Основы стандартизации
p align="left">Стандарты группы 0 устанавливают:основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов; основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС; классификацию ЧС; классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности; номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС; предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС; основные положения и правила метрологического контроля состояния технических систем в ЧС. 1.5.4. Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП) Главной целью системы СРПП является обеспечение выпуска качественной продукции. Она распространяется на продукцию всех отраслей промышленности за исключением военной. Основное назначение СРПП состоит в установлении организационно-технических принципов и порядка проведения работ, направленных на решение следующих задач: обеспечение разработки и производства новой продукции высокого качества, которая могла бы быть конкурентоспособной; сокращение сроков и затрат на разработку, производство, эксплуатацию и ремонт продукции; обеспечение стабильности показателей качества выпускаемой продукции; своевременное обновление устаревшей продукции; повышение ответственности исполнителей работ за качество разработки, изготовления и обеспечение эксплуатации и ремонта продукции; Объектами стандартизации СРПП являются: порядок проведения работ в процессе жизненного цикла продукции; правила проведения и оформления решений по их результатам; функции участников работ; общие требования к продукции, предъявляемые на каждой стадии жизненного цикла. Стандарты СРПП могут быть государственными, межгосударственными, отраслевыми и предприятий. По ГОСТу 15.000 - 82* СРПП включает в себя классификационные группы, представленные в табл. 1.5. Разработка и постановка продукции на производство предусматривает разработку технического задания (ТЗ), чертежной и другой нормативно-технической документации, изготовление и испытание образцов продукции, приемку результатов разработки, технологическую подготовку и осво-ение производства. В разделах стандарта четко регламентируются функции разработчика, заказчика (потребителя), изготовителя продукции. Таблица 1.5 Классификационные группы СРПП |
Код группы | Наименование | Устанавливаемые положения и требования | | 0 | Общие положения | Общие (основные) положения СРПП по всей продукции и на определенные группы продукции межотраслевого назначения, а также термины и определения | | 1 | Научно-исследовательские работы (НИР) | Порядок проведения научных исследований, непосредственно предшествующих разработке продукции | | 2 | Опытно-конструк-торские (ОКР) и опытно-технологические работы (ОТР) | Требования к опытно - конструкторским (ОКР) и опытно-технологическим (ОТР) работам | | 3 | Производство | Требования к постановке продукции на производство и изготовлению продукции единичного, серийного и массового производств | | 4 | Поставка (обращение и реализация) | Требования по обращению и реализации продукции, проведению работ при ее передаче заказчику (основному потребителю) | | 5 | Эксплуатация | Требования по порядку введения продукции в эксплуатацию и снятию ее с эксплуатации | | 6 | Ремонт | Требования к порядку проведения ремонта изделий с учетом условий подготовки и освоения ремонтного производства и контроля качества отремонтированных изделий | | 7 | Обеспечение эксплуатации и ремонта промышленностью | Требования к обеспечению эксплуатации и ремонта изделий промышленностью, в том числе изготовление запасных частей к изделиям, находящимся в эксплуатации | | 8 | Снятие с производства | Требования к снятию продукции с производства | | 9 | Прочие стандарты | Стандарты, не обладающие квалификационными признаками других групп | | |
Конечный результат подготовки производства подтверждается проведением квалификационных испытаний образцов первой промышленной партии. При положительных результатах этого испытания освоение данного изделия считается завершенным, а продукция может поставляться заказчику. 1.5.5. Единая система программных документов (ЕСПД) Система ЕСПД устанавливает правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. Единые требования к разработке, сопровождению, изготовлению и эксплуатации программ и программной документации обеспечивают: унификацию программных изделий для взаимного обмена програм-мами и применения ранее разработанных программ в новых разработках; снижение трудоемкости и повышение эффективности разработки, сопровождения, изготовления и эксплуатации программных изделий; автоматизацию изготовления и хранения программной документации. В состав ЕСПД (28 стандартов) входят следующие классификационные группы: 0 - Общие положения; 1 - Основополагающие стандарты; 2 - Правила выполнения документации разработки; 3 - Правила выполнения документации изготовления; 4 - Правила выполнения документации сопровождения; 5 - Правила выполнения эксплуатационной документации; 6 - Правила обращения программной документации; 7, 8 - Резервные группы; 9 - Прочие стандарты. Информационные технологии в настоящее время бурно развиваюся. Это неизбежно приведет к развитию системы ЕСПД. Например [18], в области информационных технологий интересным новым направлением международной стандартизации является САLS-технология (Continuous Acquisition and Life Cycle Support). Концепция САLS возникла в военно-промышленном комплексе США, затем проникла в гражданскую промышленность и значительно расширилась географически. Со временем САLS стала называться "Поддержкой непрерывных поставок и жизненного цикла изделий". Это значит, что усиливалось внимание к методологии параллельного проектирования и интегрированной логистической поддержки. Позднее CALS превратилась в Commerce At Liqht Speed -- "Бизнес в высоком темпе". Этот последний вариант и служит основой для разработки международных стандартов в области информационных технологий для электронной коммерции. САLS-технологии обусловили возникновение нового понятия -- "виртуальное предприятие". По существу это не оформленное организационно объединение разных компаний, связанных разработкой или реализацией одного проекта. Для них нужны единые правила действий, единый язык, единые нормы. А это решaeтся только путем стандартизации. Наряду с другими организациями стандартизацией в области САLS-технологий занимается ИСО; приняты международные стандарты ИСО 10303, ИСО 13584 и др. Начали применять CALS-технологии и в России. 1.6. Межгосударственная система стандартизации (МГСС) 1.6.1. Общая характеристика системы Межгосударственная стандартизация (по ГОСТу 1.0) - это стандарти-зация объектов, представляющих межгосударственный интерес. Представителями стран СНГ 13 марта 1992 г. подписано Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации и образованы Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) и Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС). Таблица 1.6 Государства - участники Соглашения и их национальные органы по стандартизации, метрологии и сертификации |
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации, метрологии и сертификации | | Азербайджанская республика | Азгосстандарт | | Республика Армения | Армгосстандарт | | Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси | | Грузия | Грузстандарт | | Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан | | Киргизская Республика | Киргизстандарт | | Республика Молдова | Молдовастандарт | | Российская Федерация | Госстандарт России | | Республика Таджикистан | Таджикстандарт | | Туркменистан | Главная государственная инспекция Туркменистана | | Республика Узбекистан | Узгосстандарт | | Украина | Госстандарт Украины | | |
В 1995 г. Совет ИСО признал МГС региональной организацией по стандартизации в странах СНГ. Членами МГС являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации 12 государств-участников Соглашения (табл. 1.6). МГС открыта и для других государств, признающих ее принципы и присоединяющихся к Соглашению. Основные положения системы МГСС изложены в следующих нормативных документах: ГОСТ 1.0 - 92. Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие положения; ГОСТ 1.2 - 97. Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены документов по межгосударственной стандартизации; ГОСТ 1.5 - 93. Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов; ПМГ 02 - 93. Типовое положение о межгосударственном техническом комитете по стандартизации; ПМГ 04 - 94. Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации; ПМГ 05 - 94. Порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов; ПМГ 13 - 95. Порядок разработки и ведения межгосударственных классификаторов; ПМГ 14 - 96. Положение о гармонизации классификаторов технико - экономической и социальной информации; ПМГ 22 - 97. Правила по программному планированию разработки межгосударственных стандартов; РМГ 19 96. Рекомендации по основным принципам и методам стандартизации терминологии; РМГ 24. Рекомендации по разработке стандартов межгосударственными техническими комитетами. Целями межгосударственной стандартизации в соответствии с ГОСТом 1.0 являются: защита интересов потребителей и каждого государства - участника Соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды; обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес; содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства стран - участников Соглашения; устранение технических барьеров в производстве и торговле, содействие повышению конкурентоспособности продукции государств - участников Соглашения на мировых торговых рынках и эффективному участию государств в межгосударственном и международном разделении труда; содействие повышению безопасности хозяйственных объектов государств - участников Соглашения при возникновении природных и технологических катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций. Объектами межгосударственной стандартизации являются: общетехнические нормы и требования, в том числе единый технический язык; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж и др.); совместимые программные и технические средства информационных технологий, справочные данные; справочные данные о свойствах материалов и веществ; объекты крупных промышленных и хозяйственных комплексов (транспорт, энергетика, связь и др.); объекты крупных межгосударственных социально - экономических и научно - технических программ; взаимопоставляемая продукция, выпускаемая в ряде государств. В рамках СНГ действует “Cоглашение о взаимном признании результатов сертификации”. В области метрологии реализуются программы совместных работ в нескольких направлениях: передача размеров единиц физических величин; разработка и пересмотр основополагаю-щих межгосударственных нормативных документов по метро-логии; создание и применение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; методы неразрушающего контроля. Рабочими органами МГС являются постоянно действующий техни-ческий секретариат с местом пребывания в Минске. Органами по разра-ботке стандартов являются межгосударственные технические комитеты (МТК), которых создано свыше 200. Благодаря деятельности МГС сохра-нено около 25 тыс. государственных, 40 тыс. отраслевых стандартов, 35 классификаторов технико-экономической информации, 140 метрологичес-ких эталонов физических величин. За период до конца 1996 г. принято новых и пересмотрено более 2000 межгосударственных стандартов. МГС стремится к расширению сотрудничества с международными организациями по стандартизации, метрологии и сертификации (ИСО, МЭК, СЕН). Уже имеется соглашение с Европейским комитетом по стандартизации (СЕН) о прямом (безвозмездном) применении европейских стандартов в качестве межгосударственных для стран СНГ. В случае использования этих стандартов все национальные стандарты в данной области, противоречащие евронормам, должны быть изъяты из обращения. При этом в СЕН в обязательном порядке направляются копии стандартов, являющихся прямым применением евронорм. 1.6.2. Порядок разработки межгосударственных стандартов В рамках деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Российская Федерация может участвовать в разработке межгосударственных стандартов в следующих случаях: в рамках межгосударственных технических комитетов (МТК), ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию; в качестве автора стандартов (вне рамок МТК); при рассмотрении проектов стандартов, авторами которых являются другие государства - участники Соглашения или МТК, ведение секретариатов которых возложены на эти государства. Разработка проектов межгосударственных стандартов МТК, ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию, в соответствии с ГОСТом Р 1.8 осуществляется в следующем порядке: 1-я стадия -- организация разработки стандарта; 2-я стадия -- разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв; 3-я стадия -- разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование; 4-я стадия -- принятие проекта стандарта и его регистрация. При разработке стандартов используют результаты научно-исследо-вательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации (в том числе по межгосударственной стандартизации); прогрессивные национальные стандарты государств-участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии. Организация разработки стандарта возлагается на российскую часть МТК (российский ТК, аналогичный данному МТК) в соответствии с порядком, установленным ГОСТом Р 1.2 (см. п. 1.3.6). В зависимости от источников финансирования разработка стандарта осуществляется на основе договора, заключаемого с Госстандартом России (Госстроем России), другими государственными органами управления Российской Федерации, национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) государств-участ-ников Соглашения, другими государственными органами управления этих государств, заинтересованными предприятиями, организациями, общественными объединениями, расположенными как в Российской Федерации, так и в других государствах-участниках Соглашения; техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации или с секретариатом Межгосударственной научно-тех-нической комиссии по стандартизации и техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС). При необходимости может быть составлено техническое задание на разработку стандарта (как приложение к договору или в качестве самостоятельного документа). Разработку первой редакции проекта стандарта осуществляет рабочая группа (предприятие, организация) и направляет его с пояснительной запиской в МТК. Секретариат МТК проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на его разработку, требованиям ГОСТов 1.0 и 1.5 и направляет его полномочным представителям государств-членов МТК или (если они не определены) национальным органам по стандартизации, или национальным органам управления строительством этих государств. Полномочный представитель Российской Федерации в МТК совместно с российской частью секретариата МТК проверяют проект стандарта на соответствие требованиям взаимоувязанных с ним государственных стандартов Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, и направляют его (с пояснительной запиской) на отзыв членам аналогичного российского ТК, научно-исследовательской организации Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК, заказчику разработки стандарта (если им не является Госстандарт России или Госстрой России), другим заинтересованным предприятиям, организациям, государственным органам управления Российской Федерации (в том числе органам государственного контроля и надзора) с учетом полученных заявок. Секретариат МТК рассматривает все полученные отзывы и направляет их разработчику проекта стандарта для подготовки окончательной редакции. Разработка и рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта осуществляет МТК с учетом поступивших отзывов. При этом в разработке окончательной редакции проекта стандарта могут участвовать представители других государств-членов МТК по предложению их национальных органов. Рассылка проекта стандарта (окончательной редакции) на рассмотрение полномочным представителям государств-членов МТК осуществляется секретариатом МТК одновременно с рассылкой проекта стандарта (окончательной редакции) на рассмотрение предприятиям (организациям) Российской Федерации. Согласование и принятие проекта стандарта, а также его регистрация производятся по процедуре, изложенной в ГОСТе Р 1.8. Если после повторного рассмотрения проекта стандарта, разработка которого полностью финансируется Российской Федерацией, большинство (более половины) полномочных представителей заинтересованных государств - членов МТК возражает против принятия предложенного проекта стандарта, Госстандарт России (Госстрой России) по предложению российской части секретариата МТК может принять решение об оформлении на его основе (первоначального или доработанного варианта окончательной редакции) проекта государственного стандарта Российской Федерации. Это решение доводится до полномочных представителей других государств-членов МТК и технического секретариата (секретариата МНТКС). Разработка проектов межгосударственных стандартов, автором которых является Российская Федерация (вне рамок МТК), по ГОСТу Р 1.8 осуществляется в следующем порядке: 1-я стадия -- организация разработки стандарта; 2-я стадия -- разработка первой редакции проекта стандарта; 3-я стадия -- разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Госстандарте России (Госстрое России); 4-я стадия -- рассмотрение проекта стандарта в государствах-участниках Соглашения; 5-я стадия -- принятие стандарта и регистрация. Разработка проектов стандартов на 1 - 3 стадиях соответствует порядку, установленному для проектов государственных стандартов (см. п. 1.3.6). Рассмотрение проекта стандарта в государствах - участниках Соглашения производится после его одобрения Госстандартом России (Госстроем России). После поступления от национальных органов этих государств результатов рассмотрения проекта стандарта (бюллетеней голосования, замечаний и предложений) Госстандарт России (Госстрой России) анализирует и обобщает их. При положительных результатах голосования по проекту стандарта Госстандарт России (Госстрой России) направляет его в технический секретариат (секретариат МНТКС). При наличии принципиальных замечаний проект дорабатывается и рассылается на повторное рассмотрение и голосование. При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта Госстандарт России (Госстрой России) рассматривает обоснованность предъявляемых претензий и на этом основании принимает решение о дальнейшей доработке проекта стандарта или о прекращении разработки проекта межгосударственного стандарта и оформлении его для принятия в качестве государственного стандарта Российской Федерации. Принятое решение доводится до сведения технического секретариата (секретариата МНТКС). Рассмотрение в Российской Федерации проектов межгосударственных стандартов, авторами которых являются другие государства - участники Соглашения или МТК, ведение секретариатов которых возложено на эти государства, Госстандартом России (Госстроем России) поручается ТК (предприятию, организации), за которым в Российской Федерации закреплен соответствующий объект стандартизации или сфера деятельности. Предприятие (организация) определяется в качестве ответственного за рассмотрение стандарта в том случае, если не создан соответствующий ТК. Такое предприятие (организация) должно иметь в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. После поступления проекта стандарта от национального органа государства - основного разработчика стандарта (или секретариата МТК) Госстандарт России (Госстрой России) направляет его ТК (предприятию, организации), ответственному за рассмотрение данного стандарта, который рассылает его на отзыв органам в соответствии с ГОСТом Р 1.2 (см. п. 1.3.6) и заинтересованным предприятиям (организациям). После выполнения всех процедурных мероприятий, оговоренных ГОСТом Р 1.8, Госстандарт России (Госстрой России) направляет бюллетень голосования национальному органу государства - основного разработчика стандарта (секретариату МТК), в котором дают свое решение о принятии (или не принятии) Российской Федерацией стандарта. При необходимости Госстандарт России (Госстрой России) может одновременно принять решение об обновлении (пересмотре или внесении изменения) принятого государственного стандарта Российской Федерации. Принятые межгосударственные стандарты, к которым Российская Федерация присоединилась или является их автором, применяются на ее территории, как правило, без переоформления в государственные стандарты Российской Федерации. Государственные стандарты Российской Федерации в случае их применения в качестве межгосударственных продолжают применяться на ее территории после принятия постановления Госстандартом России (Госстроем России) о признании одинаковой силы этих стандартов в связи с полной аудентичностью их содержания. При этом на стандарте делают дополнение к обозначению в виде записи межгосударственного стандарта на каждой странице с левой стороны или над обозначением государственного стандарта. Например, ГОСТ 40.9004 - 95 / ГОСТ Р 50691 - 94 или ГОСТ 40.9004 - 95 ГОСТ Р 50692 - 94. Изменение к межгосударственному стандарту разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных его требований, которые не влекут за собой нарушения взаимозаменяемости и (или) совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту. Порядок разработки и рассмотрения изменений и введения их в действие, а также порядок прекращения применения межгосударственных стандартов на территории Российской Федерации изложен в ГОСТе Р1.8. Информация о принятом межгосударственном стандарте, который вводится в действие для применения в Российской Федерации, а также информация о том, что межгосударственный стандарт отменен (прекращено его действие на территории Российской Федерации) или информация о принятии взамен него другого межгосударственного стандарта или государственного стандарта Российской Федерации публикуется в ежемесяч-ном информационном указателе “Государственные стандарты" (ИУC) (для стандартов в области строительства, кроме того, в журнале “Бюллетень строительной техники”). Соответствующие изменения вносятся и в указатель “Государственные стандарты”. 1.7. Международная, региональная и национальная стандартизация Важнейшим фактором технического прогресса в мире является международная стандартизация, позволяющая увязать и систематизировать требования мировой торговли и интересы потребителей, способствовать наиболее полному использованию производительных сил. Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран первостепенное значение имеет международная стандартизация, поскольку различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику. 1.7.1. Международная организация по стандартизации (ИСО) В 1946 г. на заседании Комитета по координации стандартов ООН было решено создать международную организацию по стандартизации (ИСО). Она начала работать в 1947 г. СССР был одним из ее основателей и постоянным членом руководящих органов. Россия, как правопреемник СССР, стала членом этой организации. Штаб-квартира находится в Женеве, рабочие языки - английский, французский, русский. Деятельность ИСО направлена на содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Диапазон объектов стандартизации в ИСО обширен и охватывает такие сферы деятельности, как: системы обеспечения качества продукции, машиностроение, химия, неметаллические материалы, руды и металлы, информационная техника, сельское хозяйство, строительство, специальная техника, охрана здоровья и медицина, основополагающие стандарты, окружающая среда, упаковка и транспортировка товаров, здравоохранение и медицина, охрана окружающей среды и др. Исключение составляют электротехника, электроника и радиотехника, относящиеся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники, сертификации и т. п. являются объектами совместных разработок ИСО/МЭК. В состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета -- члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. В ИСО предусмотрены члены-корреспонденты (их 22), которыми являются организации по стандар-тизации развивающихся государств, и члены-абоненты для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие во всех структурах управления ИСО и голосовать по проектам стандартов. Члены-корреспонденты не ведут ак-тивной работы в ИСО, но имеют право на получение инфор-мации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачи-вают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе меж-дународной стандартизации. Организационная структура ИСО представлена на рис. 1.5. Высшим органом управления является Генеральная ассамблея. В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет ИСО, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. Совету ИСО подчиняются семь комитетов: СТАКО, ПЛАКО, КАСКО, ДЕФКО, КОПОЛКО и РЕМКО. СТАКО оказывает методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Он проводит изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовку рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли. ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, организации и координации технических сторон работы. КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, компетентности испытатель-ных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО -- содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартиза-цию, а также доведения до них необходимой информации о международных стандартах. Большую роль в этом играют издаваемые им руководства: "Сравнительные испытания потребительских товаров", "Информация о товарах для потребителей", "Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров" и др. РЕМКО занимается разработкой руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Кроме того, РЕМКО является координатором деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ -- Международной организацией законодательной метрологии. Проекты международных стандартов разрабатываются в технических комитетах. Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. В рамках ТК работают подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). По данным 1996 г. в ИСО работает 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ и 36 целевых групп. За Россией закреплено 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ. Она является активным членом (статус Р) в 145 ТК и наблюдателем (статус О) в 16 ТК.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|