Джон Локк. Государство и право
Джон Локк. Государство и право
Учение Локка о государстве и праве.
Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде
“Два трактата о государственном правлении”.
Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного
договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности,
сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк
развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное
политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.
Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Дж.
Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном
состоянии. В предгосударственном общежитии “нет войны всех против всех”.
Господствует равенство ,”при котором всякая власть и всякое право являются
взаимными, никто не имеет больше другого”. Однако, в естественном состоянии
отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми,
осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных
законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует
обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав,
равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются
образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно
акцентирует момент согласия : “ Всякое мирное образование государства имело
в своей основе согласие народа”.
Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей,
соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и
создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и
наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей,
господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает
политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы
для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу
общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения
извне.
Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума,
люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, кот. они затем передают
государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех
принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка
нет и речи . право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство,
человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти
неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия
государства, преступать которые ему заказано.
Целью деятельности государства , по Локку, должны быть охрана
собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными
содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение
властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в
связи с злоупотреблениями властью.
На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В
установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему
согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он
усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном
смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в
целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона
имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение,
соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если
такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться
законом. Кроме того закону должны быть присущи стабильность и
долговременность действия.
Ратуя за режим законности, он натаивал на следующем положении: кто бы
конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется “
управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным
народом и известным ему, а не путем импровизированных указов”. Законы тогда
способствуют достижению “главной и великой цели” государства, когда их все
знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не
может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона
проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и
расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от
произвола и деспотической воли других лиц. “Там, где нет законов, там нет и
свободы.”
Как все иные политические установления, как само государство,
позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет,
что все совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно с
одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в
одном направлении, и необходимо, чтобы оно “двигалось туда, куда влечет его
большая сила, которую составляет согласие большинства”.
Поддерживание режима свободы, реализация “главной и великой цели”
политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично-
властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между
разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть)
полагается только представительному учреждению всей нации - парламенту.
Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает
монарху, кабинету министров. Их дело ведать также отношениями с
иностранными государствами. Имея в виду не допускать узурпации кем-либо
всей полноты государственной власти, предотвратить возможность
деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и
взаимодействия “отдельных ее частей”. Соответствующие типы публично-
властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первой
место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в
стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они не являются
пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в
частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.
Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской
политической мысли со времен Аристотеля , тоже интересовал Локка. Правда он
не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или
могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось
абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии
склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным
прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала
после 1688 года. Для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства
вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы
она имела надлежащую “структуру правления” , охраняла естественные права и
свободы индивида, заботилась об общем благе всех.
Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм,
которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в
тиранию - политический строй, где имеет место “осуществление власти помимо
права”. Когда органы власти начинают действовать, игнорируя право и общее
согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не
только дезорганизуется нормальное управление страной и становится
беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки
узурпаторов таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в
государстве Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами
спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа,
выгодное единственно разбойникам и угнетателям.
В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом
деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность - “воззвать к
небесам”, применить силу против “ несправедливой и незаконной силы”. По
закону, “изначальному и превосходящему все людские законы” , народ
“обладает правом судить о том, судить о том, имеется ли у него достаточный
повод обратиться к небесам”. Суверенитет народа , по Локку, в конечном
счете (и это явно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее
суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает
положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то
вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы,
закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.
Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением
идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми
сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического
знания и передовой научной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто
собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который
дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того,
чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-
правовой жизни следующего, 18 столетия - столетия Просвещения и двух
крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и
американской.
|