|
Расчет, выбор и обоснование посадок соединений
Расчет, выбор и обоснование посадок соединений
3 УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ” Кафедра: "Механика материалов и деталей машин" Курсовая работа По дисциплине: "Метрология, стандартизация и сертификация" “Расчет, выбор и обоснование посадок соединений” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Выполнила: Тамашевич А.А. Группа 4от, 3 курс Руководитель: Капица М.С. Минск 2010 г. Содержание - Введение
- 1. Расчет посадок методом подобия
- 1.2 Расчет переходной посадки Ш36M7/h7
- 1.3 Выбор средств измерения
- 1.4 Выбор посадок для шпоночного соединения
- 1.5 Выбор посадок для шлицевых соединений
- 2. Расчет и выбор посадок подшипников качения
- 3. Расчет длин и диаметров валов
- Список использованных источников
ВведениеПовышая качество машин, приборов и других изделий, их надежности, долговечности и эффективности возможно только путем тесной интеграции работ по стандартизации, взаимозаменяемости и метрологии, которые оказывают решающее влияние на повышение производительности, снижение себестоимости, формирование качества изделия на всех стадиях производства, начиная с проектирования, изготовления и заканчивая эксплуатацией, ремонтом и хранением изделия.Приобретение технических знаний, навыков и опыта в области стандартизации и метрологии - обязательная составляющая часть профессиональной подготовки инженера-механика.Важнейшее свойство совокупности изделий - взаимозаменяемость, в значительной мере определяет технико-экономический эффект, получаемый при эксплуатации современных технических устройств.Такая роль взаимозаменяемости обусловлена тем, что она связывает в единое целое конструирование, технологию производства и контроль изделий в любой отрасли промышленности. В основе взаимозаменяемости лежит стандартизация, объектом которой в машиностроении является точность, взаимозаменяемость и технические измерения. Поэтому в курсовой работе подробно рассматриваются вопросы точности обработки, основные виды погрешности и причины их возникновения. Взаимозаменяемость деталей, узлов и агрегатов невозможно обеспечить без развития и применения прогрессивных методов контроля. Не должно быть допусков, проверка которых не обеспечена техническими измерениями, поэтому состояние измерительной техники характеризует уровень и культуру производства.Основной задачей стандартизации является непрерывное повышение качества изделий, их способности удовлетворять возрастающие требования современного производства. Таким образом, стандартизация и унификация деталей и сборочных единиц способствует ускорению и удешевлению конструирования, изготовления, эксплуатации и ремонта машин.Вот почему комплекс глубоких знаний и определенных навыков в области стандартизации норм точности, является необходимой составной частью профессиональной подготовки инженера-механика.1. Расчет посадок методом подобияДля гладких цилиндрических сопряжений выбрать и обосновать посадки. Для двух сопряжений построить схемы расположений полей допусков, рассчитать предельные размеры сопрягаемых деталей.Расчет посадки с зазором Ш200H8/h7По ГОСТ 25346-89 определяем значения допусков размера и предельные отклонения::Рассчитываем предельные размеры: отверстия по ГОСТ 25346-89 Ш200H8 ():мм,мм.вала по ГОСТ 25346-89 Ш200h7 ():мм, мм.Результаты расчетов сводим в таблицу.Таблица 1|
Размер, мм | IT (D), IT (d), мкм | ES, es, мкм | EI, ei, мкм | Dmin, dmin, мм | Dmax, dmax, мкм | | Ш200H8 | 72 | 72 | 0 | 200 | 200,072 | | Ш200h7 | 46 | 0 | -46 | 199,954 | 200 | | |
Рассчитаем средние размеры: мм, мм, Строим схему расположения полей допусков сопрягаемых деталей и рассчитываем предельные значения зазоров. Рис.1 Схема расположения полей допусков сопрягаемых деталей Рассчитываем предельные значения табличных зазоров: мм, мм. мм Допуск посадки: мм. Cтандартное отклонение посадки получим путем геометрического суммирования стандартных отклонений размеров вала и втулки: Рассчитаем предельные значения вероятных зазоров. Строим график рассеивания размеров и зазоров. 1.2 Расчет переходной посадки Ш36M7/h7По ГОСТ 25346-89 определяем значения допусков размера и предельные отклонения: : отверстия по ГОСТ 25346-89 Ш36M7 (),:мм,мм.вала по ГОСТ 25346-89 Ш36h7 ():мм,мм.Результаты расчетов сводим в таблицу.Таблица 2|
Размер, мм | IT (D), IT (d), мкм | ES, es, мкм | EI, ei, мкм | Dmin, dmin, мм | Dmax, dmax, мкм | | Ш36M7 | 25 | 0 | -25 | 35,975 | 36 | | Ш36h6 | 25 | 0 | -25 | 35,975 | 36 | | |
Строим схему расположения полей допусков сопрягаемых деталей, и рассчитываем предельные значения табличных натягов и зазоров. Рис.3 Схема расположения полей допусков сопрягаемых деталей мм, мм. Рассчитаем средние размеры: мм, мм, Допуск посадки: мм. Принимаем нормальный закон распределения размеров и рассчитываем предельные значения вероятных зазоров (натягов). В данном сопряжении: Поэтому будет вероятность возникновения как натягов, так и зазоров. Рассчитываем математическое ожидание и стандартное отклонение зазоров: мм Рассчитываем предельные значения вероятных зазоров и натягов При применении переходных посадок в сопряжениях возможны зазоры и натяги. Поэтому рассчитываем вероятность их получения. Для определения площади, заключенной между кривой Гаусса, выбранными ординатами и осью абсцисс удобно использовать табулированные значения функции. , где при x=MN=0мм, тогда Таким образом, с учетом симметрии распределения (P" = 0,5), вероятность получения натягов в сопряжении Ш36M7/h7 составляет Р (N) =50+0=50% Р (N) =50-0=50% Строим график рассеивания размеров, зазоров и натягов. Рисунок 4 - график рассеивания размеров, зазоров и натягов 1.3 Выбор средств измеренияДля сопряжений Ш200H8/7 выбрать и обосновать средства измерения.Для измерительного контроля заданного параметра с использованием универсальных средств измерений необходимо разработать методику выполнения измерений (МВИ) соответствующей физической величины. Разработку МВИ осуществляют в соответствии с ГОСТ 8.010-99 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений. Основные положения".Разрабатываемое в соответствии с заданием на курсовую работу краткое описание методики выполнения измерений имеет упрощенную форму. Оно должно включать:· наименование и характеристику объекта измерения и измеряемой физической величины с указанием допустимой погрешности измерений;· характеристику метода измерений;· наименования и характеристики средств измерений (СИ) и вспомогательных устройств, метрологические характеристики СИ;· указание погрешности измерений и вывод о ее соответствии требованиям.При необходимости в описание дополнительно включают такие элементы, как· схема измерений ФВ,· схема контрольных точек (контрольных сечений);· условия измерений.Объект измерения - вал Ш200h7Допустимую погрешность [Д] измерения диаметра примем по аналогии с допустимой погрешностью измерительного контроля линейного размера с допуском 46 мкм по ГОСТ 8.051. В этом случае [Д] = 12 мкм.Таблица 3 Метрологические характеристики выбранных средств измерения |
Объект измерения | Т, мкм | д, мкм | дин, мкм | Средства измерения | Условия измерения | | Вал 200h7 6б | 46 | 12 | 10 | Скобы рычажные с ценой деления 0,002-0,005 мм с использованием всего диапазона показаний по шкале | Настройка по конц.мерам 2-го класса 1. При работе находится в руках 2.Режим температурный 18°C. 3. Контакт - любой | | 5в | 46 | 12 | | Плоскастный и линейчатый. | 1.Режим температуры 1°C. 2. Скобы при работе находятся в стойке. | | 4б | 46 | 12 | 10 | Микрометры гладкие (МК) с величиной отсчета 0,01 мм при настройке на нуль по установочной мере. | 1.Режим температуры 2°C. 2. Микрометры при работе находятся в стойке. | | |
Т.к. предельная погрешность выбранных средств измерения меньше допускаемой, т.е. дин ?д, то средства измерения выбраны верно. Объект измерения - отверстие Ш200H8 Допустимую погрешность [Д] измерения диаметра примем по аналогии с допустимой погрешностью измерительного контроля линейного размера с допуском 72 мкм по ГОСТ 8.051. В этом случае [Д] = 18 мкм. Таблица 4 Метрологические характеристики выбранных средств измерения |
Объект измерения | Т, мкм | д, мкм | дин, мкм | Средства измерения | Условия измерения | | Отверстие 200H8 5б | 72 | 18 | 15 | Нутромеры индикаторные при замене отсчетного устройства измерительной головки с ценой деления 0,001 или 0,002 мм | Концевые меры длины 1-го класса или установочного кольца 2. Шероховатость поверхности Rа=0,32 мкм 3.Режим температурный 3°C | | 5б | 72 | 18 | 15 | Нутромеры микрометрические с величиной отсчета 0,01 мм. | 1. Шероховатость поверхности Rа=5мкм 2.Режим температуры 3°C | | 12* | 72 | 18 | 7 | Микроскопы инструментальные (большая и малая модель) | 1.Режим температуры 5°C. 2.Пределы измерения инструментальных микроскопов большой модели до 150 мм, малой модели до 75 мм, универсальных микроскопов до 200 мм. | | |
Т.к. предельная погрешность выбранных средств измерения меньше допускаемой, т.е. дин ?д, то средства измерения выбраны верно. 1.4 Выбор посадок для шпоночного соединенияДля шпоночного соединения (Ш вала = 42мм, 1шп =67 мм, нормальный вид шпоночного соединения) построим схемы расположения полей допусков, рассчитаем предельные размеры, зазоры (натяги).Шпоночное соединение - один из видов соединений вала со втулкой, в котором использован дополнительный конструктивный элемент (шпонка), предназначенный для предотвращения их взаимного поворота. Чаще всего шпонка используется для передачи крутящего момента в соединении вала с зубчатым колесом или со шкивом, неподвижных по отношению друг к другу.Размеры сечений шпонок и пазов стандартизованы и выбираются по соответствующим стандартам в зависимости от диаметра вала, а вид шпоночного соединения определяется условиями его работы.Рис.5 Основные размеры соединения c призматической шпонкой, гдеh - высота шпонки; t1 - глубина паза вала; t2 - глубина паза втулки;b - ширина шпонки и пазов втулки; d - диаметр сопряжения;l - длина шпонки и паза валаОпределяем по ГОСТу 23360 - 78 номинальные размеры деталей шпоночного соединения:ширина шпонки - b = 12 мм,высота шпонки - h =8 мм,длина шпонки - 1ш =50 мм,глубина паза вала - tl = 5 мм,глубина паза втулки - t2 = 3,3 мм,Шпонка 12х8х67 ГОСТ 23360 - 78Выбираем посадки по b для соединений: паз вала - шпонка - 12N9/h9; паз втулки - шпонка 12Js9/h9. Определяем по ГОСТу 2534747-82 предельные отклонения размеров шпоночного соединения и рассчитываем предельные размеры деталей шпоночного соединения, их допуски, предельные зазоры и натяги. Производим расчет по ширине паза вала В1=12N9:Предельные размеры ширины паза вала:мм,мм.Производим расчет по ширине шпонки b2=12h9:мм,мм.Производим расчет по ширине паза втулки В1=12JS9:мм,мм.Рассчитываем предельные зазоры:Посадка шпонка-паз вала 12N9/h9 - Nmax=es-EI=0- (-43) =43мкм, Smax=ES-ei=0- (-43) =43мкм Посадка шпонка-паз ступицы 12Js9/h9 - Nmax=es-EI=0- (-21) =21мкм, Smax=ES-ei=21- (-43) =64мкм Строим схему расположения соединений 12N9/h9 и 12JS9/h9. Рисунок 6 - схема расположения соединений 12N9/h9 и 12JS9/h9. Производим расчет по высоте шпонки h=8h11: Предельные размеры шпонки по высоте: мм, мм. Расчет по глубине паза вала: глубина паза вала - tl = 5 мм, Предельные размеры паза вала: мм, мм. Расчет по глубине паза втулки: глубина паза втулки - t2 = 3,3 мм Предельные размеры паза вала: мм, мм. Определяем предельные зазоры в посадке: мм, мм. Производим расчет по длине шпонки l=67h14: Предельные размеры шпонки по длине: мм, мм. Производим расчет по длине шпоночного паза в валу L=67H15: Предельные размеры длины шпоночного паза в валу: мм, мм. Определяем предельные зазоры в посадке: мм, мм. Строим схему расположения полей допусков шпоночного соединения по длине: Рисунок 7 - схема расположения полей допусков шпоночного соединения по длине. Назначаем шероховатость сопрягаемых поверхностей шпонки, вала и втулки Ra = 3.2 мкм, а несопрягаемых поверхностей - Ra=6,3 мкм. Выбираем экономические методы окончательной обработки деталей соединения: шпонка - шлифование плоское получистовое; паз вала - фрезерование чистовое концевой фрезой; паз втулки - протягивание чистовое. Эскизы нормального шпоночного соединения, его деталей, схема расположения полей допусков на размер b приведены дальше. Для обеспечения взаимозаменяемости шпоночного соединения допуск на ширину паза следует рассматривать как комплексный, в пределах которого находятся как отклонения ширины паза, так и отклонения его расположения. Ограничение всех этих отклонений в пределах допуска на ширину паза вала достигается контролем комплексными и элементными калибрами. Контроль элементными калибрами производится до контроля комплексными калибрами. На заводах автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения контроль деталей шпоночных соединений производит с помощью предельных калибров. Ширину пазов вала и втулки проверяют пластинами, имеющими проходную и непроходную стороны. Размер от образующей цилиндрической поверхности втулки до дна паза (d + t2) контролируют пробкой со ступенчатым выступом. Глубину паза вала tl проверяют кольцевыми калибрами-глубиномерами; симметричность расположения паза относительно осевой плоскости проверяют у втулки пробкой со шпонкой, а у вала - накладной призмой с контрольным стержнем. При ремонте машин можно использовать как универсальные средства измерения, так и калибры. Из большого числа размеров шпоночного соединения за счет пластических деформаций изменяется только ширина шпоночных пазов и ширина самой шпонки. Поэтому при дефектации можно использовать универсальные средства измерения, а при восстановлении желательно применять предельные калибры. 1.5 Выбор посадок для шлицевых соединенийДля шлицевого соединения b-8x42H11/ не менее d1 х46H12/a11x8F8/js7 выбрать допуски посадок, формы и расположения.Шлицевое соединение - вид соединения валов со втулками по поверхностям сложного профиля с продольными выступами (шлицами) и впадинами.Существуют три способа центрирования сопрягаемых прямобочных шлицевых втулки и вала: по наружному диаметру D (рис.26 а); по внутреннему диаметру d (рис.26 б); по боковым сторонам зубьев b (рис.26 в).Рис.8 Центрирование в прямобочных шлицевых соединенияхПри назначении допусков формы и расположения элементов шлицевых соединений можно руководствоваться следующими рекомендациями (рис.9).1) для прямобочных шлицевых соединений:· допуски параллельности плоскости симметрии зубьев вала и пазов втулки относительно оси центрирующей поверхности не должны превышать на длине 100 мм: 0,03 мм - в соединениях повышенной точности, определяемой допусками размеров b от IТ6 до IT8; 0,05 мм - в соединениях нормальной точности при допусках размеров b от IT9 до IT10. При центрировании по боковым сторонам шлиц выбирают дополнительную базу - ось одной из нецентрирующих поверхностей шлицевого вала (обычно с более жестким допуском);· допуски радиального биения центрирующих поверхностей шлицев относительно общей оси посадочных поверхностей под подшипники следует назначать по 7-ой степени точности ГОСТ 24643 при допусках центрирующих поверхностей 6.8 квалитетов и по 8-ой степени точности при допусках центрирующих поверхностей 9.10 квалитетов;2) для эвольвентных шлицевых соединений предельные значения радиального биения Fr и допуска направления зуба Fв следует принимать по ГОСТ 6033.Рис.9 Обозначения допусков параллельности и радиального биения элементов наружной шлицевой поверхности:а - при центрировании по внутреннему диаметру;б - при центрировании по наружному диаметру;в - при центрировании по боковым сторонам шлиц.Рассмотрим прямобочное шлицевое соединение с центрированием по внутреннему диаметру b: b-8x42H11/ не менее d1 х46H12/a11x8F8/js7шлицевого соединения с числом зубьев z = 8,внутренним диаметром d = 42 мм,наружным диаметром D = 46 мм,шириной зуба b = 8 мм.По ГОСТ - 1139-80 определяем, что данное шлицевое соединение относится к средней серии.Рассчитаем предельные размеры, зазоры (натяги) для сопряжения 8F8/js7:мм,мм,мм,мм.Smax = ES - ei = +0.035- (-0.007) =0.042мм.Smin = EI - es = 0,013-0,007=0.006мм.Строим схему расположения полей допусков сопрягаемых деталейРис.12 - схема расположения полей допусков сопрягаемых деталейРассчитаем предельные размеры, зазоры (натяги) для сопряжения 42H11/не менее d1:мм,мм,Smax = Dmax - dmin = +42.16-40,4=1.56мм.Строим схему расположения полей допусков сопрягаемых деталейРис.10 - схема расположения полей допусков сопрягаемых деталейРассчитаем предельные размеры, зазоры (натяги) для сопряжения 46H12/a11:мм, мм,мм, мм.Smax = ES - ei = +0.25- (-0.48) =0.73мм.Smin = EI - es = 0- (-0.32) =0.32мм.Строим схему расположения полей допусков сопрягаемых деталейРис.11 - схема расположения полей допусков сопрягаемых деталейТочность и шероховатость центрирующего размера b предпочтительно:для втулки Ra?1,6мкмдля вала Ra?0,8мкмКонтроль шлицевых соединений осуществляется комплексными и поэлементными методами. Пробковыми и кольцевыми комплексными калибрами контролируется взаимное расположение поверхностей соединения, Поэлементный контроль охватывает диаметры валов, отверстий, толщину зубьев и ширину впадины отверстия. Поля допусков, назначенные на элементы деталей шлицевого соединения и указанные в условном обозначении, контролируют в условном обозначении, контролируют независимо друг от друга специальными гладкими калибрами.2. Расчет и выбор посадок подшипников каченияДля подшипникового узла (подшипник № 408) выбрать и обосновать посадки по наружному и внутреннему диаметрам колец подшипника. Построить схемы расположения полей допусков сопрягаемых деталей. Рассчитать предельные размеры сопрягаемых деталей; зазоры (натяги).Подшипники качения - это наиболее распространенные стандартные изделия (сборочные единицы) множества конструкций и модификаций, которые изготавливаются на специализированных заводах и встраиваются в более сложные изделия (редукторы, коробки подач и скоростей, шпиндели металлорежущих станков и др.).По ГОСТ 8338-75 класс точности подшипников 0. Определяем размеры подшипника и назначаем посадки и по ГОСТ 520-2002 определяем отклонения:диаметр внутреннего кольца 40диаметр наружного кольца 110ширина кольца подшипника B=27ммОпределяем предельные размеры:мм,мм,мм,мм.Для вала 40m6 определяем предельные размеры:мм,мм.Определяем предельные натяги и зазоры в посадке 40: мм, мм.Допуск посадки: TN=TD+Td=12+16=28 мкм, Строим схему расположения полей допусков сопрягаемых деталей Рис.13 - схема расположения полей допусков посадки внутреннего кольца подшипника на вал 40 Для отверстия 110H7 определяем предельные размеры: мм, мм. Определяем предельные натяги и зазоры в посадке 110: мм, мм. Допуск посадки: TN=TD+Td=35+15=50 мкм, Строим схему расположения полей допусков сопрягаемых деталей Рис.14 - схема расположения полей допусков посадки внутреннего кольца подшипника на вал 110. Выполняем проверку наличия радиального зазора в подшипнике после посадки его на вал или в корпус с натягом. По /1/ таблица 42, с.247 определяем предельные значения зазоров в подшипнике: Gre min=6мкм; Gre max=20мкм; Gre m=0,5* (6+20) =13мкм. Вычисляем диаметральную деформацию дорожки качения внутреннего кольца. Для этого определяем приведённый наружный диаметр внутреннего кольца: d0=d+ (D-d) /4 d0=40+ (110-40) /4=57,5мм Действительный натяг: Ne0,85Nmax Ne =0,8520=17мкм Определяем диаметральную деформацию дорожки качения внутреннего кольца: d1= Ned/d0 d1=17*40/57,5=11,8мкм Посадочный зазор определяем по формуле:
Cr=Crem-d1=13-12,9=1,2мкм. Расчет показал, что в назначенной посадке заклинивания не произойдет. 3. Расчет длин и диаметров валовРассчитываем крутящий момент на валу:Т = 9550 Рв/n = 9550х1,8/48= 358Нмгде Рв - мощность на выходном валу редуктора, кВтОпределяем диаметр выходного конца вала:d= (Т/ (0,2 [ф])) 1/3 = ( (358/2) *103/0.2*30) 1/3=31,01 мм;где [ф] =30 МПа - допускаемые напряжения кручения.Принимаем значение диаметра из стандартного ряда Ra40 предпочтительных чисел стр.74 [2] равным d =32мм.Проектируемый вал имеет ступенчатую конструкцию. При конструировании перехода от одного диаметра к другому в сторону увеличения или уменьшения диаметров вала учитываем следующее di=d (i+1) ±2…10мм.Рассчитываем диаметры вала:d2=d1+3=32+3=35мм;d3=d2+5=35+5=40мм-диаметр вала под подшипник;d4=d3+2=40+2=42мм-диаметр вала под колесо;d5=d4+3=42+3=45мм-диаметр буртика;По схеме задания определяем, с помощью линейки диаметр выходного конца вала dвых=10,0мм. Расчет длин вала вычисляем по масштабному коэффициенту К=dрасчетное вых. конца вала/dизмеренное=32/10,0=3.2, Принимаем К=3,2. Вычисляем длины валов:l=K*x;где х - длина вала на чертеже.l1 =14*3,2=45мм;l2 =8*3,2=25мм;l3 =8,5*3,2=27мм;l4 =28*3,2=90мм;l5 =8,2*3,2=26мм;lобщ.=l1*2+l2*2+l3*2+l4+l5=320мм.Все значения длин и диаметров приняты в соответствии с Ra 40.Список использованных источников1. Кузьмин А.В. и др. Расчеты деталей машин: Справ. Пособие/А.В. Кузьмин и др. -3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш.шк., 1986. -400с.: ил. 2. Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч. (Под ред.В.Д. Мягкова - 6-е изд.Л. Машиностроение, 1983, ч.1.543 с.; ч.2.477 с. 3. Сашко К.В.; Романюк Н.Н. и др. Стандартизация, метрология, взаимозаменяемость: методическое пособие по выполнению курсовой работы. Минск 2006. 4. Цитович Б.В. и др. Нормирование точности и технические измерения. Методические указания к выполнению курсовой работы (контрольной работы). Часть 1. / Б.В. Цитович, П.С. Серенков, К.И. Дадьков, Л.В. Купреева, А.В. Кусяк, Г.В. Боровец; Под общ. ред. Б.В. Цитовича и П.С. Серенкова. - Мн.: БНТУ, 2006. - 182 с. 5. ГОСТ 25346-89 "Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений" 6. ГОСТ 8.010-99 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений. Основные положення" 7. ГОСТ 23360-78 "Основные нормы взаимозаменяемости. Соединения шпоночные с призматическими шпонками. Размеры шпонок и сечений пазов. Допуски и посадки" 8. ГОСТ 1139-80 "Основные нормы взаимозаменяемости. Соединения шлицевые прямобочные. Размеры и допуски" 9. ГОСТ 3325-85 "Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки" 10. ГОСТ 24810-81 "Подшипники качения. Зазоры"
|
|