Рынок информационных продуктов и услуг, его характеристики
Рынок информационных продуктов и услуг, его характеристики
.Рынок информационных продуктов и услуг, его характеристики. Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг. Рынок информационных продуктов и услуг (информационный ры-нок) -- система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обыч-ными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. Основным источником информации для информационного обслуживания в современ-ном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и по-купки информационных услуг. Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть: * центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное на-копление и редактирование в них информации; * центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных; * службы телекоммуникации и передачи данных; * специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи; * коммерческие фирмы; * информационные брокеры. Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи. История развития рынка информационных услуг С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учереждений, учебных заведений. Основные потребители -- ученые и специалисты в области науки и техники. С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации. С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний. Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в уда-ленных от пользователя базах данных. Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. Структура рынка информационных продуктов и услуг Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, ад-министративных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии. В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информа-ционных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются: 1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации. Пример. В настоящее время в России получают распространение современные мировые технические достижения: * возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вы-вести информационные ресурсы России на мировой рынок; * технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды; * электронная почта в компьютерной сети РЕДКОМ, в которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов. 2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. Пример . Закон "Об информации, информатизации и защите информации". Закон "Об авторском праве и смежных правах". Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных". Закон " О правовой охране топологий интегральных схем". 3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структу-ры, помогающие находить нужную информацию. Пример. "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где обоб-щены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и рас-пространителей. 4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Инфраструктура информационного рынка -- совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагаю-щих однородные информационные продукты и услуги. Инфраструктуру информационного рынка можно представить следующим образом: Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг. 1-й сектор--деловая информация, состоит из следующих частей: * биржевая и финансовая информация -- котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками явля-ются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компа-нии, банки; * статистическая информация -- ряды динамики, прогнозные модели и оценки по эко-номической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются госу-дарственные службы, компании, консалтинговые фирмы; * коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям рабо-ты и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специаль-ные информационные службы. 2-й сектор --информация для специалистов,, содержит следующие части: * профессиональная информация -- специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.; * научно-техническая информация -- документальная, библиографическая, рефератив-ная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности; * доступ к первоисточникам -- организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах. 3-й сектор--потребительская информация, состоит из следующих частей: * новости и литература -- информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии; * потребительская информация -- расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.; * развлекательная информация -- игры, телетекст, видеотекст. 4-й сектор--услуги образования, включает все формы и ступени образо-вания: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие сис-темы, методики обучения и пр. 5-й сектор --обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей: * программные продукты -- программные комплексы с разной ориентацией -- от про-фессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспе-чение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типо-выми математическими методами и др.; * технические средства -- компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтех-ника, сопутствующие материалы и комплектующие; * разработка и сопровождение информационных систем и технологий -- обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуаль-ных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, со-здание и сопровождение баз данных; * консультирование по различным аспектам информационной индустрии -- какую при-обретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятель-ность и т.д.; * подготовка источников информации -- создание баз данных по заданной теме, облас-ти, явлению и т.п. Примечание. В каждом секторе может быть организован любой вид доступа: * непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях; * дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении ком-пьютерным базам данных. Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информа-ционных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство. Можно представить следующие функции информационного бизнеса: управление финансами и ведение учета; управление кадрами; материально-техническое снабжение; организация производства; маркетинговые исследования; лизинговые операции; консультационное обслуживание; страхование имущества и информации; организация службы информационной безопасности; сервисное обслуживание.
|