Проблемы развития информационных технологий в республике Беларусь
p align="left"> Участие в заседаниях Комитета экспертов не только дало возможность предоставить европейской общественности информацию о положении дел в области информатизации в Беларуси, но и в определенном смысле осмыслить и использовать соответствующий европейский опыт Дальнейшие практические шаги по развитию информационных технологий прежде всего направлены на построение гражданского и информационного общества в Беларуси, формирование компонентов «электронного правительства» Республики Беларусь, в связи с чем ближайшей целью считается создание Национального Интернет-портала. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь призван стать не только государственным, но и национальным информационным ресурсом сети Интернет во всех областях информатизации. Он должен объединить информационные ресурсы государственных органов и обеспечить интерактивную связь государства и гражданского общества. Информацией, подготовленной центром, пользуются миллионы людей. В этой связи информатизация рассматривается как новая системно-комплексная проблема. При этом перманентное развитие информатизации основывается прежде всего на внедрении современных информационных технологий в различные области и, несомненно, выступает как один из определяющих и инновационных векторов общей стратегии развития Республики Беларусь. Поэтому, при развитии информатизации в Республике Беларусь приоритетными направлениями должны стать: 1) выработка адекватной политики и согласованных подходов при решении национальных и межгосударственных задач во всех сферах информатизации и формирования систем информации, направленных на реальную координацию национальных программ развития информационных (компьютерных) технологий во всех областях; 2) дальнейшее развитие государственной системы информации и постепенное перерастание ее в национальную систему информации, что наиболее актуально для Республики Беларусь; 3) совершенствование законодательства с учетом необходимости гармонизации государствами правового регулирования в области информатизации; 4) создание государствами условий (гарантий) для эффективного функционирования систем распространения информации; 5) создание и обеспечение постоянного совершенствования открытых информационных ресурсов; 7) придание нового социального измерения информационным (компьютерным) технологиям 8) развитие работ по созданию электронных библиотек, электронных журналов, развернутой сети публичного доступа населения к информации и формированию стройной системы повышения грамотности населения в информационных технологиях; 9) обеспечение надежного доступа к официальным ресурсам, в том числе в сети Интернет; применение Интернет-технологий при распространении информации; 10) широкое использование информационных (компьютерных) технологий в образовательном процессе при подготовке специалистов во всех областях; введение в учебных заведениях учебного курса «Основы информатизации», обеспечение совершенствования существующих и разработки новых учебных программ в области информатизации; 11) формирование единого информационно-правового пространства, прежде всего в рамках Союзного государства и Содружества Независимых Государств; 12) развитие системы межгосударственного обмена информацией, создание интегрированной системы накопления, систематизации и предоставления в пользование информации в рамках государств -- участников Содружества Независимых Государств. К основным задачам республики в процессе реализации основных направлений государственной политики в сфере информатизации относятся: - дальнейшее развитие государственной системы информации и формирование национальной системы информации; координация разработки и реализации Государственной программы информатизации; - координация процессов информатизации и формирование информационных ресурсов, выработка рекомендаций по использованию компьютерной техники и ее программного обеспечения во всех сферах Беларуси; - участие в создании единой информационно-телекоммуникацинной системы государственных органов Республики Беларусь с целью формирования системы обмена информацией, включающей информационные узлы государственных органов и абонентские информационные узлы; - участие в создании автоматизированных систем межгосударственного обмена информацией, а также согласованного информационного пространства Содружества Независимых Государств, создание и ведение общедоступного узла Интернет, содержащего сведения о Республике Беларусь; Пример: Генсек МСЭ поддержал высказанную Александром Лукашенко инициативу о проведении в Минске региональной конференции по информационно-коммуникационным технологиям "Соединим пространство СНГ". "Мне очень приятно, что Президент Беларуси очень хорошо осведомлен в вопросах реализации инициатив "Соединим мир", проводимых нашей организацией в целях укрепления информационных коммуникаций в различных регионах планеты", - сказал Хамадун Туре. "Отрадно, что на пространстве СНГ ваша страна берет на себя лидирующую роль в этом процессе", - добавил он. - участие в разработке проектов , регулирующих вопросы информатизации; - участие в координации процессов распространения информации; - участие в подготовке кадров в области информатизации. Решение задачи обеспечения государственных органов, юридических и физических лиц информацией, разработка различного регулирования процессов информатизации, в том числе установление порядка формирования, защиты и использования информационных ресурсов, создание системы кадрового обеспечения процессов информатизации, и, как результат, формирование единого информационного пространства республики выведут на качественно новый уровень информированности все структуры государственной власти и общества. Понятно, что наиболее успешная реализация поставленных задач возможна при активном сотрудничестве и подключении к общеевропейским программам (проектам) информационного, технического и технологического взаимодействия, что в свою очередь создаст необходимые предпосылки для наиболее полного удовлетворения потребности в информации, формирования сознания и информационной культуры, обеспечит интеграцию Республики Беларусь в мировое информационное сообщество.
Глава 2. проблемы развития информационных технологий в Республике Беларусь (какие существуют, способы из решения, и.т.д.). 2.1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в Беларуси По уровню информатизации, какими бы показателями мы ее не измеряли, республика Беларусь катастрофически отстает от ведущих и даже некоторых развивающихся стран мира. Например, объем производства средств вычислительной техники в нашей стране едва достигает 6% от уровня США, а в настоящее время резко сокращается объем тиражируемых программных средств - 5%. Надежность отечественной вычислительной техники в 100-500 раз уступает зарубежным образцам, по технико-экономическим показателям она не конкурентоспособна на рынке по сравнению с импортной. Значительно отставание в использовании промышленных баз данных и баз знаний. Резко отстает от потребностей общества развитие сетей связи и передачи данных, служащих базой инфраструктуры информатизации регионов По своей глубокой сути информатизация представляет собой процесс преобразования человеком Среды своего существования, биосферы в ноосферу, результатом которого будет создание высокоразвитой инфосферы. Этот процесс затрагивает как среду обитания, так и общество, самого человека. Глубина совершаемых преобразований порождает проблемы, от своевременного решения которых зависит ход информатизации. Материально-техническая проблема заключается в преодолении разрыва между существующим состоянием материально-технического обеспечения информационной сферы и уровнем этого обеспечения, необходимого для информационного общества. Технологическая проблема обусловлена отсталостью не только информационных технологий, но и технологий в тех областях экономики, которые должны обеспечивать процесс развития инфосферы. Проблема связи порождается противоречием между необходимостью в информационном обществе связывать каждого с каждым, обеспечивая высококачественную передачу необходимой информации, и невозможностью выполнить это при современном состоянии сетей связи в республике Беларусь. К психологическим проблемам относится, в первую очередь, не готовность населения к информатизации, к использованию получаемых в ходе информатизации результатов. Психофизическая проблема, т. е. психическая и физиологическая совместимость человека и новой информационной техники, проблема воздействия на человека новых информационных технологий. Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основной ресурс развития общества, необходимостью правовой регламентации производства, обработки и использования этого ресурса и отсутствием таковой в настоящее время. Экономические проблемы возникают в связи с переходом к экономике иного вида, экономике “информационного” общества. Социальные проблемы обусловлены коренным изменением образа жизни членов общества под воздействием информатизации. Кадровые проблемы. Они связаны с необходимостью не только готовить кадры для развития инфосферы и эффективного использования получаемых результатов, но и проводить профессиональную ориентацию работников тех профессий, которые окажутся излишними в процессе создания высокоразвитой инфосферы. Финансовые проблемы возникают в связи с высокой стоимостью информатизации, отсутствием централизованных средств на ее проведение и необходимостью искать и создавать источники средств, способные поддерживать желаемые темпы создания высокоразвитой инфосферы. Организационные проблемы связаны с необходимостью создания таких структур и механизмов, которые на практике обеспечивали бы организацию и проведение развития инфосферы. Научные проблемы обусловленны неразработанностью научного фундамента информатизации, и в первую очередь концептуальных основ, методов научного обоснования и экспертиз программ и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в стране. Информатизация общества и решение порождаемых этим процессом проблем могут осуществляться различными путями: 1. Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптацией общества к новым условиям. Такая адаптация требует организационных перестроек в обществе, затрагивающих его материальные и нравственные основы. Эти основы относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно. Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает сам процесс более длительным и, как правило, приводит к значительному перерасходу ресурсов. 2. Централизованное управление процессом информатизации. Этот путь не может быть реально осуществлен, так как рассматриваемый процесс является настолько сложным, что практически относится к неуправляемым объектам. 3. Направляемая информатизация. В этом случае саморазвитие процесса протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов, определяющих границы существования процесса и желательные направления его развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать излишних затрат. Развитые страны и регионы, первыми начавшие переход к информационному обществу, могут позволить себе первый путь решения возникающих при этом проблем, так как для них фактор времени не столь существенен. Они и так являются первыми в этой сфере. Регионы, отставшие в развитии информационной сферы, в том числе Беларусь, должны выбирать третий путь, так как значительное отставание в создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному отставанию. Таким образом информатизация общества порождает целый комплекс проблем, от решения которых зависит выбор и реализация пути развития человечества. При этом, если на начальном этапе информатизации основную роль играют научно-технические и технологические проблемы, то на последующих этапах главную роль начинают играть социальные проблемы, решение которых и определит исход информатизации. 2.2. Анализ проблем развития Информационных Технологий Анализу проблем, связанных с созданием парка высоких технологий, развитием безопасной информационной среды общества, посвящен открывшийся в Национальной академии наук Беларуси международный конгресс «Электронное содружество. Парк высоких технологий. Безопасные телемеханические приложения». На этом форуме ведущие ученые, руководители отечественных ИТ-компаний и региональных представительств крупнейших зарубежных фирм продемонстрируют свои разработки и решения в области информационно-телекоммуникационных технологий, обсудят пути их развития и внедрения, обменяются идеями. В центре дискуссии специалистов - вопросы организации публичного доступа к государственным информационным ресурсам, создания условий для эффективного и безопасного взаимодействия между государственными административными органами и гражданами на базе информационно-телекоммуникационных технологий. Большое внимание уделяется таким технологиям информационного общества, как электронное обучение, системы банковских операций, контроль грузоперевозок, декларирование таможенных услуг, штрих-кодирование, телемедицина, безопасное заключение сделок. В ходе работы конгресса его участники обсудят наработки ученых в области биометрических технологий идентификации личности, криптографических методов защиты информации, борьбы с киберпреступностью в сфере информационных технологий. Исследования по этой тематике в республике ведутся давно и успешно, поэтому белорусским ученым есть что продемонстрировать своим зарубежным коллегам.
2.2.1. Развитие информатизации и системы научно-технической информации в Республике Беларусь: реализация программы “Электронная Беларусь” Анализируется текущая ситуации в информационной сфере Республики Беларусь, рассматривается организационная структура формирования и реализации государственной политики развития информатизации и системы научно-технической информации, определяются основные направления развития систем информатизации в рамках государственной программы “Электронная Беларусь”, механизмы управления реализацией программы.
2.2.2. Анализ состояния и проблем государственного управления процессами информатизации Функции управления информатизацией в Республике Беларусь неоднократно переходили от одного министерства к другому: Министерство экономики, Министерство связи и информатики, Государственный комитет по науке и технологиям, Белорусский государственный университет. Таким образом, с момента образования Беларуси сфера информатизации оказалась вне эффективного государственного регулирования и контроля. В первую очередь это объясняется тем, что научно-техническая политика в БССР в области информатизации определялась соответствующими государственными органами СССР, а распад СССР привёл к отсутствию в Беларуси необходимой законодательной базы и полномочной организационной инфраструктуры. Анализ процессов развития информатизации, проведенный Национальной академией наук Беларуси (НАН Беларуси) в 2002 году, показал, что за прошедший период реализован широкий комплекс работ, направленных на развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и программного обеспечения в различных сферах деятельности и отраслях, начато создание сетевой инфраструктуры государственных органов, определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, начата их государственная регистрация. Вместе с тем, были установлены: недостаточная координация работ в сфере информатизации на государственном уровне; ведомственная разобщённость выполняемых проектов, которая приводит к дублированию работ, неэффективному расходованию средств и отсутствию эффективной системы обмена информацией; несовершенство нормативной правовой базы информатизации; отсутствие системного анализа информационных потребностей различных категорий пользователей, в особенности органов государственной власти и управления, а также оценки объема и качества имеющегося информационного ресурса и степени удовлетворения информационных потребностей; отсутствие единого плана - программы развития, эффективного использования и защиты национального информационного ресурса; неготовность ряда органов государственного управления к применению современных ИКТ; недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ; отсутствие системы доступа к новой научно-технической информации. Результатом проведенного анализа стали следующие выводы: · в стране практически отсутствует система управления национальным информационным ресурсом; · отсутствует надлежащий контроль формирования и использования национального информационного ресурса, что представляет угрозу информационной безопасности государства; · не имеют целостного представления в национальном информационном ресурсе основные компоненты социально? экономической и политической системы: материальные, финансовые, людские, природные и технологические ресурсы; хозяйствующие субъекты; органы государственной власти и управления. Информация по ним разобщена по различным ведомствам; · практически отсутствует система формирования и реализации государственной политики информатизации. Декретом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 “О совершенствовании государственного управления в сфере науки” на НАН Беларуси возложены функции республиканского органа государственного управления в сфере развития информатизации и системы научно-технической информации (НТИ). Для реализации государственной политики информатизации и управления национальным информационным ресурсом в соответствии с этим Декретом в НАН Беларуси создан Национальный центр информационных ресурсов и технологий (далее Центр). Основной целью Центра является деятельность, направленная на разработку и реализацию государственной политики, координацию работ в Республике Беларусь в сфере развития информатизации и системы НТИ. Центр разрабатывает стратегии развития национальной информационно -- телекоммуникационной инфраструктуры и создания на ее основе единого информационного пространства страны, информационно-коммуникационных технологий, а также стратегии государственного управления национальным информационным ресурсом, нормативно-правовое и нормативно-методическое обеспечение процессов развития информатизации и системы НТИ . В структуру Центра включены 12 учреждений и предприятий НАН Беларуси, функционирующих в сфере развития информатизации и системы НТИ, в том числе Фонд информатизации Республики Беларусь, НИРУП “Институт прикладных программных систем”, три республиканские библиотеки (ГУ “Центральная научная библиотека НАН Беларуси”, ГУ “Республиканская научно-техническая библиотека”, ИУ “Белорусская сельскохозяйственная библиотека”), РИУ “Наука и инновации”, УП “Геоинформационные системы” и пять областных центров информационных ресурсов и технологий. Второй важнейшей составляющей структуры управления информатизацией стала Межведомственная комиссия по вопросам информатизации в Республике Беларусь, образованная Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591, в состав которой Указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 266 были дополнительно введены представители ряда органов государственного управления, в том числе всех регионов республики. Перед созданной и развиваемой НАН Беларуси организационной структурой поставлены следующие задачи: · разработка стратегии развития информационного общества, государственных программ в области развития информатизации и системы НТИ, анализ хода их реализации; · разработка нормативного методического и нормативного правового обеспечения процессов развития информатизации и системы НТИ; · разработка предложений по законодательству Республики Беларусь в области развития НТИ и информатизации, организации государственного контроля соблюдения законодательства; · разработка нормативного методического, правового и организационного обеспечения государственной системы регистрации, сертификации и стандартизации информационных ресурсов, информационных систем и технологий; · осуществление международного сотрудничества по развитию информатизации и системы НТИ, участие в международных организациях, межгосударственных программах и проектах в сфере информатизации и НТИ; · разработка структуры и форматов описания государственных информационных ресурсов, разработка предложений по формированию государственной политики по управлению национальным информационным ресурсом; · формирование единого информационного пространства страны путем создания унифицированной информационно- коммуникационной инфраструктуры и национального информационного ресурса, системы информационного обеспечения органов государственного управления, юридических и физических лиц; · разработка и внедрение новых информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения, методологии построения информационных систем. Решение перечисленных задач позволит создать единое информационное пространство Республики Беларусь и включить его в мировое информационное пространство, обеспечит формирование и эффективное использование национальных информационных ресурсов.
2.2.3. Цели и задачи программы “Электронная Беларусь” как основной путь решения проблем развития ИТ в республике. НАН Беларуси в 2002 году реализован ряд первоочередных мероприятий по развитию информатизации и системы научно-технической информации в стране. Проведен анализ состояния и проблем в информационной сфере Республики Беларусь за последние 10 лет, по его результатам разработаны концепция государственного управления информатизацией и основные направления развития систем информатизации. По результатам анализа НАН Беларуси также подготовлен научно-аналитический доклад “Государственная политика информатизации в Республике Беларусь (анализ и предложения)”, представленный Президенту Республики Беларусь. Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь от 27 мая 2002 г. разработана и утверждена в 2002 году Правительством Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003--2005 годы и на перспективу до 2010 года “Электронная Беларусь”. Государственным заказчиком программы определена НАН Беларуси, головной организацией по программе -- Национальный центр информационных ресурсов и технологий. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включенных в программу, будет осуществляться на договорной основе через Фонд информатизации Республики Беларусь после проведения конкурсного отбора и государственной научно-технической экспертизы проектов указанной программы. Программа создана на основании проведенного анализа состояния процессов информатизации в республике, предложений заинтересованных министерств, других республиканских и региональных органов государственного управления, предприятий и организаций (были рассмотрены около 200 проектов, поступивших от более, чем 150-и субъектов). Программа “Электронная Беларусь” направлена на создание национальной информационной системы, в рамках которой будет сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации на базе усовершенствованной информационно-коммуникационной инфраструктуры и единого национального информационного ресурса. Важнейшей задачей программы является также разработка единых универсальных норм, регламентирующих создание и функционирование информационных систем, в том числе технических стандартов, механизмов управления правами доступа к информационным ресурсам, механизмов защиты информации и соблюдения прав интеллектуальной собственности. Основными целями программы являются: · формирование в стране единого информационного пространства, как одного из этапов перехода к информационному обществу, путем развития и создания единой национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры; · формирование единого национального информационного ресурса; · обеспечение информационной безопасности Республики Беларусь; · создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав граждан и юридических лиц на свободный поиск и получение информации о состоянии экономического и социального развития общества. Программа “Электронная Беларусь” включает в себя следующие приоритетные направления развития информатизации, в том числе: 1) создание общегосударственной (национальной) автоматизированной информационной системы, основной задачей которой является формирование единого национального информационного ресурса. Положительный опыт формирования полного и официального информационного ресурса в стране уже есть. Это опыт Национального центра правовой информации Республики Беларусь и достигнутые результаты в сфере формирования государственного информационно-правового ресурса. Создание единой государственной системы правовой информации, включающей Национальный правовой Интернет-портал, является одним из приоритетных направлений построения информационного общества в Республике Беларусь. 2) развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам. 3) развитие и совершенствование информационно-коммуникационных технологий и формирование экспортно-ориентированной отрасли информационных технологий (ИT -индустрия). 4) совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации, создание нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения для широкого использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни страны. 5) создание автоматизированных информационно-аналитических систем поддержки принятия решений по управлению социально-экономическими процессами в стране, которые должны усовершенствовать и повысить эффективность работы государственных органов и органов местного самоуправления на основе использования информационно-коммуникационных технологий (“Электронное правительство”). 6) развитие процессов информатизации в секторе реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики (“Электронная экономика”). 7) развитие системы подготовки и переподготовки специалистов и пользователей по информационно-коммуникационным технологиям, а также формирование профессиональных образовательных программ, в том числе и системы дистанционного обучения. 8) содействие развитию культуры и средств массовой информации путем внедрения информационно-коммуникационных технологий. Приоритетными задачами по этому направлению выбраны формирование информационных ресурсов Национальной библиотеки и других ведущих библиотек, создание электронной энциклопедии национальной культуры и представления ее в национальном секторе Интернет, создание машинного фонда белорусского языка. Разработка типовых решений по созданию электронных изданий, национального новостного сервера в Интернет для оперативного доведения до СМИ информации о жизни страны. 9) создание новых средств защиты информации, направленных на совершенствование системы информационной безопасности страны. Необходимым условием успешного выполнения программы “Электронная Беларусь”, является установление и расширение международного сотрудничества, включая участие в международных организациях, межгосударственных программах и проектах, осуществление связей с организациями, учреждениями, учеными и специалистами зарубежных стран по проблемам реализации аналогичных программ европейских стран (“Электронная Европа”), а также стран-участников СНГ (“Электронная Россия”, “Электронная Украина” и др.). В настоящее время НАН Беларуси, выполняя в соответствии с Декретом № 7 Президента Республики Беларусь функции республиканского органа государственного управления в сфере развития информатизации и системы научно-технической информации, представляет Республику Беларусь в ряде международных организаций, включая: · Координационный совет государств-участников СНГ по информатизации при Региональном Содружестве Связи (РСС); · Межгосударственный координационный совет государств-участников СНГ по научно-технической информации (МКСНТИ); · Международный центр научно-технической информации (МЦНТИ); · Научный Комитет НАТО и Организация по исследованиям и технологиям НАТО; · Международный научно-технический центр (МНТЦ). НАН Беларуси в 2002 г. подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с международной организацией “Глобальная инициатива по политике Интернет” и Представительством ПРООН в Республике Беларусь по разработке и реализации национальной стратегии развития информационно-коммуникационных технологий в соответствии с международными правилами и стандартами. В настоящее время выполняются и планируются к выполнению исследовательские проекты по программам Всемирного Банка по оценке “электронной готовности” Беларуси и разработке национального плана действий в сфере информационно-коммуникационных технологий.
2.2.4. Управление реализацией программы “Электронная Беларусь” Ответственность за своевременное и качественное выполнение программы (проектов программы) возлагается на государственного заказчика программы -- НАН Беларуси, а за обеспечение научно-методического руководства реализацией программы -- на головную организацию по программе -- Национальный центр информационных ресурсов и технологий. По каждому из направлений работ программы определяется головная организация, осуществляющая научно-методическое руководство и координацию деятельности организаций ? исполнителей проектов программы. Организации ? исполнители проектов программы определяются государственным заказчиком совместно с головными организациями на конкурсной основе. Для координации деятельности головных организаций и организаций-исполнителей, рассмотрения вопросов финансирования программы, ее реализации образовывается координационный совет, в состав которого включаются представители головных организаций и организаций-исполнителей, а также представители заинтересованных органов и организаций, в интересах которых реализуются соответствующие проекты. Для эффективного управления и успешной реализации мероприятий программы разработаны необходимые нормативные документы, в том числе: · положение о головной организации по программе; · положение о головной организации по направлению программы; · положение о конкурсном отборе исполнителей и проведении экспертизы проектов программы; · положение о Координационном совете по программе. Утвержден состав Координационного совета по программе, в который включены представители государственного заказчика и головной организации по программе, головных организаций по направлениям программы, а также представители организаций-потребителей. В стадии согласования находится перечень головных организаций по направлениям и ключевым проектам программы. В 2002 году НАН Беларуси проведен анализ действующей системы информационного обеспечения научно-технической сферы республики, разработаны предложения по ее совершенствованию, обоснована необходимость разработки комплексной программы развития государственной системы научно-технической информации Республики Беларусь, разработан экскизный проект программы. Предложения НАН Беларуси одобрены Советом Министров Республики Беларусь, задание на разработку программы развития НТИ в 2003 г. включено в программу “Электронная Беларусь”. НАН Беларуси в 2002 г. также проведены предпроектные исследования и подготовлена аналитическая записка по проблемам использования современных информационных технологий в деятельности органов государственного управления и социальных служб. Разработан аванпроект создания единого государственного регистра (ЕГР) Республики Беларусь, включающего информацию о народонаселении, правовых единицах (юридических лицах и предпринимателях), а также информацию соответствующих кадастров и регистров, формируемых государственными органами. Базовым для ЕГР Беларуси должен стать регистр населения Республики Беларусь, назначением которого является сбор и накопление данных о размещении и составе населения республики, трудовых ресурсах и их использовании, другой социальной информации, а также представление этой информации республиканским органам государственного управления. При отработке подходов к формированию ЕГР Беларуси проведен анализ как состояния работ в республике, так и реализации аналогичных проектов в других странах. Были детально изучены предложения Республики Молдова по развитию отдельных направлений Концепции формирования информационного пространства СНГ в части создания интегрированных регистров населения и правовых единиц, проекты создания Государственного регистра населения России и построения системы национальных регистров в Латвии. Результаты анализа показали, что создание ЕГР Беларуси является важной социально-экономической проблемой в формировании единого информационного пространства страны, решение которой требует соответствующего нормативного правового и организационного регулирования. При этом реализация проекта потребует унифицированного внедрения новых информационных технологий в органах, осуществляющих сбор и обработку информации о гражданах (паспортно-визовые службы, службы ЗАГС, система социальной защиты, налоговая служба, избирательная система), юридических лицах и предпринимателях, имуществе, земельных участках и т. д. Для отработки комплексного решения создания и ведения ЕГР Беларуси с учетом его межотраслевого характера выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по названному выше проекту возложено на Национальный центр информационных ресурсов и технологий. В течение 2003 года в рамках программы “Электронная Беларусь” предполагается разработать концепцию и эскизный проект системы, в котором определить подходы к реализации процесса создания ЕГР Беларуси, координацию взаимодействия заинтересованных в его функционировании органов и организаций и оценить финансовые затраты на реализацию проекта в масштабах республики. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Глобальной целью информатизации является обеспечение необходимого уровня информированности населения, обусловленного целями социально-экономического развития страны. Главным итогом информатизации станет обеспечение свободного своевременного доступа населения к региональному, государственному и мировому информационному фонду, формирование потребности и сознания необходимости его использования в процессе своей деятельности у каждого члена общества. Задачи информатизации будут выполнены и затраты на ее проведение оправдаются только в том случае, если она будет проводится с единых позиций, базироваться на единых принципах. К основным принципам информатизации относятся: - подчиненность ее целей целям социально-экономического развития; - соответствие структур и методов информатизации требованиям перехода страны к рыночной экономике; - выгодность информатизации для общества, ее окупаемость; - ориентация на экономические методы управления информатизацией; - конкурсность путей осуществления информатизации, источников и форм ее финансирования; - саморазвитие процесса информатизации; - совместимость информатизации страны с мировым процессом информатизации; - интеграция информационных ресурсов. Исходя из целей и проблем информатизации общества основными ее направлениями следует считать: - проведение исследований по информатике и информатизации; - создание и развитие материально-технической базы информатизации. - совершенствование существующих, разработка, развитие и применение новых информационных технологий; - перевод производства программных средств на промышленную основу, создание индустрии программных средств; - создание и развитие информационной инфраструктуры; - создание и развитие индустрии переработки информации; - подготовку населения к информатизации; - подготовку, введение и корректировку правовых и хозяйственных норм; - участие в международном сотрудничестве и разделении труда в сфере информатизации. Производство программных средств может и должно стать самоокупаемой отраслью народного хозяйства, способной экспортировать свою продукцию. Необходимо ввести в практику лицензионную закупку зарубежных и экспорт созданных в Беларуси программных средств, решив при этом проблемы авторских и прочих прав в соответствии с нормами Международной конвенции по охране прав на интеллектуальную собственность. Создание и развитие индустрии переработки информации является определяющим направлением в информатизации, так как именно эта отрасль, используя современные средства и технологии, производит конечный продукт - информацию, пополняет и поддерживает информационный фонд, обеспечивает доступ к нему и использование населением страны. Без перевода процесса переработки информации на промышленную основу невозможно достичь конечной цели информатизации. Подготовка, введение и корректировка правовых и хозяйственных норм, обеспечивающих требуемые темпы и направления информатизации, предусматривают создание в Беларуси механизма правового, организационного и хозяйственного регулирования информатизации, для чего необходимы: - разработка и введение положения о собственности в сфере информатики, о юридическом статусе информации; - обеспечение охраны интеллектуальной собственности; - разработка и введение законодательства, рассматривающего информацию как товар и регламентирующего права собственника на рынке информации; - введение системы финансирования и ценообразования в сфере информатики, и в первую очередь на информацию и информационные услуги; - введение юридической ответственности лиц, использовавших доступ к информационному фонду с целью нанесения ущерба отдельным гражданам, организациям и государству; - решение правовых вопросов связанных с компьютерными преступлениями; - проведение мероприятий, направленных на изменение управленческих и других структур и связанных с созданием материально-технической и технологической базы информатизации, индустрии программных средств, информационной инфраструктуры и индустрии переработки информации; - разработка и введение налоговой политики в сфере информатизации; - сертификация информационного продукта. Информация относится к таким направлениям НТП, которые не могут успешно развиваться без широкой международной кооперации. Ни одна страна в мире не в состоянии самостоятельно эффективно развивать все направления информатизации. Только активное участие в международном сотрудничестве и разделении труда в сфере информатизации создаст возможности для обеспечения требуемых темпов информатизации нашего общества. Анализ хода мирового процесса информатизации позволяет по степени достижения конечных и промежуточных целей выделить в развитии информатизации общества три этапа: 1.Создание социальных, экономических и технических условий формирования и начального удовлетворения информационных потребностей населения. 2.Развитие информационной инфраструктуры и обеспечение условий для ее включения в мировую. 3. Развитие и удовлетворение основных информационных потребностей населения страны. К основным сферам информатизации общества относятся: социальная сфера, материальное производство и управление. Социальная сфера - это главный объект информатизации. Информатизация этой сферы направленна на формирование и удовлетворение информационных потребностей населения, информационное обеспечение социальных процессов, улучшение быта всех членов общества и повышение качества предоставляемых услуг, а в целом - на коренное улучшение общественной деятельности и жизни человека. Основной целью информатизации сферы материального производства является информационное обеспечение технического перевооружения отраслей общественного производства путем внедрения эффективных автоматизированных средств труда, комплексной автоматизации на их базе технологических и производственных процессов, создания гибких перестраиваемых модулей, участков и производств. Информатизация должна охватывать все стадии жизненного цикла создаваемой продукции: исследование - проектирование - производство - сбыт и эксплуатация. Информатизация сферы управления играет особую роль, так как она не только повышает эффективность управления на всех уровнях, но и позволяет увеличить эффективность целенаправленной деятельности человека в других сферах, в том числе в такой, как информатизация общества. При финансировании процесса информатизации должны учитываться приоритеты и приниматься меры, не допускающие монополизма отдельных организаций в этой области. Нормальное функционирование современного цивилизованного рынка, для которого характерно превышение предложения над спросом (а только такой рынок присущ социальной рыночной экономике, в которой интересы производителя подчинены интересам потребителя), не может быть обеспечено без выполнения вполне определенных обязательных условий. Одним из таких условий является возможность получения субъектами рынка полной, достоверной и своевременной деловой информации. Однако, существующая в Беларуси информационная инфраструктура не только не обеспечит субъектам рынка такую возможность, но и не способна оказать необходимую информационную поддержку процессам перехода экономики на рыночные отношения. Поэтому без информатизации страны переход к подлинным рыночным отношениям, способствующим достижению целей социально-экономического развития, практически будет не осуществим. Информатизация представляет собой сложный многоаспектный процесс, затрагивающий интересы населения как непосредственно, так и через интересы организации, учреждения и предприятия, в деятельности которых участвуют жители страны. Информатизация, в зависимости от своего хода и результатов, может иметь различные последствия, в том числе и негативные. Поэтому необходим контроль состояния и хода этого процесса и принятия на основании результатов контроля мер, обеспечивающих возможно больший положительный эффект и ослабление, а по возможности предотвращение, негативных последствий информатизации. Это означает, что, во-первых, в ходе информатизации необходимо своевременно получать достоверные и полные оценки качества результатов и эффективности процесса информатизации, а во-вторых, иметь механизмы управления, вырабатывающие на основе этих оценок и реализующие систему мер, обеспечивающих корректировку хода информатизации в требуемом направлении. Под управлением процессом информатизации следует понимать целенаправленное воздействие на этот процесс путем перераспределения финансовых средств и наличных ресурсов между основными элементами информационной системы, а также направлениями и сферами информатизации. Исходя из целей информатизации, управление процессом информатизации должно быть ориентировано на ее конечные цели - создание системы информационного обеспечения и информационной поддержки задач социально-экономического развития, в том числе повышение автоматизации производства и административно-управленческой деятельности. Сложность и взаимозависимость процессов информатизации требуют организации управления информатизацией на всех уровнях. Таким образом, информатизация должна быть направленна на повышение эффективности использования потенциала страны, на реализацию механизмов развития цивилизации в целом, и быть ориентирована на удовлетворение информационных потребностей всех членов общества. Я считаю, что наша задача, как будущих специалистов в области экономики и управления, провести ее в нужном направлении и достичь положительных результатов в процессе информатизации. Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором в жизни мирового сообщества. Их распространение качественно преобразует жизнь общества и вызывает революционные сдвиги в экономической, социальной, культурной и других сферах. Информационные технологии постоянно развиваются и совершенствуются, предоставляя всё новые возможности для улучшения качества, снижения сроков проведения, облегчения работы. Изучение мирового опыта развития информационных технологий привело белорусских ученых к осознанию необходимости оперативного приобщения к данному процессу. Для решения проблем развития информационных технологий в РБ была разработана Государственная программа информатизации Беларуси на 2003-2005 гг. и на перспективу до 2010 года, которая получила название «Электронная Беларусь». Головной организацией по разработке и реализации Программы назначена Национальная академия наук Беларуси. Целью данной программы является формирование единого информационного пространства. Основными направлениями деятельности в рамках программы станут создание общегосударственной автоматизированной информационной системы, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, формирование экспортной ориентированной отрасли информационных технологий в республике, совершенствование международного сотрудничества в сфере телекоммуникаций. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в масштабах страны - это необходимое условие для того, чтобы предприятия могли выйти на зарубежные виртуальные рынки, взять на вооружение самые передовые технологии электронного бизнеса, а создание общенациональных банков данных позволит сделать их привлекательнее для потенциальных клиентов, партнеров и инвесторов. «Электронную Беларусь» уже называют попыткой прорыва в постиндустриальную эпоху. Правда, некоторые говорят об этом с долей скепсиса: слишком велико пока отставание республики от развитых стран в области высоких технологий. Однако сам факт осознания потребности в повышении уровня компьютеризации, а в особенности интернетизации, позволяет сделать вывод о том, что изменения в лучшую сторону все-таки происходят Литература 1. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 23 апреля 1992 г. «О Концепции судебно-правовой реформы» // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. 1992. № 16. Ст. 270. 2. Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 20. Ст. 532. 3. Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1 «Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 2-3, 1/2. 4. Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2002 г. № 424 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 91, 1/3938. 5. Указ Президента Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. № 376 «О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь» // Сборник действующих нормативных актов Президента Республики Беларусь: 1994--1998. Мн.: НЦПИ, 1999. 6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Мн.: Беларусь, 1997. 7. Кашинский Ю.И., Сатолина М.Н., Захаревич И.А., Шашков И.А. Публичные центры информации -- форпост информатизации // Проблемы информатизации: Науч.-практ. журнал. Мн.: НЦПИ, 2001, вып. 4. С. 143--147. 8. Кашинский Ю.И. Некоторые вопросы использования сети Интернет в развитии правовой информатизации Республики Беларусь // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2001. № 9(64). С. 79--85. 9. Кашинский Ю.И., Гутман Е.Н., Радиванович Н.Н. и др. Концепция Национального Интернет-портала Республики Беларусь // Проблемы информатизации: Науч.-практ. журнал. Мн.: НЦПИ, 2001, вып. 4. С. 17--19. 10. Указ Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 28, 1/231. 11. Кашинский Ю.И., Радиванович Н.Н., Сатолина М.Н. и др. Некоторый опыт создания системы межгосударственного обмена информацией на примере работы НЦПИ // Проблемы информатизации: Сб. ст. Мн.: НЦПИ, 2000, вып. 3. С. 38--42. 12. Кашинский Ю.И., Сатолина М.Н. О совершенствовании парадигмы создания системы межгосударственного обмена информацией // Проблемы информатизации: Науч.-практ. журнал. Мн.: НЦПИ, 2001, вып. 4. С. 148--152. 13. Кашинский Ю.И. Концепция государственной политики в области информатизации -- правовая основа построения информационного общества в Республике Беларусь: Правовые проблемы информационного общества // Материалы Всероссийской конференции. Москва, 5 октября 1999 г. 14. Шимко В.И. Информационные технологии - инструментальная база экономических преобразований при переходе к рынку //Бюллетень «Технологическое оборудование и материары».- 1995.- № 5. 15. Проблемы информатизации: Сб. ст. Мн.: НЦПИ, 1998, вып. 1. 16. Проблемы информатизации: Сб. ст. Мн.: НЦПИ, 1998, вып. 2. 17. Проблемы информатизации: Сб. ст. Мн.: НЦПИ, 2000, вып. 3. 18. Проблемы информатизации: Науч.-практ. журнал. Мн.: НЦПИ, 2001, в. 4. 19. Национальный центр информационных ресурсов и технологий Национальной академии наук Беларуси; 20. Министерство информационного развития Молдовы 21. Администрация Президента Республики Беларусь 22. Совет Министров Республики Беларусь 23. Национальная академия наук Беларуси 24. Государственный Комитета по науке и технологиям Республики Беларусь 25. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь 26. Министерство образования Республики Беларусь 27. Министерство культуры Республики Беларусь
Страницы: 1, 2
|