Рефераты
 

Понятие и сущность политологии

p align="left">11-12 Государство в России (устройство гос-ва)

Россимя (Россимйская Федерамция) -- государство, расположенное в Евразии (восточной части Европы и в северной части Азии). Самое большое по площади государство мира Большая часть населения проживает в городах -- 73,1 %. Русские составляют 79,83 % населения страны. Государственный язык России -- русский.После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-продолжатель Союза ССР[3] и заняла его место в Совете Безопасности ООН[4]. Член таких международных организации, как: ООН, СНГ, ЦАС, ОДКБ, ШОС, АТЭС и другие.Россия обладает крупнейшими в мире запасами минеральных и энергетических ресурсов [5] и считается энергетической сверхдержавой [6]. Также она обладает крупнейшими мировыми запасами леса и озёр, содержащих примерно одну четверть от мировых запасов незамороженной пресной воды.[7]Столица России -- город Москва.Президент РФ- глава государства (ст. 80). Это принципиально новый для России государственный институт, который имеет существенное влияние на всюсистему государственных органов. Согласно Конституции РФ Президент избирается непосредственно народом. Президент самостоятелен в организационном отношении и прямо не принадлежит ни к одной из ветвей власти, но обеспечивает их согласованное функционирование. Президент тесно взаимодействует с законодательным органом -- парламентом России, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей„Как глава государства он представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя государственной власти, является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. В последние годы произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право: "Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. В центре внимания находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство"."Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию".Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Нерушимость права закрепляется в Конституции страны, принятой 12 декабря 1993 года, и распространяется на прочие законы и нормативные акты. Россия, отвечая всем принципам правового государства, взяла уверенный курс на демократический вариант развития. В наших законах концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Нравственная основа государства заключается в общечеловеческих принципах справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. "Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическое государство. На основе Конституции формируется демократическая система власти. Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую. Более того, на мой взгляд, на данный момент для нашего государства не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему ценностей западной цивилизации.

13-14 Политические партии и партийные системы

2.Партийные системы

Партийные системы-это совокупность полит-х партий в рамках одной страны и характер связей между ними. Партийные системы различаются по количественно-му и качественному критериям.

По количеству партий выделяют:

1.Однопартийная системы, где единст-венная партия монополизирует госуд-ю власть. Обычно подобная система харак-терна для авторитарных и тоталитарных режимов. Однопартийные системы спо-собны интегрировать соц-е группы, гар-монично сочетать различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. В то же время, однопарт-я система имеет ряд недостатков. Отсутствие оппозиции обре-кает властвующую партию на застой, бю-рократизацию. Полит-я монополия может обернуться отрывом руководства партии от масс.

2.Двухпартийная системы. Такая система обычно состоит из нескольких партий, однако реальная борьба за власть идет между двумя наиболее влиятельными партиями. Двухпарт-я система обеспечи-вает возможность создания стабильного правит-ва, опирающегося на поддержку парламентского большинства, т.к. побе-дившая на выборах партия обладает аб-солютным большинством депутатских мандатов. Однако у двухпарт-й системы также есть недостатки, главный из кото-рых состоит в возможности смены поли-тического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии.

3.Многопартийная система. Она предпо-лагает активную роль в полит.жизни общ-ва двух и более партий. Такая пар-тийная система стремится к поиску сог-ласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным поли-тическим доминированием.

Существует также классификация пар-тийных систем по качественным характе-ристикам их деятельности. В этом кон-тексте, учитывая характер правления, можно говорить о демократических, ав-торитарных и тоталитарных партийных системах.

Тип партийной системы зависит от многих факторов, важнейшими из кото-рых являются следующие:

-форма госуд-го правления. В условиях президентской формы правления партии главным образом сосредоточены на борьбе за победу на президентских выбо-рах. Поскольку в данном случае речь идет лишь об одном победителе, то число конкурирующих партий уменьшается, т.к. избиратели стремятся поддерживать только наиболее сильных участников борьбы. При парламентской форме прав-ления, когда борьба идет не за единствен-ную должность, наблюдается большее колич-во партий, надеющихся на победу на выборах.

-избирательная система. Система пропор-ционального представительства, исполь-зуемая в больших избирательных окру-гах, позволяет даже небольшим партиям получить место в парламенте и открывает возможности существования многопар-тийной системы Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражается социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Политические партии различаются в зависимости от происхождения, места и роли в политической системе, внутренней структуры и методов деятельности, социальной базы, идеологии и др. Выделяют следующие виды партий:

Кадровые и массовые. Задача этих партий - мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных привлечь поддержку максимально большего числа избирателей из разных слоев населения независимо от их идеологической ориентации.

Доктринальные, прагматические и харизматические. Докгринальные партии ориентированы в основном на защиту своей идеологической чистоты. Это различные религиозные партии. Прагматические или "патронажные ориентируются на практичную целесообразность действий. В харизматических партиях люди объединяются вокруг лидера .Партии с сильной и слабой структурой. Если внутренняя дисциплина партии предписывает состоящим в данной партии парламентариям подчиняться директивам парламентской группы, значит, это партия с сильной структурой. Представители партии со слабой структурой в парламенте располагают почти полной свободой голосования Представительные и мобилизующие.

ПАРТИЯ - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Политическая партия - это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.

Считается, что двумя основными причинами появления массовых партий были: а) распространение избирательных прав, которое вынуждало к расширению объема влияния; б) организационное развитие рабочего класса.Существующие сейчас политические партии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным.

Организационно оформленные: в партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят взносы.

Организационно неоформленные: в партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии), а для того, что бы считаться членом такой партии достаточно, что бы за тебя проголосовал комитет этой партии.

Типология политических партий

По характеру доктрин партии делятся на: революционные; реформаторские; консервативные; реакционные. По месту и роли партий в политической системе они делятся на: государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует государственную систему управления); авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой); парламентские (действующие в конкурентных политических системах).

Существует классификация партий по критерию организационной структуры: централизованные (организованные иерархически, с сильным руководящим центром и строгой дисциплиной); децентрализованные (партии, выступающие в политической системе, где партийная система играет второстепенную роль); кадровые (деятельность этих партий направлена, прежде всего, на выборы, на то чтобы объединить представителей социальных элит); массовые (ориентированны на политическое воспитание и формирование новых элит); партии с формально определенными принципами членства (эти принципы, обычно содержатся в уставах, определяют форму и условия принятия в партию и пребывание в ней); партии со свободным членством (принадлежность к партии выражается через голосование за кандидатов собственной партии).

По виду партийного руководства партии бывают: коллективного руководства (лидер руководящей группы исполняет роль арбитра); коллективного руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера; личностного руководства (с единоличным руководителем типа вождя, которое является, как правило, Формально санкционированным); харизматического руководства (где кроме формальных гарантий коллективного руководства, доминирует личность, исходя из авторитета в обществе или партии); консенсуального руководства.

Функции

Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции:

представительство - выражение интересов определенных групп населения; социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников; идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы; участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности; участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.

15 общественно- политические движения

Одной из форм выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан являются общественно- политические движения - это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных государственных институтов, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-политических движений аморфная и более пестрая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп.

Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или в партии. ОПД в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, оно лишь пытается влиять на власть, хотя в политической практике нередко бывают исключения.

Помимо вышесказанного, существуют общие признаки ОПД:

1. Отсутствие единой программы, устава.

2. Непостоянство участников. Движения подразумевают коллективное членство, что обычно не допускается в партии.

3. Нет сильного центра, структуры. Ядром могут быть самостоятельные группы, или комитеты созданные партиями.

4. Добровольность участников на основе солидарности.

Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться. К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.

Классификация общественно-политических движений:

1. По отношению к существующему строю: консервативные, реформистские, революционные

2. По месту в политическом спектре: левые, правые, центристские

3. По масштабу: местные, региональные, международные

4. По методам и способам действия: легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

5. По продолжительность существования: однодневки, долгожители.

Особое место в политической системе общества занимают общественные организации. К ним относятся профсоюзы, научные, научно-технические, культурно-просветительные , спортивные и др. общества и ассоциации Они аккумулируют широкий диапазон общественных интересов людей -- от политических и экономических до досуговых, от проблемных (экологических, например) до любительских.

Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы. Они заняты вопросами, которые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культурной и направлены на улучшение труда, быта, отдыха людей. Но главное значение для них имеет защита прав и интересов работников, привлечение их к управлению производственными и общественными делами.

Таким образом, возникновение и функционирование новых общественных организаций, преобразование старых это залог мобильности, жизненности и эффективности любого общества, он всегда символизирует оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение.

16.Политическая элита и политическое лидерство

Политические элиты занимают особое место среди субъектов политики.

Полит-я элита - это привилегированная группа, занимающая руководящие пози-ции во властных структурах, принимаю-щая непосредственное участие в подго-товке и реализации властных решений. Существование полит.элит в общ-ве свя-зано с потребностью в существовании людей, обладающих специальными зна-ниями, навыками, позволяющими им осуществлять управленческие функции.

Существуют различные подходы к клас-сификации элит. Выделяют правящую элиту, кот-я непосредственно обладает гос.властью и оппозиционную(контрэлиту), кот-я лише-на возможности осуществлять властные функции, но претендует на контроль за властью. По тому, как обновляется пол. элита, выделяют закрытую элиту (она воспроизводится из собственной среды, например, аристократия) и открытую элиту, доступ в которую открыт всем со-циальным группам.

Сама элита делится на высшую, среднюю, маргинальную и администра-тивную. Высшую элиту составляют те, кто занимают руководящие позиции во властных структурах и принимают важ-нейшие пол.решения. К средней элите относятся лица, выделяющиеся одновре-менно по 3 признакам-доходу, професси-ональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих крите-риев, составляют маргинальную элиту. К пол.элите, непосредственно участвующей в процессе принятия полит.решений, при-мыкает административная элита. Она предназначена для исполнительской дея-тельности, но на деле обладает большим влиянием на политику.

Полит.элиты выполняют в общ-ве ряд важных функций:

1.Формулирование программ развития общ-ва, разработка общих правил взаи-модействия различных слоев общ-ва;

2.Формирование аппаратов управления и участие в их деят-сти;

3.Выработка стратегии и тактики внут-ренней и внешней политики гос-ва;

4.Выдвижение пол-х лидеров и контроль за адекватностью их поведения;

5.Создание механизмов реализации пол-х замыслов и т.д.

Т.о., именно элиты во многих отношени-ях определяют лицо любого общ-ва,

Элиты присущи всем обществам и государствам, ее существование обусловлено действием следующими факторами:

1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями;

6) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и другие факторы обуславливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делиться на

- правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. - это политическая элита власти,

- оппозиционную (т.е. контрэлиту),

- высшую, которая принимает значимые для всего государства решения,

- среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения),

- административную - это служащие-управленцы (бюрократия), а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом.

Политическое лидерство: сущность, функции, типология.

Лидерство возникло с возникновением человека. Оно существует везде.

Лидер - это авторитетный член организации, общества, группы, играющий существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях.

Процесс зарождения политического лидерства можно наблюдать на примере стихийно возникшего митинга. Он может начаться на базе спонтанно собравшейся толпы без участия политических лидеров.

Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность.

Лидерство, иными словами, - это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».

Политическое лидерство - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. Такая интерпретация применима лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.д.

4. политический лидер - это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.

Существует 2 формы лидерства:

- формальное (формально-должностной статус, связанный с обладанием властью);

- неформальное (субъективная деятельность по выполнению возложенной социальной роли).

Первый аспект имеет ключевое значение для оценки личности как политического лидера.

Второй аспект - личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту - определяет главным образом лишь получение и сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, «хорошего» или «плохого» руководителя.

Характерные черты лидера:

1. Наличие ясной политической программы;

2. Популярность, умение нравиться людям. Харизма;

3. Политическая воля;

4. Ум и политическая интуиция;

5. Организаторский талант;

6. Знание ожиданий и состояния различных политических и социальных групп;

7. Ораторские способности;

8. Физические данные.

Классификация лидеров (типология лидерства):

1. По отношению руководителя к подчиненным:

- авторитарное (единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы);

- демократическое (учет руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении).

2. По легитимации власти:

- традиционные (вожди племен, монархи и т.п.) - их авторитет основан на обычае, традиции; в основе лежит привычка;

- рационально-легальные (рутинные) - это лидеры, избранные демократическим путем; в основе лежит разум;

харизматические - наделенные, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи.

3. По масштабу:

- общенациональный;

- определенного класса, группы, слоя;

4. По стилю лидерства:

- лидер - знаменосец ;лидер - служитель ;лидер - торговец и тд.

Функции лидера:

1. Интеграция общества

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений

3. Защита интересов народа

4. Мобилизация масс

5. Легитимация политического строя.

17.Политическое сознание, поведение, культура

Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, классами). Это совокупность соответствующих знаний и оценок.

Источники формирования политического сознания:

семейное окружение;

информация (истинная, ложная);

личный опыт.

Функции политического сознания:

регулирует социальное поведение людей;

помогает усваивать политические знания, информацию;

выработка отношения к политическим проблемам и явлениям;

побуждает к участию в политической жизни.

Полит.поведение-это совокупность реак-ций соц-х субъектов на деят-сть полит-й системы. Полит.поведение включает в себя полит-е участие.

Политическое участие-это влияние гра-ждан на функционирование пол.системы, формирование пол-х институтов и про-цесс выработки полит.решений.

К полит.участию можно отнести электо-ральное поведение, активистскую деят-сть, направленную на поддержку канди-датов и партий в избират-х кампаниях, участие в митингах и демонстрациях, участие в деят-сти партий и групп инте-ресов.

Полит.участие можно классифицировать по степени и уровню активности (актив-ное-пассивное).

Термин «политическая культура» введен в 18 веке И. Гердером.Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, поглощающих опыт предшествующих поколений установок, убеждений, стереотипов, моделей поведения, которые проявляются в политической деятельности и обеспечивают воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.Структура политической культуры:

политические знания (теоретические и практические);

нравственно-оценочный элемент;

политическое поведение.Типы политической культуры:

по взаимодействию с внешней средой

закрытые (ориентация на собственные ценности, нормы, традиции; регулирование политических пристрастий граждан; склонность к радикализму и насилию);

открытые (динамичная политическая жизнь).

по внутреннему содержанию

патриархальные (неразвитая культура; существует там, где идет процесс становления политической системы; аналитичность граждан; политические взгляды перемешаны с религиозными);

подданническая (сильная ориентация на политическую систему; слабое участие в ее деятельности);

активистская (заинтересованное участие граждан в политической деятельности).

18. Политические коммуникации

Впервые политическую систему как информационно-коммуникативную систему представил К. Дойч.

За счет передачи и обмена сообщениями политические субъекты сигнализируют о своем существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые контакты и связи, позволяющие им играть различные политические роли. В свою очередь целенаправленные контакты между людьми, обменивающимися и потребляющими разнообразные сведения, знания и сообщения, соединяют разные уровни политической системы, дают возможность институтам власти выполнять свои специфические функции по управлению государством и обществом.Передача сообщений в любом государстве неизбежно предполагает использование определенных технических средств, поэтому информационные процессы неизбежно включают в себя соответствующие структурные компоненты. К ним относятся прежде всего технические каналы, по которым распространяется (транслируется) информация, а также те структуры, которые позволяют не только передавать и изымать, но и накапливать, контролировать, сохранять и беречь информацию.Коммуникативные аспекты информационных связей показывают, что обмен сообщениями -- это не безликий технический процесс, который может игнорировать особенности реципиентов как реальных участников политических отношений. На практике многие решения даже на вершинах государственной власти могут приниматься не в соответствии, а вопреки получаемой информации, под влиянием чувств политических руководителей. Поэтому полученная информация является лишь предпосылкой, но не фактором политических действий.Рассматривая политику с точки зрения информационно-коммуникативных связей, мы понимаем ее в качестве такого социального целого, структуры и институты которого предназначены для выработки, получения и переработки информации, обусловливающей осуществление политическими субъектами своих разнообразных ролей и функций. С точки же зрения роли технических компонентов в информационных обменах, политику можно представить как социо-технологическую структуру, чьи институты ориентируются на целенаправленную передачу, обмен и защиту информации.Современный опыт развития политических систем действительно продемонстрировал определенные тенденции к возрастанию роли технико-информационных средств в организации политической жизни, прежде всего в индустриально развитых государствах. Особенно это касается появления дополнительных технических возможностей для проведения голосований (в частности, электронных систем интерактивной связи), повышения роли и значения СМИ в политическом процессе, разрушения многих прежних иерархических связей в государственном управлении, усиления автономности низовых структур управления в государстве и т.д. Коммуникация через средства массовой информации: печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.); электронные средства (радио, телевидение и т.д.).2. Коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д.3. Коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей. Чаще всего в политологической литературе в качестве средств политической коммуникации анализируются СМИ и неформальные каналы. Особое место среди средств политической коммуникации занимают неформальные средства передачи информации ( молву, слухи, сплетни, анекдоты, а также граффити). Эти источники влияют, прежде всего, на формирование негативной оценки деятельности политических лидеров и политических институтов.

19. Россия в мировом сообществе

После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация, для которой характерны:

1 изменение соотношения сил после роспуска Варшавского Договора в пользу НАТО. Его границы в недалекой перспективе достигнут государственной границы России и тогда она фактически будет одна противостоять военной мощи НАТО;

2 необходимость для России выработки такой модели поведения на международной арене, которая позволила бы ей проводить международную политику, отвечающую ее национальным интересам. Это осложняется заметным снижением экономического и военного потенциала страны, вызванным непродуманными решениями в самом начале реформ;

3 наличие у России лишь одного фактора, заставляющего с ней считаться, - обладание ядерным ору-

4 существенное уменьшение международного авторитета России вследствие снижения ее экономической, технологической и военной мощи. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается, как, например, при разрешении "югославского кризиса";

5 крепнущее на Западе мнение о постепенной интеграции России (обладательницы ядерного оружия) и других республик бывшего Советского Союза в единую Европу. Так, американский предприниматель Дж. Сорос выступает за новый международный по рядок с прозрачными государственными граница ми и свободой транснациональных связей. Именн< он позволит объединить Западную Европу и быв шие социалистические страны, включая Россию.

20-21. Ресурсы и виды власти

Ресурсы, процесс и виды власти:

Ресурсы: Под ресурсами понимают всё то, что индивид или группа индивидов используют для влияния на других.1.- экономические ресурсы. 2.- Социальные ресурсы. 3.- Культурно-информационные. 4.- Принудительные. 5.- Демографические.

Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и Вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть.

Классификация власти: В зависимости от субъектов власть бывает: - автократическая, - олигархическая, - самоуправленческая. По сферам проявления: - гос-ную, - партийную, - профсоюзную и тд. По способам взаимодействия объекта и субъекта: - авторитарную, - тоталитарную, - демократическую. По широте распространения: - Мега уровень, - макро уровень, - микро уровень. По использованию ресурсов: - экономическую, - культурно информационную, - демографическую.

Понятие, структура власти.

Природа власти: 1. Власть имеет естественное происхождение, т.к возникла в обществе из-за потребности в само регуляции. 2. Власть преемственна. Новая власть должна учитывать менталитет, полит культуру, традиции, сознание народа. Преемственность власти: использование опыта цивилизации при формировании властных структур. 3. Динамичность власти. Власть изменяется в сторону большей цивилизованности.4. Наличие рационального и иррационального начал власти.

Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и Вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть.

Классификация власти: В зависимости от субъектов власть бывает: - автократическая, - олигархическая, - самоуправленческая. По сферам проявления: - гос-ную, - партийную, - профсоюзную и тд. По способам взаимодействия объекта и субъекта: - авторитарную, - тоталитарную, - демократическую. По широте распространения: - Мега уровень, - макро уровень, - микро уровень. По использованию ресурсов: - экономическую, - культурно информационную, - демографическую.

22. История развития политической мысли о власти

Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех современных социальных я политических теорий. Общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Мо-Цзы придерживался более рационалистической концепции природы власти, явившись едва ли ни первым мыслителем, в самом общем виде высказывавшим идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия «общественного договора». Аристотель указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. Вместе с тем, для пользы гражданского общества и оптимизации управления, он считал необходимым известную специализацию власти, деля ее на законодательную, отражающую общие интересы, правительственную, связывающую общее с отдельными, особенными случаями, и, наконец, княжескую власть, объединяющую всё в единую систему государственного механизма. По мнению Гоббса, общая власть «может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло свести все воли граждан в единую волю».Марксистская традиция: Видя его основную причину в социально-экономическом неравенстве и расколе общества на враждующие класс, в необходимости обеспечить управление социальной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой «комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?». М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей. В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта.

23. Виды республик

- парламентарная- состав правительства формирует только парламент и оно подчинено только ему (ФРГ, Италия и др.);

- президентская- глава государства (президент) самостоятельно (иногда с последующим одобрением верхней палаты парламента) формирует состав правительства, руководит им, определяет его политику (США, Иран, Ирак и др.);

- смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская, иногда в юридической литературе вместо термина «смешанная» используется термин «полупрезидентская»)- предлагаемый президентом состав правительства (премьер-министр и др.) подлежат обязательному утверждению всем парламентом (Франция, Финляндия и др.);

Республика (от латинского res publica - общественное дело) - это такая форма правления, при которой глава государства (например президент) избирается народом или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу парламенту. Большинство стран современного мира являются республиками. В отличии от монархии при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства.

Виды республик в зарубежных странах.

Известно несколько видов республик: дуалистическая (президентская), парламентарная и смешанная (полупрезидентская).На выбор формы правления оказывают влияние ряд факторов, но определяющим здесь должны быть долговременные интересы стабильности государства, а не сиюминутные политические проблемы и та или иная расстановка сил.

Парламентарная республика. К этой форме правления относиться сказанное немногим выше о парламентарной монархии, кроме, естественно, главы государства.

Вместо слабого монарха здесь есть слабый президент, который избирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей на ряду с парламентом обычно депутатов парламентов субъектов федераций или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра констрассигнует акты президента.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность правительства перед парламентом. При парламентарной республике так же возможны два государственных режима - парламентарный и министериальный.

Чисто парламентских республик не так уж много. К ним относиться Германия, Венгрия, Индия, Чехия и некоторые другие страны. В тех странах, где многопартийность обуславливает действие парламентарного государственного режима, следствием этого являются частые правительственные кризисы.

Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже малочисленные партии могут предстать частью парламентской коалиции большинства. Это может оказаться не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти.

Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, то есть эффективность и стабильность парламентских форм правления зависит от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодательной, то есть мажоритарной или пропорциональной системой.

Дуалистическая (президентская) республика. Эта форма правления немного напоминает дуалистическую монархию, но имеет весьма существенные отличия от нее.

Достоинство президентской формы правления заключается прежде всего в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществлять полномочия в чрезвычайных обстоятельствах. Президентская система правления обеспечивает большую степень политической стабильности.

Глава государства в президентской республике получает свои полномочия в результате избрания на известных срок. Срок нахождения в должности в разных республиках различный. .

Законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получает свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства.

Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон.

Государственный режим при такой форме правления - только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет.

Президентская форма правления не является безупречной. В отличии от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям.

Смешанная (полупрезидентская) республика. Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным. Можно отметить, что в большинстве стран, свергших в недавнем прошлом тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Хорватия и ряд других стран), установилась смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером нации, то есть обладая общепризнанной популярностью и народным доверием, не вмешиваясь в текущее управление, направляет политический курс

«Классические» формы правления на рубеже ХХI века все более рельефно обнаруживают недостатки, коренящиеся в их конституционно-правовой природе: тенденцию к авторитаризму, монополизации власти в президентских республиках и возрастающую правительственную нестабильность а республиках парламентарных.

24-25.Формы правления (монархия, республика)

В монархии формально источником власти явл-ся одно лицо, кот-ое получает власть по наследству.

Абсолютная - всевластие монарха (Катар, Оман, ОАЭ), Саудовская Аравия, Бахрейн, Бруней.

Конституционная - монарх исполняет представительские функции; полномочия монарха ограничены конституцией.

Дуалистическая - монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (парламент + монарх ) Кувейт, Иордания, Марокко.

Парламентская - монарх формально глава гос-ва, фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительными, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуются. (Великобритания, Испания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония)

2. Республика

Республика - это форма правления, в кот-ой высшая власть принадлежит выборным органам (парламенту и президенту)

- парламентская

- президентская

- смешанная

Парламентская - правит-во формир-ся парламентом из представителей партий и коалиций. Сущ-ет должность премьер - министра (т.е. руководитель правительства - офиц-но он не явл-ся главой гос-ва, реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место.) Президент избирается парламентским путем и имеет представительские функции, а также право роспуска парламента (ФРГ, Италия, Индия, Израиль, Швейцария, Финляндия)

Президентская - президент избирается в ходе прямых выборов. Президент одновременно явл-ся главой правит-ва и главой гос-ва. Он назначает членов правит-ва. Прав-во отвечает перед президентом и президент не имеет права распускать парламент. Парламент может ограничивать действия президента с пом. законов и через утверждение бюджета, президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента.(США, Мексика, Колумбия, Венесуэлла…)

Смешанная - сочетает черты предыдущих двух (Франция, Ирландия, Австрия, Португалия, Финляндия, Польша, Болгария, Россия) Главная черта - двойная ответственность правит-ва перед президентом и перед парламентом. Классический образец - Франция. В ней президент и парламент избираются независимо др. от др. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент явл-ся главой гос-ва и верховным главнокомандующим, представляет страну в МО, обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Президент без согласования с парламентом, но учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с кот-ым они формируют кабинет министров. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правит-ва.

26. Формы государственного устройства (унитарное гос-во, федерация, конфедерация)

Территориальная организация гос-ва характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают три основные формы территориального устройства государства:

- унитарная

- федеративная

- конфедерация

Унитарное гос-во представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все гос-ые, в т.ч. судебные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные гос-ва сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, напр., Испания, могут иметь в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой опред-ся центральной властью. Унитарные гос-ва м.б.

- централизованными (Великобритания, Швеция, Дания…)

- децентрализованными (Франция, Италия, Испания)

Централизованные гос-ва могут представлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако, в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных же унитарных гос-ах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами и административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, коммунального хоз-ва, охраны общественного порядка… Однако в отличие от субъектов федерации их компетенции в области собственного налогообложения сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Главное отличие федерации от унитарного гос-ва состоит в том, что источниками власти, субъектами гос. суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны…), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. В унитарном же гос-ве существует лишь один субъект суверенитета - народ. Федерация - это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных м-у ними и центром компетенций и имеющих собственные конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство. Характерный признак - двухпалатный парламент. Федеративное гос-во м.б.

-образованное по территориальному принципу (Бразилия, Мексика, Германия, США)

- образованное по нац - территориальному принципу (РФ, Индия, Малайзия)

Федерация строится на основе распределения функций м-у ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, кот-ая м.б. изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов явл-ся исключительной компетенцией союзных органов гос-ва, другая - субъектов федерации, третья - совместной (конкурирующей) компетенцией союза и его членов, четвертая, остаточная, не зафиксированная в конституции компетенция - в различных странах по разному делится м-у центром и субъектами федерации. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов, земель…

Члены федерации - соучастники общегосударственного суверенитета фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного гос-ва. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков…

Конфедерация - постоянный союз самостоятельных суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют госуд-ый суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.

27. Легитимность политической власти

Власть является центральной категорией полит-й науки.

Полит.власть - это способность одного субъекта (класса, группы, индивида) навязывать другим свою волю, выражен-ную в политике, полит-х и правовых нормах, используя при этом институты гос-ва и его ресурсы.

Одной из отличительных черт пол.власти является ее легальность. Легальность является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов. Это санкция власти на что-либо через закон.

Одной из важнейших характеристик власти является ее легитимность. Леги-тимность - признание законности сущес твующих институтов власти и правомер-ности принимаемых ими решений со сто-роны общ-ва. Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.

В научный обиход термин “легитимно-сть” ввел Вебер. Он выделил 3 основных типа легитимности:

1.Традиционный. Такой тип предполагает опору на авторитет прошлого. Он обус-ловлен традициями, привычкой к опреде-ленному поведению. Освященные обыча-

ем нормы выступают как основа отноше-ний господства и подчинения. На при-вычке подчиняться власти, вере в ее бо-жественный характер и священность права престолонаследия основан автори-тет вождей, монархов, царей.

2.Харизматический. Этот тип легитим-ности основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Харизматический тип власти преобладает в моменты политических кризисов. Харизматический лидер всегда стремится подорвать основы существую-щего социального порядка и отличается политическим радикализмом. Но хариз-матическое состояние лидера краткосроч-но. Со стабилизацией социальной систе-мы харизматическая легитимность транс-формируется в традиционную или рацио-нально-легальную.

3.Рационально-легальный тип. Такая ле-гитимность основана на вере участников полит.жизни в справедливость тех пра-вил, на основе которых формируется власть. Ее источником выступает рацио-нально понятый интерес, который побуж-дает людей подчиняться решениям пра-вительства, сформированного на основе демократических процедур. При такой власти подчиняются не личности, а уста-новленным законам.

Эти типы легитимности в реальной поли-тической практике переплетаются и вза-имно дополняют друг друга.

Легитимность - явление политическое, а легальность - юридическое (она устанав-ливается и гарантируется властью). Ле-гальность, в отличие от легитимности (которая может быть харизматической, иррациональной), рациональна. Для граждан легальность состоит в повинове-нии законам и их исполнении. Легитим-ность пол.явления не означает его юри-дически оформленной законности. Леги-т-сть не является правовым процессом.

28. Правовое государство

Сущность и основные принципы правового государства

Правовое государство - это такой тип гос, в котором функционирует режим конституционного правления, сущ непротивореч правовая система и эффект судебная власть, а так же развит соц контроль политики и власти. Признаки:

1. верховенство законов, выражающих волю народа

2. суверенитет народа

3. гарантия осн прав и свобод граждан. Осн гарантия - наличие частной собственности

4. разделение властей

5. иерархия юриспруденции.

Условия правового гос:

1. наличие гражданского общества .

с 60-х годов возникает новый тип правового гос - это социальное гос. Оно стремится обеспечить каждому гражданину достойное существованиеи одинаковые жизненные шансы для самореализации. Основа - индивид. Соц гос выполняет след функции:

1. перераспределяет доход в пользу менее обеспеч

2. реализует политику занятости и охраны прав

3. соц сирахование, поддерж семью и материнство

4. доступны для всех образование, культуру, здравоохранения.

29.Социальное государство

Понятие “социальное государство” впервые было выдвинуто в середине ХIХ века . Выдвигалось множество идей теории социального государства. После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип, его интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в статье 20 Конституции ФРГ 1949 года, Согласно ст.1 Конституции Пятой республики 1958 года, “Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой. В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их Основных законах соответствующих положений, в большей степени являются социальными государствами. «Социальным»“называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности” . “Современное социальное государство - это централизованно управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, при том, что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме”. Само социальное государство, базирующееся на социальных преобразованиях и достижении материального равенства, существует только лишь пока материализуются характеризующие его социальные Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества. В экономической политике социального государства требуется сочетание и мер государственного регулирования, и поощрения конкуренции, и развития личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния. В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц. Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма. Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

30. Демократический режим

Демократические: Франция, Великобритания, Канада, Швеция, Индия.

АнтидемократическиеАвторитарные: Саудовская Аравия.

Данные страны определены таким образом согласно характерным чертам, присущим, соответственно демократическим и авторитарным режимам.

Демократический режим. Характерные черты: наличие выборных органов, которые имеют право на издание общегосударственных законов и выбираются путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании (наличие всеобщего избирательного права); действует принцип разделения властей; существует многопартийная система; деятельность партий - на конкурентной основе в рамках основного закона страны; признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства; возможность реализации и выражения различных общественных интересов (гарантированный доступ к политическим институтам).

Мировая политическая наука еще не дала исчерпывающего определения сущности демократического политического режима как многогранного феномена общественного бытия. Государственный режим власти - понятие более узкое, включающее в себя лишь методы осуществления политической власти государственным аппаратом. Понятие демократического режима шире: оно включает в себя не только государственный режим, но и деятельность политических и общественных организаций, политическое мировоззрение как отражение в сознании граждан самого содержания демократии. Идеологическая основа демократии - многочисленные и постоянно обновляемые теории демократии, в развитие которых внесли вклад современные политические демократы и их предшественники.

Характерные черты демократии:

Признание народа источником власти, сувереном (участие в выборах, референдуме, принятие Конституции). В зависимости от понимания состава народа демократия - всеобщая, социально (классово, этнически, демографически) ограниченная, охлократия (у власти находится чернь, низшие слои общества). По форме осуществления власти демократия -прямая, плебисцитарная, представительская (ведущая форма).

Периодическая выборность основных органов государства. Таким образом, демократия бывает парламентская, президентская, смешанная.

Равенство граждан на участии управлении государством. Может быть формальным (юридическим) и фактическим. Таким образом, демократия - политическая (формальная) и социальная (фактическая).

Подчинение меньшинства большинству при принятии решении и их выполнении. Следовательно, бывает деспотическая демократия (распространяется на все сферы жизни человека), тоталитарная демократия, конституционная демократия. Власть большинства ограничена общей Конституцией, разделением властей, правами и мнением меньшинства.

Право на многообразие политических объединений и политических программ и др. Демократический режим допускает разномыслие и многопартийность, возможность легальной деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых общественных организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с це6лью удовлетворения своих требований.

31. Революция и реформы

Результаты революции в Англии включа-ли крупные сдвиги, затронувшие влияние и власть различных частей правящего класса. Одновременно с этим происходи-ли изменения в системе соц-й иерархии. Произошли также изменения в отноше-ниях между центром и периферией. Были расширены автономность доступа к цент-ру и возможности его переустройства при участии широких слоев населения.

Франция продемонстрировала нарушение преемственности и разрыв между дорево-люц-м и постревол-м общ-м в гораздо большей степени, и Франц.революция стала более насильственной, чем Англ-я. Высокий уровень наруш-я преемствен-ности проявился в насильственном изме-нении принципов легитимности и в почти полном устранении прежнего правящего класса. Произошли также серьезные из-менения в основах системы соц-й иерар-хии. Различные процессы структурных изменений приводили к постоянной борь-бе между различными соц-ми образова-ниями.

В Американской револбции, в отличие от Англ-й и Франц-й, главным результатом явилось установление новых границ полит-го сообщества и введение новой символики его национальной, а не только полит-й идентичности.

В России имело место огромное наруше-ние преемственности в плане перестрой-ки социополит-го порядка и изменения структуры соц-й иерархии.

Эйзенштадт подчеркивает, что решаю-щей по силе воздействия переменной, кот-я объясняет отношения между струк-турой центров и последствиями револю-ций, является та или иная способность центра: во-первых, мобилизовать ресур-сы, необходимые для того, чтобы спра-виться с проблемами, сопутствующими переходу к цивилизации Нового времени; во-вторых, включить новых или потенци-альных претендентов на участие, в-треть-их, установить связи с более широкими слоями общ-ва. Эйзенштадт писал, что чем больше способность центра к реше-нию этих задач, тем меньше степень на-силия, нарушения преемственности, распада при переходе от дореволюц-х к постреволюц-м общ-вам.

Подводя итоги, Эйзенштадт писал, что конечные результаты любой революции не обусловливаются лишь дореволюц-й структурой общ-ва, а являются результа-том взаимод-я особенностей дореволюц-х общ-в и факторов изменений, наиболее существенными среди которых являются международные силы и сам революцион-ный процесс.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ