Рефераты
 

Русский вопрос

p align="left">В. Н. Сагатовский полагает, что в современных условиях число носителей положительных черт русского характера явно уменьшилось, отрицательных - увеличилось. «Что же осталось от русского характера сегодня?» - ставит он вопрос. Отвечая на него, проводит мысль, что духовность, душев-ность, размах, единство в многообразии ослабли и приняли подчас искаженные и даже уродливые формы. Но не исчезли. Они продолжают противостоять происходящему ныне росту нигилизма, по-требительского отношения к жизни, пассивности, жестокости, эгоизма. «Сумеем ли мы при нынеш-нем раскладе обстоятельств и массовом потеснении положительных сторон русского характера не только восстановить его в более значительной части нашего народа, но и ...выработать, наконец, те черты, которые гарантируют доминанту высшего героизма, а не слабохарактерности?» - такова про-блема, от решения которой, по мнению автора, зависит будущее России13.13 Сагатовский В. Я, Русская идея: продолжим ли прерванный путь? - СПб., 1994..-С. 181-188

14 Введение в этническую психологию. - СПб., 1995. - С. 105-106

Результаты этнопсихологических исследований подтверждают, что в сознании русских людей сегодня сталкиваются противоречивые установки и стереотипы поведения. В исследовании, прове-денном Л. Г. Почебут14, на основании опроса 305 чел. в Петербурге, Москве, Новосибирске, Саратове, Якутске и других городах России были выявлены 5 основных типов поведенческих ориентации:

- на коллективизм (гостеприимство, щедрость, доверчивость и т. д.);

- на духовные ценности (справедливость, совестливость, правдивость, мудрость, талантливость и т.д.);

- на власть (чиноподчинение, сотворение кумиров, управляемость и т. д.);

- на лучшее будущее (надежда на «авось», безответственность, беспечность, непрактичность, неуверенность в себе и т. д.);

- на быстрое решение жизненных проблем (привычка к авралу, удальство, героизм, высокая трудоспособность и т. д.)

Можно заметить, что в этих ориентациях сосуществуют диаметрально противоположные установки. Однако борьба между противоположными установками, по-видимому, не является чем-то специфичным для нашего времени: она шла и в прошлом. Жить в переходную нестабильную эпоху - тяжелое испытание для человека: меняются местами понятия, ценности, необходимо определиться с ценностными ориентирами, выбрать свой путь, ре-шить, что является добром, что злом. Изменение личности в современной России проявляется в так называемой девальвации, т. е. снижении «золотого содержания личностных качеств. Этот процесс стал предметом изучения С. Э. Крапивенского и Э. Фельдмана. Они отмечают девальвацию совре-менной личности по трем показателям.

1. Изменение рефлексивных качеств, связанных с размышлением человека о смысле своей жизни и деятельности: а) нарушение уровня самооценки и самоконтроля; б) переоценка ценностей и мо-тивов, которыми руководствуется личность; упрощение основных культурных ценностей; в) снижение нравственной планки, нарастание антагонизма между нравственными принципами и моральными установками; г) утрата лидерских качеств, проявляющихся в уровне принимаемых решений и характере их мотивации; д) нарастание деструктивного компонента в деятельности личности, агрессивности; тяготение к культуре жестокости и насилия; е) отчуждение от культуры истинной в пользу культуры массовой; ж) утрата самоопределенности в связи с сегодняшним вариантом глобализации.

2. Ухудшение адаптационных качеств, т. е. качеств, связанных с восприятием человеком общества: а) негативные изменения психофизического здоровья, невротизация личности; б) сужение границы «Я», утрата универсальности, распад «целого в себе» (Гегель); в) усиливающееся расщепление и дегуманизация (отход от запросов человека) первоначально целостной профессиональной деятельности; г) сокращение выполняемых социальных ролей; д) снижение уровня терпимости и вообще способности к установлению нормальных отношений с другими индивидами; е) ослабление степени устойчивой эмоциональной надежности; ж) понижение способности к реалистическому восприятия действительности и разумному целеполаганию; з) нарастание конформизма (в ущерб протестности) в поведении личности и соответственно чувства беспомощности и покорности; и) снижение статуса личности как представителя определенного пола и как семьянина; к) кризис личности как природопользователя.

3. Утрата трансцендентных качеств, т. е. качеств, связанных с потребностями внутреннего мира человека: а) дефицит пассионарности (воодушевления в любом деле). Нарастание тенденции к физическому и психическому выживанию в ущерб стремлению к самореализации; б) прогрессирующее ощущение бессмысленности своей преобразующей деятельности, чувство пресыщенности жизнью; в) утрата жизненных идеалов (личностных и общественных) и нацеленности на творчество; г) стремление к личностной и социальной упрощенности, вытеснение высокодуховного содержания личности элементами низшего содержания; д) ориентация на суперобладание вещами и суперпотребительство; е) девальвация личности как общественного существа, эгоцентризм; ж) искаженное восприятие мира в целом и своего места в нем12.12 Крапивенский С. Э., Фельдман Э. Девальвация личности: причины и возможности коррекции // Фило-софия и общество. Науч.-теорет. журнал. - М., 2003. - № 4 (33). - С. 27-29.

В литературе выделяются 3 подхода к процессу девальвации личности: пессимистический, оптимистический, реалистический.

Пессимистический подход основан на соответствующем пессимистическом взгляде на развитие цивилизации. Например, современные философы называют проблемы, появившиеся в XX в. и беспо-коящие уже в XXI в. Это - тенденция к выхолащиванию демократизма, связанная, во-первых, с рож-даемым глобализацией новым авторитаризмом, носителями которого выступают международные кредитно-денежные и торгово-экономические организации, транснациональные корпорации; и, во-вторых, с необходимостью противостоять международному терроризму. Это - тенденция к выхола-щиванию социальной ориентированности, опять-таки связанная с процессами глобализации: недос-татки рыночной системы (нежелание инвестировать в здоровье и образование граждан, в сбережение естественных ресурсов и защиту окружающей среды), отчасти нейтрализуемые на национальном уровне сложившимися механизмами государственного регулирования, воспроизводятся в расширен-ном масштабе на глобальном уровне, где эти механизмы отсутствуют.1313 Вебер А. Б. Глобализация и устойчивое развитие: проблемное поле и возможные сценарии. Режим дос-тупа:http://www.russianglobalclub.com/gw0211a.htm

14 Крапивенский С. Э., Фельдман Э. Девальвация личности: причины и возможности коррекции // Фило-софия и общество. - 2004. -№ 2 (35). - С. 32

У пессимистического подхода обнаруживаются свои корни, каковыми являются реальные трудности коррекции личности. Наглядной иллюстрацией этого могут служить социально-культурные проблемы, носителями которых являются сегодняшние подростки: снижение моральных критериев во взаимоотношениях между собой; неразвитая способность к со-страданию и сопереживанию; девальвация в их глазах ценности образования и труда; отсутствие ин-тереса к культурному наследию и истории своего народа; рост криминальной активности и откло-няющихся форм поведения и т. п.14

Оптимистический подход связан с коррекцией (исправлением) девальвации личности. Пре-дусматривается социальная коррекция, зависящая от государства. В настоя-щее время, когда обесценились слова, многие понятия и идеалы, встает вопрос о том, чтобы укрепить человека духовно, иначе мы никогда не выберемся из кризисного состояния. Укрепление духовного приходится начинать с формирования жизненной самостоятельности, укрепления жизненной позиции.

В сегодняшней социальной неопределенности, противоречивости жизни это ощущение - важнейшая ценность личности. Таким образом, единственный путь к духовности и духовной силе - через самостоятельность, индивидуальность жизненной позиции. Духовность сегодня непосредственно соединена с ответственностью, требующей ответственности личности за свою жизнь и судьбу и будущее России.

Формирование национальной идеологии не может происхо-дить директивно, в виде законодательных актов органов государственного управления, хотя отдель-ные элементы нормативной регуляции, очевидно, необходимы, но они будут эффективны лишь тогда, когда явятся фиксаторами уже сложившихся устойчивых тенденций общественного развития. Речь идет о том, что в основе национальной идеологии должна лежать не воля законодательного или ис-полнительного органа государства, а национальная идея - стихийно возникающее и объективно су-ществующее представление народа об его месте и роли в ряду других народов. Национальная идея, возникшая как синтез потенциальных, неосознаваемых устремлений всех слоев общества, существует в нем хотя и объективно, но латентно и нерационально. Задача перевода ее в плоскость ясных, одно-значных понятий стоит перед общественными науками и в первую очередь - перед философией. Эт-ническим вариантом национальной идеи является русская идея.

В настоящее время понятие «русская идея» используется очень широко и часто не во вполне очевидном смысле. Представляется, что определение содержания этого понятия связано с выяснени-ем его генезиса и эволюции в общественном сознании России, и в самом общем виде под ним пони-мается проблема определения места и роли России в мире.

В последнее время русская идея стала темой множества конференций и «круглых столов», предметом обсуждения в СМИ и активно бытует как в обыденном, так и в научном сознании, отличаясь крайностями, обусловленными эмоционально-некритическим отношением к ней. С одной стороны, русская идея поднимается как флаг националистических общественных объединений типа «Русского национального единства» или «Русского национально-освободительного движения»: «Права и интересы русского народа, призванные обеспечить его выживание, - это абсолютный приоритет, вне которого русской политики не может быть. Технология решения указанной задачи - это и есть «русская идея» XXI в15.

5. РУССКИЙ ВОПРОС В СВЕТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ15 Севастьянов А. Н. Русская идея, век ХХ1-Й («Что делать и что не делать»). - М., 2002. - С. 5.

16 Буркин А. И. Симфония против хаоса // Десятина. - 2000. - № 11-12.

«Русский вопрос». Чтобы дать на него исчерпывающий ответ, необходимо понять, что такое Россия, что есть русский народ и почему судьба всего человечества сегодня вновь решается здесь, в России. По мнению вице-президента Академии геополитических проблем генерал-полковника Л. Г. Ивашова, роль русского народа в мировой истории в геополитических координатах определяется одной фразой: «Святая Русь». Смысл сказанного состоит в том, что человечество, погрязшее в грехопадении и разврате, нуждается в примере иного пути развития с традиционными для России ценностями, отличными от тех, которые сегодня принято называть «общечеловеческими». Ни США, ни Западная Европа никак не могут претендовать на предикат «святая», ибо их национальные идеи име-ют иной центр притяжения - «Священная Римская империя», т. е. господство над миром. А «Святая Русь» - это идея без претензий на мировое господство, общество торжества духа и разума, справед-ливости и согласия, симфония Церкви и Государства, «спасительная симфония» 16 титульной нации со всеми коренными народами России.

Так что же такое Россия? Во-первых - это государство, созданное русскими. Во-вторых - это континентальная сверхдержава с ландшафтом, по западным меркам мало пригодным для комфортно-го проживания. С распадом СССР ее территория «комфортного проживания» сократилась более чей в 2 раза17. В-третьих. Россия - это страна, на природные ресурсы которой претендуют страны НАТО. Им наши энергетиче-ские ресурсы нужны не для отопительных нужд (ибо их земли отапливаются теплым течением Гольф-стрим совершенно бесплатно), а для глобальной экспансии и построения нового мирового порядка, ко-торый, как выразился 3. Бжезинский, создается против России, за счет России и на обломках России.

До недавнего времени мы жили в двухполюсном мире, когда две цивилизации (западная и славянская) имели паритет сил, а другие две (исламская и конфуцианская) включали в себя страны третьего мира. Этот паритет сил был установлен в результате победоносного окончания Великой Отечествен-ной войны 1941-1945 гг. Прошло 60 лет со дня этой славной Победы. Но мир уже не тот, каким был полвека назад. Славянская цивилизация в результате североатлантической экспансии практически утратила свое геополитическое пространство и оказалась в оккупации Запада. Причина данного поражения - в бесправном положении государствообразующего народа в его родном царстве-государстве. Именно она и поставила на повестку дня «русский вопрос». Так кто же такие русские?17 Паршин А. П. Почему Россия не Америка. - М., 2001.

16 Буркин А. И. Симфония против хаоса // Десятина. - 2000. - № 11-12.

Это те, кто создал государство Российское и в годины лихолетий и смут, войн и угроз защитил его суверенитет, самобытность, религию и культуру. История свидетельствует, что во вре-мена, когда власть в стране стояла на страже интересов русских, могущество России достигало своего пика. И, наоборот, когда эта власть выражала интересы различных меньшинств (социальных и на-циональных), наступали годы упадка и распада.

В 1547 г. Иван Грозный венчался на царство и принял титул царя, равнозначный император-скому. Такое положение дел было узаконено Вселенским патриархом и иерархами Восточной церкви, видевшими в нем единственного защитника православной веры. Неожиданно для Запада возникла великая православная держава, мешавшая восстановлению в мире гегемонии европейских государств. Разумеется, Иоанн не мог согласиться с мировой системой, при которой Россия должна была отдать северо-запад Польше и Швеции, Поволжье - Турции, ввести на всей остальной территории, власть императора Священной Римской империи германского народа и подчинить Русскую православную Церковь папскому престолу. Именно такую цель поставила перед собой Европа в XVI в. и почти до-билась своего в смутное время. Если очистить царствование Ивана Грозного от клеветы и домыслов, то его эпоха - это время создания могучей православной империи и той национальной идеи, которая на протяжении 400 лет объединяла русский народ.

В 1917 г. к власти в России пришел «интернационал», который стал вести борьбу со всем русским - Красный террор, антирусские погромы обрушились на страну, уничтожалось казачество - со-словие, способное покорять и обживать земли, непригодные для «комфортного проживания». Покорители Хартленда пошли под нож. Тем самым уничтожался ресурс пассионарности русского этноса. Россия катилась в пропасть. Остановить этот погром удалось группе государственников во главе со Сталиным. И это тут же сказалось на укреплении державы. Разгром пятой колонны «интернационалистов» в 1937-1938 гг. и опора на государствообразующий народ позволили в дальнейшем возродить былое могущество России, разгромить германский фашизм и установить паритет сил между славянской и западной цивилизациями. Но как только во времена Н. С. Хрущева власть в стране перестала считаться с интересами русского народа (передача Крыма Украине, реабилитация чеченцев и ингушей, подавление русского восстания в Грозном в 1958 г., преследования духовенства и уничтожение православных храмов и т. д.), доверие народа к власти стало падать и СССР медленно покатился к своему развалу.

Россия не может существовать без русских, так же как и русские не могут жить без России. С распадом СССР начался процесс вымирания русского народа. Русский крест (пересечение кривых рождаемости и смертности) - это реакция государствообразующего народа на развал государства. Поэтому и возрождение России возможно лишь в случае возрождения русского народа, его национального самосознания и духовности. Только в этом случае можно переломить ситуацию и обеспечить пересечение кривых рождаемости и смертности в обратную сторону.

Одним из существенных моментов формирования национального самосознания является осознание нацией своего культурного своеобразия, связи культуры своей нации с иными национальными культурами. И чем более интенсивны культурные связи нации, тем более содержательным становится осознание отношения «мы» и «они». Соотнесение «мы» с «они» формирует национальное самосознание не только в результате соотнесения культур. В равной степени на формирование национального самосознания оказывают влияние различные политические движения иных наций, особенно если они носят характер национально-освободительной борьбы.

Исторический путь, пройденный народом, откладывается в его социальной памяти и формирует традиционные установки его культуры. Сила традиции придает этим установкам стабильность и сохраняемость в течение долгого времени. Поэтому они кажутся «заложенными в народе от века, заданными ему кровью и почвой. Именно их чаще всего имеют в виду, когда говорят об особенностях народной души и о характере народа».

Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь и вы-бор христианства на Руси. Благодаря этому Русь оказалась в противостоянии не только с восточно - азиатским миром, но и с католической Западной Европой. Православие явилось духовной силой, которая скрепляла русское государство и толкала русский народ к объединению, чтобы выстоять под давлением как с Востока, так и с Запада.

Российское общество - это сложнейший социальный организм, который развивается по определенному генетическому коду, и этот культурно-исторический код выражается в рус-ском менталитете, в духовном настрое русского народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, чем же являются действия русских националистов по отношению к другим национальностям? Да, это национализм. Но это вынужденная реакция на действия многих представителей этих национальностей по отношению к русскому народу. Я считаю, что в некоторых случаях эти действия вполне оправданы (например, инцидент в Кондопоге). Когда русские говорят: «Кавказцы (таджики, узбеки) занимаются грабежом, убийствами, ведут любую незаконную деятельность», то это уже разжигание межнациональной розни. Если русский, защищая ребенка от маньяка - нерусского, нанесет ему телесные повреждения, виноват все равно будет русский. Но любые действия по отношению к русским других со стороны лиц других национальностей уже не будут считаться «разжиганием межнациональной розни», причем, если эти действия носят нетяжелый характер и обходятся без последствий, они даже не рассматриваются как преступления.

Я делаю вывод, что в девяностых годах действия русских носили характер самозащиты, а на современном этапе развития русских национально-патриотических движений они носят характер «поиска справедливости».

В последнее время власти для поддержания стабильности в России проводят унитаризацию государства. Но пока что остаются привилегированные республики с титульными национальностями. Пока они есть, ни о какой стабильности не может быть и речи, так как другие нации тоже этого хотят. На этой почве возникают этнические конфликты. В процентном отношении большинство таких конфликтов возникает между кавказцами-мусульманами и русскими, и русскими и среднеазиатами. Если политика России не изменится, то увеличится число конфликтов с представителями других республик бывшего СССР.

Также стоит отметить, что нынешняя политика России в отношении Грузии способствует росту негативного отношения к представителям этого государства. А при возможности военных действий в отношении России грузинской стороной это может вылиться в массовые погромы многочисленной грузинской диаспоры русским населением (да и любыми другими представителями этносов России, так как умирать будут солдаты всех национальностей государства).

«Русский вопрос» не решен и в ближайшее время его решения не предвидится. В обстановке противопоставления России другим государствам и при попытках возврата своих территорий с русским населением, в России увеличивается число национальных и национально-патриотических движений. Сейчас это выгодно государству, и поэтому оно поддерживает такие движения, а также создает подобные им. Например, движение «Наши», которое формально является антифашистским, а реально проповедует возрождение России в границах Советского Союза. Об их намерениях можно судить по их действиям (например, участие в «Русском марше»).

Как изменится отношение к «русскому вопросу» населением страны, вопрос будущего. Скорее всего, он перерастет в «российский вопрос», к чему сейчас и стремится государство. И при решении его Россия будет использовать все свои силы, потому что она это делала веками. Должна сделать и сейчас. Надеюсь, что это произойдет в ближайшем будущем.

Приложения

Современны русские патриотические движения и организации

В настоящее время существует множество разнообразных организаций и движений, которые в той или иной выступают за целостность России и защиту русского народа.

Вот самые известные из них:

Организации 1 уровня (численность в Москве - более 300 человек):

Движение против нелегальной иммиграции - ДПНИ

Основано в Москве 10 июля 2002 год Владимиром Басмановым, участником военизированной организации национально-патриотический фронт "Память".

Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) -- правое общественное движение, провозгласившее своей целью борьбу с нелегальной иммиграцией в России. Цели и идеологическая основа движения сходны с современными тенденциями в европейской политике, выражаемыми такими крупными легальными партиями, как Национальный фронт во Франции и Австрийская партия свободы.

Предполагаемая численность активистов ДПНИ на 2005 год -- около 5 тыс. человек. ДПНИ имеет отделения в более чем 30 городах России. Движение не зарегистрировано как общественная организация.

Руководство современное: Центральный совет, наиболее известный координатор - Белов, Александр Анатольевич.

Идеология: нэйтивизм, национал-прогрессизм

Особенности: готовность к коалициям по конкретным действиям, активизм, идеологическое разнообразие взглядов участников (от национал-социализма и расизма до национал - демократии и ценностей свободы).

На сайте ДПНИ указано, что первые его акции состоялись в связи со столкновением местных жителей с иммигрантами из Армении в городе Красноармейске в 2002 году, когда был организован митинг с требованиями депортации из города нелегальных иммигрантов, за которым последовали нападения на дома армян.

ДПНИ является незарегистрированной организацией, и его руководители не скрывают, что не регистрироваться им удобнее. Координация сторонников осуществляется в основном через сайт.

Поводом для создания ДПНИ стали столкновения коренных жителей города Новосибирска с иммигрантами, а также события в подмосковном городе Химки (надругательство над несовершеннолетней девочкой, в котором были обвинены нелегальные иммигранты из Таджикистана).

Ряд экспертов полагает, что ДПНИ курируется представителями «силовых структур», стоящими за заместителем руководителя Администрации президента России Игорем Сечиным.

ДПНИ организует массовые акции -- пикеты, митинги, шествия. ДПНИ принимало участие в рассмотрении дел Дмитрия Нелюбина, Валерия Блохина и Александра Коноваленко, Александры Иванниковой.

Посольство Катара

28 июня 2004 года у посольства Катара в Москве состоялся пикет против суда над сотрудниками спецслужб, арестованными в Катаре по обвинению в убийстве Зелимхана Яндарбиева. В акции кроме ДПНИ участвовало еще несколько организаций державно-православного толка -- всего около 50 человек. Мероприятие продолжалось около получаса.

Русский марш

ДПНИ было одним из основных организаторов «Русского марша» 4 ноября 2005 и 2006 года, который был назван оппонентами «фашистским шествием». Незадолго до проведения самого марша руководитель организации Александр Белов неоднократно появлялся на центральных телеканалах (в том числе в передаче В.Познера «Времена» на Первом канале), излагая позицию движения.

Жуковка

1 июля 2006 в городе Жуковка Брянской области состоялось шествие регионального отделения ДПНИ с требованием отставки главы района под лозунгом «За русский порядок на русской земле!». Милиция совместно с сотрудниками местного отдела по борьбе с экстремизмом УБОП МВД Брянской области задержала некоторых участников акции.

Памятник Алиеву

После ряда митингов и сходов с участием ДПНИ и жителей районов «Аэропорт» и «Сокол» города Москвы комиссия по монументальному искусству Московской Городской Думы 19 сентября 2006 приняла решение не устанавливать памятник Гейдару Алиеву в сквере у кинотеатра «Баку» и Ленинградского рынка.

Санкт-Петербург

3 июня 2006 года в Санкт-Петербурге прошёл митинг ДПНИ. Согласно официальной заявке организаторов, участники акции собрались выразить «поддержку Владимиру Путину в борьбе с преступностью». «Мы не собираемся убивать иностранных студентов, мы хотим конструктивного диалога с властью,- обратился к собравшимся организатор митинга Максим Велецкий.- Мы поддерживаем президента, а также Валентину Матвиенко в её стремлении сделать город чистым». Звучали лозунги «Слава России!» и «России -- русский порядок!».

Межэтнический конфликт в Кондопоге

В сентябре 2006 года во время межэтнического конфликта в Кондопоге на сайте ДПНИ была организована быстро обновлявшаяся лента новостей, основанная на свидетельствах очевидцев. Представители ДПНИ во главе с Александром Беловым выехали для участия в сходе граждан 2 сентября 2006, на второй день после начала антикавказских волнений и погромов. На митинге присутствовало около двух тысяч человек. Резолюция митинга потребовала создания так называемых «народных дружин для контроля правопорядка в городе, так как милиция не справляется самостоятельно», изгнания из города мигрантов с Кавказа и из Средней Азии. Выдвигались призывы к участию «представителей народа» в пересмотре регистрации приезжих в Кондопогу.

После митинга в городе вспыхнули погромы, сопровождавшиеся мародёрством -- всего в ночь со 2 на 3 сентября органами милиции было зафиксировано 11 попыток поджогов, по факту массовых беспорядков заведено уголовное дело.

Активисты ДПНИ указывают, что благодаря активной публикации ими материалов с городского форума был организован «прорыв информационной блокады» официальных СМИ.

Координатор ЦС ДПНИ Александр Белов провёл переговоры с министром внутренних дел Карелии, республиканским прокурором и главой ФСБ Карелии. Прокурор Карелии обвинил в погромах ДПНИ. Сами же представители ДПНИ, напротив, считают, что их действия были направлены исключительно на мирное разрешение конфликта, и подчёркивают свою роль в организации переговоров между жителями и администрацией.

Прокуратура Карелии в ноябре 2006 возбудила в отношении Александра Белова уголовное дело по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды по признаку национальной и религиозной розни»).

Критика

Разжигание межнациональной ненависти

Руководитель правозащитной организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина обращалась в Генпрокуратуру с требованием о запрете ДПНИ. Ганнушкина утверждает, что активисты ДПНИ убеждают население, что Россия принадлежит только русским. Делая выводы из деятельности этой, по мнению Ганнушкиной, экстремистской организации, она заявляет: «Естественный вывод из того, что они говорят, -- насилие, и находятся люди, которые этот следующий шаг делают».

Организации 2 уровня (численность в Москве - 50-100 человек):

Русский общенациональный союз - РОНС

Основан 1 декабря 1990 года в Москве Игорем Артемовым.

Руководство современное: Председатель Национального совета Артёмов, Игорь Владимирович

В 1989--1990 годах начала действовать группа «Возрождение России», возглавляемая аспирантом Института Востоковедения Игорем Артёмовым. Участники группы составили ядро РОНСа. С 1989 года группа выпускала самиздатовкую газету «III-й Рим».

Учредительное собрание состоялось 1-2 декабря 1990 года в Москве. В РОНС вошли организации: «Возрождение России», «Верность» (Иркутск, председатель А.Турик), «Союз русских националистов» (Краснодар) и др.

В конце 1990 года -- начале 1991 года были образованы региональные отделения РОНС в Краснодаре, Нижнем Новгороде, Твери, Таганроге, Челябинске, Киеве и в Киргизии. По словам Артёмова, в настоящее время отделения РОНС созданы в 63 регионах России.

Программа

Как указывается на сайте РОНС, идейная основа движения сформировалась под воздействием трудов митрополита Иллариона, Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, А. С. Хомякова, И. А. Ильина, И. Л. Солоневича, И. Р. Шафаревича и др.

По мнению Владимира Прибыловского, от других националистических группировок РОНС отличается «сравнительно интеллектуальным составом (молодые научные сотрудники институтов и преподаватели), почти полным отсутствием антисемитизма».

Идеология: православный национал-монархизм

Особенности: активизм, стремление к построению замкнутых, но дееспособных общин, ориентация на построение государства в государстве.

Перед референдумом 25 апреля 1993 года РОНС призвал голосовать против политики правительства, против доверия президенту, за перевыборы и президента и парламента («НЕТ-НЕТ-ДА-ДА»). Во время противостояния президентской и парламентской группировок в сентябре -- начале октября 1993 года РОНС выступал за проведение досрочных выборов обеих ветвей власти.

В январе 1993 года зарегистрирован Минюстом РФ как межрегиональное общественно-политическое движение (N1474).

В 1994 году на региональных выборах местных органов власти несколько членов РОНС стали депутатами региональных законодательных собраний и городских советов (Нижегородская областная Дума, Иркутское областное Законодательное Собрание, горсовет Нижегородской области).

РОНС поощряет разнообразные силовые акции. В частности, на сайте РОНСа сообщается, что «в июне 1993 года Иркутское отделение РОНС совместно с другими организациями предприняло ряд шагов по защите населения города от засилья азербайджанских уголовников. Один из них, изнасиловавший русскую девушку, был застрелен прямо в отделении милиции».

В апреле 2006 года на Черкизовском рынке г. Москвы был совершен террористический акт, в результате которого погибли 13 человек. По обвинению в совершении этого преступления следствие задержало трех молодых людей, которые, согласно информации правоохранительных органов, являлись членами РОНС и пошли на данное преступление, руководствуясь националистическими идеями. Позже, через задержанных, следствие вышло на группу националистов, которых обвинили в совершении ряда нападений на людей в метро и убийстве студента-армянина Вигена Абрамянца.

В мае 2006 года было совершено убийство армянского подростка Артура Сардаряна в электричке.

В 2001 году съезд РОНС принял решение о преобразовании в политическую партию. Однако Минюст в регистрации отказал на основании ст. 9 закона «О политических партиях», запрещающей создавать партии, основанные на религиозной или национальной принадлежности их членов.

В декабре 2006 г. Европейский суд по правам человека отклонил[3] жалобу лидера РОНС И. В. Артёмова на запрет Минюста РФ зарегистрировать союз как политическую партию. Более того -- суд призвал российские власти «особо бдительно» относиться к националистическим организациям и принимать «решительные меры» для борьбы с ними.

По мнению Игоря Артёмова, Минюст нарушил ст. 11 Европейской конвенции о праве на свободу объединений. Однако Европейский суд по правам человека указал, что РОНС собирался защищать интересы только одной национальной группы -- русских, что «несовместимо с гарантиями против дискриминации и принципом включения меньшинств в политическую жизнь страны». Европейский суд принял решение о том, что запрет Минюста имел целью обеспечить мирное сосуществование наций и религий в России и защитить права и интересы других лиц.

РОНС проводит акции в поддержку учебного православного курса «Основы православной культуры».

Организация участвует в коалиции националистических организаций - Русский марш

Организации 3 уровня (численность в Москве - 30-50 человек):

Союз русского народа - СРН (Ивашова)

Основан 31 октября 2004 года Вячеславом Клыковым. Часть расколовшейся единой ранее организации.

Руководство современное: генерал Ивашов

Идеология: национал-сталинизм

Особенности: отход от православно-монархической составляющей к обще-националистической идеологии

Союз русского народа - СРН (Назарова)

Основан 31 октября 2004 года Вячеславом Клыковым. Часть расколовшейся единой ранее организации.

Руководство современное: Назаров Михаил Викторович

идеология: православный национал-монархизм

Особенности: радикальный антисионизм, приверженность идеям дореволюционного Союза русского народа

Организация участвует в коалиции националистических организаций - Русский марш

Великая Россия - ВР

Основана 5 мая 2007 года Дмитрией Рогозиным и Андреем Савельевым, депутатами Государственной Думы.

Руководство современное: Савельев, Андрей Николаевич

Идеология: умеренный национал-патриотизм традиционного толка

Особенности: незарегистрированная Минюстом партия

22 марта 2007 года -- на заседании Президиума Центрального комитета КРО, Андрей Савельев выдвинул предложение о мобилизации сторонников из числа патриотического крыла бывшей партии «Родина», а также всех национально-патриотических организаций для создания новой политической партии.

26 марта 2007 года -- прошло заседание Организационного комитета партии «Великая Россия» по подготовке к проведению учредительного съезда партии. Члены заседания выразили уверенность в необходимости создания новой национально-патриотической организации, готовой бороться как за социальную справедливость, так и за интересы русской нации.

14 апреля 2007 года -- прошёл митинг на Болотной площади, на котором Александр Белов призвал митингующих к национальной солидарности и организации национальных корпоративных структур. Собравшиеся были призваны к участию в общенациональной русской националистической партии, которая будет защищать права и интересы русских людей. В этот же день, Дмитрий Рогозин рассказал о предстоящем съезде новой политической партии «Великая Россия», который должен был состояться 5 мая 2007 года.

15 апреля 2007 года -- в ходе поломнической поездки в Оптину пустынь, Андрей Савельев получает благословение старца Илия на создание новой политической партии.

Андрей Савельев и Дмитрий Рогозин на учредительном съезде партии5 мая 2007 года -- в Москве в Гостиничном комплексе «Измайлово» прошел учредительный съезд политической партии «Великая Россия». Участниками съезда были приняты Устав и Программа партии, избраны руководящие и контрольно-ревизионные органы партии. В роли докладчиков выступили: депутат Гоcударственной Думы, председатель организационного комитета партии «Великая Россия» Андрей Савельев, руководитель движения КРО Дмитрий Рогозин, координатор Центра общественных связей ДПНИ Александр Белов, соавтор «Русской доктрины» Виталий Аверьянов, вице-спикер Саратовской Областной Думы Вячеслав Мальцев и другие политики национально-патриотического толка. Председателем партии единогласно избран Андрей Савельев, перед которым была поставлена главная задача -- официальная регистрация партии в ближайшее время.

На начало октября 2007 года, численность партии составила около 60000 человек.

Партия дважды подавала документы на официальную регистрацию, но в обоих случаях в регистрации было отказано.

Народный союз (партия) - НС

Датой основания следует считать 21 сентября 1991 года, когда депутатом Верховного совета РСФСР Сергеем Бабуриным был основан Русский общенародный союз, ставший затем партией "Народная воля", а затем партией "Народный союз".

«Народный союз» -- политическая партия, до весны 2007 года существовала под названием «Народная воля»

В 2001 г. «Российский общенародный союз» («РОС»), «Союз реалистов», «Спас» и «Русское Возрождение» объединились в «Народную волю».

На выборах 2003 г. «НВ» вошла в блок «Родина». В 2005 г., когда лидер фракции Рогозин стал позиционироваться как оппозиционер, создала вторую фракцию «Родина» в Госдуме. Затем фракцию возглавил оппонент Бабурина Семигин, и Бабурин со своими сторонниками вышел из нее, сохранив пост вице-спикера.

В 2007 году преобразована в партию «Народный союз». К выборам в Госдуму 2007 г. не допущена, поддержала КПРФ «при отказе от воинствующего безбожия».

Руководство современное: Бабурин Сергей Николаевич

Идеология: умеренный национал-патриотизм традиционного толка

Особенности: единственная зарегистрированная национал-патриотическая партия, но не имеющая своих депутатов в составе Государственной Думы.

Партия защиты российской конституции - ПЗРК

Основана 19 августа 2006 года бывшими членами избирательного блока "Спас" и несколькими членами руководства РНЕ Баркашова

Руководство современное: Исполком и Политсовет, наиболее известные руководители: А. Никитин, А. Рашицкий, Ю.Горский, Ю. Васин, М. Бурлаков

Идеология: умеренный национал-патриотизм традиционного толка

Особенности: при большой внутренней радикальности участников (партию составили выходцы из РНЕ и ННП), прогосударственническая внешняя риторика.

Организация участвует в коалиции националистических организаций - Русский марш

Организации 4 уровня (численность в Москве 10-30 человек):

Национал-социалистическое общество - НСО

Основано в декабре 2003 года Дмитрием Румянцевым и Сергеем Коротких.

Руководство современное: Политсовет. Д. Румянцев и С. Коротких покинули основанную ими организацию.

Идеология: национал-социализм в интерпретации Д. Румянцева (штрассеровского толка)

Особенности: неприятие коалиций и ориентация на внешнюю форму немецкого национал-социалистического движения 20-30 гг., отсутствие антисионистской составляющей в идеологии.

НСО имеет 13 подразделений в различных регионах России, а также отделения в Англии и Канаде (сентябрь 2007).

16 января 2008 года Политсовет НСО принял решение о создании объединения, которое получило название «Резерв НСО».

Это решение было принято в связи с многочисленными запросами от сочувствующих делу национал-социализма людей, которые по разным причинам не могут или ещё не готовы вступать в организацию и в то же время, желающих в той или иной форме помогать НСО. Предполагается, что люди, начавшие знакомство с Национал-социалистическим Обществом через добровольное участие в Резерве НСО, затем примут решение о вступлении в Организацию.

Национал-патриотический фронт «Память» - НПФ «Память»

Формировалась в Москве в начале 1980-х гг. 4 октября 1985 г. Дмитрием Васильевым было создано Патриотическое объединение «Память» (ПО «Память»). С января 1986 г. возглавлялось Кимом Николаевичем Андреевым (1933 г. р.). 6 мая 1987 г. «Память» провела многотысячную демонстрацию по улицам Москвы - первый несанкционированный митинг в истории СССР. О «Памяти» стало широко известно в СССР и за рубежом. 31 мая 1988 г. реорганизована в Национально-патриотический фронт «Память», воеводой избран Д. Васильев. В 1988-1994 гг. «Память» стала «кузницей кадров» для всех русских националистических организаций. В 1992 г. штурмовики «Памяти» разгромили редакцию газеты «Московский комсомолец». После того, как «Память» в сентябре-октябре 1993 г. поддержала Ельцина в его конфликте с Верховным Советом, популярность организации стала уменьшаться. Существует и по сей день, с 2003 г. возглавляется Н. Скородумовым. Заместитель руководителя «Памяти» является руководителем массовой националистической организации ДПНИ (с 2003), что позволяет говорить об условном возрождении «Памяти».

Руководство современное: Николай Скородумов и Георгий Боровиков

Идеология: монархо - фашизм, православный фундаментализм

Православие, самодержавие, народность.

Антикоммунизм, антисионизм, антимасонство.

Борьба с нелегальной иммиграцией.

Особенности: первая в СССР организация русских националистов, на сегодня единственная организация в РФ, называющая себя фашистской, идеологическая близость концепциям Русской фашистской партии Родзаевского (русские эмигранты) и Железной гвардии Кодряну (Румыния). Парамилитарное формирование.

Организация участвует в коалиции националистических организаций - Русский марш

Славянский союз - СС

Основан Дмитрием Демушкиным в 1999 году на базе одного из подразделений РНЕ

Руководство современное: Дмитрий Демушкин

Идеология: национал-социализм

Особенности: большое количество заключённых в тюрьмы участников.

Организация участвует в коалиции националистических организаций - Русский марш.

Народ (движение) - ДН

Основано 23 июня 2007 года. Руководители: Сергей Гуляев, Алексей Навальный, Петр Милосердов, Андрей Дмитриев.

Руководство современное: такое же, как при основании

Идеология: национал-демократия

Основные идеи: Критика «россиянства» Критика «вертикали власти», создание института «шерифов», легализация короткоствольного нарезного оружия, пересмотр итогов приватизации, антимонопольная политика, защита малого бизнеса

Особенности: отсутствие расизма в идеологии, умеренный национализм, ориентация на социальную составляющую

Русское национальное единство - Гвардия Баркашова - РНЕ ГБ

Основано 16 октября 1990 года Александром Баркашовым, участником военизированной организации национально-патриотический фронт "Память".

Руководство современное: Баркашов Александр Петрович

Идеология: национал-социализм православно-фундаменталистского толка

Особенности: в 90-е годы самая массовая организация русских националистов. Сегодня перешла на позиции крайне радикального православного фундаментализма. Парамилитарное формирование.

Основные принципами движения являются:

Национальный долг

Национальная идеология

Русские православные традиции

Основные задачи:

Согласно идеологии движения, основной задачей РНЕ считается «установление на русской земле русского порядка», то есть:

прекращение «колонизации России»,

прекращение «геноцида русских и россиян» в любой точке земного шара,

восстановит приоритет духовных ценностей над материальными,

защита русских и россиян в любой точке земного шара,

сохранение сырьевых запасов для будущих поколений,

обеспечение работой, жильем, бесплатным медицинским обслуживанием и бесплатным образованием,

решение вопросов охраны материнства и детства,

обеспечение достойной жизни и старости гражданам России.

История

Движение в 1990-е года

РНЕ создано в октябре 1990 году бывшим членом Центрального совета общества «Память» Александром Баркашовым.

В августе 1991 года РНЕ выступило в защиту ГКЧП.

После вооружённых столкновений в Москве октября 1993 года по отношению к РНЕ, как к непосредственному участнику их, были применены официальные санкции государственной власти РФ -- арестован Руководитель Александр Баркашов и часть активистов Движения, запрещена газета Движения «Русский Порядок», расформирован ряд региональных организаций. Однако уже к началу 1994 года РНЕ возобновило свою деятельность. В середине 1990-х годов РНЕ становится самой крупной из националистических организаций.

Раскол в организации

Так осенью 2000 г. в руководстве РНЕ произошёл конфликт, в результате которого 21 сентября 2000 года менее двух десятков бывших представителей РНЕ решают организовать «новое РНЕ» -- без cвастики и Баркашова. Позднее данное течение было названо «РНЕ без Баркашова». Впрочем, за всю же историю движения РНЕ существовало более десятка различных РНЕ: ВОПД РНЕ, РНЕ 1.8, ИРНЕ, РНЕ-Россия, РНЕ-РОА, РНЕ-ЧС, ВООПД РНЕ, ИОПД РНЕ,ОВОПД РНЕ и т. п.

Одновременно с этим в прессе появляется ряд публикаций, что из рядов РНЕ был исключён Александр Баркашов. Однако это сообщение не имело под собой никаких оснований, так как согласно Уставу РНЕ -- основному своду правил, определяющему внутриорганизационные взаимоотношения, внеочередной Съезд 2/3 представителей всех региональных отделений РНЕ не созывался.

Александр Баркашов отнесся к данному сообщению с иронией и уже в 2002 г. созвал Съезд руководителей региональных структур ООПД РНЕ («Гвардия Баркашова»), и издал приказ о выпуске 2-х номеров газеты «Русский Порядок», в 2001 и 2002 году. Данный съезд утвердил лидерство Баркашова и преданность ему региональных единиц.

Другие лица, такие как Олег Кассин (координатор региональных организаций РНЕ), Юрий Васин (руководитель Московской региональной организации РНЕ) и братья Лалочкины (Воронежское и Санкт-Петербургское отделения РНЕ) были исключены из РНЕ без права восстановления. Позднее провокаторов исключили на местах и сами соратники РНЕ. Сама пресс-служба сообщает "К сожалению, нет желания приводить другие поздравления, которые прислали те, кто подписывался с Касиным и Лалочкиным против Баркашова. Каждому своё"[15]. Как, неофициально сообщают участники других националистических Движений (НСО, ЧС), в настоящее время РНЕ Лалочкиных нет ни в Воронеже, ни в Санкт-Петербурге, ни в Латвии. Эти данные удалось проверить и соратникам РНЕ Баркашова, после командировочной поездки в Воронеж.

Движение «Александр Баркашов»

16 декабря 2006 года по инициативе московских активистов ООПД РНЕ и с одобрения Александра Баркашова было учреждено новое Движение -- «Александр Баркашов». Сам А.П. Баркашов принял монашеский постриг под именем о. Михаила.

Сегодня РНЕ имеет несколько региональных отделений в России и за её пределами. С учреждением движения «Александр Баркашов» изменилась и идеология движения. По словам баркашовцев, значительно расширился круг участников, т.к. теперь присоединиться к движению может человек любой национальности.

Русское национальное единство - автономное - РНЕ

Основано в 2002 году выходцами из РНЕ А. Баркашова

Руководство современное: коллегиальное, руководители региональных организаций

Идеология: национал-социализм, православный фундаментализм

Особенности: парамилитарное формирование.

Национал - державная партия России - Севастьянова - НДПР

Основано 24 февраля 2002 года оргкомитетом.

Руководство современное: Севастьянов, Александр Никитич

Идеология: национал-демократия

Особенности: незарегистрированная партия

Организация участвует в коалиции националистических организаций - Русский марш

Национал - державная партия России - Миронова - НДПР

Основана Борисом Мироновым, после раскола единого НДПР

Руководство современное: Борис Миронов

Идеология: национал-патриотизм радикального толка, антисионизм

Особенности: радикальный антисионизм, пожилой возраст участников

Организации 5 уровня (численность в Москве до 10 человек)

Национал - патриоты России - НПР

Основана осенью 2002 года Алексеем Живовым

Руководство современное: Центральный совет

Идеология: национал-патриотизм умеренного толка,

Особенности: отсутствие расизма в идеологии

Русское общественное Движение - РОД

Руководство современное: Крылов, Константин Анатольевич

Идеология: национал-демократия

Особенности: организация ориентирована на правозащитную деятельность

Движение образовано 26 апреля 2005 года Константином Крыловым. По утверждениям организаторов, непосредственным поводом для создания движения была публикация ряда статей, содержащих русофобские утверждения.

Движение не зарегистрировано. Тем не менее, его представители принимали участие в ряде протестных акций, многие совместно с ДПНИ и другими организациями русско-националистического толка.

РОД стремится оказывать политическое давление на судебные инстанции. В частности, РОД активнейшим образом участвовал в событиях вокруг дела Иванниковой (2005) и продолжает действовать по до сих пор не прекращённому делу Аракчеева и Худякова.

Летом 2005 представители РОД осуществляли пикетирование редакции газеты «Московский комсомолец», требуя извинений за опубликованную в ней статью Александра Минкина, в которой содержалось утверждение о том, что победа Гитлера над Сталиным была бы лучшим историческим исходом для России.

Также представители РОД подавали заявления в прокуратуру в адрес некоторых журналистов (например, Аллы Боссарт), требуя их преследования по статье 282 УК РФ («Разжигание национальной розни»), однако до настоящего времени ни одного уголовного дела не было возбуждено.

В течение 2006 года РОД участвовал в организации ряда культурных мероприятий, в том числе самостоятельно организовывал открытые семинары под названием «Русские чтения».

Представители РОД входили в число организаторов и участников Русского марша в День народного единства 4 ноября 2005 и 2006 гг.

Число активных участников движения -- около 150 человек.

Помимо Москвы, у движения существуют отделения в Санкт-Петербурге и Тольятти, Ростове, Саратове, а так же представители в ряде других городов, Германии и США.

В январе 2007 РОД фактически разделился на две организации -- Константин Крылов и Наталья Холмогорова объявили о своём несогласии с действиями Правления организации, вышли из его состава и провели съезд (присутствовали представители всех региональных организаций, кроме Петербургской), на котором объявили о реорганизации Русского общественного движения. Константин Крылов был избран Президентом новой организации, а Наталья Холмогорова -- исполнительным директором. Реорганизованный РОД был переименован в РОД-Россия, при этом было заявлено об отсутствии претензий к «старой организации» как в смысле её названия, так и вообще -- легитимности существования.

В марте 2007 правление РОД (старого) было распущено и заменено Консультативным советом. Перед роспуском члены Правления подтвердили полномочия Вячеслава Макарова как начальника оперативного штаба, осуществляющего текущее управление РОД.

Народный собор - НС

Основано в сентябре 2005 года Владимиром Хомяковым и Олегом Кассиным (выходец из РНЕ, принимал участие в инициативе по расколу РНЕ в 2002 году).

Руководство современное: В.Хомяков и О.Кассин

Идеология: православный активизм, прогосударственническая ориентация (поддержка президента Путина)

Особенности: организация ориентирована на информационную деятельность и пытается взять под координацию православные сообщества в регионах стран.

Народная национальная партия - ННП

Основана в 1994 году Александром Ивановым-Сухаревским

Руководство современное: Александр Иванов-Сухаревский

Идеология: русизм

Особенности: попытка создания аналога РНЕ на базе скинхед-движения

Северное братство - СБ

Основано в январе 2007 года Александром Мироновым, выходцем из ДПНИ

Руководство современное: Петр Хомяков

Идеология: анархо-расизм

Особенности: пропаганда террористической деятельности

Черная Сотня - ЧС

Основано в 1993 г. Александром Штильмарком

Руководство современное: Штильмарк, Александр Робертович

Идеология: православный национал-монархизм

Особенности: ориентация на идеологию и риторику дореволюционного Союза русского народа

Русский национал - большевистский фронт - РНБФ

Национал - Большевисткий Фронт (НБФ) -- российская радикальная "антиоранжевая" политическая организация. НБФ был создан 29 августа 2006 года в Москве на съезде 30 национал - большевистких организаций, решивших выйти из НБП Лимонова в связи с недовольством взятым руководством партии курсом на сближение с либералами и "оранжевыми". Участники съезда расценили данный шаг как окончательный отход руководителей НБП Лимонова и Линдермана от идеологии национал - большевизма, в связи с чем и было принято решение о создании собственной организации. Юридически НБФ входит в состав Евразийского Союза Молодежи идеолога современного русского национал - большевизма, одного из создателей НБП Александра Дугина. Фактически НБФ - самостоятельная организация, являющаяся союзником ЕСМ.

Руководство современное: Иван Струков

Идеология: национал-большевизм близкий к национал-социализму штрассеровского толка. Идеологической работе уделяется в НБФ особое место, на сайте организации постоянно публикуются статьи основоположников национал - большевизма Эрнста Никиша, Николая Устрялова, Александра Дугина и др. Национал-большевизм понимается как сочетание крайне правой политики и крайне левой экономики, имперское возрождение России, радикальный антилиберализм и геополитическое евразийство. НБФ - движение «радикальной государственности» и приоритета нации надо всем остальным. Одной из главных целей Фронта является установление в России социализма, общества социальной справедливости.

Особенности: конфронтация с НБП Лимонов.

Национал-социалистическая партия Руси - НСПР

Основана в 2007 г.

Руководство современное: неизвестно

Идеология: национал-социализм

Особенности: террористическая организация

Партия Свободы - ПС

Основана (первоначальная название - Национал-республиканская партия России) Николаем Лысенко в 1992 году.

Руководство современное: Юрий Беляев

Идеология: расизм, национал-социализм

Особенности: ориентация на объединение скинхедов младшего возраста

Список использованных источников и литературы

1. Латынина Ю. Идея нации и идея Империи // Знание - сила, 1993. №4.

2. Проханов А. Заметки консерватора // Наш современник. 1990. №5.

3. Толстых В. Национализм - болезнь души или спасение плоти // Знание - сила. 1992. №9.

4. Перуанский С. С. Манифест гуманистической партии. - М., 2001.

5. Шутов А. С. Гуманистическая альтернатива России в XXI в, // Проблемы социального гуманизма: история и современность. - Екатеринбург; Нижневартовск, 2004.

6. Ильин И. О России. - М., 1991.

7. Сагатовский В. Я, Русская идея: продолжим ли прерванный путь? - СПб., 1994.

8. Введение в этническую психологию. - СПб., 1995.

9. Крапивенский С. Э., Фельдман Э. Девальвация личности: причины и возможности коррекции // Фило-софия и общество. Науч.-теорет. журнал. - М., 2003. - № 4 (33).

10. Вебер А. Б. Глобализация и устойчивое развитие: проблемное поле и возможные сценарии. Режим дос-тупа:http://www.russianglobalclub.com/gw0211a.htm

11. Крапивенский С. Э., Фельдман Э. Девальвация личности: причины и возможности коррекции // Фило-софия и общество. - 2004. -№ 2 (35).

12. Лихачев Д. С. О национальном характере русских // ВФ. - 1990. - № 4.

13. Стригин Е. С. Кавказский гамбит. ЦРУ против ФСБ. - М., 2006.

14. Ильин И. А. О грядущей России. - М., 1993.

15. Достоевский Ф. М Полное собрание сочинений: В 30 т.-Л., 1987.-Т. 28.-Кн. 1.

16. Ильин И. А. Русская идея // Русская идея. - М., 1992.

17. Севастьянов А. Н. Русская идея, век ХХ1-Й («Что делать и что не делать»). - М., 2002.

18. Буркин А. И. Симфония против хаоса // Десятина. - 2000. - № 11-12.

19. Паршин А. П. Почему Россия не Америка. - М., 2001

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ