|
Основные рекомендации и предложения по формированию имиджа главы муниципального образования
p align="left">По мнению населения, среди информации о местных органах власти преобладает положительная - 81,25% . В действительности, проведенный контент - анализ за три года печатных средств массовой информации «Нижнекамское время» и «Ленинская правда» подтвердил, что зачастую содержится положительная информация, а также нейтральная информация. Опрос населения также показал, что 13,50% считают - критика есть, но мало и, 5,25% человека, что информация носит критический характер. По результатам исследования Губиной Н.В. и Рафиковой Р.С., большинство опрошенных депутатов (60%) считают, что в СМИ преобладает положительная информация, критика абсолютно отсутствует. 40% респондентов отметили, что критика есть, но мало. Таким образом, по мнению самих представителей власти, местные СМИ отбирают из общего потока ту часть информации, которая позволяет дать позитивную оценку социально-политической действительности. Тем самым сохраняется положительный образ муниципальных органов власти, с помощью которого путь для применения манипулятивных технологий открыт. В связи с этим, можно сказать, что наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций. Но при всей справедливости критики, направленной в адрес СМИ, они остаются мощнейшим каналом политической коммуникации, адекватной замены которому пока нет [41, с. 83]. Местные органы власти должны быть максимально приближены к народу, соответственно, информация о них (позволяющая конструировать их имидж) - полноценной. Однако, по результатам исследования, проведенного Губиной Н.В и Рафиковой Р.С., в городе Нижнекамске было выявлено, что около половины жителей (48%), считают, что СМИ недостаточно освещают деятельность городских властей, еще 25% ответили, что не знают (с нашей точки зрения, скорее всего, не интересуются подобного рода информацией) и лишь 26% считают, что предоставляемой информации вполне достаточно Таким образом, сегодня широкомасштабное использование имиджевых манипулятивных технологий, сознательная установка власти на обман населения и циничное манипулирование общественными настроениями с помощью СМИ являются ключевыми характеристиками политических процессов на местном уровне. Причина преобладания в СМИ информации положительного характера о деятельности местных органах власти в том, что местные СМИ подконтрольны местным властям, они публикуют то, что позволено. Подтверждением этому являются результаты проведенного интервью с главным специалистом отдела по связям со СМИ и общественными формированиями, которое позволило выявить этапы формирования информации о местных органах власти. Информация о местных органах власти формируется совместно со специалистом отдела по связям со СМИ и общественными формированиями и аккредитованным специалистом от местных СМИ, включающая в себя несколько этапов: - подготовка темы; - подготовка задаваемых вопросов; - ознакомление главы муниципального образования; - встреча корреспондента с главой; - материал утверждается в местных СМИ; - утверждается главой муниципального образования. Это говорит о том, что СМИ не напрямую, а косвенно зависят от местных органов власти, поэтому они не могут публиковать какие-либо данные, противоречащие интересам местных властей. Также существует отсеивание информации не столь важной для города, такой, как частные вопросы жителей города (вопросы, которые озвучиваются по главному телефону). Тому подтверждением является проведенное контент - аналитическое исследование печатных средств массовой информации, которое позволяет говорить о преобладании информации положительного характера. По словам интервьюера, информация подается в СМИ, когда есть повод, если есть актуальная проблема. Если бы власть подавала бы информацию обильно или же маленькими порциями, то в этих случаях снялся бы упрек в сокрытии тех или иных сведений, то власть была бы открыта перед обществом и им нечего было бы скрывать. При этом власть не полностью открыта перед обществом, через средства массовой информации прибегает к манипулятивным технологиям воздействия на население. Перенасыщение положительной информации от незнания проблем, происходящих в городе, население становится пассивным. Ответственны за это местные власти, поскольку именно они контролируют местные СМИ, не позволяя им публиковать альтернативную информацию. Так, проведенное интервью с главным специалистом отдела по связям со СМИ и общественными формированиями показало, что критическая информация о местных органах власти не публикуется, а почему не публикуется, респондент уклонился от ответа. На сегодняшний день информационно-аналитические сообщения местных СМИ являются одним из основных источников передачи информации о реальных городских проблемах. От того, в какой степени они освещаются и насколько достоверна информация о них, зависит уровень осведомленности населения о деятельности местных органов власти, и соответственно образ населения о власти. Так, по мнению населения, СМИ освещают некоторые проблемы, но не освещают главные проблемы города (43%), причем большинство депутатов согласны с этой точкой зрения (60%). 27% опрошенного населения считают, что СМИ практически не информируют о реальных городских проблемах. Представители местной власти также поддержали население, высказав мнение о том, что СМИ не освещают деятельность муниципальных органов власти (30%). И лишь 11% населения и 10 % опрошенных депутатов отметили, что главные проблемы в СМИ освещены. Таким образом, в действительности такая технология воздействия характеризуется как утаивание информации, что в наиболее полном виде проявляется в умолчании - сокрытии определенных (острых) тем, которые могут негативно повлиять на образ местных властей. При этом используется обилие другой информации в «сыром» или несистематизированном виде, что позволяет заполнить эфир потоками «никчемной информации» и еще больше усложнить для индивида и без того безнадежные поиски смысла [27, с. 328]. О преобладании положительной информации в СМИ свидетельствует проведенный мониторинг отделом по работе со СМИ и общественными формированиями Аппарата Совета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» (смотри Приложение Л). Все показанные сюжеты с участием уже нового главы муниципального образования Айдара Раисовича Метшина со 2 по 28 декабря носили положительный характер. Новостные сюжеты были освещены на таких телеканалах, как: «Нижнекамская телерадиокомпания», Ведомственная телевизионная студия «Нефтехим», Нижнекамский филиал телекомпании «Эфир», ТНВ, Вести Татарстан. Больше всего сюжетов было на телеканале НТР и Эфир - 10 сюжетов. ВТС - нефтихим - 6 сюжетов. Телекомпании НТР и Эфир освещали такую информацию как о еженедельной планерке Главы, публичные слушания, подготовка к Новому году, награды победителей конференции профессионального мастерства. К сожалению, вся информация интерпретировалась со слов корреспондентов, в редких случаях, глава сам комментировал происходящее. Также можно отметить, что такая тенденция наблюдалась с приходом Олега Власова, тогда как до него Ильсур Метшин постоянно давал интервью корреспондентам телевизионных и печатных СМИ. Это большой плюс, потому что люди, у которых нет возможности посмотреть программу, читают газеты. Тому подтверждение опрос населения города Нижнекамска, телепрограммы - 65,75% населения, газеты - 71,50%. Таким образом, телекомпании НТР и Эфир ведут подробную работу в предоставлении информации о местных органах власти, об их деятельности. Все остальные направлены в основном на информирование определенной тематической группы. Проведенное исследование печатных и телевизионных СМИ показало следующее: при формировании имиджа в СМИ освещается положительная информация и очень мало отрицательной информации, к абстрактному представлению о местной власти, что приводит к низкой активности людей в участии решений городских проблем. Свидетельство тому отчет о социально - экономическом развитии города Нижнекамска за 2004, 2005 и 2006 года, который показал, что в 2004 году поступило 6576 обращений [42], 2005 году поступило 2289 письменных обращений граждан, 1047 из них в адрес главы, на личный прием пришли 1627 человек, в том числе главой администрации было принято 275 человек [43]. В 2006 году поступило более 1500 обращений [44]. Анализ обращений граждан показал, что актуальными вопросами, как и предыдущего года, являются: обеспечения жильем, приватизация квартир, выделение материальной помощи, социальной защиты, пенсионного обеспечения, коммунального хозяйства, трудоустройства, выплата заработной платы, строительства дорог, газификации, благоустройства, транспорта и связи. Авторами основного количества обращений были льготные категории граждан. В адрес главы поступили обращения от пенсионеров, инвалидов и родителей детей инвалидов, инвалидов и участников ВОВ и семей погибших военнослужащих, многодетных семей и одиноких матерей. Можно сделать вывод, что за три года наблюдается тенденция сокращения обращений граждан в местные органы власти, можно ли сказать, что это хорошо или плохо, нельзя, поскольку либо у граждан улучшилось экономическое благосостояние с помощью проведения реформы монетизации льгот, с принятием закона о местном самоуправления, либо из-за не желания, поскольку зачастую проблемы граждан решаются в редких случаях. Положительный характер публикуемых статей за три года в газетах «Нижнекамское время» и «Ленинская правда» проявляется в названиях статей и в их содержаниях. Глядя на название статьи, можно сразу определить характер освещаемой информации о деятельности местных органов власти, потому что названия носят «кричащий характер». Так, например, «депутаты поработали эффективно», «Олег Власов: «предпочитаю проблемы обсуждать и решать»», «Олег Власов дал оценку ЖКХ», «К 2025 году Нижнекамск обретет новое лицо». Но некоторые названия носили тревожный, проблемный характер, например название статьи: «Город стареет, проблемы растут, денег становится меньше». Здесь говорилось о том, что в Нижнекамске прошел медицинский совет о подведении итогов минувшего года, на котором присутствовал О.Власов. Или такое название статьи «Зона ответственности», указывающее на то, что здесь должна присутствовать серьезная информация. Но на самом деле все выглядело иначе. Таким образом, привлекая внимание населения заголовком статьи, сама статья носит информационной характер о том, что проблемы Нижнекамска О.Власов и его коллеги обсуждали на улицах Нижнекамска, передвигаясь на автобусе. По его словам, это рабочая поездка, в которой были обозначены проблемы, определения зоны ответственности. «Видение ситуации есть - будем работать». В заключении глава пообещал, что проделанные поездки будут систематическими. Таким образом, проблемы как таковые не обсуждались, это был своеобразный пиар - ход привлечения внимания общественности, то, что власть не сидит у себя в кабинете, а вот таким образом решают городские проблемы. Названия статей газеты «Ленинская правда» имеют отличительные особенности от газеты «Нижнекамское время». Темы статей носят «скучные» названия, например: «Постановление», «Распоряжение», «Решение», «Полномочия переданы», потому что в этот период были выборы, вступил закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», а в газете «Нижнекамское время» используются более яркие названия статей, так как это семейная газета. В этих газетах в основном публикуются поздравления в адрес жителей, информация о местных органах власти интерпретируется со слов корреспондента, как таковые проблемы города не освещаются. Нужно отметить немаловажный факт применения манипулятивных технологий при конструировании положительного имиджа местной власти с помощью ярких популистских заявлений. По результатам интервью было выявлено, что в формировании имиджа не используются яркие популистские заявления, эпатажная реклама. «По какому - либо вопросу глава всегда комментирует происходящее, не говорит громких слов, которые бы обнадеживали людей, говорит только факты». Однако, в 2005 году была опубликована статья с ярким и обнадеживающим его названием - «Чистая питьевая вода - это, прежде всего здоровье населения». В этой статье И. Метшин объявил, что строительство станции очистки воды будет завершена уже в 2006 году. Но факты говорят за себя. Прошло очень много времени с тех пор, когда это обещание было дано всему населению города Нижнекамска, и после того момента ни разу не публиковалось о продвижении строительства водозабора. Это говорит о том, что, отвечая на вопросы интервьюера, главный специалист не критиковал деятельность, отвечал на вопросы позитивно, иногда уклоняясь и не признавая факты, поскольку все-таки он является непосредственным участником формирования имиджа главы муниципального образования. Манипуляция также проявляется в тиражировании портрета главы муниципального образования. Так, Ильсур Метшин, согласно результатам исследования, любил выступать на публике. Его портреты были всегда разные, то есть фотография предоставлялась по месту действия. Олег Власов был не публичным человеком, его портрет редко публиковался в печатных средствах информации. Айдар Метшин вступил в должность главы муниципального образования только в конце 2006 года, и за этот небольшой срок в СМИ с определенной периодичностью публиковали одну и ту же фотографию. Надеемся, что он, как и его брат, будет активно участвовать в деятельности местных властей, и население узнает это не только из напечатанного текста в газете, но и увидит его в действии. Таким образом, результаты исследований показали, что каждая газета, информационно-аналитическая программа телевидения формируют свой имидж глав местных администраций, используя определенные технологии тематизации и организации своих материалов. Необходимо отметить технологию тематизации, в соответствии с которой СМИ выделяют для обсуждения определенные темы и выдвигают их на повестку дня. Именно, в результате данной технологии, активизируются те вопросы, которые отобраны и распространяются теми или иными средствами массовой информации. Контент - аналитические исследования выявили фокус-внимание СМИ. Например, газета «Республика Татарстан» фокусирует внимание на признание заслуг глав местной администрации РТ, газета «Казанские ведомости» - на участии глав местной администрации в культурных, социально-экономических мероприятиях района/города РТ, а газета «МК» в Татарстане - на деятельности руководителя как депутата Госсовета РТ [40]. Другая информационная технология - архетипизация. Городские и районные газеты проправительственной ориентации содержат один устойчивый архетип - образ «отца родного». Соответственно, из данного устойчивого и неизменного архетипа СМИ формируют различные мифосюжеты, где проявляется забота главы местной администрации о слабо защищенных слоях населения, занимающегося всеми хозяйственными, экономическими, сельскими вопросами района, города РТ. Все социальные, экономические и политические процессы, происходящие в районе, связаны с конкретной личностью, которая идентифицируется с данным случаем. Таким образом, преодолевается обезличенность власти района. Здесь используется технология персонализации. Деятельность районных газет направлена преимущественно на освещение деятельности первых лиц района, что приводит к тому, что в СМИ формируется персонифицированный имидж местной власти. Еще одна технология - стереотипизация, приводящая к тому, что население теряет истинное представление о реальности и оказывается в ситуации отрыва от нее. Стереотипизация уводит массовое сознание населения в сферу абстрактности и неконкретности. Таким образом, в сознании населения создается ограниченный образ местной власти, что приводит к пассивности, тем самым происходит отчуждение власти от народа. Для создания позитивного имиджа местной власти применяются не только средства массовой информации, но такие средства как личные контакты главы муниципального образования с населением, также главный телефон, поздравительные открытки. На планерках глава поздравляет сотрудников администрации с их успехами в работе, поощряет тех сотрудников, которые отличились, тем самым стимулирует их. То есть имидж главы муниципального образования создается не только для населения, но и для самих сотрудников, которые вместе с ним работают. Ведется работа по повышению позитивного имиджа каждого сотрудника. Тому подтверждение, проведенное интервью с главным специалистом отдела по СМИ. По ее словам, от каждого работника зависит имидж, будет ли он положительным или отрицательным, так как все сотрудники, вся местная власть старается повысить имидж всей власти в глазах населения. Но при этом у главы муниципального образования нет имиджмейкера, по словам респондента, он ему не нужен. «У него достаточно хороший имидж, уже созданный с помощью фамилии Метшин. Он всегда выглядит с хорошо подобранной одеждой. Если это какое-то официальное мероприятие, выглядит в деловом стиле, если же это мероприятие, требующее неформальной обстановки, одевается в более свободную непринужденную одежду. Ему всего скорее нужен не имиджмейкер, а политтехнолог для того, чтобы он понял всю суть общения с прессой, то, как ему нужно себя вести в определенных обстоятельствах, не бояться выражать свои мысли на публике. Ответственные в формировании имиджа главы муниципального образования - это все сотрудники администрации». Главный специалист несет непосредственную ответственность за формирование имиджа, так как в его функцию входит поддержание положительного имиджа. Он взаимодействует с местными средствами информации, то есть именно через него проходит информация от главы до СМИ. Местные органы власти, применяя манипулятивные технологии, используют также некоторые эффекты воздействия на массы, такие как: эффект «расслабления» аудитории, то есть глава муниципального образования использует экспромт речи, простой язык общения, что позволяет держать аудиторию под контролем и завоевать доверие; эффект пессимизма, это произошло во время монетизации льгот, тогда все население протестовало, не хотело нововведений, и поэтому в роли оптимиста выступил А.Метшин, разрешив проблему, найдя компромисс. Также существуют несколько методов воздействия на население, которые используют местные власти для повышения имиджа, то есть используются манипулятивные технологии. ? метод социально-психологической стратификации. Местная власть обращается к актуальным проблемам населения, деля их по демографическому, профессиональному и другим характеристикам, так например, уделяется внимание многодетным, малоимущим семьям, молодежи, пенсионерам, что вызывает симпатию у людей. Это проявляется особенно, когда проводятся собрания с частными предпринимателями, где обсуждаются вопросы о благотворительности в помощь уязвимым слоям населения. А также сами местные органы власти посещают различные реабилитационные центры, дошкольные, школьные учреждения, учреждения здравоохранения и т.п. не оставляя без внимания нуждающихся в помощи людей; - метод «игровой прием». Отношение с населением строится нестандартно, используется для того, чтобы воссоздать яркий личный имидж, который импонирует толпе, приводит к положительным эмоциям. Так, например, И. Метшин выступал с торжественной речью в день выпускников. Его торжественная речь разбавлялась простонародной. Что позволяло ему привлечь максимальное внимание аудитории (смотри Приложение М). Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что манипуляция проявляется в отсутствии альтернативных средств массовой информации, которые были бы независимыми от местных властей и освещали бы не только положительную, но и критическую информацию о местных органах власти. СМИ производит небольшое количество информации, для доступности в процессе восприятия, таким образом, происходит дозирование информации, используя скрытые манипулятивные технологии. Качество публикуемой информации носит чаще всего положительный характер, это проявляется в названиях статей и их содержаниях. В связи с этим можно сделать вывод, что местные органы власти через СМИ используют в формировании позитивного имиджа манипулятивные технологии воздействия на аудиторию, навязывая им положительный имидж местных органов власти. От незнания насущных проблем, население не может активизироваться, мобилизоваться в решениях этих проблем. Местные СМИ финансируются местным бюджетом, что определяет их статус как материально зависимых от местных властей. Местные газеты направлены на освещение деятельности первых лиц, что говорит о формировании персонифицированного имиджа, то есть все социальные, экономические и политические процессы, происходящие в районе, связаны с конкретной личностью, в данном случае с Айдаром Метшином. В газетах «Ленинская правда» и «Нижнекамское время», которые находятся под контролем местной власти содержат один устойчивый архетип главы муниципального образования, также как и в исследовании Н.В. Натаповой - образ «отца родного», уделяющий внимание каждой группе населения, например, поздравления с днем матери, торговли, защитника отечества, строителя и другое. Также нужно отметить, что в местных средствах информации, как печатных, так и телевизионных наблюдается ,тенденция тематизации. То есть, то, что актуально на сегодняшний день, не освещается в СМИ, а освещается только информация, носящая положительный характер. Исследования показали, что информация, формируемая СМИ, направлена на конструирование положительного имиджа местной власти, а конкретно, главы муниципального образования. Здесь присутствуют технологии персонализации, тематизации и популяризации. Средства массовой информации подконтрольны местным властям, не освещают проблемы в полной мере, избегая критики, что позволяет говорить о применении манипулятивных технологиях воздействия на массы, таких как: яркие популистские заявления, тиражирование портрета, опрос общественного мнения, дискуссионные программы, дозирование информации, а также использование имиджа, уже созданный фамилией Метшин. Вследствие этого целесообразно разработать рекомендации и предложения по формированию активного имиджа главы муниципального образования, по снижению применяемых манипуляций и более близкому взаимодействию населения и власти. 3 Основные рекомендации и предложения по формированию активного имиджа главы муниципального образования 3.1 Взаимодействие населения с местным органом власти как технология формирования имиджа Активный имидж власти предполагает активное взаимодействие населения с властью. Власть должна быть максимально приближена к населению, чтобы эффективно решать вопросы местного значения. О низкой активности населения участия в управлении городом приводит власть к манипулированию обществом. То есть для власти открыт путь к манипулированию. Поэтому, чтобы снизить манипулятивные технологии, населению нужно эффективно взаимодействовать с властью, тем самым будет формироваться активный имидж местной власти. Имидж выступает в роли связующего звена между политиком и его аудиторией. Он служит отражением, как интересов аудитории, так и интересов политика и пытается совместить эти интересы. Продвижение имиджа - это своего рода коррекция образа в соответствии с тем, что ждет от него аудитория. Найти и отразить запросы общественности, ее интересы - это искусство. У каждой власти есть определенный имидж. Власть должна вдумчиво относится ко всему, что касается коммуникаций с общественностью. В частности, любой логотип, символ должны рассматриваться не как лист бумаги, на котором что-то изображено, а как нечто большое: что стоит за этим изображением, с чем оно идентифицируется. Например, когда люди видят здание, в котором располагается администрация, или когда они видят мэра, у них возникают определенные ассоциации. Важно, что именно люди подумают, увидев это здание или этого мэра. Многие органы власти в Великобритании выпускают огромные книги, тратят тонны бумаги для изложения своих целей, планов, перспектив, описания того, что они собираются сделать. Как в общественном сознании, так и в памяти конкретного человека отведено очень мало места на то, чтобы помнить всю информацию. Поэтому нужно выделить лишь несколько важных сообщений, которые получит и сможет воспроизвести целевая группа [45, с. 83]. Представители публичной власти должны заботиться о том, в каком виде и каким образом население хочет получить информацию. Так, в Великобритании местные органы власти взаимодействуют с населением через СМИ с помощью новостных листовок, рассылаемые в каждый дом, различных буклетов, газет местных органов власти, публичных встреч. Это своего рода манипуляция местных органов власти. При обильной информации, люди просто не смогут с ней справиться и не будут иметь точного понимания о деятельности местных властей. Во многих городах люди не доверяют местным властям, потому что не знают, чем они занимаются. В связи с этим местная власть должна стараться подавать полезную и интересную информацию, не оставляя без внимания проблемы местного сообщества. В Великобритании за последние пять лет органами местной власти делают многое, чтобы вовлечь людей в свою работу, стать более открытыми и подотчетными общественности. Жители принимают участие в обсуждении вопросов, связанных с преступностью, проблемами молодежи, досуга. При проведении исследований или опросов для органа власти важно рассматривать его связи с общественностью не как линейный процесс, а как замкнутый цикл. Нужно знать, что именно важно для жителей. Выбирая приоритеты своей работы, например, улучшая качества дорог, нужно рассказать гражданам, что именно и зачем они делают. Если граждане выдвигают во время опроса невыполнимые требования, например, отказываются платить налоги, зато хотят иметь большую квартиру, можно сказать: «Простите, но мы не можем этого сделать». Но и сама власть не должна задавать вопросы, на которые не может ответить сама, по поводу которых ничего не может сделать. Нужно отметить, что на западе имидж местных органов власти формируется с помощью имиджмейкеров, профессионалов. В России с помощью имиджмейкера формируют свой имидж власти и главы государственных органов власти. На местном уровне в России имидж формируется через средства массовой информации. Но, тем не менее, имиджмейкер корректирует образ лидера, подобно тому, как спиндоктор корректирует образ события в СМИ. И в том, и другом случае избиратель сталкивается не с самим политиком или событием, а отражением их в СМИ. Отсюда серьезная значимость требований СМИ к политику или событию. Население не имеет личных контактов с политиком, и поэтому оно должно реагировать на его символическое представление в виде имиджа, формируемый СМИ. Продвижение имиджа с помощью коммуникативных технологий имеет целью приблизить уже сформированный образ к ожиданиям аудитории. Эффективность продвижения имиджа власти зависит как от качества субъекта политики, так и от эффективности применения всей совокупности коммуникативных технологий связей с общественностью. А именно: планирование PR-деятельности, создание, распространение и управление информацией, мониторинг общественного мнения, управление кризисными ситуациями, проведение PR- кампаний и акций и др. [46]. В 2005 году в Москве секретариатом Международной Ассамблеи столиц и крупных городов был проведен «круглый стол» под названием «Открытость власти и современные информационные технологии: взгляд в будущее». Его задачей стало повышение эффективности работы пресс-служб администраций городов, пресс-секретарей мэров, распространение опыта деятельности пресс-служб, и выработка рекомендаций по применению современных информационных технологий для достижения максимальной открытости власти. Общие для городов проблемы информирования населения о деятельности городского управления могут быть решены только объединенными усилиями - это отмечали все участники. Используя единое информационное пространство, в частности информационную систему с открытым доступом в сети Интернет «Электронный портал МАГ», Международная Ассамблея столиц и крупных городов стран СНГ реализует важнейшие программы и проекты: «Город - городу», «Горожане», «МАГ-Экспо», «Инфо-МАГ-Инвест», МАГ-Строй-Ипотека» и другие, направленные на решение общегородских и социальных проблем, привлечению инвестиций для развития инфраструктуры городов, организует виртуальные и выставочно-ярмарочные выставки, способствует созданию единого информационного, экономического, культурологического пространства городов, регионов, государств. Работники пресс-служб сегодня сталкиваются с комплексными проблемами, которые не стоят ни перед журналистами независимых СМИ, ни перед работниками городской администрации. Для такой работы необходимо отдельное обучение, подготовка и переподготовка кадрового состава пресс-служб, пресс-секретарей администраций городов. В целях объединения усилий пресс-служб администраций городов - членов Международной ассамблеи столиц и крупных городов, пресс-секретарь Тверской Городской Думы выдвинула идею общего межрегионального издания, выходящего в электронном и «бумажном» виде, доступное горожанам всех социальных групп, которые заинтересованы в объективной информации о работе городских властей, контактах с ними. Кононенко Игорь Александрович, руководитель департамента Комитета Муниципальных Образований (КМО), отмечая общность задач, стоящих перед КМО и Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) в целях повышения уровня информированности горожан о работе администрации, предложил создать под эгидой МАГ и КМО Объединение пресс-служб городов для оперативного обмена актуальной информацией. Ход обсуждения поставленных вопросов продемонстрировал большой интерес представителей органов государственной власти, руководителей пресс-служб к изучению взаимного опыта и готовность к эффективному сотрудничеству в целях разъяснения местному населению действий городских властей, формирования положительного имиджа власти, преодоления бытового нигилизма, в котором может завязнуть самое благое дело. Стоит отметить опыт города Ярославля. Для того чтобы повысить имидж местного органа власти, было необходимо создать эффективное взаимодействие населения с местной властью. Требовался такой способ общения людей с различными властными структурами, который был бы простым по форме и необременительным по затратам времени, а главное, эффективным [47]. На протяжении последних лет интенсивность взаимодействия Главной дежурной службы мэрии Ярославля с гражданами города возрастала ускоренными темпами. Так, в целом за 2003 год в эту службу обратилось 36 978 человек, тогда как в 2002 году -- 20 242 человек, а в 2001 году -- всего 9312 человек. Традиционно наибольшее число обращений касается вопросов тепло- и водоснабжения, особенно в отопительный сезон. Другие «популярные» темы -- это работа дирекции единого заказчика и ремонтно-эксплуатационные организации, благоустройство города, функционирование общественного транспорта, обеспечение электроэнергией. Значительную часть контактов составляет консультирование граждан по различным вопросам. Прежде традиционные системы, обеспечивающие работу с обращениями, строились, как правило, на личных контактах -- например, использовались так называемые «общественные приемные», что далеко не всегда было удобно для граждан и организаций. Людям требовался такой способ общения с различными властными структурами, который был бы простым по форме и необременительным по затратам времени, но при этом непременно эффективным -- по результату [48]. Автоматизация работы Главной дежурной службы обеспечивается путем использования системы управления контактами, которая функционирует в круглосуточном режиме и позволяет решать целый спектр задач: - прием, регистрация и обработка поступающих сообщений; - управление работой подрядных организаций, ДЕЗов, РЭУ; - персональное упреждающее информирование граждан о состоянии дел по их обращениям; - ведение архива журналов приема и обработки сообщений; - аналитическая обработка результатов работы службы, подготовка разнообразных аналитических отчетов; - интеграция с внешними информационными ресурсами мэрии (адресный справочник). Система управления контактами разработана на базе программного продукта компании ИНКАП -- операторского центра «Капелла», представляющего собой центр обработки обращений (call-center) с элементами СRM-системы и контакт-менеджера. Отличительными особенностями «Капеллы» являются: - функционирование на базе любой автоматической телефонной станции, что решает проблемы совместимости и не требует дорогостоящих вложений в аппаратное обеспечение; - автоматизация всего процесса обработки звонка -- от момента его принятия и до ответа на вопрос (решения проблемы); - наличие целого набора аналитических функций -- мониторинг и анализ эффективности работы сотрудников, выявление потребностей и предпочтений клиентов; - четкая регламентация всех процессов работы, что достигается за счет фиксации ролей пользователя в системе (оператор, эксперт, аналитик, администратор); роли имеют алгоритм функционирования, который обеспечивает точность передачи и сохранения информации; - наличие базы знаний, которая содержит ответы на возможные вопросы, позволяет операторам реагировать на запросы без привлечения компетентных специалистов; база знаний самостоятельно развивается и пополняется пользователями в процессе работы; - наличие базы данных, в которой хранится информация обо всех звонках в компанию (причем все состоявшиеся разговоры записываются); эта информация может быть использована как в маркетинговых целях, так и в целях информационной безопасности; - интуитивный рабочий интерфейс, который понятен даже непрофессиональному пользователю компьютера; - простота освоения и внедрения -- внедрение может осуществляться с помощью «мастеров» и системы интерактивных подсказок, а документация содержит мультимедийный учебник, позволяющий легко и быстро обучить пользователей работе с операторским центром. Внедрение и расширение функциональности системы управления контактами предусматривает три этапа. На первом этапе создается информационная система, которая автоматизирует работу любой структуры, ответственной за прием и обработку обращений. На втором этапе разрабатывается система автоматизации документооборота всех подразделений, участвующих в работе с обращениями, а также создаются веб-инструменты для работы с обращениями через веб-узел. Работа системы через веб-узел позволят объединить все обращения в единую базу данных в рамках единой информационной системы и получать достоверную и оперативную картину по всем обращениям. На третьем этапе создается аналитическая система для изучения общественного мнения и проведения социологических опросов, горячих линий, прямых эфиров на телевидении, с помещением всей накопленной информации в базу данных. Эта система автоматизирует весь процесс подготовки аналитических исследований и отчетов. Это система имеет много плюсов, так как позволяет эффективно обрабатывать и решать входящие сообщения от граждан. Можно сказать, что это система формирует активный имидж власти, поскольку с помощью этой системы, местное сообщество взаимодействует с местной властью. Внедрение полнофункциональной системы управления контактами в мэрии города Ярославля состоялось 1 июля 2003 года. Этот процесс занял один месяц, причем половина времени ушла на обучение пользователей работе с операционной системой Microsoft Windows [49, с. 78]. По словам Владимира Гогла вице-мэра Ярославля «Уже сейчас можно говорить о том, что в результате использования данной системы увеличилось количество обрабатываемых обращений, повысилось качество и скорость решения проблем граждан, связанных с работой коммунальных служб города, что в целом ведет к повышению доверия населения к органам государственной власти» - Владимир Голов вице-мэр Ярославля. Результатом годичной эксплуатации системы стало совершенствование информационного обмена с частными лицами и организациями, упрочение контактов, использование связей с общественностью для улучшения работы управленческих, исполнительных и хозяйственных структур, анализ и контроль за общественными инициативами, учет и анализ изменений мнения населения регионов. Система также играет важную роль в проведении различных PR-акций и способствует увеличению популярности органов власти и местного самоуправления. Организация обработки обращений до внедрения системы управления контактами не позволяла в полной мере обеспечить эффективность работы с населением (смотри рисунок 4). Рисунок 4 - Организация обработки обращений до внедрения системы управления контактами Но после внедрения системы управления контактами каждое входящее сообщение не оставалось без внимания (смотри рисунок 5). Это говорит о том, что власть заботится о проблемах местного сообщества и благодаря этой системе улучшается взаимодействие населения и власти, развивается при этом активный имидж местной власти. Если местная власть будет знать проблемы местного сообщества, то при совместном решении проблем улучшится обстановка в городе. Рисунок 5 ? Организация обработки обращений после внедрения системы управления контактами Внедрение системы управления контактами позволило решать следующие актуальные задачи: - оперативно, точно и полно обрабатывать большой поток обращений в Главную диспетчерскую службу; - регистрировать каждое обращение, передавать его в обработку одной из ответственных служб, контролировать ход работ и фиксировать результат; - записывать все телефонные переговоры и таким образом сохранять полную картину взаимодействия с гражданами, организациями, государственными и муниципальными службами; - на основании накопленной информации находить верное решение в любой конфликтной ситуации; - в любой момент времени получать оперативную картину происшествий в городе, готовить аналитические сводки и отчеты для руководства за любой период. Благодаря регистрации всех поступающих документов, отфильтрации несодержательных звонков и повышения качества работы операторов за весь период эксплуатации системы не было выявлено ни одной просроченной или забытой заявки, тогда как ранее потери документов достигали примерно 20%. Сроки выполнения заявок сократились в 2--3 раза, а количество обрабатываемых звонков увеличилось в 2 раза. Так, за июль-декабрь 2003 года в системе было зарегистрировано 18 589 обращений (для сравнения: за весь 2002 год в Главную диспетчерскую службу поступило 20 135 обращений). В некоторые дни количество обращений достигает 250--300 звонков. И наконец, реализация систем, обеспечивающих постановку и автоматическое назначение задач подрядчикам, а также подготовку еженедельных и ежемесячных отчетов, позволила добиться того, что ни одно обращение не осталось необработанным. Большое значение здесь имело расширение полномочий по контролю над исполнителями (подрядными организациями).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|