Рефераты
 

Политическая наука

Политическая наука

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

БЕЛОРЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

ПОЛИТОЛОГИЯ

Проблемно-тематический курс

Выполнила: студентка 3 курса

экономического факультета

заочного отделения

Белорецк 2009 г.

Содержание:

Тема 1. Предмет политической науки и методы исследования

Тема 2. Политика как общественное явление

Тема 3. Власть как социальный феномен

Тема 4. Политическая система общества

Тема 5. Гражданское общество и государство

Тема 6. Проблема государства в политической науке

Тема 7. Сравнительный анализ политических режимов

Тема 8. Социальная стратификация современного общества и политика

Тема 9. Политическая стратификация. Теория элит

Тема 10. Социально-этнические общности как субъекты политического процесса

Тема 11. Политические партии, их место и роль в политическом процессе

Тема 12. Политическое лидерство и политическая деятельность

Тема 13. Личность как объект и субъект политики

Тема 14. Сущность политического манипулирования, основные приемы и методы

Тема 15. Конфликт в политике

Тема 16. Политический процесс

Тема 17. Политическое развитие

Тема 18. Кризисы политического развития

Тема 19. Политическая революция и контрреволюция

Тема 20. Политическое сознание

Тема 21. Политическая идеология. Основные политические идеологии современности

Тема 22. Социальная утопия и антиутопия в политике

Тема 23. Политическая культура

Тема 24. Методы моделирования и прогнозирования в политике: современная футурология и политика

Тема 25. Международные отношения и внешняя политика

Литература

Тема 1. Предмет политической науки и методы исследования

1. Каковы, на Ваш взгляд, основные исторические причины, вызвавшие выделение политической науки в относительно самостоятельную отрасль научного звания?

Основными историческими причинами, вызвавшие выделение политической науки в относительно самостоятельную отрасль научного знания, на мой взгляд, является:

1. т.к. она поддерживает нормальные партнерские отношения, требующих правовую неусыпность государства;

2. она убережет общество от стихии;

3. помогает узнать условия, политической игры, сохранить ее смысл и активизировать ее;

4. она помогает понять, какие усилия требуются для проведения «политической игры» в цивилизованных рамках и т.д.

Но главный парадокс политической науки состоит в том, что с одной стороны, она существует с тех пор, как сложилась публичная власть и общество разделилась на управленческие и управляемых, но с другой стороны политическая жизнь в современном смысле жизни возникает лишь в демократическом обществе признающем несовпадении групповых интересов и допускающем их соревнование в форме политического соперничества. В традиционных обществах нет политической жизни (следовательно, и политической науки) как процесса, в ходе которого определяются носители власти - они там заранее известны.

2. Какая позиция представляется Вам более продуктивной?

Более продуктивной является позиция, которая утверждает, что политология и есть общая, интегративная политическая наука, включающая в себя все остальные науки и политике т.к. специфика политология заключается в изучении политики во всех проявлениях, а политика проявляется ведь не только в политической социологии и в других науках; политической философии, теории государства и права, политической географии и других науках.

3. В чем вы видите причины того методологического разнообразия, которое сложилось в современной политологии?

Причину того методологического разнообразия, которая сложилась в современной политологии, я вижу в том, что в данной науке различные методы, во многом отличающимися друг от друга; по характеру, структуре и т.д. поэтому сложилась такая ситуация, ведь каждый метод в чем-то превосходит другой, а в чем-то уступает. Чтобы сложилась полная картина необходимо изучать все существующие методы.

Тема 2. Политика как общественное явление

1. Каковы достоинства, и каковы недостатки каждого из этих подходов?

Объектом изучения политологии в самом широком смысле является политика. В политической науке сложилось несколько основных подходов к решению проблемы - что такое политика? Существует несколько подходов:

1. политику определяют как область в основном целенаправленных отношений сложившихся между социальными группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых запросов и потребностей. Достоинства данной теории заключается в том, что отношения целенаправленны, созданы для улучшения жизни общества, в интересах всех его членов, но с другой стороны существуют недостатки - иногда существует разное мнение по какому - либо вопросу и приходится жертвовать своим мнением, чтобы прийти единомыслию.

2. поиск компромисса между интересами различных социальных групп, предотвращающего распад общества в результате противоречий. Достоинство данной теории заключается в том, что складывается система противоречий. Все вместе и каждый в отдельности заинтересованы в сохранении целостности социального организма, каждый человек или группа имеет право «стоять с ним до конца», но с другой стороны в этой теории есть свои недостатки - каждый член группы ведет между собой и другими членами группы постоянную борьбу по защите своих эгоистических интересов, что ведет к подрыву целостности общества, что может сказаться на ситуации в стране.

3. деятельность элиты по руководству обществом. Достоинство данной теории заключается в том, что не существует каких-либо разногласий, политика реализуется через определенные институты и т.д. Однако существуют недостатки данной теории - у власти стоит определенный слой людей, обособлявшийся от общества. Этот слой имеет свои собственные интересы, и осуществляет постоянную опасность отрыва управленческого слоя (элиты и бюрократии) от общества. Интересы общества их мало интересуют, элита играет в свои «определенные игры», обществу отводится роль зрителя, очень редко арбитра.

2. Чем Вы можете объяснить политизированность социальных процессов в российском обществе?

Политизированность социальных процессов в российском обществе объяснить можно следующим:

1. отсутствие в нашей истории традиций политического ведет к поиску «внутреннего врага» во всех сферах общества жизни и попыткам расправиться с ним, используя политические средства и методы;

2. политическая власть в России всегда традиционно облегчает доступ к экономическим благам и духовному влиянию, поэтому борьба за доступ к экономическим благам и духовному влиянию, поэтому борьба за них также политизируется;

3. в России на большом протяжении времени существует раскол. Отсутствуют: а) единое видение истории страны, как процесса обладающего внутренней логикой и единством;

б) единое для элиты и массы социокультурная идентификация.

Борющиеся группировки пытаются захватить и использовать власть для навязывания своей морали модели духовного, социального, политического и экономического развития всему обществу, что и порождает политизировать процессов, протекающих во всех сферах общественной жизни.

3. Приведите аргументы, которые могут быть использованы для опровержения этой точки зрения. Найдите их, даже если Вы сами в целом разделяете противоположное мнение.

Политика не определяется только экономической системой в стране. Политика зависит от многих других наук и причин, сложившихся в данной стране: от традиций, моралей, ценностей того или иного государства и приживающего в нем населения. Например, взять высокоразвитые страны (США, Франция, Япония и т.д.) экономика у них находится на очень высоком уровне, но все же политика иногда дает сбои, происходит разногласия по ведению тех или иных программ, к власти рвутся, очень сильные партии и не разберешься, что творится в политике никак не влияет на их экономику, т.к. у них очень высоко развита культура, мораль населения, и очень сильно почитаются традиции и не куражатся их, не перечеркивают то, что было, так это происходит у нас в стране.

Тема 3. Власть как социальный феномен

1. Подразумевает ли социологический подход к анализу проблемы власти ее этическую или какую - либо другую оценку или он ограничивается описанием ее структуры и функционирования?

Социологический подход - власть, рассматриваемая как организующее начало политической системы ее конститутивной момент. Социологический подход к анализу проблемы власти ограничиваются с писанием ее структуры и функционирования, ведь власть в данном подходе рассматривается не как взаимосвязь с другими науками, а как начало существующей системы.

2. Какой их этих подходов, представляется более убедительным и каковы аргументы, определяющие Ваш выбор?

На мой взгляд, более убедительным является подход, в которое сказано, что чтобы понять общество и политические процессы, протекающие в нем, необходимо начать закономерности поведения конкретного человека, т.к. общество состоит из отдельных индивидов, и у каждого индивида есть свое мировоззрение и взгляды на протекающие процессы - в стране. Политические процессы также во многом зависит от той или иной личности. Ведь у каждого человека есть свои определенные политические взгляды, именно от того или иного перевеса в политических взглядах и зависят происхождение те или иные политические процессы. Взять, например 30-40 гг. 20 в. во главе СССР стоял Сталин. Именно он решал как вести политические процессы, и как нужно жить обществу, от которых ничего не зависело. Да и сейчас, в настоящее время, чтобы понять поведение нашего правительства и президента в частности т.к. от нас практически ничего не зависит.

3. Какие причины вызывают возрастание роли контроля над духовно-информационными ресурсами в механизме власти современного общества?

В настоящее время возрастает роль контроля над духовно - информационными ресурсами в механизме власти современного общества. Это вызвано несколькими причинами:

1. духовно-информационные ресурсы несут иногда, неверную информацию, которая может отрицательно сказаться на сложившемся механизме власти.

2. духовно-информационные ресурсы могут подстерегать общество к свершению или недоверию сложившейся власти.

Тема 4. Политическая система общества

1. Можете ли Вы согласиться с теми авторами, которые считают, что именно политическая система формирует цели общества, определяет пути их достижения?

Я согласна с теми авторами, которые считают, что именно политическая система формирует цели общества, определяет пути их достижения. Политическая система - это совокупность взаимодействующих подсистем. В структуре политической системы выделяют 3 подсистемы: институциональная, информационно - коммуникативная и нормативно - регулятивная. Институциональная подсистема состоит из таких институтов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтов, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, являющийся государство. Велико значения политических партий и групп интересов в политической системе. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В структуру политической системы входит информационно - коммуникативная подсистема, которая устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству, а также средства массовой информации, под которым подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, книги. Значение этой подсистемы велико, и ибо люди, как известно, способные оценивать действия, в том числе и политические лишь при наличии определенного объема знаний и информации.

Нормативно - регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижений требований, превращение этих требований в решение осуществления решений. Эти нормы - основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на 2 типа: нормы - привычки и нормы - закона. Нормы - привычки во многом определяет форму политической системы, внутри которых оперируют нормы - закона. Нормы - закона определяют процесс законодательства, устанавливают права, голоса, свобода слова, создание ассоциаций и др. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, без них едва ли можно избежать беспорядка или хаоса. Как мы видим подсистемы политической системы, охватывают все сферы жизни общества, политические партии, информационные системы, нормы и т.д. Все эти элементы формируют цели общества и пути их достижения.

2. Какие проблемы анализа политической системы общества позволяет решить системный подход в отличие, от институционного ,и какие проблемы, в свою очередь, порождает его применение?

Системный подход в отличие от институционного решает многие проблемы анализа политической системы общества. Во-первых, можно проанализировать, как политическая система взаимодействует с другими системами общества. Во-вторых, анализ охватывает многие процессы протекающие внутри системы. В-третьих, позволяет принимать быстро меры и решения, если происходит какой - либо сбой в системе и т.д. Однако существуют некоторые проблемы связанные с применением системного подхода:

1. необходимо много времени и средств, чтобы проанализировать политическую систему общества;

2. анализ политической системы общества не всегда бывает, точен и т.д.

Принципиальная схема политической системы (системный подход):

Среда

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Требования _____________ Политическая _ _ _ _ _ _ _ Законы

- поддержка система решения

3. Какие структурные элементы политической системы в современной России демонстрируют, на Ваш взгляд, наименьшую эффективность и почему?

В России на протяжении 20 в. по меньшей мере, дважды прерывался процесс образования единой политической системы. Каждый раз силы заинтересованные в том, чтобы «любой ценой» свалить старую власть, не останавливаясь перед тем, чтобы развязать импульсы этнического сепаратизма. В результате цивилизованный процесс производства единой политической системы снова был остановлен и новое государство - Российская Федерация. До сих пор не в соответствии выстроить свою ценность в качестве единого политического субъекта, имеющего свои цели и интересы в мире свое видение будущего, свои ценности и приоритеты. Они, как правило, являются политическими, что не мешает им вести себя, как единые политические нации. Везде где этнический морализм перерастает социокультурные рамки, и этносы начинают вести себя по правилам политических субъектов - наций, государственное единство ставится под вопросом. В РФ процессы формирования политического самосознания уже по - видимому, невозможно повернуть вспять. Это приводит к серьезным деформациям в политической системе:

1. нарушается равенство субъектов федерации - национально - территориальные субъекты получают больше прав, чем административно - территориальные и к тому же оказывают неравными между собой. Национально - территориальные субъекты, в которых «паяльная нация» составляет меньшинство, ведут себя не так как те, где эта «нация» образует большинство населения.

2. нарушается равенство гражданских прав в национальных регионах: представители «титульной нации» требуют преимуществ и как правило, в том или иной форме их получают. В результате вместо современного единого гражданского общества не знающего политических привилегий возникает новые общества, раздираемые взаимным подозрениями и разделенное политическими привилегиями.

Тема 5. Гражданское общество и государство

1. Почему в таком случае гражданское общество нельзя считать обществом «деполитизированным», то есть находящимся вне политики?

Под гражданским обществом понимается та область социальной жизни, где человек реализует свои личные, частные, в том числе и эгоистичные интересы, сфера свободы, куда государство вторгаться не имеет право, где его функции строго ограничены поддержанием порядка, одобренного гражданами. Но в данном случае, гражданское общество нельзя считать общественной «деполитизированным» то есть находящаяся вне политики. Политика присутствует далее в отношениях между людьми, ведь внутри гражданского общества: суд, нотариат, полиция и т.д. Они вместе защищают интересы граждан, осуществляют определенные действия и ведут свою политику.

2. Назовите факторы, которые определяют границы суверенитета личности в обществе. Имеют ли они универсальный характер или их ансамбль определяется конкретно - исторически и в зависимости от особенностей национальной культуры?

Общество, который функционирует на основе реализации человеком своих прав и свобод - это и есть гражданское общество. На свободе в обществе определенной личности не имеют ничего общего вседозволенностью и беззаконием. Есть определенные границы суверенитета личности в обществе и нельзя их нарушать. Есть определенные границы, которых личность не в праве нарушать. Например, человек не в праве на кого-либо возносить напрасно, не в праве осуществлять какие - либо действия в своих интересах, которые могут нанести вред другим людям и т.д. ансамбль данных факторов определяется конкретно исторически и в зависимости от особенностей национальной культуры. У каждой нации есть свои определенные традиции, от которых в какой - то мере зависит человек (например, женщины Востока обязаны носить паранджу, они бесправны закрепощены).

3. Какая из названных позиций Вам кажется более верной и почему?

На мой взгляд, более верной является точка зрения, в котором главной проблемой для России является не слабый уровень развития гражданского общества. Как такового, а традиционное отсутствие механизмов воздействия структур общественного самоуправления на власть. У нас очень высокоразвитое общество, но мы не можем никак воздействовать на власть. Взять, например, наше время. Сейчас практически никто не получает заработную плату, ведутся постоянные забастовки, пикеты. Но всерьез это власть не принимает. А требование так и остаются не выполненными, также ничего не могут добиться профсоюзы. И все это подтверждает, что они не умели воздействовать на власть. Так как это могут делать общества в развитых странах.

Тема 6. Проблема государства в политической науке

1. В какой мере, на Ваш взгляд, государство есть продукт рациональной деятельности людей, а в какой оно есть естественно возникающий результат развития, продукт конкретной традиции и культуры?

Государство - сложное, многогранное явление государственного организованного общества. Существуют признаки государства, отличающие его от других организаций и объединений:

1. отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов - управленцев;

2. суверенитет;

3. территория, очерчивающаяся границы государства;

4. монополия на легальное применение силы физического принуждения;

5. исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения;

6. право иметь свой государственный гимн и флаг;

7. право на взимание налогов и сборов с населения.

Таким образом, государство - это политико-территориальная организация власти призванная обеспечивать порядок для граждан и законность как основы процветания и благополучия. На мой взгляд, государство есть продукт рациональной деятельности людей в той мере, что оно обеспечивает порядок, суверенитет и т.д. А в мере естественно возникающих результатов развития, продуктом конкретной традиции и культуры государство может выступать в виде территорий, очерчивающих границы государства, имеющих свои определенные государственные гимны и флаги.

2. Прокомментируйте (достоинства:…, недостатки:…, выводы:…) следующее определение государства: «Государство - организация (объединение для совместных действий) населения (живущих ныне дееспособных людей) с органами управления для защиты интересов народа (населения и будущих поколений) в тех случаях, когда отдельные люди себя защитить, не способны или отдельным людям это невыгодно делать».

Достоинство данного определения заключается в том, что государство защищает интересы своего народа, если они сами не могут этого сделать или если это кому-то невыгодно, т.е. государство является единственным гарантом защиты всех прав. Недостатки: то, что государство является единственным учреждением, которая организует совместные действия населения с помощью органов управления, но не всегда эти действия населения бывают правильными и не всегда направлены на улучшение жизни населения, а наоборот могут ухудшать понижения каких - либо действий и лишь будут направлены на улучшение и во благо власти. Из этого можно сделать вывод, что данное определение имеет, как положительные, так и отрицательные стороны.

3. Какие причины ведут к выходу бюрократии из-под контроля суверена власти (монарх, народ и т.п.)? Могут ли законодательные и организационные меры раз и навсегда устранить угрозу бюрократизации в обществе?

К выходу бюрократии из-под контроля суверена власти ведут многие причины:

1. увеличение власти управляющей элиты;

2. снижение контроля над управленцами;

3. законы, предотвращающие, бюрократию остаются, не рабочими;

4. утверждением тех законов, которых мало затрагивают или вообще не затрагивают «интересы» наших властей и др. Но законодательные и организационные меры могут раз и навсегда устранить угрозу бюрократизации в обществе путем принятия жестких законов и принятия, различных мер, а не закрывать глаза на все, что происходит, как сейчас это делают законодательные власти.

Тема 7. Сравнительный анализ политических режимов

1. Каковы были исторические и идеологические предпосылки появления этой типологизации? В чем состоят ее достоинства, а в чем Вы видите ее недостатки? Является ли научно - корректным объединение в один тип национал-социалистического режима в Германии и сталинского режима в СССР?

Политаризм - это политический способ организации всей общественной жизни. Характеризуется все объясняющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчиненным всей обязательной системы коллективным целям и официальной идеологии.

Авторитаризм - это политический способ организации всей общественной жизни, характеризуется ограниченной властью одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества в неполитических сферах.

Демократия - одна из основных форм правления политической и социалистической организации общества, государства, власти, развивающийся и прогрессирующий политический режим, обычно связанный с республиканской формой правления исторические и идеологические предпосылки появления этой типологизации таковы.

Первобытному обществу необходим был лидер, который бы навел порядок в обществе, управлял бы им, контролировал и их во всем, т.к. такой человек был не в силе еще сам управлять собой, контролировать, поэтому устанавливается тоталитарный режим. Но постепенно человек начал развиваться в области мышления, начали происходить разделения собственности, люди сами стали решать, как им нужно жить, что делать, но лишь в рамках собственных интересах. Политика же и связанные с ней процессы оставались под контролем власти, т.к. человек в этом еще не очень хорошо разбирался, наступил авторитарный режим. Но на этом развитие человека не останавливается, он уже начинает самостоятельно мыслить не только в области своей личной жизни, но и в политике, поэтому ему необходимо становится принимать участие в осуществлении политике, власти, поэтому появляется демократический режим, позволяющий реализовать человеку свои возможности во всех направлениях. Достоинства этой типологизации заключается в том, что человек развивался постепенно, поэтапно развивалось его мышление, не было неразберихи, хаоса, переворотов и т.д. Недостатком данной типологизации заключается в том, что человека подавляли как личность, он становится винтиком в большом механизме (как в тоталитарном авторитарном режиме). Поэтому человек не готов, самостоятельно решать какие - либо вопросы, т.к. за него все решали и делали, объединено в один тип национал социалистического режима в Германии и сталинского режима в СССР является научно-корректным, как общественный строй он возник в Германии. Ему присуще почти все общие черты тоталитаризма. Национал - социализм имеет родство с фашизмом, хотя многое заимствует у советского коммунизма, прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищи». Но в то же время место класса здесь защищает нация, место классовой ненависти - ненависть национальная и расовая. Если в коммунистических политических системах агрессивность направлена, прежде всего, во внутрь, против собственных граждан, но в национально-социалистических - во вне, против других народов.

2. Как считаете, может ли существовать какой-либо политический режим без проекта утопического толка?

На мой взгляд, политический режим не может существовать без проекта утопического толка. Ведь каждый политический режим «улучшавшему» жизнь - обрисовывает все стороны жизни идеального общественного устройства, не оставляет места для дисгармонии, противоречий и т.д. Но все это обречено на провал, т.к. «идеальное» общество никому не удалось построить и все режимы терпят крах.

3. Можно ли в связи с этим утверждать, что различия между тоталитарным и авторитарным режимами носят количественный, а не качественный характер?

Мне кажется, в связи с данным утверждением, что в отличие от тоталитарного авторитарный политический режим оставляет некое социальное пространство для свободной самореализации личности, например, он не вторгается в экономику, ограниченно контролирует духовную сферу, не вмешивается в семейную жизнь и т.д. различия между тоталитарным и авторитарным, режимами носит количественный, а не качественный характер. Ведь жизнь человека не изменилась, как существующая тотальная контроль, так он и остался, лишь маленькая часть или количество вышло из-под контроля, человек получил лишь часть свободы, а все остальное контролируется.

4. Не говорит ли это о том, что для сравнения выбираются заведомо выгодные типы режимов и предлагаемая типология носит крайне тенденциозный характер?

Это не говорит о том, что для сравнения выбирают выгодные типы режимов и предлагаемая типология носит крайне тенденциозный характер. Ведь в той или другой мере дружно - лирические режимы в чем-то похожи на тоталитарный, авторитарный или демократический политические режимы.

Тема 8. Социальная стратификация современного общества и политика

1. Может ли существовать «социально-однородное» общество? По каким причинам социальное расслоение в обществе необходимо и желательно?

«Социально-однородное» общество существовать не может. Ведь всегда общество подразделялось на классы, сословия и другие различные признаки: размеру, форма получения дохода, месту, которую занимают в обществе и то: социальное расслоение в обществе необходимо и желательно по следующим причинам:

1. это позволяет лучше изучить сложившуюся обстановку в стране в различных областях;

2. это позволяет государству собирать различные налоги в зависимости от размера доходов;

3. позволяет обществу развиваться;

4. необходимо, чтобы кто-то находился у власти, а кто-то подчинялся, чтобы существовал порядок в стране.

2. Может ли «открытость» социальной структуры, высокая степень социальной мобильности компенсировать опасности, порождаемые глубокой социальной стратификацией? Какие причины порождают перенос борьбы различных социальных групп за перераспределение общественного богатства и изменение статуса в сферу политики? Дайте оценку в России с этой точки зрения.

«Открытость» социальной структуры высокая степень социальной мобильности не могут компенсировать опасности, порождаемая глубокой социальной стратификацией т.к. ничто не может компенсировать разрыв, которая образуется между бедными и богатыми. Это страшно, если этот разрыв очень большой, именно он ведет к социальной нестабильности в стране. В традиционном обществе существует связь между доступом к политическим ресурсам социальным положением группы. Высокий социальный статус во многом определяется контролем власти и его использованием для закрепления экономики привилегированного положения. Но не редко борьба различных социальных групп за перераспределение общественного богатства и изменений статусных позиций переносится в сферу политики (что часто происходит сейчас в России). Во первых это позволяет укрепить свои политические позиции (мы именно «заботимся» о населении и его богатстве), убрать своих именно политических противников. Во-вторых - приблизится к власти, завоевать доверие населения. Все это происходит из-за нестабильной ситуации в стране в сфере политики. Различные партии ли как не могут прийти к компромиссу, одному взгляду по какому-либо вопросу никто не хочет уступать, каждый защищает свои точки зрения. Поэтому в ход идут любые правила и методы, чтобы уничтожить всех, кто против них.

3. Говорит ли в связи с этим обилие политических партий и организаций и разнообразии социальной структуры общества или оно может свидетельствовать о чем-то ином?

Обилие политических партий и организаций говорит о разнообразии социальной структуры общества. Общество не однородно, у каждого класса есть свои определенные права, интересы, и поэтому необходимы представители, которых будут защищать именно их права и интересы в высших эшелонах власти. Чем больше разных классов со своими интересами, тем больше партий в стране, и наоборот.

4. Какие социальные группы, могут взять на себя функцию стабилизации социальной системы в современной России и какими средствами они могут достичь этой цели?

Взять на себя функцию стабилизации социальной системы в современной России может взять на себя именно «средний класс» (что практически у нас было до обвала рубля). Для этого необходимо его сформировать следующим образом:

1. необходима стабилизация политической ситуации;

2. увеличить социальные базы реформ;

3. дать возможность людям работать и развиваться, а не душить их различными налогами и т.д.

«Средний класс» сократит существующую дифференциацию в уровне доходов и качестве жизни существующую между «бедными» и «богатыми». Поможет развиваться экономике страны: появятся новые предприятия, новые рабочие места. Сократится рост преступности, рост безработицы, стабилизируется экономическое положение в стране. Это в свою очередь стабилизирует социальную сторону.

Тема 9. Политическая стратификация. Теория элит

1. Контролирует ли общество деятельность элиты, опираясь на демократические механизмы и процедуры, или, напротив, формальной демократизм позволяет элите более эффективно контролировать общество, маскируя ее господство?

На мой взгляд, формальный демократизм позволяет элите более эффективно контролировать общество, маскируя ее господство. Демократизация «позволяет» использовать власть в своих интересах населения. Население же в свою очередь никак не может действовать на элиту. У них есть права, но лишь формально, а так мы являемся бесправными во всех сферах. У нас нет никаких механизмов и процедур, которые бы контролировали действия элиты.

2. Какие обстоятельства, и какие качества политической элиты определяют пропорцию между первой и второй сторонами в использовании власти?

Один из крупнейших французских политологов ХХ столетия Дюверже сравнивал власть с двуликим Янусом. С одной стороны, это инструмент господства одних над другими используемый 1-ый тип выгоде и в ущерб вторым. А с другой стороны - способ сохранить некоторый социальный порядок, некоторую интеграцию всех в коллектив для всеобщего блага, однако пропорцию между 1-ой и 2-ой сторонами в использовании власти определяют некоторые обстоятельства и качества политической элиты:

1. какая политическая ситуация в стране в целом. Необходимо ли «угнетать» подчиненных, чтобы они выполняли свои обязанности, или же необходимо лишь направить в нужное русло какие-либо действия для сохранения порядка;

2. какая политическая элита стоит во главе государства, и какими методами она воспользуется для правления народом (угнетать или направить).

3. Имеет ли место «ирония демократии» в действительности? Какими причинами могли бы Вы объяснить заинтересованность политической элиты в сохранении демократических норм и правил политической борьбы?

В действительности «ирония демократии» имеет место т.к. что такое «демократия». Каковы ее ценности никто не знает. Ведь демократия - это не только власть народа, но еще и определенный режим, в которых существуют определенные нормы и правила, которые переходят за рамки ни в коем случае нельзя. Заинтересованность политической элиты в сохранении демократических норм и правил политической борьбы можно объяснить некоторыми причинами:

1. демократические нормы позволяют вести честную политическую борьбу;

2. открытость и широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на места в политико - управленческих структурах;

3. небольшое число формальных требований к претендентам;

4. широкий круг отрицающих, которые могут выступать все избиратели;

5. использовать для агитации все средства массовой информации.

4. Какие черты отличают российскую политическую элиту от элиты стран Запада на протяжении всей ее истории?

Российскую политическую элиту от элиты стран Запада на протяжении всей истории отличают следующие черты:

1. сложная внутренняя структура, сложившаяся на основе баланса сил между «старой» и «новой» элитой;

2. внутренняя плановая борьба, которая ведется не на идейной, а групповой основе;

3. неспособность решать созидательные задачи;

4. практическое отсутствие стратегического мышления и основанной на нем способности консолидировать общество вокруг новой государственной идеологии;

5. безответственность и слабая инициатива;

6. непонимание и непринятие исторического опыта своей родины, стремление создать новую Россию, опираясь на разум и знания, полученные на Западе.

Тема 10. Социально-этнические общности как субъекты политического процесса

1. Какая из известных Вам теоретических интерпретаций природы национально-этнического феномена представляется наиболее убедительной и почему?

Мне наиболее убедительной представляется теоретическая интерпретация природы национально-этнического феномена - теория этногенеза. Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплемента (подсознательное ощущение взаимной симпатии и общности людей, определяющее деления общества на своих и чужих). Этносы формируются и развиваются под воздействием как природных, так и социсторических факторов взаимодействие с другими этносами, передача оригинального стереотипа поведения путем наущения - воспроизводства культуры. Это теория опирается на различные признаки, характеризующие этнос (культура, природные факторы, социсторические) другие же теории характеризуют природу национально-этнического феномена, опираясь на определенный признак:

- расово - антропологический подход (характеризует происхождение рас, его характеристику, различия);

- меркаиская теория наций утверждает, что природа наций социальна, биологические факторы не играют существенной роли;

- языковая теория и этнометодология утверждает, что главным различием наций является язык, и он играет ключевую роль в жизни наций;

- этноцентризм - утверждает, что этническая общность возникает на основе универсального свойства человеческой природы делить мир на «своих» и «чужих» и использовать по отношению к членам «своей» группы чувство солидарности, симпатии и единства, а по отношению к «чужим» враждебности и агрессии. Нельзя узнать теоретическую интерпретацию природы национально -этнического феномена опираясь лишь на какой-либо определенный признак. Если это происходит, то уделяется большое внимание какому-либо одному, определенному признаку, другие же в данный момент как бы отсутствовали. И если выбрать какой-либо другой подход, перечисленный выше, то невозможно получить полную картину природы национально-этнического феномена.

2. В чем суть национального вопроса? Каковы особенности его проявления в России?

Суть национального вопроса я вижу в том, что он сводится к проблеме национального неравенства, угнетению и эксплуатации одной нации другой. В настоящее время очень остро данный вопрос стоит в России. Взять, например, отношение России с Чечней. В настоящее время Чечня является «независимой», но Россия ее не отпускает из своего состава. Ведь именно Чечня решила, что Россия является угнетателем, заставляет жить их не по своим законам. Поэтому они решили выйти из состава РФ, чтобы иметь независимость, и делать и жить, так как они сами того хотят, а не как им велят.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ