Информация и информатика
Информация и информатика
121 Тема 1. Понятие информации Информатика - наука о законах и методах накопления, обработки и передачи информации. В наиболее общем виде понятие информации можно выразить так: Информация - это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов. Принято говорить, что решение задачи на ЭВМ, в результате чего создается новая информация, получается путем вычислений. Потребность в вычислениях связана с решением задач: научных, инженерных, экономических, медицинских и прочих. В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чем-либо, которые передают и получают люди. Сами по себе речь, текст, цифры - не информация. Они лишь носители информации. Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в показаниях часов, термометров и других приборов. Сообщения, сведения, т.е. информация, являются причиной увеличения знаний людей о реальном мире. Значит, информация отражает нечто, присущее реальному миру, который познается в процессе получения информации: до момента получения информации что-то было неизвестно, или, иначе, не определено, и благодаря информации неопределенность была снята, уничтожена. Рассмотрим пример. Пусть нам известен дом, в котором проживает наш знакомый, а номер квартиры неизвестен. В этом случае местопребывание знакомого в какой-то степени не определено. Если в доме всего две квартиры, степень неопределенности невелика. Но если в доме 300 квартир - неопределенность достаточно велика. Этот пример наталкивает на мысль, что неопределенность связана с количеством возможностей, т.е. с разнообразием ситуаций. Чем больше разнообразие, тем больше неопределенность. Информация, снимающая неопределенность, существует постольку, поскольку существует разнообразие. Если нет разнообразия, нет неопределенности, а, следовательно, нет и информации. Итак, информация - это отражение разнообразия, присущего объектам и явлениям реального мира. И, таким образом, природа информации объективно связана с разнообразием мира, и именно разнообразие является источником информации. Свойства информации Информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов. Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания). Свойства информации: 1. Объективность информации Информация -- это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или «вредности» конкретного субъекта. 2. Достоверность информации Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам: · преднамеренное искажение (дезинформация); · искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»); · когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории). 3. Полнота информации Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения. 4. Актуальность (своевременность) информации Актуальность -- важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%). 5. Полезность или бесполезность (ценность) информации. Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Самая ценная для нас информация -- достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой. Классификация информации Существует две системы классификации [3,19]: иерархическая и фацетная. При иерархической классификации (рис. 1.) множество объектов последовательно разбиваются на соподчиненные подмножества. Информация - очень емкое понятие, в которое вмещается весь мир: все разнообразие вещей и явлений, вся история, все тома научных исследований, творения поэтов и прозаиков. И все это отражается в двух формах - непрерывной и дискретной. Обратимся к их сущности. Объекты и явления характеризуются значениями физических величин. Например, массой тела, его температурой, расстоянием между двумя точками, длиной пути (пройденного движущимся телом), яркостью света и т.д. Природа некоторых величин такова, что величина может принимать принципиально любые значения в каком-то диапазоне. Эти значения могут быть сколь угодно близки друг к другу, исчезающе малоразличимы, но все-таки, хотя бы в принципе, различаться, а количество значений, которое может принимать такая величина, бесконечно велико. Такие величины называются непрерывными величинами, а информация, которую они несут в себе, непрерывной информацией. Слово “непрерывность” отчетливо выделяет основное свойство таких величин - отсутствие разрывов, промежутков между значениями, которые может принимать величина. Масса тела - непрерывная величина, принимающая любые значения от 0 до бесконечности. То же самое можно сказать о многих других физических величинах - расстоянии между точками, площади фигур, напряжении электрического тока. Кроме непрерывных существуют иные величины, например, количество людей в комнате, количество электронов в атоме и т.д. Такого рода величины могут принимать только целые значения, например, 0, 1, 2,..., и не могут иметь дробных значений. Величины, принимающие не всевозможные, а лишь вполне определенные значения, называют дискретными. Для дискретной величины характерно, что все ее значения можно пронумеровать целыми числами 0,1,2,...Примеры дискретных величин: геометрические фигуры (треугольник, квадрат, окружность); буквы алфавита; цвета радуги. Можно утверждать, что различие между двумя формами информации обусловлено принципиальным различием природы величин. В то же время непрерывная и дискретная информация часто используются совместно для представления сведений об объектах и явлениях. Измерение информации Количество информации - это мера уменьшения неопределенности некоторой ситуации. Различные количества информации передаются по каналам связи, и количество проходящей через канал информации не может быть больше его пропускной способности. А ее определяют по тому, какое количество информации проходит здесь за единицу времени. Одни сведения могут содержать в себе мало информации, а другие - много. Разработаны различные способы оценки количества информации. В технике чаще всего используется способ оценки, предложенный в 1948 году основоположником теории информации Клодом Шенноном. Как было отмечено, информация уничтожает неопределенность. Степень неопределенности принято характеризовать с помощью понятия “вероятность”. Вероятность - величина, которая может принимать значения в диапазоне от 0 до 1. Она может рассматриваться как мера возможности наступления какого-либо события, которое может иметь место в одних случаях и не иметь места в других. Если событие никогда не может произойти, его вероятность считается равной 0. Так, вероятность события “Завтра будет 5 августа 1819 года” равна нулю в любой день, кроме 4 августа 1819 года. Если событие происходит всегда, его вероятность равна 1. Чем больше вероятность события, тем выше уверенность в том, что оно произойдет, и тем меньше информации содержит сообщение об этом событии. Когда же вероятность события мала, сообщение о том, что оно случилось, очень информативно. Количество информации I, характеризующей состояние, в котором пребывает объект, можно определить, используя формулу Шеннона [7,131]: I = -(p[1]*log(p[1])+p[2]*log(p[2])+...+p[n]*log(p[n])), здесь n - число возможных состояний; p[1],...p[n] - вероятности отдельных состояний; log() - функция логарифма при основании 2. Знак минус перед суммой позволяет получить положительное значение для I, поскольку значение log(p[i]) всегда не положительно. Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме. Обработка информации в ЭВМ основана на обмене электрическими сигналами между различными устройствами машины. Эти сигналы возникают в определенной последовательности. Признак наличия сигнала можно обозначить цифрой 1, признак отсутствия - цифрой 0. Таким образом, в ЭВМ реализуются два устойчивых состояния. С помощью определенных наборов цифр 0 и 1 можно закодировать любую информацию. Каждый такой набор нулей и единиц называется двоичным кодом. Количество информации, кодируемое двоичной цифрой - 0 или 1 - называется битом. Термин “бит”, которое переводится как “двоичная цифра”. 1 бит информации - количество информации, посредством которого выделяется одно из двух равновероятных состояний объекта (значение 0 или 1). Более крупные единицы информации составляют килобайт (Кбат), равный 1024 байта, мегабайт (Мбайт) равен 1024 килобайтам и гигабайт (Гбайт) равен 1024 мегабайтам. Понятие экономической информационной системы (ЭИС) ЭИС представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта. ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта. Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления экономическим объектом. Автоматизация конторских работ предполагает наличие в ЭИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи. Поисковые задачи имеют свою специфику, и информационный поиск представляет собой интегральную задачу, которая рассматривается независимо от экономики или иных сфер использования найденной информации. Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для задач принятия управленческих решений, основанных на моделировании действий специалистов предприятия при принятии решений. Экономическая информация - это информация о процессах производства, обмена, распределения, накопления и потребления материальных благ и различных услуг. Она представляет те сведения, знания, сообщения, которые извлекаются из экономических данных, и которые помогают решить ту или иную задачу управления (т.е. уменьшить неопределенность ее исходов). По назначению в процессе управления общественным производством экономическая информация подразделяется на управляющую и осведомляющую (например, учетно-статистическую). Управляющая информация состоит из доводимых до сведения исполнителей решений - либо в форме прямых приказов, плановых заданий (т.е. «директивно-адресных показателей»), либо в форме экономических и моральных стимулов, мотивирующих поведение исполнителей (объектов управления). Осведомляющая информация (прежде всего, воплощенная в отчетных показателях) выполняет в экономической системе функцию обратной связи: это сведения о результатах выполнения решений, о состоянии управляемого объекта и т.д., с учетом которых принимаются новые решения, т.е. осуществляется дальнейший процесс управления. Менеджер, эффективно принимающий решение, собирает необходимую информацию лишь до тех пор, пока ожидаемые предельные выгоды не повысят предполагаемых предельных затрат на ее получение. Требуемая информация, как правило, не сконцентрирована в одном определенном месте вследствие закономерности концентрации и рассеяния информации, согласно которой около одной ее трети по интересующему вопросу концентрируется в небольшом количестве источников. Поэтому при поиске и сборе информации проявляется закономерность повышения стоимости информации по мере увеличения ее объема (полноты). Информация добывается, как известно, не бесплатно, более того, пытаясь собрать больше данных, можно упустить драгоценное время. Пока предприятие будет заниматься длительным сбором информации, конкуренты могут принять в условиях некоторой неопределенности эффективное интуитивное решение деловой проблемы и тем самым занять преимущественное положение на рынке. Получатель информации оценивает ее в зависимости от того, где и для чего она будет использована. Поэтому информация имеет свойство относительности и имеет разную ценность для разных получателей. Тема 2. Компьютерные технологии обработки информации Машины фон-Неймановского типа В 1945 г. к работе был привлечен знаменитый математик Джон фон Нейман, который подготовил доклад об этой машине, Доклад был разослан многим ученым и получил широкую известность, поскольку в нем фон Нейман ясно и просто сформулировал общие принципы функционирования универсальных вычислительных устройств, т.е. компьютеров. Первый компьютер, в котором были воплощены принципы фон Неймана, был построен в 1949 г. английским исследователем Морисом Уилксом. С той поры компьютеры стали гораздо более мощными, но подавляющее большинство из них сделано в соответствии с теми принципами, которые изложил в своем докладе в 1945 г. Джон фон Нейман. Расскажем поэтому об этих принципах. Как работает компьютер, или принципы фон Неймана. В своем докладе Джон фон Нейман описал, как должен быть устроен компьютер для того, чтобы он был универсальным и эффективным устройством для обработки информации. Устройства компьютера В основу построения подавляющего большинства ЭВМ положены общие принципы, сформулированные в 1945 году Джоном фон Нейманом. Прежде всего, компьютер должен иметь следующие устройства: арифметическо-логическое устройство, выполняющее арифметические и логические операции; устройство управления, которое организует процесс выполнения программ; запоминающее устройство, или память для хранения программ и данных; внешние устройства для ввода-вывода информации. Память компьютера должна состоять из некоторого количества пронумерованных ячеек, в каждой из которых могут находиться или обрабатываемые данные, или инструкции программ. Все ячейки памяти должны быть одинаково легко доступны для других устройств компьютера. Вот каковы должны быть связи между устройствами компьютера (одинарные линии показывают управляющие связи, двойные -- информационные). Принципы работы компьютера В основе работы компьютера лежат следующие принципы: Принцип двоичного кодирования. Согласно этому принципу, вся информация, поступающая в ЭВМ, кодируется с помощью двоичных сигналов. Принцип программного управления. Из него следует, что программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности. Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Поэтому ЭВМ не различает, что хранится в данной ячейке памяти - число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными. Принцип адресности. Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка. Как правило, после выполнения одной команды устройство управления начинает выполнять команду из ячейки Памяти, которая находится непосредственно за только что выполненной командой. Однако этот порядок может быть изменен с помощью команд передачи управления (перехода). Эти команды указывают устройству управления, что ему следует продолжить выполнение программы, начиная с команды, содержащейся в некоторой другой ячейке памяти. Такой «скачок», или переход, в программе может выполняться не всегда, а только при выполнении некоторых условий, например, если некоторые числа равны, если в результате предыдущей арифметической операции получился пуль и т.д. Это позволяет использовать одни и те же последовательности команд в программе много раз (т.е. организовывать циклы), выполнять различные последовательности команд в зависимости от выполнения определенных условий и т.д., т.е. создавать сложные программы. Таким образом, управляющее устройство выполняет инструкции программы автоматически, т.е. без вмешательства человека. Оно может обмениваться информацией с оперативной памятью и внешними устройствами компьютера. Поскольку внешние устройства, как правило, работают значительно медленнее, чем остальные части компьютера, управляющее устройство может приостанавливать выполнена программы до завершения операции ввода-вывода с внешним устройством. Все результаты выполненной программы должны быть ею выведены на внешние устройства компьютера, после чего компьютер переходит к ожиданию каких-либо сигналов внешних устройств. Особенности современных компьютеров. Следует заметить, что схема устройства современных компьютеров несколько отличается от приведенной выше. В частности, арифметическо-логическое устройство и устройство управления, как правило, объединены в единое устройство -- центральный процессор. Кроме того, процесс выполнения программ может прерываться для выполнения неотложных действий связанных с поступившими сигналами от внешних устройств компьютера -- прерываний. Многие быстродействующие компьютеры осуществляют параллельную обработку данных на нескольких процессорах. Тем не менее, большинство современных компьютеров в основных чертах соответствуют принципам, изложенным фон Нейманом. Представление информации в компьютере Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме. Вся другая информация (например, звуки, изображения, показания приборов и т.д.) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. Например, чтобы перевести в цифровую форму музыкальный звук, можно через небольшие промежутки времени измерять интенсивность звука на определенных частотах, представляя результаты каждого измерения в числовой форме. С помощью программ для компьютера можно выполнить преобразования полученной информации, например «наложить» друг на друга звуки от разных источников. После этого результат можно преобразовать обратно в звуковую форму, Аналогичным образом на компьютере можно обрабатывать и текстовую информацию. При вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при выводе на внешние устройства (экран или печать) для восприятия человеком по этим числам строятся соответствующие изображения букв. Соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. Как правило, все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц (а не десяти цифр, как это привычно для людей). Иными словами, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления, поскольку при этом их устройство получается значительно более простым. Ввод чисел в компьютер и вывод их для чтения человеком может осуществляться в привычной десятичной форме -- все необходимые преобразования могут выполнить программы, работающие на компьютере. Единицей информации в компьютере является один бит, т.е. двоичный разряд, который может принимать значение 0 или 1. Как правило, команды компьютеров работают не с отдельными битами, а с восемью битами сразу. Восемь последовательных битов составляют байт. В одном байте можно закодировать значение одного символа из 256 возможных (256=2). Более крупными единицами информации являются килобайт (сокращенно обозначаемый Кбайт), равный 1024 байтам (1024=2), и мегабайт (сокращенно обозначаемый Мбайт), равный 1024 Кбайтам Когда фон Нейман впервые предложил хранить последовательность инструкций, так называемые программы, в той же памяти, что и данные, это была поистине новаторская идея. Опубликована она в "First Draft of a Report on the EDVAC" в 1945 году. Этот отчет описывал компьютер состоящим из четырех основных частей: центрального арифметического устройства, центрального управляющего устройства, памяти и средств ввода-вывода. Сегодня, с таким колоссальным развитием ИТ-технологий и массовой компьютеризацией нашей планеты, когда компьютеры становятся нашим незаменимым помощником, все больше внедряясь в повседневную жизнь человека, принципы архитектуры компьютера остаются неизменными еще с того момента, как знаменитый математик Джон фон Нейман в 1945 году подготовил доклад об устройстве и функционировании универсальных вычислительных устройств, то есть компьютеров. ПроцессорПервый микропроцессор Intel 4004 был создан в 1971году командой во главе с талантливым изобретателем, доктором Тедом Хоффом. Сегодня его имя стоит в ряду с именами величайших изобретателей всех времен и народов…Сегодняшние процессоры от Intel быстрее своего прародителя в более чем в десять тысяч раз! А любой домашний компьютер обладает мощностью и «сообразительностью» во много раз большей, чем компьютер, управлявший полётом космического корабля «Аполлон» к Луне.Сегодняшний процессор - это не просто скопище транзисторов, а целая система множества важных устройств. На любом процессорном кристалле находятся:1. Собственно, процессор, главное вычислительное устройство, состоящее из миллионов логических элементов - транзисторов.2. Сопроцессор - специальный блок для операций с «плавающей точкой». Применяется для особо точных и сложных расчётов, а так же для работы с рядом графических программ.3. Кэш-память первого уровня - небольшая (несколько десятков килобайт) сверхбыстрая память, предназначенная для хранения промежуточных результатов вычислений.4. Кэш-память второго уровня - эта память чуть помедленнее, зато больше - от 128 кбайт до 2048 кбайт.Все эти устройства размещаются на кристалле площадью не более 4-6 квадратных сантиметров. Только под микроскопом можно разглядеть крохотные элементы, из которых состоит микропроцессор, и соединяющие их металлические «дорожки» (для их изготовления ранее использовали алюминий, сейчас же на смену ему пришла медь). Их размер поражает воображение - десятые доли микрона! Сейчас большая часть процессоров производится по 0,09-микронной технологии. Но это не самое важное. Существуют другие, гораздо более важные для нас характеристики процессора, которые прямо связаны с возможностями и скоростью работы.Компьютеры начинают затрагивать жизнь каждого человека. Если вы заболеете, и если вас направят в больницу, то попав туда, вы окажетесь в мире, где от компьютеров зависят жизни людей (в части современных больниц вы даже встретите компьютеров больше, чем самих пациентов, и это соотношение будет со временем расти, перевешивая число больных). Постепенно изучение компьютерной техники пытаются вводить в программы школьного обучения как обязательный предмет, чтобы ребёнок смог уже с довольно раннего возраста знать строение и возможности компьютеров. Даже в начальной школе компьютеры внедряются для изучения курсов элементарной математики и физики. Сами микропроцессоры получили не менее широкое распространение чем компьютеры -- они встраиваются в кухонные плиты для приготовления пищи, посудомоечные машины и даже в часы. Очень широкое распространение получили игры, построенные на основе микропроцессоров. Сегодня игровая индустрия занимает очень большую часть рынка, постепенно вытесняя с него другие раз влечения детей. Но для детского организма очень вредно сидеть часами за монитором и отчаянно нажимать на клавиши, так как у ребёнка может развиться своеобразная болезнь -- когда у него только одно на уме - компьютер, и больше ничего. Дети с такой болезнью обычно становятся агрессивными, если их начинают ограничивать в доступе к играм. У таких детей сразу пропадает какое-либо желание делать что-то, что не относится к компьютеру и что им не интересно -- так они начинают забрасывать свою учёбу, что ведёт к не очень хорошим последствиям. Уже сейчас компьютеры могут чётко произносить различные фразы, словосочетания, проигрывать музыку и.т.д. Человек теперь может сам записать какие-нибудь слова, предложения и даже музыкальные композиции на своём компьютере для того, чтобы потом компьютер мог их воспроизводить в любое назначенное время. Компьютеры способны также воспринимать устную речь в качестве сигналов, однако им приходится выполнять большую работу по расшифровке услышанного, если форма общения жестко не установлена. Ведь одну и ту же команду один и тот же человек может произнести несколькими способами, и всё время эта команда будет звучать по-разному; а в целом мире -- миллиарды людей, и каждый произносит одну и ту же команду несколькими различными способами. Поэтому в данное время довольно сложно создать компьютер, который будет управляться при помощи голоса человека. Многие фирмы пытаются решить эти проблемы. Некоторые фирмы делают небольшие шажки на пути к данной цели, но всё равно эти шажки пока ещё почти незаметные. Но проблема распознавания речи является частью более широкой проблемы, называемой распознаванием образов. Если компьютеры смогут хорошо распознавать образы, они будут способны анализировать рентгенограммы и отпечатки пальцев, а также выполнять многие другие полезные функции (сортировкой писем они занимаются уже сейчас). Следует заметить, что человеческий мозг прекрасно справляется с распознаванием образов даже при наличии различных шумов и искажений, и исследования в этой области, направленные на приближение соответствующих возможностей компьютера к способностям человека, представляются весьма перспективными. Если компьютеры смогут достаточно качественно распознавать речь и отвечать на неё в словесной форме, то, по-видимому, станет возможным вводить в них в этой форме программы и данные. Это позволит в буквальном смысле слова говорить компьютеру, что он должен делать, и выслушивать его мнение по этому поводу при условии, конечно, что выдаваемые ей указания чёткие, не содержат противоречий и.т.д. Устное общение с компьютерами позволит упростить его программирование, однако остаётся нерешённая проблема, на каком именно языке следует с ним общаться. Многие предлагают для этих целей английский язык, но он не обладает точностью и однозначностью, необходимыми с точки зрения компьютера и исполняемых в нём программ. В этой области уже многое сделано, но ещё много предстоит сделать. Тема 3.Архитектура аппаратных и программных средств IBM- совместимых персональных компьютеров (РС) Возможности текстовых процессоров Современные текстовые процессоры предоставляют пользователю широкие возможности по подготовке документов. Это и функции редактирования, допускающие возможность любого изменения, вставки, замены, копирования и перемещения фрагментов в рамках одного документа и между различными документами, контекстного поиска, функции форматирования символов, абзацев, страниц, разделов документа, верстки, проверки грамматики и орфографии, использования наряду с простыми текстовыми элементами списков, таблиц, рисунков, графиков и диаграмм. Значительное сокращение времени подготовки документов обеспечивают такие средства автоматизации набора текста, как автотекст и автозамена, использование форм, шаблонов и мастеров типовых документов. Наличие внешней памяти компьютера обеспечивает удобное длительное хранение подготовленных ранее документов, быстрый доступ к ним в любое время. Существенно упрощают процедуру ввода данных сканеры и голосовые устройства. Существующие системы распознавания текстов, принимаемых со сканера, включают функцию экспорта документа в текстовые редакторы. Широкий спектр печатающих устройств в сочетании с функциями подготовки документа к печати, предварительного просмотра, обеспечивает получение высококачественных черно-белых и цветных копий на бумаге и прозрачной пленке. Современные тенденции совершенствования этих систем направлены на улучшение коммуникационных возможностей текстовых процессоров. При работе в локальных и глобальных компьютерных сетях пользователь имеет возможность обмениваться документами с удаленными пользователями, отправлять документы по электронной почте непосредственно из текстового редактора, готовить данные в формате Web-страниц. При выборе текстового редактора для работы нужно учитывать многие факторы: и сложность документов, и масштаб (объемы) текстов, и требования к качеству документа на бумаге, и характер материалов (например, простая «беллетристика» или таблицы, формулы, уравнения и т.п.). Наиболее известные редакторы текстов можно условно разделить «по специализации» на три группы: · процессоры общего назначения («Лексикон», Microsoft Word, Word Perfect и др.); · редакторы научных документов (ChiWriter, TeX и др.); · редакторы исходных текстов программ (Multi-Edit и встроенные редакторы систем программирования BASIC, Pascal и т.д.). Разумеется, с помощью «Лексикона» можно подготовить и текст программы, а с помощью Multi-Edit - документ общего назначения. «Специализация» редактора заключается в том, что в нем добавлены (или оптимизированы) функции, которые необходимы для обслуживания документов определенного типа. Например, Multi-Edit позволяет выделить цветом смысловые сегменты исходных текстов программ, ChiWriter удобен для набора математических выражений и т.д. Кроме того, особое место в группе пакетов, работающих с документами, занимают так называемые издательские системы - Aldus PageMaker, Corel Ventura, QuarkXPress. Как правило, издательские системы используются только для подготовки набранного документа к тиражированию (верстка, макетирование издания). Для набора текста все же удобнее применять текстовые процессоры, а для создания и редактирования иллюстраций - графические системы (например, CorelDRAW!, Adobe Photoshop, пр.). Текстовый редактор MS-DOS Editor MS-DOS Editor является простейшим текстовым редактором, он входит в состав всех версий MS-DOS, начиная с 5.0. В качестве устройства ввода и управления используется клавиатура. MS-DOS Editor является приложением DOS и обрабатывает только текстовые файлы «канонического» формата. Однако интерфейс этой программы и техника редактирования (включая работу с буфером обмена), в основном, соответствуют стандарту Windows. Поэтому можно рассматривать этот редактор как игрушечное приложение Windows, поработав с которым, легко перейти к мощному процессору MS Word. Работа с MS-DOS Editor ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ. Для запуска MS-DOS Editor необходимо выдать команду MS-DOS: edit (<имя файла>). В качестве аргумента командной строки можно указать имя существующего или создаваемого текстового файла. Чтобы закончить работу с редактором, необходимо выбрать команду (File-Exit). Для сохранения файла нужно выбрать команду(File-Save As…). Файлер сохранения отличается от стандартного файлера Windows только отсутствием списка имен файлов. Для перехода в другой каталог того же диска необходимо выделить строку «…» и нажать {Enter}. Для перехода на другой диск достаточно выделить его имя и нажать {Enter}. Чтобы открыть (загрузить) существующий файл, нужно выбрать команду (File-Open…), а затем - файл, который необходимо открыть. ОПЕРАЦИИ С БЛОКАМИ (ФРАГМЕНТАМИ) ТЕКСТА. Блок текста - это непрерывная последовательность символов текстового файла, которую нужно выделить тем или иным способом, в зависимости от соглашений программы. Иногда блок определяется с точностью до строки (т.е. пользователь должен указать первую и последнюю строки блока). Однако чаще применяется более тонкий механизм, позволяющий установить границы блока с точностью до символа (т.е. указать первый и последний символ блока). Для выделения фрагмента нужно установить курсор на первый символ выделяемого фрагмента. Одновременным нажатием клавиш {Shift} и {Right} «закрашивается» участок текста. Для выделения больших участков (выделение производится с точностью до строки) можно использовать клавиши {Down} и {PgDn}. Выделенный фрагмент всегда выделяется цветом на фоне основного текста. Большинство редакторов предусматривает «канонический» набор операций с выделенным фрагментом текста: · скопировать фрагмент в другое место того же текстового файла; · переместить (переслать) фрагмент в другое место того же текстового файла; · удалить фрагмент из файла; · скопировать или переместить фрагмент в другой текстовый файл; · напечатать фрагмент. Операции копирования и перемещения часто выполняются с привлечением специальной области памяти, которую называют по-разному: «карманом», буфером обмена, буфером промежуточного хранения. Копирование (перемещение) выделенного фрагмента текста выполняется в два этапа. 1. Сначала надо поместить фрагмент в буфер промежуточного хранения. Для этого необходимо нажать {Ctrl+Ins} (фрагмент копируется в буфер) или {Shift+Del} (фрагмент перемещается в буфер и удаляется из файла). 2. Затем необходимо установит курсор в точку вставки и нажать {Shift+Ins}. Фрагмент появится на новом месте. Чтобы вставить выделенный фрагмент из буфера в другой файл, достаточно загрузить этот файл, установить курсор в точку вставки и нажать клавиши {Shift+Ins}. Вместо клавиш быстрого вызова можно использовать соответствующие команды меню (Edit-Copy), (Edit-Cut) и (Edit-Paste). Текстовый редактор WordPad Редактор WordPad, входящий в состав Windows, не назвать особо мощным. Никаких излишеств, присущих, например, Microsoft Word, в нем не найти. Не располагает он также какими-либо особенными возможностями форматирования: WordPad не поддерживает даже такую простую функцию, как выравнивание текста по обоим краям. Но с большинством повседневных задач - с написанием письма, студенческого реферата, изготовлением поздравительной открытки - WordPad справляется вполне успешно. С помощью WordPad можно: · работать со шрифтами, использовать разнообразное начертание и цвет шрифтов; · сохранять тексты как в своем собственном формате, так и в других популярных форматах (в том числе в формате Microsoft Word); · вставлять в текст картинки разнообразных форматов. Интерфейс WordPad Запускается текстовый редактор WordPad из меню «Пуск/Программы/Стандартные». У WordPad - несколько управляющих элементов: Текстовое Меню вверху окна, затем - кнопочная панель операций, еще ниже - панель форматирования, а внизу, прямо над окном набора текста, - управляющая Линейка. Кнопка Создать новый документ. Можно создать документ в одном из четырех форматов - собственном формате WordPad (файл с расширением *.wri), универсальном текстовом формате TXT (*.txt), «обогащенном» формате RTF (*.rtf) и в формате Microsoft Word (*.doc). Кнопка Открыть документ. С ее помощью можно открыть уже созданный в любом из указанных выше форматов документ, добравшись до него с помощью специального мини-проводника. Кнопка Сохранить документ. С ее помощью можно сохранить созданный документ в любой папке на диске и под нужным именем. Кнопка Печать документа. С ее помощью можно отправить на печать весь документ. Кнопка Предварительного просмотра - при ее нажатии текст появляется в таком виде, в котором он будет напечатан. Кнопка Поиск - ищет в документе заданное слово или словосочетание. Кнопка Вырезать. Ее назначение - убрать в «карман» Windows выделенный фрагмент текста. Кнопка Скопировать - то же, что и Вырезать, но без удаления фрагмента. Кнопка Вставить - вставка текста из «кармана». Кнопка Отменить - отмена последних действий. Форматирование - это изменение внешнего вида текста или его отдельных элементов, например, начертания шрифтов. Работа с Панелью Инструментов Форматирования придает желаемый вид документу. Меню Шрифтов позволяет выбрать шрифт для текста. WordPad оперирует всеми шрифтами, которые установлены в системе, давая возможность создать очень красивый текст. Меню Размер шрифта устанавливает размер шрифта (кегль)для всего текста или его выделенного участка. С помощью Линейки можно установить ширину текста, и величину абзацного отступа. Отвечают за это особые объекты - бегунки. Нижние бегунки - правый и левый - отвечают за отступ основного текста от границ страницы, а верхний бегунок - за абзацный отступ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|