Рефераты
 

Операционные системы "тонких" клиентов

p align="left">Базовый механизм нитей в микроядре Mach преобразуется в ядре в многопоточную среду POSIX. Нитям микроядра соответствуют нити POSIX. Лежащие выше уровни программного обеспечения создают прикладные модели многопоточных сред, а именно:

Multiprocessing Service - диспетчеризация нитей с вытеснением в среде Carbon;

Tread Manager - диспетчеризация нитей без вытеснения в среде Carbon;

NSThread - класс-оболочка для представления нитей с вытеснением в среде Cocoa;

java.lang.Thread - класс-оболочка для представления нитей с вытеснением в среде Java.

Во всех моделях, кроме Tread Manager нити приложения соответствует нить POSIX, в модели Tread Manager все нити приложения отображаются на одну нить POSIX.

Базовые механизмы в ядре, обеспечивающие взаимодействие между процессами, - очереди сообщений, передаваемых через коммуникационные порты. Прикладные службы строят на основе этого механизма множественные прикладные модели взаимодействия, а именно:

события Apple;

простые уведомления (simple notification) - передача сообщения в "центр уведомлений", который распространяет сообщение для всех процессов, которые в нем "заинтересованы";

передача неструктурированных данных - быстрый низкоуровневый способ обмена данными между локальными процессами;

сокеты BSD - основной механизм Mac OS X для передачи данных в сети;

программные каналы (pipe);

сигналы (набор сигналов BSD);

разделяемые области памяти с управлением доступом к ним через семафоры;

объектно-ориентированные механизмы "стандартных служб" и "распределенных объектов" в среде Cocoa;

обмен сообщениями через порты микроядра Mach.

Прикладные среды

Прикладные среды Mac OS X состоят из каркасов (framework), библиотек и сервисов, которые обеспечивают выполнение приложений в той или иной модели API. Mac OS X в настоящее время поддерживает следующие прикладные среды.

Carbon - развитие API Mac OS для Mac OS X. Около 70% системных вызовов Carbon имеются и в Mac OS, таким образом, может быть обеспечена переносимость приложений в обе стороны. Как было показано выше, Менеджеры Carbon выполняют обслуживание также и других прикладных сред. В Carbon часть менеджеров Mac OS подверглась усовершенствованию, часть была заменена, некоторые были добавлены. Наиболее существенные изменения произошли в управлении памятью (адаптация к более развитой модели виртуальной памяти и к защите памяти), в интерфейсах оборудования (менеджеры Mac OS X уже не выполняют низкоуровневые операции на оборудовании непосредственно), полностью заменены менеджеры печати и управления событиями.

Cocoa - объектно-ориентированная среда для языков Java и Objective-C. Базируется на двух каркасах: Foundation и Application Kit. Каркас Foundation обеспечивает объекты и методы, не связанные напрямую с интерфейсом: базовые типы и операции (строки, массивы, словари и т.п.), классы-оболочки для объектов ядра (задачи, нити, порты и т.д.), общую функциональность, связанную с объектами (управление памятью, архивация, сериализация и т.д.), функциональность ввода-вывода и файловой системы, другие службы (распределенные уведомления, дата и время, откат операций и т.д.). Каркас Application Kit в основном обеспечивает классы пользовательского интерфейса (окна, меню, диалоги, кнопки и т.п.), но также и набор более развитых возможностей, таких как рисование и создание композитных образов, управление событиями, приложениями и документами и т.д.

Java позволяет разрабатывать и выполнять в Mac OS X приложения и апплеты, соответствующие спецификациям 100% "чистой" Java. Среда Java включает в себя компилятор javac и полный набор утилит, среду выполнения - виртуальную машину Java, базовый набор пакетов Java и компилятор байт-кода в коды целевой платформы, пакеты awt и swing.

Среда Classic обеспечивает выполнение приложений Mac OS. В этой среде не обеспечиваются свойства, предоставляемые новым ядром ОС и интерфейсом Aqua. Эта среда не поддерживается прикладными службами непосредственно, следовательно, она обеспечивает только выполнение приложений, но не их разработку.

Среда BSD выполняет программы BSD из командной строки. Она обеспечивает shell и стандартный набор команд и утилит BSD. Эта среда базируется непосредственно на функциях ядра и не является обязательной для Mac OS X (может быть отменена при инсталляции).

Интерфейс Aqua

Интерфейс Mac OS X называется Aqua. В этой разработке фирма Apple вновь доказала, что она является лидером в продвижении дружественных графических интерфейсов. Aqua, с одной, стороны наследует интерфейсу Mac OS, а с другой,- предлагает новые функциональные возможности и новый дизайн.

Среди новых функциональных возможностей Aqua можно назвать такие, как:

введение нового объекта, который называется Док (Dock - бассейн для стоянки кораблей), для отображения иконок открытых приложений и минимизированных документов, его функциональность отчасти та же, что и у Линейки Программ, но навигация в Доке гораздо более удобна;

введение полотнищ (sheet) - диалогов, привязанных к своему окну, что позволяет сделать диалоги немодальными;

введение иерархии окон, облегчающей ориентацию в монгооконной среде;

возможность масштабирования иконок от максимального размера 128х128 до мини-иконок;

введение "выдвижных ящиков" (drawer), содержащих те управляющие элементы окна, в постоянной визуализации которых нет необходимости;

использование анимации для отображения изменения состояния элементов интерфейса;

расширение возможностей использования клавиатуры;

и т.д., и т.п.

Дизайн же нового интерфейса Mac OS X представляется почти революционным. Название нового интерфейса отражает метафору, послужившую основой для внешнего вида интерфейса. В изображении повсеместно используется метафора воды с такими замечательным свойствами этой субстанции, как цвет, глубина, прозрачность, блики, движение. Кнопки выглядят как отполированные и блестящие цветные стеклышки, все объекты отбрасывают размытые тени, меню просвечиваются, диалоги полупрозрачны и т.д. Дизайнеры интерфейса смогли почувствовать и воплотить на экране ту одухотворенность воды, которая на протяжении многих веков вдохновляла художников и поэтов. При этом, как это свойственно интерфейсам Apple, изобразительные средства ни в коей мере не мешают функциональности, а наоборот - подчеркивают и усиливают ее.

В настоящее фирма предлагает компьютеры iMac, iBook, PowerBook, Server G4 на процессорах PowerMac поколений G3 и G4 - от ноутбуков до профессиональных графических станций и серверов. Все компьютеры Apple работают под управлением ОС Mac OS X. Хотя фирма Apple далека от каких-либо претензий на господствующее положение на рынке, ее аппаратная и программная продукция - факт, с которым приходится считаться всем производителям информационных технологий, претендующим на обеспечение совместимости.

Глава 9. Операционная система BeOS

9.1 Короткая история и позиционирование системы

Операционная система BeOS [36] разработана фирмой Be Inc., созданной в 1990 г. Первоначально фирма производила также и собственные компьютеры BeBox на базе процессора AT&T Hobbit, однако компьютеры BeBox не утвердились на рынке, и сейчас компания специализируется на программном обеспечении BeOS и созданном на ее основе пакете BeIA - интегрированном средстве работы в Internet.

Программное обеспечение Be работает на платформах Intel-Pentium, PowerMac и PowerPC. Последним релизом BeOS является версия 5. BeOS v.5 для некоммерческого использования распространяется свободно.

В основу создания BeOS была положена концепция "молодой" ОС, которая не будет обременена многолетним наследством и с самого начала будет построена с учетом некоторых реалий современных подходов к обработке информации - прежде всего мультимедийной информации и Internet. Наверное, в начале истории BeOS ее создатели имели "тайную мысль" создать универсальную ОС для настольного применения. Но выходить на рынок с таким предложением было рискованно, поэтому для новой ОС была найдена "экологическая ниша", в которой, по крайней мере в то время, у BeOS опасных конкурентов почти не было. Этой нишей стала разработка и выполнение мультимедийных приложений. Ориентация на мультимедиа была заложена в самые основы BeOS и продолжала развиваться во всех последующих версиях. В ходе дальнейшего развития BeOS так и не удалось выйти из своей первоначальной экологической ниши. Основной причиной этого, как обычно, называют отсутствие на платформе BeOS достаточного числа известных пользователям приложений. Более того, все более широкое обеспечение универсальных ОС (прежде всего - Windows) мультимедийными приложениями создает серьезную конкуренцию для BeOS и в ее собственной нише. В настоящее время фирма Be пытается внедриться в рынок Internet-вычислений, и эта ее попытка вполне оправдана, так как роль мультимедийной информации в этой области весьма велика и продолжает расти.

Как раз в те дни, когда писалась эта глава, на сайте компании Be появилось сообщение о том, что права интеллектуальной собственности на технологии Be куплены фирмой Palm Inc. Предполагается, что за этим последует полная интеграция Be Inc. в Palm.

Ориентация на мультимедиа наложила определенный отпечаток на структуру BeOS. Подобно QNX, BeOS строится на базе микроядра и процессов-серверов. Независимые серверы в сочетании с объектно-ориентированной структурой системы обеспечивают для ОС гибкость и простоту в наращивании функциональности.

Поскольку задачи обработки мультимедийной информации эффективно решаются методами распараллеливания, в BeOS уделяется большое внимание эффективному использованию многопроцессорных конфигураций. Основной концепцией BeOS является "всепроникающая многопоточность" - возможность для приложений создавать практически неограниченное число нитей и интенсивное использование распараллеливания на уровне нитей во всех сервисах самой ОС - в графической системе, вводе-выводе, файловой системе. При работе на платформе PowerPC BeOSв полной мере использует обеспечиваемое аппаратурой процессора 64-разрядное адресное пространство, что также существенно для мультимедиа.

BeOS обеспечивает API POSIX, однако нас интересуют прежде всего ее оригинальные системные интерфейсы. К сожалению, сколько-нибудь доступная информация о внутренней структуре BeOS не публикуется. Приводимые далее материалы в основном почерпнуты нами из информации для разработчиков приложений. Однако и они позволяют делать некоторые выводы (пусть косвенные) об устройстве BeOS. Следует отметить, что по своей структуре BeOS является объектно-ориентированной системой, поэтому в ней существует "двойная бухгалтерия" системных вызовов: они могут выполняться через обращения к библиотечным функциям С - и так реализованы интерфейсы POSIX, но могут выполняться также и через обращения к методам библиотечных объектов C++. Оба способа обеспечивают одинаковую функциональность практически во всем.

9.2 Потоки и команды

BeOS является многопоточной системой с несколько оригинальной концепцией распределения и разделения ресурсов. Ключевым понятием BeOS является нить. С точки зрения распределения процессорного времени нить BeOS идентична нити в других системах: нить является субъектом, для которого планируется процессорное время. Однако, понятия процесса в BeOS нет. Наиболее близким к нему является понятие команды (team). Команда представляет собой группу нитей, составляющих одно приложение. При запуске приложения на выполнение (оператором или другим приложением) для него создается нить, составляющая новую команду, и в этой нити выполняется функция main(). Нить main может порождать другие нити. Все нити разделяют общее адресное пространство и используют общие глобальные для приложения переменные.

Новая нить порождается системным вызовом spawn_thread(), которому передается имя той функции, которая будет выполняться в нити и указатель на блок параметров функции нити. Созданная таким образом нить еще не выполняется. Она может быть запущена на выполнение системным вызовом resume_thread() или wait_for_thread(). В первом случае нить-потомок выполняется асинхронно, то есть, параллельно с нитью, ее породившей. Второй случай - синхронный запуск, выполнение породившей нити приостанавливается до завершения нити-потомка.

Мы говорим о нитях - родителе и потомке, однако на самом деле родственные отношения между порождающей и порожденной нитью весьма слабы. Системный вызов spawn_thread() возвращает нити-родителю идентификатор нити-потомка, но не обеспечивает наследования никаких ресурсов, кроме общих для всей команды. Нити выполняются независимо друг от друга, и выполнение нити-потомка продолжается даже после завершения родительской нити. Теоретически, даже завершение нити, в которой выполняется функция main(), не приводит к завершению всех порожденных ею нитей. Но именно нити main выделяются общие для всей команды статические объекты и ресурсы ввода-вывода, так что завершение нити main скорее всего приведет к аварийному завершению остальных нитей команды.

При создании нити ей может быть дано имя. Другая нить, желающая обратиться к данной, независимо от того, находится она в этой же команде или в другой, может использовать системный вызов find_thread(), который по имени нити возвращает ее идентификатор. Но идентификатор нити является уникальным во всей системе, а имя нити - не уникально. Вызов find_thread() возвращает идентификатор первой найденной нити с таким именем. Поэтому более надежным способом получения идентификатора нити является передача его нити-корреспонденту через глобальные переменные, параметры, средства взаимодействия и т.п.

Все нити выполняются параллельно, разделяя процессор (или процессоры) в соответствии с приоритетами. Приоритеты со значениями от 1 до 99 составляют класс приоритетов разделения времени, приоритеты со значениями 100 и выше - класс приоритетов реального времени.

Приоритеты разделения времени относительные - нити с такими приоритетами выполняются в режиме квантования времени с размером кванта 3 мсек. Приоритет определяет частоту получения кванта нитью. Нить, получившая квант, использует процессор до исчерпания ею кванта или до перехода в ожидание по собственной инициативе, или до появления нити с приоритетом реального времени. Нити разделения времени не вытесняют друг друга.

Приоритеты реального времени абсолютные. Когда нить с приоритетом реального времени приходит в состояние готовности, она немедленно вытесняет с процессора нить с приоритетом разделения времени или нить с более низким приоритетом реального времени.

Приоритеты являются статическими: они задаются при создании нити и не изменяются в дальнейшем.

Нить может до некоторой степени управлять своим планированием, переходя в состояние приостанова на заданный интервал времени (системный вызов snooze()) или завершаясь (системный вызов exit_thread()).

Управление нитью "со стороны" - из другой нити, которой известен идентификатор управляемой, возможно следующее:

нить может быть приостановлена системным вызовом suspend_thread(), а затем вновь запущена на выполнение системным вызовом resume_thread() или wait_for_thread().

для запуска заблокированной или "спящей" нити может быть использован системный вызов POSIX send_signal(). Сигнал SIGCONT разблокирует нить.

системный вызов kill_thread() прекращает выполнение нити.

9.3 Средства взаимодействия

При создании каждой нити для нее создается буфер сообщения. Другая нить, знающая идентификатор нити-корреспондента, может записать в этот буфер сообщение системным вызовом send_data(), а нить - владелец буфера выбирает сообщение системным вызовом recive_data(). Однако буфер рассчитан только на одно сообщение, а попытки писать данные в занятый буфер или выбирать данные из пустого буфера приводят к блокировке нити.

Более гибким средством обмена данными между нитями является порт (port). Следует отметить, что порт не является прямым аналогом ни одного из средств взаимодействия процессов, рассмотренных нами в главе 9 части I. Порт представляет собой общесистемную очередь сообщений, работающую по дисциплине "первым пришел - первым вышел". В системе может быть создано сколько угодно портов. Любая нить из любой команды, которой известен идентификатор порта, может записать в порт сообщение (системный вызов write_port()) и прочитать из порта сообщение (системный вызов read_port()). При создании порта (системный вызов create_port()) задается его емкость - число сообщений, которое может сохраняться в порте. Попытка писать в переполненный порт или читать из пустого порта, естественно, приводит к блокировке нити. Однако, есть варианты системных вызовов (write_port_etс() и read_port_etc()), которые к блокировке не приводят. Но система поддерживает общий репозиторий портов, емкость которого равна суммарной емкости всех созданных портов, и переполнение происходит только при заполнении общей емкости.

Порт принадлежит команде, в которой он был создан. Однако, если идентификатор порта, возвращаемый системным вызовом create_port(), передается в другую команду, эта другая команда также может использовать порт. Системный вызов delete_port() уничтожает порт, системный вызов close_port() закрывает порт для записи, но оставляет возможность прочитать сообщения, еще остающиеся в порте. Порт автоматически уничтожается, когда завершается последняя нить команды, в которой он был создан. Однако создавшая порт команда может передать право владения портом другой команде системным вызовом set_port_owner().

Еще раз подчеркнем, что порт является только FIFO-очередью, и никаких средств неразрушающего чтения из порта не существует.

Семафоры в BeOS представляют собой традиционные общие семафоры. Семафор создается системным вызовом create_sem(), системные вызовы acquire_sem() и release_sem() обеспечивают традиционные семафорные операции P и V соответственно. Начальное значение семафора задается при его создании, но значение семафора может и превысить начальное, если операции release_sem() выполняются чаще, чем acquire_sem(). Семафор принадлежит той команде, в которой он был создан, и автоматически уничтожается с завершением последней нити этой команды. Явным образом семафор может быть уничтожен системным вызовом delete_sem(). Идентификатор семафора, который был возвращен вызовом create_sem(), может быть передан в другую команду, но право владения семафором не передается.

9.4 Управление памятью

В части управления памятью BeOS обеспечивает сегментную модель для приложений, однако, в ней "просматривается" сегментно-страничная реализация. Любая нить может запросить выделение для нее области (area) памяти. Область представляет собой непрерывный участок виртуальной памяти, размер которого задается в системном вызове create_area(). Размер области должен быть кратен размеру страницы (4 Кбайт). Операция создания области возвращает ее адрес в виртуальном адресном пространстве команды. При создании области нить может явно задать адрес в своем виртуальном адресном пространстве, по которому область должна быть размещена, но адрес размещения области обязательно выравнивается по границе страницы. Кроме того, при создании каждой новой области ей присваивается уникальный во всей системе идентификатор. Этот идентификатор может использоваться в вызове delete_area() или передаваться другим командам для совместного использования области.

Области также может быть присвоено имя. Системный вызов find_area() возвращает идентификатор области с заданным именем. Однако, как и в случае с нитями, имя области не является уникальным, и системный вызов find_area() возвращает идентификатор только первой найденной области.

В пределах одной команды все нити "видят" созданную область по одному и тому же виртуальному адресу. При совместном использовании области двумя и более командами, команда, не являющаяся владельцем области, должна получить ее идентификатор и "клонировать" область при помощи системного вызова clone_area(). Параметром этого вызова является идентификатор области, а возвращает он виртуальный адрес области. Этот адрес может отличаться от виртуального адреса области в той команде, в которой область была создана. Клонирование области, однако, не означает дублирования ее данных. Оно просто задает отображение участков виртуального адресного пространства разных команд на одну и ту же реальную память. Изменения в содержимом области, сделанные одной командой, будут немедленно видны в другой команде.

Область явно уничтожается системным вызовом delete_area() или неявно - при завершении всех нитей команды, в которой область была создана. Если, однако, область была клонирована, то ее реальное освобождение происходит при уничтожении (явном или неявном) ее последнего клона.

При создании или клонировании области можно сделать ее защищенной от записи или защищенной от чтения.

При создании области можно также зафиксировать ее в реальной памяти, при этом имеются возможности:

выделить для области физическую память немедленно и исключить ее из страничного обмена;

выделять для области физическую память постранично, по требованию и выделенные страницы исключать ее из страничного обмена;

выделить для области физическую память немедленно, причем в непрерывной области реальной памяти, и исключить ее из страничного обмена.

9.5 Образы

Программные коды, готовые для выполнения, называются в BeOS образами (image). Различаются три вида образов:

образы приложений;

библиотечные образы;

дополнительные (add-on) образы.

Образы приложений являются загрузочными модулями программ. Для их загрузки и связывания применяется системный вызов load_image(). Параметром вызова является имя файла, из которого загружается образ приложения. Этот вызов в чем-то подобен вызову spawn_thread(). Он также создает новую нить. В этой нити будет выполняться функция main() приложения. Но этот вызов создает также и новую команду, "возглавляемую" нитью main запускаемого приложения, а следовательно, и новое виртуальное адресное пространство и другие общекомандные ресурсы. Как и spawn_thread(), load_image() возвращает идентификатор нити. Созданная таким образом нить должна быть запущена на выполнение теми же системными вызовами resume_thread() или wait_for_thread().

Библиотечные образы являются модулями динамической компоновки, подключение (связывание) которых происходит автоматически при загрузке приложения. Библиотечные образы используются совместно всеми приложениями.

Дополнительные образы также являются совместно используемыми модулями динамической компоновки. Но их загрузка и связывание происходят по требованию, уже в процессе выполнения приложения. Загрузка такого модуля выполняется при помощи системного вызова load_add_on(), которому передается имя файла, содержащего дополнительный образ. Вызов load_add_on() возвращает идентификатор загруженного образа, который далее можно использовать в качестве параметра системного вызова get_image_symbol(), чтобы получить адреса внешних символов и входных точек дополнительного образа.

С точки зрения формата дополнительные образы ничем не отличаются от библиотечных. В параметрах системного окружения отдельно задаются каталоги, из которых загружаются библиотечные и дополнительные образы. Манипулируя этими параметрами, можно сделать так, что образ, к одному приложению подключаемый при загрузке, для другого будет дополнительным.

9.6 Устройства и файловые системы

Драйверы в BeOS являются расширениями ядра системы и могут работать в адресном пространстве ядра. В системе различаются три вида драйверов:

драйверы устройств;

драйверы файловых систем;

модули.

Последние являются вспомогательными программными единицами, выполняющими некоторый общий сервис, необходимый для всех или нескольких драйверов устройств (например, управление шиной SCSI). Если первые два вида драйверов доступны для пользовательских приложений через API, то модули полностью скрыты от пользователей и вызываются только из других драйверов.

Обращения к драйверам из приложений выполняются через API POSIX (open(), read(), write() и т.д.). Перевод API POSIX во внутренние системные вызовы ядра BeOS осуществляет "файловая система устройств" devfs. Для того, чтобы драйвер был доступен для devfs, он должен быть записан (опубликован) в соответствующем каталоге иерархической файловой системы.

К сожалению, нам не удалось найти исчерпывающей информации о файловой системе BeOS, но даже та неполная информация, которую нам удалось получить, представляет существенный интерес.

Первая файловая система BeOS не имела иерархической структуры. Вместо этого логическая структура файловой системы поддерживалась "базой данных файлов". Навигация по логической структуре осуществляется средствами, напоминающими средства, принятые в реляционных базах данных - запросами. Поиск файла выполняется запросом, содержащим предикат (иногда довольно сложный), проверяющий значение одного или нескольких атрибутов файла. Хотя бы для одного из атрибутов, участвующих в предикате, должен быть создан индекс. Наряду с запросами, формулируемыми при каждом обращении, в системе существуют и "постоянно живущие" запросы - аналоги представлений (view) в реляционных базах данных. Подобно представлению, постоянный запрос представляет собой не зафиксированную выборку, а зафиксированный предикат, выборка же при каждом обращении выполняется заново. Постоянные запросы представляют собой функциональный аналог каталогов в иерархической файловой системе.

В 1997 г. для BeOS была разработана новая файловая система - BFS. В ней была введена иерархическая структура файловой системы и логическая структура в значительной степени интегрировалась с физической структурой хранения. Однако наряду с иерархической логической структурой BFS поддерживает и индексирование по именам и другим атрибутам файлов и, таким образом, в полном объеме сохраняется возможность альтернативной "реляционной" навигации по файловой системе.

Единицей распределения дискового пространства является блок, размер блока выбирается из ряда: 512 байт, 1 Кбайт, 2 Кбайт, 4 Кбайт, 8 Кбайт. Файл состоит из одного или нескольких экстентов, каждый экстент - целое число последовательных блоков. План размещения файла представляет собой массив описателей экстентов. Каталоги структурированы в виде B+-деревьев. Дескрипторы файлов и элементы каталогов разделены, но несмотря на это, BFS не поддерживает "жесткие" связи (алиасы), а только "мягкие" связи (косвенные файлы). В дескрипторе файла хранятся основные его атрибуты, расширенные же атрибуты хранятся вместе с данными файла.

С введением BFS была введена и концепция виртуальной файловой системы, обеспечивающая для BeOS возможность работы с файловыми системами различных форматов (CDFS и HFS от MacOS). Ядром BeOS формируется корневой каталог виртуальной файловой системы, в котором не могут находится файлы, а только подкаталоги и "мягкие" связи. Другие физические файловые системы монтируются как подкаталоги корневого каталога. Ряд подкаталогов и связей монтируются в корневой каталог автоматически, при загрузке системы. Также автоматически монтируются и еще две виртуальные файловые системы: /dev - виртуальная файловая система устройств и /pipe - виртуальная файловая система программных каналов.

Некоторые другие интересные свойства BFS также определяются спецификой этой файловой системы:

64-разрядный размер файла - важное обстоятельство, если учесть то, что многие файлы в BFS содержат мультимедийную информацию;

использование многопоточности в работе самих модулей BFS - в соответствии с общей концепцией всей BeOS;

журналирование - свойство, которое может показаться роскошью для настольной ОС, но в BFS оно совершенно необходимо для сохранения целостности при сбоях базы данных файлов.

Интересен способ, который использует BeOS для определения типа файла, а следовательно, и приложения, по умолчанию связываемого с визуализацией и обработкой этого файла. В атрибутах файла обеспечивается идентификация типа в соответствии со спецификациями MIME (Multipurpose Internet Mail Extensions). Наряду со стандартными типами MIME, BeOS применяет также и собственные типы, не предусмотренные в MIME, но определяемые также в формате спецификации MIME. При отсутствии у файла MIME-специфицированных атрибутов для определения типа используется расширение файла, и BeOS ведет собственную "базу типов файлов", которые определяют связанные с типом-расширением приложения. BeOS также представляет пользователю возможность назначать собственные интерпретации типа для каждого файла или группы файлов.

Глава 10. Операционная система QNX

10.1 Архитектура

Операционная система QNX [32] производится компанией QNX Software Systems Ltd. с 1980 г. В настоящее время существует версия 6.1 системы. Для нас ОС QNX представляет особый интерес по двум причинам: во-первых, это ОС реального времени, во-вторых, это ОС, построенная на концепции микроядра "в чистейшем виде". Как следствие этого, QNX - легко масштабируемая система

Архитектура ОС QNX показана на рисунке 10.1.

Микроядро QNX имеет минимальный размер (всего 8 Кбайт), и в нем сосредоточены все операции, выполняемые в режиме ядра. Ядро не имеет процессов, его модули всегда выполняются в контексте процесса, их вызвавшего. Модули, сосредоточенные в микроядре, выполняют следующие основные функции:

планирование и переключение процессов и управление реальной памятью (планировщик);

первичную обработку прерываний и перенаправление их адресатам (редиректор прерываний);

обеспечение связей между процессами (средства взаимодействия);

сетевые взаимодействия (сетевой интерфейс).

Все эти функции аппаратно-зависимые и/или требуют высокой эффективности в реализации. Другие функции ОС обеспечиваются системными процессами-менеджерами, которые, однако, выполняются в пользовательском режиме и с точки зрения микроядра ничем не отличаются от процессов пользователей. Типичные конфигурации ОС QNX включают в себя следующие системные процессы:

менеджер процессов (Proc);

менеджер файловой системы (Fsys);

менеджер устройств (Dev);

сетевой менеджер (Net).

Микроядро QNX выполняет всего 57 системных вызовов, однако процессы-менеджеры ОС обеспечивают выполнение большого числа других системных вызовов, что позволило ОС QNX получить сертификат POSIX. Таким образом, ОС QNX может считаться Unix-подобной системой, хотя ее внутренняя структура далека от традиционной структуры ОС Unix.

10.2 Управление процессами

Порождение и планирование процессов обеспечивается менеджером процессов совместно с планировщиком в микроядре. Менеджер процессов выполняет порождение новых процессов, загрузку и завершение процессов. Для создания процессов имеются системные вызовы fork() и exec(), традиционные для Unix, а также spawn() - создание процесса-потомка с выполнением в нем новой программы.

QNX различает процессы, находящиеся в следующих состояниях:

готовые ( среди них - и активный процесс);

ожидающие (6 подвидов - в зависимости от причин ожидания)

мертвые (уже завершившиеся, но не передавшие информации о своем завершении).

Планирование процессов в QNX выполняется по абсолютным приоритетам, то есть, появившийся или разблокированный процесс с более высоким приоритетом вытесняет активный процесс немедленно. При наличии в состоянии готовности нескольких процессов с одинаковым высшим приоритетом разделение процессора между ними выполняется по одной из дисциплин на выбор:

FCFS;

RR;

динамическое изменение приоритета.

В последнем случае изменение приоритета производится по таким правилам:

если активный процесс полностью исчерпал квант времени и есть еще процессы с таким же приоритетом, приоритет активного процесса уменьшается на 1;

если процесс пробыл в очереди готовых процессов, не получая обслуживания на процессоре, 1 сек, его приоритет увеличивается на 1.

Всего в системе имеется 32 градации приоритетов.

В отличие от других систем, в которых процессы реального времени получают наивысший приоритет (в ущерб всем другим процессам), в QNX обеспечение работы в реальном времени состоит в том, что всем процессам обеспечивается высокая реактивность. То есть, если происходит какое-либо событие (прерывание), требующее выполнения определенного процесса, требуемый процесс становится активным после самой минимальной задержки. Реактивность обеспечивается за счет высокой реентерабельности модулей микроядра (то есть, возможности прервать выполнение модуля) и высокой эффективности средств взаимодействия процессов.

Внешнее событие вызывает прерывание. Для обеспечения высокой реактивности прерывание должно обрабатываться немедленно. Но обработка прерывания может быть отложена по следующим причинам:

выполняется обработка прерывания с более высоким приоритетом;

выполняется нереентерабельный код микроядра (при этом обработка прерывания запрещается).

Если первый вид задержек является объективным и оправданным, то второй является нежелательным. В QNX модули микроядра тщательно оптимизированы с целью минимизации размера участков нереентерабельного кода. В результате модули микроядра также являются прерываемыми почти в любом месте. Участки кода с запрещенными прерываниями составляют в среднем всего 9 команд на входе в модуль микроядра и 14 команд - на выходе из модуля.

10.3 Средства взаимодействия

ОС QNX обеспечивает (на уровне микроядра) три средства взаимодействия процессов: сигналы, сообщения и поручения (proxy).

Механизм сигналов соответствует тому, который мы рассмотрели в разделе 9.2 части I. QNX работает с большим количеством типов сигналов, среди которых:

стандартные сигналы, определяемые POSIX;

сигналы, управляющие работой процессов;

специальные сигналы QNX;

сигналы, поддерживающие старые версии Unix.

Процесс может определять способы обработки некоторых (но не всех) сигналов.

Сообщения являются основным способом взаимодействия между процессами в QNX. В отличие от того смысла, который мы вкладывали в этот термин в разделе 9.7 части I, в QNX сообщения являются синхронными, то есть процесс, пославший сообщение, требует обязательного ответа на него.

Обмен сообщениями обеспечиваются вызовами микроядра:

Send() - посылка сообщения:

Recive() - прием сообщения;

Reply() - посылка ответа.

На рисунке 10.2 показан сценарий взаимодействия процессов при посылке сообщения

Рисунок 10.2 Сценарий взаимодействия процессов при посылке сообщения

В соответствии с протоколом передачи сообщений различаются следующие подвиды блокировки процесса:

SEND-блокированный процесс - послал сообщение и ожидает подтверждения его приема.

REPLY-блокированный процесс - получил подтверждение приема и ожидает получения ответа.

RECIVE-блокированный процесс - запросил прием сообщения и ожидает его поступления. На рисунке 10.2 состояние RECIVE-блокировки не показано, в него мог бы попасть Процесс B, если бы выполнил системный вызов Recive() прежде, чем Процесс A выполнил Send().

Модель сообщений QNX более всего напоминает взаимодействие процессов по принципу рандеву (см. раздел 8.11 части I), описываемую как:

A!x; ?y

Для взаимодействия процессов необходима "встреча" готовности одного процесса (Процесса A) передать сообщение и готовности другого процесса (Процесса B) принять сообщение. При этом для процессов, участвующих в рандеву, нет необходимости знать о готовности процесса-корреспондента. Процесс, первым пришедший в точку рандеву, просто блокируется (SEND- или RECIVE-блокировкой) до готовности процесса-партнера.

Передача ответа подтверждения не требует, и выполнение вызова Reply() не приводит к блокировке процесса, выполнившего этот вызов.

При необходимости процесс может посылать сообщения нулевой длины и/или ответы нулевой длины - такие приемы применяются для взаимного исключения и синхронизации без обмена данными.

Несколько процессов могут послать сообщения одновременно одному адресату. В этом случае сообщения могут обрабатываться (получаться адресатом) либо в порядке их поступления, либо в соответствии с приоритетами отправителей.

Еще один вызов микроядра -Crecive() - позволяет процессу проверить наличие сообщений для него и, таким образом, избежать RECIVE-блокировки.

Интересно, что, используя механизм сообщений-рандеву, библиотеки системных вызовов QNX обеспечивают интерфейсы других стандартных средств взаимодействия процессов, таких как программные каналы или семафоры.

Третий вид взаимодействия - поручения - обеспечивает асинхронное взаимодействие процессов. Фактически поручения идентичны очередям сообщений, описанным нами в разделе 9.7 части I.

10.4 Файловая система

Администратор файловой системы ОС QNX позволяет стандартным образом организовать хранение и доступ к данным файловых подсистем (томов). С точки зрения логической файловой системы, хранение файлов в QNX подобно тому, какое обеспечивает ОС Unix: общее дерево каталогов с возможностью монтирования новых томов как ветвей этого общего дерева. Обеспечиваются также "жесткие" и "мягкие" связи.

На физическом уровне диск QNX структурирован так, как показано на рисунке 10.3.

Рисунок 10.3 Структура диска QNX

Загрузчик представляет собой блок начальной загрузки. Он не осуществляет загрузку собственно ОС, а выполняет выбор загрузочного файла ОС.

Корневой блок имеет структуру каталога и содержит информацию о следующих специальных файлах:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ