Рефераты
 

Разработка интернет-ресурса для системы дистанционного образования по курсу "Медицинская информатика"

Разработка интернет-ресурса для системы дистанционного образования по курсу "Медицинская информатика"

55

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ

Кафедра общей информатики

ТЕРЕХИНА ОКСАНА МИХАЙЛОВНА

Разработка интернет-ресурса для системы дистанционного образования

по курсу «медицинская информатика»

Дипломная работа студента 5 курса заочной формы обучения

Допущена к защите в ГАК

Заведующий кафедрой общей информатики,

Научный руководитель кандидат экономических наук, доцент

Москва 2008

Оглавление

Введение

1. Современные подходы к дистанционному образованию

1.1 Модели и технологии дистанционного обучения

1.2 Дистанционное обучение с использованием сети Интернет

1.3 Дистанционное обучение в образовательной системе Российской Федерации

1.4 Телемедицина и особенности дистанционного обучения в сфере здравоохранения

2. Применение новых образовательных технологий для обучения сотрудников лечебно-профилактических учреждений Тульской области

2.1 Обоснование необходимости в применении средств дистанционного обучения для сотрудников медучреждений Тульской области

2.2 Курс «Медицинская информатика» и особенности обучения по данному курсу

3. Сравнительный анализ подходов к созданию обучающих интернет-ресурсов и выбор среды разработки

3.1 Разработка образовательного интернет-ресурса «с нуля» 38

3.2 Использование «конструкторов сайтов» (CMF-систем) для разработки

3.3 Разработка с использованием систем управления сайтами (CMS)

3.4 Выбор среды создания интернет-ресурса

4. Разработка структуры интернет-ресурса для системы дистанционного образования

4.1 Обоснование выбора структуры интернет-ресурса

4.2 Выбор основных видов сервисов интернет-ресурса для обучаемых

5. Разработка обучающего интернет-ресурса

5.1 Структура дистанционного курса

5.2 Требования к аппаратному и программному обеспечению

5.3 Создание обучающего интернет-ресурса с использованием CMS-системы Ucoz

5.4 Руководство пользователя

6. Эффективность создания интернет-ресурса с использованием cms-системы ucoz

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

С наступлением ХХI века для человеческой цивилизации началась новая эпоха развития - эпоха информационного общества, которая характеризуется развертыванием новейшей информационно-телекоммуникационной революции, быстрым распространением информационных технологий, глобализацией общественных процессов, международной конвергенцией и многопрофильной кооперацией. Формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, образования, общения и производства, которая получила название инфосфера. Организационно-технологической основой информационного общества являются глобальные информационные сети, ядро которых составляет Интернет.

Телекоммуникационная революция создает необычайно новые благоприятные возможности для формирования и развития сетевых структур в различных областях общественной жизни, включая политику, экономику, науку, образование, культуру, быт, медицину, безопасность. Новые условия общественного развития требуют подготовки новых специалистов, использования новых современных технологий обучения, адекватных требованиям информационного общества.

Проводимая реформа здравоохранения Российской Федерации, введение обязательного медицинского страхования граждан предъявили новые требования к специалистам, работающим в сфере здравоохранения. Для повышения уровня медицинского обслуживания в нашей стране создаются и функционируют телемедицинские центры, назначением которых является решение важных социальных задач обеспечения общедоступности медицинского обслуживания населения, и единого высокого стандарта качества медицинской помощи нуждающимся в ней независимо от их местожительства и социального положения. Одной из основных целей реформы здравоохранения является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышение качества охраны здоровья населения. Медицинским работникам, таким образом, необходимо иметь понятие о информационных процессах, сопряженных с методико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами. Однако, ни для кого не секрет, что во многих медицинских учреждениях в последнее время дефицит квалифицированных кадров (в особенности - в области информационных технологий) стал острой проблемой. В то же время, в соответствии с действующей нормативной базой, медицинские работники должны проходить периодическую переподготовку и получать сертификаты на право конкретного вида профессиональной деятельности.

Повышение квалификации медицинского персонала с минимальным сроком отрыва от рабочего места возможно, в первую очередь, с использованием технологий дистанционного образования. Под дистанционным образованием (ДО) понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). ДО в медицине предусматривает следующие две основные функции: повышение уровня образованности и удовлетворение потребностей медицинского работника в образовательных услугах. При этом использование ДО позволяет получать качественное образование независимо от места проживания и без отрыва от основной работы, значительно снизить транспортные расходы для получающих образование и т.д.

Следовательно, становится еще более актуальным возможность получить образование заочно. Любая заочная базовая (циклы повышения квалификации) медицинская информация, может быть представлена в двух видах: "традиционной бумажной" и "электронной". Первая - журналы, обзоры, методические рекомендации, стандарты не вполне соответствует временным требованиям и не может быть использована в экстренной ситуации. Иллюстрацией этого положения служат следующие данные, касающиеся всей информационной среды человека: информация в мире удваивается каждые 2,5 года; 50% нынешних видов деятельности не существовали 20 лет назад; 90% информации, которая будет использоваться в работе через 20 лет, ныне еще не существует; 75% работников нуждаются в повышении квалификации, учитывая появление новой информации. При использовании ДО информация в электронном виде имеет несомненные преимущества и позволяет в дополнение к книге или журналу получить звуковую и видеоинформации, анимацию, быстро вносить дополнения и изменения на электронном носителе, быть доступной в любой географической зоне и безграничной по объему.

Наиболее приемлемой технологией для ДО медработников сейчас является использование компьютерных сетей (в частности и в большей степени Интернета), сочетающее возможность контакта преподавателя с обучаемым (в том числе и в реальном масштабе времени) и относительную дешевизну. В настоящее время даже в удаленных регионах страны компьютеры есть практически во всех лечебно-профилактических учреждениях, а персональный компьютер имеется едва ли не в каждой третьей семье. Учебные материалы - тексты лекций, иллюстрации, видеозаписи, программы, экзаменационные задания - слушатель может получить по E-mail, т. е. электронной почте (письмо идет в одну сторону не дольше двух-трех минут) или переписать себе интересующую информацию с соответствующего сайта. Да и сам Интернет выступает в роли огромной библиотеки, где можно найти множество дополнительных материалов. Выполненные домашние задания так же возвращаются по E-mail. Задать вопрос преподавателю можно опять-таки с помощью электронной почты или же на форуме сайта, где вопрос и ответ на него смогут увидеть и другие ученики. Таким образом, Internet является эффективной, доступной и недорогой базой для развертывания системы дистанционного образования медицинских работников.

Объектом исследования является система дистанционного обучения специалистов ИТ-отделов в сфере здравоохранения Тульской области.

Предметом исследования является программное обеспечение для дистанционного обучения по курсу «Медицинская информатика».

Цель дипломной работы состоит в разработке информационной системы для дистанционного обучения сотрудников лечебно-профилактических учреждений Тульской области.

Практическое значение работы состоит в комплексном анализе моделей и технологий дистанционного образования, в обосновании необходимости использования дистанционного образования с использованием сети Интернет для обучения работников сферы здравоохранения Тульской области, в выработке структуры системы дистанционного обучения, её составляющих - компонентов, в конечной реализации данной системы дистанционного обучения.

Результаты работы могут быть использованы как для дистанционного обучения работников медицинских учреждений Тульской области, так и для обучения любых желающих. Разработанная система открыта для добавления новых курсов, расширяема и масштабируема.

1. Современные подходы к дистанционному образованию

1.1 Модели и технологии дистанционного обучения

Достоинства распределенного дистанционного обучения обусловлены его новыми функциями, расширением возможностей и сервиса предоставления образовательных услуг обучающимся, распределенным по различным сегментам рынка и территориям, а также использованием системы гибкого непрерывного образования, гибких графиков, проведения занятий в синхронном и асинхронном режимах. Основной особенностью гибких режимов обучения является то, что они не так жестко регламентируют временные и пространственные рамки проведения занятий и общения между преподавателями и студентами. Это позволяет преподавателям и студентам более гибко планировать время обучения и учебный процесс. Особенно это важно для студентов-заочников и студентов, обучающихся в филиалах университетов в других городах.

Сегодня дистанционное обучение является одним из наиболее активно развивающихся направлений в образовании. Существующие возможности аппаратно-программного обеспечения современных компьютеров и Web-серверов позволяют разрабатывать интерактивные программы для получения образования посредством глобальной сети. Базируясь на Интернет-технологиях, дистанционное обучение расширяет свои возможности и рассматривается как перспективная система обучения, представляющая собой синтез технологий конкретного обучения, телевидения и международной сети Интернет. Данный новый вид обучения не только способствует интенсификации распространения знаний для широкого круга потенциальных обучаемых, но и активно формирует рыночную среду обучения из потенциальных потребителей новых знаний и технологий.

В наибольшей мере преимущеcтва дистанционного обучения проявляются в преподавании гуманитарных дисциплин (социологии, политологии, экономики и др.), что обусловлено возможностью гибко сочетать теорию и практику, использовать свежую информацию для иллюстрации теоретических положений и анализа современной ситуации. Новая технология предполагает использование также электронной почты и телевидения как формы контакта студентов с преподавателем в сочетании с очными учебно-консультационными занятиями.

Дистанционное образование - это средство, при котором учащиеся находятся на расстоянии от создателя учебных материалов; студенты могут учиться в любом месте по выбору (дом, работа, учебный центр) без непосредственного контакта с учителем. Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию, а также предоставляет возможность обучаемым непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-практические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя, осуществляемого с помощью Интернета и других средств коммуникаций.

С развитием электронно-компьютерных сетей технология дистанционного обучения предполагает использование Интернет-телефонной связи, электронной почты и телевидения как формы контакта студентов с преподавателем в сочетании с очными учебно-консультационными занятиями на основе гибкого плана обучения. Это позволяет использовать разнообразные интерактивные формы обучения:

* проведение занятий и воспроизведение лекций для внешних удаленных слушателей;

* электронный доступ к гипертекстовым книгам, материалам интерактивного чтения и учебным упражнениям, программам лингвистического перевода;

* электронное дистантное взаимодействие обучаемых с профессорско-преподавательским составом, собеседования и учебно-консультационные занятия (тьюториалы);

* деловые игры и конкретные ситуации, ориентированные на специфику профессиональной деятельности и потребности реальной практики;

* телевизионные и компьютерные конференции и др.

Наибольшие перспективы дистанционного обучения связаны с интеграцией телекоммуникационных и компьютерных Интернет-технологий, одним из видов которой являются электронные интерактивные видеоконференции. Интерактивная обучающая видеоконференция представляет собой одну из наиболее передовых технологий дистантного обучения и обеспечивает распределенную онлайновую связь обучающих и обучаемых, независимо от их пространственного и географического местоположения. Интерактивная мультимедийная видеоконференция обеспечивает технические условия организации глобальной образовательной сети распределенной аудитории обучающихся. Объединение сотрудников университетов универсальными цифровыми информационными магистралями ведет к формированию глобальной универсальной образовательной сети гипермедиа, объединяющей обучающих и обучаемых, потребителей и производителей знаний.

Исторически дистанционное образование прошло через следующие этапы:

1. Использование одной технологии и отсутствие непосредственного взаимодействия между преподавателем и студентом. Типичным примером является заочное обучение - обучение по переписке.

2. Интегрирование различных технологий, упор на односторонний поток информации и на самообучение; использование тьютора для взаимодействия со студентами. Типичный пример - открытые университеты.

3. Широкое использование двусторонних коммуникационных технологий для взаимодействия преподавателя со студентами и студентов между собой. Пример - распределенные системы дистанционного образования, использующие Интернет.

Существует несколько моделей дистанционного образования, представляющих его как систему взаимосвязанных компонент. Рассмотрим две наиболее популярные модели. Первая модель описана в книге Michael Moore «Distance Education. A Systems View» и может быть представлена в следующем виде (рис. 1):

Рисунок 1. Модель принятия решений в отношении разработки курсов от потребности студентов и специфики организации

В этой модели потребности студентов и специфика организации (миссия, экспертиза, философия) порождают решения в отношении разработки курсов. Дизайн курсов осуществляется специальными командами, объединяющими специалистов в области разработки учебного процесса, графики, продюсеров, программистов, специалистов по оценке эффективности обучения и т. д. Возможности студентов и педагогические принципы обуславливают выбор технологии. В учебные курсы встраивается система взаимодействия студентов друг с другом, с преподавателями и экспертами, с администратором и т. д. Особое внимание уделяется природе учебной среды и предвидению потенциальных проблем, обусловленных ее спецификой, - например, эффект одинокого обучающегося.

Все элементы, представленные в описанной выше модели, являются взаимозависимыми и все они существенны для использования в дистанционной образовательной системе.

Вторая модель была разработана Tony Bates и описана в его книге «Technology, Open Learning and Distance Education». Эта модель называется ACTIONS и предназначена для принятия решений в области дистанционного образования, в особенности, для выбора технологий. Модель получила название по заглавным буквам слов, выражающих следующие критерии:

* Access (Доступ) - насколько используемая технология доступна для студентов;

* Costs (Затраты) - какова структура затрат на использование технологии, каковы затраты на одного обучаемого;

* Teaching and Learning (Преподавание и обучение) - какие виды обучения необходимы, какой педагогический подход реализует их наилучшим образом и каковы наиболее эффективные технологии для выбранной методики преподавания и обучения;

* Interactivity and User-friendliness (Интерактивность и легкость в использовании) - какова интерактивность выбранной технологии, как она может быть реализована;

* Organizational issues (Организационные вопросы) - каковы организационные барьеры на пути внедрения выбранной технологии, как они должны быть преодолены, какие изменения в организации потребуются для этого;

* Novelty (Новизна) - насколько нова выбранная технология;

* Speed (Скорость) - насколько быстро могут быть подготовлены курсы с использованием этой технологии, как быстро могут быть внесены в них изменения.

Доступность технологии является одним из важнейших факторов при ее выборе. Она зависит от выбранной целевой группы и учебной среды (обучаемые находятся дома, на рабочем месте, в университете, в учебном центре). Технология должна быть доступна для всех членов целевой группы, а не быть дополнительным средством для избранных. Часто доступность технологии дополняется ограничениями на место и время. Возникает возможность самостоятельно проанализировать доступность печатных материалов, аудио- и видеокассет, телефона, телевизора, компьютера, Интернета для ваших условий.

Затраты также являются важнейшим фактором при выборе технологии. В структуре затрат важно выделить затраты на подготовку, производство, распределение и доставку материалов, административные расходы, коммуникационные расходы и др. Часть расходных статей напрямую зависит от числа студентов, часть зависит от объема учебных материалов, некоторые расходы представляют собой накладные расходы, являющиеся фиксированными в рамках разработки и проведения учебного курса. Важной характеристикой затрат являются затраты на одного студента и на один час учебного процесса, которые, в свою очередь, определяются соотношением фиксированных и переменных издержек. Ясно, что эти затраты падают с увеличением числа студентов, что делает экономически выгодным обучение большого числа студентов как одновременно, так и путем многократного проведения разработанного курса.

Преподавание и обучение менее важно для выбора технологии, но важно для ее использования в учебном процессе, поскольку технологии различаются по своим презентационным характеристикам. Печатные материалы более подходят для передачи текста, диаграмм и графиков. Радио, аудиокассеты, телефон - для передачи звука. Телевидение и видеокассеты - для передачи образов и движения, компьютеры - для работы с базами данных, создания интерактивных программ и анимаций.

Интерактивность определяется как по отношению к учебным материалам, так и к обучаемым. Первый вид интерактивности лучше всего обеспечивается компьютерными программами, в особенности, с применением мультимедиа. Второй вид интерактивности обеспечивается двусторонними коммуникационными каналами: аудио- или видеоконференция, телефон, факс, Интернет. Взаимодействие студентов и преподавателей может при этом быть как синхронным (одновременным), так и асинхронным (с задержкой во времени).

Организационные вопросы включают в себя техническую и человеческую инфраструктуру, создаваемую или используемую для разработки и проведения учебного курса. Это может быть наличие компьютеров, подключение к Интернету, наличие кабельной сети, аппаратуры для видеоконференций, занятость преподавателей в разработке дистанционных курсов и система вознаграждения, система технической поддержки преподавателей, наличие специалистов, необходимых для разработки и проведения дистанционных курсов, и т. д.

Новизна технологии требует, с одной стороны, больших инвестиций в нее, с другой стороны, позволяет получать бесплатные продукты (в маркетинговых целях) или дополнительное финансирование. Новизна также тесно связана со временем, требуемым для внедрения и распространения технологии.

Скорость производства и обновления курсов связана с требованиями технического прогресса, устаревания технологии, жизненного цикла материалов курса, изменения спроса и т. д. Она также напрямую связана с затратами на разработку курсов. Например, использование видеоконференций позволяет за короткое время провести массу учебных мероприятий, в то время как для разработки Интернет-курса или мультимедийного курса требуется гораздо больше времени.

Организация дистанционно-образовательного курса начинается с формулировки задач, выбора методик, отвечающих заданным целям, выбора технологии, отвечающей заданным целям и методикам и создания разнообразных учебных ситуаций, таких как:

* педагогика сотрудничества;

* традиционное преподавание;

* учебные задачи и практика;

* интерактивные дискуссии;

* моделирование;

* демонстрации;

* открытия;

* игры;

* решение задач/проблем;

* наставничество.

Технологии дистанционного образования делятся на:

а) Интерактивные:

* аудиоконференции (audioconferencing);

* видеоконференции (videoconferencing);

* видеоконференции на рабочем столе (desktop videoconferencing);

* электронные конференции через:

- e-mail,

- online services;

* голосовая коммуникация (voice mail);

* двусторонняя спутниковая и СВЧ связь;

* виртуальная реальность (virtual reality).

б) Неинтерактивные:

* печатные материалы;

* аудиокассеты;

* видеокассеты;

* односторонняя спутниковая и СВЧ связь;

* телевизионные и радиопередачи;

* дискеты, CD-ROMы.

Часто дистанционное образование осуществляется не с помощью какого-то одного средства, а с помощью системы средств, например, телевизионный курс в сочетании с печатными материалами, рассылаемыми по почте и т. д. Интернет очень успешно используется при таком системном, смешанном подходе к дистанционному образованию, соединяя в себе все достоинства вышеперечисленных средств и используя и образы, и текст, и звук, и поиск, и реальное общение. Использование Интернета для дистанционного образования требует большего планирования и подготовки, чем все другие виды образования. Подготовка материалов и программ, использующих эти материалы, становится важнейшим компонентом образования.

1.2 Дистанционное обучение с использованием сети Интернет

Интернет - это международное объединение компьютерных сетей, использующих общий протокол семейства TCP/IP и единое адресное пространство. Среда WWW (World-Wide Web - Всемирная паутина) представляет собой унифицированную среду обмена информацией в глобальной компьютерной сети Интернет. В настоящее время это наиболее популярный вид доступа к данным. Он позволяет жителям всех континентов обмениваться информацией, совместно использовать компьютерные ресурсы при помощи того или иного прикладного сервиса Интернета (WWW, E-mai, FTP и др.) Благодаря развитию коммуникационных линий Интернет стремительно растет и развивается, охватывая все больше и больше пользователей в разных регионах и странах мира.

Существование многочисленных разнообразных программ для просмотра WWW-документов для всех популярных аппаратных и программных платформ, простой и понятный пользовательский интерфейс, возможность представления информации в форме мультимедиа в рамках единого стандартного языка форматирования документов HTML (HyperText Markup Language) обусловливают быстро растущую популярность среды WWW. Все это позволяет эффективно использовать среду WWW для дистанционного обучения и контроля знаний учащихся. Наличие развитого программного обеспечения, программ для создания и редактирования HTML-документов позволяет существенно упростить и сократить время подготовки учебных материалов.

Таблица 1. Характеристики дистанционного образования через Интернет

Ключом к получению информации в Интернете являются адреса ресурсов. Списки пользователей Интернета можно найти в адресных справочниках («Белые страницы» Интернета). Адреса ресурсов Интернета для получения необходимой информации по различным отраслям науки, искусству, бизнесу и т. д. можно найти в справочнике «Желтые страницы». Кроме того, существует целый ряд систем поиска ресурсов Интернета (Google, Yahoo, Yandex, Rambler и др.)

Интернет является хранилищем постоянно обновляемых информационных ресурсов. Здесь можно найти информацию об исследованиях, грантах, стипендиях, по наиболее актуальным проблемам экономики и преподавания экономических дисциплин. Если необходимо получить систематизированные знания в какой-либо области, то Интернет может быть самым эффективным (как с точки зрения минимизации затрат времени и денег, так и с точки зрения получения нужных знаний в нужном объеме) средством достижения этой цели.

Постоянно растет число периодических изданий, существующих только в электронной форме. Электронные версии печатных журналов легко доступны и постоянно обновляются. С помощью Интернета можно узнать о научных конференциях и семинарах, а также познакомиться с их материалами, опубликовать свои научные и учебно-методические разработки.

На основе Интернет-технологий, дистанционного обучения возникает реальная возможность создания единого распределенного он-лайнового образовательного сообщества (группы сообществ, сегментированных по профессиональным интересам или другим признакам, например, преподавание информатики для медицинских работников) образовательных учреждений России (а в перспективе, и стран ближнего и дальнего зарубежья) и их интеграции в единое образовательное Интернет-пространство (национальное и международное).

Для специалиста (или будущего специалиста) Интернет:

- является хранилищем ресурсов по экономическим наукам, которые постоянно обновляются;

- облегчает задачу получения необходимой информации с помощью поисковых систем;

- может быть самым эффективным средством приобретения новых знаний;

- может познакомить с новыми методиками преподавания дисциплин, позволяющими использовать обучающие игры по различным отраслям наук, интерактивные программы, моделирующие различные процессы, компьютерные упражнения, тестирование и самотестирование и т. д.;

- предоставляет электронные версии экономических журналов и газет. Имеется множество периодических изданий, существующих только в электронной форме, и их число постоянно увеличивается;

- знакомит с новостями в различных сферах и с оценками этих новостей ведущими специалистами;

- дает информацию о научных конференциях и семинарах, их материалах. Обмен информацией и публикации результатов исследований в Интернете создают возможность совместных научных исследований ученых, имеющих общие интересы, независимо от того, в какой стране расположены научные и учебные организации, в которых они работают;

- помогает найти ответы на возникающие вопросы в электронных дискуссиях в Usenet (Newsgroups) и т.п.

В настоящее время в России сформирована национальная инфраструктура компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы на базе RBNet, продолжает активно развиваться российский сегмент глобальной мировой сети Интернет. Реализован глобальный проект Super-Internet (Oxygen), направленный на создание глобальной суперсовременной универсальной оптоволоконной кабельной сети, которая включает в себя телефонную, телевизионную и компьютерную связь и пропускная способность которой в несколько раз больше ныне используемой. Целью данного проекта являлось подключение к Интернету всех стран мира посредством создания в них 265 сетевых узлов, соединяющих более 320000 км проложенных кабелей связи. Этот проект стоимостью 14 млрд. долларов был реализован в течение 6 лет - с 1997 до 2003 г.

В целом Интернет-технологии, электронные средства коммуникаций позволяют перейти на новый этап развития распределенного сотрудничества и интеграции университетов в организационной, учебно-методической и научно-исследовательской областях как различных регионов России, так и стран СНГ. В этой связи можно говорить о формировании на локальном, региональном, межрегиональном, национальном и межгосударственном уровнях распределенного образовательного Интернет-сообщества.

1.3 Дистанционное обучение в образовательной системе Российской Федерации

В последние годы в образовательной системе России стали активно внедряться и использоваться информационные технологии, Интернет, методы дистанционного и телеобучения. Это касается не только появления новых форм и методов управления университетами и организации учебного процесса, но и сопровождается трансформацией принципов организации, контроля и управления образовательными процессами, расширения границ и возможностей доступа преподавателей и студентов к мировым базам научных данных, качественного изменения характера обучения и содержания получаемых знаний.

В процессе реализации Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России важную роль призваны сыграть Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», законодательные акты и нормативные материалы Правительства Российской Федерации, Министерства образования РФ. Среди них следует выделить следующие нормативные документы:

* Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 30.01.98 № 253 «О мерах по созданию единой системы дистанционного образования в России»;

* Положение о Координационном совете в сфере дистанционного обучения;

* Инструктивное письмо от 03.07.98 № 41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании»;

* Информационное письмо от 07.06.99 № 14-55-282ин/15 «О реализации дистанционного обучения в регионах РФ» и др.

Координацией работ по реализации Концепции и формированию единой системы дистанционного образования в России занимается ряд организаций и учреждений: Центр информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования Минобразования России, Координационный совет в сфере дистанционного обучения при Минобразования России, Центр информатизации и Межвузовский центр дистанционного образования Минобразования России.

Для распространения технологий дистанционного образования важное значение имеет проведение научных симпозиумов, конференций, выставок. Среди них - всероссийские и региональные выставки «Информационные технологии в образовании». Например, в апреле 2000 года Минобразования РФ, ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций, ГАО ВВЦ, ВК «Наука и образование» при поддержке Российского союза ректоров и Московского комитета образования провели вторую международную выставку-конференцию «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании». В октябре этого же года в рамках работы по реализации решений Всемирной конференции ЮНЕСКО по науке прошел международный конгресс «Наука и образование на пороге III тысячелетия».

В последнее время в России также начали активно формироваться новые институциональные образования, негосударственные учреждения и онлайновые виртуальные университетские сообщества. Создана и активно функционирует Российская академия Интернета (РАИ), которая совместно с компанией Intel ежегодно присуждает национальные Intel-Интернет премии. В 2000 году победителем в номинации «Наука и образование» стал сайт «Экзамены Online».

Весной 2000 года Федерация Интернет-образования (http://www.fio.ru), созданная при поддержке Минобразования РФ, нефтяной компании ЮКОС и межрегиональной организации «Новая цивилизация», вручила первые дипломы группе выпускников (52 педагога из Новосибирска, Томска, Самары, Воронежа и Санкт-Петербурга), прошедших курсы повышения квалификации по программе обучения с использованием информационных технологий в рамках проекта «По-ко-ле-ние.ru». Целью данного проекта было - обучить к 2005 году пользованию компьютером и Интернет-технологиями десять миллионов молодых людей в возрасте от 10 до 20 лет. Для этого по всей стране предполагается создать центры, которые помогут учителям повысить свою квалификацию, чтобы затем передать знания ученикам. За пять лет в рамках проекта подготовку в региональных центрах прошли 276 тысяч учителей.

Можно также отметить успешную деятельность в этой сфере Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании; Центра дистанционного обучения для выпускников образовательных программ Информационного Агентства США (USIA); Научно-исследовательского института дистанционного образования МЭСИ; Российской системы дистанционного обучения риэлтеров; Центра дистанционного образования «Эйдос»; Учебного центра «Сетевая Академия» при компании ЛАНИТ и др.

Использование информационных технологий и Интернета в образовательном процессе касается не только федеральных органов системы образования Российской Федерации, но и университетов российских регионов, во многих из которых созданы научные и учебные центры информационных технологий и дистанционного образования.

Значимый проект по распространению технологий дистанционного обучения в классических университетах России реализует Институт Всемирного Банка. В рамках этого проекта было разработано программное обеспечение для виртуального университета и переведены в дистанционный формат вводный и промежуточный курсы по микро- и макроэкономике, подготовленные при участии Лондонской школы экономики и ряда российских университетов.

С сентября 1999 года для ряда государственных университетов России осуществляется пилотный проект «Дистанционное образование в экономике», реализуемый Институтом Всемирного Банка при поддержке Московского Общественного Научного Фонда и Министерства образования Российской Федерации. Одним из участников пилотного проекта стал Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (http://www.finec.ru). С 2000 года началась реализация подобной образовательной программы Институтом Всемирного Банка для университетов стран Средней Азии.

Электронные средства общения, мультимедиа на основе Интернет-технологий, электронные курсы по экономике не только являются важными средствами для преподавания современной экономической теории в университетах, но и способствуют развитию сотрудничества между ними. Оболочка электронного курса имеет следующие инструменты получения информации и общения: доска объявлений, электронная почта, электронная конференция, обмен файлами, виртуальный класс, библиотека web-сайтов.

В настоящее время электронный учебник с программным обеспечением, разработанный специалистами Института Всемирного Банка и реализуемый в рамках пилотного проекта, является, на наш взгляд, наиболее удачным, так как учитывает особенности системы образования в России. Он удобен при использовании, его электронная оболочка полностью адаптирована к среде и Интернета, и Интранета, электронные средства отличаются гибкостью, что позволяет реализовать весь комплекс образовательных функций.

Учебный материал представлен в наиболее наглядной форме, которая способствует ее лучшему усвоению студентами, а также позволяет студенту быть соучастником процесса управления учебным процессом, потоком учебной информации, что повышает степень его интерактивности. Хотя основной акцент делается на самостоятельной работе студента с учебным материалом, нагрузка на преподавателя не снижается, а увеличивается за счет возрастания управляющей и контрольной функций, предварительной подготовки заданий, проведения дополнительных консультаций по дистанционному обучению. У студентов меняется психология восприятия учебного материала и отношение к процессу обучения - они проявляют больше инициативы, интереса, самостоятельности, организованности.

Электронные средства общения типа электронной почты, обмена файлами расширяют каналы коммуникации и повышают оперативность получения, отправления и обмена нужной информацией. Электронная конференция дает дополнительные возможности распределенного онлайнового сотрудничества преподавателям и студентам разных вузов в сфере обучения и совместной научно-исследовательской работы.

В качестве примера можно назвать состоявшуюся в конце 1999 - начале 2000 гг. электронную конференцию, посвященную методологическим и методическим проблемам преподавания курсов микро- и макроэкономики. В ней участвовали представители ряда российских университетов и университета Лондона. В апреле 2000 года при поддержке Института Всемирного Банка и журнала «Экономика образования» успешно прошла Первая всероссийская студенческая научная Интернет-конференция «Пути активизации инвестиционной деятельности в регионах России», в которой приняли участие студенты региональных университетов Омска, Санкт-Петербурга, Саратова, Томска и Республики Башкортостан (http://194.84.38.77/conf.htm, http://makro.nm.ru). Данной конференции оказали поддержку эксперты МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. Ее материалы были опубликованы, а все команды региональных университетов получили сертификаты Института Всемирного Банка.

С сентября 2000 года корпорация Intel начала реализацию в нашей стране фирменной программы обучения российских специалистов ведению электронного бизнеса. Программа рассчитана на специалистов, отвечающих за проектирование, создание и поддержку решений для электронной коммерции, оценку потребностей клиентов, автоматизацию процессов заказа и доставки, послепродажное обслуживание клиентов, и осуществляется через авторизованный Учебный центр Intel «Сетевая Академия ЛАНИТ» (http://www.aca-aca-demy.ru). Успешно окончившим учебный курс выдаются соответствующие сертификаты, действующие во всех странах мира.

1.4 Телемедицина и особенности дистанционного обучения в сфере здравоохранения

Применение дистанционных образовательных технологий в обучении по медицинским специальностям является весьма актуальным и очень востребованным. На базе дистанционных образовательных технологий для обучаемых появляется возможность, помимо изучения теоретического материала, получить опыт работы с реальными техническими средствами. Обучающиеся могут не только видеть систему глазами обучающегося, смогут поработать в роли разработчика и преподавателя. И в этом смысле дистанционные образовательные технологии являются одной из составляющих нового направления, основанного на использовании телекоммуникаций для адресного обмена медицинской информацией между специалистами, - телемедицины.

Телемедицина - это средство, позволяющее врачам и пациентам получать дистанционный доступ к современным медицинским ресурсам и услугам, в том числе и международным. Интерес к телемедицинским технологиям отмечается в нашей стране уже больше десяти лет. После многочисленных публикаций в прессе наступило длительное затишье, которое только в последнее время сменяется некоторой активностью.

Надо отметить, что внедрение телемедицинских технологий в России никогда не относилось к приоритетам ни здравоохранения, ни коммерческих компаний, ни государства в целом. Появление новых телемедицинских центров, разработка передовых решений осуществлялись стихийно и не координировались ни государством, ни какой-либо незавсимой организацией. В последнее время ситуация начала медленно, но изменяться к лучшему. В рамках федеральных информатизационных программ, в частности, ФЦП «Электронная Россия» и аналогичных региональных программ, запланированы проекты создания телемедицинских сетей. Совсем недавно Минсвязи РФ выступило с инициативой о разработке федерального закона «Государственная программа (Генеральный план) создания национальной телемедицинской сети России» и предложением сделать телемедицину одним из приоритетных национальных проектов. Появились неправительственные организации, которые ставят своей целью продвижение телемедицинских технологий в России и создание соответствующих организационных структур. В частности, несколько лет назад при содействии НИИ Сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева образована Российская ассоциация телемедицины, которая, пожалуй, наиболее серьезно приступила к созданию единой и главное реально работающей телемедицинской сети в России.

Значительную активность последнее время проявляют регионы. Телемедицинские центры создаются в Центральном, Уральском и Южном округах, в Эвенкии и Архангельской области, Екатеринбурге, Якутии и многих других областях. Значительный шаг вперед сделал Ханты-Мансийский автономный округ, реализующий эти проекты в рамках ФЦП "Электронная Россия" для 33 населенных пунктов округа. В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе уже действуют около 20 телемедицинских пунктов. В частности, только зимой 2005 г . Российская ассоциация телемедицины и компания «Энвижн Груп» включили в сеть областную клиническую больницу в Ханты-Мансийске, четыре медицинских центра в Сургуте, а также Окружную детскую больницу в Нижневартовске.

Значительно укрепились контакты с иностранными телемедицинскими центрами и организациями. В частности, с 2002 г. ведутся консилиумы, консультации и трансляции хирургических операций с использованием современных телекоммуникационных технологий между Россией и Германией. Примерно тогда же осуществлялось сотрудничество по разработке технологии телемедицинских консультаций с борта международной космической станции в рамках международного проекта TEMOS (Telemedicine Emergency Service). В нем участвовали университеты Майнца, Эрлангена, Международный университет Страсбурга, Германское аэрокосмическое агентство, а с российской стороны -- Российская Ассоциация телемедицины, Центр подготовки космонавтов, Институт медико-биологических проблем и Центр управления полетами.

В 2005 г. в Ганновере по рекомендации Межправительственной российско-германской комиссии по высоким технологиям был подписан договор между Российской ассоциацией телемедицины и Медицинским факультетом университета Регенсбурга (Германия) о создании первого совместного российско-германского телемедицинского центра. Аналогичное сотрудничество налаживается с Великобританией, Норвегией, Израилем и рядом других стран.

Во всем мире телемедицинские системы и комплексы развиваются очень интенсивно, при этом во многих странах для координации развития телемедицины созданы общественные и правительственные организации. В Канаде для координации развития программы телемедицины создано Общество телемедицины, объединяющее медиков, преподавателей, ИТ-компании. В США активно работает Ассоциация телемедицины. Для координации работ по телемедицине в Японии создан директорат при Министерстве здравоохранения. Аналогичная ситуация в Западной Европе. Китай при активном участии оператора связи ChinaSatCom планирует создание в странах Юго-Восточной Азии спутниковой сети для предоставления телемедицинских услуг. Индийское управление по космическим исследованиям в ближайшие несколько лет собирается вывести на орбиту специальный телекоммуникационный спутник Healthsat, который будет использоваться исключительно в интересах телемедицины.

Все эти процессы инициируются не только развитием новых технологий, в том числе и в медицине, но и проявляющимися в последнее время масштабными эпидемиями, такими как атипичная пневмония или птичий грипп, которые угрожают смертью множеству людей и поэтому требуют быстрого реагирования, в том числе в тех районах, где отсутствуют медицинские центры и трудно обеспечить качественные медицинские услуги.

Сегодня телемедицинские технологии применяются для:

* удаленной диагностики и консультирования, неотложной экспертной помощи в трудных медицинских случаях;

* медицины катастроф, для получения быстрого доступа к квалифицированной медицинской помощи в труднодоступных местах либо местах с разрушенной инфраструктурой;

* наблюдения и консультирования больных после сложных оперативных вмешательств;

* и, конечно же, для дистанционного медицинского обучения.

Внедрение новейших технологий, препаратов и медицинского оборудования, необходимость поддерживать актуальность специальных знаний делают проблему дистанционного непрерывного обучения и переподготовки медицинских кадров на местах чрезвычайно актуальной. Сюда же можно отнести необходимость обеспечения быстрого постоянного доступа специалистов-медиков к новейшей медицинской информации и возможности непосредственного контакта со специалистами высокого уровня.

Дистанционное обучение в рамках телемедицины сегодня включает в себя:

* обучение студентов-медиков и медперсонала, повышение квалификации врачей;

* работу с заочными аспирантами и докторантами;

* семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной в настоящее время только специализированным учреждениям здравоохранения;

* дистанционную трансляцию операций;

* тренинг пользователей при освоении новых медицинских технологий, оборудования и т.п.;

* получение доступа к услугам централизованных и интернациональных медицинских центров и центров обучения.

Сегодня в России используются различные способы организации дистанционного обучения медиков на базе новых информационных технологий. В последнее время все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанные на:

* технологиях видеоконференцсвязи (ВКС);

* компьютерных телекоммуникационных технологиях;

* сочетании первого и второго.

Обучение, базирующееся на ВКС, сегодня является наиболее привлекательным, обеспечивая непосредственный визуальный контакт с удаленной аудиторией. Особенно это относится к системе повышения квалификации медицинских кадров, поскольку обучаемые могут стать не просто сторонними свидетелями, но и активными участниками использования новых медицинских технологий (операций, методов обследования), дискуссий и т.д. Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути и, безусловно, может считаться весьма перспективной. Большим достоинством подобной формы обучения является возможность одновременного подключения к оборудованию ВКС медицинского оборудования разного типа и трансляция по видео, одновременно с изображением пациента, медицинских параметров (графической информации, рентгенограмм и много другого).

Кроме того, именно подобная технология телеобучения, позволяет наиболее эффективно использовать возможность включения в процесс обучения или повышения квалификации международные медицинские центры и западных специалистов, обладающих знаниями и технологиями, пока еще трудно доступными в России.

Современное телемедицинское решение является сложным комплексом, и включает в себя:

* технические средства доступа в телекоммуникационные сети,

* каналы связи и сетевые средства доступа к ним,

* оборудование видеоконференцсвязи,

* цифровое медицинское оборудование, датчики и другие преобразователи медицинской информации в данные для передачи по каналам связи,

* медицинские информационные, экспертно-диагностические системы и базы данных,

* обучающие дистанционные системы.

Стандартный набор оборудования для проведения медицинских видеоконференций, как правило, включает:

* Канал IP или ISDN (не ниже 128 Кбит/c, рекомендуется 256 Кбит/с),

* Компьютер,

* Оборудование ВКС,

* Оборудование и программы ввода, обработки и хранения изображений, кривых ЭКГ и др. (сканер, плата ввода видеосигнала в компьютер, программа обработки и хранения изображений; программа ведения базы данных с записями о пациентах),

* Видеомагнитофон,

* Систему аудиосвязи.

В настоящее время для создания телемедицинских центров обучения может использоваться оборудование ВКС различных производителей, техника которых представлена на российском рынке и обладает схожими характеристиками - TANDBERG , Polycom , Sony , VCON. Если учитывать ряд параметров, в частности, стоимость, русификацию, производительность, удобство использования, совместимость с различным оборудованием и т.д., то компания «Энвижн Груп» сегодня ориентируется на TANDBERG.

Решения для дистанционного обучения в зависимости от назначения (объема помещений, количества слушателей, количества одновременно подключающихся дистанционных точек и т.п.) могут основываться на различных системах (кодеках). Например, это может быть TANDBERG 6000 (система, обладающая максимальной гибкостью и производительностью) или менее мощный TANDBERG 3000, либо вообще можно использовать более компактные кодеки в комплекте с обычными телевизорами или плазменными панелями. При этом, в зависимости от необходимости, такое решение может снабжаться дополнительным оборудованием, которое, как правило, не входит в стандартную поставку. Это, например, контрольная панель с сенсорным экраном (touch screen), т.е. устройство, позволяющее легко управлять всей системой дистанционного обучения методом нажатия кнопок графического интерфейса прямо на экране панели. В список управляемых устройств входят камеры, записывающие устройства любого типа, документальные камеры и микрофоны. Среди такого оборудования и специальный микрофон, размещаемый на потолке и позволяющий включать в разговор всех присутствующих в помещении. Это и Locator Mat, специальный коврик, наступив на который, преподаватель автоматически перенаправляет камеры в ранее запрограммированное место, например, на подиум или доску. Это и видео-электронные доски (Whiteboard), позволяющие транслировать написанное прямо на компьютеры и подключенную к ним систему ВКС.

В настоящее время дистанционное обучение в рамках телемедицинских программ осуществляют различные организации. Например, Российская ассоциация телемедицины регулярно проводит так называемую Академию телемедицины, в рамках которой специалисты медицинских центров России и ближайшего зарубежья обучаются современным технологиям, дистанционно обмениваются опытом с различными зарубежными и отечественными специалистами, обсуждают новые возможности.

Еще один пример. В 2003 году Тульской областной больницей был приобретен высокопроизводительный комплект видеоконференцсвязи и подключен цифровой ISDN канал, что позволило организовать телемедицинский центр. С октября 2003 проведено более 180 консультаций по различным патологиям (пороки сердца, стенозы, ИБС, ревматологические заболевания). Тульская областная больница давно и успешно сотрудничает с РНЦХ РАМН.

Будущее телемедицинских технологий в России видится сегодня достаточно оптимистичным, но при этом необходимо отметить, что и проблем в телемедицине и, соответственно, в дистанционном обучении медицинского персонала, пока очень много. Основная сложность заключается в том, что телемедицинские центры не могут существовать сами по себе, они обязаны действовать в некой организационной структуре, телемедицинской сети или нескольких сетях, именно в этом и заключается смысл использования коммуникационных технологий в медицине.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ