Разработка рабочей тетради по информатике для второго класса
Разработка рабочей тетради по информатике для второго класса
Федеральное агентство по образованию Тульский Государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого Кафедра информатики и методики обучения информатике Курсовая работа: Разработка рабочей тетради по информатике для второго класса Выполнила: студентка 4 курса факультета математики, физики и информатики группы А Сарычева Ирина Владимировна Научный руководитель: ассистент кафедры ИиМОИ Даниленко Софья Валерьевна Тула - 2008 Оглавление Введение 1. Методические особенности изучения информатики в начальной школе 1.1 Цели и задачи обучения информатики в начальной школе 1.2 Методика изучения моделей объектов 1.3 Методика изучения кодирования информации 1.4 Методика изучения высказываний 1.5 Требования к подготовке выпускников начальной школы 2. Разработка рабочей тетради по информатике для 2 класса Заключение Список использованных источников Приложение 1. Семафорная таблица Введение В соответствии с образовательным стандартом учебная дисциплина «Информатика и вычислительная техника» называется «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». Предмет вводится как учебный модуль предмета «Технология» в 3-4 классах, где формируются обще-учебные умения и навыки, такие как: овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка)необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; представление материала в табличном виде; упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); использование простейших логических выражений типа: «...и/или...», «если..., то...», «не только, но и...»; элементарное обоснование высказанного суждения; выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. «Информатика и ИКТ» в начальной школе может быть двухкомпонентным предметом. Теоретическая составляющая предмета может изучаться за счет компонента образовательного учреждения, освоение компьютера как инструмента для обработки ин формации и возможностей различных прикладных сред может быть встроено модулем в предмет «Технология». Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и Базовый Учебный План не предусматривает изучение предмета в 5-7 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики, сделать его сквозной линией школьного образования, что непосредственно отвечает задачам информатизации образования, поставленным в Концепции модернизации образования Российской Федерации. Этот шаг логически вытекает из аналитических документов проводимых сегодня экспериментов. Образовательные стандарты по другим учебным предметам подразумевают использование компьютеров и электронных учебных изданий, которые в настоящее время по федеральным программам поставляются в медиатеки библиотек регионов Российской Федерации. Для того чтобы соответствовать требованиям, диктуемым современным обществом, изучение «Информатики и ИКТ» необходимо начинать со второго класса. Чтобы детям это давалось легко и интересно, им поможет рабочая тетрадь, программа которой идет параллельно с базовым курсом учебника. Целью этой работы является разработка рабочей тетради для вторых классов. У учащихся необходимо активизировать познавательную деятельность, чему способствуют рабочие тетради. Использование таких тетрадей отвечает многим учебным целям и задачам. Во-первых, рабочие тетради имеют большое количество различных заданий, упражнений и задач, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников, побуждающих их учиться самостоятельно, с увлечением и азартом. Во-вторых, наличие заданий на печатной основе позволяет организовать именно деятельность по их выполнению, а не по переписыванию условий или, что просто недопустимо, их записи под диктовку. В-третьих, рабочие тетради способствуют знакомству с компьютером. Благодаря тому, что большинство заданий носят теоретический характер, это позволяет избежать непосредственной работы с ним. Что способствует избежать нагрузки на глаза детей. 1.1 Цели и задачи обучения информатике в начальной школе Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс -- это необходимый шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике в начальной школе: - Формирование общих представлений школьников об ин формационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности. - Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики. - Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различно го вида, в том числе с помощью компьютера. - Формирование умения строить простейшие информацион ные модели и использовать их при решении учебных и практи ческих задач, в том числе при изучении других школьных пред метов. - Формирование системно-информационной картины мира(мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем. - Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учеб ном процессе. - Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эста фет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д. По стандартам предлагается так называемый параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала, а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений по работе на компьютере и освоение практических навыков. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова) предлагает следующее поурочное планирование для второго класса: [1, с 176-178] Таблица 1. - Содержание темы |
Тема и ее основное содержание | Рекомендуемые виды деятельности | | Виды информации. Человек и компьютер. | | 1 | §1. Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши нос язык, кожа) | ® (или Ф) © ® ® ® © ® | | 2 | §2. В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; примеры звуковой информации | ® (или ®) © а ® © © ® | | 3 | §3. Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, осязательная, обонятельная информация; примеры | ® (или ®) © ® ® © © ® | | 4 | §4. Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и др.) и искусственные источники информации (колотушка сторожа и пр.) | ® (или ®) © ® ® © © ® | | 5 | §5. Приемники информации: люди и животные - приемники различных видов информации (на примерах) | ® (или ®) © ® ® ® ® ® | | 6 | §6. Радио и телефон: радио и телефон как устройство передачи информации; телефон - средство связи и общения | ® (или ®) © ® ® ® © ® | | 7 | §7. Компьютер: человек создал для себя разные инструменты: рабочие, музыкальные, и компьютер - как помощники при работе с информации, например, с текстовой и графической. | ® (или ®) © ® ® © © ® | | 8 | Повторение, работа со словарем и тестирование | © ® © или © | | Кодирование информации | | 9 | §8. Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу | © ® © или © | | 10 | §9.Кодирование информации: звуковое кодирование, рисуночное кодирование, буквенное кодирование и иероглифы | © ® © или © | | 11 | §10. Алфавит и кодирование: греческий и латинские алфавиты как основа алфавитного письма | ® (или ®) © © ® © © ® | | 12 | §11. Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование | ® (или ®) © ® ® © ® ® | | 13 | §12. Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы | © (или ®) © ® ® © © ® | | 14 | §13. Разговорный и компьютерные языки: люди разговаривают на естественном языке, человеком созданы искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах: компьютерный алфавит | ® (или ©) © ® ® ® © ® | | 15 | §14. Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах) | ® (или ®) © © ® ® © ® | | 16 | Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа | © ® © или ® | | 17 | §15. Числовая информация: способы счета предметов в древности, числовая информация - это форма представления информации и способ кодирования информации | ® (или ®) © © ® © © ® | | 18 | §16. Время и числовая информация: число как способ информации о времени, дара, календарь, текущая дата. | ® (или ®) © ® ® | | 19 | §17. Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию | ® (или ©) © ® ® | | 20 | §18. Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации, письменное кодирование | ® (или ®) © ® ® © © ® | | 21 | §19. Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер | ® (или ®) © ® ® © © ® | | 22 | §20. Память компьютера: электронная лампа, ламповая память, память на микросхемах, их особенность | © ® © или © | | 23 | Повторение, работа со словарем, тестирование. | © ® © или ® | | 24 | §21. Текст: воспринимать информацию из текста могут только люди | ® (или ®) © ® ® © © ® | | 25 | §22. Текст и его смысл: слово - это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова, ударение и смысл слова; шрифт | ® (или ®) © ® ® © © ® | | 26 | §23. Передача текстов: почта, средства доставки писем, электронная почта | © ® © или © | | 27 | §24. Компьютер и обработка текстов: текст как цепочка компьютерных символов, текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст | © ® © или ® | | 28 | Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа | ® (или ®) © ® ® © © ® | | 29 | Повторение пройденного за год | © ® © или ® | | 30-34 | Резерв | 5 часов | | |
Коды рекомендуемых видов деятельности на уроке: ф -- чтение текста; ® -- выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради; ® -- наблюдение за объектом изучения (компьютером); © -- компьютерный практикум (работа с электронным по собием); © --работа со словарем; © --контрольный опрос, контрольная письменная работа; ® --итоговое тестирование; ® --эвристическая беседа; ® --разбор домашнего задания; ® --физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты. В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи: * развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.); формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различны ми способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач. Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе. В содержательном плане данный курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с требованиями минимума содержания образовательной области «Информатика». Содержание курса строилось на основе трех основных идей: Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий ипредставлений о компьютере. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в раз личных видах и формах на различных носителях информации. 1.2 Методика изучения моделей объектов Изучение таких разделов курса как «Человек и информация», «В мире звуков», «Источники информации», «Приемники информации» дает детям представление о понятии моделей объектов. Цель изучения данных разделов - выработка навыков находить, обобщать и классифицировать характеристики (свойства), с помощью которых описывается любой объект, а в дальнейшем - объединять объекты в классы. Все характеристики объектов условно можно разделить на 4 группы: - Признаки, описывающие объект - какой это объект. - Название объекта - что это за объект. - Состав объекта - из чего состоит объект. - Действия объекта - что объект может делать. Эти четыре группы характеристик в совокупности образуют информационную модель объекта. I. Признаки, описывающие объект: цвет, форма, размер (1 класс) + материал изготовления, назначение (2 класс). Система заданий: 1. вычеркнуть лишний предмет: Объяснение при выполнении данного задания может быть разным: первый предмет отличается цветом, второй - формой, четвёртый - размером, пятый - именем. 2. продолжить ряд предметов с общим признаком; 3. сгруппировать предметы по общему признаку: Имеется 12 рыб: 2 большие красные, 2 большие жёлтые, 4 маленькие красные и 4 маленькие жёлтые. Сколько групп они образуют? Решение: 9 групп (большие, маленькие, большие красные, маленькие красные, большие жёлтые, маленькие жёлтые, все рыбы). 4. дорисовать предмет, чтобы он стал одинаковым (или разным) с другими по форме, цвету, размеру или по любой комбинации этих признаков; 5. описать предмет; 6. из группы предметов выбрать предмет, обладающий рядом признаков (выполняется по принципу отрицания: сначала вычеркни всё, что не обладает первым признаком, затем - вторым, и т.д. до тех пор, пока не останется один предмет). II. Название предмета. Система заданий: 1. определение единичного (частного) и общего имени объекта: Объект - божья коровка. Частное имя - божья коровка, общее имя - насекомое. 2. сравнение предметов по их именам и признакам (два совершенно разных предмета или два предмета, одинаковые во всём, кроме одного признака (круглый и квадратный будильник)). III. Состав объекта. Система заданий: 1. выделение подкласса объектов при помощи сравнения объектов одного класса (электрический чайник - чайник с нагревательным элементом); 2. добавление признаков к объекту с целью получения нового объекта. В конце изучения данных разделов учащиеся вторых классов должны уметь: 1) описать любой предмет, т.е. составить его информационную модель; 2) воссоздать предмет по его описанию; 3) выделить нужный предмет из группы предметов по его описанию; 4) убирать лишние предметы из группы предметов; 5) объединять предметы в группы по общим признакам. 1.3 Методика изучения кодирования информации Подробно вопросы кодирования рассматриваются в средней школе при изучении темы «Информация». В учебниках средней школы водится следующее определение кодирования: «Кодирование информации - это преобразование информации в форму, удобную для хранения и передачи. В начальной школе мы не знакомим детей с этим определением, а лишь показываем им способы кодирования информации в следующих темах «Кодирование информации», «Алфавит и кодирование», «Число и кодирование», «Код из двух знаков». Цели изучения данных тем: - знакомство с понятиями «кодирование» и «декодирование»; - формирование умений ставить в соответствие предметам и действиям другие предметы и действия. Система заданий: 1) кодирование букв цифрами: 2) кодирование букв графическими изображениями или предметами (морскими флажками, фигурками, цветами, словарными словами и т.п.); 3) кодирование действий предметами (каждый предмет обозначает какое-либо действие, учитель показывает предметы, а учащиеся выполняют действия, тот, кто ошибается, садится на место; в результате остаются самые внимательные ученики); 4) кодирование по координатной сетке: |
| Напиши адрес каждого предмета Рассели предметы по их адресам: | | |
Помоги Цветику найти свое окошко по заданному пути и напиши его адрес: 5) кодирование рисунка с помощью координат: 1 уровень: «Закрась клетки» 2 уровень: «Соедини точки» |
| (1,6), (2,7), (3,7), (4,6), (4,4), (5,3), (7,3), (8,2), (10,4), (10,2), (9,1), (4,1), (3,2), (2,1), (1,1), (2,2), (2,5), (2,6) | | |
6) кодирование слов и предложений с помощью координат: а) нахождение букв по их координатам б) нахождение слов по координатам 1. Расшифровать: (2,4), (3,2), (1,3), (3,4), (1,1), (3,1) 2. Зашифровать пословицу: «Терпенье и труд всё перетрут». 3. Найти и зашифровать поговорку. По окончанию изучения данных тем учащиеся должны знать и уметь: - понятие кодирования и декодирования; - расшифровывать информацию по имеющимся правилам; - осуществлять кодирование информации различного вида по разным правилам; - придумывать правила кодирования информации. 1.4 Методика изучения высказываний С раннего детства мы начинаем рассуждать, причём основное средство наших рассуждений - это высказывания и основанные на них логические выводы. Высказывание - это предложение, про которое однозначно можно сказать, что оно истинно или ложно. Понятия «истина» и «ложь» ясны детям на интуитивном уровне из их жизненного опыта. Знакомство с понятием высказывания происходит при изучении таких тем как «Английский алфавит и славянская азбука», «Письменные источники информации», «Разговорный и компьютерный язык». Более строгие трактовки данных понятий можно давать при помощи следующих упражнений. Система заданий. 1. игра «Говори наоборот» Учитель предлагает детям говорить противоположные по смыслу слова: мокрый - сухой, лёгкий - тяжёлый, добрый - злой и т.д. Затем учитель говорит такие слова, противоположные к которым начинаются с частицы «НЕ»: вкусный - не вкусный, железный - не железный, скользкий - не скользкий и т.п. 2. задания с картинками (совпадение картинки и подписи к ней - истина, не совпадение - ложь); 3. задания со схемами: а) графические схемы б) словесные схемы: Определить, шар какого цвета находится в каждой коробке, если известно, что надписи на каждой коробке верны, в каждой коробке ровно по одному шару, цвета шаров различны, в коробках есть красный, синий, белый, жёлтый и зелёный шары. После освоения детьми понятий «отрицание», «истина» и «ложь», вводятся союзы «И», «ИЛИ» и частица «НЕ», которые используются в логических высказываниях. 4. определить элементы каждого множества: 1. Любят математику и любят физкультуру: 2. Любят математику или физкультуру: 3. Не любят математику: 4. Не любят ни математику, ни физкультуру: 5. Любят математику и не любят физкультуру: Цель выполнения подобных заданий - соответствие логических союзов областям пересекающихся множеств: По окончанию изучения данных тем учащиеся должны знать и уметь: - понятия «истина», «ложь», «отрицание»; - определять истинность высказываний; - соотносить логические операции со схемами множеств; - определять принадлежность элементов к результатам логических операций на множествах. В курсе информатики начальной школы можно также рассмотреть задачи, в которых используются методы комбинаторики, симметрия фигур, логические задачи и головоломки, задачи на установление аналогий, закономерностей, стратегий выигрыша и т.п. Особого внимания заслуживают также «алгоритмы наоборот». Например: Подчеркните те предметы или существа, которые в стихотворении выполняют неправильные действия: «Дым столбом валили в трубу, Месяц с неба выл на пса, Птицы пугало пугали, Ела кошку колбаса». Ф. Галас. 2) Заполните строки таблицы: |
Стиральная машина стирать бельё пачкать бельё Загрязнительная машина всасывать пыль Пылеплюй Усыпляльник Паяльник Калькулятор Холодильник | | |
Смысл заданий подобного рода - заменить действия на обратные или переставить действия таким, образом, чтобы алгоритм действий некоторых устройств или существ приводил бы к прямо противоположному результату. Цель составления «алгоритмов наоборот» - развитие фантазии, творческого воображения, нестандартного мышления, которые в конечном итоге заставляют двигаться вперед науку и технику. 1.5 Требования к подготовке выпускников начальной школы В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны понимать: что в зависимости от органов чувств, с помощью которых че ловек воспринимает информацию, ее называют звуковой,зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой; что в зависимости от способа представления информациина бумаге или других носителях информации, ее называ ют текстовой, числовой, графической, табличной; что информацию можно представлять на носителе инфор мации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); что информацию можно хранить, обрабатывать и переда вать на большие расстояния в закодированном виде; что человек, природа, книги могут быть источниками ин формации; что человек может быть и источником информации, и при емником информации; знать: что данные -- это закодированная информация; что тексты и изображения -- это информационные объекты; что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами; как описывать объекты реальной действительности, т. е.как представлять информацию о них различными способа ми (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); правила работы с компьютером и технику безопасности; уметь: представлять в тетради и на экране компьютера одну и туже информацию об объекте различными способами: в видетекста, рисунка, таблицы, числами; кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия; работать с текстами и изображениями (информационнымиобъектами) на экране компьютера; осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет; называть и описывать различные помощники человекапри счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер); пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты; создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера. 2. Разработка рабочей тетради по информатике для 2 класса Необходимым условием модернизации школьного образования является разработка учебных материалов нового поколения, предполагающих активное использование в учебном процессе средств информационных и коммуникационных технологий. Рабочие тетради для второго класса входят в состав учебно-методического комплекса (УМК) по информатике для начальной школы. УМК обеспечивает изучение пропедевтического курса информатики, основной целью является формирование первичных представлений об основных понятиях информатики на основе личного опыта детей и знаний, полученных ими при изучении других школьных дисциплин, а также выработка навыков использования персонального компьютера для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни. Рабочие тетради создают благоприятные условия для более успешного усвоения базового курса; вовлекают каждого ученика в работу; благоприятствуют к быстрому усвоению логически сложных разделов информатики; развивают мышление; ведут к формальному представлению объектов, действий, рассуждений в области обработки, хранения и передачи информации. Для достижения выше перечисленных целей можно разработать огромное число заданий по каждой теме для лучшего усвоения базового курса информатики. Примерные задания, которые могут быть использованы в рабочей тетради: 1. Отметь нужное. Мы получаем зрительную информацию, когда: ? нюхаем ? пьем или едим ? трогаем ? слушаем ? смотрим 2. Подчеркни лишнее. Холодный Красный Горячий Теплый 3. Дополни таблицу. |
ухо | глаз | кожа | язык | нос | | звук | | холод | | | | |
4. Обведи, кто может быть приемником обонятельной информации 5. Пронумерую слова, так чтобы получилось предложение. передает. Телефон информацию звуковую 6. Впиши носитель информации по образцу. |
Компьютерная игра | Магнитный диск | | Ваша фотография | | | Наскальный рисунок | | | Оценка в классном журнале | | | |
Вставьте пропущенное слово. Английский более древний, чем славянская . 7. Соедини стрелками по смыслу 8. Декодируй с помощью семафорной таблицы 9. Представь количество предметов словом и числом. 11. Продолжи числовой ряд чисел. 22, 24, 26, 28, , . Как называются эти числа (подчеркни)? Четные Нечетные 12. Составь всевозможные двузначные числа (разные) из цифр 4, 7 и 9 и запиши их в таблице. Сколько получилось четных чисел? . Запиши их порядковые номера: . 13. Реши информационную задачу. Текущая дата: 23 мая 2008 года. Через сколько месяцев будет 28 мая 2009 года? Дай ответ в текстовой форме. Ответ: Через ( ) дней. 14. впиши пропущенные даты. 15. Воспользуйся кодовой таблицей и закодируй слова. А) код - . Б) знак - . В) пользуясь той же таблицей, декодируй код слова. 01010011100110101110001010001010110 |
буква | Код буквы | буква | Код буквы | буква | Код буквы | | А | 00000 | К | 01111 | Х | 10100 | | Б | 00001 | Л | 01101 | Ц | 10110 | | В | 00011 | М | 01010 | Ч | 11000 | | Г | 00111 | Н | 01100 | Ш | 11001 | | Д | 00101 | О | 01110 | Щ | 11011 | | Е | 00010 | П | 10000 | Ь | 11111 | | Ё | 00100 | Р | 10001 | Ы | 11101 | | Ж | 00110 | С | 10011 | Ъ | 11010 | | З | 01000 | Т | 10111 | Э | 11100 | | И | 01001 | У | 10101 | Ю | 11110 | | й | 01011 | Ф | 10010 | Я | 000111 | | |
Заключение Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с применением компьютера. Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера (здесь достаточно одного или двух компьютеров в классе, урок ведет учитель начальных классов), а также для организации индивидуального обучения и для поощрения. Для организации компьютерного практикума, во время которого школьники получают первичные навыки работы на компьютере, желательно иметь 10-12 компьютеров, делить класс на группы и проводить урок в компьютерном классе. Эту часть урока может вести учитель начальных классов или учитель информатики. Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского язы ка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других. Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разны ми способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» -- посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль «Информатика и ИКТ» предмета «Технология» должен знать/понимать: основные источники информации; назначение основных устройств компьютера; правила безопасного поведения и гигиены при работе скомпьютером; уметь использовать приобретенные знания и умения в прак тической деятельности и повседневной жизни для: решения учебных и практических задач с применениемвозможностей компьютера; поиска информации с использованием простейших запро сов; изменения и создания простых информационных объектовна компьютере. Для того чтобы школьники сумели легко и без затруднений освоить весь учебный материал, им в помощь предлагается рабочая тетрадь, где все упражнения разработаны для наиболее лучшего восприятия материала каждым учеником, направлены на формирование логического мышления и развитие творческих способностей школьников и способствуют развитию познавательного интереса. Список использованной литературы 1. Бородин, М.Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классов / М.Н Бородин. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2007. 2. Горячев, А.В. Информатика в играх задачах / А.В. Горячев. - М.: Бином, 2001. 3. Матвеева, Н.В. Информатика: Рабочая тетрадь для второго класса: Ч.1, Ч.2 / Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. 4. Тур, С.Н., Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. Приложение 1
|