Расчёт на прочность закрытой цилиндрической одноступенчатой передачи и её проектирование
Расчёт на прочность закрытой цилиндрической одноступенчатой передачи и её проектирование
Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет) Курсовой проект По дисциплинеПрикладная механикаТемаРасчёт на прочность закрытой цилиндрической одноступенчатой передачи и её проектированиеАвторСметанина А. И.Техническое задание2. Исходные данные к проекту: Вариант I-7, N=4кВт, n=600об/мин, К=1,5 Т=20000 прямозубая, вертикальная компановка2. Содержание пояснительной записки: Полный расчёт на прочность с детальными пояснениями3. Перечень графического материала: 1 лист формата А1, 3 вида, отдельные еобходимые узлы.4. Срок законченной работы 28.05.2008г.Аннотация В курсовом проекте выполнен расчёт, и на основе его спроектирован одноступенчатый цилиндрический косозубый редуктор, предназначенный для понижения угловых скоростей и увеличения крутящего момента и имеющий широкое применение в горной промышленности. При проектировании редуктора были приняты следующие конструктивные решения: корпус редуктора составлен из трёх частей и отливается из чугуна марки СЧ 15-32 , что позволяет получить сложные геометрические формы корпусных деталей, быстроходный вал спроектирован как вал-шестерня. Пояснительная записка выполнена в объёме 62 страниц, дополнена 4-мя иллюстрациями. К пояснительной записке прилагается один сборочный чертёж формата А1 и спецификация к сборочному чертежу в объёме трех листов. Оглавление - Введение
- 1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет
- 2. Расчет редуктора
- 2.1 Выбор материалов зубчатых колес и определение допускаемых напряжений
- 2.2 Определение параметров передачи
- 2.3 Определение основных размеров зубчатой пары
- 2.4 Определение окружной скорости и сил, действующих в зацеплении
- 2.5 Проверочный расчет на контактную и изгибную выносливость зубьев
- 2.6Ориентировочный расчет валов
- 2.7 Конструктивные размеры элементов корпуса и крышки редуктора
- 2.8 Конструктивные размеры валов, подшипниковых узлов
- 2.9 Первый этап эскизной компоновки редуктора
- 2.10 Проверка прочности валов
- 2.11 Второй этап эскизной компоновки редуктора
- 2.12 Подбор шпонок и проверочный расчет шпоночных соединений
- 2.13 Подбор подшипников
- 2.14 Уточненный расчет валов
- 2.15 Определение массы редуктор
- 3. Вычерчивание редуктора
- 4. Посадки основных деталей
- 5. Смазка зубчатых колес, подшипников. Выбор сорта масла
- Список использованных источников
- Приложения
ВведениеВо всех отраслях промышленности производственные процессы осуществляются машинами или аппаратами с машинными средствами механизации. Поэтому уровень промышленности в большей степени определяется уровнем машиностроения. Современные машины многократно превышают производительность физического и умственного труда человека. В данном курсовом проекте нашли надлежащее отражение основные, связанные с конструированием одноступенчатого цилиндрического прямозубого редуктора, производственные проблемы и соответствующие решения:1. Повышение надёжности и ресурса редуктора, достигаемое путём обеспечения его необходимого технического уровня, применения деталей и узлов, надёжных и долговечных по своей природе.2. Уменьшение материалоёмкости конструкции путём её оптимизации, выбора оптимальных материалов.3. Уменьшение энергозатрат путём обеспечения совершенного трения и повышения КПД редуктора.В курсовом проекте реализуются основные принципы диалектики.В соответствии с принципом детерминизма, т.е. всеобщей закономерной связи всех явлений, осуществляется переход от условных и независимых расчётов деталей редуктора к расчётам по истинным критериям работоспособности и к расчётам как элементам единой системы. В соответствии с филосовскими категориями необходимость и случайность, все рассмотренные в курсовом проекте явления, позволяющие их удовлетворительное описание детерминистическими зависимостями, рассчитаны с помощью этих зависимостей. Вместе с тем применялись вероятностные расчёты для учёта таких недостаточно определённых и изученных факторов, как ресурсы деталей, интенсивность изнашивания, механические характеристики материалов.В курсовом проекте закон диалектики - переход количественных изменений в качесвенные - очень ярко иллюстрируются основным критерием прочности - сопротивлением усталости.1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет1. Вычерчиваем кинематическую схему проектируемого редуктора (рис.1). Рис.1 2. Определяем КПД редуктора. По источнику [3, с. 304] общий КПД редуктора равен произведению КПД последовательно соединенных подвижных звеньев, КПД смазки и определяется по формуле з = з12 з2 з 3 (1) где з 1 - КПД одной пары подшипников; з 2 - КПД одной пары зубчатых колес; з 3 - КПД смазки; Принимая ориентировочно для одной пары подшипников з 1 = 0,99, для одной пары зубчатых колес з 2 = 0,98,КПД смазки з3=0,98, получаем общий КПД редуктора з = 0,992 ·0,98·0,98=0,94 3. Определяем требуемую мощность электродвигателя при соединении муфтой быстроходного вала редуктора с валом электродвигателя: P1 = P2 / з, (2 ) где P2 - мощность на тихоходном валу, кВт; з - КПД редуктора; P1 - требуемая мощность электродвигателя, кВт. Тогда по формуле (2) получаем P1 =4 /0,94 = 4,2 кВт. 4. Выбираем электродвигатель. Согласно рекомендациям [3, табл. П61], принимаем асинхронный электродвигатель общего назначения в закрытом обдуваемом исполнении типа 4А132М6У3, для которого n1 = 960 мин -1 - расчетная частота вращения; PЭ = 5,5кВт. 5. По формуле [3, стр.23] определяем передаточное отношение редуктора: i = n1 / n2 , (3) где n1 - частота вращения ведущего (быстроходного) вала, мин -1; n2 - частота вращения ведомого (тихоходного) вала, мин -1. Тогда по формуле (3) получаем i = 960 / 600 = 1,6 = u 6. Вычисляем вращающий момент на быстроходном (ведущем) валу редуктора [3, стр.22] по формуле T1 = 9,55P1 / n1, (4) где P1 - требуемая мощность электродвигателя, кВт; n1 - частота вращения ведущего вала, мин -1. T1 = 9,55·4,2·103 /960 = 41,8Н·м. 2. Расчет редуктора 2.1 Выбор материалов зубчатых колес и определение допускаемых напряжений 1.Согласно рекомендациям [3, стр.304,табл. П21 и П28], назначаем для изготовления зубчатых колес сталь 45 с термической обработкой: нормализация - для колеса, улучшение - для шестерни. 2. Допускаемое контактное напряжение определяется по формуле [3, стр. 97] уНР = у0НРKHL, (5) где у0НР - допускаемое контактное напряжение, МПа; KHL - коэффициент циклической долговечности. Допускаемое напряжение при расчете на выносливость зубьев при изгибе определяется по формуле уFP = у0FРKFL, (6) где у0FР - допускаемое напряжение при расчете на выносливость зубьев при изгибе, МПа; KFL- коэффициент циклической долговечности. Принимаем [3, табл. П28] для стали 45, нормализация, твердость рабочих поверхностей НВ180…200: допускаемое контактное напряжение у0НР = 420 МПа; база испытаний напряжений, соответствующая длительному пределу выносливости NHO = 107; допускаемое напряжение при расчете на выносливость зубьев при изгибе у0FР = 110 МПа для реверсивной передачи; база испытаний напряжений NFO = 4·106 - для колеса. Назначая ресурс передачи tч = 20000ч, находим число циклов перемены напряжений [3, с.97] по формуле NHЕ = NFЕ = 60 tч n2, (7) где NHЕ, NFЕ - относительное эквивалентное число циклов напряжения; tч - наработка передачи в часах; n2 - частота вращения тихоходного вала, мин -1. Тогда по формуле (7) получаем NHЕ = NFЕ = 60· 20000·600 = 72·107 Так как NHЕ > NHO и NFЕ > NFO, то значения коэффициентов долговечности KHL = 1 и KFL = 1. Допускаемые напряжения определяются по формулам (5) и (6): для колеса у??НР = 420•1 = 420 МПа; у?? FP = 110•1 = 110 МПа; для шестерни у?НР = 600•1 = 600 МПа; у? FP = 130•1 = 130 МПа. 2.2 Определение параметров передачи1.Параметры зубчатой передачи начнем определять с вычисления межосевого расстояния [3, с.92]. Межосевое расстояние определяем по формуле aw = Ka (u + 1) , (8) где T1 - вращающий момент на быстроходном валу, Н•м; u - передаточное отношение редуктора; уHP - допускаемое напряжение на контактную выносливость зубьев колеса, МПа. Находим значения коэффициентов: Ка = 4950Па1/ 3 - для стальных прямозубых колес по [3, табл. П22]; коэффициенты ширины зубчатых колес шba = 0,4 по [3, с.95]; шbд определяем согласно рекомендациям [3, с.96] по формуле шbд = 0,5 шba(u + 1), (9) где u - передаточное отношение редуктора. Подставляя числовые значения в формулу (9), получаем шbд = 0,5·0,4(1,6+1) = 0,52. Согласно рекомендациям [3,табл. П25] коэффициент распределения нагрузки по ширине венца KHв = 1,02. Подставляем числовые значения в формулу (8) и определяем межосевое расстояние aw = 4950(1,6 +1) = =12870·= 0,093 м. По СТ СЭВ 229 - 75 [3, с.302] принимаем aw = 90мм. 2. Определяем нормальный модуль при известном межосевом расстоянии из соотношения по [3, с. 93 ] mn = (0,01…0,02) aw, (10) где aw - межосевое расстояние, мм. Тогда по формуле (10) получаем mn = (0,01…0,02)•90 = 0,9…1,8 мм. По СТ СЭВ 310 - 76 принимаем mn = 1,5 мм. 3. Определяем число зубьев шестерни и колеса по [3, с.91]. Межосевое расстояние связано с числом зубьев шестерни следующим соотношением aw = 0,5mn z1(u + 1), (11) где aw - межосевое расстояние, мм; mn - модуль, мм; u - передаточное число; z1 - число зубьев шестерни; Выразив из формулы (11) число зубьев шестерни, получим: z1 = 2 aw /[ mn (u + 1)] (12) По формуле (12) определяем число зубьев шестерни z1 = 2· 90/[1,5• (1,6 +1)] = 46,1. Принимаем z1 = 46. Тогда, согласно рекомендациям [3, с. 305], определяем число зубьев колеса по формуле z2 = u · z1, (13) где u - передаточное число; z1 - число зубьев шестерни. Подставляем числовые значения в формулу (13) и определяем число зубьев колеса z2 = 1,6 · 46 = 73,6; принимаем z2 = 74. 4. Уточняем передаточное число, выразив его из формулы (13) u = z2 / z1 (14) u = 74 / 46 = 1,6 - стандартное. Уточняем частоту вращения, выразив ее из формулы (3) n2 = n1 /i (15) n2 = 960/1,6 = 600 мин -1. Определяем угловую скорость тихоходного (ведомого) вала по формуле щ2 = р n2/30, (16) где n2 - частота вращения тихоходного вала, мин -1. Тогда по формуле (16) получаем щ2 = 3,14• 600/30 = 62,8 c-1. 2.3 Определение основных размеров зубчатой парыСогласно рекомендациям [3, с.108], вычисляем делительные диаметры, диаметры вершин зубьев и диаметры впадин зубчатого колеса и шестерни. 1. Делительный диаметр определяется по формуле d = mt z, (17) где mt -окружной модуль косозубой передачи, мм; z - число зубьев зубчатого колеса или шестерни. Подставляем числовые значения в формулу (17) и определяем делительные диаметры шестерни и зубчатого колеса: d1 = 1,5•46 = 69 мм; d2 = 1,5•74 = 111 мм. 2.Определяем диаметры вершин зубьев зубчатого колеса и шестерни по формуле dа = d + 2 mn, (18) где d - делительный диаметр зубчатого колеса или шестерни, мм; mn - нормальный модуль , мм. Подставляем числовые значения в формулу (18) и определяем диаметры вершин зубьев шестерни и зубчатого колеса: dа1 = 69 + 2•1,5 = 72 мм; dа2 = 111 + 2•1,5 = 114 мм. 3. Определяем диаметры впадин зубчатого колеса и шестерни по формуле df = d - 2,5 mn, (19) где d - делительный диаметр зубчатого колеса или шестерни, мм; mn - нормальный модуль прямозубой передачи , мм. Подставляем числовые значения в формулу (19) и определяем диаметры впадин шестерни и зубчатого колеса: df 1 = 69 - 2,5•1,5 = 65,25 мм; df 2 = 111 - 2,5•1,5 = 107,25 мм. 4. Согласно рекомендациям [3, с. 108], уточняем межосевое расстояние по формуле aw = 0,5(d1 + d2) , (20) где d1 - делительный диаметр шестерни, мм; d2 - делительный диаметр колеса, мм. Тогда подставляя числовые значения в формулу (20) получаем aw = 0,5(69+111) = 90 мм. 5. Согласно рекомендациям [3, с. 306], определяем ширину венца зубчатых колес по формуле b = шba • aw, (21) где шba - коэффициент ширины зубчатых колес; aw - межосевое расстояние, мм. Тогда подставляя значения шba и aw в формулу (21) определяем ширину венца зубчатых колес b = 0,4 • 90 = 36 мм, принимаем b1 = 39 мм для шестерни, b2 = 36 мм для колеса. 2.4 Определение окружной скорости и сил, действующих в зацеплении1. Определяем окружную скорость и назначаем степень точности передачи. Согласно рекомендациям [3, с. 306], окружную скорость определяем по формуле х = р n1d1/60, (22) где n1 - частота вращения быстроходного вала, мин -1; d1 - делительный диаметр щестерни , м. Подставляем числовые значения в формулу (22) и определяем окружную скорость х = 3,14 · 960•69•10 -3 / 60 = 3,4 м/с. Источник [3, табл. 2] рекомендует 9-ю степень точности передачи: х < 4 м/с, однако для уменьшения динамической нагрузки на зубья принимаем 8-ю степень точности.. 2. Вычисляем силы, действующие в зацеплении по [3, с. 306].Окружная сила, изгибающая зуб определяется по формуле Ft = P1 / х, (23) где P1 - мощность электродвигателя, кВт; х - окружная скорость, м/с. Тогда по формуле (23) получаем Ft = P1 / х = 41,8 · 103 / 3,4 = 1,2· 103 Н. Осевая сила, согласно рекомендациям [3, с. 109], определяется по формуле Fа = Ft tgв, (24) где Ft - окружная сила, Н; в - угол наклона линии зуба. Тогда по формуле (24) получаем Fа = 1,2 · 103 • tg 0_ = 0 Н. Определяем радиальную (распорную) силу по формуле Fr = Ft tgб (25) где Ft - окружная сила, Н; б - угол профиля (зацепления). Тогда по формуле (25) получаем Fr = 1,2 · 103 • tg 20_ = 1,2 · 103 · 0,364 = 0,4·103 Н 2.5 Проверочный расчет на контактную и изгибную выносливость зубьев1. Проверяем рабочие контактные напряжения по формуле уН = ZН · ZМ · ZЕ· < уНР , (26) где ZН - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев (ZН = 1,76 по [3, табл. 3]); ZМ - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес (ZМ = 274 · 103 Па1/2 по [3, табл. П22]); ZЕ - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий; КН - коэффициент нагрузки; Ft - окружная сила, Н; u - передаточное число; d - делительный диаметр шестерни, мм; b - ширина венца зубчатого колеса, мм; уНР - допускаемое контактное напряжение, МПа (уНР = 420МПа). Согласно [3, стр.96] коэффициент ZЕ, учитывающий суммарную длину контактных линий, определяется по формуле ZЕ = , (27) где Еб - коэффициент торцового перекрытия, определяется по формуле Еб = [1,88 - 3,2• (1/ z1 + 1/ z2)] • cosв, (28) где z1 - число зубьев шестерни; z2 - число зубьев зубчатого колеса. Подставляем числовые значения в формулу (28) и определяем коэффициент торцового перекрытия Еб = [1,88 - 3,2• (1/ 46 +1/ 74)] • cos0_ = 1,77. Подставляем значение коэффициента торцового перекрытия в формулу (27) ZЕ = = 0,86 Коэффициент нагрузки определяем по формуле KH = KH в· KH х, (29) где KH в - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца (KHв = 1,02 по [3, табл. П25]); KHх - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении (KHх = 1,13 по [3, табл. П26]). Подставляем коэффициенты KHх, KHв в формулу (29) и находим коэффициент нагрузки KH = 1,02 · 1,13 = 1,15. По формуле (26) проверяем контактную выносливость зубьев: уН = 1,76·274·103·0, 86·= 393·106 Па < уНР = 420Мпа. 2. Проводим проверочный расчет зубьев на их выносливость при изгибе. Согласно рекомендациям [3, с. 307], выносливость зубьев по напряжениям изгиба проверим по уравнению уF = < уFР (30) где YF - коэффициент формы зубьев; KF - коэффициент нагрузки; Ft - окружная сила, Н; b - ширина венца зубчатого колеса, мм; mn - нормальный модуль, мм; уFP - допускаемое напряжение при расчете на выносливость зубьев при изгибе, Мпа. (уFP =110 Мпа). Коэффициент нагрузки определяем по формуле KF = KF в· KFх (31) где K F в - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца (K F в = 1,04 по [3, табл. П25]); KFх - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении; для прямозубых колес (KFх = 1,26 по [3, табл.П26]; Следовательно, подставляем коэффициенты KFх, KFв в формулу (31) и находим коэффициент нагрузки KF = 1,04 · 1,26= 1,31. Согласно рекомендациям [3, с. 110], вычисляем эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса по формуле zх= z/cos3в, (32) где z - число зубьев шестерни (z1) или колеса (z2); в - угол наклона линии зуба. Тогда по формуле (34) получаем z?х= 46/cos3(0) = 46; z??х= 74/ cos3(0) = 74. Согласно рекомендациям [3, табл. П27], интерполируя, определяем коэффициент формы зуба шестерни Y?F = 3,52 при z?х = 46 и колеса Y??F = 3,72 при z??х= 74. Сравнительная оценка прочности зуба шестерни и колеса при изгибе: у?FP /Y?F = 130/3,52 = 36,9 МПа, у??FP / Y??F = 110/3,72 = 29,56 МПа. Прочность зубьев колеса оказалась ниже, чем зубьев шестерни, поэтому проверку на выносливость по напряжениям изгиба следует выполнить для зубьев колеса. По формуле (30) проверяем выносливость зубьев при изгибе: уF = = 108 МПа < уFP = 110 МПа. 2.6 Ориентировочный расчет валовДиаметр выходного конца вала определим грубо приближенно (ориентировочный расчет) из расчета на прочность при кручении по заниженным допускаемым касательным напряжениям: [фК] = 20…40 МПа. Согласно рекомендациям [3, с. 307], принимаем [фК]' = 25 МПа для стали 45 (при df1 = 65,25мм целесообразно изготовить быстроходный вал вместе с шестерней) и [фК]'' = 20 МПа для стали 35, которую назначаем для изготовления тихоходного вала. 1. Согласно рекомендациям [3, с. 194], для ведущего (быстроходного) вала редуктора уравнение прочности записывается в виде фК = Т/WР < [фК]', (33) где Т - крутящий момент на быстроходном валу, Н•м; WР - полярный момент сопротивления круглого сечения вала, м3; [фК]' - допускаемое напряжение на кручение для валов из углеродистой стали, МПа. Полярный момент сопротивления круглого сечения вала определяется по формуле WР = р d 3 /16, (34) где d - диаметр вала, мм. Следовательно, уравнение прочности (33) имеет вид фК = Т/WР = 16 Т1 /( р d 3) < [фК]'. (35) Тогда для быстроходного вала редуктора при [фК]' = 25 МПа из уравнения прочности (35) получаем d = 2,04•10-2 м. Согласно рекомендациям [3, с. 196], в соответствии с рядом Rб 40 (СТ СЭВ 514 - 77) принимаем dВ1 = 24 мм. Назначаем посадочные размеры под уплотнения и подшипники. Принимаем диаметр вала под манжетное уплотнение d1' = 28 мм (необходимо оставить высоту буртика примерно в 1…3 мм для упора торца втулки полумуфты); диаметр вала под подшипник d1'' = 30 мм. Диаметр d1''' примем равным 38 мм, чтобы обеспечить высоту упорного буртика 4,5 мм для посадки ориентировочно назначаемого конического роликоподшипника средней серии. Так как диаметр впадин шестерни df1 = 65,25 мм незначительно превышает диаметр вала под подшипник d1'' = 30 мм, то, как уже и указывалось, шестерню целесообразно изготовить заодно с валом. 2. Для ведомого вала редуктора при Т2 = iT1 = 1,6 · 41,8 = 66,8 Н•м без учета КПД передачи определяем диаметр вала по формуле d = , (36) где Т2 - крутящий момент на тихоходном валу, Н•м; [фК]?? - допускаемое напряжение на кручение для валов из углеродистой стали, МПа ([фК]?? = 20 МПа). Тогда для тихоходного вала редуктора при [фК]'' = 20 МПа из формулы (36) получаем d = 2,57•10-2 м. Согласно рекомендациям [3, с. 196], в соответствии с рядом Rб 40 (СТ СЭВ 514 - 77) принимаем диаметр вала dВ2 = 28 мм; диаметр вала под уплотнение d2' = 32 мм; диаметр вала под подшипник d2'' = 35 мм, диаметр вала под посадку ступицы зубчатого колеса d2''' = 38 мм. 3. Конструктивные размеры зубчатого колеса. Диаметр ступицы определяем по формуле d2'''' = (1,5…1,7) d2''', (37) где d2''' - диаметр вала под посадку ступицы зубчатого колеса, мм. Тогда диаметр ступицы по формуле (37) равен: d2'''' = (1,5…1,7) •38= 57…64,6 мм, принимаем диаметр ступицы d2'''' = 60 мм. Длина ступицы, согласно рекомендациям [3, с.307], определяется по формуле lСТ = (0,7…1,8) d2''', (38) где d2''' - диаметр вала под посадку ступицы зубчатого колеса, мм. Тогда по формуле (38) получаем lСТ = (0,7…1,8) •38 = 26,6…68,4 мм, принимаем длину ступицы lСТ = 36 мм. Толщина обода определяется по формуле дО = (2,5…4)mn, (39) где mn - нормальный модуль, мм. Тогда толщина обода дО = (2,5…4) •1,5 = 3,75…6 мм, принимаем толщину обода дО = 4 мм. Колесо изготовляем из поковки, конструкция дисковая. Толщина диска определяется по формуле е = (0,2…0,3)b2, (40) где b2 - ширина венца зубчатого колеса, мм. Тогда толщина диска е = (0,2…0,3) •36 = 7,2…10,8 мм, принимаем е = 9 мм. Согласно рекомендациям [3, с.308], диаметр отверстий в диске назначается конструктивно, но не менее 15…20 мм. 2.7 Конструктивные размеры элементов корпуса и крышки редуктораКорпус и крышку редуктора изготовим литьем из серого чугуна. 1. Толщина стенки корпуса, согласно рекомендациям [3, с.308], определяется по формуле д = 0,025 aw + 1…5 мм, (41) где aw - межосевое расстояние, мм. Тогда толщина стенки корпуса д = 0,025 aw + 1…5 мм = 0,025•90 + 1…5 мм = 3,25…7,25 мм, принимаем толщину стенки д = 6 мм. 2.Согласно рекомендациям [3, с.308], толщина стенки крышки корпуса редуктора, определяется по формуле д1 = 0,02 aw + 1…5 мм, (42) где aw - межосевое расстояние, мм. Тогда толщина стенки крышки корпуса по формуле (42) д1 = 0,02 aw + 1…5 мм = 0,02•90 + 1…5 мм = 2,8…6,8 мм, принимаем толщину стенки крышки редуктора д 1 = 5 мм. 3. Толщина верхнего пояса корпуса редуктора определяется по формуле s = 1,5 д, (43) где д - толщина стенки корпуса, мм. Тогда s = 1,5 д = 1,5 • 6 = 9 мм. Принимаем s = 9 мм. 4. Толщина пояса крышки редуктора, согласно рекомендациям [3, с.308], определяется по формуле s1 = 1,5 д1, (44) где д 1 - толщина стенки крышки корпуса, мм. Тогда s1 = 1,5 д1 = 1,5 • 5 = 7,5 мм. Принимаем s1 = 7 мм. 5. Согласно рекомендациям [3, с. 308], толщина нижнего пояса корпуса редуктора определяется по формуле t = (2…2,5) д , (45) где д - толщина стенки корпуса, мм. Тогда t = (2…2,5) д = (2…2,5) • 6 = 12…15 мм. Принимаем t = 14мм. 6. Согласно рекомендациям [3, с.308], толщина ребер жесткости корпуса редуктора, определяется по формуле С = 0,85 д, (46) где д - толщина стенки корпуса, мм. Тогда С = 0,85 д = 0,85 • 6 = 5,1 мм. Принимаем С = 5 мм. 7. Диаметр фундаментальных болтов, согласно рекомендациям [3, с.308], определяется по формуле dФ = (1,5…2,5)д, (47) где д - толщина стенки корпуса, мм. Тогда dФ = (1,5…2,5)д = (1,5…2,5) • 6 = 9…15 мм. Принимаем dФ = 12 мм. 8. Ширина нижнего пояса корпуса редуктора (ширина фланца для крепления редуктора к фундаменту), согласно рекомендациям [3, с.308], определяется по формуле К2 = 2,1 dФ, (48) где dФ - диаметр фундаментных болтов, мм. Тогда К2 = 2,1 dФ = 2,1· 12 = 25,2 мм. Принимаем К2 = 25 мм. 9. Диаметр болтов, соединяющих корпус с крышкой редуктора, определяется по формуле dК = (0,5…0,6) dФ, (49) где dФ - диаметр фундаментных болтов, мм. Тогда dК = (0,5…0,6) dФ = (0,5…0,6) • 12 = 6…7,2 мм. Принимаем dК = 6 мм. 10. Ширина пояса (ширина фланца) соединения корпуса и крышки редуктора около подшипников определяется по формуле К = 3 dК, (50) где dК - диаметр болтов, соединяющих корпус с крышкой редуктора, мм. Тогда К = 3 dК = 3 • 6 = 18 мм. Принимаем К = 18 мм. Ширину пояса К1, согласно рекомендациям [3, с.309], назначаем на 2…8 мм меньше К, принимаем К1 = 13 мм. 11. Диаметр болтов, соединяющих крышку и корпус редуктора около подшипников, определяется по формуле dК.П = 0,75 dФ, (51) где dФ - диаметр фундаментных болтов, мм. Тогда dК.П = 0,75 dФ = 0,75 •12 = 9 мм. Принимаем dК.П = 8 мм. 12. Диаметр болтов для крепления крышек подшипников к редуктору, согласно рекомендациям [2, с.309], определяется по формуле dП = (0,7…1,4)д, (52) где д - толщина стенки корпуса, мм. Тогда dП = (0,7…1,4) д = (0,7…1,4) • 6 = 4,2…8,4 мм. Принимаем dП' и dП'' = 6 мм для быстроходного и тихоходного валов. 13. Диаметр отжимных болтов принимаем из диапазона 8…16 мм (d = 8). 14. Диаметр болтов для крепления крышки смотрового отверстия dК.С, согласно рекомендациям [3, с.309], принимается от 6 до 10 мм. Принимаем dК.С = 8 мм. 15. Диаметр резьбы пробки (для слива масла из корпуса редуктора), согласно рекомендациям [3, с.309], определяется по формуле dП. Р = (1,6…2,2) д, (53) где д - толщина стенки корпуса, мм. Тогда по формуле (53) получаем dП. Р = (1,6…2,2) д = (1,6…2,2) · 6 = 9,6…13,2 мм. Принимаем dП. Р = 12 мм. 2.8 Конструктивные размеры валов, подшипниковых узлов1. Зазор между внутренней боковой стенкой корпуса и торцом шестерни определяется из соотношения y = (0,5…1,5) д, (54) где д - толщина стенки корпуса, мм. Тогда по формуле (54) получаем y = (0,5…1,5) • 6 = 3…9 мм. Принимаем y = 6 мм. Так как lСТ < b1, то размер y берем от торца шестерни. 2. Расстояние между внутренней стенкой корпуса редуктора и окружностью вершин зубьев колеса и шестерни определяется из соотношения y1 = (1,5…3) д, (55) где д - толщина стенки корпуса, мм. Тогда по формуле (55) получаем y1 = (1,5…3) • 6 = 9…18 мм. Принимаем y1 = 14 мм. Для обеспечения достаточной вместимости масляной ванны картера редуктора расстояние от окружности dа2 до внутренней стенки картера ориентировочно назначаем из соотношения y1' = (3…4) д, (56) где д - толщина стенки корпуса, мм. Тогда по формуле (56) получаем y1' = (3…4) · 6 = 18…24 мм. Принимаем y1' = 21 мм. 3. Длины выходных концов быстроходного l1 и тихоходного l2 валов определяются из соотношения l = (1,5…2) dВ, (57) где dВ - диаметр вала, мм. Тогда длина выходного конца быстроходного вала l1 = (1,5…2) • 24 = 36…48 мм. Принимаем . l1 = 42 мм. Длина выходного конца тихоходного вала l2 = (1,5…2) • 28 = 42…56 мм. Принимаем . l2 = 48 мм. 4. Назначаем тип подшипников качения для быстроходного и тихоходного валов и определяем конструктивные размеры подшипниковых узлов. Предварительно назначаем родиальные роликоподшипники воспринемающие только радиальную нагрузку . При значительной разнице диаметров посадочных участков валов под подшипники (d1'' = 30 мм, а d2'' = 35 мм) следует ожидать , что для тихоходного вала подойдет более легкая серия подшипника, чем для быстроходного. Здесь типоразмеры подшипников намечаем ориентировочно для возможности компоновки редуктора; в дальнейшем при подборе подшипников по динамической грузоподъемности их параметры будут уточнены. Ориентируясь на среднюю серию подшипника для быстроходного и легкую серию для тихоходного валов, согласно рекомендациям [3, табл. П41], получаем: d = d1??= 30 мм, Т?max = 19 мм, D1 = 72 мм; d = d2?? = 35 мм, Т??max = 17 мм, D2 = 72 мм. Размер Х определяется по формуле Х = 2 dП, (58) где dП - диаметр болтов для крепления крышек подшипников к редуктору, мм. Тогда для быстроходного вала Х' = 2 dП' = 2 • 6=12 мм. Для тихоходного вала Х'' = 2 dП?? = 2 •6 =10 мм. Размеры l1' и l2' определяем по формуле l = 1,5Тmax, (59) где Тmax - ширина подшипника, мм. Тогда по формуле (59) получаем l1' = 1,5 Т?max = 1,5 • 19 = 28,5 мм, l2' = 1,5 Т??max = 1,5 • 17 = 25,5 мм. Принимаем l1' = 28 мм, l2' = 25 мм. Расстояние от торца подшипника быстроходного вала до торца шестерни l1'' = 8…18 мм, принимаем l1'' = 12 мм. Размер l1''' = 8…18 мм, принимаем l1''' = 12 мм. Осевой размер глухой крышки подшипника тихоходного вала l2'' = 8…25 мм, принимаем l2'' = 15 мм. 5. Определяем расстояния a1 и a2 по длине оси вала от точки приложения сил, возникающих в зубчатом зацеплении, до точек приложения опорных реакций, которые ориентировочно примем на уровне внутренних торцов подшипников в точках А и В оси вала. Для тихоходного вала расстояние a2 определяется по формуле a2 = y + 0,5lСТ, (60) где y - зазор между внутренней боковой стенкой корпуса и торцом шестерни, мм; lСТ - длина ступицы, мм. Тогда по формуле (60) получаем a2 = 6 + 0,5 • 36 = 24 мм. Принимаем a2 = 25 мм. Для быстроходного вала расстояние a1 определяется по формуле а1 = l1'' + 0,5b1, (61) где l1'' - расстояние от торца подшипника быстроходного вала до торца шестерни, мм; b1 - ширина венца шестерни, мм. Тогда по формуле (61) получаем а1 = 12 + 0,5 • 39 = 31,5 мм. Принимаем a1 = 32 мм. 6. Определяем габаритные размеры редуктора. Ширину редуктора определяем по формуле ВР = l2 + l2' + Т??max + y + lСТ + y + l1'' + Т?max +l1'+ l1, (62) где l2 - длина выходного конца тихоходного вала, мм; где Т??max - ширина подшипника тихоходного вала, мм; Т?max- ширина подшипника быстроходного вала, мм; y - зазор между внутренней боковой стенкой корпуса и торцом шестерни, мм; lСТ - длина ступицы, мм; l1'' - расстояние от торца подшипника до торца шестерни, мм; l1 - длина выходного конца быстроходного вала, мм. Тогда по формуле (62) получаем ВР = 48+25+17+6+36+6+12+19+28+42=239 мм. Принимаем ширину редуктора ВР = 240 мм. Длину редуктора определяем по формуле LР = К1 + д + y1 + 0,5 dа2 + aw + 0,5 dа1+ y1 + д + К1, (63) где К1 - ширина пояса, мм; д - толщина стенки корпуса, мм; y1 - расстояние между внутренней стенкой корпуса редуктора и окружностью вершин зубьев колеса и шестерни, мм; dа1, dа2 - диаметры вершин зубьев шестерни и зубчатого колеса, мм; aw - межосевое расстояние, мм. Тогда по формуле (63) получаем LР = 2• (13 + 6 + 14) + 0,5• (114 + 72) + 90 = 249 мм. Принимаем длину редуктора LР = 250мм. Высоту редуктора определяем по формуле НР = д1 + y1+ dа1 + dа2 + y11 + t, (64) где д1 - толщина стенки крышки корпуса редуктора, мм; y1 - расстояние между внутренней стенкой корпуса редуктора и окружностью вершин зубьев колеса и шестерни, мм; dа1 - диаметр вершин зубьев шестерни колеса, мм; dа2 - диаметр вершин зубьев зубчатого колеса, мм; y11 - расстояние от окружности dа2 до внутренней стенки картера, мм; t - толщина нижнего пояса корпуса редуктора, мм. Тогда по формуле (64) получаем НР = 5 + 14 + 72+114 + 21 + 14 = 240 мм. Принимаем высоту редуктора НР = 240 мм. 2.9 Первый этап эскизной компоновки редуктораЭтот этап эскизной компоновки имеет целью установить приближенно положение зубчатых колес относительно опор, чтобы иметь возможность определить опорные реакции и подобрать подшипники. Эскизную компоновку ведем на одной проекции - разрезе по осям валов (в масштабе 1: 1). Порядок вычерчивания (рис. П. 1.1). 1. Посередине листа проводим горизонтальную осевую линию - ось симметрии редуктора, затем две вертикальные осевые линии, соответствующие осям валов на расстоянии аw = 90 мм. 2. Вычерчиваем без разреза шестерню и зубчатое колесо вместе со ступицей. 3. Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса; при этом принимаем: а) зазор между торцом и внутренней стенкой корпуса y = 6 мм; б) расстояние между внутренней стенкой корпуса и окружностью вершин зубьев колеса и шестерни y1 = 14 мм. 4. Размещаем подшипники валов, нанося на чертеж их габариты. 2.10 Проверка прочности валовПрочность валов проверим по гипотезе наибольших касательных напряжений.
Страницы: 1, 2
|