Рефераты
 

Религия и национальная безопасность Казахстана

p align="left">Для предотвращения проявлений экстремизма местным органам власти предписано осуществлять постоянный мониторинг всех исламских религиозных объединений. Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств. Повышенное внимание уделяется анализу работы религиозных объединений с молодежью и деятельности духовных учебных заведений. [31]

Так, например, за несоответствие требованиям законодательства были закрыты медресе в Мерке Джамбульской области, не выданы лицензии медресе Чимкента и Сары-Агаша.

Согласно данным Совета по связям с религиозными объединениями при правительстве Казахстана, в республике более тысячи религиозных организаций не прошли регистрацию в органах юстиции. В Южно-Казахстанской области из каждых трех религиозных объединений не зарегистрированы два, в Жамбылской - каждое второе.[31]

В 2004 году, в результате совместной работы МВД и КНБ, обезврежена террористическая группировка "Жамаат моджахедов Центральной Азии". Являясь одной из звеньев "Аль-Каиды", она действовала на территории Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и России. В числе арестованных 9 граждан Казахстана и 4 Узбекистана. Руководство группировкой и ее финансирование осуществлялось из-за рубежа и частично за счет совершения корыстно-насильственных преступлений в Южно-Казахстанской области. [15]

5 февраля 2005 года в г. Тараз начался суд над 16-ю участниками терро-ристической организации, причастных к фактам терроризма в Республике Узбекистан. [27]

К сожалению, в настоящее время в Казахстане более реальные очертания стал приобретать религиозный экстремизм. Наибольшую опасность представляют различного вида миссионеры, которые внедряют в сознание людей ядовитые семена религиозного экстремизма. По своей сути их деятельность является идеологической основой терроризма.

В последние годы в республике активизировалась противоправная деятельность сторонников религиозно-экстремистской партий "Хизб-ут-Тахрир", которые все больше вовлекают граждан нашей страны в свои ряды. Участились факты распространения литературы экстремистского содержания, направленной на возбуждение национальной и религиозной вражды и розни. [24]

Указанные опасные явления создают угрозу основам Конституционного строя, ведут к нарушениям конституционных прав и свобод граждан, подрывают общественную безопасность и государственную целостность Республики Казахстан.

Если в 2003 году было изъято около одной тысячи листовок, то в 2004 - уже 11 тысяч, за что задержано более сотни человек. В г.Шымкенте осуждены Жакипов, Ахметов и Байсалбаев за распространение листовок, в Павлодарской области Иннатулин и Камзин .

С начала текущего года, таких фактов зарегистрировано уже 23, изъято в два раза больше запрещенной литературы, чем за два предыдущих года вместе взятые. За распространение листовок задержано 74 человека.

31 января т.г. в г. Алматы в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий была выявлена подпольная типография, где изготавливались листовки и брошюры "Хизб-ут-Тахрир". У задержанных изъяты компьютеры, ризограф высокоскоростной печати, лазерные принтеры, ламинаторы для переплета брошюр, профессиональный станок для резки бумаги, типографская краска, а также более 13-ти тысяч листовок.

За активное участие в пропаганде идей религиозно-экстремистской партии "Хизб-ут-Тахрир" в основном задерживаются, как учащиеся высших и средне-специальных учебных заведений, так и лица нигде не работающие. И это вызывает особое беспокойство. Настораживает и то, что в настоящее время более 100 граждан Казахстана обучаются в различных зарубежных религиозных центрах, и какие знания они там получают никто не может ответить. [13]

В западных регионах страны действует религиозное течение "Чистый ислам" (ваххабиты), отдельные приверженцы которого совершают противоправные деяния. Так, 4 февраля текущего года в г.Актау при проведении совместных оперативно-розыскных мероприятий с ДКНБ по Мангыстауской области задержан активный член указанного религиозного течения Муздыбаев, у которого обнаружены и изъяты листовки экстремистского содержания и огнестрельное оружие (обрез).

Также в последнее время нами зафиксированы попытки проведения "даватов" (проповедей) лидерами ваххабитских ячеек и членами религиозно-экстремистской партии "Хизб-ут-Тахрир", в среде лиц отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях КУИС Министерства юстиции, которые после выхода на "волю" должны будут пополнить ряды сторонников этих организаций. [13]

Однако одних силовых мер правоохранительных органов в борьбе с религиозным экстремизмом недостаточно. Причины лежат в бедности, безработице, низком образовательном уровне, особенно в сельской местности. Поэтому государство, проводя социально-экономическую политику, ориентированную на незащищенные слои населения (развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест), преследует цель устранить питательную среду для пополнения рядов экстремистов.

К этой работе наряду с государственными органами привлекаются и неправительственные организации. К работе в мечети не допускаются сторонники идей экстремизма. Внедрен институт обязательной государственной регистрации религиозных объединений и лицензирование духовных учебных заведений. Организацией подготовки служителей культа будет заниматься только Духовное управление, а не эмиссары из-за рубежа.

Так, в феврале 2004 года решением Специализированного межрайонного экономического суда г. Шымкента, отозвана лицензия у Южно-Казахстанской гуманитарной Академии учредителем, которого являлось Общество социальных реформ "Истлах" (Кувейт), в связи с неисполнением лицензиатом требований содержащихся в лицензии (учебное заведение не являлось светским, а религиозным). [15]

Самое главное, на что должны быть направлены усилия всех государственных органов, общества, религиозных институтов и средств массовой информации - это формирование общественного мнения в духе непринятия идей терроризма и показ людям всей опасности идеологии религиозного экстремизма, а также лишить деятельность этих движений смысла.

Для противодействия различным проявлениям терроризма и религиозного экстремизма нами принимается комплекс разносторонних мер.

Создана соответствующая правовая база: Закон "О борьбе с терроризмом" и утверждена специальная Государственная Программа, ужесточена уголовная ответственность за терроризм, пропаганда терроризма или публичные призывы к нему являются уголовно-наказуемыми деяниями.

Казахстанский Закон о борьбе с терроризмом допускает преследование на территории Казахстана лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от места совершения ими террористических акций.

Такое преследование может осуществляться по просьбе компетентных органов других государств, при условии предоставления необходимой доказательной базы.

В декабре 2003 года распоряжением Президента Республики Казахстан создан Антитеррористический центр. В его состав введен сотрудник МВД, основной задачей которого является организация взаимодействия органов внутренних дел с Комитетом национальной безопасности по вопросам борьбы с проявлениями терроризма и религиозного экстремизма. [15]

Верховным судом Казахстана в октябре 2004 года организации "Аль-Каида", "Исламская партия Восточного Туркестана", "Курдский народный конгресс", "Исламское движение Узбекистана" признаны у нас террористическими и их деятельность на территории Казахстана запрещена.

18 февраля 2005 года Главой государства подписан закон "О противодействии экстремизму", в котором определены правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения национальной безопасности, суверенитета республики Казахстан, целостности, неприкосновенности, и неотчуждаемости её территории.

Во исполнение данного закона, в настоящее время прорабатывается вопрос о признании организаций "Асбат аль-Ансар", "Братья мусульмане", "Та-либан", "Боз гурд", "Жамаат моджахедов Центральной Азии", "Лашкар-и-Тайба" и "Общество социальных реформ" экстремистскими и о запрещении их деятельности на территории Казахстана. [15]

В настоящее время "Хизб-ут-Тахрир" признана вне закона во всех арабских государствах, Германии, Турции, России, Таджикистане и Кыргызстане. В этой связи нами внесено предложение в Генеральную прокуратуру об инициирования вопроса о запрете деятельности религиозно-экстремистской партии "Хизб-ут-Тахрир" на территории нашей республики. [15]

Согласно Закона Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" основными задачами противодействия экстремизму являются [22]:

- недопустимость осуществления экстремизма в Республике Казахстан независимо от форм его выражения;

- предотвращение создания условий и возможностей для осуществления экстремизма;

- формирование политической и правовой культуры граждан;

- обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан.

Противодействие экстремизму основывается на принципах (ст.4) [22]:

- верховенства закона;

- равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группа;

- общественного, в том числе межнационального и межконфессионального согласия;

- взаимодействия государства и общественных институтов;

- гласности.

Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям (ст.5) [22]:

- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению;

- выявление и пресечение экстремизма;

- международное сотрудничество в области противодействия экстремизму.

Государственные органы в пределах своей компетенции реализуют следующие профилактические меры, направленные на предупреждение экстремизма:

1) государственный орган по связям с религиозными объединениями проводит изучение и анализ деятельности созданных на территории Республики Казахстан религиозных объединений и иностранцев, занимающихся проповедованием и (или) распространением какого-либо вероучения, осуществляет информационно-пропагандистские мероприятия по вопросам, относящимся к его компетенции, рассматривает вопросы, касающиеся нарушений законодательства Республики Казахстан о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, вносит предложения о запрещении деятельности религиозных объединений, нарушающих законодательство Республики Казахстан о противодействии экстремизму;

2) уполномоченный орган по делам средств массовой информации проводит мониторинг продукции средств массовой информации на предмет недопущения в них пропаганды и оправдания экстремизма, соблюдения ими законодательства Республики Казахстан, обеспечивает освещение вопросов укрепления межнационального и межконфессионального согласия в средствах массовой информации, выполняющих государственный заказ;

3) центральный исполнительный орган в области образования обеспечивает утверждение и реализацию в организациях образования воспитательных программ, направленных на формирование у обучающихся невосприятия идей экстремизма, уважения общепризнанных принципов международного права и гуманизма, осуществляет контроль за соблюдением международных договоров по вопросам обмена студентами учебных заведений;

4) органы национальной безопасности Республики Казахстан проводят оперативно-розыскные мероприятия и в соответствии с законодательством Республики Казахстан по мотивированным заключениям государственных органов осуществляют меры по недопущению въезда в Республику Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, которые своими действиями создают угрозу или наносят ущерб безопасности общества и государства;

5) органы внутренних дел Республики Казахстан осуществляют оперативно-розыскную деятельность, исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществляют выдворение из Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, которые своими действиями создают угрозу или наносят ущерб безопасности общества и государства;

6) местные исполнительные органы областей (городов республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) осуществляют взаимодействие с общественными объединениями, изучение деятельности созданных на соответствующих территориях религиозных объединений и иностранцев, занимающихся проповедованием и (или) распространением какого-либо вероучения, создают банк данных о них, осуществляют информационно-пропагандистские мероприятия на региональном уровне по вопросам, относящимся к их компетенции, проводят изучение и анализ религиозной обстановки в регионе (ст.6.) [22].

Органы национальной безопасности и органы внутренних дел Республики Казахстан выявляют, пресекают, раскрывают и расследуют преступления, отнесенные законодательством Республики Казахстан к ведению этих органов, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Прокуроры при обнаружении фактов нарушений законодательства Республики Казахстан в области противодействия экстремизму физическими и юридическими лицами, их структурными подразделениями (филиалами и представительствами) или при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях, а также в случае распространения через средства массовой информации экстремистских материалов, которые могут причинить вред правам и свободам человека и гражданина, a также интересам юридических лиц, общества и государства, вносят акты прокурорского надзора об устранении любых проявлений экстремизма, причин и условий, способствовавших его осуществлению, о восстановлении нарушенных прав, подают заявление в суд о приостановлении и запрещении деятельности организаций в случае осуществления ими экстремизма, а также осуществляют уголовное преследование в порядке и в пределах, установленных законами Республики Казахстан.

Иные государственные органы участвуют в выявлении и пресечении экстремизма в пределах их компетенции, установленной законами Республики Kaзaxcтан (ст.7) [22].

В целях профилактики, выявления и пресечения экстремизма государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики специальных учетов, на основании решений судов ведет учет экстремистских организаций и лиц, привлеченных к ответственности за совершение экстремизма.

При признании судом организации экстремистской либо приостановлении и запрещении деятельности посредством ликвидации организации при осуществлении ею экстремизма и привлечении лиц к ответственности за совершение экстремизма суд обязан незамедлительно направить в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, информационные учетные документы (ст.9.) [22].

Государственные органы Республики Казахстан в целях профилактики, выявления и пресечения экстремизма сотрудничают с иностранными государствами и международными организациями.

Государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие противодействие экстремизму, сотрудничают с компетентными органами иностранных государств, международными правоохранительными организациями, проводят оперативно-розыскные мероприятия на территории Республики Казахстан или других государств в соответствии с законодательством Республики Казахстан и (или) международными договорами.

Государственные органы, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 7 настоящего Закона, преследуют на территории Республики Казахстан по обращению компетентных органов других государств, международных правоохранительных организаций лиц, причастных к экстремизму, независимо от места совершения ими экстремизма (ст.10) [22].

Координацию деятельности государственных органов по противодействию экстремизму в Республике Казахстан осуществляет государственный орган, определяемый Президентом Республики Казахстан.

На территории Республики Казахстан запрещаются использование сетей и средств связи для осуществления экстремизма, а также издание и распространение экстремистских материалов.

В случае использования сетей или средств связи для осуществления экстремизма уполномоченные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан вправе приостанавливать деятельность любых сетей и средств связи.

Запрещение деятельности сетей и средств связи осуществляется судом в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Установление в информационных материалах наличия экстремистских целей осуществляется судом по местонахождению организации, осуществившей издание таких материалов, на основании заявления прокурора.

Для установления судом наличия в информационных материалах признаков религиозного экстремизма обязательно заключение судебной экспертизы.

При проведении мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций не допускается осуществление экстремизма. Об ответственности организаторы мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций до их проведения предупреждаются в письменной форме местным исполнительным органом города республиканского значения, столицы и района (города областного значения).

При проведении мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики, а также распространение экстремистских материалов.

В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных настоящей статьей, организаторы мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций или иные лица, ответственные за их проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций и ответственность их организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законами Республики Казахстан.

На территории Республики Казахстан запрещается деятельность физических и (или) юридических лиц, объединений физических и (или) юридических лиц, включая иностранных или международных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Казахстан, направленная на финансирование экстремизма.

В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных настоящей статьей, физические и (или) юридические лица, объединения физических и (или) юридических лиц, включая иностранные и международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Казахстан, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан (ст.14) [22].

В настоящее время необходимо принимать меры по предотвращению религиозного экстремизма не только в рамках своих государств, но и выработать эффективные меры противодействия на межгосударственном уровне.

Имеется солидная международная правовая база сотрудничества в борьбе с терроризмом. МВД Республики Казахстан является участником международных отношений, вытекающих из более 50 действующих международных договоров и соглашений в сфере борьбы с преступностью. Из заключенных международных актов следует отметить Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года. [31]

Казахстан присоединился к 11 международным Конвенциям по борьбе с терроризмом, 7 из которых приняты в рамках Организации Объединенных Наций.

Наряду с этим, Казахстан является участником Шанхайской организации сотрудничества (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан), членами которой 15 июня 2001 года подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. С января 2004 года функционируют постоянно действующие органы ШОС - Секретариат в Пекине, Исполнительный Комитет и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) в Ташкенте.

Кроме этого, Казахстан активно действует в рамках Организации Центрально-Азиатское Сотрудничество (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан), а также в формате Договора о коллективной безопасности (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия).

Решением Глав государств СНГ 1 декабря 2000 года создан Антитеррористический Центр, основными задачами которого являются выработка предложений Совету глав государств стран СНГ о направлениях сотрудничества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Первым заместителем руководителя АТЦ СНГ является представитель Казахстана генерал Сарсеков Б.С., который отвечает за координацию действий органов внутренних дел со спецслужбами СНГ.

С 1992 года действует Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ, в рамках которого 8 сентября 2000 года подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. Рабочим органом Совета министров внутренних дел является Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений. Заместителем директора БКБОП назначен полномочный представитель Казахстана генерал Галимжанов Н.М., который обеспечивает взаимодействие органов внутренних дел нашей республики с правоохранительными органами стран СНГ, по вопросам борьбы организованной преступностью, раскрытия особо опасных преступлений и розыска уголовных преступников. [31]

В положительном ключе мы рассматриваем антитеррористические инициативы Международной организации уголовной полиции - Интерпол.

Деятельность Интерпола в плане обмена новыми формами и методами борьбы с проявлениями террора, сбора, систематизации и распространения оперативной информации о террористах, а также в достижении целей их розы-ска и выдачи имеет на сегодняшнем этапе принципиально важное значение.

Для активизации этой работы в состав Генерального секретариата введен Полномочный представитель Казахстана, во всех ГУВД-УВД областей введены "офицеры-связи", которые будут заниматься организацией взаимодействия по линии Интерпола.

На сегодняшний день террористы имеют свои учебные центры, проходят серьезную подготовку. Они руководствуются Инструкцией по применению "Джихада", где расписываются действия моджахедов, даже при их задержании и допросе.

Международные террористы активно используются для пропаганды собственной идеологии, ведения информационных войн, решения финансовых вопросов, обеспечения связи, планирования терактов, а также для осуществления контроля за их проведением - глобальные информационные технологии. Ярким примером использования Интернета является передача сообщений Усамой Бен-Ладеном при организации террористических актов в Нью-Йорке в сентябре 2001 года. Американские разведывательные службы тогда обнаружили в Сети десятки веб-сайтов исламистского содержания, которые "Аль-Каеда" использовала для передачи информации и руководства своими агентами.

В Казахстане профессионалов в этой сфере явно недостаточно. Поэтому специалистов надо готовить. Мы должны иметь общие подходы в вопросах теории и практики проведения оперативно-розыскных и специальных мероприятий, в отношении лиц, причастных к террористическим организациям, а также в методике расследования уголовных дел. Необходимо разработать алгоритм действий всех государственных органов в случаях проявлений терроризма и единых стандартов в отношении террористических организаций.

Для решения этих вопросов, с учетом настоящих и будущих транснациональных угроз, на базе Академии МВД создан учебный центр по подготовке специалистов по борьбе с проявлениями религиозного экстремизма и терроризма, где с апреля начнется обучение сотрудников, для чего приглашены научные кадры и профессионалы из-за рубежа. [15]

Укреплена материально-техническая база подразделений специального назначения ("Сункар", "Арлан", СОБР, "Беркут"). Личный состав обеспечен жильем, современным вооружением, средствами связи и техникой. Подразделения имеет хорошую учебно-спортивную базу.

Министерством внутренних дел совместно с Генеральной прокуратурой разработаны методические рекомендации по противодействию терроризму и религиозному экстремизму.

В настоящее время благодаря поддержке Совета по правовой политике, Правительством рассматривается наше предложение о создании в структуре Канцелярии Премьер-Министра специального отдела по работе с религиозными конфессиями и объединениями.

Министерством внутренних дел для усиления борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, инициированы предложения в ряд законодательных актов: - в Закон "об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в части расширения категорий граждан, в отношении которых устанавливается административный надзор, лицами, участвующими в экстремистской деятельности; - в Уголовно-исполнительный кодекс, касательно определения механизма установления административного надзора за лицами, осужденными за преступления экстремистской направленности к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества; - в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях в части усиления санкции статей 343 и 344 увеличением штрафа до максимально разрешенных размеров и включением меры административного воздействия - административный арест.

Проводятся проверки соблюдения религиозными объединениями норм Конституции и законодательства Республики Казахстан, с целью исключения возможности проявлений терроризма, разжигания вражды, основанной на национальной, языковой, религиозной принадлежности.

В настоящее время Центром судебных экспертиз Министерства юстиции теологические экспертизы проводятся только в Астане и Алматы. Для более эффективного реагирования на проявления религиозного экстремизма нами внесены предложения в Министерство юстиции о проведении таких экспертиз в западном (г.Актобе) и восточном (г.Семипалатинск) регионах страны.

В рамках активизации сотрудничества по пресечению проявлений терроризма и религиозного экстремизма в ноябре 2004 г. в Оренбурге совместно с МВД России проведено очередное совещание, которое придало новый импульс сотрудничеству. После него уже состоялись встречи на уровне начальников горрайорганов целого ряда приграничных регионов Казахстана и России. На основании совместного протокола данная работа находится на постоянном контроле.

В конце января т.г. в Алматы состоялось выездное заседание Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН. В совещании участвовали представители 50 стран мира и 36 международных региональных и субрегиональных организаций, МВД также приняло участие в работе этого антитеррористического форума. В центре внимания был вопрос о том, как повысить потенциал борьбы международного сообщества с терроризмом. Обсуждались проблемы пресечения финансирования терроризма, обеспечения безопасности границ и выполнения международных договоров в этой сфере. [15]

Его участники одобрили совместное заявление, в котором подтвердили намерение решительно бороться со всеми формами терроризма и подчеркнули центральную роль КТК в этих усилиях.

В 2005 году приоритетными задачами органов внутренних дел по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом, были определены: выявление источников финансирования террористических и экстремистских организациий, установление их лидеров и активных членов действующих в регионах и каналов проникновения запрещенной религиозно-экстремистской литературы. [15]

Проблема нелегальной миграции в Казахстане, очевидно, как и в других странах Содружества, обостряется буквально с каждым годом. Поток иностранцев в страну растет. Только по официальной статистике в прошлом году их число превысило один миллион человек. Нелегалы пользуются прозрачностью границ и отсутствием жесткого контроля со стороны правоохранительных и других органов.

Например, в Атырауской области задержаны 17 граждан Пакистана, в Жамбылской - задержано 40 граждан Бангладеш. География задержаний свидетельствует о том, что каналы нелегальной миграции налажены по всем направлениям. Эти люди нелегально проникли в Казахстан и направлялись в Россию и страны Западной Европы.

Следует признать, что пока еще не налажен эффективный контроль за миграцией, нет целенаправленной совместной работы по розыску террористов, участников бандформирований и других опасных преступников, которые свободно перемещаются по территории региона.

В этом контексте надо отметить, что казахстанскими специалистами разработана технология биометрической идентификации личности.

В Казахстане внедрено уже более 500 программных комплексов, которые позволяют выявлять лиц, представляющих оперативный интерес, при выдаче гражданам паспортов, удостоверений личности, водительских удостоверений. С ее помощью в процессе документирования граждан ежегодно проверяется более двух миллионов человек, раскрывается свыше четырёх тысяч преступлений. [15]

Система позволяет патрульно-постовым и другим нарядам полиции через графическую автоматизированную базу данных в считанные минуты проверить анкетные данные задержанного гражданина, выяснить, не находится ли он в розыске.

Технология биометрической идентификации личности используется также в Российской Федерации, где она ориентирована на поиск террористов и других особо опасных преступников. Эта система имеет большие возможности и различные сферы применения, легко интегрируется с другими информационными системами.

Для реализации аналогичных проектов в каждом из государств СНГ и объединения на этой основе совместных усилий в розыске террористов и других опасных преступников на внеочередном заседании Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств, состоявшемся в г. Москве 25 декабря 2004года, главной темой которого была выработка совместных мер борьбы терроризмом, Казахстан выступил с инициативой создания в рамках Содружества принципиально новой Программы антитеррористической системы "СНГ-Визит", основанной на использовании единого банка данных о террористах, экстремистах, участниках бандформирований и разыскиваемых преступниках.

Необходимо и далее комплексно и последовательно реализовывать стратегию борьбы с этими явлениями, в том числе и совместно с зарубежными правоохранительными органами.

Таким образом, за последние годы резко активизировались меры, предпринимаемые для предотвращения возможных вариантов развития конфликтов и кризисов на религиозной почве. Наша страна в силу тех или иных обстоятельств имеет разрушенную систему воспитания, досуга, творчества, сама культура размыта и малодоступна для молодёжи, которая не может определить, - а родители зачастую ей в этом помочь - приоритеты, смысл и цели жизни. Эта система нуждается в срочном пересмотре, восстановлении, модернизации, для чего необходимы серьёзные финансовые затраты бюджетных средств. Однако расходы на культуру сегодня означают стабильность государства и ликвидацию социальной базы терроризма и экстремизма завтра. Тем не менее, все-таки хочется отметить, что складывающая в Казахстане религиозно-конфессиональная ситуация не так опасна, как, возможно, в соседних государствах и не способствует активному развитию и распространению предпосылок для сепаратизма на религиозной почве. "Периферийность" Казахстана на карте мировых религий позволяет надеяться на предотвратимость такого варианта развития событий.

3.2 Укрепление межконфессиональной и межнациональной толерантности

В феврале 2003 г. в Алматы состоялась Международная конференция мира и согласия. В ее работе приняли участие президенты Казахстана Н.А.Назарбаев, Кыргызстана А.Акаев, Таджикистана Э.Рахмонов, государственный министр Турции Мехмет Айдын, советник президента Афганистана Яхия Маруфи, министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, а также ведущие религиозные деятели Ислама, Православия и Иудаизма Казахстана и религиозные деятели Иудаизма из США, Австралии, Новой Зеландии. Во второй половине июня 2003 г. Казахстан посетили высокопоставленные представители мировой еврейской общественности. Сначала приехал Главный раввин Израиля Йона Мецгер, для которого это был первый зарубежный визит в новой должности, затем председатель правления Всемирного еврейского конгресса (ВЕК) Исраэль Сингер и, наконец, еврейский предприниматель и филантроп, глава прославленного косметического концерна Estee Lauder, телевизионный магнат мирового масштаба, один из богатейших людей планеты Рональд Лаудер.

В ходе визитов гости провели переговоры с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, верховным муфтием Абсаттаром Кажи Дербисали и лидером Евро-Азиатского еврейского конгресса Александром Машкевичем. Одной из тем переговоров была подготовка к проведению в Астане в сентябре 2006 г. по инициативе президента Н.А.Назарбаева Межрелигиозного форума на который, как ожидается, соберутся лидеры всех крупнейших Мировых традиционных религий. Вопросы подготовки форума обсуждались и во время визита в мае 2003 г. в Казахстан Государственного Секретаря Ватикана кардинала Анджело Содано. Визит был осуществлен по приглашению Президента Н.А.Назарбаева.

В своей новой книге "Критическое десятилетие" Н.А.Назарбаев уделяет большое внимание проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений. В частности, он пишет: "…Казахстан как светское государство, гарантирует принятие мер противодействия межконфессиональным конфликтам. Это касается как внутриполитических решений, так и законодательных инициатив, которые не могут включать в себя статьи и акты, приводящие к приоритету той или иной религии в ущерб другим конфессиональным течениям" [30]. Эта политика Президента находит полную поддержку народов Казахстана, верующих и атеистов.

Проблема укрепления межконфессиональной и межнациональной толерантности требует постоянного внимания. От ее решения зависит внутриполитическая стабильность и безопасность, уверенное движение Казахстана в направление новых горизонтов развития. [32]

3.3 Информационно-просветительская работа среди населения

Реалии сегодняшнего дня ставят перед обществом острый вопрос: как вернуть эти группы в русло цивилизованного восприятия действительности и - главное! - не допустить их пополнения новыми сторонниками радикальных преобразований. Оноре де Бальзаку приписывают справедливую фразу о том, что идеи могут быть обезврежены только идеями. И здесь мы подходим к ключевому моменту - о том, что решить обозначенную проблему можно исключительно инструментами культуры - ценностного, этического, идеологического воздействия, - которая по своей сути выступает против экстремизма и терроризма.

В данном контексте основной задачей культуры является сохранение моральной устойчивости социума, ограждение его от распада и разложения духовности. Терроризм и экстремизм, напротив, произрастают на почве нравственной нищеты, невежества, максимальной фрустрированности, которые заставляют индивида обращаться к поиску референтных групп чаще всего деструктивной направленности.[32]

Безусловно, степень положительного воздействия культуры на необразованного, загнанного в угол социальными и экономическими проблемами человека, попавшего под влияние, скажем, идеологии "Моджахедов Центральной Азии", равно как и на некоего высокообразованного политика, в борьбе за власть намеренно поставившего себе внутренний психологический заслон от общечеловеческих ценностей и призывающего своих граждан к акциям политического экстремизма, чрезвычайно низок. Но ведь принципы, исключающие возможность участия человека в террористической и экстремистской деятельности, формируются в процессе его жизни, в ходе воспитания и образования. И крайне важно сегодня через систему образовательных, культурно-просветительских учреждений, национально-культурных центров, традиции и обычаи, театры, книги, прессу, телевидение заложить в нынешнее молодое поколение те императивы поведения, которые завтра будут определять его систему ценностей, диктовать приоритеты и морально "санкционировать" участие в деятельности подобного рода организаций.[32]

Трудно вести борьбу с экстремистскими организациями в обществе, где не имеют никакого понятия об этих организациях, где знают только их названия и где существует низкая степень доверия к деятельности правоохранительных органов и спецслужб.

В результате, в сознании простых людей угроза терроризма либо вообще не воспринимается, что ослабляет общественный иммунитет против радикальных идей, либо деятельность экстремистских организаций воспринимается не адекватно, через призму гражданских свобод, когда экстремисты ставятся на одну плоскость с представителями НПО или оппозицией.

Для решения этой проблемы необходимо:

1. Более активная работа со СМИ, через которые необходимо давать регулярную и, по мере возможности, полную информацию о деятельности тех или иных экстремистских организаций, их идеологии, целях. Здесь главное не проиграть информационную войну, где дефицит информации идет больше во вред государству, чем на пользу, порождая слухи и явную дезинформацию.

2. Обратиться к опыту США, где "Национальная ассоциация вещателей" совместно с министерством национальной безопасности для местных телекомпаний и радиостанций разработала и рассылает подробную инструкцию о подготовке телецентров и радиостанций к работе в условиях чрезвычайных ситуаций, а также о том, как электронные СМИ могут оказать содействие населению во время возникновения таких ситуаций.

3. Грамотная PR-кампания деятельности правоохранительных структур, которые должны положительно ассоциироваться в сознании общественности. Недоверие и страх по отношению к государственным структурам ведущих борьбу с терроризмом существенно осложняет их деятельность.

4. Совершенствовать систему получения информации от населения для предупреждения террористических актов. Люди должны знать, куда звонить, что говорить и на какие детали обращать внимание.

5. В кооперации с МИД РК, следует составить для всех выезжающих на отдых или в командировку казахстанцев список стран имеющих высокий уровень террористических рисков. МИД получает информацию от спецслужб, адаптирует ее для рядовых граждан и распространяет через mass-media.

Очень часто слабая подготовка религиозных служащих представляющих традиционные конфессии, в частности ислама, приводит к снижению авторитета этих конфессий, в первую очередь среди молодежи. Не принимая активного информационно-просветительского участия в жизни общества, религиозные организации часто проигрывают борьбу за умы людей, многие из которых хотели бы услышать мнение этих организаций по поводу деятельности экстремистских групп прикрывающихся религиозными лозунгами. И здесь необходима совместная работа конфессий с правоохранительными структурами и правозащитными организациями.

Нередко, правозащитные организации и силовые структуры находятся по разные стороны баррикад при оценке деятельности тех или иных радикальных организаций. Это приводит к информационным столкновениям, создающих информационную кашу в головах граждан, которые не могут разобраться, кто оппозиционер, а кто экстремист. Выход лежит только во взаимовыгодном сотрудничестве институтов гражданского общества и силовых структур для достижения понимания того, что и те, и другие могут находиться по одну линию фронта.[32]

Способность конфессиональных организаций и духовных наставников внести ощутимый вклад в дело преодоления религиозно-политического экстремизма и терроризма осознается религиозными лидерами. Иногда делаются заявления о том, что никакие другие социальные субъекты не могут сделать так много для предотвращения экстремизма, как это могут сделать руководители религиозных организаций. [25]

По данной главе можно сделать следующие выводы.

1. Терроризм и экстремизм относится к числу самых опасных и явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. В Казахстане ужесточение государственной политики в отношении религиозного экстремизма и сепаратизма началось с 1994 года, тогда в новый Гражданский кодекс Республики Казахстан были внесены положения об обязательном согласовании с государственными органами кандидатур руководителей религиозных объединений, назначаемых в Казахстан зарубежными религиозными центрами с тех пор политика государства в этом направлении постоянно развивается. Для предотвращения проявлений экстремизма местным органам власти осуществляется постоянный мониторинг всех исламских религиозных объединений. Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств. Повышенное внимание уделяется анализу работы религиозных объединений с молодежью и деятельности духовных учебных заведений.

2. Проблема укрепления межконфессиональной и межнациональной толерантности требует постоянного внимания. От ее решения зависит внутриполитическая стабильность и безопасность, уверенное движение Казахстана к новым горизонтам развития. В данном направлении в Казахстане прослеживается последовательная политика, проводятся мероприятия, посвящённые миру и согласию между народами. Казахстан как светское государство, гарантирует принятие мер противодействия межконфессиональным конфликтам. Это касается как внутриполитических решений, так и законодательных инициатив, которые не могут включать в себя статьи и акты, приводящие к приоритету той или иной религии в ущерб другим конфессиональным течениям. Эта политика Президента находит полную поддержку народов Казахстана, верующих и атеистов.

3. Особая значимость силовых, политических и правоприменительных методов борьбы с религиозно-политическим экстремизмом вовсе не означает, что идеологическая борьба отходит на задний план. В ней самое активное участие призваны принять общественные объединения, писатели, журналисты, свое веское слово могут сказать религиозные деятели. Общественные объединения и религиозные организации могут сделать очень многое для профилактики религиозно-политического экстремизма, формируя у членов общества терпимость и уважительное отношение к людям иной культуры, к их взглядам, традициям, верованиям, а также принимая участие в сглаживании политических и этнонациональных противоречий.

Заключение

Религиозный облик современного Казахстана включает в себя немало религий, которые неразрывно связаны с историческим прошлым народов, его населяющих. Изучение истории каждого из народов Казахстана позволяет говорить не только о гуманистическом характере религии, о том высоком духовном достоинстве, которое безусловно, во многом предопределило и наше настоящее и позволяет по-новому взглянуть на проблемы будущего. Но в рамках нормального восприятия своего личного опыта, исторического опыта поколения, отдельного народа или нации нередко наблюдается развитие максимализма и даже экстремизма. Это явление, как известно, многолико и способно видоизменяться. Все виды экстремизма объединяет одно - он имеет политическое содержание и направлен на изменение конституционного строя, изменение законов страны и, в конечном итоге, на закрепление воли экстремистского меньшинства.

В результатах исследования мы пришли к следующим выводам. Религия оказывает влияние на национальную безопасность казахстанского общества.

Особую озабоченность современного казахстанского общества вызывает нетрадиционные религии.

В нашей стране появилось достаточно большое количество малочисленных, ранее неизвестных казахстанскому населению вероисповеданий. Данный факт не может не настораживать, т.к. религиозные авантюристы используют религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей. Одной из таких группировок является партия "Хизб-ут-Тахрира", чьи действия согласно Закону Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" признаны экстремистскими, а деятельность самой партии запрещена в Казахстане.

Как показывают результаты социологических опросов, абсолютное большинство населения отрицательно относится к любым проявлениям религиозного экстремизма и терроризма, однозначно сделав выбор в пользу демократии и светского государства.

Обеспечение гарантий национальной безопасности государства возможно лишь учитывая внешние и внутренние неблагоприятные социальные факторы. В то же время внешняя угроза не может быть нейтрализована до тех пор, пока в внутри страны продолжается действие деструктивных криминалиских тенденций. Поэтому политика социальной безопасности общества и государства должна быть направлена на создание эффективной системы противодействия для обеспечения надёжной защиты интересов личности, общества и государства.

В настоящее время во внутриполитической сфере Казахстана национальные интересы состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственного власти и её институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, национального сепаратизма.

В Казахстане ужесточение государственной политики в отношении религиозного экстремизма и сепаратизма началось с 1994 года, тогда в новый Гражданский кодекс Республики Казахстан были внесены положения об обязательном согласовании с государственными органами кандидатур руководителей религиозных объединений, назначаемых в Казахстан зарубежными религиозными центрами с тех пор политика государства в этом направлении постоянно развивается. Для предотвращения проявлений экстремизма местным органам власти осуществляется постоянный мониторинг всех религиозных объединений. Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств. Повышенное внимание уделяется анализу работы религиозных объединений с молодежью и деятельности духовных учебных заведений.

В настоящее время в Казахстане проводится политика, направленная на расширение и совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму и экстремизму. В частности, на текущий момент времени наиболее важными принятыми правовыми законодательными актами являются закон "О противодействии экстремизму", определяющий правовые и организационные основы противодействия экстремизму, и закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму".

Таким образом, эффективность борьбы против религиозно-политического экстремизма в нашей стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования законов обеспечивающих национальную безопасность Республики Казахстан:

- запрещающего пропаганду и агитацию, возбуждающие национальную и религиозную ненависть и вражду;

- запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

- запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований;

- считающего недопустимым установление какой-либо религии в качестве государственной;

- устанавливающего равенство религиозных объединений перед законом.

Проблема укрепления межконфессиональной и межнациональной толерантности требует постоянного внимания. От ее решения зависит внутриполитическая стабильность и безопасность, уверенное движение Казахстана к новым горизонтам развития. В данном направлении в Казахстане прослеживается последовательная политика, проводятся мероприятия, посвящённые миру и согласию между народами. Казахстан как светское государство, гарантирует принятие мер противодействия межконфессиональным конфликтам. Это касается как внутриполитических решений, так и законодательных инициатив, которые не могут включать в себя статьи и акты, приводящие к приоритету той или иной религии в ущерб другим конфессиональным течениям. Эта политика Президента находит полную поддержку народов Казахстана, верующих и атеистов.

Особая значимость силовых, политических и правоприменительных методов борьбы с религиозно-политическим экстремизмом вовсе не означает, что идеологическая борьба отходит на задний план. В ней самое активное участие призваны принять общественные объединения, писатели, журналисты, свое веское слово могут сказать религиозные деятели. Общественные объединения и религиозные организации могут сделать очень многое для профилактики религиозно-политического экстремизма, формируя у членов общества терпимость и уважительное отношение к людям иной культуры, к их взглядам, традициям, верованиям, а также принимая участие в сглаживании политических и этнонациональных противоречий.

Список использованной литературы

1
Авцинова Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия. В 2 томах. - М., 1999. Т. 2.С.385

2 Смирнов М. Американцы в исламе. Беседа руководителя исламских исследований в Вашингтонском университете профессора А. Ахмеда с ответственным редактором газеты "НГ - религии" М. Смирновым // НГ - религии. -№1, 15 января 2003.

3 Нуруллаев А.А. Ислам и национализм// Религия и национализм. - М., 2000. С.256

4 Конституция Республики Казахстан. Алматы: Казахстан, 1995

5 Мейрманов Ж. Сохранить согласие и стабильность/ Общенациональная ежедневная газета Республики Казахстан ОАО Республиканская газета "Казахстанская правда", №32,18 февраля 2004.

6 Иванов В.А., Трофимов Я.Ф. Религии в Казахстане: Справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Алматы: Аркаим, 2003 С.238

7 Амирова А. А. Диалог конфессий - важный фактор укрепления стабильности в Казахстане /Центр внешней политики и анализа. Внутренняя политика Казахстана. www.cvi.kz

8 Артемьев А.И. Религия в реалиях казахстанского общества, или к вопросу о духовном согласии и свободе совести // Саясат. -1999 С.38

9 Костюк К.Н. Православный фундаментализм // Полис. -2000 С.46

10 Новак А., Харизматическое движение. Свет на Востоке, 1995 С.32

11 Шпекбаев А., Противодействие вызовам и угрозам XXI века Известия Казахстан - Материалы номера № 50(1079) 6 марта 2006 www.izvestia.kz

12 Трофимов Я. Геополитические аспекты динамики изменения религиозной ситуации в республике Казахстан/ Религия и СМИ, 22 сентября, 2003 www.religare.ru

13 Официальный сайт органов прокуратуры Республики Казахстан. Заявление Генерального Прокурора Республики Казахстан Рашида Тусупбекова. www.prokuror.kz

14 Закон Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" от 18 февраля 2005 года № 31

15 Заявление Генерального Прокурора Республики Казахстан Рашида Тусупбекова Официальный сайт органов прокуратуры РК 19 января 2006 г. www.prokuror.kz

16 Уголовный кодекс Республики Казахстан, принят 16 июля 1997 г.

17 Уголовное право Республики Казахстан. Алматы: Издательство "Норма-К", 2003

18 Юридический энциклопедический словарь. М., 1989. С.638

19 Международное право в документах. М., 1982. С.458

20 Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан. В двух книгах. Книга 1 (статьи 1-174). - Алматы: Издательство "Норма-К", 2003

21 Панов В. П. Сборник сочинений. 1999. С.80

22 Закон Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" №31 от 18 февраля 2005 года

23 Комментарий к Закону РК N 31-III ЗРК "О противодействии экстремизму" от 18 февраля 2005 г.

24 Доброта Л. Омут под названием "Хизб-ут-Тахрир" "Казахстанская правда", №48, 5 марта 2006 г.

25 Чеботарев А. "О некоторых проблемах правового обеспечения противодействия терроризму и экстремизму в Казахстане" Сайт о проблемах региональной и национальной безопасности www.antiterror.kz

26 Заключение Центра Антитеррористических Программ (ЦАП) к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности". Сайт о проблемах национальной безопасности www.antiterror.kz

27 Кужугалиева Руфия "Религиозные объединения обязаны соблюдать закон" Казахстанский общественно-политический еженедельник "Страна и мир" №7, 17 февраля 2006

28 Послание Президента страны народу Казахстана - "Казахстан - 2030" Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев.

29 "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии" Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. Март 2006 г.

30 Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. С.240.

31 Сатпаев Д. "Шесть компонентов оптимальной модели антитеррора в Казахстане" Сайт о проблемах региональной и национальной безопасности www.Antiterror.kz

32 Соколовский К. Г. - соискатель Академии КНБ Республики Казахстан "Культура против экстремизма и терроризма" (тезисы доклада), Сайт о проблемах региональной и национальной безопасности - www.Antiterror.kz

33 Артамонов Н. Центральная Азия. Час испытаний // Век. №48, 12 декабря 2002.

34 Фатуллаев М. Федеральный джихад // Независимая газета. №34, 21 ноября 2001.

35 Солленберг М., Валленштейн П. Крупные вооруженные конфликты // Мировая экономика и международные отношения. Л., 1996. С.346.

36 Артемьев А. Новый завет согласия, Мысль, №21, №10 октября 1997

37 Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедия. Вып. 1. М.: Изд. фирма "Восточная литература" РАН 1998. С.320

38 Лари С. М. Р. М. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку. 1992.С.386

39 Массэ А. Ислам. М.. 1962.С.258

40 Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы: Атамура, 1999. С.296

41 Трофимов Я.Ф. Религия и политика. Учебно-методическое пособие. - Караганда: Болашак-Баспа, 2002.С.168

42 Шах. Суфизм. М., 1994.С.254

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ