Расчет и проектирование прямозубого редуктора
Расчет и проектирование прямозубого редуктора
Министерство образования Российской Федерации Нижегородский государственный архитектурно строительный университет Кафедра технологии строительного производства Курсовая работа по дисциплине «Механика» Расчет и проектирование прямозубого редуктора Выполнила: Китаева Е.А. Группа: ПТз-06 Поверил: Серов Ю.А. Нижний Новгород 2010 1) Основные данные для проектирования прямозубого редуктора: мощность на выходном валу- N2=10кВт; число оборотов выходного вала- n2=250 об/мин 2) Выбор электродвигателя привода: Коэффициент полезного действия. к.п.д. зубчатой пары зз.п.=0,97(табл.20) к.п.д. учитывающий потери в паре подшипников зпод.=0,99 Общий к.п.д. привода: з=зз.п.* зпод2=0,97*0,992 =0,95 Требуемая мощность электродвигателя Nэл.р.= N2 /з=10/0,95=10,52 кВт=10520 Вт Из таблицы 1 выбираем ближайший по мощности электродвигатель. Принимаем электродвигатель АО2-61-4 N=13 кВт, m=1450 об/мин 3)Кинематический расчет: Угловая скорость электродвигателя щ1=рn1 / 30=3,14*1450 / 30=151,6 рад/с 4) Выбор материала для зубчатой пары Для шестерни принимаем сталь 50, термообработка-улучшение, твердость HB 258. Для зубчатого колеса- сталь 40, термообработка-нормализация, твердость HB 152, Пределы прочности материалов шестерни (задаемся диаметром заготовки до 200мм) уb1=740н/мм2 и зубчатого колеса (диаметр заготовки около 500мм) уb2=510н/мм2 (табл.5,6) Пределы выносливости при симметричном цикле изгиба: для шестерни (у-1)1=0,43* уb1=0,43*740=318н/мм2 для колеса (у-1)2=0,43* уb2=0,43*510=219н/мм2 Допускаемые контактные напряжения: Твердость поверхностей зубьев не более HB 350 [ун]=2,75 HB Допускаемые напряжения определяем исходя из длительной работы редуктора: для шестерни [ун]1=2,75*258*1=710н/мм2 для колеса [ун]2=2,75*152*1=418н/мм2 Допускаемые напряжения изгиба зубьев При одностороннем действии нагрузки [уF]=(1,5-1,6) у-1 / [n][Kу] где [n]- коэффициент запаса прочности , [n]=1,5(табл. 8) [Kу]-эффективный коэффициент концентрации напряжения у корня зуба, [Kу]=1,5(табл.9) для шестерни [уF]=1,5*318 / 1,5*1,5=212н/мм2 для колеса [уF]=1,5*219/1,5*1,5=146 н/мм2 5) Межосевое расстояние передачи: а=(u+1) 3v(340/[ун]2)2 КТ1/uшba где u-передаточное число редуктора, u=n1/n2=1450/250=5.8; Т1 -крутящий момент на валу шестерни; Т1=N1/щ1=10520/151,76=69,3 Нм=69300 Нмм К-коэффициент нагрузки, К=1,35 [ун]2-допускаемое контактное напряжение материала зубчатого колеса, [ун]2=418Н/мм2 шba-коэффициент ширины колеса, шba=0,4. Подставляя выбранные значения величин, получим: а=(5,8+1) 3v(340/418)2 1,35*69300/5,8*0,4 = 203мм Принимаем а=210 мм(табл.10) 6) Модуль зацепления: m=(0,01-0,02)*a=(0,01-0,02)*200=2-4мм Принимаем m=2,25(табл.11) 7) Основные параметры зубчатой пары: Число зубьев шестерни и колеса: z1=2a / m(u+1)=2*210 / 2,25(5,8+1)=420/15,3=27,45 Принимаем z1=27; z2=u*z1=5,8*27=156,6 Принимаем z2=157 Делительные диаметры шестерни и колеса (мм) d1=m* z1=2,25*27=60,75 принимаем d1=61 d2=m* z2=2,25*157=353,25 принимаем d2=353 Диаметры окружностей выступов шестерни и колеса da1=d1+2m=61+2*2,25=65,5 принимаем 66 da2=d2+2m=353+2*2,25=357,5 принимаем 358 Диаметры окружностей впадин зубьев шестерни и колеса df1=d1-2,5m=61-2,5*2,25=55,375 принимаем 55 df2=d2-2,5m=353-5,625=347,375 принимаем 347 Рабочая ширина зубчатого колеса b2=шba*a=0,4*210=84мм. Ширину шестерни из условия неточности сборки принимаем b1= b2+5=84+5=89 мм Фактическое передаточное число uф=z2/z1=157/27=5,8 принимаем 6 8) Окружная скорость передачи: V1=р*d1*n1 / 60=3,14**0,061*1450/ 60=4,628 м/сек. При твердости материала менее HB 350 и данной окружной скорости назначаем 8-ую степень точности изготовления зубчатых колес.(табл.12) 9) Уточнение коэффициента нагрузки: Кф=Кн*Кв, где Кн-динамический коэффициент, Кн=1,5;(табл. 13) Кв-коэффициент концентрации нагрузки, Кв=1+ Кв' / 2, где Кв' =1,4(табл.15)-коэффициент концентрации нагрузки для неприрабатывающихся зубчатых колес при относительной ширине шестерни шbd1=b2 / d1=84/61=1,37 Кф= Кн*Кв=1,5* 1+1,4/2 = 1,37 10) Проверка расчетных контактных напряжений: ун=340 / а vКфТ1(uф+1)3 / b2uф=340/210 v1,8*69,3*103*(5,8+1)3 / 84*5,8=440 Н/мм2>[ун]2 Перенапряжение составляет ун - [ун]2 / [ун]2 =440-418/418=5% 11) Силы, действующие в зацеплении: Окружное усилие F=2T1 / d1=2* 69,6*103 / 61=2262,3 Н Радиальное усилие Fr=Ft*tg*б, где б-угол зацепления, б=200; Fr=2262*0,364=823,47 Н 12) Расчетное напряжение изгиба в опасном сечении зуба шестерни: уF= Ft* Кф / y*b2*m, где y-коэффициент формы зуба, у1=0,411, у2=0,4972(табл.16) Проведем сравнительную оценку прочности зубьев шестерни и зубчатого колеса на изгиб: для шестерни: у1 * [уF]1=0,411*212=87,132 Н / мм2 для колеса: у2 * [уF]2=0,49 72* 146=72,59 Н / мм2 Расчет ведем для зубьев колеса, как наименее прочному элементу уF2=2262,3*1,8/ 0,497*84*2,25=4072 / 93,93= 43,64< [уF]2 13) Ориентировочный расчет валов: Крутящие моменты на валах Т1 =69300Нмм Т2=Т1* uф=69300*6=415800 Нмм Конструирование валов Предварительно определяем диаметры валов из расчета только на кручение, задаваясь пониженными допускаемыми напряжениями [ф]=40 Н/ мм2 Ведущий вал d1b==іv89,6*103 / 0,2*40=20,5 мм Принимаем d1b=22мм(табл.17) Значения диаметров остальных шеек вала подбираем конструктивно: d1c=25мм-диаметр вала под сальником(табл.19) d1n=30мм-диаметр вала под подшипником(табл.20) d1ш=35мм-диаметр вала под шестерней. Ведомый вал d2b= =іv415800 / 0,2*40=37,3 мм Задаемся: d2b=35мм-диаметр выходного конца(табл.18) d2c=38мм-диаметр вала под сальником(табл.19) d2п=40мм-диаметр вала под подшипником(табл.20) d2к=42мм-диаметр вала под зубчатым колесом(табл.10) 14) Конструктивные размеры зубчатых колес и элементов корпуса: Шестерня - выполняется сплошной. Зубчатое колесо: диаметр ступицы d2ст=1,6* d2к=1,6*42=67 мм, задаемся d2ст=68 мм. Длина ступицы l2ст=1,5*d2к=1,5*42=63 мм, принимаем l2ст=1,5*42=64 мм. Толщина обода до=3*m=3*2,25=6,75 мм, принимаем 7мм Толщина диска с2=0,3*b2=0,3*84=25,2 мм принимаем 25мм Толщина стенки д=0,025*а+1=0,025*203+1=6,075 мм; принимаем д=7мм. Радиус сопряжений R=(0,5-1,5) *д=3,5-10мм, принимаем R=7мм. Толщина наружных ребер д1=0,8 д=0,8*7=5,6мм, принимаем д1=6мм. Ширина фланца для крепления крышки к корпусу редуктора К=4*д=4*7=28мм. 15) Подбор подшипников: Расчет ведем без кучета догружения вала силой от муфты, возникающей в результате неточности монтажа . Из предидущих расчетов Ft=2262 Fr=823 H Реакция опор ведомого вала Опоры располагаются симметрично относительно зубчатой пары. В плоскости XY Rcx=Rdx=Ft/2=2262/2=1131H В плоскости XZ Rcy=Rdy=Fr/2=823/2=411,5 H Суммарная реакция Rc=Rd=120 кгс Приведенная нагрузка на подшипник при отсутствии осевой составляет Fa=0 P=R*Kk*Kb*Kt, где R-радиальная нагрузка R=120 кгс Кк-коэффициент вращения вала, при вращении Кк=1 Кд-коэффициент безопасности для редуктора Кд=1,4 (табл.28) Кt-температурный коэффициент, при температуре менее 100°, Kt=1(табл.29),тогда Р=120*1,4=168 кгс Задаем долговечность работы подшипников узла h=10000 часов, тогда С=P(0,00006*n*h)=168*(182.5*0,00006*10000)?=687 По табл. 20 подбираем шарикоподшипник, ориентируясь по посадочному диаметру вала и динамической грузоподъемности, № 104, С=736кгс Габаритные размеры шарикоподшипника dxDxB=40x68x15 Проверочный расчет валов Мэк=(МuІ+TІ2)Ѕ l1=l2=65мм. Мизг=R*l1=1203.54*65=78230Hмм Ведущий вал М1эк=(78230І+69300І)Ѕ=423095Нмм =20,5мм<35 мм Ведомый вал М1эк=(78230І+415800І)Ѕ=423095Нмм d2k==32,1мм<42 мм 16) Посадка зубчатого колеса на вал: Сопряжения - система отверстия; допуски соединения Ц42 Н7/К6 (+0,025/ +0,018/+0,002) Верхнее и нижнее отклонение отверстия BOA=+0,025мм, HOA=0мм Верхнее и нижнее отклонение вала BOB=+0,018мм, HOB=+0,002мм Предельные размеры отверстия dAmax=42,025мм, dAmin=42мм Предельные размеры шейки вала dBmax=42,018мм, dBmin=42,002мм Допуск на обработку отверстия дA= dAmax- dAmin=42,025-42=0,025мм Допуск на обработку вала дB= dBmax- dBmin=42,018-42,002=0,016мм Максимальный зазор Smax= dAmax- dBmin=42,025-42,002=0,023мм Максимальный натяг Nmax= dBmax- dAmin=42,018-42=0,018мм 17) Посадка подшипника №108 на вал: Отверстие внутреннего кольца подшипника класса «6» - Ц40-0,010мм для сопрягаемой с подшипником шейки вала назначаем допуск Ц40К6 (+0,018/ +0,002) Верхнее и нижнее отклонение отверстия BOA=0мм, HOA=-0,010мм Верхнее и нижнее отклонение вала BOB=+0,018мм, HOB=+0,002мм Предельные размеры отверстия dAmax=40мм, dAmin=39,99мм Предельные размеры шейки вала dBmax=40,018мм, dBmin=40,002мм Допуск на обработку отверстия дA= dAmax- dAmin=40-39,99=0,01мм Допуск на обработку вала дB= dBmax- dBmin=40,018-40,002=0,016мм Максимальный и минимальный натягисоединения Nmax= dBmax- dAmin=40,018-39,99=0,019мм Nmin= dBmin- dAmax=40,002-40=0,002мм 18) Установка подшипника в корпус: Назначаем: допуск на обработку отверстия Ц80Н7 (+0,030) Внешний диаметр подшипника выполнен с допуском Ц80-0,011мм Предельные размеры отверстия dAmax=80,030мм, dAmin=80мм Предельные размеры внешнего диаметра подшипника dBmax=80мм, dBmin=79,989мм Допуск на обработку отверстия дA= dAmax- dAmin=80,030-80=0,03мм Допуск на обработку внешнего диаметра вала дB= dBmax- dBmin=80-79,989=0,011мм Максимальный и минимальный зазоры соединения Smax= dAmax- dBmin=80,030-79,989=0,041мм Smin= dAmin- dBmax=80-80=0мм Литература Методическое указание «Проектирование редуктора» Канд. техн. наук, доцент Ю.А. Серов Нижний Новгород 2004
|