Политические партии в России
p align="left">Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которому учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов Малый Д.А. Конституционное право на объединение в Российской Федерации. - М., 2003. - С.151.. Закон о политических партиях предусматривает возможность ликвидации политической партии в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", согласно ст. 9 которого в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. В случае, осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. - М., 2003. - С.213.. По указанным основаниям общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующего территориального органа. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемых общественного или религиозного объединения либо иной организации подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об обращении указанного имущества в собственность Российской Федерации выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации Кондрашев А.А., Сизых Ю.А. Проблема разграничения понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация» в свете прошедших выборов // Констит. и муницип. право - 2008 - №24 - С.8-12.. Региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии могут быть ликвидированы: - по решению съезда политической партии, - в случае, предусмотренном ее уставом - по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, - по решению суда, - в случае ликвидации политической партии Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. - М., 2003. - С.215.. Решение о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии принимается на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации и принимается в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии делегатов Малый Д.А. Конституционное право на объединение в Российской Федерации. - М., 2003. - С.154.. Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии осуществляется на основании и в порядке, предусмотренных уставом политической партии. §3. Формы участия политической партии в избирательном процессеПолитическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политическая партия вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы такие документы, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством РФ о референдумах Соцков В.А. Правовое регулирование порядка образования, приостановления и прекращения деятельности политических партий в РФ // Гос. власть и местное самоуправление - 2007- № 3 - С.21-23.. Политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах: · за выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты ГД ФС РФ; · за выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированных кандидатов в депутаты ГД ФС РФ не менее чем в 5% одномандатных избирательных округов; · за выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента РФ; · за выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не менее чем в 10% субъектов РФ; · за выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ не менее чем в 20% субъектов РФ; · за выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов РФ Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. - М., 2003. - С.217.. §4. Особенности участия политической партии на отдельных стадиях избирательного процессаПолитическая партия, а также ее региональные отделения и иные структурные подразделения могут участвовать в выборах только после предоставления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации и только в тех выборах, которые будут назначены и решение об их назначении или проведении будет официально опубликовано после предоставления этих документов Кондрашев А.А., Сизых Ю.А. Проблема разграничения понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация» в свете прошедших выборов // Констит. и муницип. право - 2008 - №24 - С.8-12..Политические партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на последних предшествующих референдуму выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, обладают правом назначать членов специальных территориальных комиссий и участковых комиссий с правом совещательного голоса после сформирования этих комиссий, а также прекратить полномочия члена комиссии референдума с правом совещательного голоса в любое время и передать другому лицу.Политическая партия вправе назначить наблюдателей, полномочия которых должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии референдума, в которую он направляется. Наблюдателей может быть назначено несколько. В этом случае они имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении участковой комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии Пантин В. Политические партии и движения России о современных мировых процессах // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2002. - №10. - С.16-19..Они также могут создавать инициативные агитационные группы. Решение о их создании принимается на съезде политической партии, при этом на съезде определяется персональный состав инициативной агитационной группы. Для регистрации инициативной агитационной группы, созданной политической партией, уполномоченный представитель инициативной агитационной группы представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации:1) протокол (выписку из протокола) съезда политической партии, включающий (включающую) в себя решение о создании инициативной агитационной группы и формулировку вопроса (вопросов) референдума, по которому (по которым) предполагается проводить агитацию;2) нотариально удостоверенную копию устава политической партии;3) заявление о регистрации инициативной агитационной группы;4) список членов инициативной агитационной группы в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства каждого члена инициативной агитационной группы;5) список уполномоченных представителей инициативной агитационной группы с указанием сведений о них, и номера телефона каждого из них, а также список уполномоченных представителей по финансовым вопросам инициативной агитационной группы;6) нотариально удостоверенные доверенности, оформленные на уполномоченных представителей по финансовым вопросам инициативной агитационной группы, и заявления указанных лиц о согласии быть уполномоченными представителями по финансовым вопросам Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. Теория, практика и перспективы. - М., 2003. - С.151..При проведении досрочного голосования с использованием переносных ящиков для голосования или при голосовании вне помещения для голосования участковая комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, назначенных инициативной группой по проведению референдума, разными политическими партиями, наблюдателей, назначенных инициативной группой по проведению референдума, разными инициативными агитационными группами, политическими партиями и иными общественными объединениями, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования Автономов А.С. Партии и партийные системы в России и в мире: история и современность // Гос. власть и местное самоуправление - 2007- № 9 - С.31-38..При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу. Порядок и сроки ее опубликования регулируется законодательством Российской Федерации о выборах.Такой порядок и сроки предусмотрены:- в пункте 10 ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее, чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". - М., 2007. - С.416..- в пункте 9 ст. 49 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" политическая партия в случае выдвижения ею кандидата и его последующей регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, а также размещает ее в сети "Интернет". Такая публикация должна быть осуществлена в рамках предоставленной кандидату, политической партии бесплатной печатной площади либо оплачена из избирательного фонда кандидата Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. Теория, практика и перспективы. - М., 2003. - С.153..- в пункте 12 ст. 55 Федерального закона от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, не позднее, чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, а также размещает ее в сети "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая политической партии в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии.Законом о политических партиях предусмотрены случаи, при которых политическая партия признается участвующей в выборах. К таким случаям относятся один из следующих случаев проведения голосования на выборах за Автономов А.С. Партии и партийные системы в России и в мире: история и современность // Гос. власть и местное самоуправление - 2007- № 9 - С.31-38.:а) выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;б) выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации;в) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;г) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации Зотова З.М. Политические партии и избирательный процесс / Российский центр избирательных технологий при Цизберком РФ. - М., 2002. - С.75..Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" в подпункты "д" и "е" пункта 1 внесены изменения, вступающие по истечении пяти лет после дня вступления в силу Федерального закона, вносящего изменения в эту статью: из указанных подпунктов исключены слова "(в том числе в составе избирательного блока)".Если политическая партия в течение пяти лет не принимала участие в выборах, то она подлежит ликвидации по решению Верховного Суда Российской Федерации.§5. Особенности финансовой деятельности политических партий в избирательном процессеОсновным источником финансирования для массовых политических партий являются членские и вступительные взносы. Но для деятельности большинства политических партий недостаточно средств, поступающих посредством членских взносов. Поэтому им разрешена коммерческо-предпринимательская деятельность. Определенную экономическую поддержку оказывают партиям государство, в особенности в период избирательных кампаний Сергеев С.Г. Конституционное право России. - М., 2008. - С.121.. Государственное финансирование политических партий осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федерального бюджета, которые предусматриваются в нем отдельной строкой в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Средства федерального бюджета направляются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год на расчетные счета политических партий ежегодными и единовременными перечислениями Ерыгина В.И. Политико-правовые тенденции возрастания роли политических партий в избирательном процессе // Гос. власть и местное самоуправление - 2007- №19 - С.13-15.. В настоящее время общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее пяти рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации. Согласно ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации" в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме Резолюция ПАСЕ № 1546 (2007) от 17.04.2007 г. «Кодекс поведения политических партий» // Гос. власть и местное самоуправление - 2007- № 9 - С.39-41.. Политическая партия имеет право на государственное финансирование только в одном из следующих случаев: 1. Если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией либо избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ внесены изменения в этот подпункт, вступающие в силу с 1 января года, следующего за годом проведения первых после дня вступления в силу настоящего Федерального закона выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: слова "либо избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах" заменены словами "на выборах" Чиркин В.Е. Конституционное право России. - М., 2008. - С.99.. Согласно п. 1 ст. 96 Конституции Российской Федерации Государственная Дума избирается сроком на четыре года. А в соответствие с Федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", который вступает в силу 7 декабря 2006 года, и выборы депутатов Госдумы будут проводиться в соответствии с ним, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия Митин Г.Н. Ошибочное понимание Закона о политических партиях // Гос. власть и местное самоуправление - 2007- № 13 - с.12-14.. 2. Если по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам было избрано не менее 12 кандидатов, выдвинутых политической партией либо избирательным блоком (при условии, что выдвинутый этой политической партией либо указанным избирательным блоком федеральный список кандидатов получил по результатам выборов менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании). Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ данный подпункт признан утратившим силу с 1 января года, следующего за годом проведения первых после дня вступления в силу комментируемого закона выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 3. Если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ из ранее действующей редакции этого подпункта исключены слова "избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах Президента Российской Федерации" Чиркин В.Е. Конституционное право России. - М., 2008. - С.102.. Государственное финансирование политических партий, принимавших участие в выборах и имеющих право на финансирование осуществляется: а) по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: - до 1 января 2006 года в размере 0,005 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году выделения этих средств, и умноженного на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией, или кандидатами, выдвинутыми политической партией и избранными в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам Ерыгина В.И. Политико-правовые тенденции возрастания роли политических партий в избирательном процессе // Гос. власть и местное самоуправление - 2007- №19 - С.13-15.; - с 1 января 2006 года и до 1 января года, следующего за годом проведения первых после 1 января 2006 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, государственное финансирование указанных политических партий осуществляется ежегодно в размере пяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией, или кандидатами, выдвинутыми политической партией и избранными в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам; - с 1 января года, следующего за годом проведения первых после 1 января 2006 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, государственное финансирование указанных политических партий осуществляется ежегодно в размере пяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией; б) по результатам выборов Президента Российской Федерации - единовременно в размере пяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных выдвинутым политической партией зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации Сергеев С.Г. Конституционное право России. - М., 2008. - С.124.. Средства федерального бюджета выделяются в следующие сроки: - не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов выборов и в последующем ежегодно в течение всего срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации соответствующего созыва - по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; - не позднее чем через год со дня официального опубликования результатов выборов единовременно - по результатам выборов Президента Российской Федерации - единовременно не позднее чем через год со дня официального опубликования результатов выборов Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. Теория, практика и перспективы. - М., 2003. - С.155.. Закон о политических партиях разрешает политическим партиям отказаться от государственного финансирования, а денежные средства, выделяемые политической партии из федерального бюджета по результатам выборов, в таком случае остаются в федеральном бюджете. Начиная с 1 января 2007 года ежегодно размеры государственного финансирования политических партий подлежат индексации с учетом прогнозируемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год уровня инфляции. ЗаключениеВ завершении работы сделаем выводы и подведем итоги. В феврале нынешнего года Президент РФ Дмитрий Медведев инициировал поправки в закон «О политических партиях» - в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий. Законопроект направлен на реализацию положений Послания Президента Федеральному Собранию, касающихся необходимости поэтапного снижения минимальной численности членов политических партий, требуемой для их создания и деятельности, а также проведения ротации руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политических партий. Законопроектом предусматривается с 1 января 2010 года снизить с пятидесяти тысяч до сорока пяти тысяч минимальную численность членов политической партии и с пятисот до четырехсот пятидесяти - минимальную численность членов политической партии в её региональных отделениях, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации. С 1 января 2012 года минимальную численность членов политической партии предлагается снизить до сорока тысяч, а в её региональных отделениях, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации, - до четырехсот. Соответствующее снижение минимальной численности членов политических партий предусматривается и для остальных региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий. Согласно законопроекту уставом политической партии должна предусматриваться ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и её региональных отделений. Сегодня в Российской Федерации действует множество общественных объединений, которые представляют собой определенную систему, политические партии занимают центральное место в этой системе негосударственных организаций. В сложившихся демократических политических системах партии выступают в качестве выразителей различных политических курсов в рамках существующего конституционного строя и обще признанных правил общественного поведения. Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры. Существенна роль политических партий в становлении демократии в России. Среди многочисленных определений политических партий наиболее оптимальным представляется следующее. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям: - политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; - политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии. При этом гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания; - руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. В Федеральном законе «О политических партиях» впервые в российской истории устанавливаются в широком диапазоне ограничительные требования на создание и деятельность политических партий. Такое внимание законодателя к вопросам правового ограничения на создание и деятельность политических партий обусловлено местом и ролью политических партий в жизни современного российского общества. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:Нормативно-правовые акты:1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.09.50.(с изм. на 11.05.94.), ратифицирована ФЗ от 30.03.98. // Собр. законодательства - 2001. - № 2. 2. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12.12.1993) // Собр. законодательства - 2009. - №4. - Ст.445. 3. Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы: ФКЗ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ // Собр. законодательства - 2009. - №1. - Ст.1. 4. О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ: ФКЗ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Собр. законодательства - 2009. - № 1. - Ст.2. 5. О выборах Президента Российской Федерации: ФЗ от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (с изм. и доп. от 09.02.2009 № 3-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009. - №7. - Ст.772. 6. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 20.12.2002 г. № 175-ФЗ (с изм. и доп. от 09.02.2009 № 3-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009. - №7. - Ст.772. 7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (с изм. и доп. от 09.02.2009 № 3-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009. - №7. - Ст.772. 8. О противодействии экстремистской деятельности: ФЗ от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (с изм. и доп. от 28.04.2008 № 54-ФЗ) // Собр. законодательства - 2008. - №18. - Ст.1936. 9. О политических партиях: ФЗ от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 08 ноября 2008 № 200-ФЗ) \\ Собр. законодательства - 2008 - №45. - Ст.5146. 10. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 30.12.2008 № 311-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009. - №1. - Ст.19. 11. Об общественных объединениях: ФЗ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.2008 № 160-ФЗ) // Собр. законодательства - 2008. - №30. - Ст.3616. 12. О средствах массовой информации: ФЗ от 27.12.1991 № 2124-I (с изм. и доп. от 05.12.2008 № 284-ФЗ) // Собр. законодательства - 2008. - №52. - Ст.6236. Специальная литература: 1. Авакьян С.А. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007. - 784с. - Т.2. 2. Аверьянов А.Н., Васецкий Н.А., Малов Ю.К. Комментарий к Федеральному закону "О политических партиях". - М.: Юрайт-М, 2003. - 320с. 3. Автономов А.С. Партии и партийные системы в России и в мире: История и современность // Государственная власть и местное самоуправление - 2007 - № 8. - С.31-38. 4. Бабурин С.Н., Малумов А. Ю., Спиридонов А.А.. Комментарий к Федеральному закону "О политических партиях" (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2008. - 240с. 5. Беляев В.А., Емельянова А.В. Законодательство Российской Федерации о партиях // Становление многопартийности в Российской Федерации и Республике Татарстан: Материалы Республиканской научно-практической конференции. Казань, 28 ноября 2000 г. - Казань, 2002. - 190с. 6. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". - М.: Юстицинформ, 2007.- 800 с. 7. Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях". - М., 2008. - 231с. 8. Головин А. Г. Избирательное право России. - М.: Норма-Инфра-М, 2007. - 336с. 9. Головин А.Г. Политические партии как один из институтов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации участвовать в управление делами государства // Констит. и муницип. право - 2008 - №8 - С.2-6. 10. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. - М., - 2006. - 322с. 11. Гончаров В.В. Роль и место политических партий в формировании, функционировании и развитии системы исполнительной власти в Российской Федерации // История государства и права - 2008 - №24 - С.9-11. 12. Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство //Законодательство и экономика - 2007. - N 10. - С.11-14. 13. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. - М.: Юстицинформ, 2008. - 222с. 14. Ерыгина В.И. Политико-правовые тенденции возрастания роли политических партий в избирательном процессе // Государственная власть и местное самоуправление - 2007- № 9 - С.13-15. 15. Ерыгина В.И. Теоретические проблемы ответственности политических партий за предвыборные обещания // Констит. и муницип. право - 2008 - №11 - С.6-10. 16. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. Теория, практика и перспективы. - М.: Юридический центр Пресс, 2003. - 384с. 17. Зотова З.М. Власть и общество: Проблемы взаимодействия / Под общ. ред. С.А. Попова. - М., 2001. - 290с. 18. Зотова З.М. Политические партии и избирательный процесс / Российский центр избирательных технологий при Цизберком РФ. - М.: РЦОИТ, 2002. - 174с. 19. Игаль М. Роспуск политических партий: Проблема обеспечения внутрипартийной демократии // Сравнительное конституционное обозрение - 2007. - № 2. - С.7-9. 20. Избирательное право / Под ред. Гасанова К.К., Белоновского В.Н. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2006. - 352с. 21. Карапетян Л.М. Партии, национальный лидер: Политические и конституционно-правовые размышления // Констит. и муницип. право - 2008 - №8 - С.7-12. 22. Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право. - М.: Высшее образование, 2007. - 368с. 23. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» \ Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации / Под ред. Лапаевой В.В. - М.: Тихомирова М.Ю., 2002. - 250с. 24. Комментарий к Федеральному Закону о политических партиях / Под ред. Лапаевой В.В.; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М.: Тихомирова М. Ю., 2002. -250с. 25. Кондрашев А.А., Сизых Ю.А. Проблема разграничения понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация» в свете прошедших выборов // Констит. и муницип. право - 2008 - №24 - С.8-12. 26. Конституционное право России / Под. ред. Комковой Г.Н. - М.: Юристъ, 2006. - 416 с. 27. Конституция Российской Федерации с коммент. Констит. суда РФ. - М.: Норма-Инфра-М, 2008. - 200с. 28. Краснов Б.И. Политическая система // Социально - политический журнал - 2001 - № 5. - С.14-19. 29. Краснов К.В. Понятие избирательного процесса. Этапы (стадии) избирательного процесса / МГУ им. М.В.Ломоносова - М., 2000. - 122с. 30. Краснов К.В. Средства массовой информации как субъекты избирательного процесса / МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 2000. - 290с. 31. Лапаева В.В. Закон о политических партиях: в чем суть альтернативных подходов // Журнал рос. права - 2002. - №2. - С.24-27. 32. Лапаева В.В. Закон о политических партиях: вопросы взаимодействия партий с государством // Журнал рос. права - 2002. - № 4. - С.14-22. 33. Лапаева В.В. Политическая партия: Понятие и цели к принятию Закона о партиях // Журнал рос. права - 2002. - N 1. - С.16-25. 34. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. - Санкт-Петербург.: Питер, 2004. - 448с. 35. Лучин В.О., Белоновский В.Н. Избирательное право России. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2008. - 672с. 36. Малинова О.Ю. Партийные идеологии в России: атрибут или антураж? // Полис: Полит. исследования - 2001. - №5. С.97-104. 37. Малов Ю.К. Введение в теорию политических партий: Обзор, идеи, концепции. - М.: Юристъ, 2004. - 124с. 38. Малый Д.А. Конституционное право на объединение в Российской Федерации. - М.: Юридический центр Пресс, 2003. - 464с. 39. Минина Н.В. Правовой статус политических партий России (XX в. - начало XXI в.): Историко-правовые традиции // Рос. юстиция - 2007. - №3. - С.57-60. 40. Митин Г.Н. Наименование политической партии: Особенности конституционно-правового регулирования // Констит. и муницип. право -2008 - №6 - С.18-20. 41. Митин Г.Н. Ошибочное понимание Закона о политических партиях // Констит. и муницип. право - 2007- №13 - С.12-14. 42. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" / ЦИК России. Отв. ред. Вешняков А.А. - М.: Типография Новости, 2007. -784с. 43. Научно-практич. коммент. к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / Отв. ред. Вешняков А.А. - М.: Типография Новости, 2007. - 864с. 44. Ора Джон Рейтер. Почему в России нет политических партий? Демократия, федерализм и государство // Сравнительное констит. обозрение - 2006 - №3. - С.14-17. 45. Основы теории политических партий: Учебное пособие / Под ред. Заснавского С.Е. - М.: Европа, 2007. - 262с. 46. Пак Санг Нам. Партийная система современной России // Вестник МГУ. - 2003. - С.118-122. 47. Пантин В. Политические партии и движения России о современных мировых процессах // Мировая экономика и междунар. отношения - 2002. - №10. - С.16-19. 48. Политология / Под ред. Марченко М.К.. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - 684с. 49. Политология: Учебник / Отв. ред. Комаровский В.С. - М.: РАГС, 2002. - 520с. 50. Прудников А., Гасанов К. Избирательное право. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2007. - 416с. 51. Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. - М.: Юридический центр Пресс, 2003. - 592с. 52. Резолюция ПАСЕ № 1546 (2007) от 17.04.2007 г. «Кодекс поведения политических партий» // Гос. власть и местное самоуправление - 2007.- № 9. - С.39-41. 53. Селивончик А.В. Юридическая ответственность политических партий в Российской Федерации // Закон и право - 2005. - №4. - С.22-26. 54. Сергеев С.Г. Конституционное право России. - М.: Дашков и К, 2008. - 576с. 55. Смирнов В.В. Концепции проектов Федерального закона о политических партиях // Гос. и право - 2001. - №9. - С.99-107. 56. Соловьев Э.Г. Российские партии власти: в поисках внешнеполитической стратегии // Вестн. МГУ - 2005. - №2. - С. 37-56. 57. Соцков В.А. Правовое регулирование порядка образования, приостановления и прекращения деятельности политических партий в ФРГ и РФ // Гос. власть и местное самоуправление - 2007. - № 3. - С.21-23. 58. Телков А.С. К вопросу об особенностях становления российских политических партий и партийной системы в ХХ в. // Вестн. МГУ - 2002. - №5. - С.63-69. 59. Торопов С.В., Маркелов Ф.В. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "О выборах Президента Российской Федерации". - М.: Эксмо, 2004. - 320с. 60. Устименко С.В. Российская многопартийность и место «партии власти» в партийной системе // Власть - 2005. - №4. - С.22-29. 61. Хабриева Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительно власти Субъектов РФ // Журнал рос. права - 2008. - №1. - С.3-10. 62. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. Стрекозова В.Г. - М.: Интерстиль, 2005. - 416с. 63. Чиркин В.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2008. - 448с. 64. Чиркин В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) // Журнал рос. права - 2008. - №11. - С.11-15. 65. Чуров В.Е. Итоги выборов 2007 года в цифрах и размышлениях // Констит. и муницип. право - 2008. - №6. - С.15-17. 66. Шемелин А.В. Генезис политических партий в России и электоральные предпочтения граждан РФ (политико-правовые аспекты) // История гос. и права - 2008 - №1 - С.5-8. 67. Янчуков А.И. Политические партии в современном избирательном процессе России // Вестник РУДН. - 2004. - № 1. С.124.
Страницы: 1, 2, 3
|