Рефераты
 

Сущность, структура и субъекты политических процессов

Сущность, структура и субъекты политических процессов

Сущность, структура и субъекты политических процессов

1. Политические процессы: сущность и структура

В энциклопедических словарях есть два толкования понятия «процесс»:

а) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо;

б) совокупность последовательных действий для достижения результатов.

Данные определения процесса характерны и для политического пространства.

Существуют два аспекта в толковании действий: субъективный (мотивационный) и объективный.

Субъективный аспект связан с реальными интересами граждан и деятельностью властных структур.

Объективный аспект являет собой результат этой деятельности.

С учетом изложенного политический процесс квалифицируется в политологической литературе как последовательная смена состояний социально-политической действительности, происходящая в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов. Это воспроизводство или изменение существующей совокупности отношений.

Структура политического процесса идентична структуре политической власти. Ее основными элементами являются:

- субъекты - носители власти,

- объекты - те, на кого направлена власть,

- средства (то есть методы, ресурсы осуществления процесса).

Перечислим подробно фазы политического процесса: формирование политических интересов, их пропаганда, представление политических интересов институтам, принимающим решения, выработка политических решений, принятие решений, реализация решений и контроль за их выполнением, политическая мобилизация граждан, распределение и перераспределение ресурсов власти.

Более обобщенно - это формирование политических проблем, выдвижение проблем на авансцену (повестку дня) политики, принятие политических решений, оценка принятых решений, механизм реализации решений. И еще более обобщенно политический процесс можно подразделить на два этапа: принятие решений и их реализация.

В процессе выработки и принятия решений задействовано большое количество участников: институты власти, группы интересов, общественность, СМИ. Центральную роль играют институты государственной власти (президент, парламент, правительство), поскольку именно они распределяют через бюджет полномочия между социальными группами, определяют цели политического развития.

От характера и формата их деятельности зависят и циклы политического процесса. Так, в демократических государствах пик политической активности населения приходится на период избирательной кампании. В дореформенных условиях (в СССР) ритм политической жизни задавали решения правящей партии, съезда КПСС, на которых определялись задачи на пятилетку.

Решение - это выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Субъектами решений выступают индивиды (политические лидеры), представители органов власти, социальные группы и слои, вплоть до всего общества в ходе референдумов. Политические решения должны быть понятны и близки широким массам людей.

Выделяются следующие фазы принятия решений: анализ проблем, обсуждение вариантов предложений, принятие решений.

На первой ступени в политическую систему представляются интересы социальных слоев. В этом случае большое значение играют такие институты, как депутатский корпус, СМИ, политические партии и т.д., которые призваны артикулировать и представлять государству интересы масс. Государственные органы изучают сформулированные пожелания, обсуждают варианты решений. Для этого государственные институты могут располагать группами, даже целыми советами экспертов, консультантов, аналитиков, которые изучают и готовят необходимый материал.

Далее наступает стадия принятия решений, то есть выбор наиболее подходящего варианта. Эффективность принятия решений зависит во многом от слаженности действий институтов власти, от взаимодействия центральных и местных органов, ветвей власти и т.д.

Выделяют два основных метода принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений.

Первый - это оптимальный вариант, когда результат принятого решения может наиболее полно соответствовать поставленной цели.

Однако в жизни приходится исходить из реальных обстоятельств, и тогда политики прибегают к методу последовательных ограничений, то есть к постепенному достижению цели. Учитывая плюсы и минусы обоих методов, ученые предлагают смешанный метод принятия решений, который предполагает четкое определение цели, вычленение наиболее значительных ее аспектов и поэтапное движение к намеченным ориентирам. Успех в реализации решения зависит от целого ряда факторов, включающих в себя наличие устойчивой правовой базы, четкое взаимодействие ветвей власти и управленческих структур, чувство ответственности за доверенный участок работы. Исключительно важно на этом этапе уметь активизировать само общество на достижение поставленных задач и исключить противодействие со стороны оппозиции.

В политической литературе дается следующая типология политического процесса.

Внешнеполитический и внутреннеполитический процесс.

Первый развивается в международном политическом пространстве. На него оказывает влияние внешняя политика, регулирующая взаимодействие государства с другими странами.

Содержание внутриполитического процесса имеет свои качественные характеристики внутри каждой страны. Оно зависит от форм государственного правления и устройства, политических режимов, характеристик правящей элиты, менталитета самих обществ и т.д.

Эволюционный и революционный процесс.

Эволюционный - это последовательный процесс развития, для которого характерны легитимность власти, правовое обеспечение, устойчивые политические ориентиры и т.д.

Революционный тип - радикальные преобразования за сравнительно короткое время, которые часто имеют обвальный характер. В данном случае используются как мирные средства, так и насилие.

Стабильный и нестабильный политический процесс.

Стабильный основывается на устойчивости социальных структур, повышающемся жизненном уровне населения, преемственности власти, эффективности взаимодействия государства и общества. Общественные силы консолидированы.

При нестабильном политическом процессе характерна частая смена массовых настроений. Причины для этого могут быть самые различные: от спада производства до этнических конфликтов.

Различают также несколько режимов существования политического процесса: функционирование, развитие и упадок.

В режиме функционирования политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между обществом и государством. Традиции преобладают над новациями. Изменения в социальной структуре практически не происходят.

Режим упадка представляет собой распад политической целостности. Власть утрачивает контроль над ситуацией. Центробежные тенденции преобладают над интеграцией.

В условиях режима развития общественно-политическое пространство приобретает новое качественное состояние. Адекватно обновляемому содержанию жизни формируются и новые структуры государственного управления. Эта положительная динамика может, тем не менее, сопровождаться борьбой различных тенденций. В этой ситуации очень важно не допустить общественного противостояния, консолидировать общество вокруг государства.

В режиме развития находится Республика Беларусь, начиная с референдума 1996 года. В материалах, опубликованных недавно Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, представлена динамика развития страны и основные ориентиры государственной социальной политики, начиная с ячейки государства - семьи.

В Беларуси сложилась достаточно развитая система социальных гарантий семьям с детьми - одна из лучших на постсоветском пространстве. Она регулируется Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и другими директивными документами, среди которых Указ Президента Республики Беларусь «Об основных направлениях государственной семейной политики», президентская программа «Дети Беларуси».

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия, предоставление бесплатного питания для детей первых двух лет жизни.

Материальную помощь в республике получают около 900 тысяч детей, или 41,5 % от их общего количества, причем независимо от доходов родителей, а в возрасте до трех лет пособиями охвачены свыше 90 % всех детей».

Образование - важнейший приоритет государственной политики. Выбор стратегии развития средней и высшей школы позволил определить параметры реформирования всех уровней образования и на этой основе разработать «Основные направления развития национальной системы образования». В соответствии с утвержденными программными документами в период до 2010 г. предполагается проведение следующих мероприятий. В системе дошкольного образования: обеспечение постепенного перехода к полному охвату детей пятилетнего возраста подготовкой к школе; дальнейшее развитие государственной сети дошкольных учреждений, особенно на селе.

В системе школьного образования к 2008 г. будет завершен переход к обязательному десятилетнему образованию при 4-летней начальной и 6-летней базовой школе, а к 2010 г. - полному среднему образованию. Поэтапное снижение наполняемости классов создаст оптимальные условия для обучения и охраны здоровья учащихся.

В сфере профтехобразования и среднего специального образования получит развитие сеть профессиональных лицеев и профессионально-технических колледжей.

В ближайшие 5 лет каждому выпускнику базовой и средней общеобразовательной школы предоставится возможность продолжить образование в профессионально-техническом, среднем специальном или высшем учебном заведении.

Заботой государства было и остается здоровье граждан. Главным приоритетом остается профилактическое направление.

На реализацию этой задачи нацелена Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2002-2006 гг., которая предусматривает снижение заболеваемости, нетрудоспособности и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний, улучшение качества и продолжительности жизни населения страны.

В Беларуси работают 6 областных учебно-методических центров физического воспитания, более 100 городских и районных физкультурно-спортивных клубов, свыше 700 клубов по спортивным интересам, действует более 23 тысяч спортивных сооружений.

В республике разработаны и реализуются: «План действий по улучшению качества и повышению безопасности питания», подпрограмма «Развитие индустрии детского питания» Президентской программы «Дети Беларуси», Государственная программа «Качество», главная цель которых - обеспечение населения республики рациональным, сбалансированным, лечебным питанием за счет технического перевооружения и реконструкции существующих предприятий, разработка и внедрение прогрессивных технологий и оборудования, создание сырьевой базы для изготовления экологически чистой продукции, расширение ее ассортимента.

Большое внимание уделяется и вопросам создания таких условий труда, которые обеспечивали бы сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Именно с целью их реализации постановлением Совета Министров Республики Беларусь была одобрена Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2002 - 2005 гг.

Медицинскую помощь населению республики оказывают 817 (2000 г. - 830) больничных, 1856 (2000 г. - 1843) амбулаторно-поликлинических учреждений с общей численностью больничных коек на 100 тысяч населения 125,8 (2000 г. - 126,1) и мощностью амбулаторно-поликлинических учреждений 236,3 посещений в смену (2000 г. - 231,4). Для оказания необходимой помощи престарелым, немощным больным и инвалидам созданы отряды милосердия из учащихся и студентов медицинских учебных заведений. В республике успешно функционируют 13 научно-исследовательских институтов, 4 медицинских вуза, 17 медицинских училищ, 3 научно-практических центра, Академия последипломной подготовки специалистов.

Стратегия развития материально-технической базы здравоохранения на перспективу определена Государственной программой укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения на 2000-2002 гг. и на период до 2005 г. Всего к 2005 г. отечественное здравоохранение получит 63 новых либо реконструированных объекта.

По сравнению с другими странами СНГ в экономике страны немалое место занимает жилищно-строительный комплекс.

В отличие от большинства государств СНГ в Беларуси не допущен развал строительной отрасли. Благодаря государству стране удалось усилить строительный комплекс. Его доля в составе валового внутреннего продукта (ВВП) выросла с 4,7 % в 1996 г. до 5,7 % в 2000 г. и 5,3 % в 2001 г. Доля инвестиций в жилищное строительство в общем объеме инвестиций увеличилась с 22,2 % в 1990 г. до 26,1 % в 2000 г. и 26,2 % в 2001 г.

О том, как жилищное строительство выглядит по сравнению с другими странами СНГ, свидетельствуют показатели ввода жилья в расчете на 1000 человек населения. К примеру, показатели 2000 г. (близки к среднестатистическим за последние 5 лет) выглядят следующим образом. В Республике Беларусь на 1000 человек населения введено 353 кв. м общей площади жилых домов, в России - 206, в Украине - 108, в Киргизии - 91, в Казахстане - 81.

Такой результат стал возможен благодаря мерам государственной поддержки этой сферы, кредитованию жилищного строительства, внедрению новых строительных технологий.

Важнейшими задачами социально-экономической политики в последние годы являются:

- повышение уровня денежных доходов населения и заработной платы в целях расширения внутреннего потребительского спроса на отечественную продукцию, усиление адресности социальной защиты граждан на основе формирования единой системы социальной помощи;

- преодоление тенденции увеличения износа активной части основных фондов;

- активизация деятельности на всех уровнях государственного и хозяйственного управления, направленной на привлечение прямых иностранных инвестиций и внешнего финансирования;

- улучшение финансового положения субъектов хозяйствования и расширение их возможностей для обновления и развития производства путем реструктуризации, снижения налоговой нагрузки, создания стабильных макроэкономических условий, сокращения бартера, осуществления системы мер по преодолению платежного кризиса и укреплению финансовой дисциплины;

- закрепление положительных тенденций, достигнутых в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке (снижение инфляции до 1,5 - 2 % в месяц, обеспечение девальвации обменного курса белорусского рубля к доллару США в пределах 1,2 - 1,5 % в месяц);

- развитие малого и среднего предпринимательства на основе расширения его государственной поддержки, создания условий для привлечения частного капитала, упрощения условий регистрации и формирования конкурентной среды;

- трансформация аграрных отношений на основе реализации Программы совершенствования развития АПК Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг.;

- расширение внешних (рост экспорта не менее чем на 6 %) и внутреннего рынков реализации продукции и услуг белорусских производителей на основе поддержания эффективного обменного курса белорусского рубля, налогового и других видов стимулирования экспорта, создания экспортопроводящих каналов для белорусских производителей, развития экономического механизма защиты внутреннего рынка, поддержки отечественных товаропроизводителей, импортозамещения;

- развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры, включая проходящие по территории страны общеевропейские транспортные коридоры;

- обеспечение оптимального сочетания административных и рыночных подходов и методов управления и регулирования социально-экономическими процессами, реализация мер по совершенствованию управления государственной собственностью.

Реализация вышеперечисленных задач будет способствовать более рациональному использованию ресурсов, улучшению социально-экономической ситуации в стране и повышению параметров экономической безопасности государства и соответственно стабильному развитию политического процесса и устойчивому состоянию власти».

2. Деятельность субъектов политического процесса

Если политология подразделяет субъектов политического процесса на классовые, территориальные, индивидуальные, коллективные и т.д., то в политике они зачастую действуют вместе: лидер и массы, элита и ее среда.

Политическая элита - это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на функции и политические действия данного общества.

Первым, кто сделал политическую элиту предметом пристального внимания, был В. Парето. Являясь родоначальником элитологии, он разработал ценностный подход в теории элит: элита - лучшие, наиболее характерные представители своей среды. Они обладают наиболее яркими способностями и в силу этого приходят к власти. Для того чтобы элита оставалась жизнеспособной, она должна подпитываться свежими силами.

Итальянский ученый Г. Моска, не отвергая ценностный подход, обратил внимание на фактор организованности элиты. С его точки зрения, меньшинство именно потому способно управлять, что оно хорошо организовано, а путь к формированию элиты - выборы.

Организационный подход Моска развил в своих работах Р. Михельс, который считал, что сами организационные условия способствуют формированию правящего меньшинства.

Политическая элита подразделяется на наследственную, властную, функциональную (к последней относят профессионалов-управленцев). Различают также правящую элиту и «контрэлиту» (т.е. оппозицию), открытую элиту (т. е. избранную из народа) и закрытую (воспроизводящую из своей среды, например, дворянство). Некоторые политологи подразделяют элиту на высшую и среднюю (к последней относят примерно 5% населения, выделяющихся по трем признакам - доходу, профессиональному статусу и образованию.

К основным функциям политической элиты относят:

- представление на политическом уровне интересов и запросов своей среды (слоя, класса);

- участие в формировании и проведении в жизнь государственной политики;

- достижение консенсуса в политических кругах на основе общезначимой цели.

Здесь, с нашей точки зрения, уместно проанализировать циркуляцию элит в отечественной истории XX столетия, которая выстраивалась в следующей динамике: разрушение дворянской («закрытой») элиты в результате революции 1917 г. - формирование большевистской идеологической элиты - кризис большевистской элиты в результате разоблачений «хрущевской оттепели» - новая попытка формирования гуманитарной элиты в 60-х годах - противостояние между гуманитариями и технократами - оттеснение и первых, и вторых административно-хозяйственным активом, опиравшимся на промышленный комплекс - распад управленческого корпуса в период «горбачевской перестройки» - формирование новых элитных слоев.

Характерными чертами белорусской правящей элиты настоящего времени являются:

- народность (практически все представители высшего эшелона власти Беларуси знают жизнь изнутри и соответственно могут понять простого человека);

- высокий образовательный и профессиональный уровень;

- открытый формат белорусской элиты - глава государства, депутатский корпус избраны на альтернативной основе. Правительственный кабинет постоянно подпитывается свежими силами, в том числе из белорусских регионов;

- о преемственности в белорусской элите свидетельствует, к примеру, состав Национального Собрания Республики Беларусь, определенная часть депутатов которого избрана на второй созыв.

В Беларуси установлен демократической режим, соответственно есть и оппозиционно ориентированные политики. Однако термином «контрэлита» охарактеризовать их невозможно, прежде всего, в силу отсутствия у них социальной поддержки.

При формировании в Беларуси представительной демократии сама жизнь показала, что отечественному менталитету присущи ориентации, прежде всего, на персонифицированную власть.

Политическую власть персонифицирует собой феномен лидерства. В лидере - как в субъекте политического процесса - проявляется способность конкретного лица оказывать воздействие на политический процесс и общество в целом. Причем, если в общественной среде фигурируют как «формальный», так и «неформальный» лидеры, то в политической практике понятие лидерства и должностного статуса обычно тесно взаимоувязаны. Лидером конкретной страны является глава государства.

Функции политического лидерства (по классификации, в частности, американского ученого Р. Такера).

Диагностическая функция заключается в том, что лидер изучает и оценивает ситуацию, определяя наиболее важные проблемы и задачи.

Директивная функция - это определение ориентиров: как и что необходимо предпринять в конкретный момент для решения конкретной проблемы.

И, наконец, мобилизационная функция предполагает приведение в движение политических и общественных сил на выполнение необходимых решений, интеграцию в политическую деятельность тех, кто сможет этому способствовать.

По мнению целого ряда ученых, с появлением лидера приобретают и качественную определенность ориентиры социальной среды, то есть лидер способствует политической самоидентификации социальных слоев и индивидов. (В качестве примера может служить характеристика Ленина по отношению к народу в поэтической формулировке С. Есенина: «Он - вы»).

В политологии существуют различные классификации политических лидеров:

- Дихотомический (упрощенный) подход - противопоставление двух контрастных типов лидеров, например, у Н. Макиавелли это типы «льва» и «лисы», у Р. Такера - «реальные лидеры» и «менеджеры» .

- Классификация по склонности лидера к определенной модели поведения: Г. Ласуэлл выделял лидеров - агитатора, организатора и теоретика. (Совмещение этих качеств ученые находили у В. Ленина).

- Классификация лидерства по степени воздействия на события и способности управлять. (С. Хук относит к этой группе Ленина и Наполеона).

- М. Вебер выделял три «идеальных» типа лидера: традиционный, харизматический и лидер рационального типа. Традиционный лидер - это лидер, приходящий по наследству на престол при монархическом правлении. Лидер рационального типа - это лидер, избранный по закону. Харизматический лидер - это вождь, часто фигурирующий во время революций (тогда он не имеет ни правовой, ни традиционной легитимности и опирается только на свою харизму). Однако харизматические качества нередко бывают присущи как традиционному, так и лидеру рационального типа. Они проявляются в умении убедить массы, повести их за собой, воздействовать на людей силой личного примера. Исходя из вышеизложенного, субъективное в политическом процессе можно определить как деятельность его субъектов, а объективное - как результат этой деятельности.

Политические действия.

Политические действия направлены на реализацию интересов определенных социальных групп. Эти интересы нередко выражаются в теоретических, идеологических концепциях и доктринах.

Политические действия следует рассматривать в определенном социально-политическом контексте.

Характеристики политических действий достаточно полно изложены в политологической литературе.

- Позитивное политическое действие означает действие для достижения поставленной цели.

- Негативное действие - это прекращение действия.

- Абстенционизм-отстраненность, непрепятствие событиям развиваться своим путем.

- Рациональное действие - осознанное, имеющее целенаправленный характер. (Обратное ему - иррациональное действие).

- Инерционное действие воспроизводит принятые нормы поведения в рамках существующей политической системы.

- Творческие действия придают политике динамику.

- Организационные действия осуществляются на основе разработанной стратегии и тактики элиты. Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности.

Виды политических действий зависят от характера политических сил и общественных отношений, определяющих тип происходящих преобразований.

I. Революция - результат обострившихся до предела общественных противоречий. Она означает резкий, скачкообразный переход от одного состояния к другому, от одного качества к другому, от прежнего уклада к новому.

Контрреволюция - борьба противостоящих революции социальных групп и общественных элит с целью противостояния ее нарастанию или с целью ее подавления для восстановления прежних порядков.

II. Реформа - преобразование, изменение, переустройство, имеющие постепенный характер. Реформа считается наиболее рациональным путем преобразований в современных условиях.

III. Политические перевороты: государственный переворот, путч, дворцовый переворот, военный заговор - авантюрная попытка захвата власти или захват ее насильственным путем, нередко имеет персонифицированный характер.

Рассмотрение политических действий было бы неполным без определения понятия политическое поведение. В нем отображаются явления, связанные с реагированием субъектов политики на предъявляемые внешней средой стимулы или требования.

В политологии выделяют следующие типы политического поведения:

- автономный тип - суть независимый выбор субъектом цели и средств к ее достижению;

- мобилизационный тип - предполагает вовлеченность субъекта в политическую деятельность;

- открытый тип поведения имеет характер прямого политического действия, например, участие в выборах;

- закрытый тип подразумевает уклонение от гражданских обязанностей, например, неучастие в выборах (абсентеизм);

- нормативный тип поведения - ориентирует субъекта на соблюдение правил и норм, господствующих в обществе;

- противоположный нормативному - девиантный тип;

- традиционный тип - повторение постоянно воспроизводящихся мотивов и действий граждан;

- инновационный тип - использование творческих форм политической активности.

В политическом поведении следует выделить:

1) формы рациональных политических действий;

2) формы бессознательного политического поведения. Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: по мнению политологов, поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной ситуации (психология «толпы»). При сопоставлении классификаций политического поведения вышеобозначенный основной принцип разграничения политического поведения может сочетаться с различными другими критериями. Так, в политологической литературе называются следующие иные основания для систематизации политического поведения:

- по субъектам поведения (человек, социальная группа, класс);

- по склонностям к психическим состояниям - поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное и т.д.;

- по ситуационному контексту (ситуации бывают стабильные, кризисные, революционные);

- по организационным формам и нормам поведения (оно бывает организационное, институциональное, неформальное);

- по продолжительности поведения (единичный акт или развивающийся процесс);

- по степени целесообразности и успешности функционирования.

Осознанной формой политического поведения является политическое участие. Это включение индивидов или общественных групп в процесс политико-властных отношений. Это - одно из средств выражения и достижения ими своих интересов.

Политическое участие зависит от политического режима. В демократическом обществе - это свободное участие на правовой основе, которое институируется, например, в выборах, в деятельности представительной власти, политических партий и т.д. При авторитарном режиме возможно отчуждение части населения от участия в политике. В тоталитарном обществе участие приобретает ритуальный характер.

Формы политического участия: прямое и опосредованное.

Прямое, то есть непосредственное участие имеет место, например, на собраниях, где решения принимаются большинством голосов. В качестве масштабных примеров могут служить референдумы (всенародное голосование, выносящее решение относительно поставленного вопроса).

Опосредованное участие проявляется в том, что массы выбирают своих представителей, которым делегируют полномочия, для осуществления политической власти.

Типы политического участия:

- реакция (она может быть как позитивной, так и негативной);

- участие в делегировании полномочий (в выборах) являет собой электоральное поведение;

- участие в деятельности организаций, например партий;

- политическая деятельность в структурах государственных институтов представляет собой профессиональное участие в политике. Речь идет в данном случае о работе должностных лиц, депутатов.

Некоторые политологи к типам политического участия относят прямое действие (участие в митингах, демонстрациях и т.д.).

Все эти формы участия зависят от конкретной социально-политической обстановки, уровня развития страны, состояния общества.

В Беларуси, в условиях демократического режима, политическое участие людей свободно, легитимно и проявляется практически во всех вышеизложенных формах и типах.

Так, прямое участие имело место в судьбоносносные для страны моменты (яркий пример тому - всенародное голосование в ходе референдума 1996 г.).

В ходе президентских и парламентских выборов проявляется участие в делегировании полномочий. Традиционная активность избирателей позволяет говорить о том, что политическая зрелость в белорусском обществе достаточно высокая.

В Беларуси действуют 18 политических партий, так проявляется возможность участия в деятельности политических организаций.

Федерация профсоюзов Беларуси в последнее время возрождает былое доверие и авторитет среди населения (пошатнувшиеся в связи с излишней политизацией руководства ФПБ в период президентских выборов 2001 г.). Все больше сторонников приобретает молодая общественная организация БРСМ.

Обобщая все сказанное, можно утверждать, что уровень политической деятельности государственных институтов оценивается самим белорусским народом. Наиболее точной и говорящей оценкой становятся результаты выборов: Президент А. Лукашенко был избран на второй президентский срок подавляющим большинством голосов. Депутатский корпус второго Созыва Национального Собрания Республики Беларусь уже во многом приобрел черты преемственности, что свидетельствует также об авторитете белорусского парламента.

Список использованных источников

1. Баранова Е.В. Политология: Курс лекций / Баранова Е.В. - Мн., 2003. - 112 с.

2. Политология: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М., 1999.

3. Политология: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др. Мн., 1996.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ