Рефераты
 

Теоретическая политология (часть 1)

p align="left">Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков (оснований).

1. По критерию характера взаимоотношения с внешней средой политические системы подразделяются на:

· Закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Примеры - бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария).

· Открытые - активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Пример - развитые демократические государства Запада

2. По политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества выделяются

· Тоталитарные - характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства

· Авторитарные - характерна неограниченная власть меньшинства при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для большинства.

· Демократические- предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

3. По по содержанию и формам управления французский политолог Ж. Блондель различает политические систем на:

· либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;

· коммунистические системы ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;

· традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

· популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют стремятся к большему равенству в распределении благ;

· авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

4. По классовому принципу т. е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделяются:

· рабовладельческая,

· феодальная,

· капиталистическая

· коммунистическая (социалистическая) политические системы.

Государство в политической системе, его сущность, функции,

свойства и признаки.

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.

Термин государство трактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как политико-территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая своим велениям общеобязательное значение в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Признаки государства:

1. Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие «верховенство»: общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.

2. Принудительность Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях.

3. Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.

Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами. Наличие публичной власти, отделенной от общества, фиксированной в определенных границах. Появление особого аппарата управления обществом. Отношение господства и подчинения. Наличие монополии на правотворчество. Исключительные права государства - денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других полит. Институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

1. Экономическая функция - выражается в организации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредиторной политики, создание стимулов экономического роста.

2. Социальная функция - удовлетворение потребностей людей, предоставление социальных гарантий, страхование и т.д.

3. Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана общественного строя.

4. Культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, организация системы образования и приобщения к достижениям мировой культуры.

5. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка политического курса и т.д.

Внешние функции делятся на :

1. Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами

2. Функцию обороны страны

Типология государства. Одним из общепринятых критериев классификации государств является форма правления, определяемая структурой и правовым режимом высших органов государственной власти. Традиционно выделяют две основные формы правления - монархию и республику. Монархия (абсолютная, конституционная), Республика (источником власти является народ), Президентская, Парламентская, Смешанная В зависимости от национально-территориальной организации государственной власти выделяют три формы государства - унитарное, федерация и конфедерация.

Марксизм о государстве

Теория государства является одной из весомых составных общественной теории политики.

Марксистское понимание природы государства было изложено Ф.Энгельсом, где обосновывался тезис согласно которому государство возникло из-за того, что общинно-родовой строй «был подорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы». Позже к спорам о сути государства любых общечеловеческих признаков прибавляется абсолютизация произвольной человеческой деятельности, придается преувеличенное значение специальным, научно обоснованным усилениям индивидов, групп, партий, направленных на переустройство, «усовершенствование» государства и общества в общем, формируется революционно-преобразовательное сознание, классовая культура.

Непосредственно К. Маркс написал о спорной сущности государства: «Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие к властвующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которых все гражданское общество конкретной эпохи воссоздает своё концентрированное выражение”. В сферу деятельности государства входят «специфические функции», вытекающие из противопоставления правительству и народных масс. Вместе с тем К. Маркс делал ударение на признании государства такой силой, которая выступает и за создание всеобщего интереса, за выполнение общих дел, вытекающих из природы любого общества, - строительство путей сообщения, оросительных систем, защита границ, сохранение существующей экономики и социальной структуры, поддержка порядка. Со временем такое понимание государства (признание классового, корпоративного и общечеловеческого начал в нем) оказывается сломанным, усиливается внимание на одной из его сторон, находящихся в спорном единстве.

«Государство - это машина для поддержания властвования одного класса над другим», - писал В.И.Ленин, это «Организованное насилие одного класса для угнетения другого». Из этого добывались доказательства для обоснования безпредупредительного вмешательства государства во все сферы жизни общества. Понятие государства, как «аппарата насилия», способа, который одна часть населения исполняет для подчинения себе другого, для удовольствия собственных интересов, остается распространенным и сейчас.

Политические режимы.

При рассмотрении политической системы какого-либо государства и общества не следует ограничиваться лишь тем, что заявляет о себе само государство, поскольку часто существуют весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими в нем за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие политического режима.

Политический режим - это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности.

В зависимости от соотношения принципов организации общественной жизни, которое определяет степень социальной свободы личности, выделяют три типа режимов - тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм (от лат. весь, целый, полный) - это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в 20 веке - режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого либо контроля со стороны управляемых.

Термин тоталитарный ввел в политических лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини /1883-1945/. Признаки тоталитаризма 1.Единственная массовая партия 2. Монопольно существующая признанная всеми идеология 3. Монополия на средства массовой информации 4.террористический контроль со стороны политической полиции 5. Централизованная система контроля и управления экономикой. 6. Абсолютная концентрация власти в руках вождя, операющегося на властвующую партию.

Авторитаризм - занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности - они построены больше на принуждении чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции. Автократия от греч. (autokrateia) - самодержавие самовластие т.е. неограниченная власть одного лица, не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения к принятию решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Демократия - самый сложный тип политического режима. Demos - народ и kratos - власть. С гр. - власть народа. Современные демократии, а они существуют примерно в 35 странах, обладают рядом общих характеристик. К ним относят 1. Общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и в том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. 2. Конкурирующая политика. Главным при демократии является честная и всеобъемлющая конкуренция / соревновательные выборы / и процесс представительства с целью обеспечить трансляцию воли народа и ее последующее исполнение; 3. Политические партии. Они служат основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор и влияние на правительство; 4. Гражданские, политические и социальные права. Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных: плюралистических обществах.

Понятие и идейные истоки тоталитаризма.

Понятие тоталитаризма происходит от лат. “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.

Тоталитаризм возник в Европе, точнее, на периферии европейской цивилизации, как результат некоего синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктринами. Столкновение элементов восточной и европейской структур на периферии Европы (Россия, Пруссия, Испания) при благоприятных для этого обстоятельствах (социальный кризис и рост радикализма) способствовало выходу на передний план явного или латентного азиатского деспотизма, который и стал опорой носителей радикальных теорий переустройства мира.

Признаки тоталитаризма:

-- тотальный государственный контроль над обществом;

-- всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

--система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

-- политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

-- господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством.

-- идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

-- унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

-- ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

-- ставка на свою рассу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в нашей стране идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности.

Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. Он выражает интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.

Важнейшие права и свободы личности.

В современных демократических государствах права человека - это не просто юридические нормы или законы, а принципы, составляющие ценностные основы политики. Они представляют собой нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению /эту часть прав обычно называют свободами/ или получать определенные блага /это - собственно права/.

Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные /свободы/ и позитивные.

Негативные права определяют обязанности государств и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия.

Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности является их подразделение в соответствии со сферами реализации на личные /гражданские/, политические, экономические, социальные, культурные и экологические.

Личные - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. К ним относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд.

Политические - определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относят право на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, совести и т.д..

Экономические права - связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности - условиями производства и рабочей силой. К ним относят права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой.

Личные, политические и экономические права нередко называют правами либеральными или же правами первого поколения. Все они носят характер преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и нуждающегося лишь в охране со стороны государства.

К правам второго поколения относятся социальные, культурные и экологические. Вместе они определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимых для поддержания человеческого достоинства.

Социальные права связаны с обеспечением достойного уровня жизни и социальной защищенности.

Культурные - призваны гарантировать духовное развитие человека. Право на образование, культурную информацию и т.д..

Экологические - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его собственности экологическими правонарушениями.

В современном мире соблюдение и все более богатое конкретное наполнение прав личности выступают важнейшим критерием гуманизма внутренней и международной политики, ее человеческого измерения. Через уважение прав человека утверждается верховная ценность личности в отдельных государствах и мире в целом. Права человека отражают весь комплекс отношений, характеризующих положение личности в обществе, вносят в эти отношения гуманное начало. В рамках отдельных стран их соблюдение служит необходимым условием здорового экономического и социального развития, торжества в политике здравого смысла, предотвращения губительных тоталитарных и иных экспериментов над народами, агрессивной внутренней и внешней политики.

Три лица законности: законность, суверенитет, власть.

Существуют примеры политики, которые включают группы имеющие общие интересы и борющиеся за новую политическую власть. Возникают вопросы: почему граждане подчиняются одним велениям, и противятся подчиняться другим? Почему и как лидеры приходят к своим политическим решениям? Ответ на них дает понятие «трех лиц законности»: законности (легитимности), суверенитета и власти.

Законность - (легитиность) - это одно из наиболее важных понятий в политологии. Оно означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. М.Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Общественный порядок может сохраняться не только благодаря законодательным нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти подчиненными. Как отмечают Г.Алмонд и С.Верба, состояние политических чувств является, наиболее важной проверкой легитимности. Политический режим устойчив, если принимается гражданами в качестве правильной формы правления. Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения. Делигитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе. Как только режим утрачивает законность - никакое насилие не сможет больше остановить народную силу и недовольство. Существует закономерность: чем больше полицейских в государстве, тем меньше в нем законность. Законность может обретаться временем (например США с их конституций). Но законность может быть и из-за «успеха». Важным помощником в деле легитимации выступают народные символы, убеждающие население в законности правительства или режима.

Суверенитет - (фр. «править», «господствовать») верховенство государственной власти и независимость ее от других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Это верховенство проявляется: а) в общеобязательности решений власти на определенной территории, б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных институтов, в) В обладании рядом исключительных прав, например правом на законотворчество и т.п. г) в наличии специальных средств воздействия на население. Чем сильнее суверенитет - тем больше признание власти законной.

Власть - способность конкретного руководства заставить людей подчиняться себе. Это подчинение конкретному политическому руководителю, основанное на уважении, в силу законности его пребывания у власти. Власть строится на психологических отношениях между людьми.

Понятие законности, суверенитета и власти - взаимосвязаны и объединяются под общим заголовком: «три лица законности». Где исчезает один элемент, там исчезают и другие. Благодаря этим характеристикам при рассмотрении политической системы какого-либо государства и общества можно увидеть существующие противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими в нем за этим фасадом.

Политические партии и партийные системы

Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются партии. Они дают ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики вцелом.

Появление партий, а точнее протопартий, относится к Античному миру, когда в Древней Греции и в Древнем Риме возникают особые группы людей, отражавшие интересы различных социальных слоев. Упоминание о них встречается в трудах Аристотеля (VI в. до н.э.). Однако эти группы не были организационно оформлены, не располагали строго определенной системой взглядов, не имели программных установок и в деятельности своей замыкались на решении ограниченных задач.

Зарождение политических организаций, ставших предтечей современных партий, связано с началом борьбы буржуазии против монархии, становлением политической системы капиталистического общества.

В период буржуазных революций XVII - XVIII вв. партии еще не имели привычных для нас признаков, а чаще всего подвергались влиянию религиозных, сословных, семейно родовых объединений. И только в начале XIX века в Европе появились такие организации, которые мы сегодня привыкли называть политическими партиями. Их формирование было связано главным образом с введением в ряде стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к политической жизни.

В политологии общепринята, предложенная М. Вебером, периодизация эволюции партий на: аристократические котерии (группировки), политические клубы, массовые партии.

В действительности же все три этих этапа прошли в своем развитии только две английские партии - либералы (виги) и консерваторы (тори). История остальных значительно короче.

Многомерность и сложность такого политического феномена как партия объясняют существованием различных ее определений. Термин «партия» происходит от латинских слов «парс» - часть и «партире» - делить.

Отличительные черты партии:

Во-первых, партия - это структурно оформленная организация, т. е. относительно продолжительное по времени объединение людей, на самых разных уровнях политики от местного до международного. Это объединение единомышленников.

Во-вторых, идеологического порядка - всякая партия есть носитель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека.

В-третьих, основной целью создания и функционирования политической партии является борьба за завоевание и осуществление власти.

В-четвертых, каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа - от голосования до активного членства.

Резюмируя вышеприведенные критерии можно дать определение партии как добровольной политической организации, объединяющей лиц имеющих общие интересы и цели на идеологической основе, для завоевания государственной власти, либо участия в ней.

Функции партий

1. Социальные функции - они сводят интересы общества и государства

2. Идеологические функции - связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды.

3. Политические функции - в первую очередь связаны с борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок.

4. Управленческие функции - осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею.

Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально - классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств ее лидеров.

Совокупность политических партий и взаимосвязь м/у ними составляют партийную сис-му. Политическая сис-ма - совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействия м/у ними, посредством которой осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием полит. вл.

Партийные сис-мы делятся на: многопартийные (Швеция, Дания, Голландия), 2-х партийные (США), 2+1 партийные (ФРГ)

Правящие, коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии.

Классификация партий на кадровые и массовые, предложенная французским политологом М. Дюверже, в определенной степени сегодня устарела, поскольку она не допускает существования партий промежуточного типа. В 60-е годы XX века появились партии, которые не вписывались в данную типологию и одновременно объединяли в себе черты как кадровых так и массовых партий.

Кроме данной классификации, традиционной в политологии также является деление политических партий, в зависимости от их места и роли в политической системе. Здесь выделяют следующие типы партий: правящие, коалиционные, революционные, консервативные и реакционные.

Правящими считаются партии, которые победили на вы-борах и (главное) сформировали правительство. Правящая пар-тия (или партийная коалиция нескольких партий, объединив-шихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета ми-нистров. Как правило, это возможно только в условиях парламент-ской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. Поэтому главный признак правящей партии -- возможность самостоя-тельного формирования правительства.

Коалиционные - это партии, действующие в конкурентных политических системах. Они ставят перед собой задачу завоевания государственной власти, путем получения большинства в государственных структурах, через объединение, коалицию с другими партиями, имеющими сходную идеологию и программу. У организационного центра коалиционной партии фактически нет рычагов обеспечения единомыслия ее членов. Это порождает большую рыхлость организации, значительное количество фракций, постоянные дискуссии

Революционные - стремятся к качественной реструктуризации общественной жизни. Их отличительными чертами являются: централизм, жесткая субординация, беспрекословное подчинение решениям вышестоящих органов. Классическим может считаться РСДРП.

Консервативные - стремятся к стабильному сохранению основных характеристик современной им социальной действительности.

Реакционные - основной целью их является частичный либо полный возврат к характеристикам предшествовавшего этапа наличной общественно-экономической формации.

Итак, рассмотрев наиболее важные классификации, можно сделать вывод о том, что правильно оценить политические партии их деятельность и место в политической системе можно лишь с объединительных позиций, поскольку никакая типология или застывшая схема, взятая в отдельности, никогда не исчерпает всего разнообразия данного феномена. Следовательно, только анализ с учетом всех классификаций и рассмотрение партий под различными углами зрения в конечном итоге смогут привести к объективной оценке.

Общественно-политические движения и организации

Одной из форм выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан являются общественно- политические движения - это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных государственных институтов, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-политических движений аморфная и более пестрая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп.

Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или в партии. ОПД в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, оно лишь пытается влиять на власть, хотя в политической практике нередко бывают исключения.

Помимо вышесказанного, существуют общие признаки ОПД:

1. Отсутствие единой программы, устава.

2. Непостоянство участников. Движения подразумевают коллективное членство, что обычно не допускается в партии.

3. Нет сильного центра, структуры. Ядром могут быть самостоятельные группы, или комитеты созданные партиями.

4. Добровольность участников на основе солидарности.

Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться. К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.

Классификация общественно-политических движений:

1. По отношению к существующему строю: консервативные, реформистские, революционные

2. По месту в политическом спектре: левые, правые, центристские

3. По масштабу: местные, региональные, международные

4. По методам и способам действия: легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

5. По продолжительность существования: однодневки, долгожители.

Особое место в политической системе общества занимают общественные организации. К ним относятся профсоюзы, научные, научно-технические, культурно-просветительные , спортивные и др. общества и ассоциации Они аккумулируют широкий диапазон общественных интересов людей -- от политических и экономических до досуговых, от проблемных (экологических, например) до любительских.

Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы. Они заняты вопросами, которые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культурной и направлены на улучшение труда, быта, отдыха людей. Но главное значение для них имеет защита прав и интересов работников, привлечение их к управлению производственными и общественными делами.

Таким образом, возникновение и функционирование новых общественных организаций, преобразование старых это залог мобильности, жизненности и эффективности любого общества, он всегда символизирует оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение.

Группы давления и общественно-политические движения.

Кроме партий на политической сцене активно действуют группы давления. В отличие от партий, они не стремятся овладеть властью, а ограничиваются влиянием, давлением на власть, оставаясь при этом все же вне её.

Теория «групп давления» была впервые сформулирована Бентли. Он рассматривал политику как взаимодействие заинтересованных групп, преследующих свои цели. Данный подход далее разрабатывался Истоном.

Группы давления- это совокупность сложных общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Они обладают значительными возможностями оказывать необходимый нажим на политических деятелей и органы власти для принятия ими требуемого решения. Эти группы могут быть официально организованными или складываться неофициально в ходе каких-либо политических кампаний.

Функции:

1. Артикуляция интересов - т.е. преобразования социальных эмоций, ожиданий и чувств граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты и т.д.

2. Информативная функция - доведение до власти информации о проблемах тех или иных социальных групп.

3. Агрегирование - согласования различных потребностей и ожиданий граждан.

4. Формирование политических элит - продвижение представителей от групп интересов во властные структуры

В политический науке сложилась достаточно разветвленная типология групп давления, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности:

1. С точки зрения происхождения и степени организованности политологи Алмонд и Пауэлл предложили деление групп давления на:

· Анемические - возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например демонстрации, митинги).

· Институциональные - это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например представительства автономий в федеральных центрах и др.).

2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:

· Ассоциативные группы - добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права).

· Неассоциативные группы - неформальные и недобровольные объединение на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, трудовые коллективы, религиозные секты).

3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:

· Одноцелевые

· Многоцелевые.

Весьма распространены и градации групп интересов по сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ