Рефераты
 

Исламский экстремизм: роль в мировой политике

p align="left">Таким образом, цивилизованный конфликт порождает экстремизм не только сам по себе, но и дает готовые идеологические формы для осознания конфликта социально-экономического.

1.4 ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Однако неверным было бы усматривать в религиозно-политическом экстремизме только выражение протеста маргинальных и близких к ним социальных слоев против трансформации традиционного общества по западному образцу. Существует ряд причин по которым сама политическая ситуация в некоторых мусульманских странах способствовала усилению исламизма и, следовательно, поводом для активизации деятельности экстремистских религиозно-политических организаций. К данным факторам необходимо отнести прежде всего то, что в большинстве развивающихся стран демократические и политические институты наложились на традиционную политическую культуру. Демократия, скопированная с политической системы западных государств, оказалась псевдодемократией, не обеспеченной реальным демократическим содержанием. Как писал Г.И. Мирский, оценивая итоги постколониального развития многих освободившихся стран, эта демократия, привнесенная извне на неподготовленную почву, не опиравшаяся на традиции, не выстраданная веками борьбы за гражданские свободы и права, обернулась в условиях засилия "квазибуржуазных" нуворишей карикатурой на демократию... неудержимо росла коррупция, на глазах у всех богатела и рвалась к роскоши новая элита, невероятно наглая и циничная до предела, насквозь прогнившая уже при своем рождении. На государственной арене копошились политические пигмеи, оспаривавшие друг у друга куски пирога власти, алчные и бессильные..."19

Вследствие отделения власти от основной массы населения, демократические движения в большинстве стран не имели широкой социальной опоры, а полярные взгляды на пути реформирования выражались в разобщенности и слабости светского политического крыла.

В условиях отсутствия реальных демократических институтов и легальных каналов для выражения оппозиционных настроений, ислам, прежде всего "неофициальный", возникший в условиях подавления всяческого инакомыслия, превращался в политическое оружие в руках дессидентствующей интеллигенции, оппозиционно настроенной молодежи, некоторых религиозных деятелей. Подобная ситуация сложилась в 60-70-е гг в Алжире в пору проведения там социалистического эксперимента,20 в Египте в период правления Насера,20 примером может послужить так же и Ирак, где с 80-х гг. существует мощная исламисткая оппозиция режиму Саддама Хусейна.21

Как констатировал на страницах "Форин афферс" американский профессор Д. Аджами, оценивая внутриполитическую ситуацию Египта в 90-х г "правительство безжалостно подавляет ячейки фундаменталисткой, организации" Аль-гамаа аль-исламийя", прибегая для этого к массовым казням, повальным арестам и обыскам в бедных районах Каира, в экономически отсталой центральной части страны и в Верхнем Египте... Государство загнало исламистов на окраины городов и в отдаленные селения, но интеллигенция, легальная оппозиция, бизнесмены и профсоюзы пришли в ужас от примененной им тактики. Скорость, с которой президент Х. Мубарак отдавал приказы о казнях фундаменталистов позволила ему отмахнуться от решения таких животрепещущих для Египта проблем, как экономическая и политическая реформы. 21

Ставка на насилие в противодействии подъему мусульманского фундаментализма также может способствовать росту экстремизма под лозунгами ислама. Так, запрет в 1992 г. ФИС вызвал эскалацию насилия в Алжире; запрет деятельности движения "Братьев мусульман" в Египте привел к расширению экстремистского крыла этой организации.

По мнению экспертов правозащитных организаций в 1998 г. в Узбекистане именно вследствие репрессивной политики властей в отношении мусульман, резко активизировались ультрафундаменталистские элементы.22

Складывается, таким образом, своеобразный "замкнутый круг": попытки правящих элит силой подавить исламистскую оппозицию, вызывают лишь ее усиление и радикализацию.

Рост исламского экстремизма был отчасти и следствием последовательной политики исламизации, которая проводилась рядом режимом и ставила целью реализацию чисто политических задач. Понятия, категории, лозунги, подчеркнутые из ислама призваны были служить средством воздействия на массы в желательном для правящей элиты направлении. В религиозную форму, наиболее доступную для большинства населения, облачились светские политические доктрины с целью мобилизации народа для осуществления того или иного курса. Исламскую риторику активно использовали в свое время Насер и Садат, Х. Бумедьен и Каддафи.

Исламу отводилась не последняя роль в возрождении национальных государств в Средней Азии.23 В рамках решения основной задачи, политические режимы использовали исламскую систему понятий для обоснования конкретных актуальных задач. Например, в Алжире и в ряде других стран Востока с помощью исламской аргументации обосновалась необходимость ограничения рождаемости, а в Морокко необходимость переписи 1982 г. обосновалась в мечетях во время проповедей.

Особое значение предавалось исламу правящими элитами в качестве консолидирующего фактора в странах с неоднородной национально-этнической структурой. В Алжире и Морокко власти стремились использовать религиозный фактор для ослабления межэтнических противоречий между арабами и берберами, функцию укрепления унитарного государства выполнял ислам в Иране и Пакистане, являющихся полиэтническими странами.24

Практически во всех мусульманских странах с буржуазно-демократическими режимами, исламизм поощрялся в качестве противовеса левого политического крыла. В качестве примера можно привести политику А. Садата по исламизации молодежного движения в Египте, целью которой было вытеснение насеристов и других демократических сил из молодежных организаций,25 а также действующую в Турции с 1983г. проиранскую группировку Хезболла, служащую своего рода "противовесом" Курдской рабочей партии, в юго-восточных районах страны.26

Ислам использовали режимы для собственной легитимизации, пришедшие к власти в результате военных переворотов, например в Пакистане при Зия-Уль-Хаке, а также группы, которые поставили перед собой задачу переориентации режимов, установившихся в результате широкого народного движения, например, в Египте при А.Садате, в Судане при Нимейри. Ислам использовался прежде всего для придания легитимности власти. Подобные режимы не только использовали ислам в целях обоснования собственного существования и диктаторских форм власти, но и политизации ислама вообще. 27

Кроме того, в первой половине 70-х гг. правящие режимы активно обращались к политике исламизации с целью получения финансовой помощи со стороны нефтедобывающих монархий, стремившихся установить политическую гегемонию в исламском регионе под лозунгом "исламской солидарности".

Таким образом, внутриполитический фактор возникновения исламского экстремизма отчасти объясняется: 1) последствиями (планировавшимися и "побочными") целенаправленной деятельности ряда режимов по решению своих задач, используя ислам; 2) результатом "наложения" в процессе модернизации западных моделей политических систем на "традиционные" социально-политические структуры, что усиливает позиции насилия в разрешении конфликтов между "низами" и "верхами" общества.

1.5 ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Феномен всплеска исламского экстремизма подпитывается также самой политической ситуацией, сложившейся в ряде регионов, отличающихся повышенной конфликтностью.

Особенно это относится к ближневосточному региону. Трудно переоценить роль арабо-израильского конфликта в процессе активизации исламского экстремизма. Усиление радикального фундаментализма вследствие кризиса светского национализма, эскалация насилия и обострение социальной напряженности представляют собой тот фон, на котором экстремистские движения играют не последнюю роль.

Результатом израильской агрессии в этом регионе стали крайне негативные миграционные процессы: с 1948 г. только оккупированные территории Палестины покинуло около 2/3 арабов (почти 900 тыс.человек). К маю 1967 г. в лагерях ООН проживало почти 1300 тыс.палестинцев.28 Ливан за 9 лет гражданской войны покинуло 500 тыс.человек, или 20 процентов занятых в производстве.29 Значительная часть из них осела на территории соседних государств: Египта, Сирии, Ливана, Иордании. Не стоит упоминать, какие проблемы встали в связи с этим перед руководством государств этого региона, которые и так характеризовались отрицательной экономической динамикой. Достаточно упомянуть о том, что в 1968 г. в Сирии, Ливане, Иордании 843 тыс. палестинцев находились на положении маргиналов. 30 В результате израильской операции "Мир в Галилее" в 1982 г. из южных районов Ливана вместе с отрядами ООП мигрировали 50 тыс.шиитов, которые осели в трущобных районах Бейрута. В результате, лагеря беженцев с его озлобленным и обездоленным населением стали очагами национально-освободительного движения в его наиболее радикальных формах.

Особо следует отметить обострение межконфессиональных конфликтов на Ближнем Востоке, механизмы которых включились в результате негативных миграционных процессов, и, следовательно, нарушение границ этноконфессиональных ареалов, которые в данном регионе прослеживались довольно четко. Особенно ярко эта тенденция проявлялась не фоне гражданской войны в Ливане, где один из "фронтов" борьбы проходил между палестинцами и правохристианскими силами: "Каждый ливанец должен убить одного палестинца, - заявлял майор ЦХАЛ Хаддат, - ибо наша война против них - это война на истребление".30

Трудно переоценить материальный ущерб, нанесенный в результате военных действий. Так, в Ливане за 9 лет войны было уничтожено 750 тыс.заводов и мастерских, 13 тыс. торговых предприятий, 123 отеля, 87 тыс.жилых домов. Общий ущерб составил 80 млрд. ливанских фунтов.31 Экономическая дестабилизация повлекла за собой бедственное положение широких слоев населения.

Как не упомянуть здесь о исламистских организациях, активно использующих этот фактор в своих политических целях, и весьма действенно. В отсутствие государственного социального обеспечения исламисты активно создают собственную инфраструктуру: школы, больницы, мечети и т.п. Активно оказывается материальная поддержка, выдаются беспроцентные кредиты, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и т.д. В Ливане, например, эта поддержка оказывается всем, независимо от конфессиональной принадлежности, что говорит о стремлении создать твердую социальную базу Хезболла в условиях меняющихся политических реалий. 32

Большинство исламистских организаций имеют в своих структурах органы, занимающиеся социальной работой под лозунгом мусульманской благотворительности. Например, в структуре Хезболла численность функционеров, занятых в политической, религиозной и социальной сферах, достигает 10 тысяч.31

Исламисты не только создают таким образом резерв "бойцов джихада", но и активно пополняют ряды экстремистского крыла за счет безработных. В Ливане, где уровень безработицы достигал 35 процентов, вступающим в ряды Хезболла выдавалось единовременное пособие в размере 400 долларов, что являлось значительной суммой, когда средняя зарплата в Ливане составляла 11-12 долларов.

Таким образом, объективные социально-экономические последствия арабо-израильского конфликта и по сей день играют на руку исламистам, создавая для них благоприятную среду для формирования социальной базы.

Другим крайне негативным последствием этого противостояния явился кризис светского национализма, который оказался не в состоянии разрешить эту проблему на протяжении уже стольких лет. Этот фактор усугубился религиозным моментом: на оккупированной территории находится третья по значению святыня мусульман - мечеть Аль-Акса и, надо сказать, израильтяне не всегда относились к чувствам правоверных с уважением.

Были случаи осквернения мечети (например солдаты входили в них с собаками). Поэтому само существование этого фактора приводит в ярость некоторых ревнителей веры. Лозунг освобождение Аль-Аксы от неверных по сей день будоражит умы религиозных фанатиков от Африки до Азии.

Учитывая вышесказанное, необходимо отметить разочарование большинства палестинцев в светских лозунгах палестинской революции, которая давно утратила свой первоначальный динамизм, а руководство ООП постепенно "обуржуазилось". Как это имеет место в других развивающихся странах, власть отделилась от народных масс. В этих условиях исламистская оппозиция перехватила инициативу, ее лозунги, понятные и близкие широким слоям населения, привлекают под ее знамена новых сторонников.

Есть сведения, что Израиль первоначально сам поощрял исламистов в качестве противовеса ООП. Во всяком случае "Хамас" была вполне легально зарегистрирована израильскими властями в качестве религиозно-просветительского общества.

Следует отметить еще один весьма негативный факт: именно с легкой руки палестинских "борцов за независимость" методы террора вошли в арсенал всех экстремистских группировок мира. Более того. они приобрели даже какую-то романтическую окраску "мученичества за свободу". 60-70-е гг. палестинский терроризм прочно держал первенство и, по словам Я.Арафата, "заставил весь мир дрожать перед палестинскими воинами".

Однако, не только не регулированный до сих пор арабо-израильский конфликт подпитывает религиозный экстремизм в мусульманских странах. Собственно исламский экстремизм можно с оговоркой назвать остаточным явлением холодной войны. Ставка на экстремистов делалась с обоих сторон во всех региональных конфликтов. Соцлагерь поощрял в основном "левый" экстремизм в образе "демократических сил". Так. с 1973 г. около 3 тыс. палестинцев, членов ФАТХа, армии освобождения Палестины, Демократического фронта освобождения и др. прошли курс военной подготовки в СССР.

По словам заместителя ФАТХ Хадира, учащиеся на военных курсах под Севастополем постигали подрывное дело, закладку минных полей, уничтожение мостов, ведение боевых действий в условиях применения ядерного, химического и бактериологического оружия.32 Запад же сделал ставку на ультранационализм. Именно при непосредственном участии американских и английских спецслужб на территории Пакистана и создавались лагеря по подготовке моджахедов для ведения боевых действий против советских войск в Афганистане. В 1981 г. в соответствии с соглашением подписанным между пакистанским диктатором Зия-уль-Хаком и США весь контроль за действием в Афганистане был возложен на Межведомственную разведку Пакистана (МВР). Благодаря мощному финансированию со стороны США, она занимает привелегированное положение в системе силовых структур, поддерживала такие экстремистские организации как "Джамаа-и-ислами", "Джамаа-улема-и-ислами". 33

Результатом этой политики явилось создание исламистского движения Талибан.

Стоит упомянуть о факторе внешней поддержки. Не секрет, что многие исламистские организации материально и идеологически поддерживаются извне некоторыми режимами, такими как иранский, саудовский, пакистанский, суданский, а также афганский. По оценкам западных специалистов, Иран ежегодно выделяет до 100 млн.долларов для поддержания исламистских, главным образом, шиитских организаций за рубежом, 34 что является одним из направлений внешней политики.

В интервью французкому телевидению президент Египта Х.Мубарак заявил, что "именно Иран стоит за ростом числа террористических акций. Его действия направлены на подрыв безопасности, не только в Египте, но и во всем регионе".34

По данным МВД Турции, большинство фундаменталистских организаций, действующих в этой стране связано и ИРИ, а крупнейшая фундаменталистская партия "Рефах" ("Благоденствие") до 1998 г. входившая в правительственную коалицию, финансируется Саудовской Аравией и Ираном. 35

Руководство ИРИ долгое время и не отрицало факты поддержки международного исламизма. Как заявлял А. Хаменеи в интервью журналу "Аль-Алям" ИРИ - "экстремистская часть мирового исламского движения", поскольку "сверхдержавы и Запад - самые крупные террористы" и с ними можно бороться только их же методами. "Мы считаем, что только экстремистское движение способно противостоять черному деспотизму крупных мировых держав и добиться успеха. Поэтому мы не только не отрицаем свой экстремистский подход к глобальному деспотизму, но и признаем его и гордимся им." 36

Показательно, что после взрыва в Иерусалиме и Ашкелоне в 1996г., унесших жизни 60 человек, официальное агентство ИРНА охарактеризовало данный факт как кару Божью, уповая на то, что "героизм камикадзе должен служить примером".37

Саудовская Аравия всячески отрицает свою причастность к поддержке исламского экстремизма, однако разного рода благотворительные организации и фонды, координируемые саудовской лигой исламского мира (ЛИМ), такие как "Аль Харамайн", "Ибрахим Аль Ибрахим" и др. заявили о себе в разных странах мира (России, США, Кении, Азербайджане и т.д.) в связи со своей дестабилизирующей активностью.38 Так, в 2000г. решением Министерства юстиции Азербайджана в республике было ликвидировано представительство международного благотворительного общества "Призыв" (Аль-Харамайн), которое под видом благотворительности вело "незаконную деятельность, направленную против азербайджанской государственности, политику разжигания межрелигиозной розни.39 Эксперты отмечают, что дестабилизация внутриполитической ситуации в ряде регионов, таких как Северный Кавказ и Средняя Азия, выгодна нефтедобывающим арабским государствам в плане сохранения своего лидирующего положения (например, препятствие выхода на мировой рынок богатейших углеводных ресурсов данных регионов).40

В списке государств, поддерживающих терроризм (в данном случае исламский экстремизм) значится также и Пакистан. Прежде всего благодаря поддержке им кашмирских сепаратистов и афганских талибов.

Неурегулированность межгосударственных противоречий между Пакистаном и Индией относительно проблемы Кашмира является в данном случае основной причиной поддержки исламистов, действующих в Индийском штате Джамму и Кашмир.

С 1988 г. по словам лидера сепаратистского Фронта освобождения Джамму и Кашмир (ФОДК) Амануллы Хана, на территории Пакистана находятся 60 лагерей подготовки боевиков.41 В одном из выступлений на 30 сессии "Совета Азад Джамму и Кашмира") подчеркивалось, что "Пакистан продолжит политическую и дипломатическую поддержку кашмирского народа за свое самоопределение".42

Кроме того Пакистан оказывает дипломатическую и военную поддержку афганским талибам. По сообщению газеты "Хинду" более 5000 студентов, обучавшихся в пакистанских медресе были направлены на пополнение рядов талибов только в 1999г. 43 В октябре 2000г. лидер Северного альянса Ахмад Шах Масуд передал в ООН список регулярных частей Пакистана, воюющих на стороне талибов, а также карты и точным расположением пакистанских войск на афганской территории, имена командиров, графики передвижения воинских и транспортных конвоев с территории Пакистана в Афганистан. 44

В этой связи нельзя не упомянуть о роли движения Талибан в распростронении идеологии исламизма. ДТ является первой интернациональной религиозно-военной общиной, лидеры которой прямо заявляют о максимальном расширении зоны "исламского явления".

По данным Северного альянса в боях на севере страны до 40% из 50 тысяч талибов составляют иностранные наемники. Это подтверждается и западными дипломатическими источниками. По их данным, на стороне талибов воюют не менее 3 тысяч пакистанцев, свыше тысячи арабских боевиков Усамы бен Ладена, несколько сотен боевиков ИДУ, а также филлипинцы, бангладешцы, кашмирцы, чеченцы и уйгуры из китайского Синьцзяна.45 По мнению участников, проходивших в Душанбе в ноябре 2000г. международной конференции "Таджикистан-Россия: проблемы региональной безопасности", на территориях, подконтрольным талибам, создана мощная инфраструктура, ориентирована исключительно на силовое достижение декларируемых политических целей. Стремление ДТ к экспансии обусловлено превращением ими Афганистана в один из мировых центров производства наркотиков и подготовки боевиков для различных исламских экстремистских организаций. На афганской территории находятся около 50 лагерей, где проходят диверсионную, террористическую подготовку и идеологическую обработку боевики из многих стран мира, в т.ч. из Чечни, Центрально-Азиатских государств СНГ, стран Ближнего Востока и Китая.46

В Афганистане скрывается один из главных спонсоров международного терроризма Усама бен Ладен, выдачи которого безуспешно добиваются США. Позицию ДТ по этому поводу изложил его духовный лидер мулла Маххамед Омар в интервью для афганской прессы, заявив. что экстрадиция бен Ладена, помогавшего им в джихаде против "шурави" (т.е. советских войск), равносильно отказу от одного из "столпов веры".

В международном экспертном сообществе есть подозрения, что ряд государств предоставляет исламистам убежище в расчете на то. что на территории этих государств исламисты не будут совершать терактов, а также с целью использования исламистов во внешней политике как инструмент давления на страны, откуда родом те или иные исламистские группы. Например, в Великобритании находится большинство организационных центров радикальных исламистов; таких организаций как

Международный исламский фронт (МИФ), исламский фронт спасения (ИФС), Вооруженная исламская группа, священная война и др. В апреле 1998 г. в Великобритании разразился скандал в связи с заявлением бывшего сотрудника британской контрразведки Д. Шейлера о попытке устранения ливийского лидера М. Каддафи с помощью ливийских исламистов, на что было затрачено 100 тыс.ф.ст. Из Лондона действует т.н. "Иранский национальный конгресс", объединяющий оппозиционеров-иммигрантов, включая исламистов. В соответствии с "законом об освобождении Ирака", утвержденным Конгрессом США, ему идет основное финансирование (97 млн.долларов), предназначенных на проведение акций в отношении Ирака, в т.ч. террористических, главной целью которых является свержение режима Саддама Хусейна.48

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что возникновению исламского экстремизма послужили внешние и внутренние факторы развития мусульманских стран. причем безусловно большее влияние на этот процесс оказали внутриполитические факторы, такие как крайне низкие темпы экономического развития, сложная демографическая ситуация, безработица, низкий уровень жизни подавляющего большинства населения, авторитетные политические режимы и их репрессивная политика в отношении оппозиции, кризис национальной идеологии и т.д.; которые позволили создать массовую социальную базу для исламистской оппозиции светским, секулярным политическим режимам.

Особенности ислама как религии в совокупности с культурно-исторической традицией, бытующей в государствах исламского региона, позволили придать политической оппозиции именно религиозную форму.

Внешние проблемы межгосударственных противоречий в данном случае играют вспомогательную роль, однако во многом благодаря им, исламизм радикализируется, приобретая дополнительный динамизм, формируется как самостоятельная политическая идеология.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Сиван Э. Политический экстремизм. НЭНБ.

5. Игнатенко А.А. Жданов Н.В. Ислам на пороге ХХI века., М. 1989 г., стр.21

6. Петровский Б. Удар по исламистам // Независимая газета 14.02.98г. № 25 стр.6

7. Беляков В. Кошмары каирского губернатора // Труд 10 июня 1998 г. стр. 4

8. Игнатенко А.А. Халифы без халифата М., 1988г., стр.23

9. Долматова С.А. Развивающиеся страны: образование и занятость М., 1993г. стр.64

10. Игнатенко А.А. Жданов Н.В. Указ. соч. стр.22

11. Ланда Р. Маргиналы Востока: идеология отчаяния // Азия, Африка сегодня 1994 г. N 7 стр.7

14 Мендел М.,Мюллер З. Исламский фундаментализм в Египте. Социальные и социально-психологические аспекты // Мусульманские страны. Религия и политика ( 70-80 гг.). М.1991,с.75

15 См.об этом, напр.:

Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л., 1966 г. стр.80-83. Ислам.

Энциклопедический словарь М., 1991 г. стр.66-67.

16. См.об этом: Сюкияйнен Л.Р. Концепция мусульманской формы правления и современное государствоведение в странах Арабского Востока // Социальнополитические представления в Исламе. История и современность. М., 1987 г. стр.45-69

17. Игнатенко А.А., Жданов Н.В. Указ.соч. стр.25

18. См. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994, №1

19. См. об этом: Фурсов А.И. Мир-системой анализ: интерпритация И.Валлерстайном периода 1945-1990 гг. (Основные идеи и оценки) // Восток 1992. № 3, стр. 32-55

20. Малашенко В.А. В поисках альтернативы. Арабские концепции путей развития М. 1991 г. стр.74

21. Цит. по Малашенко В.А. стр.77

22. Мирский Г.И. Роль армии в политической жизни стран "третьего мира"

М., 1989г. стр.23

23 Малышева Д.Б. Алжирский конфликт: уроки для России ?//МэиМО. 1996,№ 10,с.56

24. См. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта, М., 1991.

25. См. например Игнатенко А.А. Халифы без халифата, М., 1989.

26. Цит. по Филиппова М.И. Общественные функции ислама в современном американском исламоведении // РЖ. Общественные науки в СССР. Сер. 5, № 6 1990. с.17

27. См. например Пономарев В. На грани начала войны //"Независимая газета 11.10.2000

28. См., например, Абазов Р.Ф. Исламское возрождение в

центральноазиатских новых независимых государствах // Полис 1995г. N 3 стр.37

29. Игнатенко А.А., Жданов Н.В., Ислам на пороге XXI века М., 1989г.

30. Борисов А.Б. Указ.соч.

31. Феоктистов С. Фундаменталисты делают ставку на террор // Азия Африка сегодня 1993г. N7 стр.29

32. Игнатенко А.А., Жданов Н.В., Указ.соч., стр.112

33 Ланда Р.Г. Маргиналы Востока: идеология отчаяния.//Азия Африка сегодня.1999, №7,с.7

34. Джабер Х.А. Возрождение // Азия Африка сегодня 1996 г. N 6 стр.23

35. Ланда Р.Г. Указ. соч

36 Принин П. «Партия Аллаха» готова к войне.// Эхо планеты. 1993, №38, с.16

37. Джабер Х.А. Указ.соч..

38. Млечин Л. Секта, которая считает, что смерть слаще жизни // Новое время 1992 г. N 17 стр.23

39. Указ.соч.

40. Млечин Л. Ученики стреляют в учителей // Новое время 1992г. N19 стр.34

41. Тамилин А. Как экспортируется джихад // Независимая газета

19.11.1999г.

42. Принин П. Партия Аллаха готова к войне // Эхо планеты 1993г. 18-24 сентября N38

43. Елистратов А., Орестов Р. Экстремизм: власти Египта принимают вызов // эхо планеты1993г. 24-30 апреля N 17 стр.7

44. Петровский Б. Удар по исламистам // Независимая газета 14.02.1998г. стр.6

45. Цит. по Исламистский фактор в международных отношениях в Азии, М. 1987 г. стр.121

46. Катин В. ЕС все труднее прятать голову в песок // Независимая газета 12.04.1996 г. N 69 стр.4

47. Игнатенко А.А. От Филлипин до Косово // Независимая газета 12.10.2000г. стр.6

48. М.Гафарлы Спецслужбы разоблачили террористов // Независимая газета 2.09.2000 г. стр.5

49. Поляков С. Угроза исламского экстремизма будет расти // Век 08.09.2000г.

50. Томилин А. Тупик для Мушаррафа // Независимая газета 22.01.2000г. стр.6

51. Томилин А. Мушарраф определился с целями // Независимая газета 18.01.2000г. стр.6

52. Указ. соч.

53. Мамаев Ш. Перевалы закрыты, переговоры идут // Эксперт. 27.11.2000г.

54. Плотников Н. Масуд сдаваться не намерен // Независимая газета 6.10.2000г. стр.6

55. Плотников Н. Весной бои возобновятся // Независимое военное обозрение.24.11.2000г.

56. Мамаев Ш. Мечта о халифате // Эксперт 2.10.2000г.

57. Игнатенко А.А. "Зеленый Internetционал" // НГ- Религии 07.04.1999г. стр.4

ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЯ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА

2.1 ИДЕЙНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА

Исламский фундаментализм и исламский экстремизм были «открыты» не в ХХ в, а существовали на протяжении более чем тысячелетней истории ислама. влияние на формирование исламского экстремизма оказали положения.

Взгляды и базовые принципы теоретиков современного исламского экстремизма формировались на основе идейного наследия многих мусульманских мыслителей, живших в самые разные периоды истории.

Прародителями исламского фундаментализма не без основания считают хариджитов, отделившихся в 657 г. н.э. от войска четвертого халифа Али, посчитав его недостаточно твердым в борьбе.1 Идеологами экстремистов у хариджатов было заимствовано ряд положений, в частности, тезис о том, что о правоверии человека следует судить по его действиям

(ортодоксальный ислам большое внимание уделяет намерению), следовательно, совершившие тяжкие грехи являются неверными. Другое положение заключается в том, что правителя отступившего от заповедей ислама, следует свергнуть, тогда как большинство улемов считало, что плохой правитель - наказание ниспосланное Аллахом на нечестивых мусульман.

Труды виднейшего богослова н XIV в. Таки ад-Дина Ибн Таймийи можно так же отнести к источникам, оказавшим значительное влияние на идеологию исламского экстремизма Ибн Тамийя привлекает прежде всего трактовкой двух основных вопросов: можно ли считать правоверным мусульманина, живущего не по законам шариата, и как относится к правителю, управляющему своими поддаными не в соответствии с исламом.

В обеих случаях Ибн Тамийя отошел от традиционной точки зрения, которой придерживалось большинство улемов его времени. Он писал:

"Исходя из корана, Сунны и единого мнения уммы (общины), было установлено против того, кто не соблюдает законы ислама, необходимо сражаться, даже если когда-либо он и произнес шахаду (т.е. п

ринял ислам). По второму вопросу Ибн Тамийя придерживался позиции, что если правитель сам не выполняет основные обязанности ислама или же потворствует их нарушению в том государстве, которым он управляет (сура 5, аят 44), то он - неверный, которого надлежит свергнуть 3. Помимо этого, многие экстремисты используют сочинения Муххамеда Ибн Абд аль-Ваххаба, основоположника ваххабизма, крайнего течения в исламе, отрицавшего любые нововведения (Бида) и относившего на раннем периоде всех мусульман - неваххабистов к неверным.4

Определенной популярностью среди исламистских экстремистов пользуются труды мусульманских богословов XIX-нXX вв Джамиля ад-Дина аль-Афгани и Рашида Риды, которые также широко опирались на наследие Ибн Таимийи. Стремясь побудисть исламские страны к активному сопротивлению "имперской" политике европейских государств, они призывали вернуться к первоначальной "чистоте" ислама,

оправдывали политическое насилие.

Решающее влияние на формирование идеологии современного исламского экстремизма оказали работы Хасана аль-Банны основоположника движения "Братьев-мусульман". Вместе с тем необходимо отметить два принципиальных отличия "Братьев-мусульман" от современных экстремистов по вопросам о такфире (обвинении в неверии) и стратегии борьбы. Аль-Банна считал современное ему общество неправедным погрязшим в грехе, но не считал его обществом неверных.

Свою политическую борьбу он рассматривал как борьбу правоверных мусульман с заблудшими единоверцами. Стратегия борьбы за исламское государство, предложенная им, в корне отличалась от экстремистской. Присвоение политической власти должно было быть заключительным этапом длительной работы по воспитанию населения в исламском духе, формированию у него "истинного" исламского мировоззрения. Аль-Банна считал привлечение широких народных масс важнейшим фактором успеха.

Из неарабских теоретиков ислама, повлиявших на идеологию современных исламских экстремистов нужно упомянуть пакистанца Абу-ль-Аля Маудуди 5, руководителя "Джамаат-и-ислами", труды которого оказали большое влияние на основополжника современного исламского экстремизма С.Кутба, который заимствовал из них понятие хакимийи (высшая власть Аллаха над миром) и идею двух стадий развития "истинно" исламского общества. наибольшее, выдвинутые в свое время идеологом египетских "Братьев-мусульман" Сейидом Кудбом (1906-1966 гг). Именно он является своего рода "классиком" экстремизма. Его работа "Вехи на пути" почитается всеми мусульманскими экстремистами в качестве их манифеста. Сам же он, казненный в 1966 г. по обвинению в антигосударственной деятельности, приобрел в глазах многих ореол "мученика веры" и духовного отца. Это не отрицается и исследователями. Профессор Каирского университета Али Б. Хиляль отмечал, что вся их экстремистов идеология содержится в "Вехах" на пути. М.Х. Хайкал писал, что труды С. Кутба стали "Библией исламских экстремистов".6 В связи с этим нельзя не сказать и о лидере иранской революции аятолле Р.Хомейни, под чье политическое и идеологическое влияние попало огромное количество шиитских религиозных группировок.

Нужно отметить, что радикальный исламизм представлен больше практиками чем идеологами, и тем не менее необходимо упомянуть известного богослова, автора ряда сочинений о джихаде и главного идеолога движения "афганских арабов" шейха Абделлу Аззама; духовного лидера египетской "Аль-Гамаа аль-исламийя" популярного проповедника шейха Омара Абдель Рахмана, ныне пребывающего в заключении в американской тюрьме по обвинению в организации взрыва в Нью-Йорском торговом центре в 1993 г.; а также скандально известного лондонского проповедника Абу-Хамзу аль-Масри (Мустафу Камеля), руководителя виртуальной организации "Стороники шариата". В этом ряду стоит упомянуть и о современных лидерах исламского фундаментализма, таких как генеральный секретарь НИФ Судана Хасан Абдалла ат-Тураби, руководитель ливанской Хизбалла Шейх Сейид Муххамед Фадлалла, духовный лидер афганского движения талибан Шейх Омар саудовского миллиардера Усаму бен Ладена, пожалуй самую одиозную фигуру современного фундаментализма, а также его ближайших соратников Шейха Мир-Хамзу, секретаря пакистанской организации Джаммат уль-Улема-е-Пакистан (Ассоциация улемов Пакистана), лидера движения "Джихад" из Бангладеш Абд-аль-Саляма и других лидеров крупнейших исламистских организаций. По понятным причинам сочинения их известны только в определенных кругах, и к сожалению, недоступны для изложения в данной работе. Поэтому основным источником послужили их высказывания в прессе, а также монография Коровикова "Исламский экстремизм в арабских странах", М, 1991 г., где автор достаточно полно изложил основные идеологические положения радикальных фундаменталистов, изучая материалы судебных слушаний по делу ультраэкстремистских египетских организаций "Ат-такфир аль-хиджра" ("Обвинение в неверии и уход"), "Братьев-мусульман", сирийских "Братьев-мусульман", а также непосредственно анализируя "Вехи на пути" С. Кутба.

2.2 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И КРИТИКА СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА ИСЛАМСКИМИ ФУНДАМЕНТАЛИСТАМИ

Для идеологии исламского фундаментализма характерна опора непосредственно на Коран и Сунну, которые объявляются единственными критериями всех человеческих ценностей. Все понятия, традиции, законы, противоречащие этим источникам шариата, должны быть отвернуты как несущественные.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ