Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели, участники
предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования
юридического лица.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующий
вывод, что к предварительным операциям относятся все имеющие отношение к
таможенному делу [2] действия, предшествующие основному таможенному
оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный
таможенный режим. К действиям лиц перемещающих товары и транспортные
средства относятся: подача уведомления таможенному органу о пересечении
таможенной границы Российской Федерации; доставить товары, транспортные
средства и документы на них без какого либо изменения их упаковки или
состояния, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при
нормальных условиях транспортирования и хранения, без использования в каких
– либо иных целях, кроме доставки и по установленным маршрутам в
определенной таможенным органом Российской Федерации место и находиться в
этом месте после прибытия; предоставить в месте доставки товары и
транспортные средства, а также документы на них таможенному органу
Российской Федерации; с разрешения таможенного органа Российской Федерации
брать пробы и образцы товаров с целью помещения их под таможенный режим;
подавать краткую декларацию; нести всю ответственность за товары и
транспортные средства органами Российской Федерации до помещения их под
определенный таможенный режим.
К действиям должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на
стадии предварительного таможенного оформления относятся:
- прием уведомлений о пересечении таможенной границы при ввозе
товаров и таможенных средств на таможенную территорию Российской
Федерации;
- прием уведомлений о намерении вывезти товары и транспортные
средства за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- оформление товаров в соответствии с правилами доставки товаров под
таможенным контролем;
- прием уведомлений о прибытии товаров и транспортных средств в
места доставки;
- контроль за помещением товаров и транспортных средств на склады
временного хранения и оформление такого помещения;
- прием краткой декларации;
- взятие проб и образцов товаров; контроль за взятие проб и образцов
другими органами государственного контроля; а также лицами,
обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителями;
- контроль за соблюдением условий нахождения товаров и транспортных
средств в местах доставки и на складах временного хранения и их
учет;
- передача оформленных документов и сведений должностным лицам,
производящим основное таможенное оформление, подготовка и передача
документов и сведений в соответствующие специализированные
подразделения таможенного органа.
2. 3. Основное таможенное оформление (таможенное декларирование)
Стадия основного таможенного оформления предназначена, как уже было
отмечено, для таможенного декларирования товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Кроме того, в
соответствии со статьей 168 Таможенного кодекса Российской Федерации
декларированию также подлежат товары и транспортные средства, таможенный
режим которых изменяется (в том числе при отсутствии факта перемещения
через таможенную границу Российской Федерации).
Согласно статьи 169 Таможенного кодекса Российской Федерации,
декларирование производится путем заявления по установленной форме точных
сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и
других сведений, необходимых для таможенных целей.
Таким образом, декларирование представляет собой заявление таможенному
органу по установленной форме сведений, необходимых для помещения товаров
под избранный таможенный режим.
Вместе с тем сведения представляются таможенным органам Российской
Федерации гораздо раньше (стадия предварительного таможенного оформления),
задолго до начала производства таможенного декларирования, например, подача
уведомления в месте ввоза товаров и транспортных средств на таможенную
территорию Российской Федерации, представление товаросопроводительной и
товаротранспортной документации в местах доставки товаров на склады
временного хранения. В чем же тогда состоит особенность таможенного
декларирования? Для характеристики таможенного декларирования и выявления
его особенностей необходимо обратить внимание на такие элементы как:
- форма декларирования, включая документы и сведения, необходимые для
таможенных целей;
- лица, уполномоченные на подачу таможенной декларации (декларанты).
Форма декларирования. В соответствии со статьей 169 Таможенного кодекса
Российской Федерации, декларирование производится в письменной, устной,
электронной и иных формах.
В настоящее время в Российской Федерации используется в основном
письменная форма декларирования. Причем от целей перемещения возможны
несколько разновидностей форм.
В области внешнеэкономической деятельности (в случае перемещения
товаров хозяйствующими субъектами) применяется установленная форма грузовой
таможенной декларации (далее ГТД). Прототипом грузовой таможенной
декларации служит единый административный документ, используемый для
таможенного декларирования товаров в странах Европейского Союза [54]. Этот
документ, введенный в действие с 1 января 1988г. (в России ГТД применяется
с 1 апреля 1989 г.), заменил собой многочисленную национальную
товаросопроводительную документацию (около 80 видов формуляров и
деклараций, заполнение которых требовалось при прохождении таможенного
контроля на границах стран-членов Европейского Союза).
Таким образом, грузовая таможенная декларация (смотри приложение № 6)
представляет собой документ единой формы, содержащий в условно
закодированном виде все необходимые для таможенных целей сведения о
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товарах и
транспортных средствах.
Бланк ГТД состоит из четырех сброшюрованных (самокопирующихся) листов
формы ТД-1. Такое количество одинаковых по содержанию экземпляров
объясняется их назначением. Так в соответствии с распоряжением
Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21 февраля
2001 г. № 01-99/245 "О распределении листов грузовой таможенной
декларации".1 Первый лист ТД-1 остается в отделе таможенного оформления [9]
таможенного органа, в котором была принята и проверена декларация. Второй
лист ТД-1 передается в отдел таможенной статистики того же таможенного
органа. Третий лист ТД-1 после завершения таможенного декларирования
возвращается декларанту. Четвертый лист, в зависимости от цели перемещения
товаров:
- прикладывается к товаросопроводительным документам при заявлении
таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров с таможенной
территории РФ (экспорт, переработка внетаможенной территории,
временный вывоз), и направляется вместе с товарами в таможенный
орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на
Государственной границе Российской Федерации (место вывоза товаров);
- передается в подразделение, осуществляющее контроль таможенной
стоимости товаров (отдел валютного контроля и контроля таможенной
стоимости), при заявлении таможенного режима выпуска в свободное
обращение и реимпорта;
- передается в отдел таможенных режимов для целей последующего
контроля соблюдения условий, использования избранного таможенного
режима (таможенный склад, временный ввоз, переработка на таможенной
территории и др.).
Листы формы ТД-1 представляют основной лист ГТД, который применяется
для декларирования товаров одного наименования. В случаях, когда
перемещаются через таможенную границу Российской Федерации различные
товары, могут быть использованы добавочные листы ГТД формы ТД-2.
Максимально возможное количество добавочных листов ТД-2 составляет 33,
причем каждый из таких листов позволяет декларировать товары еще трех
наименований, учитывая то, что ТД-1 и ТД-2 составляют одну таможенную
декларацию, следовательно, с помощью одной ГТД можно задекларировать до 100
наименований товаров (один вид товара по ТД-1 и по 3 вида товаров в каждом
из 33 листов ТД-2). Использование добавочных листов ТД-2 возможно, если
товары перемещаются в соответствии с одним договором, одним лицом
(получателем либо отправителем) и помещаются под один таможенный режим
перемещения.
Документами, устанавливающими порядок заполнения ГТД, являются: приказ
Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 16 декабря
1998 г. № 848 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой
таможенной декларации"1 и приказ Государственного таможенного комитета
Российской Федерации от 01 июня 1999 г. № 330 "Об утверждении Правил
заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров,
помещаемых под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов выпуска
для свободного обращения, экспорта, свободной зоны и транзита".2
Одновременно с подачей ГТД в таможенный орган представляются
необходимые для таможенных целей документы (с прилагаемой описью) и
электронная копия ГТД на магнитном носителе (дискете). Принятие ГТД
оформляется путем присвоения последней регистрационного номера (графа 7
ГТД). С момента регистрации ГТД становится документом, имеющим юридическое
значение, что нашло закрепление в части 2 статьи 175 Таможенного кодекса
Российской Федерации. Иными словами после регистрации ГТД декларант [5]
несет юридическую ответственность [57] за достоверность сведений,
заявленных в таможенной декларации. В соответствии с частью 3 статьи 175
Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган не вправе
отказать в принятии таможенной декларации. И хотя данное положение вполне
может рассматриваться как принципиальное (по причине каких-либо оговорок),
тем не менее, на практике данная норма дает основание для сомнения в ее
безусловности. Так, например, согласно пункту 6 информационного письма
Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17 июня 1996
г. № 53 таможенный орган вправе отказать в принятии таможенной декларации,
если таможенные платежи не были уплачены в установленном порядке. В
соответствии с письмом Государственного таможенного комитета России от 06
июня 1997 г. № 01-15/10771 "О применении указания ГТК России от 10 декабря
1996 г. № 01-14/1344"1 отсутствие факта поступления денежных средств на
счет таможенного органа не является основанием для отказа в приеме и
регистрации ГТД.
Не приводя аргументы данных, противоположных по смыслу заключений можно
лишь отменить, что в Таможенном кодексе Российской Федерации следовало бы
предусмотреть ряд конкретных оснований (возможно в качестве отдельной
статьи) для отказа в принятии таможенной декларации. Причем перечень таких
оснований должен быть исчерпывающим. Дело в том, что всегда возможно
существование ряда факторов, при выявлении которых таможенные органы не
смогут зарегистрировать поданную таможенную декларацию (небрежное
заполнение, подача декларации не в тот таможенный орган).
Порядок приема и регистрации ГТД определен в приказе Государственного
таможенного комитета России от 28 ноября 1994 г. № 624 "Об утверждении
временных правил приема, регистрации, хранения ГТД"2 (далее - Временные
правила).
Перечень документов, необходимых для таможенных целей, примерно
обозначен во Временных правилах. К таким документам, в частности, относятся
декларация таможенной стоимости,3 ксерокопия паспорта сделки [8*], документ
контроля за доставкой товаров, документы, подтверждающие уплату таможенных
платежей, разрешение других контролирующих органов и другие документы,
необходимые при декларировании. В целом перечень необходимых для
таможенного декларирования документов может быть различен в зависимости от
категории перемещаемых товаров и транспортных средств, заявляемого
таможенного режима и других факторов. Основное значение представляемой
одновременно с подачей ГТД документации заключается в подтверждении
информации, которая содержится в ГТД (в кратком и закодированном виде).
Рассмотрим необходимые для таможенного декларирования документы,
предварительно разделив их на относительные, самостоятельные группы по
целевому признаку.
Первую группу документов можно обозначить как организационные
документы. К организационным документам относятся учредительные и
регистрационные документы (учредительные договоры, уставы, свидетельства о
регистрации и т. д.). Необходимо отметить, что в целом ускорения
производства таможенного оформления и контроля Государственный таможенный
комитет России издал приказ от 31 августа 2000 г. № 787 "О порядке учета
участников внешнеэкономической деятельности",1 которым предусмотрена
возможность предварительного представления в таможенный орган
соответствующих организационных документов в целях постановки на учет
участников внешнеэкономической деятельности. Постановка на учет оформляется
составлением учетной карты. В последующем учетная карта используется при
таможенном декларировании товаров, заменяя необходимый комплект
организационных документов и упрощая, таким образом, процедуру
декларирования. Вместе с тем отсутствие учетной карты у частника
внешнеэкономической деятельности не является основанием для отказа в
таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
Следующая группа документов имеет название коммерческих. К документам
данной группы относятся внешнеторговые контакты [54], счета фактуры
(проформы), спецификации, упакованные листы [54],то есть то, что отражает
сведения и цели о перемещаемых товарах через таможенную границу Российской
Федерации.
Далее следуют транспортные документы (коносамент [54], железнодорожная
накладная). В указанных документах, как правило, отражены особенности
транспортировки товаров, используемые таможенными органами для целей
контроля, за правильностью исчисления таможенной стоимости товара и
проверки маршрута его движения.
Среди всех документов особую группу составляют так называемые
таможенные документы. Таможенные документы характеризуются тем, что они
либо изначально выдаются таможенными органами (лицензии на право
осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, владельца
магазина беспошлинной торговли, лицензии на переработку товаров и др.),
либо ими утверждаются (документ контроля доставки товаров, ГТД, если
требуется подтвердить дату вывоза при обратном ввозе).
Последняя группа документов, которые можно выделить, представлена иными
платежно–разрешительными документами, не охваченными предыдущими примерами.
Это такие как: лицензии [54] (выдаваемые Министерством Экономического
развития и торговли Российской Федерации на право ввоза \ вывоза отдельных
категорий товаров), сертификаты соответствия [54], разрешения, платежные
поручения [54], таможенные приходные ордера [54], гарантии банков об оплате
таможенных платежей [54] и другие.
Однако стоит иметь в виду, что такое деление имеет скорее теоретико –
познавательное, нежели практическое значение, поскольку один и тот же
документ может выполнять несколько функций. Например, гарантия банка об
обеспечении уплаты таможенных платежей служит и своего рода платежным
документом и разрешительным, который дает таможенным органам основания для
условного выпуска товаров (отсрочка уплаты таможенных платежей) на
территории Российской Федерации.
Кроме отмеченной письменной формы декларирования может использоваться и
иная, отличная от ГТД документация. Так, например, если стоимость
перемещаемого товара не превышает сумму, эквивалентную 100 евро [54],
товар не подлежит налогообложению, а также отсутствуют какие–либо
количественные ограничения на ввоз \ вывоз товара, то декларирование
возможно при помощи заявления, составленного в произвольной форме. В
заявлении должны содержаться сведения о лице, перемещающем товар,
наименование товара, его качестве и таможенной стоимости.1
В отдельных случаях в качестве таможенной декларации могут быть
использованы следующие документы: письменное заявление; судовые документы;
товаротранспортные, транспортные, коммерческие документы; специальная форма
таможенной декларации; письменное заявление (заявка).
Представление вышеперечисленных документов возложено на лиц
перемещающих товары и транспортные средства. Рассмотрим случаи их
предоставления:
1. Письменное заявление может использоваться: при заявлении таможенного
режима реэкспорта [5] в отношении иностранных товаров, которые по тем
или иным причинам не могут быть помещены под таможенный режим в
соответствии с первоначальными намерениями и находятся в местах,
являющихся пунктами пропуска на таможенной границе Российской Федерации
(морские и воздушные порты, автопереходы, пограничные передаточные
станции), или на приграничных складах временного хранения в пределах
срока, установленного на их временное хранение (письмо Государственного
таможенного комитета России от 26 апреля 1995 г. № 01 – 13 / 5904 "Об
особенностях таможенного оформления отдельных товаров" // Таможенные
ведомости, 1995, № 5).
2. Судовые документы используются:
а) судовая грузовая декларация представляется при декларировании:
- вывозимой российскими судами с таможенной территории Российской
Федерации, в том числе из территориальных вод Российской Федерации
без ввоза на сухопутную территорию Российской Федерации, продукции
морского промысла с целью переработки такой продукции во время
следования в пути или в районе промысла (Указание Государственного
таможенного комитета России от 03 августа 1995 г. № 01 – 12 / 960 "О
таможенном оформлении продукции морского промысла" // Таможенные
ведомости, 1995, № 8)
- продукция морского промысла при ввозе на сухопутную таможенную
территорию Российской Федерации, если их декларирование производится в
порту ввоза (письмо Государственного таможенного комитета Российской
Федерации от 30 августа 1996 г. № 01–15 / 15882 "О направлении
инструкции" (вместе с "инструкцией об упрощенном порядке таможенного
оформления Российских судов и продукции морского промысла") //
Таможенные ведомости, 1996, № 9).
б) бортовая книжка представляется при декларировании продукции морского
промысла, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации с
целью перегрузки такой продукции на иное судно (письмо Государственного
таможенного комитета России от 30 августа 1996 г. № 01 – 15 / 15882 "О
направлении инструкции" (вместе с инструкцией об упрощенном порядке
таможенного оформления российских судов и продукции морского промысла
// Таможенные ведомости, 1996, № 9).
3. Товаротранспортные, транспортные и иные документы:
а) при декларировании иностранных и арендованных иностранными лицами
воздушных судов, временно ввозимых на таможенную территорию Российской
Федерации с целью технического обслуживания, указанного в полетном
задании, если техническое обслуживание будет производиться без замены
узлов, агрегатов и деталей и срок временного ввоза не будет превышать
двух суток, представляется полетное задание (письмо Государственного
таможенного комитета России от 02 июня 1995 г. № 01 – 13 / 7736 "О
таможенном оформлении воздушных судов" // Таможенные ведомости, 1995,
№ 7).
б) при декларировании порожних вагонов, цистерн, контейнеров и
перевозочных приспособлений, принадлежащих Российским железным дорогам,
а также любым, в том числе иностранным лицам и используемых в
международных перевозках, в транспортных документах должны содержаться
сведения о принадлежности транспортных средств и приспособлений, а
также о цели их перемещения через таможенную границу Российской
Федерации (указание Государственного таможенного комитета России от 26
апреля 1993 г. № 01 – 12 / 463 "О таможенном оформлении порожних
транспортных средств и перевозочных приспособлениях" // Таможенные
ведомости, 1993, № 5).
в) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки
пассажиров или товаров (письмо Государственного таможенного комитета
России от 30 сентября 1998 г. № 01–15 / 20413 "О документах,
используемых в качестве таможенных деклараций" // Документы, 1998, №
11)
4. Специальная форма таможенной декларации используется при декларировании
товаров, вывозимыми вагонами–ресторанами и ввозимых
вагонами–ресторанами иностранных поездов международного сообщения
(указание Государственного таможенного комитета России от 10 октября
1994 г. № 01–12 / 1128 "О таможенном оформлении товаров ввозимых
вагонами–ресторанами" // Таможенные ведомости, 1994, № 11).
5. Письменное заявление: при декларировании товаров, предназначенных для
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов.
(Указание Государственного таможенного комитета от 05 апреля 1996 г. №
01–14 / 354 "О таможенном оформлении товаров, предназначенных для
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов"
// Таможенные ведомости, 1996, № 5).
6. Документ контроля за доставкой товара: при заявлении таможенного режима
транзита [5], за исключением перевозок по процедуре МДП. (приказ
Государственного таможенного комитета России от 20 мая 1996 г. № 304 "О
доставке товаров под таможенным контролем" // Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, № 10).
Таким образом, при декларировании товаров и транспортных средств
участниками внешнеэкономической деятельности применяется установленная
форма грузовой таможенной декларации (ГТД), а в случаях, предусмотренных
документами Государственного таможенного комитета России, вместо грузовой
таможенной декларации возможно применение других документов.
При перемещении товаров физическими лицами не для коммерческих целей1
письменная форма декларирования предоставлена бланком ТД – 6.2 Таможенная
декларация заполняется декларантом в одном экземпляре и подается в
таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление перемещаемых товаров
(таможенный орган пункта пропуска физических лиц на таможенной границе
Российской Федерации). Декларантом товаров может быть как российское
физическое лицо, так и иностранное физическое лицо, перемещающее товары,
либо таможенный брокер. Декларант выполняет все обязанности и несет в
полном объеме ответственность, предусмотренную Таможенным кодексом
Российской Федерации [5], независимо от того, является ли он лицом,
перемещающим товары через таможенную границу Российской Федерации, либо
таможенным брокером, что нашло свое закрепление в статье 172 Таможенного
кодекса Российской Федерации. При декларировании товаров декларант обязан:
произвести декларирование товаров в соответствии с порядком, по требованию
таможенного органа предъявить декларируемые товары; представить таможенному
органу документы и необходимые сведения для таможенных целей; уплатить
таможенные платежи; оказывать содействие в производстве таможенного
оформления. Декларирование перемещаемых через таможенную границу Российской
Федерации физическими лицами товаров производится в конклюдентной форме, то
есть устной форме. Суть декларирования товаров в устной форме заключается в
использовании механизма "зеленого коридора", добровольный и самостоятельный
выбор которого предполагает, что физическое лицо (предварительно имеющее
возможность ознакомиться с таможенными правилами) как бы заявило о том, что
у него не имеется предметов, подлежащих обязательному декларированию
(внесению в таможенную декларацию).
Обязательному декларированию в письменной форме подлежат следующие
товары, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу Российской
Федерации:
1) вывозимая из Российской Федерации:
- валюта [54] Российской Федерации в сумме 500 (пятьсот) минимальных
размеров оплаты труда, установленных в Российской
Федерации;
- иностранная валюта [54]
2) ввозимая в Российскую Федерацию валюта Российской Федерации в
сумме более
500 (пятьсот) минимальных размеров оплаты труда, установленных в
Российской Федерации;
3) ценные бумаги [54];
4) драгоценные металлы1;
5) драгоценные камни2;
6) оружие3;
7) боеприпасы4;
8) взрывчатые вещества5;
9) наркотические вещества6;
10) культурные ценности7;
11) ядовитые и отравляющие вещества, а также лекарственные
средства8;
12) радиоактивные вещества;
13) объекты дикой флоры и фауны, находящиеся под угрозой
исчезновения, их части и полученная из них продукция;
14) технические средства9;
15) печатная продукция, кино- , фото- , и видеоматериалы, составляющие
служебную и (или) государственную тайну;
16) товары, на которые в соответствии с законодательством Российской
Федерации установлены количественные (весовые) или стоимостные
ограничения на перемещение через таможенную границу без уплаты
таможенных платежей в упрощенном, льготном порядке, не
предназначенные для производственной или иной коммерческой
деятельности, в случае, если эти ограничения повышены;
17) товары, предназначенные для производственной или иной коммерческой
деятельности.
Таможенная декларация (ТД – 6) заполняется физическим лицом, достигшим
шестнадцатилетнего возраста.
После завершения таможенного оформления товаров оформленная декларация
остается и хранится в делах таможенного органа, производящего таможенное
оформление товаров. Исключение составляют следующие случаи, при которых
таможенная декларация возвращается декларанту:
- при наличии временно ввозимых (вывозимых) товаров, когда таможенная
декларация служит подтверждением осуществления временного ввоза
(вывоза) товаров при их обратном ввозе (вывозе);
- в случае использования таможенной декларации в качестве
подтверждения ввоза наличной иностранной валюты для ее последующего
ввоза;
- при заявлении физическим лицом, следующим через таможенную границу
Российской Федерации, о наличии несопровождаемого багажа [54].
При перемещении физическим лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста
транспортных средств (легковых автомобилей) в несопровождаемом багаже
(контейнере, платформе и т.д.), физическим лицом производится
декларирование с использованием бланка формы ТД-7.1 При этом, таможенному
органу Российской Федерации в обязательном порядке предоставляются
следующие документы: документы, в которых указывается стоимость, страна
происхождения, право собственности, в том числе документы на право
применения существующих льгот (вид на жительство при перемещении на
постоянное место жительство в Российской Федерации, документ,
подтверждающий статус беженца и др.).
В случаях, если должностным лицом таможенного органа Российской
Федерации будет установлено, что товар перемещается в коммерческих целях
(исходя из количества, характера и частоты перемещения) физическим лицом,
то декларирование данного товара производится с применением грузовой
таможенной декларации форм ТД-1 и ТД-2.
Ранее при рассмотрении порядка декларирования товаров с помощью
грузовой таможенной декларации упоминалось о предоставлении ее копии в
электронном виде, что содержит все признаки электронной формы
декларирования. Однако на современном этапе таможенного оформления,
электронная форма декларирования в самостоятельном виде не применяется, а
используется в качестве дубликата грузовой таможенной декларации.
Следующим моментом, характеризующим стадию основного таможенного
оформления, являются лица, уполномоченные на подачу таможенной декларации
(декларанты). Согласно пункту 10 статьи 18 Таможенного кодекса Российской
Федерации декларант (лицо, перемещающее товары) и таможенный брокер
(посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и
транспортные средства от собственного имени.
Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случая
перемещения через таможенную границу Российской Федерации физическими
лицами товаров, не для коммерческих целей. Таким образом, декларантом в
сфере внешнеэкономической деятельности может быть только российское лицо.
Исключение составляют случаи декларирования транспортных средств, согласно
частей 2 и 3, статьи 170 Таможенного кодекса Российской Федерации,
международными перевозчиками. Для декларирования товаров при их перемещении
иностранными лицами следует обращаться к таможенному брокеру.
Таможенный брокер [16] по российскому законодательству – это
коммерческая организация, получившая лицензию [54] на оказание услуг по
таможенному оформлению товаров третьих лиц. Причем особенностью
деятельности таможенного брокера заключается в том, что последний
осуществляет свою деятельность по таможенному декларированию товаров от
собственного имени, но за счет и по поручению представляемого лица.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что декларирование товаров,
как одна из стадий основного таможенного оформления, представляет собой
заявление достоверных сведений о товарах и транспортных средствах по
установленным формам, а также определяет круг лиц, уполномоченных на
совершение действий по декларированию товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таможенное оформление представляет собой одну из форм таможенного
контроля, направленную на охват ряда важнейших составных частей таможенного
дела. Структура таможенного оформления определяет систему правовых,
организационных мероприятий, направленных на реализацию и защиту: внутри- и
внешнеэкономических интересов Российской Федерации, в целях динамичного
осуществления политических и социально- экономических преобразований, в
условиях формирования рыночных отношений; пополнения доходной части Бюджета
Российской Федерации; выявления правонарушений и их профилактику;
недопущения ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации
отдельных товаров и транспортных средств, запрещенных исходя из соображений
государственной безопасности и международных договоров.
Продуманность таможенного оформления призвана не только надежно
реализовывать внешнеэкономическую деятельность, но и должна быть направлена
на защиту прав малого предпринимательства, хозяйственных объединений,
граждан, а также упрощения процедуры таможенного оформления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации "О государственной границе
Российской Федерации" от 01 апреля 1993 г. № 4730-1 // Ведомости
Российской Федерации, 1993, № 17, ст. 594.
3. Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от
15 апреля 1993 г. № 4804-1 // Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №
20, ст. 718.
4. Федеральный закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая
1993 г. № 5003-1 // Ведомости Российской Федерации, 1993, № 23, ст.
821.
5. Таможенный кодекс Российской Федерации. Утвержден Верховным Советом
Российской Федерации 18 июня 1993 г № 5221-1 // Ведомости Российской
Федерации, 1993, № 31, ст. 1224.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая). Принят
Государственной Думой 21 октября 1994 г. // Собрание законодательства
Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.
7. Федеральный закон Российской Федерации "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности" от 07 июля 1995 г. № 157-93 // Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, № 42, ст. 3923.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). Принят
Государственной Думой 22 декабря 1995 г. // Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410.
9. Федеральный закон Российской Федерации "Об оружии" от 13 декабря
1996 г. № 150-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации,
1996, № 51, ст. 5681.
10. Федеральный закон Российской Федерации "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ //
Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588.
11. Федеральный закон Российской Федерации "О наркотических средствах и
психотропных веществах" от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст. 219.
12. Федеральный закон Российской Федерации "О драгоценных металлах и
драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1463.
13. Федеральный закон Российской Федерации "О лекарственных средствах" от
22 июня 1998 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации, 1998, № 26, ст. 3006.
14. Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о
Государственном таможенном комитете Российской Федерации" от 25 октября
1994г. № 2014 // Собрание законодательства Российской Федерации,
1994, № 27, ст. 2855.
15. Постановление Правительства от 05 июня 1994 г. № 643 "Об утверждении
Положения о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и
использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных
средств (высокочастотных устройств)" // Собрание законодательства
Российской Федерации, 1994, № 8, ст. 861.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. №
873 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 31, ст.
3737.
17. Приказ Государственного таможенного комитета России от 10 августа 1993
г. № 314 "Об утверждении Положения о таможенных складах" // Российские
вести, № 169, 1994, 20 августа.
18. Приказ Государственного таможенного комитета России от 07 октября 1993
г. № 388 "Об утверждении Положения о временном хранении (складах
временного хранения)" // Российские вести, № 217, 1993, 9 ноября.
19. Приказ Государственного таможенного комитета России от 18 января 1994
г. № 20 "Об утверждении Положения о таможенном перевозчике" //
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти,
1994, № 7.
20. Приказ Государственного таможенного комитета России от 08 июля 1994 г.
№ 414 "О приказе ГТК России от 25 января 1999 г. № 38" // Таможенный
вестник, 1999, №5.
21. Приказ Государственного таможенного комитета России от 19 августа
1994 г. № 426 "Об утверждении нормативных актов, относящихся к
надлежащему оборудованию транспортных средств (контейнеров)" //
Российские вести, № 199, 1994, 20 октября.
22. Приказ Государственного таможенного комитета России от 28 ноября
1994 г. № 624 "Об утверждении временных правил приема, регистрации,
хранения ГТД" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти,1995, № 3.
23. Приказ Государственного таможенного комитета России от 30 октября
1995 г. № 652 "О таможенном оформлении товаров перемещаемых
трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи" // Российские
вести, № 218, 1995, 16 ноября.
24. Приказ Государственного таможенного комитета России от 20 мая 1996 г. №
304 "О доставке товаров под таможенным контролем" // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, №
10.
25. Приказ Государственного таможенного комитета России от 16 декабря
1998 г. № 848 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой
таможенной декларации" // Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти, 1999, № 7.
26. Приказ Государственного таможенного комитета России от 16 декабря
1998 г. № 330 "Об утверждении Правил заполнения грузовой таможенной
декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенные
режимы, отличные от таможенных режимов выпуска для свободного
обращения, экспорта, свободной таможенной зоны и транзита" //
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти,
1999, № 34-35.
27. Приказ Государственного таможенного комитета России от 25 января 1999
г. № 38 "Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и
таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу
Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для
производственной или иной коммерческой деятельности" // Российская
газета, № 108, 1999, 8 июня.
28. Приказ Государственного таможенного комитета России от 22 сентября
1999 г. № 640 "О применении Временной технологической схемы таможенного
оформления и таможенного контроля с использованием временной таможенной
декларации в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом". //
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти,
1999, № 42.
29. Приказ Государственного таможенного комитета России от 24 ноября
1999 г. № 814 "Об утверждении Правил перемещения в упрощенном льготном
порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную
границу Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов
Федеральных органов исполнительной власти, 2000, № 10.
30. Приказ Государственного таможенного комитета России от 17 апреля
2000 г. № 299 "Об утверждении положения о применении временных,
неполных и периодических таможенных деклараций" // Российская газета, №
117, 2000, 20 июня.
31. Приказ Государственного таможенного комитета России от 17 апреля
2000 г. № 299 "Об утверждении положения о применении временных,
неполных и периодических таможенных деклараций" // Российская газета,
2000, № 5.
32. Приказ Государственного таможенного комитета России от 16 мая 2001 г. №
442 "Об утверждении типовых правил таможенного оформления и таможенного
контроля" // Таможенные вести, 2000, № 5.
33. Распоряжение Государственного таможенного комитета России от 17 августа
1998 г. № 01-14/894 "Об упорядочении процедуры рассмотрения обращений
участников ВЭД по вопросам проведения таможенного оформления товаров и
принятия по ним решения" // Документы, № 9, 1998, с. 263.
34. Распоряжение Государственного таможенного комитета России от 21
февраля 2000 г. № 01-99/245 "О распределении листов грузовой таможенной
декларации" // Таможенные ведомости, 2000, № 4.
35. Указание Государственного таможенного комитета России от 26 апреля
1993 г. № 01-12/463 "О таможенном оформлении порожних транспортных
средств и перевозных приспособлений" // Таможенные ведомости, 1993, №
5.
36. Указание Государственного таможенного комитета России от 10 октября
1994 г. № 01-12/1128 "О таможенном оформлении товаров ввозимых вагонами-
ресторанами" // Таможенные вести, 1994, № 11.
37. Указание Государственного таможенного комитета России от 03 августа
1995 г. № 01-12/960 "О таможенном оформлении продукции морского
промысла" // Таможенные вести, 1995, № 8.
38. Указание Государственного таможенного комитета России от 05 апреля
1996 г. № 01-14/354 "О таможенном оформлении товаров, предназначенных
для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и вооруженных
конфликтов" // Таможенные вести, 1996, № 5.
39. Указание Государственного таможенного комитета России от 29 ноября
1996 г. № 01-13/802 "О порядке предъявления товаров для таможенного
оформления" // Бюллетень исполнительной власти, 1997, №1.
40. Письмо Государственного таможенного комитета России от 26 апреля
1995 г. № 01-13/5904 "Об особенностях таможенного оформления отдельных
товаров" // Таможенные ведомости, 1995, № 5.
41. Письмо Государственного таможенного комитета России от 02 апреля
1995 г. № 01-13/7736 "О таможенном оформлении воздушных судов" //
Таможенные ведомости, 1995, № 7.
42. Письмо Государственного таможенного комитета России от 30 августа
1996 г. № 01-15/15882 "О направлении инструкции" (вместе с инструкцией
об упрощенном порядке таможенного оформления российских судов и
продукции морского промысла) // Таможенные ведомости, 1996, № 9.
43. Письмо Государственного таможенного комитета России от 30
сентября 1998 г. № 01-15/20413 "О документах, используемых в качестве
таможенных деклараций" // Документы, 1998, № 11.
44. Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации.
Приложение к приказу Государственного таможенного комитета России
от 16 декабря 1998 г. № 848 // Бюллетень нормативных актов Федеральных
органов исполнительной власти, 1999, № 7.
45. Тихомиров М. Ю. И др. Гражданское право. Словарь-справочник / под
редакцией М. Ю. Тихомирова-М.: г-н Тихомиров М. Ю., 1996.-575с.
46. Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации / Бухтияров А.
В., Глазунова Н. А., Девочкин Э. В., Зобов В. Е., Кабальнов А. Г.,
Коланда В. М., Константинов А. В., Кузнецов С. М., Лысов А. Ф.,
Листопад А. Д., Погорелов Б. В., Скрипник В. К., Суслов Н.А.,
Файзулин М. Р., Цагай А. В., Черкасов А. С.,Умель Г.Н. / под ред.
Б.Н. Габричидзе.-М.: Издательская группа ИНФРА. М-НОРМА, 1997.- 496с.
47. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации /
Лазарев В. В. и др. / под ред. В. В. Лазарева.- М.: спарк, 1997.-599с.
48. Основы таможенного дела: Учебник / под общ. ред. В. Г. Драганова;
Российская таможенная академия ГТК РФ.- М.: Экономика, 1998.-687с.
49. Додонов В. Н. И др. Право международной торговли. Словарь-справочник /
под ред. В. Н. Додонова - М.: СЛАВИЯ, 1997. - 297с.
50. Словарь иностранных слов / Лехин Н. В., Лапшина С. М., Петрова Ф.
Н., Шаумен Л. С. / Под ред. Н. В. Лехина. - М.: Советская энциклопедия,
1964.-784 с.
51. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для внешних
учебных заведений / под ред. В. Г. Стрекозова.-М.: Дабахов, Ткачев,
Димов, 1995.-384с.
52. Таможенное право. Учебник / под ред. А. Ф. Ноздрачева.- М.: Спарк,
1998.-219с.
53. Таможенный словарь-справочник участника внешнеэкономической
деятельности / под ред. В. Н. Осипова.- М.: ВИКИНГ, 2000.-274с.
54. Таможенное право: Учебное пособие / под ред. С. В. Халипова.-М.: ИКД
Зерцало-М, 2001.-272с.
55. Таможенный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / под
ред. А. Н. Козырина.- М.: Спарк, 2001.-1232с.
56. Энциклопедический юридический словарь / под ред. В. Е. Крутских -
М.: ИНФРА-М, 1998.-368с.
57. "Об официальном объяснении Постановления Конституционного суда
Российской Федерации от 14 мая 1999 года по делу о проверке
конституционности положений части 1 статьи 131 и части 1 статьи 380
Таможенного кодекса Российской Федерации". Определение Конституционного
суда Российской Федерации от 27 ноября 2001 г. № 202-0 // Российская
газета. № 186 / 1895, 2001, 5 декабря.
58. "По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного
кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда
города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых
акционерных обществ "Авто ВАЗ" и Комбинат "Североникель", обществ с
ограниченной ответственностью "Верность", "Вита-Плюс" и "Невско-
Балтийская транспортная компания", товарищества с ограниченной
ответственностью "Совместное российско-южноафриканское предприятие
"Эконт"" и гражданина А. Д. Чулкова". Постановление Конституционного
суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. № 7-П // Российская
газета, № 156 / 2238, 2001, 6 июня.
59. "По жалобам малого предприятия "Кинескоп" и Сочинского пассажирского
автотранспортного предприятия № 2 на нарушение конституционных прав и
свобод статей 276 Таможенного кодекса Российской Федерации".
Определение Конституционного суда Российской Федерации от 13 января
2000 г. № 21-0 // Российская газета № 8 / 1541, 2000, 6 апреля.
60. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного
законодательства. Приложение к письму Высшего Арбитражного суда
Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 5 // Вестник Высшего
Арбитражного суда Российской Федерации, 1996, № 9.
61. По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи
280 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом
Новгородского областного суда. Постановление Конституционного суда
Российской Федерации от 20 мая 1997 г. № 8-П // Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, № 21, ст. 2542.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Документ контроля доставки (форма ДКД-1; ДКД-2);
2. Уведомление о прибытии на склад временного хранения;
3. Краткая декларация;
4. Таможенная декларация (форма ТД-6);
5. Таможенная декларация (форма ТД-7);
6. Таможенная декларация (форма ТД-1, ТД-2).
-----------------------
[1] Таможенный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами /
под ред. А. Н. Козырина, – М.: Спарк, 2001. – с. 21.
1 Таможенный словарь – справочник участника внешнеэкономической
деятельности / под ред. В. Н. Осипова. – М.: ВИКИНТ, 2000. – с 166.
[2] Таможенное право. Учебник / под ред. А. Ф. Ноздрачева. М.: Спарк,
1998. – с 42,47.
1 Ведомости Российской Федерации, 1993, № 31, ст. 1224.
2 Ведомости Российской Федерации, 1993, № 23, ст. 821.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 42. ст. 3923.
1 Федеральный закон Российской Федерации "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности" от 7 июня 1995 г. № 157-ФЗЛ Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, №42, ст. 3923.
1 Таможенный кодекс Российской Федерации. Утвержден Верховным Советом
Российской Федерации 18 июня 1993 г. № 5221-1 – ст. 18.
1 Таможенный Кодекс Российской Федерации. Утвержден Верховным Советом
Российской Федерации 18 июня 1993 г. №5221-1 п. 12. ст. 18.
1 Таможенный Кодекс Российской Федерации, статья 30.
2 Таможенный Кодекс Российской Федерации, статья 100.
1 Ведомости Российской Федерации, 1993, № 31, ст. 1224.
2 Таможенные ведомости, 2001, № 5.
3 Российская газета, № 108, 1999, 8 июня.
1 Российские вести, № 217, 1993, 9 ноября.
1 Документы, № 9, 1998, с 263.
1 Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. № 2014 "Об
Утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской
Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 27,
ст. 2855.
1 Российские вести № 217, 1993, 9 ноября.
1 Приказ Государственного таможенного комитета России от 10 августа 1993 г.
№ 314 "Об утверждении Положения о таможенных складах" // Российские
вести, № 169, 1994 г.
2 Вестник Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации, № 6, 1996, с
59.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999г, № 21 ст. 2669.
1 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998
г // Собрание законодательства Российской Федерации № 12, 1998, Ст. 1458.
1 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации,
1997, № 10.
1 Международные дорожные перевозки.
1 Приказ Государственного таможенного комитета России от 19 августа 1994 г.
№ 426 "Об утверждении нормативных актов, относящихся к надлежащему
оборудованию транспортных средств (контейнеров) // Российские вести, 1994,
№ 20.
2 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации,
1994, № 7.
1 Таможенные ведомости. 2000, № 4, апрель, с 100.
1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти,
1999, № 7.
2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти,
1999, № 34-35.
3 Закон, 1997, № 9.
1 Таможенный вестник, 1997, № 13.
2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти,
1994, № 7.
3 Приказ Государственного таможенного комитета России от 5 января 1994 № 1
"об утверждении Положения о порядке и условиях заявления таможенной
стоимости товаров, вводимых на территории РФ". Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти, 1994, № 5.
1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти,
1995, № 3.
1 п. 2. 2. приказа Государственного таможенного комитета России от 16
августа 1998 г. № 848 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения
грузовой таможенной декларации" // Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти, 1999, № 7.
1 Приказ Государственного таможенного комитета России от 24 ноября 1999 г.
№ 814 "Об утверждении правил пересечения в упрощенном льготном порядке
товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации"
// Российская газета, № 30 / (1128), 08 февраля 2000 г.
2 Приказ Государственного таможенного комитета от 25 января 1999 г. № 38
"Об утверждении инструкции по таможенному оформлению и таможенному
контролю товаров перемещаемых через таможенную границу Российской
Федерации физическими лицами не предназначенных для производственной или
иной коммерческой деятельности" // Российская газета, 128 / (107), 8 июня.
1 Федеральный закон Российской Федерации "О драгоценных металлах и
драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г. № 41 – ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1463.
2 Федеральный закон Российской Федерации "О драгоценных металлах и
драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г. № 41 – ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1463.
3 Федеральный закон Российской Федерации "Об оружии" от 13 декабря 1996 г.
№ 51, ст. 5681.
4 Федеральный закон Российской Федерации "Об оружии" от 13 декабря 1996 г.
№ 51, ст. 5681.
5Федеральный закон Российской Федерации "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. " 116-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации 1997, № 30, Ст. 3588.
6 Федеральный закон Российской Федерации "О наркотических средствах и
психотропных веществах" от 08 января 1998 г. № 3 – ФЗ // собрание
законодательства Российской Федерации 1998, № 2, ст. 219.
7 Федеральный закон Российской Федерации "О ввозе и вывозе культурных
ценностей" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации 1993, № 20, ст. 718.
8 Федеральный закон Российской Федерации "О лекарственных средствах" от 22
июня 1998 г. № 86 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации
1998, № 26, ст. 3006.
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 05 июня 1994 г. № 643
"Об утверждении Положения о порядке изготовления, ввоза в Российскую
Федерацию и использования на территории Российской Федерации
радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)" // Собрание
законодательства Российской Федерации 1994, № 8, ст. 861.
1 приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24
ноября 1999 г. № 814 "Об утверждении Правил перемещения в упрощенном
льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную
границу Российской Федерации // Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти, 2000, № 10.
Страницы: 1, 2, 3
|