Привод люлечного элеватора
Привод люлечного элеватора
Министерство образования и науки Российской Федерации Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Кафедра прикладной механики и деталей машин Курсовой проект по дисциплине "Детали машин" "Привод люлечного элеватора" Исходные данные Тяговая сила цепи F, кН - 2,8 Скорость тяговой цепи V, м/с - 1,2 Шаг тяговой цепи р, мм - 80 Число зубьев звездочки - 9 Допускаемое отклонение скорости тяговой цепи д, % - 6 Срок службы привода Lr, лет - 5. 1. Выбор электродвигателя. Кинематический расчет привода Определим потребляемую мощность привода (мощность на выходе): Вт. Определим общий КПД привода: з = з1· з2· з3· з4, з1 = зпер = 0,95; з2 = зред = зпер· зподш2 = 0,98·0,982 = 0,96; з3 = зсоед.муфт = 0,98; з4 = зподш.опор = 0,992 = 0,98; з = 0,95·0,96·0,98·0,98 = 0,88. Требуемая мощность электродвигателя: Вт. Определим угловую скорость вала люлечного элеватора: рад/с; мм. Определим частоту вращения приводного вала рабочей машины (число оборотов на выходе): об/мин. Общее передаточное число привода: Частота вращения вала электродвигателя (число оборотов на входе): об/мин. Выбираем электродвигатель АИР 112МВ6/950 ТУ 16-525564-84 с мощностью 4кВт и синхронной частотой вращения 1000 об/мин. Номинальная частота вращения: об/мин. рад/с. Определяем фактическое передаточное число привода: . Поскольку по условию задачи не заданы передаточные числа, то по ГОСТ2185-86 принимаем: Uред = 2,5, Uпер = . Определим частоту вращения и угловую скорость валов редуктора |
Вал А | n1 = nдв = 949 об/мин | рад/с | | Вал В | об/мин | рад/с | | Вал С | об/мин | рад/с | | |
Определим вращающие моменты на валах привода: Н·мм; Т1 = Тдв Н·мм. 2. Расчет зубчатых колес редуктора Принимаем для шестерни марку стали Ст45,улучшение; для зубчатого колеса Ст45, улучшение, термообработка. НВср = 0,5(НВ1 + НВ2) НВср = 0,5(235 + 262) = 248,5 - зубчатое колесо, НВср = 0,5(269 + 302) = 285,5 - шестерня. Определяем допускаемое контактное напряжение колеса: МПа; Шестерни: 582 МПа; Допускаемое контактное напряжение: МПа. Определим межосевое расстояние редуктора из условия контактной выносливости поверхностей зубьев: мм. Определяем нормальный модуль зацепления: мм, мм. Примем предварительно угол наклона зубьев в = 100 и определим количество зубьев шестерни и зубчатого колеса: , тогда . Уточненное значение угла наклона зубьев: , в = 90. Основные размеры шестерни и колеса: Диаметры делительные: мм; мм. Проверка: мм. Диаметры вершин зубьев: мм, мм. Ширина колеса: мм, Ширина шестерни: мм. Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру: . Диаметры впадин: мм, мм. Окружная скорость колес и степень точности передачи: м/с - 9 степень точности. Коэффициент нагрузки: . Проверка контактных напряжений: МПа. МПа , Условие прочности по контактным напряжениям выполняется, материал зубчатых колес подобран верно. Определяем силы, действующие в зацеплении: Окружная сила: Н. Радиальная сила: Н. Осевая сила: Н. Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба: , , . У шестерни , У колеса , Определим допускаемое напряжение: = МПа, , , . Находим отношение для колеса: 3. Предварительный расчет валов редуктора. Выбор подшипников Ведущий вал: Диаметр выходного конца мм, мм. Для ведущего вала выбираем шариковые радиальные однорядные подшипники № 306 средней серии по ГОСТ 8338-75: d = 30 мм; D = 72 мм; В = 19 мм; r = 2 мм; С = 28,1 кН; С0 = 14,6 кН. Ведомый вал: Диаметр выходного конца вала мм, мм. Для ведомого вала выбираем шариковые радиальные однорядные подшипники № 308 средней серии по ГОСТ 8338-75: d = 40 мм; D = 90 мм; В = 23 мм; r = 2,5 мм; С = 41 кН; С0 = 22,4 кН. 4. Конструктивные размеры шестерни и колеса Шестерню выполняем за одно целое с валом. Ее размеры определены выше: d1 = 57 мм, da1 = 59 мм, b1 = 45 мм. Колесо кованое: d2 = 143мм, da2 = 145,5мм, b2 = 40мм. Диаметр ступицы: dст = 1,6 dk2 = 1,6 · 45 = 72 мм, Длина ступицы: lст = (1,2 ч 1,5)dк2 = 63 мм, Толщина обода: мм, Толщина диска С = 0,3b2 = 0,3 · 40 = 12 мм. 5. Конструктивные размеры корпуса редуктора Толщина стенок корпуса и крышки: мм, принимаем мм. мм, принимаем мм. Толщина фланцев поясов корпуса и крышки: мм; мм. Верхний пояс корпуса и пояс крышки: мм, принимаем р = 15 мм. Диаметр болтов: Фундаментальных - - принимаем болты с резьбой М16; Крепящих крышку к корпусу у подшипников - - принимаем болты с резьбой М8; Соединяющих крышку с корпусом - - принимаем болты с резьбой М10. 6. Расчет цепной передачи Т3 = Т2 = 166,1·103 Нм Uц = 3,8 - ведущая звездочка. - ведомая звездочка. Принимаем Z3 = 23, Z4 = 89. Тогда фактическое Uц = Расчетный коэффициент нагрузки: , n3 = 99,89 об/мин, Р = 24 МПа. Шаг однорядной цепи: мм. . м/с. Окружная сила: Н. Проверяем давление в шарнире: МПа. МПа. Определим число звеньев цепи: .
Определим диаметры делительных окружностей звездочек: мм, мм. Определим диаметры наружных окружностей звездочек: мм, мм. Силы, действующие на цепь: Окружная Ftц = 2344 Н, От центробежных сил Н, От провисания Н. Расчетная нагрузка на валы: Н. Проверим коэффициент запаса прочности цепи: . Это больше, чем нормативный коэффициент запаса =7,5. Условие S> выполнено. Размеры ведущей звездочки: Ступица звездочки - мм, мм. Толщина диска звездочки - мм. Размеры ведомой звездочки: dст = 1,6·25 = 40 мм, lст = 38 мм. 7. Первый этап компоновки редуктора Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса: а) мм; б) мм - зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса; в) расстояние между наружными кольцами подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса мм. Габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников dп1 = 30 мм и dп2 = 40 мм. Смазка подшипников: Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Мазеудерживающие кольца - их ширину определяет размер y = 8ч12 мм. Расстояние на ведущем валу l1 = 49 мм, Расстояние на ведомом валу l2 = 51 мм. Примем окончательно l1 = l2 = 51 мм. Глубина гнезда подшипника lГ = 1,5В; для подшипника № 308 В = 23 мм, lГ = 1,5 · 23 = 34,5 мм. Толщина фланца Д = d0 = 12 мм. Высота головки болта 0,7 d0 = 0,7·12 = 8,4 мм. Устанавливаем зазор между головкой болта и торцом соединительного пальца цепи в 10 мм. Длину пальца l примем на 5 мм больше шага t. Таким образом, l = t + 5 = 16 + 5 = 21 мм. 8. Проверка долговечности подшипника Ведущий вал: Ft = 2653 H; Fr = 978 H; Fa = 420 H. Реакции опор: В плоскости XZ: , В плоскости YZ: ,
Проверка: Суммарные реакции:
Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 1. Намечаем радиальные шариковые подшипники № 306: d = 30 мм; D = 72 мм; В = 19 мм; r = 2 мм; С = 28,1 кН; С0 = 14,6 кН. Эквивалентная нагрузка: где Pr1 = 1452 H - радиальная нагрузка; осевая нагрузка Pa = Fa = 420 H; V = 1 (вращается внутреннее кольцо), коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров Kд = 1, KT = 1. Отношение , этой величине соответствует e = 0,22. Отношение > e, x = 0,56, y = 1,99. Расчетная долговечность, млн.об: ; Расчетная долговечность, ч: ч. Ведомый вал: Несет такие же нагрузки, как и ведущий вал. Ft = 2653 H; Fr = 978 H; Fa = 420 H, FB = 2362 Н. Составляющие этой нагрузки: Н. Реакции опор: В плоскости XZ - Н, Н. Проверка:
В плоскости YZ - Н, Н. Проверка:
Суммарные реакции: Н, Н. Выбираем подшипники по более нагруженной опоре 4. Шариковые радиальные подшипники № 308 средней серии: d = 40 мм; D = 90 мм; В = 23 мм; r = 2,5 мм; С = 41 кН; С0 = 22,4 кН. Отношение , этой величине соответствует . Отношение > Н. Расчетная долговечность, млн.об:
Расчетная долговечность, ч: ч. 9. Второй этап компоновки редуктора Второй этап компоновки имеет целью конструктивно оформить зубчатые колеса, валы, корпус, подшипниковые узлы и подготовить данные для проверки прочности валов и некоторых других деталей. 10. Проверка прочности шпоночных соединений Шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок - по ГОСТ 23360-78. Материал шпонок - Ст45 нормализованная. Напряжение смятия и условие прочности: . Ведущий вал:
(материал полумуфт МУВП - чугун марки СЧ20). Ведомый вал: . 11. Уточненный расчет валов Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения - по пульсирующему. Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) значениями . Прочность соблюдена при . Будем проводить расчет для предположительно опасных сечений каждого из валов. Ведущий вал: Материал вала тот же, что и для шестерни (шестерня выполнена заодно с валом), т.е. Ст45, термическая обработка - улучшение. da1 = 59,4 мм, уВ = 780 МПа. Предел выносливости при симметричном цикле изгиба: МПа. Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений: МПа. Сечение А-А: Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки. Коэффициент запаса прочности: , где амплитуда и среднее напряжение от нулевого цикла: . При d = 25мм, b = 8мм, t1 = 4 мм:
принимаем . ГОСТ 16168-78 указывает на то, чтобы конструкция редукторов предусматривала возможность восприятия радиальной консольной нагрузки, приложенной в середине посадочной части вала. Величина этой нагрузки для одноступенчатых зубчатых редукторов на быстроходном валу должна быть 2,5 при 25·103 < ТБ < 250·103 Нм. Приняв у ведущего вала длину посадочной части под муфту, равной длине полумуфт l = 50мм (муфта УВП для валов диаметром 30 мм), получили изгибающий момент в сечении А-А от консольной нагрузки Нмм. Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям: . Результирующий коэффициент запаса прочности:
получился близким к коэффициенту запаса . Это незначительное расхождение свидетельствует о том, что консольные участки валов, рассчитанные по крутящему моменту и согласованные с расточками стандартных полумуфт, оказываются прочными, и что учет консольной нагрузки не вносит существенных изменений. Фактическое расхождение будет еще меньше, т.к. посадочная часть вала обычно бывает короче, чем длина полумуфты, что уменьшает значение изгибающего момента и нормальных напряжений. Такой большой коэффициент запаса прочности объясняется тем, что диаметр вала был увеличен при конструировании для соединения его стандартной муфтой с валом электродвигателя. По той же причине проверять прочность в сечениях Б-Б и В-В нет необходимости. Ведомый вал: Материал вала - Ст45 нормализованная, МПа. Пределы выносливости МПа и МПа. Сечение А-А: Диаметр вала в этом сечении 45 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки: Крутящий момент Т2 = 166,1·103 Н·мм. Изгибающий момент в горизонтальной плоскости: Н·мм. Изгибающий момент в вертикальной плоскости: Н·мм. Суммарный изгибающий момент в сечении А-А: Н·мм. Момент сопротивления кручению (d = 45мм, b = 14мм, t1 = 5,5мм): Момент сопротивления изгибу: Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений: Амплитуда нормальных напряжений изгиба:
Среднее напряжение Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А-А:
Сечение К-К: Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом
Принимаем Изгибающий момент: Нмм. Осевой момент сопротивления: мм3. Амплитуда нормальных напряжений: МПа, Полярный момент сопротивления: мм2. Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений: МПа. Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения К-К:
Сечение Л-Л: Концентрация напряжений обусловлена переходом от 40 мм к 35 мм при
Внутренние силовые факторы те же, что и для сечения К-К. Осевой момент сопротивления сечения: мм3. Амплитуда нормальных напряжений МПа. Полярный момент сопротивления: мм3. Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений: МПа. Коэффициент запаса прочности: . Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Л-Л: Сечение Б-Б: Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки. Изгибающий момент (положение X1 = 50мм): Нмм. Момент сопротивления сечения нетто при b = 10мм, t1 = 5 мм: мм3. Амплитуда нормальных напряжений изгиба: МПа. Момент сопротивления кручению сечения нетто: мм3. Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений: МПа. Коэффициент запаса прочности: , . Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Б-Б: Сведем результаты проверки в таблицу |
Сечения | А-А | К-К | Л-Л | Б-Б | | Коэффициент запаса S | 10,5 | 3,8 | 2,9 | 2,55 | | |
12. Выбор сорта масла Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10 мм. Объем масляной ванны определяем из расчета 0,25 дм3 масла на 1кВт передаваемой мощности: V = 0,25·3,818 = 0,95 дм3. При контактных напряжениях и скорости V = 1,2 м/с выбираем масло индустриальное И 30 А по ГОСТ 20799-75. Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ-1, периодически пополняем его шприцем через пресс-масленки. Список литературы 1. "Курсовое проектирование деталей машин" - Чернавский С.А. - М.: Машиностроение,1988. 2. "Руководство по курсовому проектированию деталей машин" - Блинов В.С - Магнитогорск, МГТУ, 2003.
|