Привод пластинчатого конвейера
Привод пластинчатого конвейера
51 1. Кинематическая схема привода пластинчатого конвейера 1 - электродвигатель; 2 - муфта; 3 - редуктор; 4 - цепная передача; 5 - тяговые звездочки; I - вал быстроходный; II, III - валы промежуточные; IV - вал быстроходный; V - вал приводной 2. Выбор электродвигателя 2.1 Мощность привода =*/103=3200*0,8/103=2,56 кВт где , кВт - потребляемая мощность привода (выходная мощность); =3,2 кН - окружная сила (на 2-х звездочках); =0,8 м/с - скорость настила. 2.2 Общий коэффициент полезного действия привода =з2м*з2цил *з4подш=0,9852*0,994*0,972=0,88, где зм=0,985 - КПД муфты зцил=0,97 - КПД цилиндров зподш=0,99 - КПД опоры вала 2.3 Мощность электродвигателя (требуемая) кВт где, кВт - требуемая мощность электродвигателя; =2,56 кВт - потребляемая мощность привода; =0,88 - общий коэффициент полезного действия привода; P'эл.дв =2,56/0,88=2,9 кВт 2.4 Частота вращения приводного вала Nвал=V*6*104/р*Дб =0,8*6*104/3,14*355=43 где , - частота вращения приводного вала; =0,8 м/с - скорость настила; Дб =355 мм - диаметр барабана. 2.5 Частота вращения вала электродвигателя где , - предварительное значение частоты вращения вала электродвигателя; =7,085 - частота вращения приводного вала; =94,09 - рекомендуемое значение передаточного числа редуктора; =2,25 - рекомендуемое значение передаточного числа цепной передачи; 2.6 Выбор электродвигателя по каталогу Принимаем электродвигатель АИР 80А4 с характеристиками: номинальная мощность Р=1,1 кВт, частота вращения вала n=1395 , диаметр вала dэ=22 мм, длина выходного конца вала l1 =60 мм. 3. Определение общего передаточного числа и разбивка его по ступеням 3.1 Общее передаточное число привода
где =1395 - частота вращения вала электродвигателя; =7,085 - частота вращения приводного вала. 3.2 Разбивка общего передаточного числа по ступеням , где - передаточное число редуктора; - передаточное число цепной передачи; Передаточное число цепной передачи: Передаточное число редуктора: Передаточное число тихоходной ступени: Передаточное число промежуточной ступени: Передаточное число быстроходной ступени: 4. Определение мощности, крутящего момента и частоты вращения каждого вала привода4.1 Мощности на валах ; ; ; ; . где - мощности на валах редуктора; - коэффициенты полезного действия. 4.2 Частоты вращения валов ; ; ; ; ; где - частоты вращения валов; - передаточные числа. 4.3 Крутящие моменты на валах привода ; ; ; где - крутящие моменты на валах. Результаты расчетов сведем в таблицу |
Вал | Мощность | Частота вращения | Крутящий момент | | 1 | 1,078 | 1395 | 7,406 | | 2 | 1,046 | 257,074 | 38,858 | | 3 | 1,014 | 59,785 | 161,975 | | 4 | 0,948 | 15,942 | 589,462 | | 5 | 0,925 | 7,085 | 1246,824 | | |
5. Расчет ступеней редуктора 5.1 Быстроходная ступень 5.1.1 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений |
Колесо: | Шестерня: | | Сталь 40Х, улучшение, , , . | Сталь 40Х, улучшение+закалка ТВЧ, , . | | Частота вращения вала колеса: . Ресурс передачи: . Передаточное число: . Передача работает с режимом III. | | 1) Коэффициент приведения для расчетов на: | | а) контактную выносливость б) изгибную выносливость | | | 2) Числа циклов перемены напряжений, соответствующие длительному пределу выносливости для расчетов на: | | а) контактную выносливость б) изгибную выносливость | | | 3) Суммарное число циклов перемены напряжений: | | | | | 4) Эквивалентные числа циклов перемены напряжений для расчета на: | | а) контактную выносливость б) изгибную выносливость | | | 5) Предельные допускаемые напряжения для расчетов на прочность при действии пиковых нагрузок: а) контактная прочность | | | | | б) изгибная прочность | | | | | 6) Допускаемые напряжения для расчета на контактную выносливость: | | | | | Так как разница и , то расчетное допускаемое напряжение: МПа или МПа Для расчета принимаем меньшее значение, т.е. МПа. | | |
7) Допускаемые напряжения для расчета на изгибную выносливость: 5.1.2 Определение коэффициентов нагрузки Коэффициент нагрузки при расчете на контактную выносливость: . Коэффициент нагрузки при расчете на изгибную выносливость: . , ; , ; ; Передача выполняется по 8-й степени точности. ; . Коэффициенты нагрузки: 5.1.3 Проектный расчет Крутящий момент на валу колеса: Н/м. Частота вращения вала шестерни: . Передаточное число ступени: . 1) Предварительное значение межосевого расстояния: . Принимаем =90 мм. 2) Рабочая ширина венца колеса: . 3) Рабочая ширина шестерни: . 4) Модуль передачи: ; ; ; ; . Принимаем . 5) Минимальный угол наклона зубьев: ; . 6) Суммарное число зубьев: . 7) Действительное значение угла наклона зубьев: . 8) Число зубьев шестерни: ; ; . 9) Число зубьев колеса: . 10) Фактическое передаточное число: . Ошибка передаточного числа: . 11) Проверка зубьев на изгибную выносливость: , где Эквивалентное число зубьев колеса: . Коэффициент, учитывающий форму зуба колеса: . Коэффициент, учитывающий наклон зуба: . Напряжение в опасном сечении зуба колеса: Эквивалентное число зубьев шестерни: . Коэффициент, учитывающий форму зуба шестерни: . Напряжение в опасном сечении зуба шестерни: ; . 12) Диаметры делительных окружностей: ; . Проверка: 13) Диаметры окружностей вершин и впадин зубьев: 14) Проверка возможности обеспечения принятых механических характеристик при термической обработке заготовки: Наружный диаметр заготовки шестерни . Толщина сечения обода колеса . Следовательно, требуемые механические характеристики могут быть получены при термической обработке. 15) Силы, действующие на валы от зубчатых колёс: Окружная сила: . Радиальная сила: . Осевая сила: . 5.2 Промежуточная ступень 5.2.1 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений |
Колесо: | Шестерня: | | Сталь 40Х, улучшение, , , . | Сталь 40Х, улучшение+закалка ТВЧ, , . | | Частота вращения вала колеса: . Ресурс передачи: . Передаточное число: . Передача работает с режимом III. | | 1) Коэффициент приведения для расчетов на: | | а) контактную выносливость б) изгибную выносливость | | | 2) Числа циклов перемены напряжений, соответствующие длительному пределу выносливости для расчетов на: | | а) контактную выносливость б) изгибную выносливость | | | 3) Суммарное число циклов перемены напряжений: | | | | | 4) Эквивалентные числа циклов перемены напряжений для расчета на: | | а) контактную выносливость б) изгибную выносливость | | | 5) Предельные допускаемые напряжения для расчетов на прочность при действии пиковых нагрузок: а) контактная прочность | | | | | б) изгибная прочность | | | | | 6) Допускаемые напряжения для расчета на контактную выносливость: | | | | | Так как разница и , то расчетное допускаемое напряжение: МПа или МПа Для расчета принимаем меньшее значение, т.е. МПа. | | |
7) Допускаемые напряжения для расчета на изгибную выносливость: 5.2.2 Определение коэффициентов нагрузки Коэффициент нагрузки при расчете на контактную выносливость: . Коэффициент нагрузки при расчете на изгибную выносливость: . , ; , ; ; Передача выполняется по 8-й степени точности. ; . Коэффициенты нагрузки: 5.2.3 Проектный расчет Крутящий момент на валу колеса: Н/м. Частота вращения вала шестерни: . Передаточное число ступени: . 1) Предварительное значение межосевого расстояния: . Принимаем =125 мм. 2) Рабочая ширина венца колеса: . 3) Рабочая ширина шестерни: . 4) Модуль передачи: ; ; ; ; . Принимаем . 5) Минимальный угол наклона зубьев: ; . 6) Суммарное число зубьев: . 7) Действительное значение угла наклона зубьев: . 8) Число зубьев шестерни: ; ; . 9) Число зубьев колеса: . 10) Фактическое передаточное число: . Ошибка передаточного числа: . 11) Проверка зубьев на изгибную выносливость: , где Эквивалентное число зубьев колеса: . Коэффициент, учитывающий форму зуба колеса: . Коэффициент, учитывающий наклон зуба: . Напряжение в опасном сечении зуба колеса: Эквивалентное число зубьев шестерни: . Коэффициент, учитывающий форму зуба шестерни: . Напряжение в опасном сечении зуба шестерни: ; . 12) Диаметры делительных окружностей: ; . Проверка: 13) Диаметры окружностей вершин и впадин зубьев: 14) Проверка возможности обеспечения принятых механических характеристик при термической обработке заготовки: Наружный диаметр заготовки шестерни . Толщина сечения обода колеса . Следовательно, требуемые механические характеристики могут быть получены при термической обработке. 15) Силы, действующие на валы от зубчатых колёс: Окружная сила: . Радиальная сила: . Осевая сила: . 5.3 Тихоходная ступень 5.3.1 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений |
Колесо: | Шестерня: | | Сталь 40Х, улучшение, , , . | Сталь 40Х, улучшение+закалка ТВЧ, , . | | Частота вращения вала колеса: . Ресурс передачи: . Передаточное число: . Передача работает с режимом III. | | 1) Коэффициент приведения для расчетов на: | | а) контактную выносливость б) изгибную выносливость | | | 2) Числа циклов перемены напряжений, соответствующие длительному пределу выносливости для расчетов на: | | а) контактную выносливость б) изгибную выносливость | | | 3) Суммарное число циклов перемены напряжений: | | | | | 4) Эквивалентные числа циклов перемены напряжений для расчета на: | | а) контактную выносливость б) изгибную выносливость | | | 5) Предельные допускаемые напряжения для расчетов на прочность при действии пиковых нагрузок: а) контактная прочность | | | | | б) изгибная прочность | | | | | 6) Допускаемые напряжения для расчета на контактную выносливость: | | | | | Так как разница и , то расчетное допускаемое напряжение: МПа или МПа Для расчета принимаем меньшее значение, т.е. МПа. | | |
7) Допускаемые напряжения для расчета на изгибную выносливость: 5.3.2 Определение коэффициентов нагрузки Коэффициент нагрузки при расчете на контактную выносливость: . Коэффициент нагрузки при расчете на изгибную выносливость: . , ; , ; ; Передача выполняется по 8-й степени точности. ; . Коэффициенты нагрузки: 5.3.3 Проектный расчет Крутящий момент на валу колеса: Н/м. Частота вращения вала шестерни: . Передаточное число ступени: . 1) Предварительное значение межосевого расстояния: . Принимаем =160 мм. 2) Рабочая ширина венца колеса: . 3) Рабочая ширина шестерни: . 4) Модуль передачи: ; ; ; ; . Принимаем . 5) Минимальный угол наклона зубьев: ; . 6) Суммарное число зубьев: . 7) Действительное значение угла наклона зубьев: . 8) Число зубьев шестерни: ; ; . 9) Число зубьев колеса: . 10) Фактическое передаточное число: . Ошибка передаточного числа: . 11) Проверка зубьев на изгибную выносливость: , где Эквивалентное число зубьев колеса: . Коэффициент, учитывающий форму зуба колеса: . Коэффициент, учитывающий наклон зуба: . Напряжение в опасном сечении зуба колеса: Эквивалентное число зубьев шестерни: . Коэффициент, учитывающий форму зуба шестерни: . Напряжение в опасном сечении зуба шестерни: ; . 12) Диаметры делительных окружностей: ; . Проверка: 13) Диаметры окружностей вершин и впадин зубьев: 14) Проверка возможности обеспечения принятых механических характеристик при термической обработке заготовки: Наружный диаметр заготовки шестерни . Толщина сечения обода колеса . Следовательно, требуемые механические характеристики могут быть получены при термической обработке. 15) Силы, действующие на валы от зубчатых колёс: Окружная сила: . Радиальная сила: . Осевая сила: . 6. Определение диаметров участков валов 6.1. Для быстроходного вала 1 Принимаем: По d выбираем t=1,5 и r=1,5 Принимаем: Принимаем: 6.2. Для промежуточного вала 2 Принимаем: По dк выбираем f=1 и r=2 Принимаем: Принимаем: Принимаем: 6.3 Для промежуточного вала 3 Принимаем: По dк выбираем f=1,2 и r=2,5 Принимаем: Принимаем: Принимаем: 6.4 Для тихоходного вала 4 Принимаем: По d выбираем t=3,5 и r=2,5 Принимаем: Принимаем: Принимаем: Принимаем: 7. Расчет цепной передачи Исходные данные: Т4=589,5 Н•м - крутящий момент на валу ведущей звездочки; n4=15,94 мин-1 - частота вращения ведущей звездочки; U=2,25 - передаточное число цепной передачи. 7.1 Выбор цепи Назначим двухрядную роликовую цепь типа ПР. Предварительное значение шага цепи: По стандарту выбираем цепь: 2ПР - 25,4-11340; значение А=256 мм2 7.2 Назначение основных параметров а) Рекомендуемое число зубьев звездочки: Найдем рекомендуемое число зубьев Z1 в зависимости от передаточного числа: б) Межосевое расстояние: примем, что а = 30•Р = 30•25,4 = 762 мм. в) Наклон передачи примем меньше 60°. г) Смазывание цепи нерегулярное. 7.3 Определение давления в шарнире Найдем значение коэффициента КЭ, учитывающего условия эксплуатации цепи КЭ = Кд• КА • КН• Крег •Ксм • Креж =1•1•1•1•1,5•1,45=2,175 Где: Кд =1 - нагрузка без толчков и ударов; КА=1 - оптимальное межосевое расстояние; КН=1 - наклон передачи менее 60°; Крег=1 - передача с нерегулируемым натяжением цепи; Ксм=1,5 - смазывание цепи нерегулярное; Креж =1 - работа в три смены. Окружная сила, передаваемая цепью: . Давление в шарнире двухрядной цепи (mp=1,7): . [у]=40 MПа - допускаемое давление в шарнире 7.4 Число зубьев ведомой звездочки Z2 =U•Z1 =2,25 •23=51. 7.5 Уточнение передаточного числа 7.6 Частота вращения ведомой звездочки . 7.7 Делительный диаметр ведущей звездочки . 7.8 Делительный диаметр ведомой звездочки . 7.9 Диаметр окружности выступов ведущей звездочки . 7.10 Диаметр окружности выступов ведомой звездочки . 7.11 Диаметр обода ведущей звездочки (наибольший) . Принимаем . 7.11 Диаметр обода ведущей звездочки (наибольший) . Принимаем . 7.13 Потребное число звеньев цепи Принимаем . 7.14 Уточненное межосевое расстояние 7.15 Окончательное значение межосевого расстояния ; ; . 7.16 Нагрузка на валы звездочек . 8. Выбор и расчет предохранительного устройства В качестве предохранительного устройства выберем предохранительную муфту с разрушающимся элементом, так как конвейер подвергается случайным и редким перегрузкам. Муфту расположим на приводном валу. Для определения величины расчетного момента для предохранительной муфты воспользуемся формулой: ; Примем Тогда По таблице определяем стандартное значение усилия среза . Этому значению соответствует штифт диаметром . Предусмотрим в конструкции муфты два штифта, расположенных симметрично. Определим диаметр, на котором будут расположены штифты: Отсюда . 9. Выбор подшипников Для быстроходного вала I редуктора выбираем радиальные однорядные шарикоподшипники средней серии №305 ГОСТ 8338-75. Для них имеем: - диаметр внутреннего кольца; - диаметр наружного кольца; - ширина подшипника; - динамическая грузоподъёмность; - статическая грузоподъёмность; - предельная частота вращения при жидком смазочном материале. На подшипник действуют: - радиальная сила; - осевая сила; Частота вращения:. Требуемый ресурс работы: . Для промежуточного вала II редуктора выбираем радиальные однорядные шарикоподшипники средней серии №306 ГОСТ 8338-75. Для них имеем: - диаметр внутреннего кольца; - диаметр наружного кольца; - ширина подшипника; - динамическая грузоподъёмность; - статическая грузоподъёмность; - предельная частота вращения при жидком смазочном материале. На подшипник действуют: - радиальная сила; - осевая сила; Частота вращения:. Требуемый ресурс работы: . Для промежуточного вала III редуктора выбираем радиальные однорядные шарикоподшипники средней серии №308 ГОСТ 8338-75. Для них имеем: - диаметр внутреннего кольца; - диаметр наружного кольца; - ширина подшипника; - динамическая грузоподъёмность; - статическая грузоподъёмность; - предельная частота вращения при жидком смазочном материале. На подшипник действуют: - радиальная сила; - осевая сила; Частота вращения:. Требуемый ресурс работы: . Для тихоходного вала IV редуктора выбираем радиальные однорядные шарикоподшипники средней серии №311 ГОСТ 8338-75. Для них имеем: - диаметр внутреннего кольца; - диаметр наружного кольца; - ширина подшипника; - динамическая грузоподъёмность; - статическая грузоподъёмность; - предельная частота вращения при жидком смазочном материале. На подшипник действуют: - радиальная сила; - осевая сила; Частота вращения:. Требуемый ресурс работы: . Для приводного вала V редуктора выбираем радиальные двухрядные сферические шарикоподшипники ГОСТ 5720-75. Для них имеем: - диаметр внутреннего кольца подшипника; - диаметр наружного кольца подшипника; - ширина подшипника; - динамическая грузоподъёмность; - статическая грузоподъёмность; - коэффициент осевого нагружения; - предельная частота вращения при пластичном смазочном материале. Частота вращения:. Требуемый ресурс работы: . 10. Проверка подшипников наиболее нагруженного вала редуктора по динамической грузоподъемности Рассчитываем подшипники тихоходного вала. Имеем радиальные однорядные шарикоподшипники средней серии №311 ГОСТ 8338-75. Для них имеем: - диаметр внутреннего кольца; - диаметр наружного кольца; - ширина подшипника; - динамическая грузоподъёмность; - статическая грузоподъёмность; - предельная частота вращения при жидком смазочном материале. На подшипник действуют: - радиальная сила; - осевая сила; Частота вращения:. Требуемый ресурс работы: . Найдём: - коэффициент безопасности - температурный коэффициент - коэффициент вращения Определяем эквивалентную нагрузку: Определим . Находим . Определим Определяем значение коэффициента радиальной динамической нагрузки x=0,56 и коэффициента осевой динамической нагрузки y=1,99. Определяем эквивалентную радиальную динамическую нагрузку: Определим ресурс принятого подшипника: или , что удовлетворяет требованиям. 11. Проверочный расчет наиболее нагруженного вала редуктора 11.1 Выбор расчетной схемы и определение расчетных нагрузок Проводим расчет тихоходного вала. Действующие силы и моменты от колеса: - окружная сила; - осевая сила; - радиальная сила; - крутящий момент. От звездочки: - горизонтальная составляющая, - вертикальная составляющая. Расчетная схема по чертежу тихоходного вала . Определим реакции опор в вертикальной плоскости. 1.: , отсюда находим , что . 2. , , . Получаем, что . Выполним проверку: , , , . Следовательно, вертикальные реакции найдены верно. Определим реакции опор в горизонтальной плоскости. 3. , , , получаем, что . 4. , , , отсюда . Проверим правильность нахождения горизонтальных реакций: , , , - верно. По эпюре видно, что самое опасное сечение вала находится в точке В, причём моменты здесь будут иметь значения: , . 11.2 Проверка вала на усталостную выносливость Расчёт производим в форме проверки коэффициента запаса сопротивления усталости , значение которого можно принять . При этом должно выполняться условие: , где и - коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям. Найдём результирующий изгибающий момент: . Определим механические характеристики материала вала (Сталь 45): - временное сопротивление (предел прочности при растяжении); и - пределы выносливости гладких образцов при изгибе и кручении. Здесь: Определим запас сопротивления усталости по изгибу: Определим запас сопротивления усталости по кручению: Найдём расчётное значение коэффициента запаса сопротивления усталости: - условие выполняется. 11.3 Проверка вала на статические перегрузки Проверку статической прочности производим в целях предупреждения пластических деформаций и разрушений с учетом кратковременных перегрузок. Определим эквивалентное напряжение , где ; ; . Тогда . 11.4 Расчет вала на жесткость Упругие перемещения вала отрицательно влияют на работу связанных с ним деталей. От прогиба вала в зубчатом зацеплении возникает концентрация нагрузки по длине зуба. В связи с этим определим прогиб вала под колесом, используя готовую расчетную схему и формулу: , где ; ; ; ; ; ; ; Тогда . 12. Выбор и расчет шпоночных соединений Все шпонки редуктора призматические со скругленными торцами. Размеры соответствуют ГОСТ 23360-78. Для промежуточного вала II: , где По значению диаметра вала определяем размеры b и h. Принимаем Выбираем шпонку 12х8х22. Для промежуточного вала III: , где По значению диаметра вала определяем размеры b и h. Принимаем Выбираем шпонку 14х9х36. Для тихоходного вала IV: , где По значению диаметра вала определяем размеры b и h. Принимаем Выбираем две шпонки 14х9х70. Для приводного вала V: , где По значению диаметра вала определяем размеры b и h. Принимаем Выбираем шпонку 14х9х125 и две шпонки 14х9х63. 13. Выбор смазки редуктора Для уменьшения потерь мощности на трение и снижения интенсивности износа трущихся поверхностей, а также для предохранения их от заедания, задиров, коррозии и лучшего отвода теплоты трущиеся поверхности деталей должны иметь надежную смазку. Для смазывания передач широко применяют картерную систему. В корпус редуктора заливают масло так, чтобы венцы колес были в него погружены. Колеса при вращении увлекают масло, разбрызгивая его внутри корпуса. Масло попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей. Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла, и чем выше контактные давления в зацеплении, тем большей вязкостью должно обладать масло. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактных напряжений и окружной скорости колес. Выбираем масло И-Г-А-68 ГОСТ 20799-88. И - индустриальное, Г - для гидравлических систем, А - масло без присадок, 68 - класс кинематической вязкости. Подшипники смазываются тем же маслом, стекающим со стенок корпуса редуктора. Объем масла V=5 литров. Список литературы М.Н. Иванов, В.Н. Иванов. Детали машин. М.: «Высш. школа», 1975. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Издательский центр «Академия», 2007. Д.Н. Решетов - Детали машин. Атлас конструкций. М.: «Машиностроение», 1970. 4. Д.Н. Решетов - Детали машин. М.: «Машиностроение», 1989.
|