|
Проектирование асинхронного двигателя серии 4А
Проектирование асинхронного двигателя серии 4А
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Российский государственный профессионально - педагогический университет Кафедра электрооборудования и автоматизации промышленных предприятий ПРОЕКТИРОВАНИЕ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ СЕРИИ 4 А МОЩНОСТЬЮ 7.5 кВт АННОТАЦИЯ Пояснительная записка к курсовому проекту 03.05.03.000000.000.КП Разработал студент Группы Руководитель проекта Екатеринбург 2007 Курсовой проект содержит _____ листов текста, _____ иллюстраций, 2 таблицы, 2 используемых источника. Приведен расчет асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором серии 4А132 S4 У3 мощностью 7,5 кВт, включающий в себя: - выбор главных размеров - электромагнитный расчет - расчет и построение рабочих и пусковых характеристик - упрощенные тепловые и вентиляционные расчеты. Приведены схемы замещения и круговые диаграммы. Дан сборочный чертеж асинхронного двигателя. Содержание Введение 1. Выбор главных размеров 2. Определение Z1, 1 и сечение провода оюмотки статора 3. Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора 4. Расчет ротора 5. Расчет намагничивающего тока 6. Параметры рабочего режима 7. Расчет потерь 8. Расчет рабочих характеристик 9.Расчет пусковых характеристик Приложение: лист задания на ХП Библиография Задание Курсовой проект по электрическим машинам Тип машины - АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 4А 132 S4 У3 Выдано студенту группы______________________________ Руководитель проекта_______________________________ 1. Номинальная мощность, кВт............................7,5 2. Номинальное фазное напряжение, В.............127 3. Число полюсов....................................................2р=4 4. Степень защиты...................................................IР44 5. Класс нагревостойкости изоляции....................F 6. Кратность начального пускового момента.....2,2 7. Кратность начального пускового тока.............7,5 8. Коэффициент полезного действия................... =0.875 9. Коэффициент мощности.....................................cos y =0.86 10. Исполнение по форме монтажа.....................М1001 11. Воздушный зазор, мм.........................................д= Задание выдал " " 2006 г. Введение Асинхронный двигатель является преобразователем электрической энергии в механическую и составляет основу большинства механизмов, использовавшихся во всех отраслях народного хозяйства. В настоящее время асинхронные двигатели потребляют более 40% вырабатываемой электрической энергии, на их изготовление расходуется большое количество дефицитных материалов: обмоточной меди, изоляции, электрической стали и других затрат. На ремонт и обслуживание асинхронных двигателей в эксплуатации средства составляют более 5 % затрат из обслуживания всего установленного оборудования. Поэтому создание серии высокоэкономических и надежных асинхронных двигателей являются важнейшей народно - хозяйственной задачей, а правильный выбор двигателей, их эксплуатации и высококачественный ремонт играют первоочередную роль в экономии материалов и трудовых ресурсов. В серии 4А за счет применения новых электротехнических материалов иррациональной конструкции, мощность двигателей при данных высотах оси вращения повышена на 2 - 3 ступени по сравнению с мощностью двигателей серии А2, что дает большую экономию дефицитных материалов. Серия имеет широкий ряд модификаций специализированных исполнений для удовлетворительных максимальных нужд электропривода. Выбор главных размеров 1. Синхронная скорость вращения поля: 2. Высота оси вращения h=132 мм [ двигатель 4А132S4У3] [стр.164, 1] 3. Внутренний диаметр статора табл.6-7,1] 4. Полюсное деление 5. Расчетная мощность 6. Электромагнитные нагрузки А = 28*103 А/м; В6 = 0,87 Тл. [стр166, 1] 7. Обмоточный коэффициент для однослойной обмотки принимаем kоб1 = 0,95 [стр. 167, 1] 8. Расчетная длина воздушного зазора 9. Отношение значение находится в рекомендуемых пределах (0.8….1.3) 2.Определение , и сечение провода обмотки статора 10. Предельные значения [стр. 170, 1] tmin =13 мм, tmax = 15 мм 11. Число пазов статора Принимаем Z1 = 36, тогда 12. Зубцовое деление статора 13. Число эффективных проводников в пазу [предварительно при условии а=1] 14. Принимаем, а=1, тогда un = a*u|n = 1*1414 15. Окончательные значения Значения А и находятся в допустимых пределах. 16. Плотность тока в обмотке статора (предварительно) 17. Сечение эффективного проводника (предварительно) обмоточный провод ПЭТМ [стр. 470, 1], 18. Плотность тока в обмотке статора (окончательно) 3.Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора 19. Принимаем предварительно [стр. 174, 1] Вz1 = 1,75 Тл; Ва = 1,45 Тл, тогда [по табл. 6-11, 1 для оксидированных листов стали ] 20. Размеры паза в штампе принимаем hш1 = 1 мм, bш1 = 3,5 мм; [стр.179, 1] 21. Размеры паза в свету с учетом припуска на сборку b/1 = b1 - ?bn = 9,7- 0,1 = 9,6 мм b/2 = b2 - ?bn = 7,5 - 0,1 = 7,4 мм h/1 = h1 - ?hn = 12,5 - 0,1 = 12,4 мм Площадь поперечного сечения паза для размещения проводников 22. Коэффициент заполнения паза 4. Расчет ротора 23. Воздушный зазор 24. Число пазов ротора стр. 185, 1, 2p = 4 и Z1 = 36 Z2 = 34 25. Внешний диаметр D2 =D - 2д = 149-2*0,4148 мм 26. Длина 27. Зубцовое деление 28. Внутренний диаметр ротора равен диаметру вала, так как сердечник непосредственно насажен на вал. KB = 0,23 при h = 132 мм и 2p = 4 по табл. 6-16,1 29. Ток в стержне ротора I2 = k1I1Hv1 = 0,89*26,2*14,08 = 328,3 А k1 = 0,89 при cosц = 0.86 30. Площадь поперечного сечения стержня 31. Паз ротора. Принимаем Допустимая ширина зубца Размеры паза: Полная высота паза: Сечение стержня: 33. Корткозамыкающие кольца. поперечного сечения. Размеры замыкающих колец: bкл = 1,25*hn2 =1,25 *22,4 = 28 мм 5. Расчет намагничивающего тока 34. Значение индукций: расчетная высота ярма ротора при 2р=4 стр. 194,1 35. Магнитное напряжение воздушного зазора: где 36. Магнитные напряжения зубцовых зон: статора Fz1 = 2hz1Hz1 = 2*15,5*10-3*1330 = 41,23 A ротора Fz2 = 2hz2Hz2 = 2*22,1*10-3*2010 = 88,84 А (по таблице П-17, для стали 2013 Нz1 = 1330 A/м при Вz1 = 1,75 Тл; Нz2 = 2010 A/м при Вz2 = 1,89 Тл; hz1 = 15,5 мм; hz2 = hn2 - 0,1b2 = 22,4 - 0,1*3 = 22,1 мм) 37. Коэффициент насыщения зубцовой зоны 38. Магнитные напряжения ярм статора и ротора по табл. П-16 Ha = 450 А/м при Ва = 1,45Тл; Нj = 185 А/м при Вj = 1,00 Тл. 39. Магнитное напряжение на пару полюсов 40. Коэффициент насыщения магнитной цепи 41. Намагничивающий ток: относительное значение: 6. Параметры рабочего режима 42. Активное сопротивление фазы обмотки статора: Длина нагревостойкости изоляции F расчетная Для меди Длина проводников фазы обмотки: Длина вылета лобовой части катушки: где квыл = 0,4 Относительное значение: 43. Активное сопротивление фазы обмотки ротора: где для алюминиевой обмотки ротора Ом*м Приводим к числу витков обмотки статора: Относительное значение: 44. Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора: где h3 = 13,3 мм, b = 7,5 мм, h2 = 0 мм, Относительное значение: 45. Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора: где по табл. 6-23, 1 где Приводим к числу витков статора: Относительное значение: 7. Расчет потерь 46. Основные потери в стали: 47. Поверхностные потери в роторе: где к02 = 1,5 48. Пульсационные потери в зубцах ротора: 49. Сумма добавочных потерь в стали: 50. Полные потери в стали: 51. Механические потери: для двигателей 2р = 4 коэф. 52. Добавочные потери при номинальном режиме: |
№ | Расчетная формула | Еди ница | Скольжение | | | | | 0,02 | 0,025 | 0,03 | 0,035 | 0,0386 | | 1 | | Ом | 9,72 | 7,78 | 6,48 | 5,56 | 5,04 | | 2 | | Ом | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 3 | | Ом | 10,76 | 8,82 | 7,52 | 6,6 | 6,08 | | 4 | | Ом | 0,97 | 0,97 | 0,97 | 0,97 | 0,97 | | 5 | | Ом | 10,8 | 8,87 | 7,58 | 6,67 | 6,16 | | 6 | | А | 11,76 | 14,32 | 16,75 | 19,04 | 20,62 | | 7 | | - | 0,996 | 0,994 | 0,992 | 0,990 | 0,987 | | 8 | | - | 0,090 | 0,109 | 0,128 | 0,145 | 0,157 | | 9 | | А | 12,29 | 14,81 | 17,20 | 19,43 | 20,93 | | 10 | | А | 9,16 | 9,66 | 10,24 | 10,86 | 11,34 | | 11 | | А | 15,328 | 17,682 | 20,017 | 22,259 | 23,805 | | 12 | | А | 12,11 | 14,75 | 17,25 | 19,61 | 21,24 | | 13 | | кВт | 4,68 | 5,64 | 6,55 | 7,40 | 7,97 | | 14 | | кВт | 0,247 | 0,328 | 0,421 | 0,520 | 0,595 | | 15 | | кВт | 0,082 | 0,122 | 0,167 | 0,215 | 0,253 | | 16 | | кВт | 0,015 | 0,020 | 0,025 | 0,030 | 0,035 | | 17 | | кВт | 0,574 | 0,700 | 0,843 | 0,995 | 1,113 | | 18 | | кВт | 4,106 | 4,940 | 5,707 | 6,405 | 6,857 | | 19 | | - | 0,877 | 0,876 | 0,871 | 0,866 | 0,860 | | 20 | | - | 0,802 | 0,838 | 0,859 | 0,873 | 0,879 | | |
53. Холостой ход двигателя: 8. Расчет рабочих характеристик 54 Потери, не меняющиеся при изменении скольжения: Принимаем и рассчитываем рабочие характеристики, задаваясь скольжением s=0,02; 0,025; 0,03; 0,035; 0,0386 Результаты расчёта приведены в таблице 2. характеристики представлены на рис. 6. Расчет и построение круговой диаграммы Масштаб тока Масштаб мощности S = S=1 9. Расчет пусковых характеристик 55. Расчет пусковых характеристик, Рассчитываем точки характеристик, соответствующие скольжению S=1. Пусковые характеристики спроектированного двигателя представлены на рис. 2. Параметры с учетом вытеснения тока для [рис. 6-46, 1] [рис. 6-47, 1] Активное сопротивление обмотки ротора: где Приведенное сопротивление ротора с учетом действия эффекта вытеснения тока: Индуктивное сопротивление обмотки ротора: Ток ротора приближенно без учета влияния насыщения: 56. Учет влияния насыщения на параметры, Принимаем для S=1 коэффициент насыщения и А [по рис. 6-50, стр, 219,1 для ] Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения: Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения: Таблица 2 Расчет пусковых характеристик |
№ | Расчетная формула | Скольжение | | | | 1 | 0,8 | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,17 | | 1 | | 1,36 | 1,22 | 0,96 | 0,61 | 0,43 | 0,56 | | 2 | | 0,25 | 0,18 | 0,09 | 0,01 | 0,005 | 0,01 | | 3 | | 0,92 | 0,93 | 0,95 | 0,98 | 0,99 | 0,99 | | 4 | | 17,1 | 18,1 | 19,6 | 21,2 | 21,3 | 21,2 | | 5 | | 1,15 | 1,11 | 1,05 | 1,00 | 0,99 | 1,00 | | 6 | | 1,1 | 1,07 | 1,03 | 1 | 1,01 | 1 | | 7 | | 0,21 | 0,20 | 0,19 | 0,19 | 0,19 | 0,19 | | 8 | | 2,58 | 2,59 | 2,62 | 2,65 | 2,66 | 2,66 | | 9 | | 1,02 | 1,02 | 1,03 | 1,03 | 1,03 | 1,03 | | 10 | | 0,49 | 0,49 | 0,49 | 0,49 | 0,49 | 0,49 | | 11 | | 115,14 | 113,03 | 106,0 | 78,88 | 52,0 | 72,56 | | 12 | | 1527,97 | 1499,96 | 1406,67 | 1046,78 | 690,07 | 962,91 | | 13 | | 2,51 | 2,47 | 2,31 | 1,72 | 1,13 | 1,58 | | 14 | | 0,77 | 0,76 | 0,82 | 0,9 | 0,96 | 0,91 | | 15 | | 2,14 | 2,23 | 1,67 | 0,93 | 0,37 | 0,84 | | 16 | | 0,16 | 0,17 | 0,14 | 0,08 | 0,04 | 0,08 | | 17 | | 1,06 | 1,05 | 1,08 | 1,14 | 1,18 | 1,14 | | 18 | | 1,72 | 1,70 | 1,84 | 2,02 | 2,15 | 2,04 | | 19 | | 1,83 | 1,81 | 1,89 | 2,01 | 2,09 | 2,02 | | 20 | | 2,81 | 2,93 | 2,20 | 1,22 | 0,49 | 1,10 | | 21 | | 0,304 | 0,31 | 0,28 | 0,21 | 0,12 | 0,19 | | 22 | | 2,276 | 2,28 | 2,34 | 2,44 | 2,54 | 2,47 | | 23 | | 1,455 | 1,44 | 1,55 | 1,7 | 1,81 | 1.72 | | 24 | | 0,417 | 0,42 | 0,43 | 0,46 | 0,48 | 0,46 | | 25 | | 0,83 | 0,95 | 1,3 | 2,73 | 5,11 | 3,15 | | 26 | | 3,336 | 2,29 | 2,30 | 2,33 | 2,35 | 2,33 | | 27 | | 36,94 | 51,21 | 48,11 | 35,38 | 22,60 | 32,40 | | 28 | | 40,26 | 55,82 | 52,44 | 38,46 | 24,63 | 35,32 | | 29 | | 1,53 | 2,95 | 2,60 | 1,40 | 0,57 | 1,18 | | 30 | | 1,54 | 2,13 | 2,0 | 1,47 | 0,94 | 1,35 | | |
Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора с учетом влияния насыщения: где Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния ротора с учетом влияния насыщения и вытеснения тока: Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения: Приведенное индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом влияния вытеснения тока и насыщения: где Сопротивление взаимной индукции обмоток в пусковом режиме: Расчет токов и моментов: Критическое скольжение: где 10. Тепловой расчет 57. Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри двигателя: по табл, 6-30, К=0,2 по рис 6-59 Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора: где для изоляции класса нагревостойкости F по стр, 237, 1 для Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри машины: Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри машины: Превышение температуры воздуха внутри машины над температурой окружающей среды: где для h=132 мм по рис. 6-63, 1, по рис. 6-59,1 Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды: 11. Расчет вентиляции 58. Расчет вентиляции, Требуемый для охлаждения расход воздуха: стр. 240, 1 Расход воздуха, обеспечиваемый наружным вентилятором: Список использованной литературы: 1. Копылов И.П. «Проектирование электрических машин» Москва «Энергия» 1980 г. 2. Методические указания к выполнению курсового проекта по электрическим машинам № 11, 1990 г. [128, 1984] Приложение 2 |
формат | зона | поз. | Обозначение | Наименование | Количество | Примечание. | | | | | | Документация | | | | | | | | Общий вид | | | | | | | | Расчетно-пояснительная | | | | | | | | записка | | | | | | | | | | | | | | | | Сборочные единицы | | | | | | | | Статор в сборе | | | | | | | | Ротор в сборе | | | | | | | | Коробка выводов | | | | | | | | | | | | | | | | Детали | | | | | | | | Вал | | | | | | | | Подшипниковый щит | | | | | | | | Станина | | | | | | | | Вентилятор | | | | | | | | Кожух вентилятора | | | | | | | | Пружина | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Стандартные изделия | | | | | | | | Винт М4х10 ГОСТ 1481-72 | | | | | | | | Гайка М8 ГОСТ 5915-70 | | | | | | | | Шарикоподшипник | | | | | | | | 205 ГОСТ 8338-75 | | | | | | | | Болт М8х180 | | | | | | | | ГОСТ 7805-70 | | | | | | | | Шпонка 6х4х50 | | | | | | | | ГОСТ 8788-68 | | | | |
|
|