Рефераты
 

Совершенствование организационно-технологической подготовки производства на основе информационных систем управления проектами

Совершенствование организационно-технологической подготовки производства на основе информационных систем управления проектами

3

Аннотация

Данный дипломный проект выполнен в объеме 80 листов пояснительной записки. Также он содержит графическую часть - 10 плакатов, 2 таблицы и 8 приложений. Для разработки данного проекта мной использовалось 9 источников, названия которых представлены в списке литературы.

Проект содержит описание подготовки производства на судостроительном предприятии, виды сетевых графиков, используемых в организационно-технологической подготовке производства, сведения об информационных системах управления проектами, технологию и нормирование сборки и сварки, а также сетевой график постройки верхней палубы полупогружной платформы и его оптимизацию.

Мной, как автором данного дипломного проекта, предложено совершенствование организационно-технологической подготовки производства при помощи информационных систем управления проектами, разработана концепция подготовки производства в новых условиях, выполнен контрольный пример, позволяющий оценить преимущества от предложенных мероприятий.

Содержание

Введение

1. Анализ действующей на предприятии организационно-технологической подготовки производства

1.1 Генеральный график постройки заказа

1.2 Укрупненный сетевой технологический график

1.3 Система планово-учетных единиц работ

1.4 Рабочий сетевой график

1.5 Рабочие графики обеспечения постройки на стапеле и испытаний основных заказов

1.6 Каскадный график

2. Разработка предложений по совершенствованию организационно-технологической подготовки производства на основе информационных систем управления проектами

2.1 Принцип работы и задачи информационных систем управления проектами

2.2 Классификация информационных систем управления проектами и характеристика их рынка сбыта

2.3 Разработка структуры организационно-технологической подготовки производства на основе информационных систем управления проектами

3. Адаптация пакета MS Project к задачам судостроительного производства

3.1 Разработка укрупненной технологии сборки, сварки и монтажа верхней палубы платформы полупогружной

3.2 Укрупненное нормирование и расчет длительности выполнения операций

3.3 Разработка сетевого графика верхней палубы платформы полупогружной

3.4 Оптимизация сетевого графика в программе MS Project

3.5 Моделирование процесса отслеживания реального хода выполнения работ

3.6 Разработка формы отчетов

3.7 Подведение итогов по выполненной работе с использованием данных программы MS Project

4. Технико-экономические показатели проекта

4.1 Основы оценки эффективности информационных систем управления проектами

4.2 Методика и критерии оценки экономической эффективности информационных систем управления проектами

4.3 Расчет окупаемости системы Primavera

Заключение

Список литературы

Введение

В судостроении используется большое количество различного рода организационно-технологических документов. Это объясняется многообразием видов производства и его подготовки, длительностью и значительной трудоемкостью постройки судов. Поэтому особое значение имеет согласование коллективных действий всех участников создания судна на стадиях научных исследований, конструкторской подготовки производства у генерального проектанта судна, комплексной подготовке производства на предприятии строителе, постройки судов, изготовления и поставки комплектующих изделий, испытаний и сдачи судна заказчику, что является основной функцией организационной подготовки производства. [1]

Основой повышения технического уровня судостроительного производства является четкая организация работ по всем видам комплексной подготовки производства с использованием методов автоматизации формирования конструкторских, технологических и организационных документов.

Организационно-технологическая подготовка производства в комплексной системе подготовки производства занимает ведущее положение и предопределяет совершенство и качество всей подготовки производства. Она должна базироваться на долгосрочных научно-технических программах, должна быть направлена на создание новых современных судов и производство новых изделий судового машиностроения.

В настоящее время широко применяются на предприятиях гибкие производственные системы и автоматизированные системы управления проектами. Безусловная перспективность их очевидна как в значительном росте производительности труда, так и в социальных аспектах, поэтому организационно-технологической подготовке производства отводится еще большая роль в повышении эффективности судостроительного производства.

1. Анализ действующей на предприятии организационно-технологической подготовки производства

Современные корабли являются сложной, наукоемкой продукцией, для которой затраты на подготовку производства сопоставимы с затратами на само производство. Подготовка производства представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов реконструкции и технического перевооружения научно-исследовательского, конструкторского, технологического, материально-технического, организационно-планового, экономического и социально-психологического характера, обеспечивающих полную готовность предприятий к строительству судов и кораблей.

Принципиальная схема подготовки производства начального этапа строительства заказа включает следующие направления:

- отработка на технологичность; проработка и заключение по эскизному и техническому проектам корабля (анализ проектов);

- разработка основных положений по технологии и организации постройки корабля;

- разработка графиков подготовки производства, в том числе организация новых производств и участков;

- разработка документации для годовых планов работы предприятия;

- расчеты пропускной способности цехов и предприятия в целом;

- разработка планов технического прогресса, в том числе мероприятия по подготовке, совершенствованию производства и приобретению оборудования;

- конструкторская документация по проекту корабля;

- технологическая документация по проекту корабля;

- создание оснастки и нестандартного оборудования.

По результатам выполнения указанных выше разделов разрабатывается и реализуется общий план по подготовке производства.

Общий план мероприятий по подготовке производства состоит из трех разделов:

- график подготовки производства по конкретному проекту корабля;

- мероприятия по совершенствованию производства - план технического прогресса;

- перечень специальной оснастки и нестандартного оборудования.

Все указанные выше разделы должны иметь конкретную номенклатуру работ на каждый год с указанием сроков и исполнителей. Мероприятия предварительно прорабатывают по материально-техническому обеспечению, финансированию, возможностям технической реализации и включают в общий план работы предприятия на следующий год.

Практическое осуществление плана в течение года систематически контролируется специальными службами и руководством предприятия. [2]

В процессе технической подготовки на судостроительных предприятиях ежегодно разрабатываются тысячи конструкторских документов (рабочие чертежи и спецификации к ним, ведомости заказа оборудования и т.п.), десятки тысяч технологических документов (ведомости технологических комплектов, комплектовочные ведомости, технологические процессы, журналы пооперационной приемки и т.п.), выписывают сотни тысяч планово-учетных карт, накладных, ордеров, требований, журналов учета и т.п.

Кроме этого, на каждое изделие разрабатывают подетальные и сводные материальные и трудовые нормативы. Подготовка этой документации необходима для планирования, материального обеспечения, организации и регулирования производственных процессов, а также для учета изготовляемых деталей и изделий. Разработкой, составлением и оформлением этой документации занят многочисленный аппарат заводоуправления и служб цехов, более того, в этой же работе участвует и производственный персонал (бригадиры, мастера).

Такие особенности производства технически сложных изделий, каким является современный корабль, как длительный цикл его изготовления, большой объем незавершенного производства, многоступенчатость системы планово-учетных единиц, необходимость начинать постройку головного заказа до полного окончания рабочего проектирования и другие, - все это накладывает на техническую подготовку производства жесткие ограничения по времени, требует оперативного выпуска документов, непосредственно обеспечивающих и сопровождающих производственный процесс.

Принято выделять следующие относительно обособленные виды подготовки производства:

Реконструкция и техническое перевооружение производства к постройке корабля нового проекта представляют собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих постройку кораблей нового проекта сооружениями, необходимыми площадями, коммуникациями, подъемно-транспортными механизмами.

Создание передовой военной техники при обеспечении минимума затрат требует постоянного совершенствования производства. Оно основывается, главным образом, на механизации и автоматизации производства. Суть механизации производства сводится к внедрению в производственный процесс машин и механизмов для выполнения каких-либо работ с целью увеличения производительности и снижения трудоемкости ручного труда. При этом под комплексной механизацией понимается сбалансированное внедрение машин и механизмов относительно всех технологических процессов, необходимых для выпуска изготовляемой в рамках производственной системы продукции.

Автоматизированные производственные составляющие (автоматизированное оборудование, автоматизированные линии) отличаются от механизированных наличием встроенных функций управления производственным процессом. Команды управления вводятся извне в виде управляющих программ. Поскольку эффективная разработка управляющих программ невозможна без использования современных информационных технологий и вычислительной техники, то комплексная автоматизация производства - это не простое внедрение сложных автоматизированных комплексов, а совершенствование производства на основе внедрения некоторого сбалансированного множества средств автоматизации производственных процессов и инженерной подготовки производства.

Конструкторская подготовка производства - заключается в разработке проектных конструкторских документов, ведомостей заказа материалов и оборудования, принципиальных технологий и организаций постройки корабля, выпуске рабочих конструкторских документов судостроительной верфи и изделий судового машиностроения, выпуске эксплуатационных и ремонтных документов, создании макетов, моделей устройств и стендов для проведения испытаний различных конструкций и устройств корабля. Особенностью судостроительного производства является деление конструкторской подготовки производства на конструкторскую подготовку у проектантов головного судна и конструкторскую подготовку на предприятии-строителе.

Конструкторами предприятия-строителя разрабатываются проекты, схемы, чертежи и ведомости на следующие виды работ: оборудование построечного места, закладка корабля и его спуск; энергоснабжение корабля до спуска (вывода) на воду и на плаву; размещение на корабле обслуживающих постов разного назначения, предназначенных для отдельных видов технологического оборудования; проектирование механизированных, комплексно-механизированных и автоматизированных линий и участков, новых видов производств для обеспечения постройки головного корабля нового проекта; разработка мероприятий по охране труда и технике безопасности; корректировка всей технической документации верфи по извещениям на изменения, вносимыми авторами проектов судов и продукции судового машиностроения.

Материально-техническая подготовка производства сосредоточена главным образом на предприятии-строителе. Основной задачей материально-технической подготовки производства является обеспечение постройки кораблей необходимыми материалами и комплектующими изделиями в соответствии с заказными ведомостями и запланированной номенклатурой, объемами и сроками договорных поставок и выполнения собственных работ. Ответственным звеном работы отдела материально-технического обеспечения на предприятии являются учет, контроль и отчетность за состоянием материально-технических работ.

В целом работа отдела материально-технического снабжения делится на работу с внешними поставщиками: поиск наиболее выгодных поставщиков, заключение договоров, отслеживание поставок, их оплата, составление претензий и т.д.; и на внутризаводскую: определение годовой, квартальной, месячной потребности в сырье, материалах, топливе и других предметах снабжения на основе потребностей материально-технических работ и норм их расхода, отслеживание и регистрация движения материально-технических работ.

Экономическая подготовка производства приобретает все большее значение в рыночных условиях работы. Традиционными задачами экономической подготовки являлись: определение цены корабля (прибыль регламентировалась порогом 20 % от всех издержек предприятия), согласование цены с заказчиком, установление сроков и источников финансирования работ, списание издержек, оценка вариантов строительства корабля, экономическое обоснование мероприятий, связанных с внедрением новых технологических процессов, модернизацией производства.

В настоящее время получение государственного заказа не гарантируется априори, а осуществляется, как правило, через тендер. При этом заводская себестоимость заказа является одним из наиболее существенных факторов, определяющих размещение заказа на том или ином предприятии. Таким образом, важнейшей функцией экономической подготовки производства становится не учет затрат, а управление затратами.

Ввиду переменного характера загрузки мощностей продукцией оборонного назначения, предприятия выполняют самостоятельный поиск коммерческих заказов и осуществляют стратегическое и тактическое управление производством на основе экономического подхода. Сегодня прибыль является главной целью любого предприятия и показателем успешной его деятельности.

Подготовка кадров - заключается в обеспечении постройки судов необходимыми кадрами рабочих и инженерно-техническими работниками соответствующей квалификации.

Широкое использование при подготовке производства вычислительной техники и автоматизированных систем различных классов привело к тому, что обязательным условием профессиональной инженерной подготовки в вузах становится изучение дисциплин, связанных с новыми информационными технологиями.

В настоящее время на многих судостроительных предприятиях создаются собственные учебные центры, в которых осуществляется освоение специалистами нового программного обеспечения, внедряемого на данном предприятии. Такой подход позволяет значительно ускорить процесс подготовки собственных высококвалифицированных кадров и снизить затраты на обучение.

Социально психологическая подготовка производства предполагает создание на предприятии-строителе, в его подразделениях и службах благоприятного социально-психологического климата, обеспечивающего создание продукции высокого качества в установленные сроки с минимальными трудовыми и материальными издержками.

Мировой опыт показывает, что при одинаковых условиях технической оснащенности производства, компьютеризации подготовки производства значительного преимущества в качестве продукции и снижения издержек можно добиться, подключив «человеческий» фактор.

Особое место в комплексной подготовке производства занимает организационная и технологическая подготовка производства. Технологическая подготовка производства на судостроительном предприятии включает определение полного состава работ, необходимых для постройки корабля и распределение этих работ по этапам строительства между цехами-участниками; реализует комплекс работ по проектированию и внедрению новых и совершенствованию действующих технологических процессов, проектированию и изготовлению технологической оснастки, выбору оборудования, установлению нормативов использования труда, материалов, оборудования.

В целом технологическая подготовка производства верфи значительно отличается от технологической подготовки производства обычного машиностроительного предприятия. В традиционном (ручном) варианте ее выполнения продолжительность технологической подготовки производства верфи соизмерима с продолжительностью строительства корабля, что объясняется как ее масштабом (она охватывает 10 видов судостроительного производства), так и необходимостью внесения значительного объема конструкторских и технологических изменений в период постройки головных кораблей.

Спецификой технологической подготовки производства верфи является и совмещение по срокам конструкторской подготовки производства в конструкторском бюро с технологической подготовкой производства на предприятии путем участия технологов завода в работе ЦКБ, начиная со стадии технического проектирования. Это касается, прежде всего, разработки принципиальной технологии и организации строительства корабля: разбивке корпуса корабля на сборочные единицы с учетом производственных условий предприятия-строителя, выборе схемы формирования корпуса корабля на построечном месте, размещения производства на предприятии. Кроме этого, в рабочие конструкторские документы верфи (в спецификации к ним) включают данные по технологии и организации постройки корабля.

До недавнего времени еще одной особенностью технологической подготовки производства судостроительного предприятия являлось наличие в ее составе самостоятельного раздела - плазово-технологической подготовки производства, в процессе которой выполнялось дополнение геометрической и технологической информации по корпусу корабля, поступаемой от проектанта.

Организационная подготовка производства заключается в согласовании коллективных действий всех участников создания корабля, начиная со стадии научных исследований конструкторской подготовки производства у проектанта и заканчивая комплексной подготовкой производства на предприятии, строительстве, испытаниями и сдачей корабля заказчику. Основными организационно-технологическими документами предприятия-строителя, являются графики комплексной подготовки производства, генеральные и технологические сетевые графики постройки кораблей, стапельные расписания.

1.1 Генеральный график постройки заказа

«Генеральный график постройки судна - это сформированная на основе методов сетевого планирования графическая информационная модель процесса создания головного заказа в терминах работ и событий, построенная в реальном масштабе времени и отображающая последовательность выполнения важнейших событий создания заказа (в том числе событий по проектированию, подготовке производства, постройки, испытанию заказа, созданию основного вновь проектируемого комплектующего оборудования и основным контрагентским поставкам), связи между исполнителями и состояние технической готовности заказа на первое число каждого квартала года постройки. Он включает около 200 (не более 250) типовых событий и отображает процесс создания головного корабля от начала проектирования до завершения его строительства. Его назначение - это обеспечение функционирования системы контроля за процессом создания головного заказа, признанного головным, включенного в систему контроля на уровне Министерства.

События генерального графика должны быть обязательно включены в рабочий сетевой график на данный заказ с аналогичными принятыми условными обозначениями и кодами, предусмотренными сводным перечнем кодов и наименований типовых событий, либо с составлением таблицы соответствия кодов генерального графика с кодами рабочего сетевого графика.

В генеральном графике предусмотрены следующие разделы: проектирование, подготовка производства, постройка, основные контрагентские поставки, электро-монтажные работы, испытания.

В разделе «Проектирование» отражают:

- межотраслевую и внутриотраслевую кооперацию по проектированию;

- выполнение опытных и макетных работ;

- процесс разработки и выпуск чертежей, эксплуатационной и приемно-сдаточной документации проекта.

В разделе «Подготовка производства» отражают:

- капитальное строительство и реконструкцию завода;

- основные этапы конструкторской и технологической подготовок производства;

- заявки на материалы;

- получение фондов на материалы;

- заявки на оборудование;

- получение фондов на оборудование;

- заявки на кабель;

- получение фондов на кабель.

В разделе «Постройка» отражают:

- технологию строительства заказа от начала обработки металла до предъявления к швартовным испытаниям;

- изготовление деталей машиностроительной части с длительным циклом производства.

В разделе «Основные контрагентские поставки» отражают:

- основные этапы создания головных образцов оборудования;

- поставку головных образцов;

- поставку важнейшего серийного оборудования.

В разделе «Электро-монтажные работы» отражают:

- работы предприятия, выполняющие электро-монтажные работы.

В разделе «Испытания» отражают:

- перевод на сдаточную базу;

- основные этапы испытаний.

Разработку генерального графика на головные заказы обеспечивает главный конструктор центрального конструкторского бюро-проектанта по разделам. Для разработки генерального графика центральное конструкторское бюро-проектант запрашивает и получает от предприятий, участвующих в создании заказа, фрагменты генерального графика, соответствующие разделам. Генеральный график разрабатывается в месячный срок после выхода приказа Министра об утверждении технического проекта и обеспечении постройки заказа на весь период его создания, начиная с события «Технический проект утвержден» до события «Приемный акт подписан». Генеральный график на стадии рабочего проектирования и постройки разрабатывается на основе следующих документов: приказа Министра об утверждении технического проекта и обеспечении постройки заказа, укрупненного сетевого графика в составе технического проекта, принципиальной технологии постройки, графика на разработку рабочих чертежей, графика подготовки производства, сводного перечня наименования типовых событий настоящих «Основных положений», постановления вышестоящего директивного органа по поставкам материалов и комплектующего оборудования.

Продолжительность работ при разработке генерального графика определяется на основании технологических графиков постройки судов, исходя из трудоемкости проектных работ и работ по постройке судна, которая устанавливается документами, действующими в отрасли, а также по опыту завода-строителя и других участников создания заказа. При определении календарных сроков надлежит руководствоваться директивными сроками проектирования и постройки, утвержденными в пятилетнем плане. Генеральный график вычерчивается на формате А1 и содержит: коды, наименования и сроки выполнения событий, а также проценты технической готовности на первое число каждого квартала года постройки.

Согласование генерального графика постройки заказа осуществляет главный конструктор проекта или заказа. Согласование разделов генерального графика состоит в следующем:

- установление наличия связей между исполнителями;

- согласование формулировок граничных событий;

- согласование сроков свершения граничных событий.

Сшивание» заканчивается визированием общего генерального графика ответственными исполнителями. Титульный лист оригинала генерального графика создания головного заказа подписывается главным конструктором проекта, руководителем проектной организации, директором завода-строителя, директором предприятия, выполняющего электромонтажные работы. После этого оригинал генерального графика высылается в Главное производственное управление на утверждение в Министерстве.

После утверждения Министерством, генеральный график размножается центральным конструкторским бюро-проектантом. Копии генерального графика рассылаются в следующие адреса:

- департаменту судостроения по подчиненности завода-строителя;

- заводу строителю;

- департаменту судостроения по подчиненности центрального конструкторского бюро-проектанта;

- предприятию, выполняющему электромонтажные работы;

- главному вычислительному центру Министерства.

Оригинал генерального графика находится в центральном конструкторском бюро-проектанте. Одновременно с утвержденным генеральным графиком центральное конструкторское бюро-проектант представляет в главный вычислительный центр исходную информацию по графику для записи на машинных носителях - таблицы плановых данных в виде перфоленты и распечатки с нее. Порядок и основные правила оформления таблицы плановых данных определяется инструкцией, разработанной главным вычислительным центром. Передача составленной таблицы плановых данных в главный вычислительный центр производится:

- для открытой информации - по каналам связи;

- для закрытой информации - в незашифрованном виде на перфоленте почтой через спецотдел. [3]

1.2 Укрупненный сетевой технологический график

Укрупненный сетевой технологический график - сформированная на основе методов сетевого планирования и управления графическая модель принципиальной технологии, с иерархической структурой разбивки работ постройки судна, наглядно отображающая последовательность и продолжительность выполнения работ, с разбивкой по периодам, технологическим этапам и указанием процента нарастания технической готовности на конец каждого этапа. Он содержит около 600 событий и разрабатывается в программе MS Project. Этот график предназначен:

- для организации и управления процессом постройки судна на уровне руководства общества;

- для установления технологами научно-технического управления номера этапа работ в технологических комплектах.

Одним из приоритетов графика является отражение принципиальной технологии и планомерное распределение объемов работ по технологическим этапам постройки судна. Основой формирования (построения) данного графика и рабочего сетевого графика является структура разбивки работ постройки судна.

Укрупненный сетевой технологический график:

- входит в состав технологического графика постройки судна и разрабатывается для головного и серийных судов;

- служит основой для разработки рабочего сетевого графика;

- относится ко второму уровню управления производством;

- разрабатывает бюро разработки графиков и трудоемкости научно-технического управления на стадии подготовки производства на основе следующих документов:

а) приказа генерального директора или другого руководящего указания руководства предприятия;

б) генерального графика постройки - для кораблей или контрактного графика - для судов;

в) принципиальной технологии;

г) структуры разбивки работ судна.

Укрупненный сетевой технологический график разрабатывают на разделы «Постройка» и «Испытания» генерального и контрактного графиков, с привязкой работ к технологическим периодам и этапам постройки. Продолжительность периодов измеряется в рабочих днях.

Укрупненный сетевой технологический график выполняют на электронно-вычислительной машине и может быть двух видов:

- в сетевом исполнении - когда сетевая модель может быть изображена в виде ориентированного графа, состоящего из стрелок и кружков (событий).

- в виде графика” Ганта” - линейная диаграмма, где перечень работ - структура разбивки работ, выполняется в виде столбца слева от графика, а сами работы в виде «предшествующей» и «последующей» горизонтальных линий, с установлением связей между ними, посредством «дуги». Вид графика устанавливает заместитель главного технолога по проекту.

Укрупненный сетевой технологический график используется:

- производствами и отделами предприятия при анализе постройке судов, обеспечения его основными поставками оборудования под процент технической готовности на данный период;

- технологами при разработке рабочих сетевых графиков;

- при разработке рабочих графиков строителями;

- в системе перспективного планирования;

- при планировании изготовления изделий машиностроительной части с длительным циклом изготовления и является информационной базой поставки оборудования под процент технической готовности судна.

Разработка укрупненного сетевого технологического графика включает:

- ознакомление с генеральным графиком или контрактным графиком постройки судна;

- разработку структуры разбивки работ;

- разработку укрупненных фрагментов сетевых графиков, в составе структуры разбивки работ, профилирующими бюро научно-технического управления на изготовление и формирование корпусных конструкций, сборку агрегатов, монтаж изделий, механизмов и систем, оборудования и устройств, окраску и установку покрытий и т.д. по указанию заместителя главного технолога, в соответствии директивным документом о разработке укрупненного сетевого технологического графика;

- разработку укрупненного фрагмента электромонтажных работ, разрабатывает бюро разработки графиков и трудоемкости и согласовывает его в составе разработанного графика;

- проработку и «сшивание» отдельных фрагментов структуры разбивки работ в укрупненный сетевой технологический график, осуществляет бюро разработки графиков и трудоемкости;

- разработку графика нарастания технической готовности судна;

- вычерчивание временной шкалы продолжительности постройки судна в периодах и этапах, с разбивкой этапа по месяцам и проставлением процента технической готовности судна на конец каждого этапа в соответствии с графиком нарастания технической готовности судна;

- анализ распределения номенклатуры и объемов работ по технологическим этапам;

- согласование и подписание укрупненного сетевого технологического графика.

После подписания укрупненного сетевого технологического графика бюро разработки графиков и трудоемкости разрабатывает «Шкалу ожиданий» и вводит ее в систему Primavera.

Разработку фрагментов входящих в состав структуры разбивки работ укрупненного сетевого технологического графика следует выполнять в следующей последовательности:

- ознакомление с конструкторско-технологической документацией по фрагменту;

- ознакомление с номенклатурой работ по фрагменту в диалоговом режиме в системе Primavera;

- ознакомление с сетевыми графиками профилирующих бюро;

- включение во фрагмент рабочего сетевого графика технологических комплектов не вошедших в сетевые графики профилирующих бюро;

- ознакомление с правилами построения графиков;

- формирование фрагмента по отдельным конструкциям, механизмам, оборудованию, системам;

- подготовка листов графика с нанесением «шкалы ожиданий».

Продолжительность работ укрупненного сетевого графика должна быть:

для головного судна:

- для кораблей - равна продолжительности постройки генерального графика;

- для судов - продолжительности контрактного графика;

- для серийного судна - продолжительность постройки определяет заместитель главного технолога по проекту, исходя из:

- продолжительности постройки укрупненного сетевого технологического графика головного судна;

- плановой неизменной трудоемкости постройки серийного судна, которая устанавливается инструктивными и методическими документами действующими в отрасли;

- опыта постройки судов на предприятиях.

Укрупненный сетевой технологический график должен быть:

подписан:

- начальником бюро разработки графиков и трудоемкости научно-технического управления;

- начальником отдела подготовки производства и нормативов;

- заместителем главного технолога;

согласован:

- главным инженером;

- заместителем генерального директора - начальником производственно-диспетчерского отдела;

- заместителем генерального директора по производству;

- заместителем главного инженера - начальником научно-технического управления - главным технологом;

- начальниками отделов научно-технического управления;

утвержден - Генеральным директором.

1.3 Система планово-учетных единиц работ

Управление постройкой судна обеспечивается системами технико-экономического и оперативно-производственного планирования. Технико-экономическое планирование работ осуществляется на базе стапельного расписания и укрупненного технологического графика, а оперативное планирование ведется на основе базовой технической и технологической документации. Эта документация дает представление о полном объеме работ по судну, с учетом технологической разбивки на планово-учетные единицы работ по каждому цеху и исполнителю с указанием конкретного объема, номенклатуры работ и времени исполнения. Под планово-учетной единицей работ понимают выделение конкретного объема работ по постройке судна для управления и планирования процесса создания судна.

Система планово-учетных единиц включает: судно, период, технологический этап, цехоэтап, технологический комплект, бригадокомплект. Заказ - основной объект производственного планирования и управления. Используется для целей технико-экономического планирования на календарные периоды: квартал, год, 5 лет, 10 лет. Объем работ по заказу подразделяется на периоды и технологические этапы. Период - часть продолжительности постройки корабля, охватывающая: от начала постройки до закладки на стапеле; от закладки до спуска на воду; от спуска на воду до сдачи заказчику. Распределение работ по периодам обычно составляет: заготовительный период - 20% от общей трудоемкости постройки судна, стапельный период - 70% от общей трудоемкости постройки судна, сдаточный период - 10% от общей трудоемкости постройки судна.

Технологический этап - часть объема работ по постройке судна, выполненная в промежутке между узловыми событиями постройки судна в пределах одного построечного периода. По узловым событиям каждого технологического этапа определяется процент продвижения технической готовности судна. Технологический этап используется для: определения объемов производства в пределах квартала и года, планирования подготовки производства, определения сроков поставки комплектующих изделий и материалов, планирования и учета себестоимости постройки. Объем работ по технологическому этапу определяется с учетом метода постройки судна и может быть различным для разных типов судов. Формирование полного объема работ в пределах технологического этапа производится путем объединения работ по технологическим комплектам. Цехоэтап - объем работ, выполняемых конкретным цехом в пределах технологического этапа. Цехоэтап используется для: планирования объемов производства на квартал и год, определения потребности и учета расходования материалов и комплектующих изделий, планирования и учета цеховой себестоимости производства. Технологический комплект - совокупность работ определенного вида, выполняемых в строгой технологической последовательности одним специализированным участком цеха в течение календарного месяца и в пределах технологического этапа. Технологический комплект является основной планово-учетной единицей работ верфи. Используется для планирования и учета объемов производства на календарный месяц и квартал. Для составления ведомостей технологических комплектов технологическая служба завода использует получаемые от центрального конструкторского бюро проектанта рабочие чертежи и укрупненный технологический график постройки головного судна. На основе ведомостей технологических комплектов бюро сетевых графиков разрабатывает фрагменты сетевых графиков, в которых в графической форме показана взаимосвязь работ по постройке судна. За фрагмент берется часть конструкции корабля - отсек. Отсек - пространство корабля вместе с оборудованием, ограниченное двумя поперечными переборками. Фрагмент содержит 1000 и более работ, в зависимости от конструкции. Выполнение работ в объеме технологического комплекта всегда закрепляется за одним исполнителем. Совокупность технологических комплектов в объеме технологического этапа с учетом информации по материалам, изделиям и оборудованию, содержащейся в спецификациях, позволяет сформировать материально-техническое снабжение строго в технологической последовательности постройки заказа. В процессе постройки корабля должны быть выделены узловые события, определяющие сроки выполнения относительно крупного или технологически законченного объема работ. Оформление факта окончания этих работ фиксируется построечным актом. Окончание работ в объеме отдельного помещения заказа или по отдельной системе или комплексу корабля оформляется построечным удостоверением подписываемом заказчиком. Учитывая значительную стоимость и длительность постройки судна весь объем работ разбивают на части - платежи заказчика. Для каждой такой части определен законченный объем работ и сумма платежа в процентах от общей стоимости судна. Количество и размеры платежей определяются платежными таблицами, согласованными между заводом и заказчиком. При этом предполагается опережающая оплата поставок материала и оборудования. Бригадокомплект - часть работ по технологическому комплекту, выполняемых бригадой в соответствии с технологическим процессом и установленной специализацией участков и бригад без перерывов.

1.4 Рабочий сетевой график

Итогом детальной проработки организации строительства корабля является создание рабочего сетевого графика строительства. Именно он служит основой для оперативного планирования работ цехам и отслеживания хода работ руководителями проекта. Он содержит от 20000 до 30000 событий.

Рабочий сетевой график - это комплекс работ верфи в объеме ведомостей технологических комплектов, отображающий технологическую последовательность формирования судна и состоящий из отдельных фрагментов в составе структуры разбивки работ укрупненного сетевого технологического графика, соединенных между собой. В качестве информационной динамической модели, отображающей процесс выполнения комплекса операций и его конечную цель, в системе сетевого планирования и управления используется сетевая модель, в которой весь комплекс операций, разбивается на отдельные, четко определенные работы на основе рабочего сетевого графика.

Рабочий сетевой график:

- формируется на базе структуры разбивки работ укрупненного сетевого технологического графика из фрагментов сетевых графиков разрабатываемых бюро разработки графиков и трудоемкости и является его детализацией на основе технологических комплектов. Наименование фрагментов рабочего сетевого графика должны соответствовать наименованию пунктов структуры разбивки работ;

- относится к четвертому уровню управления производством;

- разрабатывается один график на все суда одного проекта. Рабочие сетевые графики для каждого судна не разрабатываются;

- отображает весь комплекс работ верфи при постройке судов;

- на ОАО «ПО СЕВМАШ» разрабатывает бюро разработки сетевых графиков в системе MS Project на стадии технологической подготовки производства. Сроки разработки определяет график подготовки производства судна;

- предназначен для формирования базы данных в системе Primavera;

используется:

- в системе оперативно - производственного планирования работ цехам верфи.

Соединение фрагментов в единый сетевой график следует производить с помощью зависимостей, обеспечивающих взаимную стыковку работ. Фрагменты рабочего сетевого графика разрабатывают в три очереди по мере выпуска ведомостей технологических комплектов:

- первая очередь - разработка фрагментов изготовления конструкций, устанавливаемых на стапеле в технологической последовательности их установки;

- вторая очередь разработка фрагментов на формирование корпуса судна на стапеле;

- третья очередь разработка фрагментов на выполнение работ в отсеках и работы вне основного корпуса.

Сроки разработки фрагментов рабочего сетевого графика устанавливает заместитель главного технолога по проекту.

Каждый фрагмент после его разработки должен быть подписан исполнителем, начальником бюро, начальником отдела подготовки производства и нормативов, и согласован с начальниками профилированных отделов и утвержден заместителем главного технолога.

1.5 Рабочие графики обеспечения постройки на стапеле и испытаний основных заказов

Рабочие графики обеспечения постройки на стапеле и испытаний основных заказов (рабочие графики строителей) являются одним из основных организующих документов при управлении строительством заказов и контролем хода работ. Рабочие графики строителей повышают эффективность управления и координации выполненных работ на основных заказах, позволяют более детально представить организацию работ, обеспечивающих свершение узловых событий укрупненных технологических сетевых графиков. Информационной базой для создания рабочего графика является:

- укрупненный сетевой технологический график постройки серийных заказов;

- укрупненный график постройки заказа;

- документация, выпускаемая на основе сетевой модели (график работ в узловых событиях, машинограммы по планированию и т.п.);

- приказы и решения руководства завода-строителя по заказам;

- технологическая документация;

- конструкторская документация;

- опыт изготовления аналогичных конструкций.

По своей структуре и форме исполнения рабочие графики могут быть различного вида (сетевые, табличные и др.) Они должны содержать перечень всех работ или событий, изложенных в технологической последовательности их выполнения. Рабочие графики, содержащие в себе работы двух и более цехов, разрабатывается отделом строителей с привлечением всех участников работ и, в необходимых случаях, представителей научно-технического управления. Отделом главного строителя разрабатывается и утверждается обязательная номенклатура рабочих графиков по каждому проекту на период постройки и первого этапа испытаний. По своей структуре рабочие графики могут представлять технологические последовательности параллельно разворачиваемых работ, находящихся в определенной зависимости между собой и завершающиеся конечным событием или же простую линейную зависимость последовательно выполняемых работ.

Выбор формы рабочего графика зависит от его структуры. В случае сложной структуры выполняемых работ должен разрабатываться сетевой рабочий график. Для последовательно выполняемых работ рабочий график выполняется в табличной форме. Номенклатура включаемых работ в график и степень их детализации определяются разработчиком графика, но при этом не должна нарушаться логическая взаимосвязь работ и событий, основанная на принятой технологии.

В процессе разработки рабочего графика предварительная оценка продолжительности выполнения каждой работы должна основываться на основании технологической трудоемкости выполнения данной работы. При разработке рабочего графика строителей за основу должна приниматься существующая технология, обеспечивающая выполнение всех работ в кратчайшие сроки или в сроки, удовлетворяющие начало или завершение каких-либо работ по другим утвержденным графикам. В рабочем графике должны отражаться сроки обеспечения поставок изделий машиностроительной части, которые определены графиком поставок. Графики закрытия построечных и швартовных документов оформляются в табличном виде.

Рабочий график должен быть согласован со всеми ответственными руководителями работ, включенных в график. Определение продолжительности выполнения работы при согласовании сроков графика должно основываться на безусловном соблюдении технологии выполнения работ.

Рабочие графики, включенные в обязательную номенклатуру, а также разрабатываемые под узловые события укрупненного графика постройки, платежи или на основании приказов и решений руководства завода-строителя - должны утверждаться руководством завода-строителя. Указанные рабочие графики должны быть подписаны руководителями цеха - исполнителя работ. Графики не входящие в перечисленные, утверждаются руководством цехов-исполнителей или старшим строителем. Номенклатура работ, содержащаяся в утвержденном руководством завода-строителя рабочем графике с учетом сроков, обязательно должна отражаться службами каждого цеха как основная номенклатура соответствующего месячного плана цеха.

График закрытия построечных документов должны утверждаться генеральным директором завода-строителя не позднее пятого числа планируемого месяца. Руководители работ на заказе от каждого цеха совместно со строителями и представителями контрагентских организаций прорабатывают график закрытия построечных документов на следующий месяц и до двадцать пятого числа месяца, предшествующего планируемому, вносят в график номера построечных документов на согласованные числа месяца. Старший строитель совместно с руководителями цехов, - участниками постройки, анализируют полученный график закрытия построечных документов, при необходимости вносят изменения и дополнения, и, после подписания, представляют его на утверждение генеральному директору завода-строителя.

График закрытия швартовных документов, разрабатываемый на весь период испытаний, согласовывается аналогично графику построечных документов. Ответственными за разработку и согласование сроков закрытия швартовных документов с программами и методиками испытаний является ответственный сдатчик и сдаточный механик заказа. График закрытия швартовных документов должен утверждаться генеральным директором завода-строителя не позднее даты начала первого этапа испытаний.

Утвержденные графики закрытия построечных и швартовных документов должны быть размножены и доведены до исполнителей в трехдневный срок.

Кроме этого, для контроля за ходом постройки серийных кораблей каждого проекта на уровне заказчика разрабатываются каскадные графики постройки этих судов.

1.6 Каскадный график

Каскадные графики отображают состояние постройки каждого серийного корабля в течение года или периода постройки. В них взаимоувязаны сроки наступления событий и техническая готовность по событию.

Каскадный график - это графическая информационная модель процесса создания серийных судов, оформленная в виде «каскада» - наклонной ломаной линии, соединяющей точки (события), имеющими абсциссами сроки выполнения основных событий по созданию заказа. Назначение графика - оперативное управление ходом строительства серийных заказов на заводе-строителе и осуществление аппаратом Министерства постоянного контроля за фактическим состоянием серийных заказов, находящихся в постройке, подлежащих сдаче и начатых постройкой в планируемом году, и головных заказов, подлежащих сдаче в планируемом году, включаемых в систему автоматизированного контроля на уровне Министерства.

Каскадные графики должны быть разработаны на серийные заказы, находящиеся в постройке независимо от хода их сдачи в соответствии с перечнем сообщаемом в директивных указаниях, и на головные заказы, подлежащие сдаче в планируемом году. Количество событий в данном графике зависит от сложности заказа, и не должно быть больше 100. События берутся из детализированных рабочих сетевых графиков на постройку заказов и соответствующей технологической документации, стапельному расписанию. В события каскадного графика включаются все работы, завершающиеся с выполнением указанного в графике события.

События каскадного графика должны являться событиями детализированных рабочих сетевых графиков на соответствующие заказы с аналогичными принятыми условными обозначениями и кодами, предусмотренными «Сводным перечнем кодов и наименований типовых событий» либо с составлением таблицы соответствия кодов каскадного графика с кодами рабочего сетевого графика.

Автоматизированная подготовка данных о состоянии событий каскадного графика для передачи информации в Министерство заключается в расчете рабочего сетевого графика и выборке из него событий каскадного графика либо за счет единой системы кодирования, либо с помощью таблиц соответствия.

Каскадный график разрабатывается после составления проекта годового плана. Графики представляют в департамент судостроения по подчиненности до 1 октября, утверждать до 1 ноября года, предшествующего планируемому. Этот график разрабатывается на период создания заказа, начиная с события «Обработка металла корпуса начата», до события «Приемный акт подписан».

Каскадный график включает события разделов: постройка, электромонтажные работы, испытания. Содержание этих разделов приведены выше в описании генерального графика.

Каскадный график разрабатывается на основе следующих документов:

- проекта годового плана предприятия;

- укрупненного сетевого графика в составе технического проекта с учетом сделанных замечаний;

- генерального графика на головной заказ;

- технологического графика постройки;

- программ испытаний;

Каскадный график разрабатывается технологической службой завода-строителя с участием необходимых служб и подразделений предприятия. В нем должны быть отражены:

- коды, наименования и сроки выполнения событий;

- номер технологического этапа;

- период постройки;

- код события рабочего сетевого графика;

- плановый процент технической готовности заказа на начало планируемого года;

- плановые и фактические проценты технической готовности по всем заказам на последнее число каждого месяца планируемого года.

При определении календарных сроков сдачи заказов необходимо руководствоваться утвержденными сроками постройки, включенными в годовой план завода-строителя в соответствии с технологией. Календарные плановые сроки свершения событий определяются при расчете рабочего сетевого графика, и соответствуют срокам, зафиксированным в плане.

Каскадный график разрабатывается в программе MS Project и вычерчивается на листах формата А1. На одном листе изображается ряд каскадных графиков, число которых соответствует количеству находящихся в постройке заказов одного проекта. График должен легко просматриваться, а линии не должны перекрещиваться. Если на заводе строятся серийные заказы разных проектов, то серия заказов каждого проекта должна быть представлена каскадными графиками на отдельном листе. Внутри графика на свободном месте должен быть изображен силуэт заказа с разбивкой его на формирования.

Согласование и утверждение каскадного графика обеспечивает главный технолог завода-строителя. График подписывается директором завода-строителя и согласовывается с руководителем предприятия, выполняющего электромонтажные работы. После этого оригинал каскадного графика завод-строитель размножает и 6 экземпляров представляет в департамент судостроения для утверждения в Министерстве. Разработанные графики представляются в Министерство вместе с проектом годового плана. В Министерстве каскадный график подписывается начальником департамента судостроения по подчиненности завода-строителя, после визы главного вычислительного центра утверждается Министерством судостроительной промышленности Р.Ф. Утвержденным каскадный график завод-строитель рассылает на следующие адреса: департамент судостроения; предприятие, выполняющее электромонтажные работы; главный вычислительный центр Министерства. Оригинал каскадного графика хранится на заводе-строителе. Одновременно с утверждением каскадного графика завод-строитель заполняет, перфорирует и передает в главный вычислительный центр Министерства судостроительной промышленности таблицы плановых данных на все включенные в каскадный график заказы. [3]


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ