Рефераты
 

Основы стандартизации, сертификации и метрологии

p align="left">Диагностирование - процесс распознавания состояния элементов объекта в данный момент времени. По результатам измерений, выполняемых для параметров, изменяющихся в процессе эксплуатации, можно прогнозировать состояние объекта для дальнейшей эксплуатации.

Метод измерений - прием или совокупность приемов сравнения измеряемой физической величины с ее единицей в соответствии с реализованным принципом измерения.

2.2. Классификация измерений.

По способу получения измерения:

· Прямые - когда физическая величина непосредственно связывается с ее мерой;

· Косвенные - когда искомое значение измеряемой величины установлено по результатам прямых измерений величин, которые связаны с искомой величиной известной зависимостью;

· Совокупные - когда используются системы уравнений, составляемых по результатам измерения нескольких однородных величин.

· Совместные - производятся с целью установления зависимости между величинами. При этих измерениях определяется сразу несколько показателей.

По характеру изменения измеряемой величины:

· Статические - связаны с определением характеристик случайных процессов => необходимое количество измерений определяется статическими способами.

· Динамические - связаны с такими величинами, которые в процессе измерений меняются (t окружающей среды).

Измерения могут меняться по количеству информации:

· Однократные;

· Многократные (> 3);

По отношению к основным единицам измерения:

· Абсолютные - (используют прямое измерение одной основной величины и физической константы).

· Относительные - базируются на установлении отношения измеряемой величины, применяемой в качестве единицы. Такая измеряемая величина зависит от используемой единицы измерения

По условиям, определяющим точность результата, измерения делят на три класса:

· измерения максимально возможной точности, достижимой при существующем уровне техники;

· контрольно-поверочные измерения, выполняемые с заданной точностью;

· технические измерения, погрешность которых определяется метрологическими характеристиками средств измерений.

2.3. Роль метрологии в развитии конструирования, производства, естественных и технических наук

Главные задачи метрологии по обеспечению единства измерений и способов достижения требуемых точностей непосредственно связаны с проблемами взаимозаменяемости как одного из важнейших показателей качества современных изделий. В большинстве стран мира меры по обеспечению единства и требуемой точности измерений установлены законодательно, и в Российской Федерации в 1993 г. был принят закон "Об обеспечении единства измерений".

Законодательная метрология ставит главной задачей разработку комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, требований и норм, а также других вопросов, нуждающихся в регламентации и контроле со стороны государства, направленных на обеспечение единства измерений, прогрессивных методов, способов и средств измерений и их точностей.

В Российской Федерации основные требования законодательной метрологии сведены в Государственные стандарты 8-го класса.

Метрология имеет большое значение для прогресса в области конструирования, производства, естественных и технических наук, так как повышение точности измерений - один из наиболее эффективных путей познания природы человеком, открытий и практического применения достижений точных наук.

Значительное повышение точности измерений неоднократно являлось основной предпосылкой фундаментальных научных открытий.

Так, повышение точности измерения плотности воды в 1932 г. привело к открытию тяжелого изотопа водорода - дейтерия, определившего бурное развитие атомной энергетики. Благодаря гениальному осмыслению результатов экспериментальных исследований по интерференции света, выполненных с высокой точностью и опровергавшим существовавшее до того мнение о взаимном движении источника и приемника света, А. Эйнштейн создал свою всемирно известную теорию относительности. Основоположник мировой метрологии Д.И.Менделеев говорил, что наука начинается там, где начинают измерять. Велико значение метрологии для всех отраслей промышленности, для решения задач по повышению эффективности производства и качества продукции.

Приведем лишь несколько примеров, характеризующих практическую роль измерений для страны: доля затрат на измерительную технику составляет около 15 % всех затрат на оборудование в! машиностроении и приблизительно 25 % в радиоэлектронике; ежедневно в стране выполняется значительное число различных измерений, исчисляемых миллиардами, трудятся по профессии, связанной с измерениями, значительное число специалистов.

Современное развитие конструкторской мысли и технологий всех отраслей производства свидетельствуют об органической связи их с метрологией. Для обеспечения научно-технического прогресса метрология должна опережать в своем развитии другие области науки и техники, ибо для каждой из них точные измерения являются одним из основных путей их совершенствования.

2.4. Метрологическое обеспечение

Достижение высокого качества продукции и обеспечение точности и взаимозаменяемости деталей или сборочных единиц невозможно без метрологического обеспечения производства. Метрологическое обеспечение (МО) - установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерения.

Юридическую основу МО составляет закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", а также нормативные документы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Федерального агентства), как организации, на которые правительством возложено проведение единой государственной технической политики в области метрологии.

Научно-технической основой МО являются системы государственных эталонов единых физических величин; передачи размеров единиц физических величин от эталонов к рабочим средствам измерений; государственных испытаний средств измерений, их поверки и калибровки; обязательной государственной поверки или метрологической аттестации средств измерений, эксплуатации и ремонта; стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, обеспечивающих воспроизведение единиц величин, характеризующих состав и свойства веществ и др.

Организационные основы МО составляют государственные и ведомственные метрологические службы (в том числе на фирмах и предприятиях различных форм собственности).

В состав государственной метрологической службы, осуществляющей свою деятельность под руководством Федерального агентства, входят:

· государственные научные метрологические институты, осуществляющие создание, совершенствование и хранение государственных эталонов, а также проводящие исследовательские работы по научным основам метрологии;

· Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССА), отвечающая за создание и внедрение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов с целью обеспечения единства измерений;

· Государственная служба стандартных справочных данных о специфических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД), осуществляющая информационное обеспечение организаций;

· Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), сеть организаций, несущих ответственность за воспроизведение и хранение единиц времени и частоты и передачу их размеров, а также за обеспечение потребности народного хозяйства соответствующей информацией.

Государственной или ведомственной поверке подлежат все средства измерений.

Средства измерений, не прошедшие поверки, неисправные, и в том числе имеющие внешние повреждения или своевременно не поверенные, к эксплуатации не допускаются.

С целью МО производства на предприятиях различных форм собственности создаются метрологические службы или службы главного метролога, которые должны быть аккредитованы органами Федерального агентства.

В понятие МО производства входят научные и организационные основы, технические средства, правила и нормы, обеспечивающие полноту, точность и достоверность контроля качества продукции на всех этапах ее производства, необходимых для управления современным производством и обеспечения стабильного уровня, качества продукции.

Метрологическое обеспечение охватывает все стадии жизненного цикла изделия, начиная с этапа научно-исследовательских и опытно-конструкционных работ. На этом этапе устанавливаются, а затем закладываются в конструкторской и технологической документации параметры точности, обеспечивающие высокие эксплуатационные характеристики изделия и их допуски; производится выбор и обоснование необходимых средств измерения и контроля.

Значение метрологического обеспечения производства для достижения высокого качества продукции определено рядом между народных документов, в том числе стандартом ИСО 10002-1.

Соблюдение этого стандарта является одним из условий аккредитации системы качества на предприятии.

3. Вопросы сертификации в законах Российской Федерации

3.1. Основы сертификации. Основные понятия

Понятие сертификации вытекает из этимологии слова "сертификат" (от лат. certum - верно и facere - делать), т.е. сделано верно. Изначально смысл сертификата состоял в том, что продукция соответствовала каким-либо требованиям, в частности, стандартам.

Стремление к введению национальных систем сертификации было связано с тем, что, с одной стороны, она защищает потребителя от небезопасной и экологически нечистой продукции, а с другой - затрудняет доступ на национальные рынки изделий иностранного производства, так как требует от экспортеров дополнительных длительных испытаний на соответствие продукции национальным стандартам. Такие дорогостоящие испытания под силу только крупным фирмам, что давало им определенные преимущества.

Различия в национальных стандартах и других нормативных документах, а также процедурах проведения сертификации превращают их в так называемые технические барьеры международной торговли. Эти различия либо являются результатом национальных традиций в организации производства и торговли, либо создаются специально с целью затруднения импорта иностранных товаров. Это, в свою очередь, увеличивает стоимость продукции, удлиняет сроки ее поставки, т.е. ставит иностранных поставщиков в невыгодные условия по сравнению с национальными фирмами. В то же время, сертификация стала необходимым условием экспорта продукции, хотя и требует больших затрат времени и средств на ее осуществление.

Например, для проведения сертификационных испытаний самолета ЯК-40 в Англии, а это было необходимым условием его эксплуатации, Авиарегистру Великобритании были переданы более 300 различных отчетов и документов, стоимость самих испытаний составила 3 млн долларов, а процедура переговоров и испытаний составила 5 лет.

Аналогичные процедуры при испытаниях в США трактора Т-15-К составили 30 тыс. долл. В то же время, сертификация трактора Т-150К в США, Англии и Швеции способствовала развитию их экспорта в эти и другие страны мира.

В большинстве промышленно развитых стран мира сложились национальные системы сертификации, имеющие свои национальные знаки соответствия продукции принятым в этих странах системам испытаний. Некоторые из них получили впоследствии международное признание.

С целью экономии времени и средств испытаний на первом этапе отдельные фирмы и страны начали проводить работы по унификации методов испытаний, принятых в своих стандартах (эта работа носит название гармонизации стандартов), а затем - и по взаимному признанию результатов испытаний. Так возникли первые международные системы сертификации - по безопасности на транспорте (охватившие требования к ремням безопасности, указателям поворота, замкам дверей, стеклам автомобилей и т.п.); по безопасности электротехнических изделий - СЕЕ (электрические шнуры, розетки, электроприборы, часы на батарейках и т.д.). Некоторые из требований упомянутых систем нашли отражение в директивах Европейского экономического сообщества, а документы второй системы (СЕЕ) были полностью включены в стандарты Международной электротехнической комиссии (МЭК).

Существование большого количества национальных систем сертификации в странах Западной Европы, а также появление региональных систем сертификации в Европе и Америке, основанных на нормативных документах этих стран и гармонизированных стандартов регионов, привело к тому, что однородная продукция оценивалась в разных странах различными методами.

С тех пор определение понятия и идеология сертификации претерпели существенные изменения.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Под подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции ОТР требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Документ, удостоверяющий соответствие объекта этим требованиям, носит название сертификата соответствия.

С целью информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, используется знак обращения на рынке, который в установленном порядке обозначается на упаковке промышленной продукции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2003 № 696 "О знаке обращения на рынке" утверждено описание, изображение и варианты обозначения знака обращения на рынке, предназначенного для маркирования продукции, которая соответствует требованиям технических регламентов, и вариантов его изображения.

Органом по сертификации является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

3.2. Организационная структура системы обязательной сертификации.

«Сертификация - деятельность по подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

· Создания условий деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей ни едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

· Содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

· Защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

· Контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· Подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.»

(Ст. 1 «Закона о сертификации продукции и услуг»).

Полномочия по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ, распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации. Государственная регистрация систем сертификации и знаков соответствия является исключительной компетенцией Госстандарта России.

Порядок государственной регистрации, согласно Закону, устанавливается Госстандартом России. Цели государственной регистрации, объем полномочий регистрационного органа, характер и количество представляемых документов при регистрации систем обязательной и добровольной сертификации принципиально различаются.

Системы обязательной сертификации создаются федеральными органами исполнительной власти при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители работ в этих системах должны быть уполномочены или аккредитованы на право проведения соответствующих работ государственными органами. Некоторые из участников сертификации обладают контрольными и арбитражными функциями. В связи с этим Законом для них установлен разрешительный (лицензионный) порядок деятельности. Такой порядок требует всесторонней предварительной проверки и подтверждения компетентности определенными документами. Регистрация осуществляется после установления соответствия всем предъявляемым требованиям.

«Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом.

В систему сертификации могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от их форм собственности, а также общественные объединения.

В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленные Госстандартом России порядке.»

(Ст. 5 «Закона о сертификации продукции и услуг»).

3.3. Схема сертификации

Орган по сертификации продукции - ГОССТАНДАРТ РОССИИ

«Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (далее Госстандарт России) в соответствии с настоящим Законом:

· Формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и опубликовывают официальную информацию о них;

· Проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;

· Опубликовывает официальную информацию о действующих в РФ системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

· Готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

· Представляет в установленном порядке РФ в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.»

(Ст. 4 «Закона о сертификации продукции и услуг»).

3.4. Правовые основы подтверждения соответствия

Формирование высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономики предполагает создание гибкого и надежного механизма защиты прав потребителей и поддержки отечественных товаропроизводителей.

При этом необходимо решить несколько принципиальных задач:

· добиться коренного повышения качества и безопасности продукции и услуг;

· успешно осуществлять интеграцию отечественной экономики в мировую систему, добиться улучшения условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки путем вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Европейский союз. Принимая условия ВТО нужно не допустить ущемления интересов российских производителей товаров и услуг;

· разработать гибкую систему безопасности российского потребителя продукции и услуг при усилении ответственности производителей и поставщиков за некачественную продукцию;

· повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках.

На решение этих задач и нацелено подтверждение соответствия продукции или услуг (обязательное - в виде декларации о соответствии или обязательной сертификации или добровольное - в виде добровольной сертификации).

Закон "О техническом регулировании" определил, что подтверждение соответствия осуществляется в целях:

· удостоверения соответствия ОТР техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

· содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

· создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Юридическую базу для подтверждения соответствия обеспечил закон "О техническом регулировании".

В законе определены цели, принципы и формы подтверждения соответствия, порядок проведения сертификации и организационные основы, условия ввоза импортной продукции.

Недопустимо совмещение полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации, а также органа полномочий на аккредитацию и на сертификацию. Организационную основу подтверждения соответствия составляют: федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, функции которого в настоящее время осуществляет Минпромэнерго; испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке и выполняющие функции третьей стороны (т. е. не зависящей от заявителя, осуществляющего обязательную сертификацию, от федерального органа по сертификации), а также органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия, определяет порядок предоставления содержащихся в едином реестре сведений и порядок оплаты за их представление.

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предъявлять аккредитованным лабораториям сведения о заявителе. На основании представленных лабораторией протоколов испытаний орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.

Государственный контроль (надзор) осуществляется органами федеральной власти и субъектов Российской Федерации исключительно за соблюдением требований технических регламентов в отношении ОТР и только на стадии обращения продукции.

Органы госнадзора имеют право выдавать предписания об устранении требований технических регламентов в определенный срок вплоть до решения о запрете передачи продукции; о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения и др.; приостановки или прекращения действия декларации или сертификата соответствия, а также привлекать изготовителя к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

· доступности информации о порядке подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

· недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

· установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

· недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

· недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией и др.

Подтверждение соответствия применяется независимо от страны и места происхождения ОТР и лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами и т.д.

В соответствии с законом РФ полученные за пределами территории России документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований, испытаний и измерений признаются в соответствии с международными договорами. При этом соответствующие документы на такую продукцию должны быть представлены в таможню одновременно с таможенной декларацией.

3.5. Формы подтверждения соответствия

Форма подтверждения соответствия определяет порядок документального удостоверения продукции или иных объектов технического регулирования требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

· принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);

· обязательной сертификации.

Приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия, осуществляемое по требованиям технических регламентов. Обязательная сертификация в технических регламентах должна закладываться только в обоснованных случаях. Для ее применения рекомендуется руководствоваться одним из следующих критериев:

· высокая степень потенциальной опасности продукции в сочетании со специальными мерами по защите рынка (например, обязательная сертификация лекарственных средств);

· принадлежность конкретной продукции к сфере действия международных соглашений и других документов, к которым присоединилась Россия и в которых предусмотрена сертификация подобной продукции (например, система сертификации механических транспортных средств на соответствие правилам ЕЭК ООН). Этот критерий обеспечивает взаимное признание результатов подтверждения соответствия без повторной сертификации;

· исключение случаев, когда заявитель не может реализовать положение Закона об обязательном подтверждении соответствия (например, невозможность ввоза необходимой нашей стране продукции из-за отсутствия у поставщика необходимой процедуры подтверждения соответствия).

Обязательное подтверждение соответствия производится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие его требованиям.

Объектом обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирование соответствия) может быть только продукция, выпускаемая в России. Формы и схемы подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов третьей стороной (не зависящей ни от изготовителя или поставщика, ни от потребителя продукции).

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия. Для повышения гибкости процедур подтверждения соответствия в технических регламентах рекомендуется устанавливать для одной и той же продукции обе формы подтверждения соответствия, исходя из требований технического регламента и вида продукции. При этом подтверждение соответствия в форме сертификации обязательно производится только третьей стороной, в то время как декларирование соответствия может производиться на основе собственных доказательств; доказательств, полученных при участии органа по сертификации и(или) аккредитованной испытательной лабораторией (третья сторона).

В большинстве западных стран функции третьей стороны выполняют независимые испытательные лаборатории, работающие по заказам обществ потребителей, а иногда и самих изготовителей продукции. Результаты испытаний (исследований), полученные в такой лаборатории, как правило, никогда и никем не оспариваются. Отрицательное заключение, сделанное в таком независимом центре может заставить производителя отказаться от выпуска продукции, даже если исследование производилось по заказу самого производителя.

Обязательная сертификация осуществляется только органом по сертификации, который для этой цели привлекает на договорной основе испытательные лаборатории (центры), принимает решение о выдаче сертификата соответствия, ведет реестр выданных сертификатов, приостанавливает или прекращает действие сертификатов.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя по договору между заявителем и органом по сертификации, который проводит добровольную сертификацию. Она осуществляется для установления соответствия ОТР национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации или условиям договоров. Под системой сертификации имеется в виду совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы в целом. Она может быть создана юридическим лицом (лицами) или индивидуальным лицом (лицами). В ней определяется перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик на соответствие которым производится добровольная сертификация, правила выполнения работ и их оплаты, применение знака соответствия.

Система добровольной сертификации регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, который ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации.

Если ОТР, в том числе как продукция, так и процессы производства и эксплуатации, успешно прошли подтверждение соответствия, орган по сертификации выдает сертификаты соответствия и право на применение знака соответствия.

Подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов в рамках установленной формы обязательного подтверждения соответствия осуществляется по рекомендованным схемам подтверждения соответствия, каждая из которых представляет собой полный набор операций и условий их выполнения участниками подтверждения соответствия (декларирование или обязательная сертификация).

Разработанные схемы могут включать в себя одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям:

· испытания (типовых образцов, партий или единиц продукции);

· сертификацию системы качества (на стадиях проектирования и производства, только производства или при окончательном контроле и испытаниях);

· инспекционный контроль.

В техническом регламенте на продукцию, подпадающую по наименованию под соответствующую европейскую директиву, рекомендуется брать за основу схемы, близкие к процедурам подтверждения соответствия, установленным в этой директиве. Например, при сертификации выбросов вредных веществ автомобилей следует руководствоваться правилом ЕЭК ООН и соответствующей директивой Европейского экономического сообщества 70/220.

Закон № 184-ФЗ допускает возможность устанавливать для одной и той же продукции несколько схем, равнозначных по степени доказательства, что позволяет заявителю о сертификации выбрать наиболее приемлемую для него схему.

Предложенные схемы определяют порядок действия каждой из стран, участвующих в процессе подтверждения соответствия (заявитель, аккредитованная испытательная лаборатория, орган по сертификации). В схемах декларирования завершающей операцией является принятие заявителем декларации о соответствии, а в схемах сертификации -- выдача заявительного сертификата соответствия.

Завершающей операцией в схемах сертификации является выдача заявителю аккредитованным органом по сертификации сертификата соответствия, а при декларировании - принятия заявителем декларации о соответствии, с регистрацией ее в установленном законом порядке.

После получения соответствующих документов заявитель получает право маркировать продукцию знаком соответствия.

Список используемой литературы

1.
Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров. М,: ТОО «Люкс-арт». 1994-168 с.

2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 1998-456 с.

3. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 1996-169 с.

4. Закон Российской Федерации от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ).

5. Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 «О стандартизации» (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).

6. Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).

7. Шишкин И. Ф. «Метрология, стандартизация и управление качеством». Учебник. М.: Издательство стандартов. 1990г.

8. Крылова Г. Д. «Основы стандартизации, сертификации, метрологии». Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана. 1999 г.

Приложение 1

Знаки соответствия систем добровольной сертификации

Система сертификации продукции машиностроения и приборостроения "Абрис"

Система сертификации средств и систем в сфере информатизации

Система добровольной сертификации продукции и систем качества предприятий промышленности "Промсертика"

Система добровольной сертификации средств измерений

Система добровольной сертификации качества (СДС)

Система добровольной сертификации сборочно-сварочных работ

Система добровольной сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту с\х техники

Система добровольной сертификации конструкционных материалов (Система "Прометей")

Система добровольной сертификации услуг по ремонту промышленного электрооборудования "Электросервис"

Московская cистема добровольной сертификации в строительстве("Мосстройсертификация")

Система добровольной сертификации услуг связи , услуг информационных технологоий и систем качества предприятий "Интерэкомс"

Система сертификации веществ и материалов по химическому составу "Аналитика"

Приложение 2

Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РФ

1. Товары машиностроительного комплекса

· Оборудование бытовое для очистки воды

· Насосы бытовые ручные

· Компрессоры бытовые ручные

· Оборудование бытовое для очистки воздуха и газов

· Станки металлорежущие малогабаритные (бытовые)

· Станки деревообрабатывающие бытовые

· Инструмент слесарно-монтажный

· Инструмент абразивный

· Инструмент алмазный

· Инструмент дереворежущий

· Продукция межотраслевого применения

· Автотранспортные средства

· Специальные и специализированные автотранспортные средства для перевозки строительных материалов и грузов

· Транспортные коммунальные машины

· Мотоциклы и мотороллеры, велосипеды

· Двигатели лодочные

· Тракторы сельскохозяйственные малогабаритные, мотоблоки

· Инструмент и инвентарь для приусадебного хозяйства

· Инструмент ручной бытовой

· Инструмент пневматический

· Инструмент с гидравлическим и пневматическим приводом

· Лифты

· Бытовая аппаратура, работающая на твердом, жидком и газо- образном топливе

· Котлы отопительные

· Инвентарь кухонный

· Ручное огнестрельное оружие невоеннного назначения

· Прогулочные речные и морские суда бытового назначения

· Коляски детские

2. Товары электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности

· Приборы холодильные и термошкафы для хранения и замораживания продуктов

· Приборы для приготовления пищи

· Приборы для механизации кухонных работ

· Приборы санитарно-гигиенические

· Приборы Микроклимата и мягкой теплоты

· Машины для шитья

· Прочие бытовые приборы и инструменты

· Машины и оборудование для фермерского и приусадебного хозяйства

· Машины санитарно-гигиенические

· Кабели, провода и шнуры с поливинилхлоридной изоляцией на напряжение до 450/750 В включительно

· Кабели, провода и шнуры с резиновой изоляцией на напряжение до 450/750 В включительно

· Переключатели приборные и автоматические

· Выключатели для стационарных установок

· Соединители электрические 115. Соединители приборные

· Арматура светотехническая

· Лампы

· Светильники

· Материалы изоляционные

· Низковольтовая аппаратура управления

· Установочное защитное оборудование

· Устройства защиты

· Трансформаторы малой мощности и аналогичное оборудование

· Оборудование электросварочное бытовое

· Передвижные электростанции

· Машины ручные электрические

· Аккумуляторы и батареи аккумуляторные щелочные и кислотные

· Элементы и батареи первичные

· Электродвигатели малой и средней мощности

· Измерительные'приборы

· Счетчики электрические

· Электроизмерительные приборы аналоговые

· Системы сигнализации

· Электронная аппаратура развлекательного характера

· Игровые автоматы

· Конторское оборудование

· Вычислительные машины

· Кинофототехника и принадлежности

· Средства радиосвязи

· Аппараты телефонные, АТС и фототелеграфные

3. Медицинская техника

· Материалы стоматологические

· Медицинские инструменты

· Медицинские электроприборы и аппараты

· Аппараты для электролечения низкочастотные

· Аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые

· Имплантанты

· Медицинское оборудование

4. Товары сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности

· Сахар и кондитерские изделия из сахара

· Какао и продукты из него

· Изделия из зерна хлебных злаков, муки, крахмала и молока, мучные кондитерские изделия

· Продукты переработки овощей, плодов, орехов или прочих частей растений

· Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус

· Соль

· Табак и промышленные заменители табака

· Прочие разные пищевые продукты

· Кофе, чай, мате (парагвайский чай) и пряности

· Мясо и пищевые мясные субпродукты

· Изделия из мяса, рыбы и ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных

· Жиры и масла животного или растительного происхождения, продукты их расщепления

· Молоко и молочные продукты, яйца птиц, мед натуральный, пищевые продукты животного происхождения

· Рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные

· Продукция мукомольно-крупяной промышленности, солод, крахмал, инулин, пшеничная клейковина

· Зерновые хлеба

· Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды

· Съедобные плоды и орехи, кожура и корки цитрусовых или бахчевых культур ,

· Продукция косметическая

· Корма и кормовые средства

5. Товары легкой промышленности

· Ткани бельевые детские

· Изделия трикотажные бельевые детские

· Изделия швейные бельевые детские

· Обувь детская

· Изделия медицинские текстильные

· Фарфоро-фаянсовые изделия

· Игрушки

6. Товары сырьевых отраслей и деревообработки

· Посуда из черных и цветных металлов

· Минеральные удобрения

· Окислители

· Шлемы и каски защитные

· Средства моющие

· Пестициды

· Изделия из резины

· Кислоты

· Водород, газы инертные

· Пластмассы и изделия из них

· Шины

· Уголь древесный

· Нефтепродукты

· Фанера клееная

· Плиты древесно-стружечные

· Фрикционные материалы и изделия из них

· Стекло безопасное

· Мебель

· Спички

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ