемы: проблема демократизации общества, соотношения свободы и подчинения индивида обществу, становления нового типа свободы - контролируемой и упорядоченной на основе политического разума. А. Арато, А. Уэйр и их единомышленники исходили из того, что гражданское общество - структура чрезвычайно сложная, фундамент демократической общественной организации.

В отечественной литературе можно встретить несколько подходов к определению гражданского общества. В научной литературе есть мнение, согласно которому пря-мо или косвенно гражданское общество отождествляется с правовым государством. Сторонники такого подхода полагают, что правовое государство выходит из гражданского общества. Ближе подходят к раскрытию понятия «гражданское общество» те исследователи, которые включают в его содержание всю совокупность общественных отношений вне рамок государства.

По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед.

Гражданское общество - это:

· наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

· наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

· высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

· законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.

Гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр. Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

Структура гражданского сообщества. Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом.

Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества. Экономическая и политическая свободы - формы проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной личности.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существования на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободы каждого человека.

Признаки гражданского общества:

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

· самоуправляемость;

· конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

· свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

· всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

· жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения «младших старшим».

Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества. В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в основном одного и того же, но для себя и добиваются желаемого по-своему. Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы, партии. Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.

Исходя из сказанного, можно дополнить к вышеуказанным признакам гражданского общества следующее:

· возникновение гражданского общества на определенных основаниях, не исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом и государственной рационализации;

· недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества.

4.3 Соотношение гражданского общества и государства

Гражданское общество - это система внегосударственных об-щественных отношений и институтов, дающая возможность чело-веку реализовать его гражданские права и выражающая разнооб-разные потребности, интересы и ценности членов общества.

Гражданское общество не представляет собой некое изолирован-ное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство сое-динены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему гори-зонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственны-ми структурами, а частично - с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политиче-ская партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как бы погружены в обволакивающее их глобальное человеческое общество в самом широком смысле этого слова.

Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей обще-ственных индивидов. Степень независимости институтов граждан-ского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, дви-жений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от госу-дарства, демократичности общественно-политической системы ока-зывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Раз-деление властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами эко-номических, социальных и политических функций, сфер деятельно-сти становятся в демократической общественно-политической систе-ме важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономиче-ской роли в гражданском обществе, что делает личность одновремен-но и частным лицом и гражданином государства.

В целом гражданское общество как область частной жизнедея-тельности сочетает в себе интересы и потребности различных соци-альных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут допол-няться противоречиями между частными и государственными инте-ресами. Снимать остроту противоречий между субъектами граждан-ского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не смо-жет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных соци-альных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свобод-ного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.

Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутрен-нюю структуру. Для него характерно наличие в основном не верти-кальных, как в государстве, иерархических связей, а горизонталь-ных, главным образом невластных соединений. Последние весьма разнообразны и образуют три слоя. Фундамент составляют отноше-ния, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества - это экономические отношения, основанные на экономиче-ском плюрализме, многообразии форм собственности при соблюде-нии интересов личности и общества в целом. Именно экономический плюрализм дает возможность преодолеть существующее отчуждение человека от средств производства. Гражданское общество только тогда будет жизнеспособно, когда каждый его член станет обладать вполне конкретной собственностью или иметь право на использова-ние и распоряжение собственностью, произведенным им обществен-ным продуктом по своему усмотрению. Владение собственностью может быть частным или коллективным, но при условии, что каж-дый участник коллективной собственности (кооператива, колхоза, предприятия и др.) действительно является таковым. Иными слова-ми, наличие собственности - основополагающее условие свободы личности как в гражданском, так и в любом другом обществе.

Второй слой - это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчи-вые связи. Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных групп и слоев. Это многообразие не может быть застыв-шим, закостеневшим в количественном и качественном отношении. Оно объективно стремится к постоянным изменениям. Многообраз-ная социальная структура не может не иметь хорошо развитые вертикальные и, главным образом, горизонтальные связи. При раз-мытой социальной структуре индивид связан с государством напря-мую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод.

Существенную роль в формировании новых социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вби-рает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправ-ное участие в ней всех индивидов. Создаются условия, при которых становится осязаемо культурное богатство общественного сознания и каждой личности в отдельности. Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен отчуждения личности. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высо-кий уровень социального, интеллектуального, психологического развития, внутренней свободы и способны к самостоятельным действи-ям при включении в тот или иной институт общественной жизни.

Третий, верхний слой гражданского общества образуют отноше-ния, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными различиями групп по интересам, политических пар-тий, движений, клубов и т.п. Таким образом, достигается культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологиче-ских стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой общества (по-литические партии).

Объективно деятельность институтов и организаций гражданско-го общества, связанных с индивидуальным выбором, теми или ины-ми предпочтениями, ценностными ориентациями, нацелена на изме-нение в распределении власти и поэтому носит политический харак-тер. Это относится не только к политическим партиям, но и к тем группам по интересам (профсоюзам, предпринимательским, фермер-ским организациям) или объединениям, движениям лиц из различ-ных социальных групп для достижения общей цели, которые стре-мятся к решению большей части своих задач помимо государствен-ной власти, на общественном уровне. Как только те же потребитель-ские организации или экологические движения предпринимают по-пытки изменить законодательство для решения своих задач или принятия определенных решений от государственных структур, на-правленных на достижение поставленных ими целей (тем более, если они сами пытаются в разных формах участвовать в принятии этих законов или решений), они, не меняя своего первоначального предназначения, начинают играть политическую роль. И хотя зна-чительная часть общественных объединений вообще не выходит в своей деятельности на политический уровень, необходимо отметить, что некоторые общественные объединения изначально выступают как субъекты политики, например добивающиеся равенства полов феминистские организации, движения сторонников мира, некоторые молодежные формирования и т.д., стремящиеся своими действиями внести существенные изменения в различные сферы государствен-ной политики.

Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как систему внеполитических общественных отношений и институ-тов. Генезис этого общества кристаллизует его в достаточно строй-ную систему экономических, социально-политических, религиоз-ных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других обще-ственных отношений, которые, определяя государственную полити-ку, выражают волю граждан общества. В рамках данной системы функционируют различные общественные организации, движения, политические партии (кроме правящей), религиозные организации, экономические ассоциации и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейными, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и интересами.

Существование гражданского общества, его формирование невоз-можны без появления новых общественных индивидов - граждан, имеющих равные гражданские права и своеобразные гражданские качества. Человек только тогда становится гражданином, когда обла-дает высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрени-ем, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития. Такой новый тип личности находится в иных взаимоотношениях с общественными объединени-ями и институтами. В достаточно развитом гражданском обществе новые общественные индивиды не только не растворяются в коллек-тивах, имеют собственную индивидуальность, но и обладают более высокой духовностью, строят свои взаимоотношения на чисто граж-данской основе. Достижение такого положения вещей возможно только при кардинальном изменении психологии и мировоззрения людей, трансформации их экономического и социального статуса.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:

· равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

· гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

· экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграж-дение за честный труд;

· гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

· свобода граждан в образовании партий и гражданских движе-ний;

· создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, фор-мирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов обще-ства;

· свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

· существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсу-са), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

В условиях демократизации общества многократно возрастает ответственность каждого члена общества за принимаемые им реше-ния, повышается значение наличия у него необходимого уровня гражданской культуры. Без гражданской культуры говорить о граж-данине как о самоценной личности в современном смысле этого слова, а значит - и о гражданском обществе, бессмысленно. Граж-данская культура является отражением всего многообразия обще-ственной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие отра-жает уровень осознания индивидом общественных задач, социаль-ных проблем, его активности в претворении их в жизнь.

«Гражданская культура» - более широкое понятие, чем «по-литическая культура», оно охватывает все многообразие интересов различных социальных слоев гражданской сферы общественной жиз-ни. В уровнях и механизме функционирования гражданской культу-ры много нюансов: она носит политический характер, так как выражает интересы различ-ных классов, наций, социальных слоев и общественных групп; не может быть гражданской культуры без приоритета инте-ресов личности, гражданских прав над национальными правами и интересами; уровень гражданской культуры во многом определяет общекультурный уровень развития человека, граждани-на, без чего, при той роли, которую он играет в гражданском обще-стве, невозможно его нормальное функционирование.

В целом гражданская культура определяет фундаментальные ценности гражданского сознания, гражданского общества, которое может быть сформировано только при наличии высокой гражданской культуры его членов.

Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько концеп-туальных положений о соотношении гражданского общества и государства:

1. Понятие «гражданское общество» и «го-сударство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (эле-менты) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степе-ни пронизана феноменом политического, а полити-ческое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями гло-бального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни - с другой.

3. Гражданское общество - первооснова по-литической системы, им обусловливается и опреде-ляется государство. В свою очередь, государство как институт - эта система учреждений и норм, обеспе-чивающих условия бытия и функционирования граж-данского общества. В некоторых специфических исторических усло-виях, например, в рамках господства более разви-тых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования инсти-тутов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну поли-тических структур, но все же на существующей кор-поративно-культурной основе.

4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жиз-ни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организа-ций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их пот-ребностей и интересов. Государство есть официаль-ное выражение гражданского общества, его полити-ческое бытие. Гражданское общество - сфера про-явления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же - сфера выражения и защиты общих интересов. Потребнос-ти гражданского общества, неизбежно проходят че-рез волю государства, чтобы в форме законов полу-чить всеобщее значение. Государственная воля опре-деляется потребностями и интересами гражданского общества. Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми) ин-тересами определяет противоречия между государ-ством и гражданским обществом.

5. Чем больше развито гражданское общест-во в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократич-нее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей фор-мы объединения людей и их свободной индивиду-альной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне че-ловеческой цивилизации - это общество с развиты-ми экономическими, культурными, правовыми, по-литическими отношениями между индивидами, груп-пами и сообществами, не опосредованными государ-ством. Объективный подход в анализе социально-поли-тической жизни требует преодоления укоренявшей-ся долгое время в общественном сознании важной идеи о полном отождествлении государства в общес-тва. Такое представление исключало саму постанов-ку проблемы об их соотношении и взаимодействии, по сути, отвергало принципиальное признание при-оритета гражданского общества над государством. В контексте догматизированного тезиса о первенстве политики над экономикой обществознание и поли-тическая практика невольно возвращались к идеа-листической гегелевской формуле о государстве как определяющем элементе по отношению к граждан-скому обществу.

Безоговорочное отождествление государства с об-ществом в деятельности руководящих субъектов в нашей стране поначалу в значительной степени объ-яснялось недостаточной развитостью экономических, социальных и духовных сфер жизни для утвержде-ния нового общественного строя. А затем сознатель-но насаждалось в качестве условия закрепления ав-торитарно-бюрократической системы. Теперь и предстоит осуществление очередной инверсии в отноше-ниях между государством и обществом, что соответ-ствовало бы требованиям политической теории марк-сизма.

Закрывает путь для адекватного понимания проблемы соотношения гражданского общества в госу-дарстве нарождающийся новый демократический стереотип мышления. Становление гражданского общества рассматривается частью пуб-лицистов и даже политиков в ракурсе метафизичес-кого противопоставления политической системе, вплоть до отрицания регулирующей и организующей роли государства. Призывы к полному разгосудар-ствлению экономики и общественной жизни, отказ от необходимости утверждения в нашей стране регу-лируемого (а не стихийного) рынка, расцвет право-вого нигилизма, падение дисциплины и порядка, оживление интереса к анархизму - это и многое другое подтверждает сказанное.

Мировой опыт свидетельствует, что становление и развитие гражданского общества и реформирова-ние политической системы, как и обратное, - их стагнация, - всегда взаимосвязанные процессы. Опыт нашей страны в этом отношении - не исклю-чение. В первые мирные годы после Октября были сделаны немалые шаги в направлении утверждения элементов гражданского общества, что вытекало из нэпа. Вводились впервые в мире многие демократи-ческие формы жизни, которые затем получили развитие в других странах: право на труд, рабочий кон-троль, равноправие наций и народностей, доступ всех слоев населения к образованию, народное здравоох-ранение и т.д. Формировался принципиально но-вый тип политической системы, в основе которой должны были быть Советы как органы народовлас-тия. К сожалению, к концу 20-х гг. прошлого столетия эти процессы стали быстро свертываться. Вместо прогресса насту-пила длительная стагнация и гражданского общест-ва и политической системы. Вопреки объективности в официальной пропаганде это состояние было обоз-начено понятием социально-политическое единство общества, исключающим какие-то бы ни было проти-воречия как источник жизненности и развития.

Преодоление окаменелого, насильственно утвер-ждаемого единства и замена его подлинным, жи-вым единством членов общества, социальных групп и институтов - в этом смысл стратегии демократизации России. Реформа политической системы, станов-ление правового государства - необходимое условие и важнейшая сторона обновленческого процесса.

Заключение

Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что государство - основной и один из важнейших институтов не только политической системы общества, но и всего общества в целом. Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему регулированию общественной жизни. Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию.

Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.

В России, по-моему, нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Следовательно, чтобы разрешить эту проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами.

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых независимых государствах государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека.

На смену идет иное мировосприятие действительности, как многовари-антности, порой случайности, порой и вероятности бытия. Эти отчасти фи-лософские соображения в контексте современной политологии по-новому обосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное - именно в таком мире гражданин действительно свободен, может реализовать свои способности, достигать свои цели, удовлетворять свои интересы, а гражданское общество - процветать.

Таким образом, правовое государство может существовать только в паре, в связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И коль скоро такое общество складывается, в той же степени складывается и правовое государство. В этом его смысл, социальное назначение, будущее правового государства в существовании и развитии гражданского общества.

Правовое государство и гражданское общество складываются коэволюционно, синергетически. Поэтому странным звучит вопрос «построили» ли уже в России правовое государство, оправдана ли конституционная характерис-тика российского государства как правового. Характеристика оправданна, но только в том смысле, что такое государст-во находится на этапе становления, точно также, как на том же этапе находит-ся и гражданское общество (свобода личности, либерально-демократический режим, рыночная экономика, частная и иные формы собственности и т.д.).

Пожалуй, будущее российской государственности и заключено в этих двух основных параметрах. Правовое государство является и фактором ста-новления гражданского общества, точно также как гражданское общество воздействует на формирование правового государства. Идеал правового и социального государства получает закрепление и в це-лом, и в конкретных сферах жизнедеятельности общества. Государство пра-вовое и социальное - последнее достижение научной юридической мысли конца XX века, величественная программа социально-экономической, по-литической, юридической деятельности, направленной на обеспечение сво-боды личности.

Именно человек в концепции государства правового и социального ста-новится целью все этой открывающейся многокрасочной панорамы государ-ственно-правовой жизни общества.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ);

2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1996. - 264 с.;

3. Валишевский К. Роман императрицы. Екатерина II. - СПб., 1908;

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1999. - 278 с.;

5. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мыс-ли // Политология: Курс лекций. - М., Изд-во «Проспект», 1997. - 220 с.;

6. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Норма, 1990. - 144 с.;

7. Гоббс Томас. Сочинения. - М., 1989;

8. Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государств. - М., 1993;

9. Деев Н.Н. Государство и право. М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 1996. - 320 с.;

10. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007. - 576 с.;

11. Зеркин Д.П. Основы политологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544 с.;

12. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. - 1991. - № 11. - С. 135;

13. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 2002. - 546 с.;

14. Ключевский. В.О. Курс русской истории. - М., 1921;

15. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 12, Полит. науки. - 1998. - № 4. - С. 85-97;

16. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1994. - 415 с.;

17. Марченко. М.Н. Теория государства и права. - М.: Зеркало ТЕИС, 1996. - 390 с.;

18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 541 с.;

19. Мигранян А.М. Гражданское общество // 50/50. Опыт словаря нового мышления. - М., 1989;

20. Обществознание для абитуриентов / под. ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. - (Домашний репетитор). - 380 с.;

21. Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 484 с.;

22. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. - СПб., 1971. - 268 с.;

23. Рогов В.А История государства и права Росси IX - начала XX веков. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1995. - 604 с.;

24. Синчук Ю.В., Слоботчиков О.Н. Политология: Учебное пособие. - М.: Социально-экономический институт, Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2005. - 614 с.;

25. Соколов А.Н. Теория государства и права. - Калининград, 2002. - 320 с.;

26. Соловьев А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис. - 1996. - № 6. - С. 29-38;

27. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Проспект, 1996. - 460 с.;

28. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского, проф. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2003. - 420 с.;

29. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М: Проспект, 2002. - 472 с.;

30. Хатченков А.В., Хатченков Ю.А., Андронова Е.В. Политология: Учебное пособие. - М.: Феникс, 2005. - 480 с.;

31. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. проф. В.Г. Стрекозова. - М.: Издательство «Интерстиль», 2002. - 377 с.;

32. Цыганов В.И. Проблемы теории государства и права: методические рекомендации, планы лекционных и семинарских занятий, задания для дипломных работ (для студентов, получающих высшее юридическое образование по заочной форме обучения на базе высшего образования). - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2005. - 505 с.;

33. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М., 1993;

34. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Гардарика, 1996. - 465 с.;

35. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник для ВУЗов. - М.: Юрист, 1999. - 399 с.;

36. Чистяков О.И. История отечественного государства и нрава. - М.: Издательство «БЕК», 1999. - 578 с.;

37. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). - М.: Приор, 2001. - 312 с.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ