|
Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации
Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации
- 1 - Содержание 1. Исходные данные Краткая техническая характеристика АТС. Принятые значения коэффициентов 2. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя. Оценка приспособляемости ДВС 3. Расчёт КПД и передаточных чисел трансмиссии. Кинематическая схема трансмиссии автомобиля. Расчёт КПД и передаточных чисел 4. Расчёт показателей тяговой характеристики АТС 5. Расчёт и построение динамического паспорта 6. Расчёт и построение мощностной характеристики. Установившееся движение АТС. Анализ энергозатрат для общего случая движения Литература Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 1. Исходные данные для расчетов Таблица 1.1Краткая техническая характеристика АТС.|
Показатели | Ед. измер. | Усл. обозн. | Числ. значения | Приме-чание | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | Колесная схемаОсобенности приводаЧисло мест (вместительность)ГрузоподъемностьСнаряженная масса :В т.ч. на переднюю ось: на заднюю ось :Полная масса :В т.ч. на переднюю ось : На заднюю ось :Габаритные размеры : -длинна -ширина -высотаПродольная базаШирина колеиМаксимальная скоростьВремя разгона до 100 км/чМаксимально преодолеваемый подъемТормозной путь с _____ км/чКонтрольный расход топлива: - при 90 км/ч - при ________ км/ч -при городском циклеМарка двигателяТип двигателя, особенности конструкции и расположения. Номинальная(максимальная) мощность двигателя при частоте вращения коленча-того вала | --чел.кг.кгкгкгкгкгкгммммммммммкм/чс%мл/100кмл/100кмл/100кмл/100кмкВт об/мин | mгmomo1mo2mm1m2LaBaHaLB1/B2VмtрiмSTQNH nH | 4х2передний5210109059050013006906104795181614202685147616315,7600-610Карбюра-торный, четырехци-линдровый55 4600 | | | Удельный расход топлива при номинальной мощностиМаксимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого валаТип трансмиссииПередаточное числа:-главной передачи-коробки передач-раздаточной коробки-колесного редуктора-дополнительных устройствРазмерность пневматических шин Радиус качения колес | г/кВт*чН*мОб/мин м | ge(NH)Me maxnMU0Uкп1Uкп2Uкп3Uкп4Uкп5Uрк1Uрк2UкрUдоп rк | 28013825004,1113,4551,7891,0650,703-175/65R15 0,2355 | радиальные | | Дополнительные данные по АТС, учтённые при расчётах: | | | | Таблица 1.2Принятые значения коэффициентов.|
Наименование | Условное обозначение | Численные значения | Примечание* | | Коэффициент холостых потерь в трансмиссииКоэффициент эксплуатационной загрузкиКПД цилиндрической пары зубчатых колесКПД конической пары зубчатых колесКПД карданного шарнираКоэффициент сопротивления качению (табличный)Коэффициент сцепления колес с дорогойКоэффициент обтекаемости или Коэффициент аэродинамического сопротивления | Кхол | 0,0410,980,97-0,030,40,31 0,30 | Н.с2/м4 | | | *В примечании указать, откуда взята принятая величина коэффициента (ссылка на литературу).2. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя. Оценка приспособляемости ДВСЭффективные показатели поршневых двигателей внутреннего сгорания расчетным путем можно определить с использованием приведенных ниже аналитических зависимостей. Эти расчеты, выполненные в предложении полной подачи топлива, дают показатели, которые являются предельно возможными для рассчитываемого двигателя, т.е. они характеризуют, что максимально можно “выжать” из этого источника энергии. График, построенный по этим данным в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, называется внешней скоростной характеристикой ДВС.Расчетные формулы:-эффективная мощность двигателя для интересующего режима работы, кВт;, кВт,где - для карбюраторного 4-х цилиндрового двигателя;, кВт(2.1)-эффективный крутящий момент на коленчатом валу, H*м;, Нм(2.2)-эффективный удельный расход топлива, г/кВт*ч;, (2.3)где - для карбюраторных двигателей-часовой расход топлива,кг/ч.Qч=gеNе10-3(2.4)В формулах (2.1)-(2.3) :NH=Ne max - номинальная(максимальная) мощность двигателя;лд=щд/щH - коэффициент, характеризующий скоростной режим работы ДВС:щд- текущая(интересующая) частота вращения коленчатого вала, с-1;лд=лH=1 - номинальный режим работы двигателя (с максимальной мощностью);лд<1 - работа двигателя с нагрузкой выше номинала (с перегрузкой);лд>1 - работа двигателя с недогрузкой;a,b,c - коэффициенты, выбираемые с учетом типа двигателя при расчете Ne (см. приложение 2);aT,bT,cT - то же для расчета ge. (см. Приложение 2).Для табл.2 недостающие параметры определяют и принимают: - текущее значение частоты, где - коэффициент, характеризующий степень использования оборотов двигателя; - номинальное значение частоты, ;;мах=1.20...1.25 - для ЛА с карбюраторным двигателем;мах=1.10...1.15 - для ГА с карбюраторным двигателем;мах=1.07...1.08 - для АТС с дизельным двигателем.*Здесь и далее по всем формулам следует привести хотя бы один вариант расчёта в цифрах.Коэффициенты приспособляемости ДВС.Чтобы оценить, какие перегрузки способен преодолеть двигатель, необходимо определить коэффициенты приспособляемости, которые рассчитываются по формулам:м=Мемах/Мн = 142,72/114,18=1,25 (2.5)- коэффициент приспособляемости по нагрузке;=н/м = 481,71/240,86=1,99 (2.6)- коэффициент приспособляемости по частоте вращения,где Мемах -максимальный крутящий момент двигателя (из табл. 2);м - частота вращения коленчатого вала при Мемах.Данные расчёта см. табл. 2Графическая зависимость - рис.1.Таблица 2.Расчет выходных данных ДВС.|
№ n/n | лд | щд, С | Ne*, кВт | Ме, Н*м | ge, г/(кВт*ч) | Qч, кг/ч | Примечание | | 1 | 0,3 | 144,51 | 19,965 | 138,15 | 272,16 | 5,43 | Nн =55кВтnн =4600 об/минgе(Nн) =280 г/кВт*чилиgе min =248,64KM =1,25Kщ = 1,99 | | 2 | 0,4 | 192,68 | 27,280 | 141,58 | 259,84 | 7,09 | | | 3 | 0,5 | 240,86 | 34,375 | 142,72 | 252,00 | 8,66 | | | 4 | 0,6 | 289,03 | 40,920 | 141,58 | 248,64 | 10,17 | | | 5 | 0,7 | 337,20 | 46,585 | 138,15 | 249,76 | 11,64 | | | 6 | 0,8 | 385,37 | 51,040 | 132,44 | 255,36 | 13,03 | | | 7 | 0,9 | 433,54 | 53,955 | 124,45 | 265,44 | 14,32 | | | 8 | 1,0 | 481,71 | 55,000 | 114,176 | 280,00 | 15,40 | | | 9 | 1,1 | 529,88 | 53,845 | 101,617 | 299,04 | 16,10 | | | 10 | 1,2 | 578,05 | 50,160 | 86,774 | 322,56 | 16,18 | | | мах | | | | | | | | | | * Для дизелей Nе рассчитывают по формуле 2.1 до д=1Внешняя скоростная характеристика двигателяРис. 1.3. Расчет КПД и передаточных чисел трансмиссии3.1 Кинематическая схема трансмиссии автомобиляРис. 2.3.2 Расчет КПД и передаточных чиселРасчетные формулы (см. 3.1 и 3.2):Коэффициент полезного действия (КПД) механической ступенчатой трансмиссии АТС можно определить по формуле: (3.1)где, кроме обозначенных в табл. 1.2: КПД цилиндрической пары КПД конической пары- число работающих ( передающих крутящий момент) пар шестерен с цилиндрическими зубчатыми колесами при включении рассматриваемой передачи;-количество конических пар шестерен;-количество карданных шарниров.Определяя количество элементов трансмиссии, необходимо учитывать степень их нагружения. Если элемент имеет 100% нагружение, то =1.Если поток мощности разветвляется, то на участках с 50% нагружением два элемента считают за один (=0.5), т.п.Передаточное число трансмиссии находят по формуле:== (3.2)где - частота вращения ведущих колес; передаточное число коробки передач; передаточное число главной передачи-передаточное число дополнительных устройств, позволяющих изменить общее передаточное число трансмиссии, например - раздаточная коробка, колесный редуктор и др.Uтр1=3,455·4,111=14,204Uтр2=1,789·4,111=7,355Uтр3=1,065·4,111=4,378Uтр4=0,703·4,111=2,890Расчётные данные по пункту 3 представлены в табл.3.Таблица 3Расчет КПД и передаточных чисел.|
Передачи | ц | кц | к | кк | тр | Uтр | Примеч. | | 123 4 | 0,980,980,98 0,98 | 111 1 | 0,970,970,97 0,97 | 111 1 | 0,9130,9130,913 0,913 | 14,2147,3554,378 2,890 | Кхол =0,04=1 Uдоп=0 | | | 4. Расчет и построение тяговой характеристики АТС (для установившегося движения по горизонтальной местности)Линейная скорость движения автомобиля, м/с:м/с(4.1)где - скорость движения АТС, км/ч.Тяговая сила на ведущих колесах (касательная сила тяги), Н:(4.2)Сила сопротивления воздуха, Н:, (4.3)где -коэффициент обтекаемости; - плотность воздуха, кг/м3; площадь лобовой поверхности, :=- для легковых автомобилей; (4.4)где -ширина колеи.Pw=0,5·0,31·1,29·0,78·1,816·1,42·2,3962=2,309HСила сопротивления качению колес, Н:,где для радиальных шин (4.6)f0 =fтfт=0,03fv=0,03·(1+(0,0216·2,396)2)=0,03008Pf=0,03008·1300·9,81=383,61НСила тяги по сцеплению (сила сцепления ведущих колес с дорогой) в продольном направлении, Н: (4.8)Pkц=0,4·690·9,81=2707,56 Нгде коэффициент сцепления колес с дорогой; сила, прижимающая ведущие колеса к дороге (Gcц=Rz ведущая), Н;mi - масса, приходящаяся на ведущую ось, кг;m i = m1 - для переднеприводных АТС;Pkц(o)=цxЧmo1Чg - сцепная сила ведущих колёс порожнего автомобиля.Pkц(o)=0,4Ч590Ч9,81=2315,16 НДанные расчетов см. табл. 4, график - рис. 3.Расчет показателей тяговой характеристики. Таблица 4.|
Пере-дача | лд | v, м/с | Pk, H | Pw, H | Pf*, H | Pw+Pf*, H | fv* | Примеч. | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | I | 0,3 | 2,396 | 7607,49 | 2,309 | 383,615 | 385,923 | 2,396 | Рkц=2707,56НРkц(0)=2315,16Н | | | 0,4 | 3,195 | 7796,37 | 4,104 | 384,412 | 388,516 | 3,195 | | | | 0,5 | 3,993 | 7859,15 | 6,414 | 385,437 | 391,850 | 3,993 | | | | 0,6 | 4,792 | 7796,37 | 9,236 | 386,689 | 395,925 | 4,792 | | | | 0,7 | 5,591 | 7607,49 | 12,571 | 388,169 | 400,740 | 5,591 | | | | 0,8 | 6,389 | 7293,06 | 16,419 | 389,877 | 406,296 | 6,389 | | | | 0,9 | 7,188 | 6853,07 | 20,780 | 391,813 | 412,592 | 7,188 | | | | 1,0 | 7,987 | 6287,32 | 25,654 | 393,976 | 419,630 | 7,987 | | | | 1,1 | 8,785 | 5595,73 | 31,041 | 396,367 | 427,408 | 8,785 | | | | 1,2 | 9,584 | 4778,37 | 36,941 | 398,986 | 435,927 | 9,584 | | | II | 0,3 | 4,627 | 3939,25 | 8,611 | 386,412 | 395,022 | 4,627 | | | | 0,4 | 6,169 | 4037,05 | 15,308 | 389,384 | 404,692 | 6,169 | | | | 0,5 | 7,712 | 4069,56 | 23,920 | 393,207 | 417,127 | 7,712 | | | | 0,6 | 9,254 | 4037,05 | 34,445 | 397,878 | 432,322 | 9,254 | | | | 0,7 | 10,797 | 3939,25 | 46,883 | 403,398 | 450,281 | 10,797 | | | | 0,8 | 12,339 | 3776,43 | 61,234 | 409,768 | 471,002 | 12,339 | | | | 0,9 | 13,882 | 3548,60 | 77,499 | 416,987 | 494,485 | 13,882 | | | | 1,0 | 15,424 | 3255,65 | 95,677 | 425,055 | 520,732 | 15,424 | | | | 1,1 | 16,966 | 2897,54 | 115,769 | 433,972 | 549,741 | 16,966 | | | | 1,2 | 18,509 | 2474,30 | 137,774 | 443,739 | 581,513 | 18,509 | | | III | 0,3 | 7,773 | 2344,80 | 24,302 | 393,376 | 417,678 | 7,773 | | | | 0,4 | 10,365 | 2403,02 | 43,204 | 401,765 | 444,969 | 10,365 | | | | 0,5 | 12,956 | 2422,37 | 67,512 | 412,554 | 480,066 | 12,956 | | | | 0,6 | 15,547 | 2403,02 | 97,216 | 425,738 | 522,953 | 15,547 | | | | 0,7 | 18,139 | 2344,80 | 132,320 | 441,318 | 573,638 | 18,139 | | | | 0,8 | 20,730 | 2247,89 | 172,825 | 459,296 | 632,121 | 20,730 | | | | 0,9 | 23,321 | 2112,28 | 218,730 | 479,670 | 698,400 | 23,321 | | | | 1,0 | 25,912 | 1937,90 | 270,036 | 502,441 | 772,477 | 25,912 | | | | 1,1 | 28,503 | 1724,73 | 326,742 | 527,610 | 854,352 | 28,503 | | | | 1,2 | 31,094 | 1472,80 | 388,849 | 555,175 | 944,024 | 31,094 | | | | Продолжение таблицы 4.|
Пере-дача | лд | v, м/с | Pk, H | Pw, H | Pf*, H | Pw+Pf*, H | fv* | Примеч. | | IV | 0,3 | 11,776 | 1547,85 | 55,770 | 407,343 | 463,113 | 11,776 | | | | 0,4 | 15,701 | 1586,28 | 99,147 | 426,595 | 525,742 | 15,701 | | | | 0,5 | 19,627 | 1599,05 | 154,930 | 451,353 | 606,283 | 19,627 | | | | 0,6 | 23,552 | 1586,28 | 223,096 | 481,608 | 704,704 | 23,552 | | | | 0,7 | 27,478 | 1547,85 | 303,656 | 517,363 | 821,019 | 27,478 | | | | 0,8 | 31,403 | 1483,87 | 396,609 | 558,619 | 955,227 | 31,403 | | | | 0,9 | 35,328 | 1394,35 | 501,955 | 605,375 | 1107,330 | 35,328 | | | | 1,0 | 39,254 | 1279,24 | 619,695 | 657,632 | 1277,326 | 39,254 | | | | 1,1 | 43,179 | 1138,53 | 749,828 | 715,389 | 1465,217 | 43,179 | | | | 1,2 | 47,104 | 972,23 | 892,354 | 778,647 | 1671,001 | 47,104 | | | | *Расчеты выполнить для =1.Тяговая характеристика автомобиляAudi 100 Avant(V=const, i=tgб=0)Рис. 3.Схема внешних сил действующих на АТСпри ________________________________ (по указанию преподавателя)5. Расчет и построение динамического паспорта АТСДинамический фактор автомобиля (коэф. динамичности по тяге):,(5.1)где : Pк и PW из табл.4.Расчеты сведены в табл. 5.Динамический фактор по сцеплению==0,4·0,531=0,2124(5.2)где -коэффициент нагрузки ведущих колес:=-для АТС классической схемы;Масштаб шкалы следует выбрать из соотношения:=(5.3)где -цена деления шкалы D, мм;-цена деления шкалы D0, мм; -снаряженная масса, кг;-полная масса, кг.Коэффициент сопротивления качению с учетом влияния скорости движения АТС -см. табл 4, динамический паспорт- рис. 5.Таблица 5.Расчет показателей динамического паспорта.|
лд | 1 передача | 2-я | 3-я | 4-я | Примеч. | | | н1 | D1 | н2 | D2 | н3 | D3 | н4 | D4 | Dц=0,2124 fт= | | 0,3 | 2,396 | 0,596 | 4,627 | 0,308 | 7,773 | 0,182 | 11,776 | 0,117 | | | 0,4 | 3,195 | 0,611 | 6,169 | 0,315 | 10,365 | 0,185 | 15,701 | 0,117 | | | 0,5 | 3,993 | 0,616 | 7,712 | 0,317 | 12,956 | 0,185 | 19,627 | 0,113 | | | 0,6 | 4,792 | 0,611 | 9,254 | 0,314 | 15,547 | 0,181 | 23,552 | 0,107 | | | 0,7 | 5,591 | 0,596 | 10,797 | 0,305 | 18,139 | 0,173 | 27,478 | 0,098 | | | 0,8 | 6,389 | 0,571 | 12,339 | 0,291 | 20,730 | 0,163 | 31,403 | 0,085 | | | 0,9 | 7,188 | 0,536 | 13,882 | 0,272 | 23,321 | 0,148 | 35,328 | 0,070 | | | 1,0 | 7,987 | 0,491 | 15,424 | 0,248 | 25,912 | 0,131 | 39,254 | 0,052 | | | 1,1 | 8,785 | 0,436 | 16,966 | 0,218 | 28,503 | 0,110 | 43,179 | 0,030 | | | 1,2 | 9,584 | 0,372 | 18,509 | 0,183 | 31,094 | 0,085 | 47,104 | 0,006 | | | лд max | | | | | | | | | | | | Динамический паспорт.Рис. 56. Расчет и построение мощностной характеристики автомобиля6.1 Установившееся движение АТСРасчетные формулы:Мощность, подведенная к ведущим колесам с ипользованием возможностей двигателя и трансмиссии, кВт:Nк=Nе-Nтр=Nе·зтр=19,965·0,913=18,23(6.1)где: Nе - (см. табл. 2)Мощность, теряемая на преодоление внешних сопротивлений при установившемся движении на горизонтальном участке дороги, соответственно, кВт:(6.2)(6.3)где: Pf, Pw и v - (см. табл. 4)Результаты расчетов см. табл.6.1. и 6.2., график - рис. 6.Таблица 6.1Расчет показателей мощностной характеристики автомобиля|
Передача | | v, м/с | Nе, кВт | Nk, кВт | Примеч. | | I | 0,3 | 2,396 | 19,965 | 0,925 | | | | 0,4 | 3,195 | 27,28 | 1,241 | | | | 0,5 | 3,993 | 34,375 | 1,565 | | | | 0,6 | 4,792 | 40,92 | 1,897 | | | | 0,7 | 5,591 | 46,585 | 2,240 | | | | 0,8 | 6,389 | 51,04 | 2,596 | | | | 0,9 | 7,188 | 53,955 | 2,966 | | | | 1 | 7,987 | 55 | 3,351 | | | | 1,1 | 8,785 | 53,845 | 3,755 | | | | 1,2 | 9,584 | 50,16 | 4,178 | | | II | 0,3 | 4,627 | 19,965 | 1,828 | | | | 0,4 | 6,169 | 27,28 | 2,497 | | | | 0,5 | 7,712 | 34,375 | 3,217 | | | | 0,6 | 9,254 | 40,92 | 4,001 | | | | 0,7 | 10,797 | 46,585 | 4,862 | | | | 0,8 | 12,339 | 51,04 | 5,812 | | | | 0,9 | 13,882 | 53,955 | 6,864 | | | | 1 | 15,424 | 55 | 8,032 | | | | 1,1 | 16,966 | 53,845 | 9,327 | | | | 1,2 | 18,509 | 50,16 | 10,763 | | | |
|
Передача | | v, м/с | Nе, кВт | Nk, кВт | Примеч. | | III | 0,3 | 7,773 | 19,965 | 3,247 | | | | 0,4 | 10,365 | 27,28 | 4,612 | | | | 0,5 | 12,956 | 34,375 | 6,220 | | | | 0,6 | 15,547 | 40,92 | 8,131 | | | | 0,7 | 18,139 | 46,585 | 10,405 | | | | 0,8 | 20,730 | 51,04 | 13,104 | | | | 0,9 | 23,321 | 53,955 | 16,287 | | | | 1 | 25,912 | 55 | 20,016 | | | | 1,1 | 28,503 | 53,845 | 24,352 | | | | 1,2 | 31,094 | 50,16 | 29,354 | | | IV | 0,3 | 11,776 | 19,965 | 5,454 | | | | 0,4 | 15,701 | 27,28 | 8,255 | | | | 0,5 | 19,627 | 34,375 | 11,900 | | | | 0,6 | 23,552 | 40,92 | 16,598 | | | | 0,7 | 27,478 | 46,585 | 22,560 | | | | 0,8 | 31,403 | 51,04 | 29,997 | | | | 0,9 | 35,328 | 53,955 | 39,120 | | | | 1 | 39,254 | 55 | 50,140 | | | | 1,1 | 43,179 | 53,845 | 63,266 | | | | 1,2 | 47,104 | 50,16 | 78,711 | | | | Таблица 6.2Расчет потерь мощности на преодоление внешних сопротивлений |
Передача | I | II | III | IV | | vн, м/с | 9,584 | 18,509 | 31,094 | 47,104 | | Nf, кВт | 3,824 | 8,213 | 17,263 | 36,677 | | Nw, кВт | 0,354 | 2,550 | 12,091 | 42,034 | | Nf+ Nw, кВт | 4,178 | 10,763 | 29,354 | 78,711 | | | Мощностная характеристика автомобиля(V=const, i=0)6.2 Анализ энергозатрат для общего случая движенияУравнение мощностного баланса АТС для общего случая движения:Ne=Nтр+Nf+Nw±Nб±Nj+Nпр= (6.2.1)В частности:, кВт-мощность, необходимая для преодоления подъёма; (6.2.2)Где -продольный уклон дороги., кВт-затраты энергии на ускорение;где -коэфициент учёта вращающихся масс; (6.2.3)-передаточное число коробки.При расчётах можно принять:-для ведомых колёс;-для ведущих колёс.Возможные значения и , которое способно преодолеть АТС в разных случаях движения на рассматриваемой дороге, легко можно оценить, используя динамический паспорт:, при V=const и Д<Дц;, при i=0 (движение по равнине),Где g=9.81 м/с2Расчётные данные и графические зависимости по произведённому анализу см.табл.6.3, рис 12Таблица 6.3Анализ Pб и Nб|
Расчётные показатели | Единицы измерения | i=tgб | Примечание | | | | 2% | 4% | 6% | | | Pб Nб | H кВт | | | | m= | | | Таблица 6.4Анализ Pj и Nj|
Расчётн. показатели | Ед. изм. | Передачи | Примечание | | | | I | II | III | IV | V | | | дврPjV Nj | -Hкм/ч кВт | | | | | | Движение равноускоренное | | | Литература1. Краткий автомобильный справочник. М., Трансконсалтинг, 1994 или др. издания.2. Руководство по устройству и эксплуатации автомобиля3. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств. М., Машиностроение, 1989.4. Конотилов В.И. Автомобили, теоретические основы. Тюмень, ТюмГНТУ, 1999.5. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. М., Транспорт, 19896. ГОСТ Р51709-2001. Автотранспортные средства, требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. М., Госстандарт России, 2001.7. Конспект лекций по дисциплине «Теория АТС» и методические указания.Приложение 1Где взять указанные данные [1]*|
Наименование показателей | Усл. обозн. | Разм. | Стр. | | Коэф. сопротивления качению, табл.Коэф. аэродин. сопрот. (обтекаемости)Коэф. сцепления колес с дорогойРасчетные массы пассажиров, обслуживающего персонала и багажаГабаритные размеры АТС, например ВАЗ-1111Условное обозначение шинПараметры шин ЛА(диагон.)Параметры шин (радиальн.)Параметры шин ГАПараметры шин больш. грузоподъемн. Параметры шин с регулир. давлением | fтkwm4mб La, Ва, На | -кгс*с2/м4-кгкг мм | 6363698686689643645647649652 454 | | | Приложение 2Таблица 2.1Примерные значения коэффициентов a,b,c.|
Тип ДВС | а | b | c | | Карбюраторные4-х тактные дизели с непосредственным впрыском топлива 2-х тактные дизели | 1.000.53 0.87 | 1.001.56 1.17 | 1.001.09 1.00 | | | Таблица 2.2Примерные значения коэффициентов aт,bт,cт.|
Тип ДВС | ат | bт | ст | | Карбюраторные Дизельные | 1.20 1.55 | 1.00 1.55 | 0.80 1.00 | | | Таблица 2.3Примерное значение удельного расхода топлива у современных ДВС.|
Тип ДВС | ge(NH), г/кВт*ч | | Карбюраторные | 327…234 | | Дизельные: | | | - 4-х тактные без наддува | 235…202 | | - 4-х тактные с наддувом | 223…188 | | - 2-х тактные | 257…223 | | | Можно также принять:ge/Nн=gemin(1.05...1.10)Приложение 3Примерные значения коэффициентов для расчета КПД трансмиссии|
Показатели КПД цилиндрической пары зубчатых колес КПД конической пары зубчатых колес КПД карданного шарнира с подшипниками качения Коэф.холостых (гидравлических) потерь в трансмиссии : для АТС типа 4x2 для АТС типа 4x4 для АТС типа 6x6 Коэф. эксплуатационной загрузки | Усл. обозн. ц к кард хол хол хол э | Численное значение 0.980...0.990 0.970...0.980 0.995 0.03...0.05 (0.03...0.05)*(1.5...2) (0.03...0.05)*(2...3) э=Ме/Мн=1* | | |
Приложение 4 Таблица 4.1 Коэффициенты сопротивления качению АТС |
Тип дороги Цементобетонное и асфальтобетонное покрытия: в отличном состоянии в удовлетворительном состоянии Щебеночное или гравийное шоссе, обработанное вяжущими органическими материалами То же, без обработки Брусчатка Булыжная мостовая: в хорошем состоянии с выбоинами Хорошие нескользкие грунтовые и гравийные дороги с незначительной колейностью, сухие Плохие нескользкие грунтовые и гравийные дороги с колейностью Грунтовые после дождя Грунтовые размокшие дороги с глубоко прорезаемой колеей и в период распутицы Суглинистая или глинистая целина: сухая в пластическом состоянии в текучем состоянии Песок влажный Песок сыпучий (сухой) Снежные укатанные дороги расчищенные Снежные дороги нерасчищенные Лед или обледенелая дорога | fт 0.012-0.018 0.018-0.020 0.02-0.025 0.03-0.04 0.02-0.025 0.023-0.3 0.035-0.05 0.03 0.06 0.05-0.15 0.1-0.25 0.04-0.06 0.10-0.20 0.20-0.30 0.08-0.15 0.15-0.30 0.03-0.05 до 0.10 0.018-0.03 | | |
Приложение 4 (продолжение) Таблица 4.2 Коэффициенты сцепления колес с дорогой |
Вид и состояние дорожного покрытия Асфальтобетонное, цементобетонное: сухое мокрое Щебеночное: сухое мокрое Грунтовая дорога: сухая мокрая Покрытая укатанным снегом дорога Обледенелая дорога | 0.7-0.8 0.4-0.3 0.6-0.7 0.3-0.5 0.5-0.6 0.2-0.4 0.2-0.3 0.1-0.2 | | |
Таблица 4.3 Коэффициенты сцепления для шин, имеющих рисунок протектора повышенной проходимости |
Вид и состояние дорожного покрытия Асфальтобетонное или бетонное сухое То же, мокрое чистое То же, покрытое грязью Булыжное сухое Щебеночное сухое То же, мокрое Грунтовая дорога сухая То же, увлажненная дождем То же, в период распутицы Целина летом: песок сухой песок влажный суглинок сухой суглинок, увлажненный до пластического состояния то же, до текучего состояния Целина зимой: снег рыхлый снег укатанный (на дороге) Обледенелая дорога и гладкий лед Тающая гололедица | 0.7-0.8 0.5-0.6 0.25-0.45 0.6-0.7 0.6-0.7 0.4-0.55 0.5-0.6 0.35-0.5 0.2-0.3 0.2-0.3 0.4-0.5 0.4-0.5 0.3-0.45 0.15-0.25 0.2-0.4 0.3-0.50 0.06-0.07 0.05-0.10 | | |
Таблица 4.4 Примерные значения коэффициента сопротивления воздуха АТС. Н.с2/м4 |
Тип АТС | w | | Легковые Грузовые Автобусы Гоночные | 0.20...0.35 0.6...0.7 0.25...0.40 0.13...0.15 | | |
Таблица 4.5 Коэффициенты обтекаемости некоторых автомобилей. |
Тип или марка АТС | сх | | ЛА с кузовом типа «седан» ВАЗ-2108 ЗАЗ-1102 Москвич-2141 ВАЗ-2110 Рено, Веста-2(фр.) Урал типа 6*6 КамАЗ, МАЗ Автобусы с кузовом вагонного типа АП ЗиЛ | 0.43...0.46 0.38 0.37 0.35 0.31 0.186 0.9...1.1 1.1...1.2 0.55...0.65 1.1...1.3 | | |
|
|