Использование компьютерных программ в обучении иностранному языку
Использование компьютерных программ в обучении иностранному языку
4 Введение. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений - каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. Как показывает российская практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах и педвузах пока еще ограничено и слабо увязано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Применение ПК в обучении иностранного языка значительно облегчает работу как ученика так и учителя. Но этот метод обучения еще не оценен по достоинству. В своей работе я докажу, что ПК может быть использован как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. А так же приведу примеры компьютерных программ, помогающих изучать ИЯ. Преимущества и недостатки обучения ИЯ с помощью ПК. Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока: а) предъявление информации в различных формах (в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения); б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету; в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения; г) организация индивидуального и группового обучения; д) управление процессом обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ: интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения; ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура; индивидуализация обучения; возможность обеспечения непосредственной обратной связи; компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок: объективность отметки; обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок. При его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников. Преимущества использования ПК для самостоятельной проработки учебного материала: * неограниченное время работы, определяемое потребностями самого учащегося; * свободный режим работы (выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала); * исключение воздействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы). Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении. Принципы использования ТСО. Выделяют следующие принципы использования ТСО: * обусловленности; * необходимости; * информативности; * надежности. Принцип обусловленности. Предписывает четкое определение условий применения ПК в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения. Принцип необходимости. Обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения и т.д. Принцип информативности. Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку ПК позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди ТСО компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения ИЯ. Принцип надежности. Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием ПК. Методические функции, которые может выполнять компьютер при обучении ИЯ. Выделим основные методические функции, реализуемые средствами компьютера: - информативная - практически любая КОП (кроме контролирующих) включает в себя либо информационные кадры (базовая информация для презентации нового учебного материала), либо кадры информационной поддержки (подсказки и разъяснения в ходе выполнения упражнений). Но возможности такого справочного режима ограничены рамками учебного материала (конкретные тексты и упражнения, заложенные в КОП); - тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по ИЯ. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение; - контролирующе-коррегирующая - применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля. - коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах; - организационно-стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором. Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучаемого: 1) принятие и распознавание ответа обучаемого; 2) анализ и определение правильности ответа; 3) запоминание результата и/или сообщение о нем учащемуся. Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего: * получение информационной поддержки; * диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения; * работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание); * организация коллективной работы; * осуществление дистанционного обучения По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли: * преподавателя; * эксперта; * партнера по деятельности; * инструмента деятельности; * обучаемого. При самостоятельной работе с КОП обучаемый может: * получить учебное задание; * запросить дополнительную информацию, необходимую для его выполнения; * уяснить способ выполнения задания; * ввести ответ; * получить анализ и оценку ответа. Конкретные цели применения ПК при обучении ИЯ? При обучении фонетике: * формирование навыков различения звуков ИЯ; * формирование артикуляционных произносительных навыков; * формирование ритмико-интонационных произносительных навыков. При обучении грамматике: * формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования; * формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи; * контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ; * оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях). При обучении лексике: * формирование рецептивных лексических навыков чтения и аудирования; * формирование продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи; * контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; * расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; * оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). При обучении чтению: * формирование навыков установления звукобуквенных соответствий; * обучение технике чтения вслух; * совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.; * закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; * овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей); * обучение различным видам анализа текста; * формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; * оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); * контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста. При обучении аудированию: * формирование фонетических навыков аудирования; * контроль правильности понимания прослушанного текста. При обучении говорению: * формирование фонетических навыков говорения; При обучении переводу: * формирование лексических и грамматических навыков перевода; * контроль правильности перевода; * овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; * оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов). При обучении письму и письменной речи: * обучение каллиграфии с помощью оптического пера; * выработка продуктивных лексических и грамматических навыков письменной речи; * формирование орфографических навыков с применением тренировочных обучающих программ, спеллеров и систем коррекции орфографии; * контроль уровня сформированности орфографических навыков с помощью систем обнаружения орфографических ошибок; Организационные формы работы в условиях компьютеризированного учебного процесса. 1) ПК применяется как дополнительное техническое средство обучения для организации самостоятельной работы обучаемых в классе под руководством преподавателя. 2) Автономная работа обучаемого с компьютером в индивидуальном режиме. 3) Дистанционное обучение, при котором ПК является средством связи между преподавателем и обучающим. 4) Коллективная творческая работа учащихся (создание газеты, написание рассказа) 5) Организованное преподавателем общение разных групп обучаемых с использованием телекоммуникационных компьютерных средств (электронная почта) 6) Работа учащихся за одним ПК (при обучении говорению) Сохраняют ли свое значение основные дидактические принципы при обучении ИЯ с помощью ПК? 1) принцип научности реализуется в нескольких аспектах: - применение преподавателями автоматического анализа текстов; - улучшение способов презентации и организации учебного материала; - повышение эффективности процесса усвоения знаний; 2) принцип сознательности: предоставляет возможность сознательного выбора обучаемым собственной стратегии достижения учебной цели, ПК предоставляет новую информацию именно тогда, когда обучаемый осознал ее необходимость; 3) принцип доступности: компьютер предоставляет информацию в соответствии с возрастными особенностями пользователей и уровнем владения языком; 4) принцип активности: инициатором работы с ПК является пользователь поэтому взаимодействие является обоюдно активным, активные формы взаимодействия вызывают значительно большую заинтересованность со стороны обучаемых; 5) принцип систематичности и последовательности: управление учебной деятельностью через определенную, предусмотренную программой последовательность подачи учебного материала; 6) принцип прочности усвоения: реализуется благодаря постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку, расширение возможностей самостоятельной работы для ликвидации пробелов в знаниях; 7) принцип наглядности: позволяет в рамках одного средства обучения реализовать практически все виды вербальной и невербальной наглядности за счет использования: * статических визуальных средств (тексты, фотографии, рисунки, схемы, графики, таблицы); * динамических визуальных средств (мультипликация, видеодорожка); * аудитивных средств (музыкальное, шумовое и текстовое сопровождение) ; * их сочетаний (озвучивание предъявляемого на дисплее текста, видеофильм). Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. Процесс овладения лексикой состоит из нескольких этапов: 1) ознакомление, включающее введение и объяснение; 2) тренировка в употреблении лексических единиц (ЛЕ) (первичное закрепление); 3) употребление ЛЕ (включение их в речевую деятельность). Ознакомление с ЛЕ включает раскрытие их формы, значения и употребления. Программа «Winnie the Pooh» позволяет выполнить следующие операции с ЛЕ: Рецептивный аспект. 1. Распознавание графического образа слова на основе его звукового образа: компьютер произносит слово, учащимся следует найти его в списке слов. 2. Распознавание значения слова на основе его звукового образа: компьютер «произносит» слово, ребята находят соответствующую картинку (или слово родного языка). 3. Распознавание значения слова на основе его графического образа: компьютер показывает слово, школьники подбирают соответствующую картинку (или слово родного языка). 4. Распознавание графического образа слова на основе его значения: компьютер показывает картинку (или слово родного языка), ученики находят слово иностранного языка, соответствующее картинке (или слову родного языка). 5. Классификация имеющихся слов по значению: компьютер показывает слова, учащимся следует подобрать к каждой картинке слово из имеющихся слов, помещая их на соответствующие картинки. Рецептивно-продуктивный аспект. компьютер произносит слово, школьнику следует написать его. Продуктивный аспект. Актуализация графического образа слова по его значению: компьютер показывает картинку, ученик пишет соответствующее слово. Отработка формы слова. Звуковая форма. Экран дисплея разделен на три колонки, в которых написаны звуки [i:], [а:], [i] справа даются слова, в которых есть один из этих звуков: rich, field, green, dinner. Дети распределяют слова по колонкам. Графическая форма. На экране даны буквы i,l ,k ,e . Ребятам предлагается составить из них слово. Грамматическая форма. Школьники группируют слова по частям речи (существительное -- letter, bird, blackboard; прилагательное -- blue, hungry, big, beautiful; глагол -- give,take , know;), помещая их в соответствующую колонку. Для отработки значения слова может служить, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам (vegetables: tomato, potato, cabbage; fruit: orange, lemon, арр1е), Тренировка и применение лексики На этапе тренировки и применение лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования продуктивных лексических навыков учитель использует компьютер для тренировки учащихся в действиях по сочетаниию лексических единиц. Приведем пример упражнения для отработки этой операции: Скажи, какими может быть перечисленные предметы (envelope stamp, рареr, letter). Школьник должен правильно составить словосочетания данных прилагательных и существительных. Употребление лексической единицы в речевой деятельности. Ребятам предлагается составить целостный диалог из разрозненных реплик. Школьники объединяются в пары и читают диалоги по ролям. После этого проигрывают перед всем классом и у других детей формируются рецептивные навыки. Примеры компьютерных программ и их использование на уроках английского языка. Обучающие программы по английскому языку это «Репетитор», «Профессор Хиггинс», «Привет, Америка!» «English Gold» и многие другие. Я расскажу более подробно о программе «11 уроков английского языка» (авторы Г. Г. Сильницкий, И. Н. Бочкарева и др.;Центр информатики, Смоленск) и «Репетитор» (авторы А. .Я. Жислин, Р. Е. Пчелкин и др.; Международный центр финансово-экономического развития, Москва). 1) Программа «11 уроков...» включает в себя грамматические явления, изучаемые в VI--VII классах общеобразовательной школы: времена, модальные глаголы. Каждый урок посвящен отдельной теме и включает в себя большое количество упражнений, которые можно использовать как для тренировки и закрепления, так и для контроля знаний учащихся. На первых страницах расположен справочный материал, к которому ученик может: прибегать при необходимости, и лексика, используемая в упражнениях. Упражнений много, и уровень сложности идет по нарастающей. Учитель имеет возможность найти каждому ученику задание по силам, что является хорошим стимулом в работе. Расскажем, например, о работе над темой «Страдательный залог». Впервые эта тема вводится в VII классе. Тема трудная, и требуется немало времени для ее усвоения. Покажем в виде таблицы часть экрана, на котором изображено упражнение, используемое на этапе тренировки и закрепления осваиваемого материала. Таблица |
Unit 11. Страдательный залог. The Passive Voice. | | Вставьте нужную форму вспомогательного глагола в настоящем времени: The letter … written. The letter is written. The cups … broken. The cups are broken. | | |
В левой части экрана -- исходное задание, в правой -- его выполнение. Вписанные вместо многоточия слова выделены курсивом. Для выполнения задания ученик подводит курсор и печатает нужное слово на месте многоточия. Он имеет возможность сам исправить ошибки, допущенные во время набора. За каждое выполненное задание ученик, нажав кнопку F10 получает оценку «very good», «good», «not bad»,«bad». На экране видны все ошибки, допущенные учащимся во время работы, они высвечиваются красным цветом. Таким образом, есть возможность сразу же проанализировать сделанное, а это очень важно. Учитель объясняет ученику полученную оценку, если это необходимо, и записывает результат на контрольном листе, чтобы в конце урока подвести итог. Объем выполненных заданий примерно на треть больше того, что было бы сделано на обычном уроке. Неудовлетворительных оценок на таких уроках, как правило, не бывает, потому с базовым уровнем справляются все учащиеся. 2) Программа «Репетитор» отличается от программы «11 уроков...» тем, что ее можно использовать как для обучения устной речи, так и для освоения грамматического материала. Речь пойдет об использовании программы «Репетитор» для освоения грамматики. Программа включает в себя довольно много упражнений по разным грамматическим темам: модальные глаголы, степени сравнения прилагательных и наречий, артикли и др. Из данных форм глагола ученик должен выбрать правильную, нажав клавишу мыши. Если вариант, выбранный им, оказался неверным, то компьютер дает ему возможность исправить ошибку. Выполняя это упражнение, учащийся работает только мышью, поэтому темп работы довольно быстрый. Оценку ученик получает сразу по окончании работы с этим упражнением: на экране появляется оценка «отлично» («весьма неплохо», «удовлетворительно» или «необходимо поработать еще»). В случае затруднения учащиеся могут воспользоваться помощью программы. В разделе «Разбираем трудные места из основного текста» есть грамматический справочник, в котором можно найти всю необходимую информацию: правило образования того или иного грамматического явления и примеры его употребления в речи. Программа «Репетитор» может быть использована на уроках в VIII--IX классах, а в качестве компьютерного сопровождения и в других классах, например при повторении грамматического материала. 3) «English discoveries» - это интерактивная мультимедийная обучающая программа английского языка. 75% - традиционные занятия, 25% -занятия в компьютерном классе.Программа представляет собой серию из двенадцати компакт-дисков для изучения английского языка, разделенную на пять основных уровней. Первый модуль серии - для начинающих. Он предназначен для учащихся, совершенно не знакомых с английским языком. Здесь главное внимание уделяется алфавиту, числам и основной бытовой лексике - пища, одежда и т.д. Далее идут - Осиповной уровень, средний, высокий и практический - деловой английский. Программа охватывает все четыре аспекта владения языком (чтение, письмо, речь и восприятие на слух) с использованием английского языка и реальных жизненных ситуаций. В программе есть вступительные и заключительные тесты для каждого модуля. Работа учеников в данной программе полностью контролируется с помохцью специальной системы управления «Teachers Management System». Она обладает большими возможностями. С помощью опции Class list можно ввести списки классов. Найдя фамилию ученика, можно увидеть, на сколько баллов он выполнил тот или иной тест. 0-49 баллов - оценка «2», 50 - 70 баллов - оценка «З», 70 - 85 баллов - оценка «4», 85 - 100 баллов - оценка «5». В опции Lessons можно создаем уроки для определенных классов и отдельных учеников. Изучение любой темы школьной программы начинается с новой лексики. Изучив определенный набор лексики на традиционном уроке, можно продолжать эту работу в компьютерном классе. Работа ведется в определенном порядке: Explore, Training, Game, Test. На первом этапе «Ехр1оге» учащиеся слушают, читают и переводят слова. Закончив, переходят на этап «Training», выполняют упражнения на подстановку и правильное написание. На первом этапе тренировки учащиеся слушают слова находят изображение этого слона на картинке в компьютере. Компьютер определяет правильность ответа. На этапе «Game» учащиеся разгадывают кроссворды и играют в «Крестики-нолики». На заключительном этапе выполняют контрольное задание. Совершенствование навыков письма проводится в разделе «Writing». Там учащиеся, пользуясь заданными образцами,пишут письма, составляют отчеты, заполняют бланки. В разделе «Reading» представлены тексты различных типов (рассказы, объявления, письма, открытки и статьи). На первом этапе учащиеся прослушивают текст без визуальной поддержки, это способствует совершенствованию навыков аудирования. Затем текст выводится на экран. Учащиеся с помощыо специальных функций переводят и прослушивают текст нужное количество раз. На этом этапе есть также функции выделения в тексте основной идеи и ключевых слов. Каждый ученик работает в индивидуальном темпе. После этапа ознакомления, на этапе тренировки идет подробная работа с текстом. Учащиеся заполняют пропуски, подходящими по смыслу словами и отвечают на вопросы. Заключительный этап - тест. Если ученик не справился с тестом, он возвращается на этап подготовки и затем повторяет тест. Это очень удобно и приводит к хорошему качеству знаний. После аудирования, чтения диалога в разделе «Speaking» учащиеся записывали свою речь и сравнивали собственное произношение с речью носителей языка. Путём многократного повторения учащиеся добивались идеального произношения. Эта форма работы особенно популярна среди наших школьников, желающих хорошо говорить по-английски. Заключение.Проблема качественного обучения всегда была и будет актуальной. Сегодня на рынке труда востребованы интеллектуально развитые, коммуникабельные, конкурентноспособные специалисты, умеющие добывать необходимые знания.Это условие потребовало от учителей поиска и использования в учебно-воспитательном процессе современных обучающих технологий. Наиболее эффективной формой обучения, на мой взгляд, является такая форма, когда процесс обучения тесно связан с активной деятельностью самого ученика. Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка - один из видов такой организации учебного процесса. Особенно успешно обучение иностранному языку стало развиваться с популяризацией обучающих компьютерных программ и сети Интернет.Использование КП и ПК для обучения ИЯ повысит интерес к данному предмету, усилит мотивации, будет способствовать выработке самооценки у учащихся, создаст условия для самостоятельной работы и комфортной среды обучения. Литература:1. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994. 2 Гальскова Н.Д «Современные технологии обучения иностранного языка» //М:Арти-Глосса 2000 3.Иностранный язык в школе 2003 №4 Иностранный язык в школе 2005 №5 Иностранный язык в школе 2002 №2 Иностранный язык в школе 2008 №3 Иностранный язык в школе 2008 №1 4 Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. - С.П.: Союз, 2001 5 «Новые технологии в преподавании иностранного языка» //СПБ РГПУ им. Герцена, 1998 6 Jeremy Harmer «How to teach English»
|