Конструирование зубчатого мотор - редуктора автоматических устройств
Конструирование зубчатого мотор - редуктора автоматических устройств
24 «Конструирование зубчатого мотор - редуктора автоматических устройств» Содержание: Введение1.1 Содержание задания1.2 Кинематический расчет1.3 Расчет крутящих моментов1.4 Определение модуля передачи1.5 Определение диаметров валов1.6 Проектирование червячной передачи1.7 Проектирование цилиндрической зубчатой передачи1.8 Проектирование конической зубчатой передачи1.9 Расчет мертвого хода редуктора2.1 Точность зубчатых и червячных передач2.2 Допуски формы и расположения поверхностей зубчатых колес и червяков2.3 Требование к базовым поверхностям зубчатых колес и червяков2.4 Требование к шероховатости поверхностей3.1 Конструктивные элементы валов3.2 Кинематическая схема трехступенчатого мотор - редуктора и силы, действующие в зацеплении3.3 Приведение сил к оси вала3.4 Определение эквивалентных моментов, действующих в поперечных сечениях вала3.5 Уточненный расчет вала3.6 Определение долговечности подшипников каченияСписок литературыВведение Редуктором называют механизм, служащий для передачи мощности от электродвигателя к рабочему органу исполнительного устройства. С помощью редукторов осуществляют уменьшение угловой скорости, а также увеличение выходного момента. В зависимости от требуемого расположения геометрических осей валов, между которыми передаётся вращение, и необходимого передаточного числа в редукторах используют цилиндрические, конические, а также червячные зубчатые передачи. Зубчатые и червячные редукторы характеризуются высокой надежностью, долговечностью, постоянством передаточного числа и простотой в эксплуатации. Они имеют малый вес и небольшие габариты при обеспечении больших передаточных чисел. Для передачи вращательного движения широко используют зубчатые и червячные механизмы. Если геометрические параллельны, то применяют цилиндрические зубчатые колеса, если оси валов пересекаются, то конические зубчатые колеса, а при перекрещивающихся осях валов ведущим звеном является червяк, ведомым - червячное колесо. Каждую передачу, состоящую из двух колес, независимо от ее типа называют ступенью. Стандарт ГОСТ 2.402-68 (СТ СЭВ 286-76) устанавливает условные изображения всех типов зубчатых колес и червяков. Чтобы правильно оформить рабочие чертежи зубчатых колес и червяков, необходимо знать способы нарезания зубьев, геометрические соотношения элементов эвольвентного зацепления, степени точности, предельные отклонения размеров и требуемых шероховатостей поверхностей всех конструктивных элементов. Для поддержания вращающихся деталей и передачи крутящих моментов между ними служат валы. От прочности и жесткости валов во многом зависит работоспособность механизмов. Чтобы уменьшить габариты редуктора в целом, электродвигатель часто устанавливают непосредственно в его корпусе. При этом ведущее колесо первой ступени насаживают непосредственно на вал электродвигателя, поэтому вал электродвигателя одновременно является входным валом редуктора. Такие конструкции принято называть мотор - редукторами. 1.1 Содержание задания Целью работы является разработка конструкции трехступенчатого мотор - редуктора, кинематическая схема которого включает в себя червячную, коническую и цилиндрическую прямозубые передачи. Выполнить рабочие чертежи зубчатых колес и червяков, а также изложить метод расчета и конструирование валов малогабаритных редукторов приборов. Исходные данные 1. Последовательность передачи Ч - Ц - К; первая степень - червячная, вторая ступень - цилиндрическая, третья ступень - коническая. 2. Тип электродвигателя: СЛ - 261 ТВ 3. Угловая скорость выходного вала редуктора 4. Степень точности передач 7 - Д
Технические характеристики электродвигателя СЛ - 221 ТВ 1. Номинальная мощность на валу - 24 Вт. 2. Угловая скорость - 380 рад/с. 3. Напряжение - 110 В. 4. Момент на валу - 0,065 Н.м. 5. Габаритные размеры - L=120,4 мм, L1=69.9 мм.
1.2 Кинематический расчет Общее передаточное число редуктора следует разбить по ступеням: U=UцUkUч, где UцUkUч - соответственно передаточные числа зубчато-цилиндрической, зубчато-конической и червячной ступеней. Задается: Uц=4 Uk=2 Uч= отсюда число заходов червяка Zч=3 и число зубьев червячного колеса Zк=40
Выбираем число зубьев ведущих цилиндрических Zц1=30 и конических колес Zк1=26 и определяем число зубьев ведомых:
Тогда фактическое значение передаточного числа редуктора после округления чисел зубьев до целых величин:
Действительное значение передаточного числа должно удовлетворять условию:
1.3 Расчет крутящих моментов 1.4 Определение модуля передачи 1.5 Определение диаметров валов - диаметр штифта 2 мм 3 мм 4 мм 1.6 Проектирование червячной передачи Расчет геометрических параметров червяка |
Наименование параметра | Обозначение | Формула | Результат расчета | | Диаметр цапфы под подшипник, мм | d | ?dв+(1 2) | 10 | | Диаметр упорного кольцевого выступа, мм | d2 | - | 12 | | Коэффициент диаметра | q | | 18 | | Диаметр длительной окружности, мм | d1 | mq | 14,4 | | Диаметр окружности вершин витков, мм | da | m (q+2) | 16 | | Диаметр окружности впадин витков, мм | df | m (q-2,5) | 12,4 | | Длина нарезанной части | b | | 11,7 | | |
Расчет геометрических параметров червячного колеса |
Наименование параметра | Обозначение | Формула | Результат расчета | | Диаметр длительной окружности, мм | d | mn zк | 32 | | Диаметр окружности вершин, мм | da | mn (zк+2) | 33,6 | | Диаметр окружности впадин, мм | df | mn (zк-2,5) | 30 | | Радиус образующей вершин зубьев, мм | R | 0,5d1- mn | 6,4 | | Наибольший диаметр колеса, мм: при zч=2 3 | dм dм | da+1,5 mn | 34,8 | | Ширина венца, мм: при zч=1 3 | b b | ?0,75 da | 12 | | Межосевое расстояние, мм | бщ | 0,5mn (q+ zк) | 23,2 | | Угол между боковыми скосами зубьев, град | 2б | см. табл. 8 | 60 | | Диаметр выточки, мм | D | ~ df-4 | 26 | | Диаметр ступицы, мм | dс | 1,3 dв | 10,4 | | Диаметр окружности расположения центров отверстий облегчения, мм | Do | 0,5 (D+ dс) | 18,2 | | Диаметр отверстия облегчения, мм | dо | 0,4(D - dс) | 6,24 | | Число отверстий облегчения | zо | ~1,5 | 4 | | |
1.7 Проектирование цилиндрической зубчатой передачи Расчет размеров прямозубых цилиндрических колес |
Наименование параметра | Обозначение | Формула | Результаты расчета | | | | | ведущее колесо | ведомое колесо | | Диаметр длительной окружности, мм | d | mn zц | 20 | 80 | | Диаметр окружности вершин зубьев, мм | da | mn (zц+2) | 21.6 | 81.6 | | Диаметр окружности впадин зубьев, мм | df | При mn <1 мм mn (zц-2,7) | 17.84 | 77.84 | | Ширина венца, мм | b | шmn | 4 | | Межосевое расстояние, мм | бW | 0,5mn (zц1+ zц) | 50 | | Длина ступицы, мм | бс | 1,3 dв | 10.4 | 15.6 | | Диаметр ступицы, мм | dс | 1,6 dв | 12.8 | 19.2 | | Расстояние от торцовой поверхности ступицы до центра отверстия под штифт, мм | Н | 0,5 бс | 5.2 | 7.8 | | Размер фасок, мм | С | 0,5 mn | 0.4 | | Диаметр отверстия облегчения, мм | dо | 0,4(df - dс) | 2.0 | 23.5 | | Диаметр окружности расположения центров отверстий облегчения, мм | D | 0,5(df + dс) | Отверстия облегчения делать не следует | 48.5 | | Число отверстий облегчения | zо | 1,5 | | 3 отверстия | | |
1.8 Проектирование конической зубчатой передачи Расчет геометрических параметров прямозубых конических колес |
Наименование параметра | Обозначение | Формула | Результаты расчета | | | | | ведущее колесо | ведомое колесо | | Диаметр длительной окружности, мм | d | m zк | 35 | 70 | | Угол начального конуса ведущего колеса, град | | | 26,5 | | | Угол начального конуса ведомого колеса, град | | 90о - | | 63,4 | | Диаметр окружности вершин зубьев, мм | da | d+2m cos | 37,2 | 71,2 | | Диаметр окружности впадин зубьев, мм | df | d-2,5m cos | 32,7 | 68,9 | | Угол дополнительного конуса, град | б | 90о - | 63,4 | 26,6 | | Длина образующей начального конуса, мм | L | | 41,6 | | Угол головки зуба, град | Хг | | 1,73 | 1,8 | | Угол ножки зуба, град | Хн | | 2,15 | 2,25 | | Угол конуса вершин, град | | | 28,3 | 65,2 | | Угол конуса впадин, град | | | 24,4 | 61,2 | | Ширина венца, мм | b | 0,33L | 13,74 | 13,13 | | Длина ступицы, мм | бс | 3 dш | 9 | 12 | | Расстояние от торца ступицы до вершины зуба, мм | l | бc + 3m cos б | 13,7 | 15,4 | | Расстояние от торца ступицы до вершины конуса, мм | k | l ± L cos | 48,66 | 29,17 | | Размер фасок, мм | с | 0,3 m | 0,375 | | Диаметр ступицы, мм | dс | 1,6 dв | 19,2 | 24 | | |
1.9 Расчет мертвого хода редуктора. Вероятный максимальный мертвый ход отдельной передачи определяется углом поворота ведомого колеса при неподвижном ведущем звене. Угол поворота ведомого колеса рассчитывают по формуле: , где j n min - минимальный гарантированный боковой зазор, мм (табличное значение). d - диаметр делительной окружности, мм. Мертвый ход трехступенчатого редуктора с учетом боковых зазоров между зубьями, определяемый по углу поворота выходного вала: На мертвый ход редуктора влияет также упругая деформация валов, в результате которой вал получает угол закручивания , угловые минуты: где М i - крутящий момент на валу l i - рабочая длина i-го вала G - модуль сдвига для стали - 80 ГПа I Pi - полярный момент инерции поперечного сечения вала. где di - наименьший диаметр участка вала, на котором передается крутящий момент. 2.1 Точность зубчатых и червячных передач. Погрешности изготовления и монтажа элементов передач вызывают шум, вибрации, нагрев, несогласованность углов поворота ведущего и ведомого звеньев, ошибки от мертвого хода. По точности изготовления зубчатые колеса и передачи разделены на 12 степеней. Для каждой степени точности установлены нормы кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев. Кинематическая точность характеризуется величиной погрешности передачи, т. е. разностью между действительным и расчетным углами поворота ведомого колеса. Кинематическая точность является основным требованием для делительных и отсчетных устройств. Она обеспечивается за счет малого радиального биения зубчатого колеса и применения высокоточных станков и инструментов. Независимо от степени точности стандартами установлены различные виды сопряжения зубьев в передаче. За основу деления видов сопряжения принята величина бокового зазора. Нормы бокового зазора необходимы для устранения заклинивания зубьев и ограничения мертвых ходов, а также для размещения смазки и компенсации температурных деформаций. Боковой зазор не зависит от точности изготовления и определяется в основном величиной межосевого расстояния. На рабочих чертежах зубчатых колес и червяков должны быть указаны требуемые степени точности по трем нормам и виду сопряжения. В условных обозначениях последовательно записывают три цифры (степени по нормам кинематической точности, нормам плавности, нормам контакта) и букву указывающую вид сопряжения. Если первые три нормы имеют одинаковые степени точности, то в условном изображении указывают одну цифру, как в данном случае: 7 - Д. 2.2 Допуски формы и расположения поверхностей зубчатых колес и червяков. В процессе изготовления зубчатых колёс и червяков возникают погрешности формы и взаимного расположения их поверхностей, что существенно снижает точность механизмов. Стандарт СТ СЭВ 301-76 предусматривает классификацию допусков и отклонений формы и расположения поверхностей. К группе отклонений формы поверхностей относят непрямолинейность, неплоскостность, некруглость, нецилиндричность и отклонения профиля продольного сечения. К группе суммарных отклонений формы и расположения поверхностей относят два основных вида отклонений: радиальное и торцевое биения. Для оценки точности расположения поверхностей назначают базы. Под радиальным биением понимают разность наибольшего а и наименьшего, а расстояния от точек до базовой оси вращения в сечении, перпендикулярном к этой оси:
Радиальное биение является результатом смещения геометрического центра колеса относительно оси вращения и некруглости наружной поверхности. Радиальным биением зубчатого венца называют наибольшую разность расстояний от базовой оси колеса до делительной прямой нормального исходного контура. Торцевым биением называют разность наибольшего b и наименьшего b расстояний от точек реальной торцовой поверхности колеса, расположенных на окружности заданного диаметра Д, до плоскости N-N, перпендикулярной к базовой оси вращения:
Если диаметр Д не задан, то торцовое биение определяют на наибольшем диаметре колеса. Торцевое биение является результатом неперпендикулярности торцовой плоскости к базовой оси колеса и отклонения формы торца по линии измерения.
2.3 Тре6ования к базовым поверхностям зубчатых колёс и червяков. Основными технологическими базами при нарезании зубьев или витков червяка является: отверстия зубчатых и червячных колёс, используемые для посадки колёс на вал; опорные части вала (цапфы) червяка; наружные поверхности нарезной части зубчатых, червячных колес и червяков, используемые для выверки заготовки на зуборезном станке. Квалитеты (классы точности) для этих элементов назначают в зависимости от требуемой степени точности зубчатых и червячных передач. Посадка в ЕСДП СЭВ согласно СТ СЭВ 145-75 образуется сочетанием поля допуска отверстия и поля допуска вала. 3.1 Конструктивные элементы валов. При монтаже валов следует обеспечить удобство монтажа и демонтажа насаживаемых на него деталей. В связи с этим конструкции валов обычно выполняют ступенчатыми. Образование ступеней связано с установкой деталей на валу по соответствующей посадке, наличие нерабочих участков, не требующих высокой точности размеров. Валы вращаются в опорах, которыми служат подшипники качения или скольжения. Опорные части валов называются цапфами. Для уменьшения концентрации напряжений в местах перехода от одного участка вала к другому разность между диаметрами ступеней должна быть минимальной. Плавный переход от одной ступени к другой называют галтелью. Радиусы галтелей R принимаются по рекомендациям. Для ограничения перемещения деталей на валах в осевом направлении предусматривают бурты. Цапфы валов подвергают тщательной обработке. Для выхода шлифовального круга в местах перехода от меньшого диаметра к большему изготавливают кольцевые канавки, иначе часть поверхности цапфы окажется недошлифованной из-за скруглённости краев шлифовального круга и посадка подшипников будет затруднена. Для передачи крутящего момента и закрепления колес в осевом направлении на валу и в ступице колеса предусматривают отверстия под штифт. Точность изготовления вала определяется точностью выполнения его размеров, формы и расположения поверхностей. Допуски на посадочные размеры вала назначают в зависимости от посадок отдельных деталей. В местах посадки подшипников при вращении внутреннего кольца рекомендуют поля допусков для вала n6, m6, k6. Свободные размеры принимают по 14 квалитету. 3.2 Кинематическая схема мотор-редуктора и силы, действующие в зацеплениях зубчатых колес. Кинематическая схема трехступенчатого мотор - редуктора включает в себя червячную, коническую и цилиндрическую прямозубые передачи (см. лист 3). Точность построения кинематической схемы пространственных механизмов определяет правильность расчета валов. Цилиндрические зубчатые колеса при изображении в аксонометрии принимают форму эллипсов. Направление осей валов должно быть параллельно осям пространственной системы координат. Точки пересечения эллипсов следует рассматривать, как полосы зацепления передач. Векторы сил, действующих в зацеплениях зубчатых передач, должны быть направлены параллельно ребрам куба. Для расчета валов на прочность необходимо найти все силовые факторы, действующие в зацеплениях. Сила взаимодействия между зубьями червячного колеса и витками червяка может быть разложена на три взаимно перпендикулярные составляющие: окружное: радикальное: - угол подъема винтовой линии червяка. осевое: Для червячного колеса и червяка справедливы следующие соотношения: Для прямозубой цилиндрической передачи усилия, действующие в зацеплении, определяются по зависимостям: окружное: радикальное: Для цилиндрической зубчатой передачи усилия ведомо и ведущего колес должны быть равны: Полное усилие, действующее в зацеплении конической прямозубой передачи, можно разложить на три составляющие, которые вычисляются по формулам: окружное: радикальное: - угол начального конуса ведущего конического колеса. осевое: Для конической передачи справедливы соотношения: Векторы окружных усилий на ведущих колесах направлены в сторону, противоположную угловой скорости вращения вала. Вращение вала электродвигателя следует принять по часовой стрелке. Радикальные усилия направлены по радиусу к центру колес. В конической прямозубой передаче осевые усилия всегда направлены от вершин к основаниям конусов. 3.3 Приведение сил к оси вала Окружные и осевые нагрузки на вал от зубчатых колес передаются с помощью штифтов. Для получения расчетной схемы вала необходимо все силы, действующие на зубчатые колеса, привести к оси вала. В поперечном сечении вала действуют следующие силовые факторы: продольная сила N=Fa, которая, в зависимости от установки вала в опорах, может вызывать растяжение или сжатие, поперечная сила Ft, вызывающая изгиб вала в плоскости V; моменты Ми, изгибающий вал в плоскости V и Mk, вызывающий кручение в плоскости W. 3.4 Определение эквивалентных моментов действующих в поперечных сечениях вала. Основным критерием работоспособности валов является прочность. Валы кроме кручения испытывают изгиб и растяжение или сжатие, поэтому требуется определить эквивалентные моменты. Эпюры эквивалентных моментов позволяют выявить сечения, где возникают наибольшие моменты, и найти действительное распределение напряжений по длине вала. При составлении расчетной схемы вал рассматривают как балку с шарнирно - подвижной и шарнирно - неподвижной опорами. Балка в соответствии с приведением сил нагружается сосредоточенными силами и моментами. Точки приложения сил моментов принимаются по середине длины элемента, передающего их. На листе 3 предоставлена расчетная схема выходного вала редуктора, на котором установлено коническое зубчатое колесо. Силы Fa и Fr действуют в плоскости V, а Ft - в плоскости H. Силы Fa, при перенесении её к оси вала создаст в поперечных сечениях продольную силу, равную ей по величине и одинаковую по направлению, и изгибающий момент (d - делительный диаметр конического колеса). Следовательно, силы, действующие на вал, целесообразно рассматривать, последовательно составляя расчетные схемы вала в плоскости V, а затем в плоскости H. После определения опорных реакций и построения эпюр изгибающих моментов в каждой плоскости следует геометрически сложить эти эпюры, определив для каждого сечения вала значения суммарного изгибающего момента:
Эквивалентный момент по III теории прочности определяется из выражения:
где МК - крутящий момент. Крутящий момент передается на вал от зубчатого колеса через ступицу и штифт. 3.5 Уточненный расчет вала. Уточненный расчет учитывает все факторы, влияющие на усталостную прочность: характер напряжений, наличие концентраторов напряжений, абсолютные размеры валов, обработку поверхностей и прочностные характеристики материалов, из которых изготовлены валы. Для валов запас прочности определяют из выражения: Запас усталостной прочности по нормальным напряжениям рассчитывается: где -1 - предел выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба; t-1----- предел выносливости материала вала при симметричном цикле кручения; а - амплитуда цикла нормальных напряжений. 3.6 Определение долговечности подшипников. Подшипники выбирают по диаметру цапфы вала, после чего долговечность подшипников рассчитывают по формуле.
где n - частота вращения, об/мин. C - динамическая грузоподъемность, С=1160 Н С0 - статическая грузоподъемность, С0=570 Н - показатель степени: для шарикоподшипников =3. Приведенную нагрузку для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников определяют по формуле: P=(xFr + yFa)б t где x и y - коэффициент радиальной и осевой нагрузок. - коэффициент вращения, =1 при вращении внутреннего кольца. Fr и Fa - соответственно радиальные и осевые силы воспринимаемые подшипником. б - коэффициент безопасности, б =1,1 - при небольших перегрузках. t - температурный коэффициент. , где RV и RH - реакции опор. 1.Определение долговечности первого подшипника. e = 0,3 При отношении осевую силу не учитывают, принимая х=0,56 и y=1,45 P=96,7 Н 2.Определение долговечности второго подшипника. e = 0,26 х=0,56 и y=1,71 P=124,47 Н Список литературы: Допуски и посадки: Справочник. В 2-х частях, В.Д. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинскиий. - 6-е изд., переркаб. и доп. - Л.: Машиностроение, 1982. - Ч. 1. 543 с.; Ч. 2. 448 с. Подшипники качения: Справочник - каталог/Под ред. В.Н. Нарышкина и Р.В. Коросташевского.- М.: Машиностроение, 1984.- 280 с. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. Пособие/ В.Н. Кудрявцев, Ю. А. Державец, И. И. Арефьев и др.; Под. общ. ред. В.Н. Кудрявцева.- Л.: Машиностроение, 1983. 400 с. Заплетохин В.А. Конструирование соединений деталей в приборостроении: Справочник. - Л.: Машиностроение, 1985. - 223 с. Допуски и посадки. Справочник в 2-х ч. Под. ред. В.Д. Мягкова. - М.-Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1978. с. 1032. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. - М.: Машиностроение, 1975, с. 471. Мягков В.Д. Краткий справочник конструктора. - Л.: Машиностроение, 1975, с. 814. СТ СЭВ 1052-78. Метрология единиц и физических величин. Жуков К.П., Кузнецова А.К. и др. Расчет и проектирование деталей машин. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1978, с. 247. Биргер А.Б., Шорр Б. Ф., Иосилевич Г.Б. Расчет на прочность деталей машин. Справочник. - М.: Машиностроение, 1979, с. 207. СТ СЭВ 144-75. Единая система допусков и посадок для стран членов СЭВ. Поля допусков и рекомендуемые посадки, - М., 1975. Заплетохин В.А. Проектирование трехступенчатого зубчато-червячного мотор редуктора. - Л.: ЛТИ им. Ленсовета, 1975, с. 34. Чернавский С.А. Проектирование механических передач. Учебное пособие. - М.: Машиностроение, 1976. Бейзельман Р.Д., Цыпкин Б.В. и др. Подшипники качения. Справочник. - М.: Машиностроение, 1975. СТ СЭВ 1952-78. Метрология. Единицы физических величин. - М., 1978.
|