Функции государства: понятие и классификация
обороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде,
например, развития военно-экономического потенциала страны?
Трудно не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняя
функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция –
внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают
друг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренние
и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по
своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо
внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства
на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения
науки, так и практики.[38]
А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение
глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в
экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других
современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих
всю цивилизацию.
Особую проблемы представляет решение вопроса о централизации и
децентрализации функций государства. В условиях тоталитарного и, как
правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация
функций. А в условиях федеративного государства (в частности в России –
А.Р.) возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить
сферы деятельности и полномочия между федеральными органами и органами
власти субъектов федерации.[39]
Б) Внутренние функции государства.
К внутренним функциям государства относятся:
1) Функция охраны правопорядка
Охрана господствующего способа производства, а также господствующей и
иных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство
осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный
порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры
ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования,
рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему
правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями,
определяет их компетенцию.
2) Экономическая функция.
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического
существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция
“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной
деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни
(тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем
со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,
которая строится на принципах свободного рынка и свободного
предпринимательства.
Государство использует самые различные рычаги воздействия на
экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным
производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством
продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в
сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование
заградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственной
монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами,
установление винной и табачной монополии, использование государственных
заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство
использует весьма широкий арсенал средств – от мягкого, косвенного
воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.)
до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства –
установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их
исполнение.
В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных
этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно,
например для современного этапа развития России. Как показывает опыт,
экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей
стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия
государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив
законодательных актов в этой области и экономические мероприятия,
проводимые государством, например, приватизация жилого фонда,
государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.
3) Социальная функция.
Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от
экономической линии государства. В целом она есть проявление патернализма
государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин
нуждается в поддержке со стороны государства.
Зачатки этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это
время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие
на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве
и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и
социальными, что закреплено в их конституциях.
Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1
Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Российская Федерация
– социальное государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.[40]
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению
государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья
граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме
государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др. )
образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений
культуры. Что касается управления и организации их работы, то они
автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь
недопустимо.
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый
гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без
образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в
общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной
деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является
обязательным.
4) Экологическая функция
Функция появилась в XXв.. Государство вынуждено уделять серьезное
внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Основным содержанием экологической функции является управление и
координация деятельности природопользователей и переработчиков природных
ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды.
В основе осуществления функции лежат следующие принципы:
> 1). Природные богатства подлежат охране со стороны государства
независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или
нет.
> 2). Использование природных богатств должно быть рациональным,
соответствовать развитию государства.
> 3). Неукоснительное соблюдение природоохранительных
законодательств и строгая ответственность за его нарушение.
Таков «классический» набор внутренних функций государства. Многие
ученые, анализируя Российское государство, применительно к нему выделяют
особые функции, которые будут рассмотрены далее.
В) Внешние функции государства
Рассмотрим внешние функции:
1) Функция обороны
Связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически
первая внешняя функция государства. Вооруженные силы – необходимый институт
государства, - создаются прежде всего для обороны от поползновений соседних
государств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастую
становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое
условие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации
“Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской
Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в
соответствии с федеральным законом.”.
Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые
государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения
суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних
посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.
Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с
конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными
организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,
управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям
относятся:
> Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на
случай ведения военных действий.
> Служба безопасности. Она предназначена для защиты
государственной безопасности и конституционного строя от внешних
посягательств.
> Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного
порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать
порядок, спокойствие и безопасность граждан.
2) С функцией обороны тесно связана функция захвата чужих территорий и
сфер влияния.
Действительно, всю историю человечества можно образно назвать
историей войн. Богатства одних народов привлекают взоры других. На
протяжении истории сильные государства вели захватническую политику, а
слабые – оборонительную.
3) В современных условиях у государства возникает новая функция –
функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, основанного
на международном праве.
В эту функцию также входит борьба с международным терроризмом,
международной преступностью, в том числе с распространением наркотиков.
4) Поддержанию мира и международного правопорядка способствует
осуществление такой функции, как функция сотрудничества государств в
сфере экономики, экологии, культуры, науки, здравоохранения и.т.д..
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В
Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со
всеми странами.
В современных условиях развитие государств определяется процессом
интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс
углубляется в программе совершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех
государств. На этой основе создаются различные организации деятельность
которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной
жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими
государствами различными отношениями: политическими, экономическими и
культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и
регулировать.
Следует отметить, что перечень внешних функций государства,
приведенный в этой части является, как мне кажется, наиболее емким и
кратким. Многие авторы выделяют большее количество функций, видимо полагая,
что на современном этапе жизни России они являются наиболее актуальными и
требуется их выделение в отдельные функции.
Эта проблема будет рассмотрена далее, применительно к российскому
государству.
Глава 3. Эволюция и особенности функций Российского государства.
Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют
одинаковые функции, хотя отличия в их содержании, формах и методах
реализации могут быть различными. Более того, в процессе эволюции
появляются новые функции, а существующие изменяются и наполняются новым
содержанием.
Проследим этапы эволюции функций российского государства(, изложенные
С.А.Комаровым.[41] Как уже отмечалось, С.А.Комаров рассматривает
возникновение функций государства в связи с появлением на определенном
этапе у государства задач и достижения определенных целей.
В самом начале деятельности большевиков начинает формироваться
система внутренних и внешних функций советского государства. Цель –
обеспечение завоеваний революции, осуществление перехода от капитализма к
социализму. Для достижения своих целей и задач государство приобретает
новые функции, изменяет старые.
Внутренние задачи заключались в следующем:
Национализация земли фабрик, заводов, банков обеспечивала переход в
руки народа основных средств производства, что создавало предпосылки для
появления и развития новых форм хозяйствования.
Индустриализация позволяла вывести стран из кризиса в число
передовых, превратить в развитое промышленное государство.
Кооперация давала возможность использовать преимущества коллективного
труда, развивать общий интерес на основе учета частного интереса.
Проведение культурной революции позволяло решить задачу ликвидации
неграмотности, сформировать новую интеллигенцию.
С.А.Комаров отмечает и такую задачу как решение национального
вопроса, в связи с созданием нового многонационального государства, что
позволяло ликвидировать национальный гнет и неравноправие наций.
Внешняя задача российского (советского) государства сводилась в
обеспечению мирных условий развития страны.
Необходимо отметить существование и важную роль функции подавления
сопротивления свергнутых классов, которая вскоре утратила свое значение,
так как классовое сопротивление прекратилось.
В целом, решая вышеназванные задачи советское государство обрело следующие
внутренние функции:
- хозяйственно-организаторскую, связанную с монопольным руководством
экономики;
- регулирование меры труда и меры потребления, реализующая принцип «от
каждого по способностям, каждому по труду»;
- культурно-воспитательная, состоящая в решении задач идеологического
характера, развитием образования, спорта и.т.п.;
- охрана правопорядка, прав и свобод граждан, социалистической
собственности, причем значение охраны государственных интересов
превалировало над значением охраны частных интересов граждан;
К внешним функциям относятся:
- оборона страны;
- борьба за мир и мирное сосуществование государств с различным социально-
экономическим строем.
В дальнейшем, с развитием государства, появились две новые внутренние
функции – оказание социальных услуг членам общества и природоохранная.
Внешняя задача не изменилась, но возникли новые функции, связанные с
изменением международной обстановки: братская взаимопомощь и
сотрудничество со странами социализма; сотрудничество со странами,
сбросившими колониальную зависимость.
В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и
становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах
на внешние функции государства.
Это проявляется, во-первых, в том, что с разрушением мировой системы
социализма отпала необходимость в «братской помощи» социалистическим
странам.
Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России
по отношению к бывшем колониям западных и других «цивилизованных»
государств, а также по отношению к национально-освободительному движению.
Исчезли и соответствующие функции.
В-третьих, с середины 80-х годов XX века резко изменилось отношение
правящих кругов официальной России к западным странам. Многолетнее
идеологическое противостояние уступило место политике соглашательства по
ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов,
унизительного самобичевания и политического заискивания.(
Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности российского
государства, а следовательно, и его функций должно состоять в непременном
приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении
интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми
без исключения странами отношений равноправного партнерства и
сотрудничества.[42]
Л.А. Морозова выделяет в качестве самостоятельных функций, присущих
современному российскому государству:
- обеспечение народовластия;
- налогооблажение и взимание налогов;
- интеграция в мировую экономику.[43]
Первые две из представленных функций являются внутренними, а третья –
внешней.
Итак, функция обеспечения народовластия.
Теория государства и права до самого последнего времени пытается
обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно,
все функции государства носят политический характер, однако в политической
области действует целая система политических институтов, учреждений
государственных органов, через которые осуществляется функции
народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом
и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в
стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом
своей власти непосредственно, через референдум.
Обладая верховенством в системе государственной организации,
представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное
руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты
конституционного строя.
Функция налогооблажения и взимания налогов.
Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет
его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода
налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.
Однако, мне представляется, что взимание налогов естественно для
государства со смешанной (современной) экономикой. Экономическая функция
современного государства подразумевает наличие такого рычага воздействия
как взимание налогов. Возможно в 1993 году, когда Л.А.Морозова предложила
ввести эту функцию, ситуация с налогообложением была критической. В
советском государстве просто не было налоговой системы как таковой. В
настоящее время создана налоговая система государства, в большинстве своем
имеется соответствующая законодательная база.
Более соответствующей сегодняшнему дню я считаю классификацию
функций, предложенную В.Н.Хропанюком. Помимо прочих «основных» (или даже
«классических») функций он выделяет функцию финансового контроля.
Финансовый контроль подразумевает выявление и учет доходов
производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для
удовлетворения социальных и общегосударственных нужд.
Высший финансовый контроль за доходами и расходами является, как
отмечает В.Н.Хропанюк, прерогативой парламента. На местах эти функции
выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах
широкими правами такого контроля обладают министерства финансов.[44]
В России таким правами кроме Министерства финансов обладает и
Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет,
Счетная палата (как орган, осуществляющий обязательный аудит организаций) и
т.д.. Несомненно понятие финансового контроля шире понятия налогообложения,
его также, как и налогоблажение можно рассматривать в качестве одного из
аспектов обширной экономической функции государства. Однако, именно в 2002
году президент В.В.Путин высказал идею создания «финансовой полиции»,
которая бы объединила усилия многих правоохранительных органов в борьбе с
преступлениями в области экономики и финансов. По моему мнению, усиление
государственного контроля в области финансов на данном этапе развития
российского государства является актуальной и необходимой задачей, от
решения которой во многом зависит будущее страны.
Что же касается предложенной Л.А.Морозовой внешней функции интеграции
в мировую экономику, то такое включение вполне резонно к настоящему времени
(2002г.) приобрело общепринятый характер.
Несовместимость экономических систем различных типов общества, а так
же ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западным
миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения
партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях
поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера.
Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций
в России.
Особую проблемы в последние годы представляет решение вопроса о
централизации и децентрализации функций российского государства.
Определенные положительные изменения в этом вопросе начались совсем недавно
и выразились в пресловутом «укреплении вертикали власти», а также в
комплексе проводимых реформ (например судебной). Напомню, что ситуацию
начала 90-х годов XX века нередко называют «парадом суверенитетов», когда
пресловутый «суверенитет» провозглашали национальные автономии в составе
РСФСР. Некоторые республики, такие как Татарстан и Башкортостан вообще
подписали федеральный договор лишь в 1994 году.
В настоящее время все еще стоит задача разграничения сфер
деятельности полномочий между федеральными органами власти и органами
субъектов федерации. Есть такие вопросы, при решении которых централизация,
понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна.
А.Б.Венгеров приводит в пример следующие задачи: «совместная оборона,
обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоение
космоса, обеспечение транспорта, связи и.т.д.»[45]
Но есть и вопросы, которые можно и нужно решать на местном уровне.
Например, для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное
взаимодействие центральных органов власти и органов местного
самоуправления.
Данная проблема, по моему мнению, должна быть решена в первую очередь
законодателями на федеральном уровне.
Заключение.
Итак, мною в работе рассмотрены подавляющее большинство аспектов
понятия «функции государства».
Цель работы достигнута на столько, на сколько позволяли это сделать
существующие известные монографичекие источники, учебные пособия и статьи в
журналах. Надо отметить, что несмотря на существование множества как
общепринятых, так и новаторских точек зрения на те или иные вопросы функций
государства, я старался хотя бы кратко, но упомянуть о них в своей работе,
дабы сохранить объективность и полноту освещения проблемы, но в тоже время
высказать свою точку зрения. Теперь же, на основе сформулированных в начале
работы задач можно сделать следующие краткие выводы:
- понятие функций государства весьма неоднозначно, в советское время
возникла полемика между теоретиками права и государства, проявлявшаяся в
более или менее существенно различных трактовках этого понятия; однако,
общепринятой и наиболее выдержанной точкой зрения на сегодняшний момент
является понимание функций государства, как основных направлений его
деятельности, обусловленных классовой и общесоциальной сущностью
государства и социальным назначением;
- функции государства во многом напрямую определяются сущностью самого
государства; первоначальная сущность государства – классовая, но с
демократизацией общества проявляется и общесоциальная сущность;
- функции государства изменяются со временем, их возникновение и утрата
обуславливается текущими задачами государства, а значит и изменениями в
мире; в этом плане для современного этапа развития человечества
характерно решение глобальных проблем – терроризм, экология, наркотики и
многих других;
- функции государства обладают признаками, позволяющими выделять их среди
всех прочих;
- классификация функций государства производится по многим основаниям,
наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние
и внешние; однако и у этого подхода существуют критики; также
неоднозначно отношение ученых к делению функций на основные и
неосновные, однако такая классификация стала в той же мере
общепринятой, на сколько стала общепринятой её спорность; кроме того в
последнее время появились новые критерии классификации согласно
территориальному принципу, принципу разделения властей;
- и все же, признавая наибольшую распространенность классификации функций
на внутренние и внешние, можно выделить охранительную, экономическую,
социальную и экологическую функции среди внутренних, а среди внешних –
функции обороны, захвата чужих территорий, обеспечения мира и
поддержания мирового правопорядка, сотрудничества государств;
- для современного российского государства характерно как правопреемство
функций государства советского, так и отказ от многих пафосных функций
(вроде «братской взаимопомощи») в связи с развалом СССР; появляются
новые функции, характерные и актуальные для современной России – функций
обеспечения народовластия, финансового контроля и интеграции в мировую
экономику;
- зачастую взгляды зарубежных ученых-юристов расходятся с представлениями
о функциях государства, выработанных отечественной юридической наукой;
это проявляется как в абстрагированном рассмотрении самого понятия
функций государства (чисто юридически, без учета изменений сущности
государства и без привязки к государству как социальному институту), так
и в классификации на основании сфер деятельности человека в створе
идеального развития государств Западной Европы и США.
Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993
2. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства.
- Саратов, 1979.
3. Байтин М.И. Теория государства и права. Саратов,1997.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000.
5. Глебов А.П. Новое поколение учебников по Теории государства и права. /
Государство и право. 1997. -№4.
6. Глебов А.П. Понятие и структура функций социалистического государства:
Пособие по спецкурсу "Проблемы теории социалистического государства и
права". - Воронеж, 1974.
7. Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы
в системе функций государства /Правоведение, 1996.-№3.
8. Денисов А.И. Сущность и формы государства. - М.,1960.
9. Каск Л.И., Николаева Л.В. О некоторых вопросах понятия функций
государства / Вест. Ленингр. ун-та. Сер. Экономика, философия, право.
Вып. 2. - Л., 1974.
10. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб., 2001.
11. Лазарев В.В. Теория государства и права: Актуальные проблемы. - М.,
1992.
12. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе / Теория права:
новые идеи. – М..,1991 Вып.1.
13. Манохин В.М. Советское административное право: Курс лекций. Вып. 1.
Часть общая. - Саратов, 1968.
14. Марченко М.Н. Политические теории и политическая практика в развитых
капиталистических странах. - М.,1992.
15. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс. -
М.,2002.
16. Морозова Л.А. Функция Российского государства на современном этапе /
Государство и право. 1993. № 6.
17. Самощенко И.С. О научном единстве проблем общей теории права и
трудового права. М., 1978.
18. Теория государства и права: курс лекций Под ред. Марченко М.Н.. -
М.,1998.
19. Теория государства и права: учебник для вузов. Под ред.
В.М.Корельского, В.Д.Перевалова. - М.,2002.
20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,2000.
21. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.,2001.
22. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М.,
1970.
23. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,1992.
-----------------------
[1] Теория государства и права: курс лекций Под ред. Марченко М.Н.. -
М.,1998. с.80
[2] Самощенко И.С. О научном единстве проблем общей теории права и
трудового права. М., 1978. с. 21.
[3] Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства.
- Саратов, 1979. с. 190-191.
[4] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М.,
1970. с. 8.
[5] Байтин М.И. Теория государства и права. Саратов,1997. с.61
[6] Глебов А.П. Понятие и структура функций социалистического государства:
Пособие по спецкурсу "Проблемы теории социалистического государства и
права". - Воронеж, 1974. с. 34.
[7] Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в
системе функций государства /Правоведение, 1996.-№3, с.5
[8] Манохин В.М. Советское административное право: Курс лекций. Вып. 1.
Часть общая. - Саратов, 1968. с.4.
[9] Каск Л.И., Николаева Л.В. О некоторых вопросах понятия функций
государства / Вест. Ленингр. ун-та. Сер. Экономика, философия, право. Вып.
2. - Л., 1974. с. 105, 107-108
[10] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,2000. с.156
[11] Глебов А.П. Новое поколение учебников по Теории государства и права. /
Государство и право. 1997. -№4. с.64-65
[12] Морозова Л.А. Функция Российского государства на современном этапе /
Государство и право. 1993. № 6. с. 98.
[13] Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб., 2001. с.68-69.
[14] Демичев Д.А. Указ.соч. с.9
[15] Теория государства и права: курс лекций Под ред. Марченко М.Н.. -
М.,1998. с.81
[16] Денисов А.И. Сущность и формы государства. - М.,1960. с.9-10.
[17] Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.,2001. с.72.
[18] Демичев Д.А. Указ.соч. с.10
[19] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. с.141-142.
[20] Морозова Л.А. Указ.соч. с.100
[21] Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.,2001. с.69-70
[22] Теория государства и права: учебник для вузов. Под ред.
В.М.Корельского, В.Д.Перевалова. - М.,2002. с.146
( По-видимому этот пункт является спорным, в связи с проблемой разделения
понятий функции государства и функции управления. - См. Раздел1, Глава1.
[23] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. с.150
[24] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. с.150
[25] Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.,2001. с.73
[26] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М.,
1970. с.134-135
[27] Теория государства и права: курс лекций Под ред. Марченко М.Н.. -
М.,1998. с.93
[28] Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.,2001. с.73
[29] Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе / Теория права:
новые идеи. – М..,1991 Вып.1 с.13
[30] Теория государства и права: курс лекций Под ред. Марченко М.Н.. -
М.,1998. с.94
[31] См.:1) Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. с.152; 2)
Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.,2001. с.74.
[32] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. с.153.
[33] Теория государства и права: курс лекций Под ред. Марченко М.Н.. -
М.,1998. с.85.
[34] Марченко М.Н. Политические теории и политическая практика в развитых
капиталистических странах. - М.,1992. с.166-167.
[35] Лазарев В.В. Теория государства и права: Актуальные проблемы. - М.,
1992. с.90
[36] Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,1992. с.4-7
[37] См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.,2001. с.45-52
[38] Демичев Д.А. Указ.соч. с.12
[39] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. с.154.
[40] Конституция Российской Федерации. – М., 1993
( Я рассматриваю функции российского государства только в советский период.
Хотя свои задачи и связанные с ними функции имелись уже у Древнерусского
государства, а позже и у Российской Империи. Более того, можно утверждать,
что только изучение государственности России, отложившейся на длительной
исторической шкале начиная примерно с реформ Петра I, позволит понять и
успешно решить современные проблемы организации и деятельности нынешней
России.
[41] Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.,2001. с.75-76.
( В последнее время ситуация в этой области меняется к лучшему. Я связываю
это с приходом нового Президента РФ В.В.Путина к власти в 2000г. в
результате всенародных выборов.
[42] Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс. -
М.,2002. с.162.
[43] Морозова Л.А. Указ.соч. с.103-108
[44] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,2000. с.159.
[45] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. с.154
Страницы: 1, 2
|