|
Особенности работы с MS Excel, СУБД MS Access, программирование на языке Бейсик
Особенности работы с MS Excel, СУБД MS Access, программирование на языке Бейсик
1 - Оглавление
- Графический режим в языке программирования Бейсик
- Задача 1. Разработка программы на языке программирования Бейсик
- Задача 2. Освоение приемов работы с электронными таблицами MS Excel
- Задача 3. Создание базы данных с помощью СУБД MS Access
Графический режим в языке программирования БейсикЯзыком программирования называют систему обозначений, служащую в целях точного описания алгоритмов для ЭВМ или, по крайне мере, достаточную для автоматического нахождения такого алгоритма. Под системой программирования понимают совокупность языка программирования и виртуальной машины, обеспечивающей выполнение на реальной машине программ, составленных на этом языке. Виртуальная машина содержит транслятор и/или интерпретатор и может включать библиотеки стандартных подпрограмм, отладчик, компоновщик и другие сервисные средства. Язык программирования Basic был разработан в 1964 году. Языки программирования в том числе и Basic, развиваются, обогащаются новыми возможностями, и в результате возникают различные версии языка. Команды и различные типы алгоритмических структур реализуются на языке программирования с помощью операторов. Каждый оператор имеет свой формат. В формат операторов, кроме ключевых слов, входят переменные и арифметические выражения. Переменные бывают различных типов, тип переменной определяет, какие значения может принимать эта переменная. В Basic переменные могут быть следующих типов: целые, вещественные, символьные и массивы. Массивы представляют собой одномерные или двумерные таблицы. Арифметические выражения включают в себя: числа, переменные, знаки арифметических выражений, стандартные функции и круглые скобки. Стандартные функции позволяют вычислить значения математических функций, например стандартная функция sin(x) позволяет вычислить значение математической функции sin x. Вспомогательные алгоритмы реализуются на Basic с помощью подпрограмм. Для построения графиков и других изображений требуется много точек, поэтому в графическом режиме используется больше памяти, чем в текстовом режиме. Для обработки графической информации в Бейсике имеется много специальных операторов. Мы познакомимся только с некоторыми из них.Оператор screen служит для перехода из текстового режима в графический и обратно. В графическом режиме экран дисплея состоит из точек и каждая точка имеет координаты (x, y). Координата Х отсчитывается слева направо, а координата У - по вертикали сверху вниз. Для придания цвета используется оператор Color.Оператор PSET используется для вывода на экран точки с координатами Х и У. Формат оператораpset (x,y).Оператор LINE позволяет провести прямую линию между двумя точками. Формат оператора:line(x1,y1)-(x1,y2)Здесь (x1,y1)- координаты первой точки, а (x2,y2) - координаты второй точки между которыми нужно провести прямую.Оператор CLS используется для очистки экрана. Оператор CIRCLE используется для рисования окружности, с заданными координатами, центром и радиусом.Формат оператора:circle(x, y), r, c - окружность с центром (х, у), радиуса r и цвета с. Оператор PAINT служит для заливки фигуры каким-либо цветом.paint (a, b),c, n - заливка фигуры цветом с, n - цвет контура (обводки)- должен совпадать с цветом контура фигуры. (a, b) - точка, принадлежащая фигуре.Заставить нарисованный рисунок двигаться, можно изменяя координаты фигур на одну и ту же координату приращения, используя оператор Deltapix( x,y).Оператор LOCATE задает начальное положение текста в графическом режиме.locate(a, b) - а - строка, b - колонка. Оператор PRINT предназначен для вывода на дисплей сообщений, значений переменных и выражений. INPUT - оператор ввода.Например, составим программу выводящую следующее изображение. screen 12 line(225,100)-(300,50), ,b line(200,125)-(325,225), ,b line(250,100)-(275,125), ,b line(225,225)-(250,275), ,b line(275,225)-(300,275), ,b line(200,275)-(250,300), ,b line(275,275)-(325,300), ,b line(230,70)-(295,75), ,b line(250,80)-(275,90), ,b line(260,50)-(225,25) line(260,50)-(300,25) line(200,150)-(150,200) line(325,150)-(375,100)Задача 1. Разработка программы на языке программирования БейсикРазработать алгоритм и программу на языке программирования Бейсик для вычисления следующей функцииБлок-схема1 1 Текст программыCLSINPUT xa = 20b = 24IF x <= 0 THEN s = a * x ^ 2 + b * xIF x > 0 AND x <= 5 THEN GOTO 1IF x > 5 THEN GOTO 2PRINT sEND1 : s = 1FOR i = 1 TO bs = s * iNEXT iPRINT sEND2 : s = aFOR i = 1 TO bs = s + 1 / iNEXT iPRINT sENDРезультат выполнения:Задача 2. Освоение приемов работы с электронными таблицами MS ExcelИспользуя программу MS Excel вычислить значение функции в зависимости от значений аргумента на интервале [-10;8] с шагом h=0,9.Составим таблицу со значениями функции в зависимости от значения х. Для этого в ячейку y введем формулу: =ЕСЛИ(A2>0;10*A2^2+8;1/TAN(A2)-8*A2)Получим,|
x | y | | -10 | 78,45764895 | | -9,1 | 75,76999833 | | -8,2 | 65,96052285 | | -7,3 | 57,78140303 | | -6,4 | 42,67840674 | | -5,5 | 45,00443553 | | -4,6 | 36,68713541 | | -3,7 | 27,99931638 | | -2,8 | 25,21270349 | | -1,9 | 15,54163536 | | -1 | 7,357907384 | | -0,1 | -9,166644423 | | 0,8 | 14,4 | | 1,7 | 36,9 | | 2,6 | 75,6 | | 3,5 | 130,5 | | 4,4 | 201,6 | | 5,3 | 288,9 | | 6,2 | 392,4 | | 7,1 | 512,1 | | 8 | 648 | | | Построим график функции с помощью мастера диаграмм:Найдем точки пересечения с осями координат. Ось ординат.С осью ординат график пересечений не имеет, т.к. при х=0 происходит деление на 0.Ось абсцисс. Для этого исследуем обе функции. Получим, что при х>0 функция не может иметь нулевого значения. Тогда, исследуем вторую функцию, допуская y=0, тогда: . Воспользуемся надстройкой поиск решения, введя полученную формулу в ячейки А25 и А26 изменяя ячейки В25 и В26 соответственно: Получим две точки пересечения с осью абсцисс. |
-2,562E-07 | -0,346354111 | | 2,5616E-07 | 0,346354111 | | | Задача 3. Создание базы данных с помощью СУБД MS AccessИспользуя логическую модель создать базу данных «Факультет» создадим структуру таблиц и заполним их данными, получим:1. Студенты2. Оценки3. ДисциплиныСоздадим необходимые связи между таблицами:Разработаем кнопочную форму-меню для работы с базами данных, в которую поместим созданные формы и отчеты. Реализуем возможность замены и добавления данных в исходные таблицы. Установим в параметрах запуска базы данных автоматический выход кнопочной формы.
|
|