Расчет трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором на мощность 45 киловатт
Расчет трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором на мощность 45 киловатт
1 СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ ВВЕДЕНИЕ 1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 1.1 Современные серии электрических машин 1.2 Основные тенденции в электромашиностроении 2 РАСЧЕТЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ 2.1 Техническое задание 2.2 Выбор аналога двигателя 2.3 Размеры, конфигурация и материал магнитной цепи двигателя 2.4 Обмотка статора 2.5 Обмотка короткозамкнутого ротора 2.6 Расчет магнитной цепи 2.7 Активные и индуктивные сопротивления обмоток 2.8 Режим холостого хода и номинальный 2.9 Рабочие характеристики 2.10 Максимальный момент 2.11 Начальный пусковой момент и пусковые токи 2.12 Расчет механической характеристики двигателя и зависимости пускового тока от скольжения 2.13 Тепловой и вентиляционный расчеты 2.14 Масса двигателя и динамический момент инерции ротора 2.15 Расчет надежности обмотки статора 2.16 Механический расчет вала и подбор подшипников качения ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ АННОТАЦИЯ Темников Ю.В. Двигатель асинхронный трехфазный, мощность 45 кВт, 6 полюсов. Страниц: 48 Иллюстраций: 7 Приложений: 4 Таблиц: 2 Представлены результаты расчета трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором на мощность 45 киловатт, число полюсов равно 6, линейное напряжение сети: при соединении в треугольник - 380В, при соединении в звезду - 660В, частота питающей сети 50 Гц. Спроектирован асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором. Высота оси вращения - 250мм, магнитопроводы статора и ротора выполнены из стальной ленты, марка стали - 2411, обмоточный провод ПЭТ-155, обмотка ротора из алюминия марки АКМ12-4, станина литая из чугуна, класс нагревостойкости изоляции F. Расчеты выполнены с учетом рекомендаций, изложенных в учебных пособиях Гольдберга О.Д. «Проектирование электрических машин»[1] и Гурина Я.С. «Проектирования серий электрических машин» [2]. ВВЕДЕНИЕ Асинхронный электродвигатель - двухобмоточный электрический двигатель, одна из обмоток которого питается от сети переменного напряжения, а другая замкнута накоротко или на сопротивление. Асинхронные двигатели находят широкое применение в хозяйстве. По разным данным, около 70% всей электрической энергии, преобразуемой в механическую вращательного или поступательного движения, потребляется асинхронными электродвигателями. Широкое применение асинхронных двигателей связано с простотой их конструкции, ее технологичностью и минимальными затратами в эксплуатации, по сравнению с другими видами электрических машин, таких как двигатели постоянного тока, синхронными двигателями и т.д. Трехфазный асинхронный электродвигатель, традиционного исполнения, выполняющего вращательное движение (конструкция такого двигателя впервые была предложена М.О. Доливо-Добровольским в 1889 году) состоит из двух основных частей: неподвижного статора и вращающегося ротора. Статор состоит из станины, в которую впрессован сердечник статора - магнитопровод статора с распределенной обмоткой. Назначение сердечника - создание вращающегося магнитного поля. Магнитопровод состоит из штампованных, изолированных друг от друга листов электротехнической изотропной (в крупных машинах - анизотропной) стали, толщиной (в зависимости от размеров и необходимых параметров машины) от 0,28 до 1мм. Сердечник ротора двигателя, аналогично сердечнику статора, набирается из листов электротехнической стали. Обмотки роторов бывают короткозамкнутые, из алюминиевого литья, и фазные, которые, аналогично обмотке статора, выполнены из изолированного медного провода, концы обмоток выводятся на контактные кольца, закрепленные на вале ротора, далее, посредством щеточного контакта, к обмотке ротора можно подключить пусковой реостат. В данном курсовом проекте речь пойдет о трехфазном асинхронном двигателе с короткозамкнутым ротором. 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 1.1 Современные серии электрических машин В 70-е годы была разработана и внедрена серия электродвигателей 4А, основным критерием при проектировании которой был принят минимум суммарной стоимости двигателя в производстве и эксплуатации. Переход на новую привязку мощностей и установочных размеров электродвигателей позволил получить большую экономию дефицитных материалов. Впоследствии серия была модернизирована, вследствие чего несколько улучшены виброакустические и некоторые энергетические показатели электрических двигателей. Серия получила название 4АМ. В связи со все возраставшими требованиями мирового электромашиностроения к асинхронным двигателям на замену двум предыдущим сериям 4А и 4АМ в 80-х годах бывшей организацией социалистических стран ИНТЕРЭЛЕКТРО была разработана унифицированная серия асинхронных электродвигателей АИ. Двигатели серии АИ отличаются повышенными надежностью и перегрузочной способностью - расширенным диапазоном регулирования, улучшенными энергетическими и виброакустическими характеристиками. Распад Советского Союза на суверенные государства привел к тому, что многие заводы электротехнической промышленности, монопольно выпускавшие отдельные габариты единой серии АИ, оказались за рубежом. Поэтому в НИПТИЭМ разработана новая серия асинхронных электродвигателей 5А (взаимозаменяемых с электродвигателями АИР, 4А) на замену тем габаритам, производство которых осталось за границей России. При разработке серии 5А учтены изменившиеся требования к асинхронным электродвигателям для повышения конкурентоспособности их на мировом рынке. На многих типоразмерах двигателей улучшены энергетические, виброакустические показатели, а так же моментные характеристики. Общая характеристика двигателей серии АИ и5А Привязка мощностей и установочных размеров электрических двигателей серии АИ аналогична привязке серий 4А, 4AМ и охватывает диапазон 0,06…400 кВт (при частоте вращения 1500 оборотов в минуту). Серия состоит из 17 габаритов, характеризуемых значениями оси вращения от 50 до 355 мм. Двигатели выпускается на частоты вращения 3000, 1500, 1000, 750, 600 и 500 оборотов в минуту. Структура серии предусматривает следующие группы исполнений: · основное; · модификации по характеристикам с повышенным пусковым моментом,электрические двигатели с повышенным скольжением, многоскоростные двигатели, электрические двигатели с фазным ротором, однофазные, малошумные; · модификации по условиям окружающей среды (для холодного, длятропического климата, электродвигатели для сельского хозяйства, для работы в пыльных помещениях, для работы в химически активных средах); · модификации электродвигателей по точности установочных размеров (сповышенной точностью, с высокой точностью установочных размеров); · модификации асинхронных двигателей с дополнительнымиустройствами (со встроенной температурной защитой, со встроенным электромагнитным тормозом); · узкоспециализированные модификации (текстильные, длямоноблокнасосов, двигатели в рудничном нормальном исполнении). В России двигатели серии 5АМ (модернизированные) производят на Владимирском Электромашиностроительном Заводе. В настоящее время завод выпускает и двигатели серии 6А. Ведутся разработки серии 7А. Параллельно в 1992 году на Ярославском Электромашиностроительном Заводе шло создание новой серии электрических машин РА. В двигателях используются съемные лапы, позволяющие потребителю выбирать наиболее удобное для него расположение машины. Кроме того, в двигателях используется горизонтально-вертикальноеоребрение станин, позволяющее сэкономить до 15% материала станины, улучшая при этом теплоотдачу. Освоение серии РА позволило сократить зависимость России от импорта и развить экспорт асинхронных двигателей. 1.1. Основные тенденции в развитии электромашиностроения. К основным тенденциям можно отнести: · Применение утоньшенной корпусной изоляции и обмоточных проводов с малой толщиной изоляции. При этом повышается коэффициент заполнения обмоточного пространства медью и соответственно использование объема машины. · Использование более нагревостойкой изоляции. В настоящее время наибольшее распространение находит изоляция класса F. В машинах, работающий в более тяжелых условиях, распространена изоляция класса Н. · Применение улучшенных марок электротехнической стали. Сейчас часто используют холоднокатаную электротехническую сталь, обладающую большей магнитной проницаемостью и меньшими удельными потерями в сравнении с горячекатаной. · Усовершенствование охлаждения машин, путем повышения производительности вентиляторов, уменьшения аэродинамического сопротивления воздухопровода, увеличения поверхности охлаждения, усиления теплопередачи путем лучшего заполнения воздушных прослоек в обмотках пропитывающими лаками и компаундами. · Усовершенствование методов расчета машин. · Улучшение конструкции машин, придание рациональной формы, при обеспечении снижения массы и повышения прочности. Также сюда можно отнести стремление уменьшить динамический момент инерции, увеличение отношения длины сердечника ротора к его диаметру; повышение надежности. 2. Расчеты и основные результаты работы 2.1 Техническое задание Спроектировать трехфазный асинхронный электродвигатель в соответствии со следующими данными: номинальная мощность P2=45 кВт; номинальное линейное напряжение, Д/Y: 380/660 В; число пар полюсов р=3; степень защиты: IP44; исполнение по способу монтажа: IM1001; исполнение по способу охлаждения: IC141. 2.2 Выбор аналога двигателя По вышеуказанным данным выбираем из каталога Владимирского Электромашиностроительного Завода двигатель 5АМ250S6У3. Технические характеристики двигателя: номинальная мощность: P2=45 кВт; номинальное линейное напряжение: 380/660В (Д/Y); номинальная частота вращения: nном=985 об/мин; коэффициент полезного действия: з=93%; коэффициент мощности: cosц=0.83; номинальный фазный ток: I1ном= 87.5А; номинальный момент: Мном=436 Н·м; кратность пускового момента к номинальному: Мп/Мном=2; кратность максимально момента к номинальному: Мm/Мном=2; динамический момент инерции ротора: J=1.2 Н·м2; масса двигателя: 430 кг. 2.3 Размеры, конфигурация, материал магнитной цепи двигателя По таблице 9-2 [1] по заданной высоте оси вращения определяем максимально допустимый наружный диаметр сердечника статора: DH1max=452 мм, припуск на штамповку - Дшт = 8мм; ширина резаной ленты стали марки 2411 равна 460мм. Выбираем наружный диаметр сердечника статора: DH1=440мм. Внутренний диаметр сердечника статоранаходим по формуле, приведенной в таблице 9-3 [1]: мм; Расчетную мощность Р1 по коэффициенту kH=0.97 находим по формуле 1.11[1], cosцпринимаем 0.86: Для изготовления магнитопроводов статора и ротора выбираем резаную ленту стали 2411, толщиной 0.5 мм. По графикам на рисунке 9-4 [1] определим электромагнитные нагрузки: А1=358 А/см - линейная нагрузка статора; Вд'=0.81 Тл - индукция в зазоре. Частота вращения ротора при идеальном холостом ходе n=1000 об/мин. Предварительный коэффициент обмотки статора: kоб1=0.93. Определим приблизительную длину сердечника статора: Принимаем длину сердечника равной 175 мм. Найдем отношение длины к диаметру сердечника и сравним с максимально допустимым: Полученное отношение меньше предельного, с учетом достаточно большого числа полюсов - длина сердечника достаточна. Сердечник статора из стали 2411 с термостойким изоляционным покрытием. Коэффициент заполнения сталью: kc=0.93. Число пазов на полюс и фазу q1выбираем равным 4. Количество пазов, таким образом: z1=6·3/4=72, пазы трапецеидальные полузакрытые, обмотка всыпная из круглого провода. Сердечник ротора из стали 2411 с термостойким изоляционным покрытием. Коэффициент заполнения также 0.93. Наружный диаметр ротора определяем по формуле, с учетом что зазор в машине принимаем равным 0.7мм: Внутренний диаметр листов ротора: Для улучшения охлаждения машины и уменьшения динамического момента инерции делаем nk= 10 аксиальных каналов в сердечнике ротора, диаметром dk=30мм. Длина сердечника ротора равна l, длине сердечника статора. Число зубцов ротора, в соответствии с предложенным рядом, выбираем равным z2=82. 2.4 Обмотка статора Обмотка всыпная из круглого провода марки ПЭТ-155, класса F, двухслойная, с укороченным шагом, петлевая (схема обмотки фазы в Приложении). Коэффициент распределения обмотки: где б=60°/q1=15°. Шаг обмотки (коэффициент укорочения в принимаем равным 0.833: Коэффициент укорочения: Обмоточный коэффициент (скоса пазов нет, коэффициент скоса равен единице): Предварительное значение магнитного потока: Предварительное число витков в обмотке фазы: Число эффективных проводников в пазу (число параллельных ветвей в обмотке а=1): Принимаем Nп=10, тогда число витков в фазе щ=120. Уточним значения магнитного потока и индукции в воздушном зазоре: Предварительное значение номинального фазного тока: Уточненная линейная нагрузка статора: Разница с ранее принятым . Расчет трапецеидального полузакрытого паза: Рис.1. Трапецеидальный полузакрытый паз статора Зубцовое деление по внутреннему диаметру статора: Из рекомендуемых значений индукции в зубце статора (таблица 9-14 [1]) принимаем индукцию в зубце: Bз1=1.7 Тл. Определим ширину зубца: Индукцию в спинке статора определяем по таблице 9-13 [1]: Вс1=1.45 Тл. Высота спинки статора: Высота паза: Большая ширина паза: Высота шлица: hш1=0.5 мм; ширина шлица bш1=0.3h1/2=4.5мм. Меньшая ширина паза: Высота паза занимаемая обмоткой: Размеры hk, h2, h4определяем в соответствии с таблицей 9-21[1]. Выполним проверку правильности определения большей и меньшей ширины паза: Следует, что расчет геометрии произведен верно. Припуск на сборку: bc=0.2 и hc=0.2мм. Площадь поперечного сечения паза в штампе: Площадь поперечного сечения паза в свете: Толщина корпусной изоляции: bи1=0.4 мм. Определим площадь поперечного сечения корпусной изоляции: мм2 Площадь поперечного сечения прокладок между верхней и нижней катушками в пазу на дне паза и под клином: Площадь поперечного сечения занимаемая обмоткой: Число элементарных проводников в эффективном с=6. Тогда диаметр элементарного изолированного провода, при предположении что коэффициент заполнения паза kn=0.72: По приложению 1[1] находим ближайший стандартный провод марки ПЭТ-155: d1=1.585 мм; сечение провода (неизолир.) S=1.767мм2. Предварительное значение плотности тока в обмотке: Коэффициент заполнения паза: Определим размеры элементов обмотки: Среднее зубцовое деление статора: Средняя ширина катушки обмотки: Средняя длина одной лобовой части катушки: Средняя длина витка обмотки: Длина вылета лобовой части: 2.5 Обмотка короткозамкнутого ротора Рис.2. Закрытый грушевидный паз Выбираем по таблице 9-18 индукцию в зубце ротора: B32=1.8 Тл. Выбираем глубину паза по рисунку 9-12 [1]: hn2=56мм. Высота спинки ротора: Индукция в спинке ротора: Зубцовое деление по наружному диаметру ротора: Ширина зубца ротора: Меньший радиус паза: Высота шлица: hш2=0.7 мм; высота мостика h2=0.3 мм; ширина мостика bш2=1.5мм. Больший радиус паза: Проверка правильности определения r1и r2: Сечение стержня: Обмотка ротора из алюминия марки АКМ12-4. Вместе с обмоткой отливаем короткозамыкающие кольца и вентиляционные лопатки. Рис.3. Короткозамыкающее кольцо и вентиляционная лопатка ротора. Поперечное сечение кольца: Высота кольца: Длина кольца: Средний диаметр кольца: Рис.4. Вентиляционные лопатки ротора Вылет лобовой части обмотки ротора по рисунку 9-21 [2]: lл= 70мм. На роторе 14 лопаток, толщиной 4мм. 2.6 Расчет магнитной цепи. МДС для воздушного зазора. Коэффициент, учитывающий увеличение магнитного сопротивления воздушного зазора вследствие зубчатого строения статора: Коэффициент, учитывающий увеличение магнитного сопротивления воздушного зазора вследствие зубчатого строения ротора: Коэффициент воздушного зазора: МДС воздушного зазора: МДС для зубцов при трапецеидальных полузакрытых пазах статора: B31=1.7 Тл; Н31=16.3 А/см (для стали 2411); L31=hп1=32.7мм - средняя длина пути магнитного потока; МДС для зубцов при грушевидных закрытых пазах ротора: B32=1.8Тл; Н32=31.9 А/см; L32=hп2-0.2r2=56-0.2=55.8мм; МДС для спинки статора: Bс1=1.45Тл; Нс1=5.7 А/см; МДС для спинки статора: Bс2=1.03Тл; Нс2=2.77 А/см; Параметры магнитной цепи: СуммарнаяМДС на один полюс: Коэффициент насыщения магнитной цепи: Намагничивающий ток: Намагничивающий ток в относительных единицах: ЭДС холостого хода: Главное индуктивное сопротивление: Главное индуктивное сопротивление в относительных единицах: 2.7 Активные и индуктивные сопротивления обмоток Активное сопротивление обмотки фазы при 20°С: В относительных единицах: Проверка правильности определения: Коэффициенты, учитывающие укорочение шага обмотки (по рисунку 14-18[2]): kв1=0.7; k'в1=0.77; Коэффициент проводимости для пазового рассеяния: Коэффициент, учитывающий влияние открытия пазов статора на проводимость дифференциального рассеяния: Коэффициент , учитывающий демпфирующую реакцию токов, наведенных в обмотке короткозамкнутого ротора высшими гармониками поля статора, по таблице 9-22 [1]: k'p1=0.74 Коэффициент дифференциального рассеяния статора: kд1=0.0062 Коэффициент проводимости для дифференциального рассеяния: Полюсное деление: Коэффициент проводимости рассеяния лобовых частей: Коэффициент проводимости рассеяния обмотки статора: Индуктивное сопротивление обмотки фазы статора: То же в относительных единицах: Проверка правильности определения: Сопротивление обмотки короткозамкнутого ротора с овальными закрытыми пазами: Активное сопротивление стержня клетки при 20°С: Где 15 См/мкм - удельная проводимость алюминия АКМ12-4. Коэффициент приведения тока кольца к току стержня: Активное сопротивление короткозамыкающего кольца: Коэффициент приведения сопротивления обмотки ротора к обмотке статора: Активное сопротивление обмотки ротора, приведенное к обмотке статора: Активное сопротивление обмотки ротора, приведенное к обмотке статора в относительных единицах: Ток стержня ротора для рабочего режима: Коэффициент проводимости рассеяния: Количество пазов ротора на полюс и фазу: Из рисунка 9-17 [1]: Коэффициент дифференциального рассеяния: kд2=0.0045 Коэффициент проводимости рассеяния короткозамыкающих колец: Коэффициент проводимости рассеяния: Индуктивное сопротивление обмотки ротора: Приведенное: В относительных единицах: Проверка правильности определения: x1/x'2=0.7 (находится в рекомендуемых пределах 0.7-1.0). Сопротивления обмоток преобразованной схемы замещения двигателя (с вынесенным на зажимы намагничивающим контуром): Коэффициент рассеяния статора: Коэффициент сопротивления статора: Параметры схемы замещения: ЭДС холостого хода: Разница с ранее рассчитанным: 2.8 Режим холостого хода и номинальный Реактивная составляющая тока статора при синхронном вращении: А Электрические потери в обмотке статора при синхронном вращении: Вт Расчетная масса стали зубцов статора при трапецеидальных пазах: кг Магнитные потери в зубцах статора: Вт Масса стали спинки статора: кг Магнитные потери в спинке статора: Вт Суммарные магнитные потери в сердечнике статора, включающие добавочные потери в стали: Вт Механические потери: Вт Активная составляющая тока холостого хода: А Ток холостого хода: А Коэффициент мощности при холостом ходе: Расчет номинального режима производим в соответствии со схемой замещения, представленной на рисунке 5. Рис.5. схема замещения асинхронного двигателя. Расчет параметров схемы замещения. Активное сопротивление короткого замыкания: Ом Индуктивное сопротивление короткого замыкания: Ом Полное сопротивление короткого замыкания: Ом Добавочные потери при номинальной нагрузке: Вт Механическая мощность двигателя: Вт Эквивалентное сопротивление схемы замещения: Ом Полное сопротивление схемы замещения: Ом Проверка правильности расчетов: Номинальное скольжение: Активная составляющая тока статора при синхронном вращении: А Ток ротора: А Активная составляющая тока статора: А Реактивная составляющая: А Фазный ток статора: А Коэффициент мощности: Линейная нагрузка статора: А/см Плотность тока в обмотке статора: А/мм2 Линейная нагрузка ротора: А/см Ток в стержне короткозамкнутого ротора: А А/мм2 Плотность тока в стержне короткозамкнутого ротора: Ток в короткозамыкающем кольце: А Электрические потери в обмотке статора: Вт Электрические потери в обмотке ротора: Вт Суммарные потери в электродвигателе (Вт): Подводимая мощность: Вт Коэффициент полезного действия : % Проверка. Подводимая мощность: Вт Выходная мощность: Вт При повышении точности расчета (до 4-6 знаков после запятой) выходная мощность стремится к значению 45000Вт. 2.9 Рабочие характеристики. Расчет рабочих характеристик ведем аналитическим путем по формулам из предыдущего пункта, меняя мощность Р2 в диапазоне от 0 до 58.8 кВт. Полученные графики смотрите в Приложении. 2.10 Максимальный момент. Переменная часть коэффициента статора при трапецеидальном полузакрытом пазе: Составляющая коэффициента проводимости рассеяния статора, зависящая от насыщения: Переменная часть коэффициента ротора: Составляющая коэффициента проводимости рассеяния ротора, зависящая от насыщения: Индуктивное сопротивление рассеяния двигателя, зависящее от насыщения: Ом Независящее от насыщения (Ом): Ток ротора, соответствующий максимальному моменту, при закрытых овальных пазах: Полное сопротивление схемы замещения: Ом - сопротивление при бесконечном скольжении. Эквивалентное сопротивление схемы замещения при максимальном моменте: Ом Кратность максимального момента: Критическое скольжение: 2.11 Начальный пусковой момент и пусковые токи Рассчитаем параметры схемы замещения двигателя при пуске, с учетом влияния вытеснения тока и насыщения магнитной цепи. Высота стержня клетки ротора: Приведенная высота стержня ротора: По графику на рисунке 9-23 [1] определяем коэффициент . Расчетная глубина проникновения тока в стержень: Ширина стержня на расчетной глубине проникновения тока: Площадь поперечного сечения стержня при расчетной глубине проникновения тока: Коэффициент вытеснения тока: Активное сопротивление стержня клетки для пускового режима: Активное сопротивление обмоткиротора приведенное к обмотке статора: По графику на рисунке 9-23 [1] определяем коэффициент . Коэффициент проводимости рассеяния паза ротора при пуске: Коэффициент проводимости рассеяния обмотки ротора при пуске: Индуктивное сопротивление рассеяния двигателя, зависящее от насыщения: Независящее: Активное сопротивление короткого замыкания при пуске: Рассчитаем пусковой ток и момент. Ток ротора при пуске: Полное сопротивление схемы замещения при пуске (с учетом эффекта вытеснения тока и насыщения путей потоков рассеяния): Индуктивное сопротивление схемы замещения при пуске: Активная составляющая тока статора при пуске: Реактивная составляющая тока статора при пуске: Фазный ток статора при пуске: Кратность начального пускового тока: Активное сопротивление ротора при пуске, приведенное к статору, при расчетной рабочей температуре и Г-образной схеме замещения: Кратность начального пускового момента: 2.12 Расчет механической характеристики двигателя и зависимости пускового тока от скольжения Расчет механической характеристики в диапазоне скольжений от 0 до критического производим по формуле Клосса. Имея значения максимального и пускового моментов и значение момента при s=0.5, можно достаточно точно построить механическую характеристику в диапазоне скольжений от 0 до 1. Для того, чтобы определить значение момента при s=0.5 построим круговую диаграмму двигателя для данного скольжения, учитывая соответствующее уменьшение индуктивных сопротивлений (в отличии от номинального режима) и увеличения сопротивления r211. Построение диаграммы ведем по методу, изложенному в параграфе 14-12 [2]. Масштаб по току принимаем: СТ=1.5 А/мм; Тогда масштаб мощности: Диаметр рабочего круга: Расстояния GH, GF, GE соответственно: 200·с1=2.22мм 100r11/xk=23.5/1.46=16.1 мм 100rкп/xk= 0.58/1.46=39.7мм Проводим через точкуО и Е, О и А линии механических мощностей и электромагнитных моментов, соответственно. Отношение моментов будет равно отношению КК1/LL1. Отношение токов: O1K/O1L. Рис.6. Круговая диаграмма двигателя при s=0.5 Таким образом, кратность моментов равна 1.6. Кривую тока строим по 4 точкам: s=0: Ixp/I1=0.36; s=0.023: I/I1=1.0; s=0.5: I/I1=4.7 (покруговойдиаграмме); s=1.0: Ixp/I1=5.3; Графики механической характеристики двигателя и зависимости тока от скольжения приведены в Приложении. 2.13 Тепловой и вентиляционный расчеты Проектируемый двигатель имеет изоляцию класса F. Тепловой расчет проводят для наиболее неблагоприятных условий работы - температуру обмоток принимаем 140 градусов. Соответственно коэффициент mT=1.48. Потери в обмотке статора при максимальной температуре: Условная внутренняя поверхность охлаждения активной части статора: Условный периметр поперечного сечения трапецеидального полузакрытого паза: Условная поверхность охлаждения пазов: Условная поверхность охлаждения лобовых частей: Число ребер на станине 36, высота ребра 30мм. Условная поверхность охлаждения двигателя: Удельный тепловой поток от потерь в активной части обмотки и от потерь в стали, отнесенных к внутренней поверхности охлаждения активной части статора: Удельный тепловой поток от потерь в активной части обмотки, отнесенных к внутренней поверхности охлаждения пазов: Удельный тепловой поток от потерь в лобовых частях обмотки, отнесенных к внутренней поверхности охлаждения пазов: Окружная скорость ротора: Превышение температуры внутренней поверхности активной части статора над температурой воздуха внутри машины: (по рисунку 9-24) Перепад температуры в изоляции паза и катушек из круглых проводов: Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей обмотки над температурой воздуха внутри двигателя: Перепад температуры в изоляции лобовых частей катушек из круглых проводов: Среднее превышение температуры обмотки над температурой воздуха внутри двигателя: Потери в обмотке ротора, при максимальной допускаемой температуре: Потери в двигателе со степенью защиты IP44, передаваемые воздуху внутри двигателя: Среднее превышение температуры воздуха внутри двигателя над температурой наружного воздуха: ( по рисунку 9-25). Среднее превышение температуры обмотки над температурой наружного воздуха: . Вентиляционный расчет двигателя. Наружный диаметр корпуса машины: Коэффициент, учитывающий изменение теплоотдачи по длине корпуса двигателя: Необходимый расход воздуха: м3/с Расход воздуха, который может быть обеспечен наружным вентилятором: м3/с Напор воздуха, развиваемый наружным вентилятором: Па 2.14 Масса двигателя и динамический момент инерции ротора Масса изолированных проводов обмотки статора: Масса алюминия короткозамкнутого ротора с литой клеткой (число лопаток на роторе N=14, ширина лопатки средняя bл=5мм, длина лопатки lл=70мм, высота hл=56мм): Масса стали сердечников статора и ротора: Масса изоляции статора: Масса конструкционных материалов: Масса двигателя: Динамический момент инерции: 2.15 Расчет надежности обмотки статора Пусть вероятность наличия хотя бы одного дефекта изоляции провода длиной 100мм после укладки: q1=0.2, коэффициент характеризующий качество пропитки: kпр=0.5, тогда дефектность витковой изоляции до начала эксплуатации электродвигателя: Вероятность плотного касания соседних витков: Количество проводников, находящихся в наружном слое секции: во внутреннем слое: Доля пар соседних элементарных витков, принадлежащих к одному эффективному: Общая длина пар соседних витков в обмотке: Количество последовательно соединенных секций в фазе: Среднее значение фазных коммутационных перенапряжений: Среднее квадратичное отклонение величины коммутационных фазных перенапряжений: Номинальное фазное напряжение, приходящееся на секцию: Вероятность отказа витковой изоляции при воздействии одного импульса перенапряжения и при условии, что на касающихся витках имеются совпадающие дефекты: Скорость роста дефектности витковой изоляции для класса F: Вероятность возникновения короткого замыкания витковой изоляции на длине касающихся витков в течение 20000 часов: Вероятность отказа межвитковой изоляции в течение 20000 часов: Вероятность безотказной работы межвитковой изоляции в течение 20000 часов: Вероятность безотказной работы обмотки статора за 20000 часов: ГОСТ 19523-74 устанавливает минимальную вероятность безотказной работы в течении 10000 часов 0.9. В нашем случае имеем 0.972 при времени работы 20000 часов. 2.16 Механический расчет вала и подбор подшипников качения. Рис.7. Эскиз вала ротора. Таблица 1 - Участок вала b: |
d, мм | J, мм4 | у, мм | у3, мм3 | y3i-y3i-1, мм3 | y3i-y3i-1/ J, мм-1 | У2, мм2 | y2i-y2i-1, мм2 | Y2i-y2i-1/ J, мм-2 | | 80 | 2.01х106 | 13 | 2197 | 2197 | 0.0011 | 169 | 169 | 0.0001 | | 90 | 3.22х106 | 81.1 | 533411 | 531214 | 0.1649 | 6577 | 6308 | 0.002 | | 101.2 | 5.15х106 | 250.5 | 15718937 | 15182526 | 2.9494 | 62750 | 56173 | 0.0109 | | |
Из таблицы (суммы 6ого и 9ого столбцов): Sb=3.1155 S0=0.013 Таблица 2 - Участок вала a: |
d, мм | J, мм4 | х, мм | х3, мм3 | х3i-х3i-1, мм3 | х3i-х3i-1/ J, мм-1 | | 80 | 2.01х106 | 13 | 2197 | 2197 | 0.0011 | | 90 | 3.22х106 | 91.1 | 756058 | 753861 | 0.2341 | | 101.2 | 5.15х106 | 260.5 | 17677595 | 16921537 | 3.2866 | | |
Сумма 6ого столбца таблицы 2: Sа=3.5218 Размеры участков: Прогиб вала посередине сердечника под воздействием силы тяжести: Прогиб: Номинальный момент двигателя: Поперечная сила передачи (муфта МУВП1-75): Прогиб вала посередине сердечника от поперечной силы передачи: Начальный расчетный эксцентриситет: Сила одностороннего магнитного притяжения: Дополнительный прогиб вала от силы магнитного притяжения: Установившийся прогиб вала от силы магнитного притяжения: Результирующий прогиб вала: - составляет менее 10% от зазора. С учетом влияния силы тяжести соединительного устройства первая критическая частота вращения вала: - масса муфты; - сила тяжести муфты. Значительно превышает максимальную рабочую частоту вращения. Расчет вала на прочность. При соединении муфтой расстояние от середины втулки муфты до первой ступени вала: Момент кручения: Изгибающий момент на выходной части вала: Момент сопротивления при изгибе: При совместном действии изгиба и кручения приведенное напряжение: Полученное значение более чем на порядок отличается от критического (материал вала сталь 45, однако можно принять менее прочный материал, например сталь 30). Подбор подшипников качения. По рекомендациям данным в пособии «Проектирование серий электрических машин» Гурина Я.С., на выходном конце вала устанавливаем роликовый подшипник, на участке а - шариковый. Наибольшая радиальная нагрузка на шариковый подшипник: Динамическая приведенная нагрузка: Необходимая динамическая грузоподъемность (принимаем расчетный срок службы подшипника 20000 часов): По приложению 14[2], с учетом повышения надежности, выбираем подшипник №216 со значением С=56000Н. Аналогично выбираем роликовый подшипник: Наибольшая радиальная нагрузка на шариковый подшипник: Динамическая приведенная нагрузка: Необходимая динамическая грузоподъемность: По приложению 14[2], с учетом повышения надежности, выбираем подшипник №2216 со значением С=78000Н. В подшипниковых узлах делаем устройства для замены консистентной смазки. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Спроектированный двигатель отвечает современным требованиям к асинхронным трехфазным электродвигателям общепромышленного исполнения. Сравнивая энергетические параметры спроектированного двигателя с аналогом (5А250S6У3) можно отметить чуть более низкий КПД по сравнению с аналогом - 91.8% против 93%, но также следует отметить больший коэффициент мощности - 0.86 против 0.83, таким образом,главный энергетический показатель (произведение КПД на cosц) спроектированного двигателя 0.79 против 0.77 в аналоге. К плюсам полученного двигателя можно отнести кратность пускового тока, равная 5.3, тогда как в аналоге 6.0, однако этот факт уравновешивается более низким пусковым моментом - 1.4 против 2.0. Перегрузочная способность двигателя достаточно высока - кратность максимального момента 2.4. Согласно результатам теплового расчета, обмотка двигателя используется эффективно, превышение температуры обмоток над температурой окружающей среды около 62°С, что полностью соответствует рекомендуемому превышению для изоляции класса F. Двигатель приблизительно на 30 кг легче аналога, имеет меньшую длину. Динамический момент инерции ротора на 20% меньше чем в аналоге, что является существенным плюсом для двигателя. Более низкий момент инерции был получен путем применения аксиальных охлаждающий каналов в сердечнике ротора, таким образом улучшили и охлаждение двигателя. Механический расчет вала двигателя показал, что прогиб вала под серединой сердечника очень мал (менее 2% от зазора). Двигатель оснащен устройством для замены консистентной смазки подшипников, тем самым увеличивая его надежность. Расчет надежности обмотки статора показал, что двигатель полностью соответствует ГОСТу 19523-74 по вероятности безотказной работы. Конструкция двигателя была спроектирована в соответствии с рекомендациями Я.С. Гурина, изложенными в пособии «Проектирование серий электрических машин». СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Гольдберг О.Д. Проектирование электрических машин/О.Д. Гольдберг, Я.С.Гурин, И.С. Свириденко. - М.: Высшая школа, 2001. - 430с. 2. Гурин Я.С. Проектирование серий электрических машин. - М.: Энергия, 1998. - 480с. 3. Иванов-СмоленскийА.В. Электрические машины. Учебник для ВУЗов. - М.: Высшая школа, 2006. - 930с. 4. Копылов И.П. Проектирование электрических машин. - М.: Высшая школа, 2002. - 757с.
|