Форма государства
Коморских Островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-
Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).
Федеративные государства возникли по-разному. Некоторые из них
образовались на основе объединения ранее самостоятельных государств,
ставших членами (субъектами) федерации (США в 1787 г. вследствие
объединения штатов, Танзания в результате объединения Танганьики и
Занзибара в 1964 г., Объединенные Арабские Эмираты в 1971 г.). Таким же
образом был образован и СССР 31 декабря 1922 г. Элементы объединительного
процесса имели место в Малайзии. Многие федерации были, однако, созданы при
принятии конституций или специальными законами (Индия, Пакистан и др.),
другие — сочетали те или иные способы (Россия).
Любая федерация — это сложное государство, состоящее из государств-
членов или государственных образований. Это отличает федерацию от
унитарного государства с одной или несколькими автономиями, занимающими
обычно незначительную часть страны (исключение — КНР). Территориальные
образования в федерации носят название субъекты и имеют равноправные
функции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и
т.д. В России же Конституцией предусмотрено 6 различных наименований
субъектов.
Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от других
форм государственного устройства:
. существует два уровня государственного аппарата: федеральный,
союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На
высшем уровне федеративный характер государства выражается в
создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат
которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее
формировании используется принцип равного представительства вне
зависимости от численности населения. Другая палата формируется
для выражения интересов всего населения государства, всех его
регионов. В федерации может также существовать государственный
аппарат и на местном уровне;
. наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается
гражданином федерации и гражданином соответствующего
государственного образования, и это закрепляется конституциями
государств;
. функционирует правовая система, построенная на принципе
централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и
свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им
предоставляется право принятия собственной конституции, но при
этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов),
где федеральная конституция и федеральные законы стоят на
верхней позиции;
. высшая законодательная, исполнительная и судебная власть
принадлежит общефедеральным органам – федеральному президенту,
правительству, парламенту, судам;
. субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную
систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и
предмет деятельности судебных и других правоохранительных
органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в
субъектах федерации;
. используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги
субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в
общую казну, а потом распределяются по субъектам;
. наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности,
таможни, подчиняющихся центральному аппарату.
Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции
между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств
показывает, что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на
основе трех принципов:
1. Принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определение предметов
ведения.
2. Принцип совместной компетенции, т.е. установление одного и того же
перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов.
3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных
полномочий.
В современной юридической теории принято выделять несколько
разновидностей федеративных государств: основанные на национально-
территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные)
федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные и
конститутивные (конституционные).
2.2.1 Территориальная федерация.
В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны
по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как
правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия).
Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их
субъектов не соответствует числу национальных групп. «В США нет компактно
проживающих национальностей, но существуют 50 штатов, в Швейцарии четыре
языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский,
ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть
компактно проживающее славянское меньшинство — сорбы), но созданы 16 земель
(субъектов федерации)»[20]. По территориальному принципу были построены
латиноамериканские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла),
Австралия, многие федерации в новых государствах, возникших на месте
прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и др.).
В основном территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии,
Пакистане.
2.2.2 Национальная федерация.
В национальных федерациях субъекты создаются на основе разделения
проживающего населения по национальности. Тезис о создании федераций только
по национальному признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской
теории по вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР и
РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован
в 1968 г. в Чехословакии. Федерация в странах тоталитарного социализма
рассматривалась только как средство решения национального вопроса,
объединения распавшейся многонациональной страны, преодоления национальных
противоречий и установления их сотрудничества. Национальные федерации
наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме
них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить
ряд черт:
1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и
национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга
национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями,
религией и верованиями.
2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного
объединения составляющих ее субъектов.
3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются
из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается
для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории
федерации.
4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет
больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное
развитие.
5) В национальной федерации особенностью является правовое положение
ее субъектов. В подобных федерациях основополагающий принцип - «право наций
на самоопределение». То есть право национального субъекта по своему
усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в
союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации
на это, как правило, не требуется.
Помимо прочего на современной политической карте мира можно встретить
и так называемые смешанные федерации. Они представляют собой особый вид
федераций - национально-территориальные федерации, в основу формирования
субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы.
Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская
Федерация (32 субъекта, которые создана на основе проживающей в ней
национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов
- территориальные образования, где проживает главным образом русское
население); Федеральная Республика Германия (состоит из 16 территориальных
субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой
родственные немецкие народности). Подобный принцип организации государства,
несомненно, оправдывает себя в федерациях с обширными территориями и
разнородным населением.
2.2.3. Симметричная федерация
В идеале для юридически симметричной федерации все образующие ее
составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из
субъектов федерации, имеющих один и тот же правовой статус. Только субъекты
являются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине
(провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако
абсолютно симметричных федераций нет, т.к. какие-то элементы различий между
субъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в
верхней палате парламента — бундесрате (от трех до шести голосов независимо
от численности представителей земли), в однопалатном совещательном
Национальном собрании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России
одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституции
государствами (хотя и в скобках), другие — нет, и т.д. На данный момент
только в Австрии, Мексике, Бразилии и Аргентине структура федераций с точки
зрения правового положения ее составных частей, близка к идеалу
симметричной федерации.
2.2.4. Асимметричная федерация
Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по
своему правовому положению (субъектов и не субъектов), да и статус
субъектов в свою очередь может быть неодинаков. В США помимо штатов
(субъектов) существуют небольшие территории (владения)— Виргинские Острова,
Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не
пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в
выборах парламента США). В Индии есть шесть “союзных территорий”, статус
которых ниже статуса штатов: штаты имеют местные парламенты, правительства,
а территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация
существует в Австралии, некоторых других государствах.
Как уже было замечено и статус самих субъектов может быть
неодинаковым. «В Индии некоторые штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более
широкие права по сравнению с другими штатами (для первого штата сделано
много исключений из конституции, законы парламента, относящиеся к Сиккиму,
требуют согласования с ним), права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд)
урезаны, хотя в них с разрешения губернатора может не применяться
федеральное законодательство по некоторым вопросам, регулируемым племенными
обычаями»[21]. В Малайзии главы четырех из 13 штатов не участвуют в выборах
главы государства. В России, как отмечалось, в составе федерации есть
только субъекты (с разными названиями). Хотя Конституция говорит, что все
они равноправны (ст. 5), по той же Конституции их правовой статус не совсем
одинаков. Республики считаются государствами, имеют свою конституцию, могут
иметь свое гражданство и государственный язык. Другие пять видов субъектов
(области, края, города федерального значения, автономная область и
автономные округа) такими правами не обладают.
2.2.5. Нетрадиционные федерации.
Наряду с вышеозначенными федерациями существуют также договорные,
учредительные и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются
как результат свободного объединения ряда государств и государственных
образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации
возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных
федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их
частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или
конституционные федерации создаются “сверху”, путем принятия конституции
(реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии
в 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956
г.).
2.3. Конфедеративное государственное устройство.
Конфедерация представляет собой «союз суверенных государств,
образуемый для достижения определенных целей»[22]. Конфедеративная форма
государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные
условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как
временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского
экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего,
экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных:
обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива
капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации –
это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация
представляет собой некое государственное образование, объединение.
Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые
органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел,
объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по
соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут
создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член
конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.
Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется
входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и
согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой
характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе
одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют
нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро,
либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по
1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы
против британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией – США.
Так и созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная
Арабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобной
нестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерации
обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода
субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не
подчинения решениям конфедеративных властей.
Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными
государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон
деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Так же
только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать
предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.
В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации
в отдельную форму государственного устройства поныне идут споры, т.к.
фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства
(межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации.
Однако, по мнению некоторых деятелей юридической науки «ставить крест» на
конфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именно
конфедерация может стать «золотой серединой» в деле объединения ряда
государств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие в
состав Югославии; Северная и Южная Кореи.
2.4.Нетрадиционные формы государственного устройства.
Наряду с унитарными и федеративными государствами в современном мире
существуют и нетрадиционные формы государственного устройства. Среди них:
содружество, сообщество и союз.
Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация,
но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых
наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие
их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма
собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и
д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм,
сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда
языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских
стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате
колониального господства, как, например, у стран Британского содружества
наций), в-четвертых, культуры (зачастую культурная общность имеет единое
происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже
привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но
не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное
объединение независимых государств. В основе содружества, как и при
конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация,
иные юридические акты.
Для теории государства и права изучение такой формы организационного
объединения государств, как содружество, стало относительно новым и
особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества
Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его
состав.
В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение
государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в
конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности,
противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить
этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.
Сообщество - является еще одной своеобразной переходной формой в
государственной организации общества. В основе Сообщества, как правило,
лежит межгосударственный договор. Оно в большинстве случаев усиливает
интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует
в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).
В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие
те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в
Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. В
Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-
государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель
выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих
в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей,
упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.
Союз - это еще одна разновидность государственных соединений с
определенной целью. В теории государства и права определение союза дается
очень редко, потому что эта форма встречается не часто. Союзные
формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии.
Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей
конституцией (в перспективе) и языком (по сути).
Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерны
для Европейского Союза (ранее — Сообщества). В состав союза входит 15
суверенных государств. Союз имеет Европарламент, члены которого теперь
избираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах по
избирательным округам, каждое государство имеет определенное число
избирательных округов в основном в пропорции к численности населения
(ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами — парламентами
отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другие
органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для
государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты,
которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно
в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести
внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В
2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица – евро. В
теории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, как
союз и, как сообщество.
На примере выше означенных форм государственного устройства мы можем
вновь наблюдать тенденцию к преобразованию и глобализации развитых
государств. Все мощней становится авторитет Евросоюза, что дает основания
сделать предположение о дальнейшем развитии подобных ассоциированных
государственных объединений.
3. Форма государственного политического режима.
С формой государства тесно связан политический режим, значение
которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Так
изменение политического режима (даже если форма правления и форма
государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому
изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что
политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее
содержанием.
Политический режим — «это методы осуществления политической власти,
итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в
результате взаимодействия и противоборства различных политических сил,
функционирования всех политических институтов и характеризуется
демократизмом или антидемократизмом»[23].
Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного
термина:
. Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в
государстве осуществляется политическая власть. Если это методы
убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется
только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический
режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве
складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют
режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.
. В каждой стране политический режим определяется соотношением,
раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый
баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное
согласие, результатом такого согласия является стабильный политический
режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы,
политический режим постоянно изменяется.
Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых
государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е.
политического режима, становится также объективно необходимым для
постижения формы государства.
Теория государства и права выделяет несколько основных видов
политического режима, которые применялись в многовековой истории
государственности. Эти виды представляют собой широкий спектр от
авторитарного до демократического режима.
3.1. Деспотический режим.
Деспотический режим (греч. – despotia - неограниченная власть). Этот
режим характерен для монархической формы правления, а именно для
абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним
лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и
характеризовались крайним произволом в управлении, полным бесправием и
подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и
моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа
производства с их общественной, государственной собственностью,
принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его
результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим
становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом
государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению
к народу.
Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает
все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию,
Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую
руку государя. “Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку,
если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в
государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого
образа правления - исчез, и у народа нет более защитника”[24].
Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья,
на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в
государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах,
некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития
человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и
может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического
своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров,
монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление
противников режима.
3.2. Тиранический режим.
Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в
отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным,
захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью
государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных
начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. В тирании как
политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов:
осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за
обнаруженный умысел на этот счет; захватчики широко используют и
принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Тиранические
режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых
городах-государствах. Тирания, как и деспотия, основана на произволе.
Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего,
на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый
человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве
своем не стремится их создать.
3.3. Тоталитарный режим.
Тоталитарный режим является, как признано, порождением ХХ в., это
фашистские государства, социалистические государства периодов “культа
личности”. Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые
политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое
определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является
крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как
всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть. Тоталитарный
режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии,
которая формируется и задается общественно-политическим движением,
политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа
в большинстве случаев харизматическим. Тоталитарный режим допускает только
одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии,
стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется
ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы.
Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются
антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание
социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного
управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.
В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие
партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит,
государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц,
занимающих партийные посты. В государственном управлении тоталитарный режим
характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как
исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго
наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми
передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь. Его
фигура становится сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым,
непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо
критическое отношение к нему пресекается.
Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного
режима. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения
общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный
режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько
целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения,
обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы
военным путем. Тоталитарные режимы существовали в фашистских государствах,
в некоторых африканских и других странах с пожизненными президентами, в
условиях военных режимов.
3.4. Фашистский режим.
Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма,
прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями
о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ
и т. д.), крайней агрессивностью.
Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой
демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью
фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение
геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка
фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью,
судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе
они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной,
ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших
жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то
всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны
уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило,
«человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям,
прежде всего своего народа»[25].
Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками,
заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в
обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на
другие. Фашистское право - это «право неравенства людей, прежде всего по
критерию их национальной принадлежности»[26]. В настоящее время фашизм в
его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской
идеологии можно и сейчас увидеть в большинстве стран.
3.5. Авторитарный режим.
При любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и
не контролируется народом. Не смотря на то, что существуют представительные
органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент
штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или
группой лиц (олигархией).
Реально жизнь в стране направляется элитой, которая себя не
ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде
выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных
лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство
государства формируется вследствие военного или государственного
переворота, авторитарный режим называют кликой. Внутри правящей клики
выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не
склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение
того или иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми.
Лидером является обычно сильная личность. И хотя общественное мнение не
обожествляет лидера, не называет его вождем, но, тем не менее,
ориентируется на эту сильную личность. Зачастую авторитарные режимы в
относительно “мягкой” форме осуществляются для проведения реформ,
укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления
сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление
осуществляется, как правило, централизованно. Использование насилия
становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное
государство не может существовать без опоры на полицейский и военный
аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент, поскольку
широко используются внесудебные методы принуждения людей. Оппозиция при
авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и
несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию,
выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются,
разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко
наказываются. Провозглашается полный приоритет интересов государства над
личностью, а права личности игнорируются.
В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются
во многих странах (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае и др.).
Почти все характеристики этого режима в своем «запасе» имеет на данный
момент и Россия.
3.6. Либеральный режим.
Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-
денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных,
свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает
формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается
свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной
инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции,
но и становятся осуществимыми на практике.
При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход
которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей
тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний.
Осуществление государственного управления производится на основе принципа
разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует
уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные
решения принимаются большинством голосом.
В государственном управлении используется децентрализация: центральная
власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить
местная власть. Использование этого режима наиболее эффективно становится
возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и
социального развития. Население должно обладать достаточно высоким
политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой
культурой.
3.7. Демократический режим.
Демократический режим (греч. democratia - народовластие) - это режим,
основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии
народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие
права и свободы демократическое государство не ограничивается только их
провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно
обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает
конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и
свободы становятся реальными, а не только формальными.
В демократическом государстве народ является источником власти. И это
становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.
Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве,
как правило, избираются, но меняются политические взгляды и
профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак
государства, в котором существует демократический политический режим. В
основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала,
гуманизм. Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных
связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует
множество институтов и политический плюрализм. Референдумы, народные
инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся
необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в
управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах
создается параллельная система прямого представительства. Общественные
органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также
осуществляют контроль над исполнительной властью. Таким образом, участие
народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по
двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении
общественных дел, а также контроль над исполнительной властью.
Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется
зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого
накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на
уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в
организации и осуществлении государственной власти. К странам с
демократическим режимом на данном этапе развития человечества можно с
уверенностью отнести государства Западной Европы и США.
4. Заключение.
В ходе написания данной работы были подробно рассмотрены три главные
характеристики формы государства: форма правления, форма государственного
устройства и форма политического режима. Именно изучение этих составляющих
и позволяет сделать истинно верные выводы о государстве.
Абсолютно естественным является вывод о том, что все выше
перечисленные составляющие активно влияют друг на друга. Так весьма сложно
представить демократической государство, которое по форме правления
являлось бы абсолютной монархией. Немаловажным является и тот факт, что
выделение главенствующего фактора представляется невозможным, т.к. форма
правления, режим и форма устройства государства оказывают взаимное
равновеликое воздействие друг на друга.
Наиболее прогрессивным в результате исследования можно признать
республиканский демократический строй. Вопрос государственного устройства
не требует однозначных выводов, т.к. его решение напрямую зависит от
конкретных условий, в рамках отдельного государства.
В целом данный вопрос как нельзя более актуален в наши дни. В связи с
этим одной из целей данной работы было изучение современного состояния
Российского государства. На данный момент Россия имеет уже 11 летний опыт
существования в рамках новой формы государства, провозглашенной 12 декабря
1993 года в Конституции Российской Федерации. Де-юре Россия –
«демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления»[27]. Однако де-факто некоторые положения остаются либо спорными,
либо декларативными, либо недостаточно однозначными. Так с одной стороны,
Россия называется федеративным государством, но до сих пор Республики
Татарстан и Чечня не подписали федеративный договор, несмотря на то, что
ст.65 Конституции РФ, причисляет их к субъектам Российской Федерации. Так
же Россия определяется как государство с республиканской формой правления,
но какой именно не уточняется, хотя из последующего содержания Конституции
можно сделать вывод, что Россия – смешанная республика, а точнее так
называемая «суперпрезидентская» республика. Напрямую с формой правления
связан вопрос политического режима. На данный момент, явно пытаясь
соответствовать конъюнктуре, многие видные деятели российской политики
стали заявлять о формировании авторитарного государства в России. Данный
вопрос является, несомненно, весьма спорным. Но как уже было сказано,
именно авторитарный режим является наиболее благоприятным для решения таких
проблем как сепаратизм и развал экономики, а, как известно именно таковы
наиболее острые проблемы России в современный период.
Тем не менее, главным ориентиром в развитии государства в любом случае
должны оставаться демократические ценности, либеральные реформы, а,
следовательно, становление либерально-демократического режима, усиление
республиканских начал в государственной власти.
5. Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации – СПб.: Регата, Издательский Дом
«Литера», 2000.
2. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч.
пособие – М: Юрист, 1999.
3. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М.
Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003.
4. Титов Ю.П. «Хрестоматия по истории государства и права России», М:
Проспект, 2000.
5. Якушев А.В. «Теория государства и права (конспект лекций)», М: Приор,
2001.
6. Черниловский З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и
права», М: Гардарика, 1996.
7. Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник для вузов, М: Юрист, 1999.
8. Денисов А.И. Теория государства и права - М. 1948.
9. Теория государства и права: Курс лекций”/Под ред. Марченко М.Н., М:
Юр. колледж МГУ, 1995.
10. Монтескье Ш., “О духе законов”, М, 1955.
11. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право.
1991. №11.
12. Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994.
-----------------------
[1] Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч.
пособие – М: Юрист, 1999, с. 75
[2] Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права»/ Уч.
пособие. М: Юрист, 1999. С. 78
[3] Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М.
Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-184.
[4] Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф.
В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-184.
[5] Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч.
пособие – М: Юрист, 1999, с. 82
3 Титов Ю.П. «Хрестоматия по истории государства и права России», М:
Проспект, 2000, с.50
4 Якушев А.В. «Теория государства и права (конспект лекций)», М:
Приор, 2001, с. 21
5 Черниловский З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и
права», М: Гардарика, 1996, с.10
[6] Денисов А.И. Теория государства и права - М. 1948
1 Черниловский З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и
права», М: Гардарика, 1996, с.268
[7] Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М.
Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-185.
1 Черниловский З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и
права», М: Гардарика,1996, с.183
[8] Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник для вузов, М: Юрист,
1999, с.147
[9] Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994,
с. 119
[10] Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994,
с. 121
[11] Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф.
В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-187.
[12] Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф.
В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-187.
[13] Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и
право. 1991. №11. С.135.
[14] Крашенинников Н.А., Житков О.А. «История государства и права
зарубежных стран», М: Норма - Инфра, 1998, том 2, раздел II, с.205
[15] Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник, Москва: Юрист,
1999, с. 384
[16] Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф.
В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-189.
[17] Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф.
В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-191.
[18] Монтескье Ш., “О духе законов”, М, 1955, с.185
[19] Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, М: Юрист, 1994, с.
139
[20] Теория государства и права: Курс лекций”/Под ред. Марченко М.Н.,
М: Юр. колледж МГУ, 1995, том 1, с. 85
[21] Конституция РФ – СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000.
С. – 4.
Страницы: 1, 2
|