Рефераты
 

Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы "Электронная Россия"

p align="left">Система ESCOM.DOC может поставляться в коробочном варианте или в адаптированном к специфике заказчика виде.

11. "Кодекс: Документооборот", разработчик ГП "Центр компьютерных разработок" http://www.kodeksdoc.spb.ru

Система "Кодекс: Документооборот" - это комплекс взаимосвязанных систем делопроизводства, банков документов и корпоративных сервисов, обеспечивающих автоматизированное решение задач делопроизводства и документооборота в органах государственной власти и других организациях. Система "Кодекс: Документооборот" ориентирована на стандарты и практику Российского делопроизводства и основана на опыте внедрения в подразделениях делопроизводства в органах государственной власти и других организациях.

Одной из особенностей отечественного делопроизводства является разделение должностных функций по работе с документами между руководителями и делопроизводителями. Более того, в подразделениях делопроизводства также существует разделение труда, обычно построенное на работе определенных сотрудников с определенными документопотоками. Структура подсистем "Кодекс: Документооборот" полностью перекрывает это функциональное распределение работ с документами в соответствии с документопотоками. Система "Кодекс: Документооборот" может внедряться как вся в целом, так и отдельными составными частями. Функциональный состав и количество рабочих мест определяется в соответствии с производственной необходимостью и финансовыми возможностями организации. Доступ к документам в системе "Кодекс: Документооборот" возможен с использованием Internet/Intranet технологий. Пользователь, имеющий необходимые права доступа может работать с документами на своем рабочем месте, используя стандартный Интернет-браузер.

При выборе программного продукта следует учитывать размер организации (ведомства, подразделения) и специфику задач. Однако при таком большом количестве разнообразных систем, на данный момент еще не создана универсальная программа, которая бы полностью соответствовала концепции электронного правительства. Разнообразие внедряемых продуктов приводит к несостыковке продуктов, внедренных в разных ведомствах , и обмен информацией возможен только при помощи электронной почты в сети Интернет. Информация в системе является, закрытой не только для общества, но и для другого органа власти. Шаги по преодолению этой проблемы состоят в создании единых баз данных и раскрытии информации, что помогло бы исключить ведомственную разрозненность информации.

В техническом аспекте электронного документооборота также важно наличие электрофицированных сетей, позволяющих организовать доступ к Интернет всех слоев населения даже из самых отдаленных глубинок. Даже самый дорогой программный продукт останется бесполезным и будет использовать не полностью если нет выхода в сеть Интернет и связи, посредством него, со всеми органами власти от Камчатки до Калининграда, взаимодействия с иностранными государствами и с простыми гражданами. Государственным органам власти необходимо строить электронный документооборот, используя ресурсы и возможности Интернета. Эта сеть настолько глобальная, что без ее участия невозможно делать преобразования посредством внедрения ИКТ в государственный и другие секторы, для перехода к информационному обществу. Также необходимо обучение персонала работе с ИКТ. Программа даже самая дорогая просто «бесполезный ярлык на рабочем столе» в неумелых руках.

Электронный документооборот должен быть аналогичен бумажному (традиционному) документообороту в плане его организации и законности. И тут же опять всплывает проблема подтверждения подлинности электронных документов, что бы не говорили об улучшении в этой сфере и плюсах использования ЭЦП, в настоящем ее виде, ясно одно организации не спешат ее использовать, доверяя проверенной рукописной. Органы власти в соответствии с программой электронного правительства, обязаны будет вести электронный документооборот и подписывать все документы ЭЦП. Но государство живет не в вакууме, и все общественные институты находятся в взаимодействии с другими. Следовательно, полный электронный документооборот не наступит в ближайшем обозримом будущем, какие бы программы и законы не принимались. Невозможно все предприятия перевести на электронный документооборот, и снабдить всех граждан ЭЦП. Органы власти будут использовать электронный документооборот только в своей среде. А с внешней средой взаимодействие будет продолжаться как и раньше.

Следующая проблема всех без исключения программных продуктов в том, что они рассматривают процесс архивного хранения электронных документов, как некую базу данных, в которую можно зайти, найти документ, поработать с ним, и отправить его обратно. Для сохранения информации делаются копии на оптических дисках. Но диски на данный момент хранятся не более 10 лет, и регулярно надо производить их проверку. К тому же электронные документы, как и обычные нужно будет сдавать в государственные архивы, срок годности дисков небольшой и получается что вся тяжелая работа лежит на государственных архивах, такая как перепроверка и перезапись, подготовка специальных помещений для хранения. Не надо также забывать про системы безопасности и про постоянное устаревание комплектующих ПК. Получается легкий в управлении электронный документооборот, имеющий много плюсов, скрывает много подводных камней. Попытки использования электронного документооборота для эффективного государственного управление могут обернуться тем, что лет через 20 информация, записанная сегодня будет нечитаемой или несохраненной и пласт человеческой истории исчезнет. А материальные бумажные документы, как пролежали, так и еще пролежат много сот лет. При использовании ИКТ, нужно соблюдать предельную осторожность и использовать комплексы электронных и бумажных документов, постепенно сокращая количество бумажных, но не избавляясь от них все - таки до конца.

Глава 2. Практический аспект реализации функций электронного правительства в информационном обществе

2.1. Международный опыт внедрения электронного правительства

Внедрение «электронного государства» начинается с реформ государственного управления 1990-х годов. На сегодняшний день в практике реализации проектов электронного правительства в разных странах приоритет отдается развитию так называемой концепции «оne-stop, non-stop» (то есть единой системы, действующей в безостановочном режиме) -- постадийному построению правительственных информационных порталов, обеспечивающих широкий доступ к информации и услугам, относящимся к сфере компетенции органов власти и государственного управления. Посредством этих порталов и интранет-коммуникаций создаются информационные связи между субъектами государственной власти федерального и регионального уровней, то есть организуется обмен экономической, правовой, статистической и прочей информацией «по вертикали». Помимо этого, в рамках государственных информационных порталов создается электронный рынок товаров и услуг в интересах обеспечения государственных структур дополнительными возможностями реализации их функций: заинтересованный бизнес привлекается к участию в тендерах на выполнение госзаказов и разнообразных социальных программ. Следующим этапом развития правительственных порталов является их продвижение в сторону «электронной демократии», создания новых форм взаимоотношений, информационного обмена и обратной связи между гражданами и государством, населением и всеми ветвями власти, электоратом и депутатским корпусом, -- вплоть до внедрения системы электронных выборов.

К разряду наиболее выполнимых и востребованных сейчас функций правительственных порталов относится, безусловно, организация единого входа в весьма многочисленные и «распыленные» по ведомственным серверам информационные ресурсы различных органов власти и государственного управления, ориентированные на широкую аудиторию. Упрощение публичного доступа к этим ресурсам, предоставляющим населению информацию о деятельности государственных институтов, и создание максимально дружественного интерфейса для обеспечения компьютерной связи общества с государством может само по себе свидетельствовать о серьезности намерений правительства по строительству системы электронного правительства и способствовать повышению общественного авторитета власти.

За многофункциональными порталами электронных правительств скрываются системы автоматизации управления госорганов, позволяющие реализовать открытость структур для граждан и быстрый доступ к решениям, а также экономящие средства налогоплательщиков. На сегодняшний день не существует никакого единого шаблона, который мог бы отвечать всем условиям и решениям задачи формирования электронного правительства. Каждая страна имеет уникальное сочетание обстоятельств, приоритетов и наличных ресурсов.

Великобритания.

Центральный Правительственный Портал Великобритании (http:// www.ukonline.gov.uk) предоставляет общую правительственную информацию. Он соединяет вместе информацию и консультационные сервисы из различных источников. При этом центральным разделом портала, реализующим данный подход, является раздел "Ваша жизнь" (Your life), который как бы разбит на два подраздела:

Этапы жизни (Life stages).

Жизненные эпизоды (Life events).

В первую очередь были реализованы следующие Жизненные Эпизоды:

Д появление ребенка;

Д криминальная ситуация;

Д переезд в новый дом (квартиру);

Д смерть близких и другие трудные проблемы;

Д обучение вождению автомобиля;

Д поездки (в командировку и пр.).

Эти возможности были реализованы в первую очередь на основе исследований о наиболее популярных сервисах. В дополнение к ним добавлены следующие Жизненные Эпизоды:

Д выбор школы;

Д переход в другую школу;

Д поиск работы;

Д пенсия и выход на пенсию;

Д уход за кем-либо;

Д открытие бизнеса.

Очень часто информация и услуги, связанные с одним "жизненным эпизодом" предоставляется различными правительственными агентствами и недоступна где-либо еще из единого источника. Группирование он-лайновых услуг вокруг конкретных жизненных эпизодов предназначено для того, чтобы сделать общение граждан с государством более простым. Портал также представляет расширенный сервис поиска, названный "Быстрый поиск" (Quick find), что упрощает навигацию через море правительственной информации. Центральный правительственный портал ukonlinegov.uk также дает описания и ссылки на целый спектр правительственных услуг, которые в настоящее время уже доступны гражданам и бизнесу.

По мере того, как портал будет развиваться, он будет включать новые ссылки на другие правительственные Web-сайты, описания и ссылки на услуги и информацию. Ukonline.gov.uk также предоставляет возможность гражданам обсуждать различные проблемы через раздел, названный Пространство Гражданина (Citizen Space). Раздел информирует о планах изменений в области общественной жизни и дает возможность гражданам высказывать свою точку зрения.

Центральный правительственный портал ukonline.gov.uk очень четко позиционирован как естественная начальная точка ко всей остальной правительственной информации и услугам, где граждане могут также взаимодействовать с правительством.

Великобритания пошла по пути осторожного и постепенного строительства основы электронного Правительства. Суть этого подхода состоит в построении в первую очередь основных инфраструктурных строительных блоков до того, как запускать новые услуги. Инфраструктура обеспечивается через так называемый Правительственный Шлюз Government Gateway (http://www.gateway.gov.uk), который обеспечивает возможности дальнейшего наращивания услуг. Этот сайт обеспечивает централизованные сервисы регистрации для выполнения безопасных транзакций с правительством.

Проект центрального правительственного портала Ukonline.gov.uk и Государственный Шлюз Government Gateway являются двумя ключевыми инициативами концепции электронного правительства Великобритании. При этом центральный правительственный портал Ukonline.gov.uk рассматривается как ключевой элемент трансформирования способов организации и предоставления услуг гражданам, средство обеспечения лучшей интеграции государственных услуг и средство объединения всей правительственной информации для он-лайнового представления.

Для достижения этого, предполагается, что Ukonline.gov.uk обеспечивает: центральную точка входа для граждан с точки зрения получения правительственной информации и услуг государства, доступ для интерактивного взаимодействия с государством по разным каналам, возможности партнерства для государственных и частных организаций обеспечивать с точки зрения предоставления услуг, безопасную среду выполнения, в которой граждане могут выполнять транзакции с государством.

Роль Правительственного Шлюза Government Gateway состоит в обеспечении того, что различные государственные ведомства могут быть объединены так, что в итоге гражданину предоставляются интегрированные и прозрачные услуги. Шлюз обеспечивает необходимую маршрутизацию и интеграцию сервисов, а также необходимые средства безопасности и аутентификации. Великобритания уделяет большое внимание стандартам и протоколам, которые должны гарантировать совместимость правительственных систем и технологий.

Однако, несмотря на достигнутые результаты в последнее время в британском обществе стало разворачиваться движение «пассивного протеста» политике e-government, выразившееся в лозунге «Нас устраивает традиционное государство -- мы не желаем электронного».

США.

В США электронное правительство реализуется на основе правительств отдельных штатов. Независимо работают проекты информатизации общефедеральных функций, например президентской: http://www.whitehouse.gov. Отсюда рядовой американец может попасть на сайты отдельных федеральных департаментов. В качестве образцово-показательного варианта реализации идеи электронного правительства можно привести опыт штата Флорида (http://www.myflorida.com). Здесь есть не только информация о самом штате (история, культура), необходимые для жизни сведения (прогноз катастроф, инструкция по действиям во время ураганов, столь частых в этом штате), но и множество других важных данных и функций. Например, онлайн проверка срока действия водительских прав (вводите номер в форму -- получаете ответ), справка по лицензированию деятельности архитекторов в штате Флорида и соответствующие формы для заполнения в формате PDF (получить лицензию онлайн или хотя бы оплатить взнос через Интернет нельзя).

Если же человеку по каким-то причинам необходимо самостоятельно явиться в органы власти -- он легко находит нужный адрес, указывает свой статус (гражданин США, иммигрант, гость), цель посещения (от смены имени или адреса до сдачи письменного экзамена по вождению мотоциклом) -- и узнает время аудиенции. Однако столь высокий уровень сервиса -- отнюдь не панацея: достаточно вспомнить, что подсчет голосов именно во Флориде стал причиной скандала во время выборов, приведших в Белый Дом Джорджа Буша.

Власти Соединенных Штатов (которые, в противовес британским, считают именно себя инициаторами и первопроходцами разработки и воплощения идей e-government) приступили к выполнению последнего из запланированных этапов развития федерального правительственного портала http://www.firstgov.gov, вокруг которого объединены 27 миллионов единиц государственного управления, связанных с оказанием общественных услуг. К числу своих главных достижений организаторы американского электронного правительства относят тот факт, что по их данным в 2006 году 15% всех взимавшихся в стране налогов (а это более 600 млрд. долларов) были проведены через Интернет. Однако даже несмотря на такие впечатляющие цифры, специалисты Accenture ставят сегодня США только на третье место в мире по уровню сетевого общения государства с населением: по мнению аналитиков, в этом аспекте Соединенные Штаты сейчас уступают Канаде и Сингапуру.

Франция.

Значительным шагом на пути к созданию электронного правительства Франции явилось построение в 2000 г. централизованного административно-государственного интернет-портала, открывшего пользователям через единое сетевое окно доступ к 2,6 тыс. веб-узлам органов законодательной, исполнительной и судебной власти страны всех уровней, а также более чем к 2 тыс. веб-ресурсов Евросоюза и отдельных входящих в его состав государств. Интересно, что только за первый год функционирования портала его услугами воспользовались свыше 600 тыс. французских граждан, при том, что общее количество пользователей Интернета в стране достигло к тому времени 6 млн. человек.

Портал электронного правительства Франции (http://www.service-public.fr) предлагает пользователю три варианта взаимодействия -- в зависимости от той роли, в которой он заходит на сайт: просто житель, специалист (раздел посвящен профессиональным вопросам), гражданин. В основном сайт носит информационный характер и содержит сведения о необходимых документах и процедурах (например, регистрации брака с брачным договором), тарифах и налогах. Из любого тематического раздела ссылки ведут на сайты соответствующих министерств, где набор функций может отличаться в зависимости от направления деятельности.

За этими возможностями скрывается большая проделанная работа. В настоящий момент большинство французских государственных органов работают на основе внутренних сетей, идет работа над созданием сети, соединяющей все ведомства. Подача налоговых деклараций предприятий и частных лиц может осуществляться через Интернет уже сейчас.

На пути расширения пользовательской базы электронного правительства Франции существует ряд препятствий. Согласно результатам исследования компании Capgemini, основными барьерами остаются предпочтение «человеческих» контактов «электронным», которое по традиции отдают многие представители определенных слоев гражданского населения, а также серьезная обеспокоенность соблюдением в Интернете прав на конфиденциальность и приватность циркулирующих там данных. При этом потенциал развития и совершенствования структур «электронного правительства» Франции остается необычайно высоким: 71% граждан страны считают электронные услуги главным инструментом обращения внимания госадминистрации на нужды населения, а 65% называют эти услуги определяющим фактором экономии государственных средств, т.е. денег налогоплательщиков.

Германия.

Государственная программа построения «Электронного правительства» Германии является одной из самых крупномасштабных в Европе: затраты на ее осуществление только на федеральном уровне превысили к сегодняшнему дню 1,5 млрд. евро. Стратегическая цель этой программы была в 2000 г. предельно полно и исключительно образно сформулирована канцлером Герхардом Шредером: «Бегать должны данные, а не люди». Результатом процесса электронизации системы государственного управления стала, в частности, существенная экономия бюджетных средств: за один только 2006 г. расходы на содержание административного аппарата в стране сократились почти на 400 млн. евро.

Главным веб-ресурсом, обеспечивающим гражданам и предприятиям Германии онлайновый доступ к правительственным структурам и сервисам, считается портал (http://www.bund.de), связанный в настоящее время с 900 федеральными ведомствами, учреждениями и организациями и концентрирующий в себе информацию по 3 тыс. тем из экономической, производственной, правовой, медицинской, образовательной и многих других сфер жизнедеятельности общества. Количество ежедневных обращений к этому порталу достигает 60 тыс. По данным Федерального статистического управления Германии, в течение 2006 года правительственными сайтами и предоставляемыми ими услугами воспользовались 35% немецких компаний, из которых 84% таким образом получали официальные формы государственной регистрации и финансовой отчетности, 74% обращались за справочной информацией и организационно-распорядительной документацией, 71% поддерживал с соответствующими инстанциями обратную связь по вопросам экономического и юридического характера, а 17% участвовали во всевозможных онлайновых конкурсах на получение государственных заказов.

Ключевым элементом генерального плана реформирования германского государства на базе современных информационных технологий стала программа BundOnline 2005. В этой программе были изложены намерения правительства ФРГ к 2005 г. реализовать в Интернете максимально возможное количество функций и услуг органов власти общегосударственного масштаба, а также совместно с администрациями всех 16 федеральных земель искать пути внедрения электронных служб на региональном и местном уровнях. В рамках программы BundOnline был разработан целый ряд проектов, направленных на совершенствование взаимоотношений административных структур друг с другом (Administration-mit-Administration, A-A), с компаниями частного бизнеса (Administration-mit-Business, A-B) и с рядовыми гражданами страны (Administration-mit-Staatsburger, A-S). На первом этапе выполнения программы были реализованы сервисы, которые можно отнести к разряду сугубо информационных. Среди них -- услуги сайта Федерального министерства экономики и труда (Bundesministerium fur Wirtschaft und Arbeit), предоставлявшего справки об условиях открытия частных предприятий, или сайта Федерального бюро по антимонопольной политике (Bundeskartellamts), обеспечившего доступ к сведениям о слияниях и поглощениях компаний.

Однако количество и разнообразие веб-ресурсов федерального правительства Германии довольно быстро увеличивалось, и очень скоро в их числе оказались такие, которые предлагали и корпоративным, и индивидуальным пользователям чрезвычайно ценные и весьма актуальные услуги, касавшиеся, к примеру, оформления удостоверений личности в электронной форме, заполнения налоговых деклараций посредством Интернета или онлайновой финансовой отчетности о предпринимательской деятельности.

Если традиционный порядок оформления гражданами Германии своих персональных документов предусматривал необходимость неоднократных визитов человека в государственные ведомства и требовал, как правило, трех- или четырехнедельного ожидания, то в онлайновом режиме процедура оформления происходит значительно проще и быстрее. Теперь служба Федеральной типографии (Bundesdruckerei) предоставляет гражданам возможность заказать нужный документ по Интернету: сразу же после регистрации заявки данный документ создается в электронном виде, и в случае официального подтверждения его правомочности через несколько дней полностью оформленная «твердая копия» документа будет ждать своего владельца в соответствующем административном учреждении. Федеральная типография предоставляет эту услугу жителям всех регионов и областей страны, местные власти которых выразили готовность пользоваться этой службой.

Южная Корея.

Правительство Южной Кореи при формировании модели «электронной демократии» основной акцент сделало на удовлетворении информационных потребностей населения и внедрении информационно-коммуникационных технологий в систему культуры и образования. Успешное развитие «электронной демократии» позволило гражданам Южной Кореи усвоить мысль о собственной значимости и возможности действительного влияния на дела государства и общества. Важным и полезным в корейском опыте является осмысленная и дальновидная политика государства в деле развития электронной коммуникации. Создание единого информационного пространства в рамках всей страны не только усиливает позиции государства, но и ставит в практическую плоскость основной принцип демократии: народ - источник и носитель власти.

Сегодня неограниченный по объему трафика доступ к Интернету через телефонный модем стоит южнокорейскому пользователю всего лишь 5-7 долларов в месяц, выделенная высокоскоростная линия -- около 20 долларов (для справки: средняя зарплата в стране -- примерно 1600 долларов, а в крупных городах до 2000 долларов). А оттого и неудивительно, что наивысший процент потребителей сетевой информации и услуг приходится на студенческое сообщество (96,2%). Среди служащих и рядового инженерно-технического персонала постоянных посетителей Интернета заметно меньше (69%), а самая незначительная их доля -- в составе крестьян и рыбаков (4,1%). Социальный состав аудитории южнокорейской Сети изначально определял и ее тематическую направленность, и основные функции электронного правительства страны. Однако в последнее время в развитии этих функций проявился курс на максимальное удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста -- то есть той части населения, которая в наибольшей степени нуждается в облегчении и упрощении получения государственных услуг.

Эксперты университета Брауна во главе с профессором Дарреллом Уэстом считают, что нынешние успехи электронного правительства Южной Кореи являются закономерным результатом энергичных действий государственных властей, направленных на стимулирование развития телекоммуникаций. В некоторой степени, однако, это также и заслуга южнокорейской пропаганды, усилия которой сконцентрированы на том, чтобы доказывать миру, что их страна вошла в десятку ведущих промышленных держав, и привлекать внимание сограждан к тем направлениям экономического развития, которые в данный момент считаются приоритетными. Среднеобразованный кореец сейчас имеет, пожалуй, довольно смутное представление, скажем, о состоянии отечественной энергетики -- зато почти наверняка в курсе, что такое ADSL, ISP и WAP. При этом, в отличие от других индустриальных тем, телекоммуникации и информатика трактуются в значительно более широком контексте -- не просто и даже не столько как одно из направлений промышленного и технологического развития, а как одна из фундаментальных основ будущего общества, главный критерий его цивилизованности, важнейший фактор экономической конкурентоспособности страны.

Если проанализировать уровень развития электронных правительств в разных странах, то становится очевидно, что лучше всего обстоят дела в небольших странах. Не имея других козырей, они пытаются совершить рывок в сфере информационных технологий, переходя с последних мест на первые.

Ирландия еще 30 лет назад была одним из самых отсталых государств Европы. Однако в 80-90-х годах правительство сделало ставку на развитие IT-индустрии: в страну удалось привлечь американский капитал -- Microsoft, Novell, Oracle открыли на Зеленом острове свои филиалы. Широкополосные каналы связи протянулись от Дублина до городских и сельских населенных пунктов, а жители отдаленных регионов связываются с центром через спутник. Таким образом, была заложена база для развития электронного правительства, и когда был открыт основной портал, через который правительственные службы смогли взаимодействовать с рядовыми наследниками великой кельтской цивилизации (http://www.reachservices.ie), его посещаемость сразу оказалась на уровне десятков тысяч человек в день.

Теперь ирландцы, например, могут внести себя в реестр производителей и упаковщиков картофеля Potato Growers' and Potato Packers' Register, скачав соответствующую форму и уплатив взнос. Граждане Ирландии активно пользуются обратной связью, совершенствуя управление своей страной в режиме онлайн. Во что это обошлось? Суммарные затраты общественных средств (не только собственно ирландских) эксперты оценивают на уровне €150 млн, а вот экономия государственных средств от введения в строй этой системы почти в десять раз больше.

Попытку решить проблему повышения эффективности работы государственных органов предприняли и в Хорватии -- проект eGovernment Croatia стал частью информатизации всей страны. Он состоял их трех частей: информатизация деятельности госорганов, отношений государства и граждан, а также обратной связи -- от граждан к государству. Каждая часть получила, соответственно, собственную реализацию: порталы eGovernment Portal, Open eGovernment и eGovernment Gateway.

Поначалу государственные структуры Хорватии работали почти исключительно с бумажными документами: для того чтобы любой электронный документ стал документом государственного значения, его необходимо было распечатать. Таким образом, основной целью стал переход к работе с электронными документами: электронная подпись и подпись на бумаге одинаково правомочны, все департаменты соединены в одну сеть, которая и обеспечивает распространение подписанных электронными подписями документов.

Основой для работы системы стали продукты Microsoft -- семейство .NET Enterprise Servers, Windows Advanced Server. Все сотрудники госаппарата будут разделены на две группы пользователей -- внутренние пользователи из аппарата правительства и внешние пользователи из различных министерств и других государственных подразделений. Доступ пользователей в систему контролируется не только привычным образом -- логином и паролем, но и с помощью смарт-карт и цифровых сертификатов. Интерфейс, который используется для подготовки и управления материалами, получил название Back End («Основа» а интерфейс для заседаний правительства называется Front End («Витрина»). В отличие от первого он имеет несложную структуру, интуитивно понятен и управляется с помощью сенсорного экрана. После регистрации пользователю доступна информация как по текущему, так и по предыдущим заседаниям правительства, а также индивидуальная подборка новостей, личные сообщения от других пользователей, дополнительные средства (для голосования, принятия решений и т. п.) и средства поиска. В настоящий момент этот весьма амбициозный проект находится в стадии разработки (с 2002 года).

организацию электронного документооборота внутри правительства;

максимальный перевод в электронную форму взаимоотношений государства и гражданского общества;

использование Интернета для организации интерактивной связи и установления эффективной обратной связи власти с населением;

формирование диалогической по форме политической коммуникации, обеспечивающей контроль за управленческой деятельностью правительства как в процессе принятия решений, так и в ходе их реализации.

Практическое воплощение этих задач позволит электронным правительствам не только получать своевременную информацию о реакции народа на важнейшие решения, но и эффективно осуществлять идею сознательного участия и активного включения граждан в разрешение наиболее значимых проблем современного развития.

Необходимо учитывать и то, что среди стран, достигших к настоящему моменту наивысшего уровня развития структур электронного правительства, преобладают государства с федеративным устройством. Другой характерной чертой является то, что в силу специфики структуры информационных технологий в любой точке планеты может быть решена проблема централизации государственной власти при условии большой территориальной протяженности государства и разобщенности регионов. Третья особенность заключается в неуклонном стремлении стран -- участниц процесса обеспечить эффективность и доступность работы центральных и местных властей. В то же время использование информационных технологий для общекультурных целей в основном ограничивается образовательными и развивающими программами. И, наконец, еще одной характерной чертой является нацеленность государств, всерьез развивающих электронные технологии административного управления, на создание совместимой системы, которая позволит на равных участвовать в процессе информационной глобализации.

2.2. Оценка информатизации органов государственной власти Российской Федерации и Саратовской области

Активное развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий, создание электронного правительства является на сегодняшний день одним из важных факторов для повышения уровня социально-экономического развития каждого региона России, обеспечения достижения целей реформирования органов государственной власти, создания необходимых условий для включения страны в процесс перехода к информационному обществу.

Важно отметить, что за последние годы быстрыми темпами развивались фиксированная телефонная связь, мобильная телефонная связь и услуги передачи данных (Интернет). Стал существенно разнообразнее спектр таких услуг, как: IP-телефония, услуги, оказанные по предоплаченным карточкам, голосовая почта, видеоконференция, широкополосный доступ посредством абонентского шлейфа, ADSL и др. Быстрыми темпами также прогрессировала структура сектора электросвязи, существенно возросли количество и типы сетей, нуждающихся во взаимоподключении: сети фиксированной телефонной связи, сети мобильной телефонной связи, сети Интернет, кабельные сети ТВ-компаний и др.

Наличие такой развернутой инфраструктуры, делает сеть Интернет и возможности выхода в нее возможным для широкого круга населения. И поэтому, сегодня органы власти рассматривают создание порталов и сайтов в сети Интернет приоритетным и главным направлением. Это не совсем верно, потому что нынешние порталы носят скорее информативный характер. И пока не отвечают эффективному государственному управлению в рамках предоставления услуг.

Создан сервер органов власти РФ http://www.rsnet.ru из которого по ссылке можно выйти на сайты:

1)Президента РФ;

2)федеральных органов исполнительной власти;

3)федеральное собрание РФ;

4)судебная власть РФ;

5)Совет безопасности РФ;

6)центральная избирательная комиссия РФ;

7)счетная палата РФ;

8)генеральная прокуратура РФ;

9)региональные органы власти РФ, на этой странице представлен список всех субъектов РФ и ссылки на сайты, серверы или порталы их правительств;

10)государственные символы РФ;

11)законодательные акты РФ (представлена одна конституция РФ);

12)особо ценные объекты национального наследия РФ;

13)информация администрации сети RSNet.

Сервер или сеть RSNET (Russian State Network) представляет собой сегмент сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Сеть RSNET является следующим шагом в развитии сети RGIN - сегмента сети Интернет для органов государственной власти Российской Федерации (Russian Government Internet Network). Сеть RSNET создается на базе домена GOV.RU сети Internet и является совокупностью территориально распределенных сетей и серверов доступа, принадлежащих организациям, имеющим статус органа государственной власти Российской Федерации. Сеть RSNET предоставляет пользователям доступ к информационному пространству сообщества сетей Internet и размещает на своих серверах только официальные материалы, относящиеся к деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Сеть Russian State Network (RSNET) является подсетью сообщества сетей Internet и может быть использована для взаимного обмена открытой информацией между органами государственной власти Российской Федерации, аналогичными структурами субъектов Российской Федерации, а также информационного взаимодействия с правительственными и неправительственными организациями стран мирового сообщества. 

 Обозначены области допустимого использования сети RSNET:

1. Обмен информацией с организациями, как российскими, так и зарубежными, вне зависимости от того, какой конкретной сетью передачи данных они пользуются.

2. Получение различного рода данных из любых источников, необходимых для повышения эффективности деятельности органов государственной власти, а также для повышения профессионального уровня их работников.

3. Проведение социологических, статистических и других исследований, если это не связано с применением их результатов в коммерческих или военных целях.

4. Осуществление деловой переписки.

5. Доступ к российским и международным информационным ресурсам.

Созданный сервер является не единственной попыткой объединить информационные ресурсы одном месте и организовать «единую точку входа». Многие сайты органов власти имеют ссылки и возможности перехода из одного сайта в другой. Но данный сервер отличается большими возможностями в данном плане.

Для взаимодействия органов власти между собой и населением, необходимо, чтобы нормативно-правовая база была доступна для любого пользователя. Это позволяет гражданам быть в курсе происходящих изменений и, зная законы, иметь представления о своих правах, обязанностях и обязанностях государства перед ними. Поэтому создание межведомственных баз данных также является одной из главных задач по реализации направления открытия документации. Наряду с известными программами Гарант и Консультант-Плюс, создан Федеральный регистр v.2.01 Электронная база данных http://www.registr.bcpi.ru, который представляет собой официальную информационно-поисковую систему министерства юстиции РФ по нормативным правовым актам субъектов РФ и предназначен для формирования и ведения единой базы данных нормативных правовых актов РФ. На сегодняшний день система внедрена и функционирует во всех субъектах РФ. Все документы Федерального регистра формируются в соответствии со стандартами, принятыми в данной системе, что позволило привести к единообразию оформления всех документов Федерального Регистра и сокращению объем хранимой служебной информации.

Для поиска необходимо внести информацию известную вам в поисковик и из всплывающего окна выбрать необходимый элемент. Можно активировать справочные данные, окно с информацией будет содержать разделы: название документа, номер государственной регистрации, вид, дата принятия, номер принятия, издающий орган, государственный классификатор, публикация, статус.

Можно отметить тот факт, что информатизация в регионах происходит неоднородно. Рассмотрим пример Саратовского региона.

В рамках Саратовской области можно сказать, что в ноябре 2006 года подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и министерством экономического развития и торговли Саратовской области о сотрудничестве и взаимодействии в области реализации программных мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Федеральная программа напрямую связана с административной реформой, являясь основным инструментов ее реализации. В 2006 году областное министерство экономического развития и торговли стало единым центром управления и информатизацией, и административной реформой. Разработка и внедрение архитектуры «электронного правительства» области должны осуществляться в соответствии с задачами административной реформы в области. Очевидно, что реализация основных направлений административной реформы, таких, как модернизация системы информационного обеспечения органов власти, повышение качества и результативности их деятельности, совершенствование системы предоставления государственных услуг, а также взаимодействия власти и общества, невозможна без широкого использования ИКТ.

К задачам министерства отнесены разработка нормативно-правовой базы по информатизации региона, разработка и реализация областных программ и проектов по информатизации, формирование организационно-экономического механизма создания информационных систем органов исполнительной власти области.

Постановлением Правительства Саратовской области от 2 августа 2006 года № 239-п «Вопросы некоторых органов исполнительной власти Саратовской области» в структуре министерства экономического развития и торговли Саратовской области создано управление по информатизации. Основной функцией управления является формирование и контроль за реализацией государственной политики в сфере информатизации области в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития Саратовской области.

В ряде министерств и ведомств существуют собственные структурные подразделения, ответственные за вопросы информатизации: управление информационных технологий и связи управления делами Правительства области, управление информационных технологий министерства здравоохранения и социальной поддержки области, отдел информационных технологий министерства финансов области, отдел информатизации и программного обеспечения комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог области. Данные подразделения осуществляют реализацию ведомственных проектов по информатизации в тесном взаимодействии с управлением по информатизации министерства экономического развития и торговли области.

В целях обеспечения согласованной деятельности по
 информатизации Саратовской области в органах государственной власти области Постановлением Правительства Саратовской области от 12 февраля 2007 года № 42-П создан межведомственный совет по информатизации в Саратовской области. В состав межведомственного совета вошли представители органов исполнительной власти и высших учебных заведений области - СГТУ, ПАГСа, СГУ и СГСЭУ. Функции межведомственного совета заключаются в разработке предложений по вопросам информатизации области, осуществлении межведомственной координации, проведении экспертизы государственных проектов в сфере внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий, рассмотрение других вопросов, связанных с процессами построения электронного правительства и информатизации области.

Информатизация Правительства Саратовской области.

В органах исполнительной власти Саратовской области широко используются Интернет- и Интранет-технологии. Доступ в Интернет организован как стандартный сервис корпоративной сети Правительства области, обеспечивается с рабочих мест сотрудников органов исполнительной власти и широко используется в их повседневной деятельности для поиска и анализа информации.

10 мая 2007 года запущен новый официальный портал Правительства Саратовской области (http://saratov.gov.ru). Изменился дизайн ресурса, его содержание и наполнение. Новый Интернет-портал будет оперативно информировать о происходящих в Саратовской области общественно-политических, социально-экономических и культурных процессах, будет решать задачи открытости деятельности органов исполнительной власти области, создаст условия для взаимодействия исполнительных органов власти области с гражданами, хозяйствующими субъектами и общественными объединениями. Планируется развитие портала, создание новых рубрик и разделов. В результате ресурс должен стать единой точкой доступа ко всем информационным ресурсам органов исполнительной власти области.

Порядок работы официального портала, основные задачи, его структура и содержание определены Постановлением Правительства Саратовской области от 27 февраля 2007 года № 78-П «О мерах по представлению органов исполнительной власти Саратовской области и органов местного самоуправления в сети Интернет». http://www.saratov.gov.ru/government/structure/mineconom/inform/pp_78.php

Постановление является попыткой объединить органы исполнительной власти в единое информационное пространство. Все ведомства при создании своих представительств в Интернете теперь должны соблюдать единый дизайн, порядок наполнения сайта информацией, определенную структуру. Предусмотрена ответственность за ведение сайта, что позволит, например, исключить ситуации, когда информация не обновляется месяцами.

Сайт правительства содержит следующие разделы:

Новости

Саратовская область

Губернатор

Пресс-служба губернатора области

Правительство

Бюджет Саратовской области

Программы и проекты

Страница инвестора

Госзаказ общественная приемная

Фотогалерея

Вакансии

Справочная информация

Недостатками можно считать неудобство в использовании, такое как: при переходе со страницы не страницу открывается не новое окно, а меняется страница. Это не очень удобно, потому что приходится постоянно возвращаться к предыдущей странице. Сайт содержит ссылки на сайты некоторых министерств, в общем можно сказать что сайт носит информационный характер, отличается небольшой информативностью, и единственное полезное что можно там найти: структуру Правительства, с указанием электронных адресов руководителей, нормативно-правовую базу, которая естественно не является полной, а лишь отражает основные правовые акты области, можно написать жалобу или заявление в Управление по обращениям граждан.

Система электронной почты органов исполнительной власти построена на основе стандартов Интернет с использованием корпоративного решения Microsoft, насчитывает около 1400 пользователей.

Основными и наиболее востребованными информационными ресурсами органов исполнительной власти области являются постоянно обновляющиеся нормативно-правовые базы данных, информационные ресурсы отраслевых министерств и структурных подразделений Правительства области.

В структурных подразделениях Правительства идет процесс внедрения специализированных информационных систем:

-электронного документооборота, состоящая из подсистем «Служебная корреспонденция», «Контроль исполнения документов», «Электронная протокольная служба», «Электронный банк документов», «Центральная справочная система», «Система подготовки документов», «Письма и обращения граждан». Разработчиком является система «Кодекс: документооборот». Система "Кодекс: Документооборот" обладает широкими возможностями в области настройки на методику делопроизводства в конкретной организации, т.е. поддерживает:

 централизованную и децентрализованную схемы организации делопроизводства;

сквозной и раздельный принцип нумерации документов по отношению к номенклатуре (индексу номенклатуры) дел;

обмен информацией в электронном виде в рамках локальной сети и между территориально удаленными подразделениями;

ведение классификаторов средствами функциональных систем.
Система "Кодекс: Документооборот" может внедряться как вся в целом, так и отдельными составными частями. Функциональный состав и количество рабочих мест определяется в соответствии с производственной необходимостью и финансовыми возможностями организации. Модульность системы позволяет:

 более полно реализовать функциональные потребности для работы с определенными видами документов;

снизить стоимость каждого отдельного рабочего места;

осуществлять поэтапное внедрение функциональных систем.

-во всех областных и районных финансовых органах установлено единое программное обеспечение АС «Бюджет», которое позволяет ежедневно предоставлять в министерство финансов области информацию по планированию и исполнению бюджета в автоматизированном виде без значительных затрат рабочего времени. Финансовые органы муниципальных образований области и министерство финансов области используют единое программное обеспечение. В базе данных министерства финансов области при помощи программного комплекса «Удаленное рабочее место» работают главные распорядители и получатели бюджетных средств. Передача финансовой информации осуществляется в электронном виде по каналам связи. В настоящее время ведется работа по установке программного обеспечения получателям средств областного бюджета, расположенным на территории г. Саратова и муниципальных образований области;

-в управлении делами Правительства области с начала 2005 года введена в эксплуатацию автоматизированная система управления финансами на базе корпоративной информационной системы «Галактика». Планируется ее внедрение в подведомственных управлению делами подразделениях для обеспечения единого стандарта финансового учета. В других министерствах и ведомствах Правительства области используются финансовые системы «Парус» и «1С»;

-министерство экономического развития и торговли области внедряет автоматизированную информационную систему «АИС-Регион» для прогнозирования социально-экономических процессов. Она представляет собой упорядоченное хранилище данных и позволяет осуществлять имитационное моделирование социально-экономических процессов. Система служит инструментом в опытных разработках прогноза социально-экономического развития области;

-министерство здравоохранения и социального развития области внедряет АИС «Электронный социальный регистр области», которая позволит вести максимально полный и достоверный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, обеспечить адресность социальной помощи, осуществить централизованный контроль правомерности предоставления организациями льготных услуг гражданам Саратовской области.

Следует отметить, что на уровне Правительства области и его структурных подразделений, по сравнению с районами области, отчетливо выражена концентрация телекоммуникационных и информационных ресурсов, что не позволяет на местах успешно решать единые задачи в сфере информатизации.

Информатизация Саратовской областной Думы.

В Саратовской областной Думе создана и постоянно развивается собственная локальная компьютерная сеть, которая связана с сетью Правительства области выделенным каналом связи. Обеспечена работа депутатов и сотрудников аппарата с системами нормативно-правовой информации. Используется комплексное решение для учета и управления «Предприятие» и «Зарплата и кадры».

Осуществляется формирование, развитие и актуализация электронного архива документов областной Думы (постановлений, законов и вводящих их в действие распоряжений Губернатора области). С этой целью используется внедренная в 1999 году система электронного документооборота. В электронном архиве наряду с карточками с атрибутивной информацией, хранятся полные тексты документов, в которые регулярно вносятся принимаемые изменения.

С 1999 года работает официальный сайт Саратовской областной Думы (http://www.srd.ru). Систематически проводятся опросы его посетителей по различным аспектам, связанным с деятельностью областной Думы. Работает общественная Интернет - приемная, в которой граждане могут получить квалифицированные ответы на интересующие их вопросы. Большое внимание уделяется информационной безопасности.

Саратовская областная Дума вошла в первоначальный перечень из
27 региональных парламентов, подключаемых к компьютерным сетям в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)». В ноябре 2004 года завершена настройка установленного оборудования. У сотрудников областной Думы появилась возможность пользоваться информационными ресурсами, размещенными в локальных сетях Совета Федерации, Государственной Думы и подключившихся к ним региональных законодательных органов. Участники ФЦП «Электронная Россия» могут посещать официальный сайт Саратовской областной Думы, минуя Интернет, используя каналы связи, организованные при проведении мероприятий этой программы. Законодательный орган области вошел в первый десяток регионов Российской Федерации, предоставивших другим такую возможность.

Информатизация муниципальных образований.

В 2007 году запущен единый электронный портал муниципальных и государственных средств массовой информации области (http://www.saratov-media.ru), созданный по инициативе министерства информации и печати Саратовской области. Цель проекта - повышение доступности к информации из районов Саратовской области для населения, создание условий для оперативного информационного обмена и продвижения районных изданий области в сети Интернет.

В феврале 2008 года создан многофункциональный центр в Балаковском муниципальном районе. Главные задачи его работы упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг, существенное сокращение сроков их предоставления, повышение комфортности их получения. Для этого между всеми службами, задействованными в МФЦ, заключено соглашение о сотрудничестве.

Можно сказать, что существует большой разрыв между муниципальными органами власти и региональными. В муниципальных органах нет достаточного количества ПК, и даже многие из тех которые имеются, устарели, недостаточная квалификация персонала, минимальное финансирование и многое другое. Но даже то, что региональные органы оснащены необходимым оборудованием и имеют обученный персонал, не позволяет говорить, что концепция электронного правительства работает. В основном сделана техническая работа, но современное оборудование используется вместо печатной машинки по большому счету, зачастую не учитывая административных преобразований. Следует понимать, что ИКТ это лишь инструмент, и от того кто, как и в каких целях им пользуется зависит качество государственного управления и согласованность его с административными преобразованиями.

Заключение

Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010гг.), в процессе реализации претерпела существенные изменения. От реализации задач в сфере повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распределения ИКТ, создания технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширения подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей перешла к реализации задач в сфере повышения качества и эффективности государственного управления на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечение эффективного использования органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий, расширения возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав. Основным направлением программы стало построение электронного правительства.

В процессе проведенного исследования были выявлены следующие проблемы:

-несовершенство законодательства, которое проявляется в отсутствии его комплексности;

цифровое неравенство;

большое географическое пространство;

параллельный ход административной реформы и программы «Электронная Россия», что замедляет процесс их внедрения, так как согласование занимает слишком много времени и зачастую они дублируют друг друга;

использование электронного документооборота в органах государственной власти, начиная от обучения сотрудников и внедрения программных продуктов и заканчивая сохранением электронной информации;

ведомственная несогласованность ;

проблема раскрытия государственной информации не позволяет реализоваться принципу открытости государственного управления;

недостаточное финансирование программы;

информационная безопасность и защита информации;

отсутствием единого подхода при разработке программно - аппаратных комплексов.

Работа по устранению проблем и решению поставленных задач идет в каждом регионе неоднородно. С начала 2007 года Саратовская область активно включилась в реализацию ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В ноябре 2006 года подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и министерством экономического развития и торговли Саратовской области о сотрудничестве и взаимодействии в области реализации программных мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)». С сентября 2007 года через сеть Интернет проводится дистанционное обучение государственных служащих Правительства Саратовской области по программам совершенствования государственного управления. В области разработаны следующие основополагающие правовые акты: постановление Правительства Саратовской области от 8 декабря 2006 года № 388-П «О концепции информатизации Саратовской области до 2010 года», закон Саратовской области от 2 августа 2007 № 146-ЗСО «Об областной целевой программе "Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы"»;

В Правительстве Саратовской области в 2006 году создано Управление по информатизации, в рамках реализации выполнения задач «Электронной России». Во многих органах власти существуют специальные подразделения и отделы, занимающиеся вопросами информатизации.

Разработана нормативно-правовая база внедрения ИКТ в органы государственной власти и местного самоуправления, с которой можно ознакомиться на портале Правительства Саратовской Области (http://saratov.gov.ru). Там же можно найти Паспорт информатизации региона в разделе «Информатизация» на странице Министерства экономического развития и торговли.

Ведется внедрение ОЦП «Информатизация Саратовского региона (2008-2010гг.)», на данный момент сложно оценить эффективность программы поскольку она только начала свою работу. В Правительство внедряется система электронного документооборота, установлена программа «Кодекс: Документооборот». Связь с другими организациями обеспечивает Интернет, а точнее электронная почта.

В последнее время совершен технологический прорыв, но, по-прежнему, сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов. Или так называемое «цифровое неравенство», которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества.

На данный момент можно сказать, что программа «Электронная Россия» внедряется в жизнь с учетом реалий каждого региона и на ее основе создаются свои региональные программы. Необходимо применение комплексного подхода, а то получается так, что каждый регион внедряет ИКТ, но они зачастую несовместимы друг с другом.

О том успешной была ли программа можно будет сказать, когда этапы ее реализации закончатся и будут подведены итоги, но уже сейчас видно, что одной программы недостаточно, необходимо создание комплекса нормативно-правовых документов на федеральном уровне и создание такой системы отчетности, при которой можно было бы реально оценить эффект внедрения в стоимостных и социальных показателях.

Итак, для того чтобы программа работала необходимо:

1)полное техническое оснащение и переоснащение ИКТ для чего требуется дополнительное целевое финансирование;

2)подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями;

3)систематически или постоянно осуществлять планомерную переподготовку сотрудников всего кадрового состава органов государственной власти;

4)на основе федеральных законов и инструкций безотлагательно разработать соответствующие регламенты, положения, инструкции для практической деятельности в анализируемой сфере;

5)более активно, в интересах успешного решения исследуемой проблемы, привлечение научного потенциала ВУЗов и НИИ г.Саратова, что должно выражаться в разработке научно-методических пособий, наставлений, инструкций и т.п.;

6)наличие строгого систематического контроля со стороны соответствующих властных структур для успешного выполнения реализуемых задач.

Предлагаемые меры распространяются как на региональные и федеральные органы власти, так и на местные органы власти и в этом плане направлены на преодоление проблемы «цифрового неравенства».

Одно ясно, что вхождение России в информационное общество процесс длительный и проблемный, а повышение качества государственного управления, для чего собственно и служит программа, возможно, но требует не столько технологических подходов, а скорее изменения мировоззрения населения на государство, осознания того, что оно тоже может принимать участие в управлении страной и реализовывать свои гражданские и конституционные права посредством использования ИКТ.

Перечень источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием от 12 декабря 1997года.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (с изм. от 30.12.2004) и часть 2 от 26 января 1996 № 14-ФЗ (с изм. от 30.12.2004.

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ.

4. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 года

№ 152-ФЗ.

5. Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 10.01.2002г. № 1-ФЗ.

6. О связи: Федеральный закон от 7 июля 2003г. № 126-ФЗ (с изм. от 27.07.2006г.).

7. О языках народов Российской федерации: Закон Российской Федерации от 25 октября 1991г. № 1807-1 (с изм. и доп. от 24 июля 1998г., 11 декабря 2002г.).

8. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993г. № 5485-1 (с изм. и доп. от 22 августа 2004г.).

9. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ.

10. О порядке рассмотрения обращений граждан: Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ.

11. Об архивном деле в РФ: Федеральный закон от 22 октября 2004г. № 125-ФЗ.

12. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ.

13. О государственном языке Российской Федерации: Федеральный закон от 1 июня 2005г. № 53-ФЗ.

14. О государственной гражданской службе РФ: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ (с изм. от 02.02.2006 N 19-ФЗ).

15. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (с изм. от 08.11.2007 №257-ФЗ).

16. Об областной целевой программе "Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы": Закон Саратовской области от 2 августа 2007 № 146-ЗСО.

17. Указ Президента РФ от 11 февраля 2006г. № 90 «О перечне сведений, отнесённых к государственной тайне».

18. Указ Президента Российской Федерации N 351 от 17 марта 2008 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена".

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)».

20. Положение о порядке разработки, производства, реализации и использования средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну. (Положение ПКЗ-99). - Рос. Газ. 26.01.2000г.

21. Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утв. постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. N 781).

22. Постановление Правительства Саратовской области от 12 февраля 2007 года № 42-П «О создании межведомственного совета по информатизации в Саратовской области».

23. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010г. - Рос. Газ. 07.10.2004г.

24. Концепция информатизации Саратовской области до 2010 года. Утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 8 декабря 2006 года № 388-П.

25. Концепция внешней политики РФ. - Рос. Газ. 11.07.2000г.

26. Доктрина информационной безопасности РФ. Рос. Газ. 09.09.2000г.

27. Концепция национальной безопасности РФ. - Рос. Газ. 18.01. 2000г.

28. Стратегия развития информационного общества в РФ. Утв. президентом РФ от 7 февраля 2008 года № Пр-212.

29. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М., 1998г.

30. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. М., 2003г.

31. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. М., 2007г.

32. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти от 8 ноября 2005 года № 536.

33. Инструкция по делопроизводству в органах исполнительной власти Саратовской области от 1 июня 2006 года № 88.

34. Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта РФ. Утв. распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2007 г. № 871-р

35. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Утв. постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005г. № 452.

36. Инструкция по заполнению и ведению “Паспорта информатизации

субъекта Российской Федерации”. Утв. директором Всероссийского научно-исследовательского института проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ) В.А. Конявским от 2007г.

37. Паспорт информатизации Саратовской области 2007 от 25 ноября 2007г.

38. Анодина Н.Н. Документооборот в организации. М., 2006г.

39. Басаков М.И. Делопроизводство. ДОУ на основе ГОСТ Р 6.30 - 2003: Учебное пособие 6-е издание, перераб и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007г.

40. Басаков М.И. Современное делопроизводство (ДОУ): учеб. пособие/М.И. Басаков - Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2008г.

41. Бобылева М.П. Эффективный документооборот: от традиционного к электронному. М.: Изд-во МЭИ, 2004, 172 с.

42. Воронов Ю.С. и Овчинников С.А. Документоведение. Саратов. Изд. центр СГСЭУ, 2006г.

43. Воронов Ю.С. Документоведение и технологии документационного обеспечения управления. Саратов. Изд. центр СГСЭУ, 2006г.

44. Документация в информационном обществе: законодательство и стандарты: доклады и сообщения на XII Международной научно-практической конференции 22-23 ноября 2005 г. Росархив, ВНИИДАД. -М., 2006.

45. Кузнецова Т.В. Делопроизводство. Документационное обеспечение управления. М., 2007г.

46. Ларин М.В. и др. Оформление служебных документов. Рекомендации на основе ГОСТ Р 6.30 - 2003г. М., 2003г.

47. Макаров А.А. Документирование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Саратов 2007г.

48. Рогожин М.Ю. Делопроизводство. Организация архива предприятия. СПб.: Питер, 2005г.

49. Секретарское дело (образцы документов, организация и технология работы): Учеб. - практ. пособие/В.В. Галахов, И.К. Корнеев и др.; Под ред. И.К. Корнеева. М.: Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2004г.

50. Административная реформа в РФ. http://ar.gov.ru

51. Все о мире электронного документооборота. http://www.docflow.ru

52. Гильдия управляющих документацией. http://www.gdm.ru

Государственное научно-производственное предприятие «Гранит-Центр». http://www.granit.ru

53. ГП "Центр компьютерных разработок". http://www.kodeksdoc.spb.ru

54. ЗАО "Евроменеджмент" Информационные технологии. http://itas.emd.ru

Информационно-аналитический портал про ИТ технологии и ИТ

решения для бизнеса в России. http://www.itguide.ru

56. Информационное агентство Взгляд-инфо. http://www.vzsar.ru

57. Информационное агентство новости России // http:// www.regnum.ru

58. Клерк.ру. http://www.klerk.ru

59. компания Cognitive Technologies. http://www.evfrat.ru

60. компания Documentum Servicies. http://www.documentum.ru

61. компания Interface Ltd. http://www.paydox.ru/

62. компания АйТи . http://www.krd.it.ru

63. компания Интер Траст. http://www.inttrust.ru

64. компания Ланит. http://www.lanit.ru

65. компания Оптима. http://www.upscalesoft.ru

Компания Электронные Офисные системы. http://eos.ru

66. Министерство экономического развития и торговли РФ.

http://www.economy.gov.ru

67. Электронная Россия. Материалы по ФЦП "Электронная Россия",

какой она была до лета 2006г. http://www.elrussia.ru

68. Московские лаборатории экономики и технологии знаний - независимая исследовательская и сервисная компания, специализирующаяся на консалтинге и аналитических разработках в области информационных технологий. http://ktelabs.ru

69. Новости Саратовской губернии. http://www.sarvest.ru

70. «Паис Консалтинг». http://www.iso-9001.ru

71. Правительство Саратовской области. http://www.saratov.gov.ru/

72. Президент России. http://www.kremlin.ru

73. РИА Новости. http://www.rian.ru

74. Саратов. Общая газета. РУ. http://saratov.og.ru

75. Сервер органов государственной власти РФ. http://www.rsnet.ru

76. Служба тематических словарей. http://www.glossary.ru

77. Совет Безопасности РФ. http://www.scrf.gov.ru

78. Стратег.РУ. Сетевое издание о стратегии. http://stra.teg.ru

79. Стратегия по автоматизации государственных служб, предлагаемая корпорацией Microsoft. http://www.microsoft.com/Rus/ Government/whitepapers/eGov_Strategy. mspx

80. Счетная палата РФ. http://www.ach.gov.ru

1. Федеральный регистр v.2.01 Электронная база данных.

http://www.registr.bcpi.ru

82. Электронная Россия. http://www.e-rus.ru

83. Электронный журнал "Консалтинг". http://www.consulting.ru

84. Электронный журнал "Эксперт".  http://www.expert.ru/

1. Электронный портал государственных и муниципальных СМИ

Саратовской области. http://www.saratov-media.ru/about.php

86. Электронный Саратов. http://e-saratov.sgu.ru

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ