Теоретическая политология (часть2)
p align="left">Основа - специфические политические структуры;Персональный уровень легитимности - признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; Основа - личный авторитет правителя; |
Источник легитимности | Режим | Авторитеты | | Идеология | Внутренняя убежденность в законности режима | Внутренняя убежденность в законности авторитета | | Структура | Беспристрастная вера в законность структуры и норм | Перенесение веры в структуру на авторитеты | | Персональные качества | Перенесение веры в авторитеты на структуру и нормы самого режима | Беспристрастная вера в законность авторитетов на основе личных качеств | | |
Описанные уровни легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга. Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты - открытые формы недовольства режимом. Гражданское общество - понятие, структура, функции. Понятие «гражданское общество» - одно из самых распространённых категорий политологии, принадлежащих Аристотелю, Монтескье, Макиавелли, Дж. Локку, Т. Гоббсу, И. Канту, Гегелю, Н. Бердяеву. Эти великие умы политической мысли или подробно анализировали данное понятие, или упоминали его, подводя к мысли, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, оппозиционное и противостоящее ему во всём. Гражданское общество - это вся сфера самопроявления свободных граждан и их добровольческих союзов и ассоциаций, огражденных соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти. Среди политологов лишь Т. Гоббс был первым, который употребил в политической науке термин «гражданское общество» в том смысле, в котором это принято в современной науке. Но, как об этом свидетельствуют его труды, он отождествлял гражданское общество и государство. Этот подход не совсем правильный, т.к. понятие «гражданское общество»- шире понятия «правового государства». В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства: 1. Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим. 2. Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим. 3. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости. Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа структуры гражданского общества - личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор. Государство служит ей. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов и наоборот. Если основным элементом гражданского общества выступает личность, то его несущие конструкции - все те социальные институты, организации и группы, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений. Идеи индивидуальной свободы и частной собственности лежат в основе концепции гражданского общества. В структурном отношении гражданское общество можно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политико-правовой и духовной. Экономическая сфера - это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности, а также наличие свободных владельцев средств производства. Политико-правовая сфера - это отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях. А также законообеспеченность населения. Духовная сфера - это отражение процессов функционирования гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании. Это свобода совести, слова, самостоятельность творческих и других объединений. Гражданское общество предполагает создание защитных мер, дабы никто не мог пасть ниже общего исходного статуса, и, естественно, одной из его важнейших функций является обеспечение минимума необходимых средств существования для всех своих членов. Кроме того, следует выделить также и условия, которые необходимы для успешного функционирования Гражданского общества: 1. Экономические: - это собственность. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок и конкуренция. 2. Политико-правовые: - это юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод, а также их защита, Политический плюрализм, многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления. 3. Культурные: - повышение образовательного уровня, доступности информации, правовая культура, развитие собственно знания. 4. Социальные: - это наличие класса среднего собственника Нужно отметить, что идеала гражданского общества нет сейчас ни в одной стране. Все ближе к нему приближаются Франция, Германия, Швейцария, США, Англия. В России нельзя сейчас говорить о наличии развитого гражданского общества, стране еще необходимо преодолеть стереотипы и препятствия на этом сложном пути. Главными из этих препятствий является: пренебрежительное отношение граждан к законам, а также доминанта государственного начала над личностным. Группы интересов: понятие, функции и типы. Лоббизм. Теория «группы интересов» была впервые сформулирована Бентли. Он утверждал, что основу политического процесса составляет взаимодействие заинтересованных групп. Данный подход далее разрабатывался Истоном. Понятие «группы интересов» характеризует совокупность сложных общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. В связи с этим группы интересов выполняют 4 социально значимые функции: · Артикуляционная функция · Информативная функция · Агрегирование · Формирование политических элит 1. Артикуляция интересов - т.е. преобразования социальных эмоций, ожиданий и чувств граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты и т.д. 2. Информативная функция - доведение до власти информации о проблемах тех или иных социальных групп. 3. Агрегирование - согласования различных потребностей и ожиданий граждан. 4. Формирование политических элит - продвижение представителей от групп интересов во властные структуры В политический науке сложилась достаточно разветвленная типология групп интересов, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности: 1. С точки зрения происхождения и степени организованности политологи Армон и Пауэл предложили деление групп интересов на: · Анемические · Институциональные. Первый тип характризует объединения, возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например демонстрации, митинги). В противоположность им институциональные группы - это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Их целенаправленная деятельность более эффективна. Группы данного типа (например представительства автономий в федеральных центрах и др.) выполняют широкий круг задач. 2. С точки зрения специализации деятельности выделяют: · Ассоциативные группы · Неассоциативные группы Первые представляют собой добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права). Их организационная и кадровая структура, порядок использования финансовых средств стимулируют достижение специальных целей. Органично встроенные в политическую систему, они обладают наибольшей результативностью. Источником возникновения неассоциативных групп выступает неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, трудовые коллективы, религиозные секты). Их деятельность малоструктурирована и не всегда эффективна. 3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на: · Одноцелевые · Многоцелевые. Например, относящиеся к первому типу лоббирующие структуры, стремящиеся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижением данной цели. После результативного решения своей задачи они либо распадаются, либо переориентируются на другую, не менее конкретную цель. Деятельность же многоцелевых групп многопрофильна и не ограничена спецификой задач того или иного рода. Так, например, многие группы давления могут не только взаимодействовать с правительством по поводу принятия решений в какой-либо сфере управления, но и участвовать в избирательных кампаниях и т.д. Весьма распространены и градации групп интересов по сферам управления обществом (например, союзы потребителей в экономической области, творческие союзы - в сфере культуры и проч.), территориальным признакам (группы, формирующиеся и действующие только в определенных регионах), уровню и масштабам деятельности (например, группы давления, действующие в центральных или местных органах власти). Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, доведения нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. Это воздействие на органы государственной власти с целью реализации специфических интересов получило название Лоббизм (от «Лобби» - название вестибюля в английском парламенте, где депутаты обсуждают законы). В практике лоббизма используются разнообразные способы влияния: 1. Выступление на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента 2. Разработка законопроектов и привлечение своих экспертов 3. Личные встречи, контакты, переговоры 4. Использование методов связи с общественностью 5. Организация давления с мест (письма от избирателей, предложения, и т.п.) 6. Подготовка и распространение результатов социологических исследований 7. Финансирование избирательных кампаний 8. Прямой подкуп должностных Лий и т.д. Лоббизм можно подразделять на легальный, не нарушающий законодательства, и нелегальный. В следствии чего, отношение к нему в разных странах не однозначное. Выделилось два подхода: 1. Запретительный (например, в Индии и Франции) Лоббизм отождествляется с коррупцией и криминальной деятельностью, его надо искоренять. 2. Ограничительный (например, Россия, США) Лоббизм надо ограничить жесткими правовыми рамками, предать ему нормальную, разумную форму. (Этот подход наиболее продуктивен) Правящая элита и ее роль в политике Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства - элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические важные решения. В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Идеи о неизбежности такого деления общества высказывались ещё в глубокой древности. Достаточно в этой связи назвать имена Конфуция, Платона, Макиавелли, хотя в то время они не получили серьезного социологического обоснования. Первые научно разработанные концепции элит были предложены в конце ХIХ - начале ХХ века Г.Моска, В.Парето, Р.Михельсом. В их произведениях были охарактеризованы основные качества элиты, критерии и формы отбора, взаимоотношения внутри элиты и отношения элиты с массами, роль элиты в обществе. Они подчеркивали элитарность любого общества, его неизбежное деление на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Власть принадлежит элите потому, она отличается особыми качествами В настоящее время существуют различные направления элитарных теорий: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности. В обобщенном виде политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Составной частью политической элиты - является правящая элита. Ее обычно подразделяют на: высшую, принимающую наиболее важные для всего государства решения; среднюю, олицетворяющую властные структуры крупных регионов; низшую, административную, представленную служащими - управленцами. Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе под влиянием его прогресса, оказывают большое влияние на состав элиты. В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп. Роль правящей элиты в политике наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты. К примеру, важнейшими функциями высшей группы правящей элиты являются: определение стратегических задач, выработка внутренней и внешней политики государства, создание механизма реализации своих планов, обеспечение должного контроля за выполнением поставленных перед обществом планов. Функции элиты, включающей в себя руководителей политических партий, определяются задачами этих партий, главная из которых - это борьба за власть. Специфическими функциями обладают элиты общественных организаций и политических движений. Помимо этого каждая из элит выполняет внутренние функции, связанные с налаживанием жизнедеятельности того органа государственной власти, партии, движения или объединения, который она возглавляет. Специфическая роль элиты велика и в организации общественного труда. Она состоит в разработке стратегии развития страны, определении ее долгосрочных целей, выборе эффективных путей их осуществления, формирования международной и оборонной политики. Материальное и социальное положение правящей элиты наиболее высокое, что соответствует максимальной ответственности и сложности выполняемого ими труда. Но главной чертой их положения является не высокий уровень потребления, а большой объем политической власти над сферами общественной жизни. Не всякий человек способен справится с выполнением подобных функций, и как показывает история, не каждый справляется. Характер и тенденции изменения элиты советского/российского общества Политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Рассматривая характер и тенденции развития политической элиты советского/российского общества, нужно исходить из произошедшей в 90-е гг. смены политического режима как такового. Именно он повлек за собой трансформацию всех этажей политической элиты в стране. Элиту советского общества нач. 80-х годов можно охарактеризовать по нескольким критериям: Внутри элитные отношения: Советская элита представляла собой идеологически объединенную и монолитную элиту, для которой были характерны иерархичность и жесткая субординация. Открытость к не элитным группам: Элита носила закрытый характер. Между ней и обществом существовала огромная система корпораций («бюрократический корпоративизм»), других каналов связи просто не существовало. Принцип формирования: Вхождение в политическую элиту осуществлялось путем отбора угодных высшим властным инстанциям людей на основе таких формальных правил как например: партийность, идеологическая выдержанность, личная преданность, конформизм, умение не возражать начальству. Характерным было не только ограничение, но и самовоспроизводство элит. Отношение к власти и собственности: монополия советской элиты на власть, которая в свою очередь рассматривалась как право на распоряжение собственностью. Как следствие основная масса доходов формируется за счет льгот и привилегий. Перестройка и активная политика М.С. Горбачева, направленная на удаление из политической элиты наиболее консервативных элементов не выправили положение по налаживанию каналов связи элиты с обществом (правящая элита заботилась прежде всего о сохранении за собой высоких постов, становясь все более безынициативной). Как следствие возникло нарушение единства в рядах элиты, в результате которого партия была брошена на произвол судьбы. Это главным образом явилось причиной поражения советской элиты в политических событиях августа 1991 года, приведших в конечном итоге к распаду СССР и появлению новой российской элиты. Если характеризовать российскую элиту 90-х гг. исходя из тех же критериев по которым мы характеризовали советскую элиту, то заметны коренные отличия: Внутри элитные отношения : для них характерна утрата обязательной объединяющей идеологии, образование конкурирующих внутри элитных групп, дезинтеграция элиты, отсутствие объединения консенсусного типа. Открытость к не элитным группам: заметен доступ в элиту из не элитных групп, а также обновление состава элиты. Большую роль в этом процессе играют политические партии, выдвигая из своих рядов наиболее способных в политическую элиту. Принцип формирования: В современных условиях предпринимается серьезная попытка изменения формирования элиты нашего общества на основе демократических принципов: многопартийной политической системы, гласности, плюрализма мнении. Кооптация, как механизм формирования элиты, дополняется выборами. Отношение элиты к власти и собственности: Утрата российской элитой монополии на власть. Характерно разделение внутри самой элиты на политическую и экономическую. Заметен обмен власти на собственность, а также трансформация привилегий и льгот в экономические ресурсы. Современная российская политическая элита - это прежде всего выходцы из старой партийно-государственной номенклатуры, закамуфлированные под демократов. Они цепко держаться за власть, при этом не гнушаясь никакими средствами, вплоть до использования вооруженных сил в борьбе с противником. Созданная при их непосредственном участии конституция страны несет в себе черты авторитаризма, что , в частности, проявляется в предоставлении огромных прав президенту и в отсутствии реальных возможностей ее отстранения от занимаемой должности. Потребуется полное обновление российской политической элиты, для того чтобы утвердить в обществе подлинно новые, отвечающие демократическим нормам и интересам народа, порядки. Резюмируя изложенный материал, отметим, что анализ трансформации политической элиты в России позволяет, во-первых, существенно углубить и конкретизировать наши представления о властных отношениях в обществе, и ,во-вторых, отметить, что прогресс нашего общества, его выход из кризисного состояния, во многом зависят от механизма отбора и эффективной деятельности политической элиты. Политическое лидерство: природа, функции, типы и стили. Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения. Лидерство - явление сложное и многогранное. В настоящее время существует множество подходов к определению понятия лидерства и его природы. Выделим основные из них: Лидерство рассматривают как разновидность власти. Под лидерством понимают управленческий статус, связанный с принятием решений и позволяющий влиять на поведение других людей. Лидерство отождествляют влиянию, характеризующемуся постоянством, воздействием на всю группу, однозначностью направленности воздействия, признанием со стороны группы правомерности руководства. Суммируя все подход можно определить Политическое лидерство, как постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации, в связи с этим существует множество теорий политического лидерства, по разному трактующих этот феномен: Теория личностных черт. Согласно ей природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой концепции среди черт присущих лидеру называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность. Факторно-аналитическая теория является разновидностью теории черт. Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей. Данная концепция вводит в теорию лидерства понятие целей, связанных с определенной ситуацией. Ситуативная теория отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий и ситуаций. Лидером человек может стать в конкретных условиях, а его личностные качества часто могут оказаться неактуальными. Однако представители этой концепции не достаточно учитывают самостоятельность лидера, его способность влиять на ситуацию. Теория конституентов рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституентами. В круг последних включаются активисты, последователи и избиратели, поддерживающие данного лидера и оказывающие на него влияние. Лидер является выразителем интересов своих последователей. Психологическая теория акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное влечение, оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству. Рассмотренные выше концепции лидерства отражают, как правило, отдельные стороны этого сложного социально-психологического феномена. В последнее время широкое признание получают концепции, характеризующиеся комплексным подходом к анализу лидерства. Интегративная теория лидерства учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей; конкретные условия и обстоятельства лидерства и т.п. Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности. Обычно выделяют 6 общих функции: Программная функция - разработка лидером программы деятельности Диагностическая (аналитическая) Мобилизационная функция заключается в возможности лидера обеспечить поддержку своего курса широкими слоями населения и их привлечении к его осуществлению. Коммуникативная функция направлена на упрочение каналов политической связи с целью убеждения в правильности курса и предотвращения отчуждения граждан от власти Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка. Функция легитимации политического режима - обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров. Типы лидеров. Существуют разнообразные классификации лидеров. Широко распространенной является типология лидерства, предложенная Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: Традиционное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя. Рационально-легальное характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве. Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера: Знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы. Служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение. Торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её. Пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы. Политический режим - понятие, типы. При рассмотрении политической системы какого-либо государства и общества не следует ограничиваться лишь тем, что заявляет о себе само государство, поскольку часто существуют весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими в нем за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие политического режима. Политический режим представляет собой в широком смысле своеобразный срез политической системы, в узком смысле политический режим - это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, выражающих ее содержание и характер. Это определенная структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: по тому, в чьих руках находится власть; по тому, как эта власть используется. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов, основанная на этих критериях, и широко применяемая сегодня - деление их на демократические и антидемократические. 1. Демократические режимы: Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) -народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Характерные черты демократического режима: Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Демократия защищает права отдельных личностей. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Если в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства. Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную. При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов. При представительной демократии - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. 2. Недемократические режимы: 2.1 Тоталитаризм. Понятие тоталитаризма происходит от лат. “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее. Тоталитарными являются режимы, при которых: есть однопартийность (1 массовая партия с жесткой, полувоенной структурой, часто сросшаяся с государством и концентрирующая в себе реальную власть в обществе; она строится вокруг лидера (вождя) Власть идет вниз - от лидера, по пирамидальной схеме). доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д. при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека. 2.2.Авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарной политической системе присущи следующие черты: Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. опора (реальная или потенциальная) на силу. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления. Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы . Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. Тоталитаризм как исторический и политический феномен. Тоталитаризм возник в Европе, точнее, на периферии европейской цивилизации, как результат некоего синтеза элементов азиатского деспотизма (включая крепостничество в его русском и прусском вариантах) с радикальными идеологическими доктринами. Столкновение элементов восточной и европейской структур на периферии Европы (Россия, Пруссия, Испания) при благоприятных для этого обстоятельствах (социальный кризис и рост радикализма) способствовало выходу на передний план явного или латентного азиатского деспотизма, который и стал опорой носителей радикальных теорий переустройства мира. При первом приближении тоталитаризм характеризуют следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные признаки: -- тотальный государственный контроль над обществом; -- всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства; --система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами; -- политизация (в плане пропаганды) всей жизни; -- господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством. -- идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии; -- унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни; -- ставка на обновление общества на основе глобальных идей; -- ставка на свою рассу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в нашей стране идея «единого советского народа»). В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм. Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности. Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. Он выражает интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене. Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов. Авторитарный политический режим Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарному политическомурежиму присущи следующие черты: 1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.). 2. Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. 3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. 4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. 5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления. 6. Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы . Исходя из вышеизложенного, Авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов. Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе ( Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Каковы же условия возникновения режима авторитарной власти? 1. Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного- двух поколений. 2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано размывание наличной социально-классовой структуры, происходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, <выбитых> из традиционных <гнезд> существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства. 3. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к <восстановлению> социальной справедливости путем установления поголовного равенства, потребительское отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса. 4. В большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы - армии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает бюрократия, без которой невозможно функционирование - более или менее успешное - исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом. 5. Наконец, решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность мирного захвата власти определенной политической группировкой. В современных условиях пост социалистических стран “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.
Страницы: 1, 2, 3
|