Рефераты
 

История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем

p align="left">-государство должно издавать одинаковые для всех законы, но не вмешиваться в социальную жизнь, т. е. он противник идеи социального государства.

П.И. Новгородцев.

Представитель социалогизированного либерализма.

Его взгляды:

- государство должно обеспечить каждому гражданину минимум социальных прав (он даже пытался определить границы этого минимума для достойного существования).

-Высказал идею не только правового, но и социального государства (говорил о необходимости творческого переосмысления западного государства, а не копировать его).

-уделял внимание развитию промежуточных организаций между человеком и государством (профсоюзы).

Либерализм в России проделал длительный путь. Но влиятельной политической силой, либерализм так и не стал. Либерализм остался на обочине, а основная борьба шла между двумя направлениями: консервативным и революционно-радикальным.

Русский консерватизм в 19 веке, делят на:

1) частный консерватизм (артодаксальный) обращён к истории, лишён реформаторских идей (учение Николая Карамзин, автор известной « Истории государства Российского»).

У Н. Карамзина:

-политический идеал (самодержавная, абсолютная монархия).

-противник освобождения крестьян.

-российских граждан необходимо наделить не политическими, а гражданскими свободами.

-активный сторонник свободного обмена идеями с западом (культурными достижениями, духовными ценностями).

Cергей Уваров (граф).

Так же был сторонник чистого консерватизма. Автор фразы «Формула самодержавия, православие, народность». Это всё основание русской жизни.

Народность - сакральная связь монарха и его подчиненных).

Во второй половине 19 века, традиции ортодоксального консерватизма продолжил К. П Победоносцев.

(Глубоко религиозный человек, считавший, что западный путь для России не приемлем).

Он выделяет 2 основных этапа народоправства:

1) Первичное (вече в Пскове, Новгороде) , подчеркивает высокую духовность участников вече, бросался жребий при выборе на должность, т. е. Божий промысел.

2) Вторичное (парламентская демократия) , в отличие от 1-ого он относится негативно, т. е. выборы это лживый процесс и ему может противостоять лишь монархия.

Только абсолютная монархия обеспечит целостность страны. И обеспечит Россию от распада.

2) Реформаторский консерватизм (славянофильское направление).

В 40-е годы - А. С. Хомяков, братья Аксановы и др. Хомяков отмечает, что для Европы характерны начала духовные:

-римское (идея подчинения, повиновение, веры).

-протестанское (идея свободы).

-православное (идея любви).

Именно Россия должна хранить монархию и высокую духовность.

Программа славянофилов:

-освобождение крестьян с земельным наделом, но при этом сохранение общины.

-сохранение монархии (царю силу власти, народу силу мнения).

-восстановление земских соборов (совещательных).

Эти идеи были продолжены во второй половине 19 века Н. Я. Данилевским.

Его учение «Культурно-исторические типы»

Его идеи:

-культура одного исторического типа может проникать в культуру другого, только отдельными элементами (т. к. Россия не может идти по пути Запада).

Достоевский, Толстой, В. Соловьёв входили в федерацию всеславянскую.

Владимир Соловьев.

Религиозная философия: (вера, надежда, любовь).

Вера выражена в священстве (католицизм).

Надежда (царство => власть сына, связанная с Византией, а затем с Москвой (православие).

Любовь (воплощена в пророчестве (иудаизм) ).

Идея Соловьева заключается в том, что Россия всегда стояла между западом и востоком и теперь она должна стать инициатором создания единой религии. Соловьёв сторонник -экуменизма (единая религия).

Что касается политической модели, то Россия должна оставаться монархией (ибо она воплощение идеи царства).

Последователи Соловьёва: П. Флоренский. Бердяев.

Последователи радищевской мысли: Чернышевский, Белинский.

-ярко выраженный пафос (разрушителен).

-призыв к народному восстанию.

Но четкого проекта основного государства, которое должно быть после восстания у них не было.

Пропагандистское движение: Лавров.

Анархическое направление: М. Бакунин.

Заговорческое направление: Ткачёв.

Появляется социал - демократическое движение:

-меньшевизм

-большевизм

Особенность русской политической мысли:

1) Этатизм (преувеличение роли государства в жизни общества).

2) Позднее отделение политических идей от религиозных и нравственных.

3) Тяготение к крайним направлениям, наиболее выражено: консерватизм и радикализм (умеренно слабые).

4) Политические теории не имели достаточного социально-экономического обоснования.

Тема №5. Политическая власть

1) Власть как категория (трактовки власти).

2) Механизм осуществления политической власти.

3) Легитимность политической власти.

Вопрос 1.

Власть считается одним из центральных понятий в современной политической науки. Сам феномен власти встречается во всех областях жизни: в экономической сфере, культуры, политики, семейной жизни, животном мире встречается феномен власти.

Существуют различные трактовки понятия власть и это многообразие трактовок можно разделить на 2 основных подхода:

1) поведенческий (согласно которому, власть это особая сущность, сила или энергия обладание, которой дает право человеку повелевать другими людьми).

В рамках поведенческого подхода можно выделить несколько трактовок власти:

-теологическая (власть это Божественная сила)

-биологическая (власть есть механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах).

-бихевиористская (доминирующий мотив поведения людей это стремление подчинить своей воле других) , поэтому политический процесс это столкновение вот таких различных воль к власти или стремлений к власти в которых побеждает самый сильный.

-психоаналитическая (стремление к власти это проявление или сублимация подавленного либидо(бессознательного) ). Стремление к власти это способ компенсировать свои недостатки, реальные или мнимые). Причём психоаналитики исследуют власть как двойное взаимоотношение со стороны одних, это реализация и стремление подчинять, а со стороны других реализация стремления подчиняться. То есть готовность к подчинению это вторая сторона власти. Без неё власть невозможна. И вот больше всего их интересует изучение мотивов подчинения.

Называют они несколько мотивов подчинения:

-страх наказания.

-привычка.

-интерес(в том числе и материальный. Получить за своё подчинение какую-либо выгоду)

-убеждение(готовность подчинятся власти, основанная на определенных идеях, например патриотических, религиозных, нравственных и добиться подчинения при таком основании, когда убеждение главный мотив, очень просто. Такой вариант для властвующих самый благоприятный).

-мифологическая концепция власти (Автор Л. Дюги).

Л. Дюги.

Французский правовед. Он объясняет природу власти так; обладание властью это результат превосходства одних людей над другими. Либо интеллектуального превосходства, либо физического, экономического или даже морального превосходства. То есть сама власть возникает по причине превосходства одних людей над другими. Ну а сильные для придания законности своим притязаниям на власть используют два мифа, то есть они пытаются обосновать свои претензии на власть 2 мифами: либо мифом о Божественной сущности всякой власти, либо мифом об общей воле, которую выражают институты власти ну в частности современное государство. Хотя реальная природа совсем в другом, в том что люди не равны.

Второй подход социологический трактует власть, как отношение двух сторон особого рода. В этих рамках этого подхода есть классическое определение власти Макса Вебера.

Власть это способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю, вопреки воли другого индивида. Иначе способность субъекта А так влиять на объект Б, чтобы последний сделал то, чего бы он никогда не стал бы делать по доброй воли. Способность навязать объекту то или иное поведение, те или иные действия. В рамках социологического подхода можно выделить несколько трактовок власти.

-структурно-функцианалистская трактовка (принадлежит Т. Патсенсу)

(Власть сама по себе ничто. Она не материальна. Она носит символический характер, как деньги в экономике, так и власть в политике. Место человека в политической системе определяется объемом власти, которым он располагает. Сама по себе власть ничто, а ценности её определяются тем, что за неё можно получить. Сила власти так же может возрастать и убывать, как курс национальной валюты).

По мнению Т. Патсенса (выдающийся американский социолог) главные две функции власти:

-она предписывает субъектом исполнять обязанности налагаемые обществом(то есть такая регулятивная функция)

-мобилизующая. (Власть мобилизует ресурсы общества для достижения общих целей).

В рамках социологического подхода можно выделить:

-конфликтолгическую трактовку власти.

(Власть трактуется как отношение господства и подчинения основанный на экономическом неравенстве. Собствееность на средство производство дает буржуазии в капиталистическом обществе, возможность подчинять себе экономически-зависимые массы и соответственно обеспечивать политическое господство. То есть власть является проявлением прежде всего экономического неравенства в конфликтологической трактовки.

-дуалистическая концепция власти (принадлежит М. Дюверже).

(Смысл в том, что он называет 2 элемента власти: это материальное принуждение, и убеждение. Власть состоит из 2 элементов. Надо обеспечить веру со стороны подчиняющихся в том, что их подчинение законно, оправдано и похвально. Материальным принуждением этого не сделаешь. Всякая власть это отношение двух сторон. Власть двоякое отношение (в нём есть элемент принуждения и элемент убеждения). Вот если исчезает убеждение, то это уже не власть, а отношение господства, а господства всегда отношение основанное на насилии. А власть может обойтись без насилия если она может талантливо применять способность убеждать подчиненных в том, что они действуют оправданно. В том что власть справедлива и законна и её надо уважать).

Вопрос 2.

ВЛАСТЬ. (источники власти: сила, богатство, знание, авторитет, закон, организация, харизма(исключительный дар) ).

Для победы на президентских выборах надо тратить все больше и больше.

(субъекты власти: государство, политические элиты, политические лидеры, партии, общественные организации)

(объекты власти: индивиды, социальные группы(большая или меньшая классов) , но и в целом население государства - это тоже объект применения власти).

(основание власти: социальное основание(это те социальные группы, которые составляют опору данной власти) , административные основания (то есть государственные партийный аппараты с помощью которого осуществляется данная власть) , культурно-информационные основания (это система образовательных, культурных учреждений, СМИ, которые аккумулируют собственно духовный, идейный потенциал власти) , юридические основания (это нормы, законы, конституция) , экономические основания (деньги, ВВП, золотой запас).

(ресурсы власти: это конкретные средства с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей (экономические ресурсы - это основные виды ресурсов для любой власти, социальные ресурсы-это способность власти менять социальный статус человека, группы или класса).

(силовые ресурсы: это средства насилия и принуждения, оружие, а так же соответствующие государственные институты выполняющие функцию принуждения, такие как: армия, полиция, служба безопасности, исправительные учреждения(тюрьмы). Это всё есть силовые ресурсы власти)

(культурно-информационные ресурсы: это сами научные знания, сами идеи, духовные ценности, которые производят СМИ и система культурно-образовательных учреждений. Самый значимый ресурс. Его надо ставить на 1 место).

(демографические ресурсы: это население страны).

Виды власти разделяются по основным сферам общественной деятельности:

-власть экономическая.

-власть духовная.

-власть культурная.

-политическая власть.

-религиозная власть.

Политическая власть отличается от других видов власти набором нескольких определенных признаков:

-использование всего многообразия ресурсов (характерно только для политической власти).

-легальность или законность применения силы, только политическая власть применяет силу на основе закона.

-верховенство или суверенитет политической власти (то есть обязательность решений её для всех индивидов, масс, институтов, в пределах данной территории).

-публичность

-моноцентричность (означает наличие единого центра принятия решений, то есть те или иные законы политического характера, те или иные решения, определение политического курса исходит из одного центра, со стороны высших органов государства: законодательных, исполнительных. В то время, как допустим у экономической власти множество центров принятия решения, а для политической власти характерен один центр принятия свободных решений).

Оппозиционные партии могут высказывать противоположные точки зрения, формулировать альтернативный политический курс, но в какой мере его воспримет господствующая партия или власть это уже предел конкретной политической ситуации типа режима и т. д. А центр принятия решения все таки один. Оппозиция не может заменить господствующие политические партии.

М. Дюверже.

Называет 3 исторические формы политической власти:

-анонимная власть(характерна для примитивных, слабо структурированных обществ, какие-нибудь отставшие африканские государства).

-индивидуализированная власть(возникает по мере возникновения государства, аппарата управления, когда возникает слой людей, специализирующихся на функциях управления. Которые занимаются только управлением).

-институализированная(это устойчивая социальная структура выполняющая четко определенные функции. Институализированная власть существует в современных обществах в виде совокупности институтов, таких как парламент, правительство, суды, СМИ, политические партии, группы интересов, общественные политические движения и. т. д. ).

Политическая власть и государственная власть это не одно и то же. Политическая власть более широкое понятие. Носителями политической власти могут быть и не государственные институты такие как: партии, группы интересов, политические движения).

Вопрос 3.

Легитимность политической власти - это поддержка и признание власти гражданами оценивающие эту власть, как правомерную и справедливую.

Макс Вебер.

Выделяет несколько типологий власти:

-традиционная.

-харизматическая (опирающаяся на веру в исключительные способности властителя).

-рационально-легальная (основанная на законодательных нормах, которые четко определяют круг полномочий властителя, срок его полномочий).

Современные типологии легитимной власти в чем то похожи на Веберские, а в чем то отличается.

Д. Истон.

Он выделяет 3 основания легитимной власти (или 3 источника легитимности власти):

-идеология.

-политический режим.

-политическое лидерство.

Исходя из этих трёх источников, он выделяет 3 типа легитимности. Три типа легитимной власти:

-власть идеологическая (основанная на убежденности граждан в правильности идей, которые пропагандирует данная власть).

-структурная (она основана на убеждённости в правильном распределении ролей в структурах власти. И на одобрение юридических норм этой власти. В какой то мере она подобна Она подобно рационально-легальной. Но не 100% совпадение).

Легитимная власть имеющая источником своей легитимностью лидерство, это власть персональная(власть основанная на вере населения в личные качества лидера, способность лидера наилучшим образом распорядится властью).

Легитимация-это процесс приобретения легитимности, процесс расширения легитимности.

Делигитимация-процесс потери власти своей легитимности.

Ведущую роль в легитимации власти играет эффективность её решений. В принципе любой политический режим может получить легитимность, если он будет успешно решать проблемы стоящие перед обществом и удовлетворять потребности большинства(не зависимо от истории происхождения этого режима).

В качестве индикаторов степени легитимности власти:

- уровень принуждения используемой власти для достижения своих целей (чем выше уровень принуждения, тем ниже легитимность данной власти).

-наличие или отсутствие попыток насильственного свержения правительства или лидера (чем больше попыток, тем легитимность ниже. Если этих попыток нет вообще это хорошо для данной власти).

-наличие или отсутствие акций гражданского неповиновения(это не насильственные акции. Ну там выход на улицы, демонстрации без насилия).

-результаты выборов, референдумов, социологических опросов(о рейтинге лидеров, институтов, о степени поддержки правящей партии).

Причины делигитимации(потери власти) :

-противоречие между господствующими в данном обществе ценностями и эгоистическими установками правящей элиты (если элита занимается набиванием карманов).

-противоречие между официально декларируемыми принципами (демократическими) и реальной практики (анти-демократической). Вместе провозглашают приверженность принципам политической конкурентности, свободы слова, свободы организации, а на практике всячески притесняет и зажимает оппозицию и не даёт ей возможность высказаться.

-неэффективность государственного аппарата, коррумпированность.

-раскол внутри правящей элиты(когда начитается такое открытое противоборство различных группировок).

У нас легитимность достаточно высокая. Это касается первых лиц государство и в гораздо меньшей степени это касается правительства в целом, парламента. У нас власть не воспринимается как единое целое, а каким то образом противопоставляется глава правительства всему правительству. Политика правительства противопоставляется деятельности парламента. Хотя парламент абсолютно вторичен (выполняет и принимает послушно все законы выпускаемые правительством. Это говорит, что сознание не совсем адекватно у наших граждан. Они не могут дать оценку действиям власти.

Тема №6. Политические системы

Вопрос1.

Система - совокупность двух и более элементов соединенных устойчивой связью.

Теория систем активно начинает развиваться в западной Европе с конца 19 века. Сначала возникает так называемая общая теория систем, которая относится к характеристике биологических организмов. Затем принципы системной теории распространяются на социологию (Парценсон). На экономику (В. Леонтьев). Возникает теория политических систем (основоположник Д. Истон).

Д. Истон.

Основоположник «Теории политических систем».

Его книга: «Политические системы».

Его идеи:

-он определил политическую систему, как ряд взаимодействий, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности.

-всякая политическая система имеет способность к реагированию и саморегулированию, что предохраняет её от разрушения.

-всякая политическая система подвижна, динамична, но при этом она поддерживает себя, т. е. сохраняет характерные черты отражающие её облик.

-политическая система устойчива при сохранении баланса между входящей и исходящей информации.

Входящая информация: требования разного рода.

Выходящая информация воздействует на входящую информацию по обратной связи и все повторяется вновь.

Требование - это выражение мнения о правомерности или неправомерности распределения ценностей.

Требования бывают 3 категорий:

-требования относительно благ и услуг.

-требование касающиеся регулирования поведения.

-требования касающиеся коммуникации и информации.

Демократический режим нормально относится к требованиям. Другие формы отрицают.

Поддержка системы бывает:

-материальная (аккуратной уплаты налогов).

-нематериальная (законопослушание, высокая явка на выборы, почтительное отношение к официальным лицам.

Политическая система - это совокупность политических институтов, социально-политических общностей, формы взаимодействий и взаимоотношений между ними в которых реализуется политическая власть.

Политическая система - это система ценностей и публичных институтов, которые организуют использование власти и связей граждан в обществе.

Вопрос 2.

Структура политической системы включает в себя 5 основных подсистем.

1) Институциональная (система политических институтов: государство, политические партии, политические движения, группы интересов, группы давления, СМИ)

2) Нормативная (законы, традиции, обычаи).

3) Функциональная (Политическая деятельность: методы осуществления политической власти).

4) Коммуникативная ( сотрудничество, конкуренция, подчинение).

5) Культурно - идеологическая (политические идеологии, политические ценности, политическая культура)

Названные подсистемы должны содержать 4 функции.

1) Адаптации (приспособляемость к окружающей среде).

2) Интеграции (объединение системы).

3) Целеполагание (ориентации).

4) Воспроизводство модели.

У политических систем существуют функции среднего уровня (медиа - функции).

1) Экстрактивная (мобилизационная функция - собирание ресурсов различных для выполнения целей системы).

2) Распределительная (важнейшая функция).

3) Регулирование (осуществление контроля прямое или косвенное).

4) Реагирования (переработка входящей информации в исходящую).

5) Политическая социализация (вовлечение граждан в политическую жизнь).

6) Рекрутирование (поставка нужного количества сторонников избирателей, нужного количества чиновников, определенное количество политических лидеров).

7) Символизирующая (создание символов (определяющих государство) для создания привлекательного образа страны).

Существуют функции микроуровня.

1) Артикуляция (выявление интересов различных групп населения, делают это группы интересов).

2) Агрегирование (обобщение информации, занимаются политические партии).

3) Политические коммуникации (занимаются СМИ).

4) Функция законотворчества (занимается парламент).

5) Исполнения (правительство, министерства, ведомства и т. д. я)

6) Контроль за исполнением закона (занимаются судебные органы).

Теория политических систем создана для возможности классификаии политических систем (типологии).

Вопрос 3.

Г. Алмонд (дал первый вариант своей классификации политических систем, основанной на 2 критериях).

1) Степень дифференциации политической системы (сложность).

2) Особенности политической культуры (население, проживающего в данной стране).

По этим 2 критериям, он выделил 4 типа политических систем.

1) Англо - американские политические системы (Англия, США, Канада и. т. д)

-система глубоко структурирована и дифференцирована, высокая степень разделения полномочий и бюрократизации, отличается эта система стабильностью.

-однородность (гомогенность) политические культуры этих стран. Культуры этих стран, большинство населения имеют схожие ценности (массовое благосостояние, право и свободы личности, безопасность, терпимость, толерантность).

2) Континентально - европейские политические системы (страны западной Европы).

-схожи с 1 типом по 1-му критерию.

-разнородность политической - культуры, на ряду с либеральными ценностями влиятельны и другие ценности (радикальные, националистические, левые, коммунистические движения).

3) Доиндустриальные или частично индустриальные политические системы.

(большинство развивающихся стран таких, как стран Азии) -стран 3-его мира.

-низкая степень дифференциации, партийная система в зачаточном состоянии или отсутствует, в основном авторитарная власть, высока степень насилия).

-смешанная политическая культура, смесь из современных представлений, идей и ценностей и ценностей прошлых эпох (феодализм, первобытно-общинные).

4) Тоталитарные политические системы.

-высокая степень дифференциации, но она имитационна, все решения принимаются в одном центре, отдельные структуры могут выполнять несвойственные им функции.

-однородность политической культуры, но она носит принудительный характер, она навязана властью (относил Алмонд к таким странам, как СССР и страны социалистического лагеря).

В 66 году вместо 4 типов было предложено 3 типа политических систем. Было скорректировано Г. Алмондом и Дж. Пауэллом.

1) современные политические системы.

-высокая степень дифференциации и гражданская культура (высокая степень активности граждан во влиянии на политическую власть).

2) примитивные системы (большинство развивающихся стран).

-низкая степень дифференциации.

-приходская культура. Граждане страны не ощущают всеобщности, живут в рамках своего населённого пункта (своего прихода).

3) Традиционные политические системы.

-глубокая дифференциация.

-преобладает культура подчинения, знаю люди, что живут в государстве, но считают, что нельзя вмешиваться в дела государства в надежде на хорошее.

Тема №7. Политические режимы

1) Понятие политического режима. Факторы влияющие на тип политического режима

Г. Моска.

Политический режим - применение законодательных мер и политико-административных процедур, позволяющие правящему классу сохранить единство и поддержать власть.

М. Дюверже.

Политический режим - определенное сочетание системы партий, способа голосования, того или иного типа принятия решений, той или иной структуры групп давления.

Ж. Л. Кермон (француз 80-ые годы 20 века).

Политический режим - совокупность элементов идеологического, институционального, социального порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на данный период.

Политическая система более широкое понятие, чем политический режим. Политический режим определяет методы осуществления власти.

Е. Вятр.

Политический режим - система конституционных порядков или законодательных порядков и конкретное воплощение этой системы на практике.

Факторы влияющие на тип режима:

1) Географический.

2) Этнический (национальный).

Многонациональный состав населения усложняет управление. Чем страна однороднее этнически, тем выше её шансы на успех в демократизации.

3) Воздействие окружения (воздействие соседних стран).

4) Социально-психологический фактор (особенности сознания граждан данной страны).

Вопрос 2) Типология политических режимов

Основные типы политических режимов:

1) Тоталитарный.

2) Авторитарный

3) Демократический (либерально - демократический).

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ

Концепцию тоталитарного режима разрабатывали после 2 мировой войны, основатель Б. Мусалини. Впервые применен к СССР в 1929 г. 2 мировая война и начало холодной войны дали новый импульс развития концепции тоталитарного режима. В 50-х. г. выходят работы: Х. Арендт («Происхождение тоталитаризма»).

В 1959г. К. Фридрих, 3. Бжезинский («Тоталитарная диктатура и автократия»)

Фон Хайек («Дорога к рабству»).

В этих работах сформулированы 6 признаков тоталитарного режима:

1) Единая массовая партия во главе с харизматическим лидером.

2) Наличие официальной государственной идеологии.

3) Монополия государства на СМИ.

4) Монополия государства на средства вооруженной борьбы.

5) Система террористического, полицейского контроля.

6) Государственный контроль над экономикой.

Особенности официальной идеологии тоталитарного государства:

-агрессивная идеология

-содержит идею мессианскую (спасительную) , перестроить весь мир.

-по форме своей мифологична.

-нарастающий контроль полицейский (так как надо уничтожить врага, устрашить население) , функция ротации кадров (постоянная смена кадров у правителя).

Тоталитарные режимы бывают:

1) Правые (фашистская Германия и Италия).

2) Левые (СССР и союзники СССР).

3) Теократическая форма.

АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ

Наиболее распространенный тип режима. Основанный на правлении одного человека или мелкой группы лиц.

Признаки авторитарного режима:

-концентрация власти в одних руках или в руках кучки правителей.

-либо полное слияние властей, либо формальное их разделение.

-сужение функций парламента и других представительных органов.

-запрет или ограничение деятельности оппозиции.

-основной способ набора политической элиты это назначение.

-отсутствие правовых гарантий (прав и свобод личности).

Отличия авторитарного режима от тоталитарного:

-нет всеобъемлющей роли официальной идеологии.

-не имеет такой массовой поддержки как в 1 режиме.

-масштаб репрессий меньше, террор может применятся, но он применяется не длительный период и он имеет адресный характер, т. е. направлен против конкретных, реальных врагов режима.

-авторитарный режим не вмешивается в экономику, культуру, частную жизнь человека.

-тоталитарный режим требует высокой активности рядовых граждан(кто не с нами, тот против нас) , а авторитарный режим довольствуется лояльностью(кто не против нас, тот с нами).

-в тоталитарном режиме звеном политической системы является правящая партия, в авторитарном режиме главной опорой является государственный аппарат (бюрократия).

Разновидности авторитарного режима:

-военно-диктаторский режим.

-абсолютная монархия.

-супер-президентская республика (РФ, Латинская Америка)

-режим личной власти.

-конституционно - авторитарный режим.

Американский политолог Хуан Линц: типы политических режимов.

Конституционность - наличие каких-то ограничителей власти.

Тоталитарный режим - характеризуется высоким уровнем мобилизации масс, высоким уровнем идеологизацмм, но конституционных ограничений почти нет (плюрализм отсутствует).

Постоталитарный режим - (РФ 50-80-ые г. XXв. ) - после смерти лидера переход к коллективному принципу руководства, либерализация режима, снижение полицейского контроля. Появляется некоторый плюрализм. Эрозия официальной идеологии. Конституционность нарастает, появляются ограничители власти.

Султанизм - неограниченная власть одного человека (Ирак при Саддаме Хусейне). Плюрализм отсутствует, лишён идеологической основы, нет ограничителей власти, верховные лица непредсказуемы, мобилизация населения эпизодическая и редкая.

Чем отличается султанистский режим от авторитарного:

В авторитарном режиме есть стабильные определенные структуры такие как армия, полиция, фискальный аппарат, бюрократия, а в султанистском режиме полномочия и функции всех структур меняются по усмотрению султана.

Авторитарный режим-ограниченный политический плюрализм, оппозиция может действовать если она лояльна. Отсутствие официальной идеологии, оппозиция допускается если направлена на корректировку, мобилизация низкая, есть ограничители власти (традиции, законы, нормы).

Демократия-конституционность максимальна, ограничители власти (законы, традиции, идеологии и. т.д), плюрализм максимален, идеологизация средне-выражена (права и свободы личности и. т.п) , активность у людей средняя.

Роберт Даль. Политолог Роберт Даль дал свою классификацию политических режимов:

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ