Баллистическая ракета РД-583 (РН Зенит-3)
Баллистическая ракета РД-583 (РН Зенит-3)
5 Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Ижевский Государственный Технический Университет Кафедра «Тепловые двигатели и установки» Отчет по домашнему заданию курса «Устройство и проектирование ЛА» БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА С ЖРД, АНАЛОГ РАКЕТЫ Р-5 Проверил Ст. преподаватель Лошкарев А.Н. Выполнил Студент гр.5-57-2 Буторин А.В 2009 Содержание Введение 1. Краткие теоретические сведения о Р-5 2. Термодинамический расчет 3. Профилирование камеры сгорания и сопла 4. Определение полиномов {RaTa}, {Wa} и {na} от б Заключение Литература Введение Домашнее задание по курсу «Устройство и проектирование ЛА» является следующим этапом в конструировании летательного аппарата, начатом в курсовом проекте по дисциплине «Механика полета» в 4 семестре. Все расчеты в домашнем задании ведутся для жидкостного двигателя. Исходными данными для домашнего задания являются характеристики прототипа летательного аппарата: компоненты топлива, тяга двигателя и давление в камере сгорания. По доступной литературе и в соответствии с результатами, полученными на предыдущем этапе конструирования разрабатывается общий вид летательного аппарата 1) Провести термодинамический расчет. 2) Профилирование камеры сгорания и сопла. 3) Построить график изменения газодинамических характеристик потока: скорости W, давления p и температуры T по длине сопла. 1.Краткие теоретические сведения о Р-5 В конструкции ракеты Р-5 впервые оба топливных бака были сделаны несущими. Опыт эксплуатации ракет Р-1 и Р-2, а также расчеты и эксперименты показали, что испарения жидкого кислорода во время нахождения ракеты на стартовом устройстве и на участке выведения не столь значительны, как представлялось ранее, и что при соответствующей подпитке кислородного бака на старте можно обойтись без теплоизоляции. В дальнейшем такой подход стал обычным для всех конструкций ракет, использующих жидкий кислород в качестве одного из компонентов топлива. На ракете Р-5 установили специальный насадок на сопло двигателя, что позволило увеличить дальность полета до 1200 км, а также исключили герметичный приборный отсек. Все приборы системы управления, за исключением чувствительных элементов (гироприборов и интеграторов), располагались в отсеке, который был прямым продолжением хвостового отсека, а чувствительные элементы размещались, во избежание влияния вибраций, подальше от двигателя, в межбаковом пространстве на специальных кронштейнах. Впервые, наряду с автономной системой управления, стали использовать системы радиоуправления дальностью, боковой радиокоррекции и аварийного выключения двигателя. В конструкции баков были предусмотрены специальные воронкогасители, уменьшающие остатки незабора компонентов топлива. 2.Термодинамический расчет Термодинамический расчет рекомендуется проводить по справочнику «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания ». Топливная пара керосин - кислород рассматривается во 2 томе указанного справочника. Для дальнейших расчетов определяю давление в камере сгорания- зная камерное давление двигателя прототипа, в Р-5 оно равно рк= 25 атм ,нужно принять ближайшее ему давление, имеющееся в справочнике, ему соответствует величина 5000 кПа = 50атм. Это давление и будет расчетным, т.е рк = 5000 кПа. Далее строим зависимости произведения газовой постоянной и температуры на срезе сопла RaTa, скорости продуктов сгорания на срезе сопла Wa и коэффициента изэнтропы на срезе сопла na от коэффициента избытка окислителя бок, имея в виду, что газовая постоянная на срезе сопла равна отношению универсальной газовой постоянной к молекулярному весу продуктов сгорания на срезе сопла. За срез сопла следует принять столбец таблицы, давление в котором равно 50 кПа, или 0.5 атм. |
б ок | na | Ta | Wa | м a | Ra,Ra=R/м a | RT | | 0,4 | 1,231 | 962,2 | 2498 | 17,84 | 466,031 | 448412 | | 0,5 | 1,229 | 1326 | 2625 | 19,11 | 435,06 | 500931 | | 0,6 | 1,208 | 1548 | 2929 | 21,52 | 386,338 | 598052 | | 0,7 | 1,165 | 1964 | 3009 | 23,92 | 347,575 | 682638 | | 0,8 | 1,129 | 2362 | 3020 | 26,18 | 317,57 | 750100 | | 0,9 | 1,115 | 2537 | 2983 | 27,73 | 299,819 | 760640 | | 1 | 1,112 | 2555 | 2933 | 28,71 | 289,585 | 739890 | | 1,1 | 1,112 | 2528 | 2883 | 29,44 | 282,404 | 713921 | | 1,2 | 1,114 | 2481 | 2834 | 30,01 | 277,04 | 687341 | | 1,5 | 1,124 | 2267 | 2701 | 31,04 | 267,847 | 607212 | | 2 | 1,157 | 1818 | 2502 | 31,50 | 263,936 | 479836 | | |
Построив указанную зависимость, можно определить расчетное значение рабочего коэффициента избытка окислителя бр. Максимумы функций RaTa = f(бок) и Wa= f(бок), как правило, не совпадают, поэтому теоретический рабочий коэффициент избытка окислителя определяется, как средний между максимумами указанных функций. В зависимостях, построенных в данной работе, бр = 0,8. Таким образом, однозначно определим все прочие газодинамические характеристики продуктов сгорания в камере и по соплу (соответствующую страницу из справочника «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания» 3.Профилирование камеры сгорания и сопла Исходные данные: Тяга ракетного двигателя P=440 кН Давление на срезе сопла pa=50кПа Давление за срезом сопла ph=100кПа Газовая постоянная на срезе сопла Ra=317 Температура на срезе сопла Ta=2362 К Скорость продуктов сгорания на срезе сопла Wa=3020 м/с Газовая постоянная в критическом сечении сопла Rkp= 343.837 Температура в критическом сечении сопла Tkp=3463 К Скорость продуктов сгорания в критическом сечении сопла Wkp=1159м/с Давление в критическом сечении сопла pkp=2894 кПа - определяется расход топлива через камеру сгорания Определение площадь критического сечения: Определение радиуса критического сечения: Определение объем камеры сгорания исходя из приведенной длины камеры сгорания: Определение площади поперечного сечения камеры сгорания: Определение длины цилиндрической части камеры сгорания: Определение радиуса поперечного сечения камеры сгорания rк Определение профиля входной части сопла Определение диаметра среза сопла Da Определение угла на выходе из сопла ва ва=11о=0,192rad Определение угла на входе в сопло вm и длины сопла Lc с использованием монограмм: Определение зависимости Ts, Ws, ps по длине сопла(Ls): |
Ts | Ws | ps | Ls | | 3463 | 1159 | 2362 | 0 | | 2974 | 2267 | 2558 | 0.207 | | 2558 | 2834 | 2974 | 0.379 | | 2362 | 3020 | 3463 | 1.014 | | |
4. Определение полиномов {RaTa}, {Wa} и {na} от б Для аппроксимации графиков R·T=RT(), W=W(), n=n() полиномом второй степени нужно решить следующую систему уравнений: где правая часть - искомый полином, а левая - значение функции, которую аппроксимирует данный полином. Требуется найти коэффициенты полиномов. Запишем систему уравнений в матричном виде Тут матрицы-столбцы a, b и c - неизвестные коэффициенты полинома, а квадратная матрица - матрица, содержащая значения расчётного коэффициента избытка окислителя и двух соседних, которые есть в таблицах справочника [1]. Задачу решаем с использованием MathCad Результатом работы которой станут матрицы-столбцы искомых коэффициентов: Получаем систему аппроксимирующих полиномов для заданных функций -3271800•+6649880?б+2006060=RT Заключение В результате выполнения домашнего задания был произведен термодинамический расчет, в результате которого определили расчетные значения давления в камере сгорания и коэффициенты избытка окислителя , было провидено профилирование камеры сгорания, определили полиномы аппроксимацией графиков зависимостей произведения газовой постоянной и температуры на срезе сопла RaTa, скорости продуктов сгорания на срезе сопла Wa и коэффициента изэнтропы на срезе сопла na от коэффициента избытка окислителя Ьок, построение теоретического профиля камеры сгорания, чертеж конструктивно-компоновочной схемы ракеты. Список используемых источников 1 Газодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания /под ред. В.П. Глушко. - М.: изд-во Академии Наук СССР. 2 Добровольский М.В. Жидкостные ракетные двигатели. - М.: Машиностроение, 1968.- 396 с. 3 Новиков В.Н. и др. Основы устройства и конструирования летательных аппаратов. - М.: Машиностроение, 1991. - 368 с.
|