Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения
Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения
|
МАЭ РФ Северский государственный технологический институт Кафедра ТМ и ГВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯВСТИ.800.11.01 РРПреподаватель _________________ «______» _____________ Студента гр. ________________. «______» _____________. | | |
Содержание Введение 1 Цель работы 2 Данные для расчета 3 Расчет калибров 4 Расчет резьбового соединения 5 Посадки подшипников качения 6 Расчет размерных цепейЛитератураВведение При современном развитии науки и техники, при организованном мас-совой производстве стандартизация, основанная на широком внедрении принципов взаимозаменяемости, является одним из наиболее эффективных средств, способствующих прогрессу во всех областях хозяйственной дея-тельности и повышению качества выпускаемой продукции. Данная курсовая работа выполнена с целью закрепления теоретических положений курса, излагаемых в лекциях и обучение самостоятельной работе со справочной литературой. 1 Цель работы 1.1 Для указанного в задании сопряжения рассчитать и подобрать стандартную посадку с натягом или зазором 1.2 Для узла подшипника качения, имеющего постоянную по направлению нагрузку, рассчитать посадку для циркуляционно - нагруженного коль-ца и подобрать посадку для местно нагруженного кольца. 1.3 Вычертить схемы расположения полей допусков на кольца подшипников, вала и корпуса. Для данного резьбового соединения определить все номинальные значения параметров резьбы, допуски и отклонения. 1.4 Рассчитать заданные параметры цепи. 2 Расчет посадки с натягом Расчет посадок с натягом выполняется с целью обеспечить прочность соединения, то есть отсутствие смещений сопрягаемых деталей под действием внешних нагрузок, и прочность сопрягаемых деталей. Исходные данные для расчета берутся из задания и сводятся в таблицу 1. Таблица 1 - Исходные данные для расчета посадок с натягом |
Наименование величины | Обозначение в формулах | Численная величина | Единица измерения | | Крутящий момент | T | 256 | Нм | | Осевая сила | Fa | 0 | Н | | Номинальный размер соедине- Ния | dн.с | 50 | мм | | Внутренний диаметр вала | D1 | 40 | мм | | Наружный диаметр втулки | D2 | 72 | мм | | Длина сопряжения | l | 40 | мм | | Коэффициент трения | f | 0,08 | | | Модуль упругости материала втулки | E1 | 0,91011 | Н/м2 | | Модуль упругости материала вала | E2 | 21011 | Н/м2 | | Коэффициент Пуассона мате- Риала втулки | 1 | 0,33 | | | Коэффициент Пуассона мате- Риала вала | 2 | 0,3 | | | Предел текучести материала втулки | T1 | 20107 | Н/м2 | | Предел текучести материала вала | T2 | 800107 | Н/м2 | | Шероховатость втулки | RzD | 2,5 | мкм | | Шероховатость вала | Rzd | 1,3 | мкм | | |
Наименьший расчет натяга определяется из условия обеспечения прочности соединения (неподвижности), из условия обеспечения служебного назначения соединения /1, с.333/. Только при действии Т (1) только при действии Fа (2) При одновременном действии Fa и Т: (3) По полученным значениям Р определяется необходимая величина наименьшего расчетного натяга (4) где Е1, Е2 - модуль упругости материалов охватываемой (вала) и охватывающей (отверстия) деталей соответственно, в Н/м2; с1, с2 - коэффициенты Ляме, определяемые по формулам (5) Определяется величина минимального допускаемого натяга /1, с.335/ (6) где ш - поправка, учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей деталей при образовании соединения, (7) t - поправка, учитывающая различие рабочей температуры деталей t0 и td и температуры сборки tсб, различие коэффициентов линейного расширения материалов соединяемых деталей (D и d), (8) Здесь tD = tD - 20 - разность между рабочей температурой детали с отверстием и нормальной температурой; td = td - 20 - разность между температурой вала и нормальной температурой; D, d - коэффициенты линейного расширения материалов деталей с отверстием и вала. ц - поправка, учитывающая ослабление натяга под действием центробежных сил; для сплошного вала и одинаковых материалов соединяемых деталей , (9) где - окружная скорость на наружной поверхности втулки, м/с; - плотность материала, г/см3. п - добавка, компенсирующая уменьшение натяга при повторных запрессовках; определяется опытным путем. Определяем максимальное допускаемое удельное давление , при котором отсутствует пластическая деформация на контактных поверхностях деталей. В качестве берется наименьшее из двух значений Р1 или Р2: , (10) , (11) где и - пределы текучести материалов охватываемой и охватывающей деталей, Н/м2; Определяется величина наибольшего расчетного натяга . (12) Определяется величина максимального допустимого натяга с учетом поправок , (13) где уд - коэффициент увеличения удельного давления у торцов охватывающей детали; t - поправка, учитывающая рабочую температуру, которую следует учитывать если натяг увеличится. Выбирается посадка из таблиц системы допусков и посадок /1,с.153/. Условия подбора посадки следующие: - максимальный натяг в подобранной посадке должен быть не больше , то есть ; (14) - минимальный натяг в подобранной посадке должен быть больше , то есть . (15) Расчитывается необходимое усилие при запрессовке собираемых деталей, , (16) где fn - коэффициент трения при запрессовке, fn=(1,15…1,2) f; Pmax - максимальное удельное давление при максимальном натяге , определяемое по формуле . (17) По полученным данным (Приложение Б) чертим схему расположения полей допусков “отверстия” и “вала”. Схема к расчету посадки с натягом показана на рисунке 1. Рисунок 1 - Схема к расчету посадки с натягом Расчет посадок с натягом выполнен на ЭВМ и результат расчета приведен в (приложении Б). Выбираем посадку по таблицам системы допусков и посадок. Условия подбора следующие: а) максимальный натяг Nmax в подобранной посадке должен быть не более [Nmax]: б) минимальный натяг Nmin в подобранной посадке должен быть больше [Nmin]: Так как условие минимума выполняется, то выбираем данную посадку. Графическое расположение полей допусков посадки d50 H8/g8 показано на рисунке 2. Рисунок 2 - Схема расположения полей допусков «отверстие» и «вал» к расчету посадки с натягом 3Расчёт калибров 3.1 Расчёт исполнительных размеров гладких калибров (скоб) Калибр (скоба) предназначена для контроля вала 50h8. По СТ СЭВ 144-75 определяем верхнее и нижнее отклонения вала 50h8: - верхнее отклонение вала es=0мкм; - нижнее отклонение вала ei= - 22мкм. Определяем предельные размеры вала: - наибольший dmax= dH + es = 50 + 0 = 50мм; - наименьший dmin= dH + ei= 50 - 0,022 = 49,978мм. По таблице 2 СТ СЭВ 157-75 выписываем допуски: - отклонение середины поля допуска на изготовление вала относительно наибольшего предельного размера изделия z1 = 5мкм - допуск на изготовление калибров для вала H1 = 6мкм - допустимый выход размера изношенного проходного калибра для вала за границу поля допуска изделия Y1 = 4мкм Строим схему расположения полей допусков вала, ПР и НЕ калибров (скоб) в соответствии с рисунком 2. Определяем исполнительные размеры калибров (скоб). В качестве исполнительного размера скобы берется наименьший предельный её размер с положительным отклонением, равным допуску на изготовление калибра. Наименьший предельный размер ПР стороны калибра (скобы) . Наименьший предельный размер НЕ стороны калибра (скобы) . Исполнительный размер ПР стороны калибра (скобы), который ставится на чертеже калибра, равен 49,992+0,006 мм. Исполнительный размер НЕ стороны калибра (скобы) равен 49,975+0,006мм. Рисунок 2 - Схема расположения полей допусков для вала 50h6 3.2 Расчет исполнительных размеров калибров (пробок) Калибр пробка предназначен для контроля отверстия 50Н8 По СТ СЭВ 144-75 определяем : ES = 35 мкм EJ = 0 мкм. Определяем наибольший и наименьший предельные размеры отверстия Dmax=D+ ES = 50 + 0,035 = 50,035мм Dmin=D+ ES = 50 - 0 = 50мм. Выписываем из СТ СЭВ157 - 75 Z= 5, H= 6 Наибольший ПР размер калибр - пробки: dmaxПР = Dmin + Z + H/2 = 50 + 0,005 + 0,003 = 50,008 мм. Исполнительный размер ПР калибр - пробки O 50,008-0,006 мм. Наименьший предельный размер НЕ калибр - пробки : dmaxНЕ = Dmax+ H/2 = 50,035 + 0,003 = 50,038 мм. Исполнительный размер НЕ калибр - пробки O 50,038-0.006 мм. 4 Расчет резьбового соединения 4.1 Построение схемы расположения полей допусков резьбового отверстия гайки М12х1,25-8Н/8g. По ГОСТ 24705-81/1,с.144/ определяем основные размеры резьбы: наружный диаметр D=12мм; средний диаметр D2=11,188мм; внутренний диаметр D1=10,647мм. По ГОСТ 16093-81 (СТ СЭВ 640-77) /1,с.153/ находим предельные отклонения диаметров резьбы: для посадки 8Н нижнее отклонение D,D1,D2 EJ=0; верхнее отклонение для D2 ES=+250мкм; верхнее отклонение для D1 ES=+375мкм. Строим схему расположения полей допусков (рисунок 3). Рисунок 3 - Схема расположения поля допуска резьбового отверстия гайки М12х1,25-8Н/8g 4.2 Построение схемы расположения полей допусков резьбовых калибров-пробок По ГОСТ 24997-81(СТ СЭВ 2647-80) /4,с.64/ выписываем: - допуск наружного и среднего диаметров резьбового проходного и непроходного калибров-пробок ТРL=6мкм; - расстояние от середины поля допуска ТРL резьбового проходного калибра-пробки до проходного (нижнего) предела среднего диаметра контролируемой внутренней резьбы ZPL=0мкм; - величину среднедопустимого износа резьбовых проходных калибров-пробок WGO=8мкм; величину среднедопустимого износа резьбовых непроходных калибров-пробок WNG=6мкм. Строим схему расположения полей допусков (Рисунок 4). Рисунок 4 - Схема расположения полей допусков резьбовых калибров- пробок по среднему диаметру 4.3 Расчёт исполнительных размеров резьбовых калибров-пробок В соответствии с ГОСТ 24997-81 (СТ СЭВ 2647-80) определяем наибольшие предельные резьбы калибра. Для ПР резьбового калибра-пробки /4,с.68/: - наибольший предельный наружный диаметр ; - наибольший предельный средний диаметр ; - наибольший предельный внутренний диаметр . Значение по таблице 2 СТ СЭВ 2647-80 /4,с.64/. Допуск наружного диаметра ПР резьбового калибра-пробки . Допуск среднего диаметра ПР резьбового калибра-пробки . Исполнительные размеры ПР резьбового калибра-пробки: наружный диаметр - 12,006-0,012мм; средний диаметр - 11,191-0,006мм; внутренний диаметр - 10,857 maxмм по канавке или радиусу. Размер резьбового калибра-пробки по среднему диаметру: . Для НЕ резьбового калибра-пробки: - наибольший предельный наружный диаметр . Значение F1=0,125мм взято из /4,с.64/; - наибольший предельный средний диаметр ; - наибольший предельный внутренний диаметр . Допуск наружного диаметра НЕ резьбового калибра-пробки . Допуск среднего диаметра НЕ резьбового калибра-пробки . Исполнительные размеры НЕ резьбового калибра-пробки: наружный диаметр - 11,497-0,012мм; средний диаметр - 11,197-0,006 мм; внутренний диаметр - 10,437 maxмм по канавке или радиусу. Размер изношенного НЕ резьбового калибра-пробки по среднему диаметру: . 4.4 Построение схемы расположения полей допусков наружной резьбы болта По ГОСТ 24705-81 /1,с.144/ определяем основные размеры резьбы М12х1,25-8g: наружный диаметр d=12мм; средний диаметр d2=11,188 мм; внутренний диаметр d1=10,647 мм. По ГОСТ 16093-81 (СТ СЭВ 640-77) /1,с.153/ находим отклонения диаметров резьбы: верхнее отклонение d, d2, d1 es = - 28мкм; нижнее отклонение d2 e i = - 160мкм; нижнее отклонение d e i = - 240мкм. Строим схему расположения (Рисунок 5) Рисунок 5- Схема расположения поля допусков болта М12х1,25-8H/8g 4.5 Построение схемы расположения полей допусков резьбовых калибров-колец По ГОСТ 24997-81 (СТ СЭВ 2647-80) /4,с.64/ выписываем допуск внутреннего и среднего диаметров резьбового проходного и непроходного калибров-колец TR=8мкм. Расстояние от середины поля допуска TR резьбового проходного калибра-кольца до проходного (верхнего) предела среднего диаметра контролируемой наружной резьбы ZR=-4мкм; WGO=10мкм; WNG=7мкм. 4.6 Расчёт исполнительных размеров резьбовых калибров-колец В соответствии с ГОСТ 24997-81(СТ СЭВ 2647-80) /4,с.67/ определяем наименьшие предельные диаметры резьбы калибра. Нижнее отклонение при этом будет равно нулю, а верхнее - положительным и равным по величине допуску на изготовление калибра. Для ПР резьбового калибра-кольца: наименьший предельный наружный диаметр ; Значение в /4,с.64/; наименьший предельный средний диаметр ; наименьший предельный внутренний диаметр . Допуск среднего диаметра ПР резьбового калибра-кольца Допуск внутреннего диаметра ПР резьбового калибра-кольца Исполнительные размеры ПР резьбового калибра-кольца: 1) наружный диаметр - 12,082 minмм; 2) средний диаметр - 11,156+0,008мм; 3) внутренний диаметр - 10,611+0,008мм по канавке или радиусу. Размер резьбового калибра-кольца по среднему диаметру: . Для НЕ резьбового калибра-кольца: - наименьший предельный наружный диаметр - наименьший предельный средний диаметр ; - наименьший предельный внутренний диаметр . Допуск наружного диаметра НЕ резьбового калибра - кольца . Допуск среднего диаметра НЕ резьбового калибра - кольца . Исполнительные размеры НЕ резьбового калибра- кольца: 1) наружный диаметр - 12,144minмм, по канавке или радиусу; 2) средний диаметр - 11,216 +0,008 мм; 3) внутренний диаметр - 10,908 +0,008 мм. Размер изношенного НЕ резьбового калибра - кольца по среднему диаметру: . Строим схему расположения полей допусков (Рисунок 6) Рисунок 6 - Схема расположения полей допусков резьбовых калибров-колец по среднему диаметру 5 Посадки подшипников каченияВ приведенном примере назначим посадки подшипника качения в соединениях 2-6 (см. чертеж-задание). Выбор посадки зависит от вида нагружения колец подшипника. Определяем виды нагружения колец.По условию работы узла внутреннее кольцо подшипника имеет циркуляционное нагружение, наружное местное. Присоединительные размеры подшипника заданы в таблице на чертеже узла. Класс точности подшипника, серия подшипника принимаются прибли-зительно и указываются в записке. Принимаем класс точности 0 и среднюю серию, по которой в зависи-мости от диаметров d = 50мм, D = 90мм определяем ширину кольца В = 17мм и r = 2мм (шарикоподшипники радиальные однорядные). Расчет ведём в следующей последовательности: 1) для циркуляционного кольца подшипника посадку выбирают по ин-тенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности /1,с.283/ (28) где R -- радиальная реакция опоры на подшипник, Н (указывается в чер-теже-задании); Ь -- рабочая ширина посадочной поверхности кольца подшип-ника за вычетом фасок, м: Ь=В-2r; (29) КП -- динамический коэффициент посадки, зависящий от характера на-грузки (при перегрузке до 150%, умеренных толчках и вибрации КП = 1; при перегрузке до 300%, сильных ударах и вибрации КП = 1,8); F - коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале F =1) /I, с.286/; FA -коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами тел качения в двухрядных подшипниках или между сдвоен-ными шарикоподшипниками при наличии на опоре осевой нагрузки FA, при этом FA может иметь значения от 1,2 до 2, в обычных случаях FA = 1. Принимаем радиальную реакцию опоры R= 950 Н, по условию задачи нагрузку с умеренными толчками и вибрацией. По /I, с.287/ находим рекомендуемое отклонение К. Номер квалитета зависит от класса точности подшипника. При посадке на вал, если подшипник 0,6 классов, то вал J T5, если 4,5 классов, то .JТ5, если 2 класса, то JТ4. При посадке в корпус, если подшипник 0,6 классов, то квалитет JТ7,если 4,5 классов, то J7Б, если 2 класса -JТ5. Для данного примера поле допуска вала в соединении 1-10 будет К6; 2) для местною нагруженного кольца основное отклонение выбирают по /I, с.285/. а номер квалитета - в зависимости от принятого класса подшипника. В данном примере основное отклонение отверстия в «корпусе» Н, для О класса допуск по JТ7. Таким образом, после допуска отверстия в соединении должно быть выполнено по Н7; 3) для построения схемы расположения полей допусков находим от-клонение наружного и внутреннего колец подшипника по ГОСТ 520 - 71 /3, с.67/. Отклонение вала и отверстия корпуса находим из таблиц ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144-75). Найденные отклонения наносим на схему в соответствии с рисунком 7; 4) определяют по схеме предельные значения зазоров и натягов при сборке подшипника с корпусом и валом. Рисунок 7 - Схема расположения полей допусков на диаметры колец подшипника качения 5 Расчет размерных цепей Расчет размерных цепей методом полной взаимозаменяемости. Метод полной взаимозаменяемости--это метод, при применении которого требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается при замене ее любого звена звеном такого же типа и размера без выбора и подбора и без изменения его величины путем дополнительной обработки. Таким образом, при применении этого метода размеры замыкающего звена должны находиться в установленных при конструировании (в задачах типа второго) или в рассчитанных (в задачах типа первого) пределах даже в тех случаях, когда все составляющие имеют предельно допустимые размеры. Для предельных размеров цепи соотношения: ВА = В АiУВ - Н АiУМ; НА = Н АiУВ - В АiУМ; Вычитая почленно нижние уравнения из верхних в уравнениях (1), получаем уравнение, связывающее допуски в размерной цепи: ТНА = ТАi где в сумму входят все составляющие, как увеличивающие, так и уменьшающие. 5.1 Расчет размерной цепи А Схема размерной цепи представлена на рисунке 6 Рисунок 6 - Схема размерной цепи А Искомый размер А3 входит в цепь А1 = 8-0,36, А2 = , А3 = 18-0,13. Найдём размер А: А = А2 - А3 - А1 , А = 40 - 18 - 8 = 14мм. По уравнениям (1) получаем: ВА = 0 + 0,5 + 0 = 0,5; НА= - 0,36 - 0,5 - 0,13 = - 0,99мкм; А = Производим проверку по уравнению (2): ТА = 0-(-2,12)=2,12; ТА1 = 0,36 + 0,5 - (-0,5) + 0,13 = 1,49. Условие (2) выполняется Литература 1 Допуски и посадки: Справочник. В 2-х ч./В.Д. Мягков и др. - 6-е изд., перераб, и доп. - Л.: Машиностроение, 1982. 2 Якушев А. И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. - М.: Машиностроение, 1979. 3 Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х г.-М.: Машиностроение, 1982. 4 Единая система допусков и посадок СЭВ в машиностроении и прибо-ростроении: Справочник. В 2-х т. - М.: Издательство стандартов, 1989. 5 СТ СЭВ 144-75. Единая система допусков и посадок СЭВ. Поля до-пусков и рекомендуемые посадки. - Братислава: Издательство стандартов, 1975. 6 Зябрева Н.Н., Перельман Е.Н., Шегал М.Я. Пособие к решению задач по курсу "Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения". - М.: Высшая школа, 1977. 7 Афанасов А.И. и др. Взаимозаменяемость, стандартизация и техниче-ские измерения: Методические указания к курсовому проектированию для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения специальности 12.01 "Технология машиностроения". - Томск: Ротапринт ТПИ, 1989. 8 СТ СЭВ 157-75. Предельные отклонения и допуски гладких рабочих и контрольных калибров, - Братислава: Издательство стандартов, 1975.
|